Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Деятельность Социального Педагога В Учреждениях Образования - файл 1.doc


Контрольная работа - Деятельность Социального Педагога В Учреждениях Образования
скачать (118.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc119kb.24.11.2011 11:51скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Содержание

Задание 1. Раскройте цели, задачу и специфику деятельности социального педагога в высших учебных заведениях……………….…………2

Задание 2. Охарактеризуйте типовое положение о Центре Практической психологии и социальной работы в школе…………...…………………………6

Задание 3. Изобразите схематично систему образования и типы учебных заведений в Украине………………………………………...……………………7

Задание 4. Составьте примерный план работы социального педагога средней общеобразовательной школы на год……………...…………………..12

Задание 5. Напишите эссе на тему «Как и в каком учебном заведении, вы видите себя в роли социального педагога и практического психолога»

Эссе………………………………………………………….………………17

Вывод……………………………………………..…………………………18

Список литературы…………………………………………………………19

Задание 1. Раскройте цели, задачу и специфику деятельности социального педагога в высших учебных заведениях.

Успешность обучения студентов в вузе во многом определяется реальными условиями их жизнедеятельности, характером возникающих в процессе учебы проблем и возможностями их разрешения со стороны администрации, преподавателей, а также служб социальных педагогов и психологов. Для правильного определения стратегии воспитательного воздействия педагогические работники вуза должны четко представлять спектр тех актуальных проблем, которые имеют место в студенческой среде. 

Деятельность социального педагога в высшем учебном заведении регулируется Законом Украины об образовании, Положением о студенческой социальной службе, Положением о Центре практической психологии и социальной работы в учреждениях образования, и другими законодательными и нормативными документами.

В соответствии со статьей 22 Закона Украины об образовании в учреждениях системы образования осуществляется социально-педагогический патронаж:

«Социально педагогический патронаж в системе образования способствует взаимодействию учебных заведений, семьи и общества в воспитании детей, их адаптации к условиям социальной среды, обеспечивает консультативную помощь родителям, лицам, которые их заменяют. Педагогический патронаж осуществляется социальными педагогами»

Декларация «Об общих положениях государственной молодежной политики в Украине» от 15.12.1992г. утверждает, что Государственная молодежная политика в Украине является приоритетным и специфическим направлением в деятельности государства. Она осуществляется в интересах молодежи и общества с учетом экономического, социального, исторического, культурного развития Украины и мирового опыта государственной поддержки молодежи.

Целью социально педагогической деятельности в высших учебных заведениях Украины является решение социальных проблем и улучшение положения студенческой молодежи, предоставления комплекса социальных услуг, студентам, создание благоприятных условий для их самореализации и самоусовершенствования.

Объектами социально-педагогического воспитания в ВУЗе являются: студенты, преподаватели, студенческая группа, родители.

В высших учебных заведениях социальный педагог может помочь:

а) педагогу: разработать индивидуальную методику работы со студентом по его обучению и воспитанию; организовать социально-педагогическую работу в академической группе; оказать помощь в подготовке методики реализации взаимоотношений с отдельными членами коллектива или родителями; помочь в разрешении конфликта между педагогом и студентом;

б) студенту советами (консультацией): в работе по самосовершенствованию; как преодолеть (предупредить в будущем) конфликтные ситуации (отношения) в группе с педагогом и родителями;

в) родителям консультацией, советом, методической помощью: в налаживании взаимоотношений с сыном (дочерью); в корректировке социально-педагогической работы со своим ребенком; в развитии (согласовании) отношений с преподавателями в интересах совершенствования социально-педагогической работы с юношами и девушками.

Задачами социально педагогической деятельности в ВУЗе являются:

  • создание благоприятных условий для реализации социальных прав студентов;

  • осуществление профилактических мероприятий по предупреждению негативных явлений в студенческой среде;

  • поддержка и развитие волонтерского движения в студенческой среде;

  • реализация программ социального становления и социальной поддержки студентов в пределах национальных и государственных целевых программ.

  • создание необходимых условий для укрепления правовых и материальных гарантий относительно осуществления прав и свобод молодежи;

  • развитие ее творческих возможностей и инициатив, широкое вовлечение юношей и девушек к активному участию в национально-культурном возрождении украинского народа, формирования его сознания, развития традиций и национально-этнических особенностей;

  • координацию усилий всех структурных компонентов вуза (ректората, деканатов, кафедр, отделов и служб), организующих обучение и воспитание молодежи; развитие интеллектуального потенциала молодежи, создание гарантий для получения юношами и девушками профессиональной подготовки;

  • обеспечение занятости выпускников вуза, их правовой защиты; оптимизацию условий для непосредственного участия юношей и девушек в возрождении духовных и культурных ценностей украинского народа;

  • формирование у студентов национальной гордости, патриотизма, психолого-педагогической культуры; охрана здоровья молодежи, воспитание у юношей и девушек глубокой потребности в духовном и физическом развитии, обеспечение здорового генофонда суверенного народа Украины.

Социальная работа со студентами ВУЗов предполагает:

а) социальную поддержку различных категорий семей; детей и молодежи с особенными потребностями; детей -сирот и детей, которые лишены заботы родителей; военнообязанной молодежи;

б) профилактику алкоголизма, наркомании, проституции, ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний; правонарушений;

в) содействие трудоустройству и развитию одаренной молодежи;

г) совершенствование правового и культурного образования молодежи.

Поставленные основные задачи решаются благодаря деятельности центров системы социальных служб, которые функционируют при органах исполнительной власти. Именно они готовят кадры социальных педагогов, которые организуют социальную работу на местах (село, район, город) и осуществляют ее управление.

Перестройка государства, изменения общественной жизни, определили социально-экономические, общественно-политические и духовно-культурные проблемы разных социальных групп молодежи. На социализацию молодежи влияют: объективные, субъективные условия микросреды и социальные отношения, происходящие в обществе и отображающиеся в сознании молодежи, их потребностях, мотивах, ценностных ориентациях. Высшая школа, как основная сфера формирования квалифицированных специалистов, фокусирует все оттенки общественного развития и проблем, накладывающихся на социальную сущность студенческой молодежи.

Задание 2. Анализ Типового Положения про Центр практической психологии и социальной работы

Типовое Положение про Центр практической психологии и социальной работы было утверждено приказом Министерства образования и науки 14 августа 2000 года министром В. Г. Кремень. Ответственный за выполнение заместитель министра Огневюк В. О.

Положение состоит из семи разделов.

В первом разделе приводятся общие положения о Центрах практической психологии и социальной работы, об особенностях их управления, функционирования, взаимодействия с юридическими и физическими лицами.

Раздел второй описывает цели, основные задания и функции центров: «Цель деятельности Центров, методистов, которые отвечают за психологическую службу, заключается в психологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса и организации социально педагогического патронажа в дошкольных, всех типах общеобразовательных и других учебных заведениях системы общего среднего образования.

Задания Центров (методистов) заключаются в осуществлении организационных и учебно-методических функций в отрасли практической психологии и социальной работы,..» и т. д.

В третьем разделе приводиться структура и управление Центрами.

Четвертый раздел: Права и обязанности центров.

Пятый раздел: имущество и финансово хозяйственная деятельность центров.

^ Шестой раздел описывает особенности международного сотрудничества и, наконец, в седьмом разделе описаны процессы реорганизации или ликвидации Центров.

Это положение было утверждено с целью приведения структуры управления психологической службой в соответствие с Положением о Психологической службе системы образования Украины.

Задание 3. Изобразите схематично систему образования и типы учебных заведений в Украине

В законе Украины об образовании во втором разделе описывается система образования Украины. Согласно Закону система образования в Украине состоит из учебных заведений, научных, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и органов самоуправления в области образования. 

Образование в Украине имеет сложную структуру и включает дошкольное образование, общее среднее образование, внешкольное образование, профессионально-техническое образование, высшее образование, последипломное образование, аспирантуру, докторантуру, самообразование.

Система дошкольного образования

Систему дошкольного образования составляют:

1. Дошкольные учебные заведения независимо от подчинения, типов и формы собственности;

2. Научные и методические учреждения;

3. Органы управления образованием;

4. Образование и воспитание в семье

Дошкольные учебные заведения

  • дошкольные учебные заведения (ясли);

  • дошкольные учебные заведения (ясли-сады);

  • дошкольные учебные заведения (детские сады);

  • дошкольные учебные заведения (ясли-сады) компенсирующего типа;

  • дома ребенка;

  • дошкольные учебные заведения (детские дома) интернатного типа;

  • дошкольные учебные заведения (ясли-сады) семейного типа; дошкольные учебные заведения (ясли-сады) комбинированного типа;

  • дошкольные учебные заведения (центры развития ребенка).

Система общего среднего образования:

1.Общеобразовательные учебные заведения всех типов и форм собственности

2.Учебно-производственные комбинаты

3.Внешкольные заведения

4.Учебно-методические учреждения и

5.Органы управления системой общего среднего образования

6. Профессионально-технические

7.Высшие учебные заведения I-II уровней аккредитации

Общеобразовательные учебные заведения

1. Средняя общеобразовательная школа - общеобразовательное учебное заведение I-III степеней:

I степень - начальная школа

II степень - основная школа

III степень - старшая школа (профильное направление учебы);

2. Специализированная школа (школа-интернат) - общеобразовательное учебное заведение I-III степеней с углубленным изучением отдельных предметов и курсов

3. Гимназия - общеобразовательное учебное заведение II-III степеней с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с профилем

4.Лицей - общеобразовательное учебное заведение III степени с профильной учебой и допрофессиональной подготовкой

5.Коллегиум - общеобразовательное учебное заведение III степени филологично-философского и (или) культурно-естетического профилей

6. Общеобразовательная школа-интернат - общеобразовательное учебное заведение с частичным или полным содержанием учащихся за счет государства

7.Специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) - общеобразовательное учебное заведение для детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития

8.Общеобразовательная санаторная школа (школа-интернат) - общеобразовательное учебное заведение I-III степеней с соответствующим профилем для детей, которые нуждаются в длительном лечении

9.Школа социальной реабилитации - общеобразовательное учебное заведение для детей, которые нуждаются в особенных условиях воспитания

10.Вечерняя школа - общеобразовательное учебное заведение II-III степеней для граждан, которые не должны возможности учиться в школах с дневной формой учебы.

Также к учебным заведениям системы общего среднего образования относятся:

  • внешкольное учебно-воспитательное учреждение - учебное заведение для воспитания детей и удовлетворения их потребностей в дополнительном образовании за интересами (научными, техническими, художественно-естетическими, спортивными и тому подобное);

  • межшкольный учебно-воспитательный комбинат - учебное заведение для обеспечения потребностей учеников общеобразовательных учебных заведений в профориентационной, допрофессиональной, профессиональной подготовке;

  • профессионально-техническое учебное заведение - учебное заведение для обеспечения потребностей граждан в профессионально-техническом и полном общем среднем образовании;

  • высшее учебное заведение I-II уровней аккредитации - учебное заведение для удовлетворения потребностей граждан по образовательно-квалификационным уровням младшего специалиста и бакалавра с одновременным завершением получения полного общего среднего образования.

Профессионально-технические учебные заведения

  • профессионально-техническое училище соответствующего профиля;

  • профессиональное училище социальной реабилитации;

  • высшее профессиональное училище;

  • профессиональный лицей;

  • профессиональный лицей соответствующего профиля;

  • профессионально-художественное училище;

  • художественное профессионально-техническое училище;

  • выше художественное профессионально-техническое училище;

  • училище-агрофирма;

  • выше училище-агрофирма;

  • училище-завод;

  • центр профессионально-технического образования;

  • центр профессионального образования;

  • учебно-производственный центр;

  • центр подготовки и переподготовки рабочих кадров;

  • учебно-курсовой комбинат;

  • учебный центр;

  • другие типы учебных заведений, предоставляющие профессионально-техническое образование или осуществляющие профессионально-техническую учебу.

Структура высшего образования

Образовательные уровни высшего образования

1. Неполное высшее образование – уровень младшего специалиста

2. Базовое высшее образование – уровень бакалавра

3. Полное высшее образование - уровень специалиста или магистра.

Последипломное образование - специализированное совершенствование образования и профессиональной подготовки лица путем углубления, расширения и обновления ее, профессиональных знаний, умений и навыков или получения другой специальности, на основе приобретенного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта


Последипломное образование включает:

  • переподготовку - получение другой специальности на основе приобретенного раньше образовательно-квалификационного уровня и практического опыта;

  • специализацию - приобретение лицом способностей выполнять отдельные задания и обязанности, которые имеют особенности, в пределах специальности;

  • расширение профиля (повышение квалификации) - приобретение лицом способностей выполнять дополнительные задания и обязанности в пределах специальности;

  • стажировка - приобретение лицом опыта выполнения заданий и обязанностей определенной специальности.



Задание 4. Составьте примерный план работы социального педагога общеобразовательной школы.

Планирование деятельности социального педагога

Планирование является основой социального управления. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Цель планирования работы социального педагога – выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными организациями – с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Основные принципы планирования – научность (конкретность основных позиций плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность проведения планируемых мероприятий), согласованность, оптимальность (выбор содержания и формы построения плана, наиболее подходящих для данных условий), перспективность (построение плана с учетом близких и дальних перспектив), коллегиальность (использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур), конкретность (четкость формулировок, определения сроков, указание непосредственных исполнителей).

В деятельности социального педагога используются различные формы планов: годовой или на полугодие, план работы на четверть, месяц, неделю (календарный план), план проведения конкретных акций, мероприятий, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных. Планирование определяет структуры и содержание социально-педагогической деятельности на определенный период.
ПЛАН

^ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Цель: социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание, образование.

Задачи:

  • выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищённости и адаптированности к социальной среде;

  • своевременное оказание социальной помощи и поддержки учащимся и родителям;

  • посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьёй, социумом, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами;

  • принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализации прав и свобод личности;

  • организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ, участие в их разработке и утверждении;

  • содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде;

  • профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья;

  • координация взаимодействия учителей, родителей (лиц, их заменяющих), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся.

Виды деятельности социального педагога:

  • помощь семье в решении проблем, связанных с учёбой, воспитанием детей;

  • помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;

  • привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;

  • распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребёнка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий;

  • индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье и т.д.;

  • выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

  • пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов.

Направление

деятельности

Виды работ

Время проведения

Ответственный

1.Профилактическое

-Лекции, беседы,

-Классные часы

-Уроки «Право и ответственность»

-Комиссия по контролю за выбытием учащихся

-Ведение курса

«Профилактика зависемостей»







2. Индивидуально-

воспитательная

работа


-Беседы

-Работа с психологом

-Совместная работа с Кл. руководителем

-Обследование жилищно-бытовых условий







3. Правовой всеобуч


-Лекции

-изучение правовых документов

«Конвенции ООН», «О правах ребенка», «Семейное право»,

«Административное право»







4. Работа с родителями


-Родительские собрания

-Лекции, беседы

-Консультации специалистов

(психолог, соц. педагог,

логопед, дефектолог)







5. Реализация программы «Каникулы»

-Занятость детей группы риска

-Трудовая практика

-Организация трудовых лагерей







6. Внеклассная работа


Тематические недели:

-«Дни отказа от курения»

-«Недели права»

-Общешкольные мероприятия:

«Брейн-ринг», КВН …

Посещение музеев

-музей МВД…

Трудовая деятельность







7. Профориентацион

ная работа


-Взаимодействие c Центром занятости населения

-ярмарки вакансий

-«Дни профориентации»







8. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков

-Заседания

-робота с родителями

-защита прав детей

-правовое воспитание и образование







9. Внешние связи

-Общественный совет по проблемам подросткового курения

-МОФ «Правопорядок -Центр»

-Центр развития детского и молодежного движения

-Общественные организации тд.








Вывод.

Организации социально-педагогической деятельности в учреждениях образования способствуют Закон Украины «Об образовании» (1996 г.), в котором определен статус ведущего специалиста по социальному воспитанию – социального педагога (ст. 22), Концепция воспитания в национальной системе образования, квалификационные характеристики социального педагога, опубликованные в газете «Освіта» за 12 января 1994 года и др. документы, а также разработки отечественных специалистов в области социально-педагогической работы в учреждениях образования.

Рамки деятельности социального педагога выходят за пределы образовательного заведения, включая в себя социум разных уровней: семью, улицу, микрорайон, государственные заведения и учреждения.

Задание социального педагога – помощь образовательному заведению в:

а) формировании у учеников комплекса знаний, навыков и умений, необходимых для: самопознания, целесообразного развития собственной интенцийной направленности, усвоение норм социального поведения, гармонизации внутреннеличностных и общественных интересов, умения выстраивать общепринятый стиль своих отношений с окружающими;

б) социально-педагогической коррекции поведения воспитанников, целесообразной выборочности их социальных связей;

в) социально-педагогической профилактике девиантного поведения подростков;

г) координации взаимодействия разнообразных социальных институтов в ходе решения острейших социальных проблем;

г) возможной реабилитации неблагоприятной социализирующей среды.

Список литературы:

  1. Закон Украины «Об образовании»

  2. Закон Украины «Об общем среднем образовании»

  3. Закон Украины «О высшем образовании»

  4. Положення про загально-освітній навчальний заклад

  5. Декларация «Об общих положениях государственной молодежной политики в Украине» от 15.12.1992г

  6. Закон України «Про сприяння соціальному становленню та розвитку молоді Україні» // Молодь і закон. - К.: ІЗМН, 1997. – 24 c.

  7. Соціально-педагогічна діяльність у закладах освіти. О.М. Василенко,  А.О. Малько - Харьков: Крок, 2003. - 83 с.

  8. Пальчевський С.С. Соціальн педагогіка: навч.пос. /С.С. Пальчевський. – К.: Кондо, 2005. – 560 .

  9. Соціальн педагогіка: Підручник/за ред. – Капської А.І. – К.: Центр навчальної літератури, 2006. – 468 .

  10. Соціальна педагогіка: теорія та технології: Підручник/за ред.. І. Д. Звєрєвої – К.: Центр навчальної літератури, 2006. – 306 с.

  11. Методика работы социального педагога: Метод. рек. / Авт.- сост. М.В. Салтыкова-Волкович. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 63 с.

  12. Мiнiстерство Освiти і Науки України Наказ «Про планування діяльності та ведення документації соціальних педагогів, соціальних педагогів по роботі з дітьми-інвалідами системи Міністерства освіти і науки України». 28.12.2006

  13. Типове Положення про студентську соціальну службу від 26.11.2004



Скачать файл (118.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации