Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лабораторная работа - Педагогические взгляды и деятельность Симеона Полоцкого - файл 1.doc


Загрузка...
Лабораторная работа - Педагогические взгляды и деятельность Симеона Полоцкого
скачать (115.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc116kb.24.11.2011 11:41скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


«Педагогические взгляды и деятельность Симеона Полоцкого».

План

1.1. Жизнь и деятельность Симеона Полоцкого.

1.2. Философская мысль Симеона Полоцкого – основа его педагогических взглядов.

1.3. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность Симеона Полоцкого.

1.4. Из драмы «Царский наставник» - наставления будущему царю России Федору Алексеевичу.

2. Я.А. Каменский «Великая дидактика»- аннотация.

3. Требования к личности учителя революционеров – демократов В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

^ Жизнь и деятельность Симеона Полоцкого.

Самуил Гаврилович Петровский – Ситнянович родился в начальных числах декабря 1629 года. По – видимому, местом метом его рождения был Полоцк, в сохранившихся «росписях дворцов» которого фамилия Петровский называется рядом со Скоринами и Тяпинскими. Отсюда и полученное им позднее, уже в Москве, прозвище – Полоцкий. Не исключено, что его закреплению писатель обязан своей принадлежностью к братии Полоцкого Богоявленского монастыря, куда он был принят 8 июня 1656года под новым именем Симеон. Учитывая выдвигаемое Симеоном деление всего времени своего обучения на семилетние периоды, можно полагать, что получив начальное образование приблизительно в 1643году, он становится студентом Киево – Могилянской коллегии. Около 1650 года ему было присвоено звание «дидаскал». Дальше путь его лежал в Вильну – культурный центр Княжества Литовского, где особой славой и могуществом отличалась Виленская иезуитская академия. Молодой «дидаскал» вскоре вступил в униатский орден Василия Великого. В июле 1655 года Симеон принимает постриг в монахи Богоявленского монастыря. С приходом Симеона в монастырь Полоцкий Богоявленский монастырь с его братским училищем превращается в важный культурный центр. Симеон, придерживаясь позиции мирного согласования догматических религиозных разногласий, никогда не выступал с резкой критикой католицизма. Пожалуй, наиболее характерной чертой его поэтических произведений, написанных в период учительства в братской школе, был патриотизм, искренняя любовь к своему родному городу, к своему краю.

Весной 1664 года Симеон окончательно перебирается в Москву.

Благожелательное отношение царя Алексея Михайловича к ученому белорусу, покровительство советником государя по церковным делам – ученым Паисиен Лигаридом, другими церковными иерархами, все это способствовало тому, что Симеон получил возможность являться во дворец по всем торжественным случаям со своими стихотворными поздравлениями.

Положение писателя еще больше упрочилось с 1667 г. – после того, как он был официально назначен воспитателем и учителем царских детей. Как лицо духовное, сообразно полученному образованию и традициям, Симеон считал для себя престижным делом сочинение различных проповедей. Однако, как и раньше, главной заботой Симеона в период его жизни в Москве была учетно-просветительская деятельность. В конце 1678 – начала 1679 г. ему представилась возможность открыть во дворце (в «Верху») независимую от патриаршей цензуры Верхнюю типографию. Симеон в просветительских целях широко использовал именно ее. Начав службу при царском дворе в качестве переводчика, писатель не оставил этого занятия до последних дней. Им были переведены с польского и латыни на церковнославянский язык или художественно обработаны многие литературные сочинения, в числе которых сказания «О иконе Божия матери Владимирской», «Ветроград душевный», «История о Варлааме и Иасафе» и др. Кроме того, Симеон принял участие в заключительном этапе работы по полному переводу Библии. Симеон Полоцкий скончался на 51- году жизни 25 августа 1680 года. Свою большую библиотеку писатель завещал распределить в основном между четырьмя монастырями, к которым он имел непосредственное отношение, - Московским Заиконоспасским, Полоцким Богоявленским, Киевскими – Печерским и Братским (1, 6-10).

^ 1.2. Философская мысль Симеона Полоцкого.

Философию Симеон Полоцкий подразделяет на «разумительную» (логику), «естественную» (физику), «нравную» (этику). Как и древние греки, он понимает философию как мудрость, философа как мудреца, знающего и умеющего жить в мире. Философия имеет большое значение в жизни каждого человека, особенно в его нравственном становлении. «яко врачество болезнь исцеляет…» - пишет просветитель, - так и «философия нрав зол души исцеляет…» если бы люди жили по христианским заповедям (т.е. мудро и справедливо), то философия, утверждает Симеон Полоцкий, им была бы не нужна. Однако мир и человек несовершенны. Философия учит сосредотачиваться на главном и отвлекаться от суеты, но не бояться сильных, смиренно переносить невзгоды, жить мирно с людьми, дает возможность предвидеть ход событий. Она помогает человеку определить смысл жизни, который, как думают многие, не в богатстве, а в мудрости, считает Полоцкий. Удивительно, но факт: являясь глубоко религиозным человеком, философию он ставит выше религии. Особенно в том случае, если это касается формирования человека. Философия полезна не только для индивидуума, но и для государства. Она, как никакая другая наука, помогает «устроять» крепкую государственность.

Согласно философской традиции Симеон Полоцкий считал, что мир состоит из трех частей: первообразного мира (Бог), макрокосмоса (природы), микрокосмоса (человека). Бог является активным и творящим духовным началом, которое №из ничего» творит все. В результате творения возникают две части мира: вещественная, он ее еще называет стихиями (земля, вода, воздух, огонь) и духовная. Из стихий образуется мир отдельных вещей и тел (макрокосмас – природа), а на основе духовной части – ангелы (бестелесные существа) и души человека. Сочетание материальной и духовной частей образуют человека (микрокосмос). Решая проблему соотношения души и тела, философ отдает предпочтение душе, поскольку тело смертно, а душа бессмертна.

Что касается познавательности мира, то первообразный (Бог) непознаваем. В него надо только верить. Другие две части: природа и человек – познаваемы. Чувственное познание является первой и необходимой ступенью в постижении природы и человека. Человек представляет собой, по мнению ученого, город с пятью входными воротами (зрением, слухом, обонянием и вкусом) через которые он и приобретает первичные знания.

Чувства присущи и животным, человек же превосходит их своим разумом, который Симеон Полоцкий связывает не со способностью к отвлеченному понятийно – логическому мышлению, а с условием – возможностью поступать нравственно. Поэтому центр разума находится в человеческом сердце. Его задача – хранить добрые мысли, так как «от добрых то помыслов благая производна, бывает, от злых таки злая». Симеон Полоцкий утверждал, что рациональные позиции не безошибочны. В соответствии с рассмотрением разума в связке с нравственностью ошибки разума он называет грехами. Первый грех человеческого ума состоит в невежестве. Причины его кроются в нежелании учиться, в отсутствии условий для учебы и настойчивости в преодолении трудностей.

^ Второй – в нерассудии (в необдуманности, некритическом заимствовании знаний).

Третий – в скородумии (в поспешных выводах).

Четвертый – в непостоянстве ума.

^ Пятый – в упрямстве (в нежелании признать свои взгляды ошибочными).

Шестой – мудрствовании плоти (в направленности разума на удовлетворения телесных наслаждений, когда человек живет не разумом – сердцем, а телом).

Седьмой – в желании узнать то, что меньше всего дает человеку пользы.

Симеон Полоцкий отмечает, что интеллектуальные способности совершенствуются в процессе полезной практической деятельности и учебы. Целью познания является истина. Мыслитель является сторонником учения о двойственной истине. Истина религиозная – предмет веры, философская достигается с помощью разума.

Учение о человеке философ решает с христианско-гуманистических позиций. Он выступает за активный, общественно – полезный образ жизни. Ему чужд суровый аскетизм (особенно он выступает против постов, которые изматывают человеческий ум, истребляют силу, рождают дух уныния и печали), бездеятельное времяпрепровождение. Симеон Полоцкий рассматривает человека во взаимосвязи с социальной общностью (семьей, общиной, государством), вне которой не может происходить становление его как личности. Симеон Полоцкий неоднократно подчеркивал и роль самовоспитания в формировании гражданина. По наследству ему не передаются родительские добродетели. Каким он станет в будущем, зависит от самого человека, от его добрых дел:

Родителей на сына честь не прехождает,

Анзе добродетелей их не подражает.

Лучше честь собою комуждо стяжати,

Нежели предков си честию снятии.

(из истории философской и общественно – политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI – нач.XIX вв. Мн., 1962, стр.283).

Не передаются по наследству по наследству и интеллектуальные способности. Через усердие, постоянное чтение, человеческий ум делается острым, хотя при рождении такого и не было, заявляет ученый. В нравственном формировании человека велика роль семьи, родителей. Отец несет прямую ответственность: воспитывать ребенка добродетельным, прежде всего силой своего нравственного примера. Мыслителя печалит то обстоятельство, что человек ведет себя иногда хуже зверя, «яму друг другу копают, а попавшего в нее стараются не выручить, а быстрее засыпать» (Коялович М.О. Литовская церковная уния. Спб.,1859,1861,стр.68).

Поэтому благо, если у человека есть друг, утверждает ученый. Другом может быть далеко не каждый, а только тот, кто смело в глаза осуждает твои недостатки, помогает в нужде и добрых делах, не оставляет в дни печали. И, наоборот, надо сторониться людей, которые в веселии с тобой, а в трудное время бросают.

Одной из главных добродетелей Симеон Полоцкий считал мудрость, образованность, которые необходимо решить в делах – таково требование философа. Бездеятельность не только безнравственна, но и преступна, считает он.

Человек обладает свободой, которая не зависит ни от судьбы, ни от звезд, а от него самого. Поэтому человек ответственен за свои поступки. Для недопущения зла у него с детских лет надо воспитывать добродетели:

Древо старое трудно пресаждати,

Також де правы стариков изменяти,

Древо младое удобно клонится,

Тако юноша всяческим учится.

Иже таком сосуд новый исполнится,

Чрез многая лета в нем сохранится:

Тако нрав юноши от детства всажденный,

Даже до старости бывает храненный.

(из истории философской и общественно – политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI – нач.XIX вв. Мн., 1962, стр.263).

Просвещенность и добродетель, усердие в труде (как в интеллектуальном, так и физическом) на благо людям и отчизне формирует у человека личные достоинства (2,165-170).

Философская мысль Симеона Полоцкого легла в основу его педагогической деятельности и педагогических взглядов.
^ 1.3. педагогическая деятельность и педагогические взгляды

Симеона Полоцкого.

В Полоцке мощное братство сложилось при Богоявленском монастыре, где построили братскую школу. Воспитание в ней было поставлено на высокий уровень. Во второй половине XVII столетия в братской школе преподавал Симеон Полоцк ий. При школе он организовал театр, для которого писал морально-поучающие произведения на церковную тематику. на первое место в братских школах выдвигалось обучение на славянском языке. В братских школах также изучались греческий, латинский язык, грамматика, диалектика, красноречие, арифметика, геометрия, астрономия, музыка (3,58).

В 1664 году, после возвращения в Полоцк поляков, Полоцкий переехал в Москву. В 1665 году преподавал в Спасской школе грамматику, риторику, латинскую философию богословие, вероятно и польский язык. Главной целью школы была подготовка переводчиков для Посольского приказа. С 1667 года был воспитателем царевичей Алексея Алексеевича и Федора Алексеевича, а с 1679 года наблюдал за учителем Петра 1 (Никитой Зотовым). Симеон Полоцкий обучал также детей других знатных лиц (4,447).

Выпускник Киево-Могилянской академии Симеона Полоцкий (1629-1680), его ученик Сильвестр Медведев (1641-1691) и другие не только участвовали в организации новых учебных заведений в России, но и развивали отечественную педагогическую мысль. В своих сочинениях при сохранении в целом древнерусских традиций воспитания они уделяли большое внимание обучению языкам и наукам. Симеон Полоцкий был автором ряда сочинений («Псалтырь римфования», «Вертоград многоцветный», «обед душевный», «Букварь языка славянска»), а также более двухста проповедей и поучений. В них он представал необычным для России мыслителем-педагогом, утверждавшим, что философия есть «наставница в нравах», ибо «не знающий себя, ничего не знает». Окружающий мир представлялся ему книгой, написанной Богом, и задача учителя, по его мнению, состояла в том, чтобы научить детей читать эту книгу. Обучение должно было осуществляться на латинском , греческом и родном языках. Среди средств обучения Симеон Полоцкий выделял публичные выступления, которые помогали учащимся овладеть риторикой, развивать дикцию, память, воображение (5,163).

Мысль о создании в Москве академии по образцу Киевской возникла в конце 70-х годов XVII века. Инициатором создания такой академии был прибывший в Москву из Белоруссии известный писатель и педагог Симеон Полоцкий. Он составил «Привилею» (учредительную грамоту) академии, но она сначала не была утверждена царем. По этому проекту в академию должны приниматься только православные люди. Цель академии – подготовка образованных людей, необходимых государству и церкви. Проектом намечалось преподавание «семи свободных наук» (т.е. риторика, грамматика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка), богословия и «науки правосудия». Расширяя образовательные задачи академии, проект в тоже время возлагал на нее задачи блюстительницы православных канонов и оплота борьбы с ересями и отступничеством от православия (6,153).

Симеон Полоцкий составляет проект устава академии – высшего учебного заведения (славяно-греко-латинская академия), с обширным кругом преподаваемых дисциплин, в которой учились бы люди всех сословий, получая образование, как для духовной, так и для светской деятельности. В устав закладывалось обязательное изучение славянского, греческого, латинского и польского языков, свободных наук, церковного и гражданского права (2,165).

В 1679 году, когда исполнилось семь лет Петру 1, ему Полоцкий адресовал изданный «азтуновнк», известно, что в этом возрасте в России начали приближать детей к букварю. А Симеон Полоцкий стал наставником Петра.

«Букварь» был творение высокого художественного и четкого полиграфичного оформления. Автор позаботился, чтобы детям привить любовь к знаниям. В начале букваря помещены стихи, в которых говорится о пользе обучения, о том. Что чем больше воли при этом, тем более значительные итоги. И вступительный артикул имел дидактический характер, определялись как воспитательные цели, так и практические, давались рекомендации как лучше овладеть азбукой.

Воспитательные принципы, которых придерживался Симеон Полоцкий отражали состояние педагогической науки того времени. Поэтому Симеон Полоцкий не отрицал наказания учеников за разные провинности, правда «лупцыука» рекомендовалась дифференцированно, в зависимости от возраста. Видно, что и сам Петр 1 в маленстве розг попробовал. Хотя букварь делался специально для царевича, им пользовались многие, тираж книги был большой. Издал Полоцкий и «Тестомент», авторство которого приписывается императору Василию Македонянину. Это поучительные рекомендации, которые тот адресовал своему сыну Льву Философу. Симеон Полоцкий внес стилистические поправки и 3 января 1680 года издал эту книгу со своим стихотворным предисловием (7,115).

В 1672 году Симеон Полоцкий написал пьесы «Комедия о блудном сыне» и «О Навуходоносоре царя». Однако главное внимание он уделял поэтическому творчеству. Многочисленные стихотворения объединены им в сборнике «Вертоград многоцветный» (1678) и «Римфологион»(1679). Поэзия Симеона Полоцкого носит дидактический характер. В своих стихах он сообщает сведения из всемирной истории, географии, зоологии, минерологи, разъясняет некоторые термины.

Перу Полоцкого принадлежит предисловие к начальным учебным книгам: «Букварь»1679, «Часослов»1681. Особое внимание Симеон Полоцкий уделял обучению ребенка в раннем возрасте (с 7 лет), когда он представляет собой «скрижаль ненаписанную». Полоцкий считал, что обучение в это время должно быть образным и наглядным. По достижению ребенком 14 лет от изучения «Слова», по плану Полоцкого, надо переходить к изучению свободных наук, а еще через 7 лет к изучению «гражданских законов». Главная задача воспитания, по мнению, Симеона Полоцкого лежит на родителях ребенка. Они не должны губить ребенка чрезмерным «ласканием» и «ненаказанием» (он допускал телесные наказания). Родители обязаны изолировать ребенка от «злого общества». С самых ранних лет детей следует учить рукоделию, прививая им трудолюбие. По мнению некоторых ученых, Симеон Полоцкий является автором «Академического привилея»1680 – проекта учреждения славяно-греко-латинской академии в Москве, которая планировалась как всесословное высшее учебное заведение, где изучались бы не только церковные, но и светские дисциплины (4,447).

В драме «Царский наставник» Скотелев Э. рассказывает о Симеоне Полоцком, который наставляет, как действовать в создавшихся условиях не только детей Федора и Софью царя Алексея Михайловича, но и самого царя.

Симеон :

Царевич Федор!.. ты же, глянь-ка, хворый!

К заутрени собрался? Не спеши!..

Федор:

А хлебы-то зачем к себе принес?

Симеон:

Ты, Федор, про кормленье это, что ли?

Бывает часом, заповедь нарушу

И в пост чего-нибудь сжую.

Неможется когда, поесть потребно

Аты-то, яко сиплый уголек…

Что умоленью здравия не чинит,

То по закону надо соблюдать.

Федор:

Греховное изрек ты ныне, отче.

И далее Симеон дает наставления будущему царю Федору, в которое вкладывает весь смысл своих педагогических взглядов и нравственного определения правления государством.(8,стр.10,11, 12,13,14,15).

Симеон:

Святой не согрешит.

Что ни содеет, все во имя Бога…

Архиереям на слово не верь.

Они лишь сторожа при горнем храме.

И правили бы дело хорошо,

Когда бы суетой не соблазнялись…

Федор:

Тебе владыко ныне враг.

И патриарх, и всяк его сподручник…

Симеон:

Враг не содеет столько, сколь невежда…

Слепцы слепцов наставить, не способны.

Погибло стадо, если пастырь вор!..

Заметь себе, что сатрясает царства-

Не нищета, не темнота, но зависть-

Первопричина нищеты и тьмы!..

В пучину опускаются державы,

В каких великодушья не сыскать,-

Там ни богатств, ни света знанья нету…

Федор:

Царь – божий перст!

Симеон:

А я б изрек пространней, но точнее:

Закон – вот что такое государь!..

Ни римляне, ни греки дураками

не прозябали. И своих царей

они учили долго и надежно,

и тот, кто был воистину учен,

прославился свершеньем богатырским…

царь должен слышать каждое дыханье в своей державе…

Кто трудится, тому дает судьба…

Лишь тот печатью вечности отмечен,

В ком сходятся умелец и мудрец,

Кто всем другим - заботливый отец…

Уйти богатырем во тьму веков –

Вот путь царя! Пусть будет твой таков!!!

^ 2. Я.А. Каменский «Великая дидактика»- аннотация.

Ян Амос Каменский (1592-1670) – крупнейший педагог – демократ, выдающийся общественный деятель был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика", «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. В знаменитом труде Я.А. Каменский «Великая дидактика» изложены основные мысли великого педагога на цели и принципы обучения и воспитания, на организацию школ, методы учебно-воспитательной работы (1,90).

В педагогической системе Каменского нашла свое выражение пантеистическая точка зрения на мир, согласно которой Бог отождествляется с природой. Принцип природосообразности воспитания составляет методологическую основу его педагогики. Человек – часть природы и подчиняется, как частица природы, ее главнейшим, всеобщим законом.

Цель воспитания, по Каменскому,- подготовка человека к загробной вечной жизни. Он выделяет три ступени (задачи) воспитания: познание себя и окружающего мира (знание языков и наук – умственное воспитание); управление собой (добрые нравы – нравственное воспитание); стремление к Богу (вера в благочестие – религиозное воспитание). Содержание воспитания у него составляет семь кардинальных добродетелей.

  • Мудрость, которая заключается в том, чтобы судить о вещах справедливо, считать каждую вещь только такой, какая она есть.

  • Умеренность – ничего сверх меры, соблюдать умеренность в пище и питье, во сне и бодрствовании, в работе и играх, в разговоре и молчании.

  • Мужество – эта добродетель предполагает наличие в человеке развитого ума и твердой воли, терпеливо преодолевать трудности.

  • Выносливость в труде – школа воспитывает из них людей, которые не станут «тунеядцами», бесполезным бременем земли.

  • Справедливость – способность человека воздавать каждому свое, избегая лжи и обмана.

  • Гуманизм – готовность услужить другим и желание к этому.

  • Богопочитание – одна из самых главных добродетелей (2, 52-55)

Давая высокую оценку воспитанию, Каменский подчеркивал: «Человек делается человеком только благодаря воспитанию, которое лучше начинать с детства».

Исходя из многолетних наблюдений и своего педагогического опыта, Каменский выделил шесть типов способностей у детей и соответственно различные методы работы учителя (например, дети тупые, равнодушные и вялые требуют от учителя большого терпения).

Несмотря на различные способности, всех детей надо обучать и воспитывать (3, 57).

Исходя из природы человека Каменский предложил возрастную периодизацию, выделив четыре периода по 6 лет каждый:

  • Детство

  • Отрочество

  • Юность

  • Возмужалость

Каждому периоду соответствует своя ступень образования:

  • Материнская школа

  • Школа родного языка

  • Латинская школа или гимназия

  • Академия

Для каждой ступени, кроме академии, он подробно разрабатывал содержание образования. Каменский ввел понятие «учебный год», разбив его на четыре четверти, установил каникулы и расписание учебных занятий, теоретически обосновал и практически применил классно-урочную систему. Я. Каменский подверг резкой критике словесно-догматические методы обучения, господствующие в средневековье и провозгласил необходимость начинать обучение с чувственного восприятия реальных вещей, явлений и вести к пониманию их причин. Он ввел «золотое правило» дидактики:

«Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами (полисенсорный подход к обучению)».

Кроме принципа наглядности в обучении он выдвинул также принцип сознательности, систематичности, последовательности, прочности и развития познавательных способностей учащихся.

Все эти принципы не потеряли своей актуальности до нашего времени, хотя за несколько столетий некоторые из них развились, уточнились и обогатились.

Таким образом, Ян Амос Каменский изложил основы новой дидактики и новых организационных форм обучения. В этом его огромная заслуга перед человечеством (2, 55-56).


^ 3. Требования к личности учителя революционеров – демократов В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.




Требования к личности учителя


В.Г. Белинский

«Разумное воспитание и злого по натуре делает или менее злым, или даже добрым, развивает до известной степени самые тупые способности… так дикое лесное растение, когда его пересадят в сад и подвергнут уходу садовника, делается и пышнее цветом, и вкуснее плодом»

Белинский против такого обучения, которое страдает тяжестью, сухостью, педантизмом, которое лишено «здравого смысла, живости ума, инстинкта истины, такта, действительности». Большое значение он придавал наглядности, которую он характеризовал как материальное и чувственное вспомогательное средство для спасения бедных детей «от сухой, мертвенной методики». Вместе с тем Белинский ценил логическое развитие детей, воспитание у них способностей к стройному логическому мышлению. Проводя воспитательную работу на уроке, учитель, по мнению Белинского, избегает сухих тенденций, холодного нравоучения, сухого рассказа. Пусть будет использовано живое изложение, описание картины, полное жизни движения, проникнутых одушевлением, согретых теплотой чувства. Если речь идет о книгах, то они должны быть написаны языком легким, свободным, игривым, цветущим. Поменьше скуки и поучений. Он ссылается на воспитательные возможности на уроках истории, на которых можно показать «примеры высоких действий представителей человечества, действительности добра и «призрачности» зла. В области нравственного воспитания огромное значение имеет воздействие на чувство, эмоцию. Поэзия, музыка пусть воздействуют прямо через сердце мимо головы. Решающую роль играет убежденность самого педагога, его искренность и увлеченность. Только могуч, когда человек говорит от души, от убеждения, любви и веры, его слова как бы по электрическому проводу сообщаются другой душе». Белинский рекомендует не «выговаривать нравственную мысль», но дать детям почувствовать, дать им самим ее вывести. Важнейшее средство нравственного воспитания – это любовь и уважение к личности ребенка, знание и понимание его потребностей. Огромное облагораживающее значение в плане нравственного воспитания имеет труд, который надо превратить в привычку, наслаждения и счастья для детей. В воспитании нет и не может быть мелочей. Пример окружающих и биографии замечательных людей оказывают на детей большое воспитательное влияние [1,101-102].


Н.Г.Чернышевский

Организация, методы и приемы обучения должны всемерно содействовать успешному овладению учащимися разнообразными знаниями, всестороннему развитию духовных сил и способностей, росту и укреплению правильных убеждений у учащихся. Для этого необходимо, с точки зрения Чернышевского, обеспечить как минимум следующее:

  • При определении объема и характера материала и самих приемов обучения строго учитывать особенности учащихся, их силы и способности;

  • Соблюдать в процессе обучения и воспитания строжайшую постепенность и последовательность;

  • В изложении, в определениях, в формулировании выводов и заключений обеспечить максимальную ясность, точность и определенность;

  • Действовать на учащихся главным образом мерами убеждения и средствами, возбуждающими интерес к обучению, а не принуждением.

Среди разнообразных методов и приемов обучения Чернышевский отводил наиболее видное место слову учителя, беседе и самостоятельной работе учащихся.

Рассказ учителя , по его мнению, должен отличаться прежде всего непринужденностью изложения и полнотой выражения мысли. Он должен быть связан и полон, передавать события в строгой логической последовательности, не обременен мелочными подробностями. Чернышевский категорически осуждал всякую попытку превратить учебный процесс в развлекательство, интересное преподавание есть только средство, а не самоцель. Чернышевский подчеркивал неоднократно, что процесс обучения является и процессом воспитания. Методика воспитательной работы, по Чернышевскому, строится на принципах любви и уважения и личности ребенка, недопустимости насилия над ним, глубокого изучения его внутреннего мира, его природы и потребностей. Особое значение имеет воспитание активности и самостоятельности детей. Недопустимо форсирование развития детей. Будучи противником наказания, Чернышевский, однако, писал, что бывают случаи, когда «принудительные меры прививаются разумом и предписываются совестью» [1,120-121].

Предъявляя требования к учителю, Чернышевский говорил, что предмет и задачи педагогического труда очень сложны и ответственны. Учителю очень важно заниматься своим делом усердно и добросовестно, надо непременно знать ученика, уважать в нем человека и никогда не пользоваться негуманными мерами воздействия на него. Учитель при каждом своем занятии должен обеспечить высокий уровень его совершенства, как со стороны содержания, так и со стороны его формы. Тогда все учащиеся будут заниматься с интересом, непринужденно и с охотой, всякая невнимательность и недисциплинированность будут исключены сами собой. Чернышевский считал, что учитель, призванный всеми своими силами служить благу родины и народа, не может ограничиваться занятиями с детьми, он непременно посвятит себя в свободное от этих занятий время распространению знаний среди населения.

Он натаивал на изменении отношения к учителю, на коренном улучшении его материального и правового положения и, наконец, на представлении ему как можно большей самостоятельности в проводимых с детьми занятиях [1,122].


Н.А. Добролюбов

Целью нового «настоящего» образования Добролюбов, как и Чернышевский, считал подготовку гражданина – активного и сознательного участника в общественных делах, непоколебимого борца за социальное преобразование общества, всесторонне развитого в физическом, умственном и нравственном отношении. В качестве важнейших условий и средств воспитания и поддержания среди учащихся сознательной дисциплины Добролюбов называл следующие: заботливое, внимательное и ровное отношение учителя с учащимся, своевременное ознакомление учащихся с их обязанностями, настойчивость и последовательность (постоянство) в требованиях учителя и учащимся и заботливым отношением к ним, пример учителя и использование положительных примеров поведения учащихся Добролюбов требовал такого обучения, которое обеспечивало бы осмысленное усвоение учащимися изучаемого материала, фактов, понятий, выводов и заключений, повышало активность ученика. Обучение должно воспитывать правильные взгляды и убеждения, моральный облик. Это требование будет успешно реализовываться, если в содержании обучения будет обеспечена научность знаний, а во всем процессе обучения – осмысленность и активность учащихся, ясность, точность и правдивость изложения, а также гуманное отношение учителя к каждому ученику и такое же отношение учащихся друг к другу, к взрослым и воспитателям.

В наглядности обучения Добролюбов видел средство, при помощи которого достигается ясность и конкретность восприятия, обеспечивается наиболее глубокое понимание, а дети избавляются от убийственного догматического способа обучения. Он требовал и самого внимательного отношения к индивидуальным особенностям ученика.

Добролюбов дает конкретные указания применительно к преподаванию отдельных дисциплин. Преподавание русского языкеа нужно начинать с изучения литературных произведений. Желательно при этом использовать материалы из истории и других областей знаний, как напимер теории словесности.

Учитель географии может отправиться с детьми на прогулку, соблюдать связь с историей.

Добролюбов считал, что учитель должен непременно иметь «чрезвычайно высокое всестороннее развитие, обширные разнообразные знания», полагал, что и при наличии высокой и разносторонней общенаучной подготовки он не будет полноценным работником в своей области, если будет иметь «весьма смутные понятия об искусстве обучения и воспитания».

Очень большое значение придавал Добролюбов убеждениям и нравственному облику учителя. Он писал, что только тот учитель будет хорошим воспитателем, который, помимо высокой общей и педагогической подготовки, будет иметь ясные, твердые и непогрешимые убеждения и представлять собой образец моральной чести. Учитель к тому же должен глубоко любить детей, любовно выращивать ребенка [1,124-130].


Используемая литература.

  1. Полоцкий С. Верши. /Сост. подгот. текстов.вступ.ст.и коммен. В.К. Былинина, Л.У. Звонарева; науч. Ред. В.Г.Короткий.- Мн: Маст.лит., 1990.-447с. /Стр. 6-10.

  2. Козел А.А. Философская мысль Беларуси: учеб. пособие/ А.А. Козел.-Мн.: Амалфея, 2004.-852с./стр.165-170.

  3. Кулинкович К.А., Грыметь А.А. История педагогики: учеб. Для студентов пед. Спец. Высш. науч. зав.- Мн.: изд. М.Скакун, 2000.-256с./стр.58.

  4. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия. /Изд. Советская энциклопедия с.447/

  5. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие для пед. Учеб. Заведений /под ред. А.И.Пискунова- М.: ТЦСФРА, 2007-496с./стр.163.

  6. Константинов Н.А. и др. История педагогики :учебник для студентов педвузов /А.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шибаев – М.: Просвещение, 1982-447с. /стр.153.

  7. Марцинович А.А. Кто мы, откуда мы…истор. Эсэ,нарысы. В 2-х кн. КН.-1,-Мн.: Полымя , 1996-511с./стр.115.

  8. Скобелев Э. Хранители света: драмы.-Мн.: Маст.лит., 1991-272с./стр. 10,11,13.


Используемая литература на работу Я.А. Каменского

«Великая дидактика».

  1. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: учеб.пособие для студентов пед ин-тов/А.И.Пискунов.-М., Просвещение 1971-560с./стр. 90.

  2. Варенова Т.В.краткая история педагогики: учеб. Пособие для студ. Пед.спец. вузов /Т.В.Варенова.-М.,ООО«Асар», 2004-256с./стр.52-56.

  3. Капранова В.А. история педагогики : учеб.пособие для студ. Пед.спец. вузов / В.А. Капранова.-м.: Новое знание,2007.-240с./стр.57.


Используемая литература к третьему заданию.

  1. Константинов Н.А., Смирнов В.З. история педагогики. /Просвещение –М., 1965-278с./стр.101-102, 120-122, 124-130.



Скачать файл (115.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации