Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Социальный контроль и девиантное поведение - файл 1.docx


Контрольная работа - Социальный контроль и девиантное поведение
скачать (39.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx40kb.24.11.2011 12:18скачать

Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Социальный контроль и девиантное поведение. Типы девиантного поведения и девиантной личности………………………………………………………………………...4

Заключение…………………………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………………...16



Введение

В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства.

Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения, я имею в виду, что в разных социальных обществах может быть разное количество индивидов попадающих под определение «девианты». Также в разных обществах может быть разная степень самой девиантности, то есть средний уровень отклонения от социальных норм  одного общества может отличаться  от другого.

 Некоторые акции рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие — во всех без исключения. К примеру, не существует общества, прощающего убийство своих членов или экспроприацию собственности других людей против их воли. Однако употребление алкоголя - серьезное нарушение во многих исламских странах. А отказ выпить спиртное в определенных обстоятельствах в России или Франции считается нарушением принятой нормы поведения.

Все общества, государства имеют законы, и везде наказываются их нарушители. Тем не менее немалая часть людей нарушает установленные правила и законы. Это уже вопросы для социологов. Они пытаются найти общие теории, объясняющие поведение правонарушителей. Серьезность правонарушения зависит не только от значимости нарушенной нормы, но также от частоты такого нарушения. Если студент выйдет из аудитории задом наперед, то это вызовет лишь улыбку. Но если он будет делать это каждый день, то потребуется вмешательство психиатра. Человеку, не имевшему ранее дел с милицией, могут простить даже серьезное нарушение закона, в то время как тому, у кого судимость есть, грозит строгое наказание за небольшой проступок.


Социальный контроль и девиантное поведение. Типы девиантного поведения и девиантной личности
Социальный опыт свидетельствует, что общество самое эффективное, устойчивое и динамичное развитие получает на основе хорошо отлаженной системы социального контроля за поведением и деятельностью различных социальных групп и субъектов. Жизнеспособность этой концепции еще более подтверждается в условиях нарастания нестабильности, неустойчивости и неопределенности факторов внешней и внутренней среды. Нынешнее состояние России полностью вписывается в те экономические, социально-экономические и культурные характеристики, которые требуют незамедлительной разработки концептуальных основ социального управления и контроля в новых условиях.

Для современного общества эта задача особенно актуальна в связи с катастрофическим нарастанием девиантного поведения и преступности среди подростков. И если проблема предупреждения и профилактики девиантного поведения сама по себе является трудной, связанной со специфическими возрастными и психологическими особенностями, то положение усугубляется и тем, что девиация и преступность среди подростков связаны с социальным несовершенством самого общества, с его духовной деградацией, т.е. решение проблемы отклоняющегося поведения и преступности среди детей связано со множеством социальных отклонений общества. Но задача сегодня ставится так: сложна ли или проста проблема налаживания социального контроля за правовым поведением несовершеннолетних, ее необходимо решать и другого пути нет. Но считать, что сложность задачи оправдывает бездеятельность – нельзя, ибо криминальная обстановка ухудшается, в том числе и из-за ослабления позиций социального контроля за поведением несовершеннолетних. Уже в 1994 г. в Федеральной программе РФ по усилению борьбы с преступностью прямо говорилось: «Одним из наиболее существенных факторов, определяющих криминальную ситуацию, является ослабление социального контроля над преступностью. Существовавшая в СССР система контроля за личностью ушла в прошлое, новая же система предупреждения преступности пока не построена».

Как основной способ решения проблемы, социальный контроль не проще других методов предупреждения преступности, но он легче в практическом плане, так как связан с социальной жизнью индивида и обладает большим запасом мощности и результативности, беря себе в помощники саму природу человека.

Социальные нормы и их содержание составляют конкретные жизненные ценности, правила поведения, общения и взаимодействия между людьми, и здесь существенную 

роль играет система социального контроля, т.е. механизм обеспечения соблюдения социальных норм и воздействия за нарушение этих норм.

Социальный контроль осуществляется в двух направлениях:

1) обеспечение и стимулирование позитивного поведения социальных субъектов; 2) воздействие на различные формы социально-негативного, отклоняющегося поведения с целью предупреждения и снижения нарушений социальных норм.

С методологической точки зрения социальный контроль делится на:

институциональный, осуществляемый государственными органами власти и управления, общественными организациями, социальными институтами и социальными общностями;

публичный (контроль общественным мнением);

самоконтроль (внутренний нравственный контроль самой личности).

В практическом плане социальный контроль осуществляется с помощью социальных санкций, которые являются неотъемлемым атрибутом социальных норм. Различают две их разновидности, позитивные – поощряют и стимулируют пронормативное поведение социальных субъектов, и негативные – воздействуют на социальных субъектов в случае нарушения ими социальных норм и имеют цель воспитательного и репрессивно-карательного воздействия на них. В свою очередь социальные санкции могут иметь формальный (юридико-правовой) и неформальный (морально-этический) характер.

В качестве объекта социального контроля с целью предупреждения отклоняющегося поведения выступают несовершеннолетние правонарушители и другие делинквенты, совершившие правонарушения, отбывающие или отбывшие те или иные формы наказания; дети и подростки, живущие в неблагополучных условиях и образующие так называемые маргинальные группы «социального риска». Здесь важно определить выбор тех средств, с помощью которых можно было бы осуществить социальный контроль отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Эти средства должны отличаться от средств социального контроля взрослой девиации на столько же, на сколько дети и подростки отличаются от взрослых по социальным, психологическим и физическим характеристикам.

Что же касается более конкретного содержания социоконтролирующих средств воздействия на несовершеннолетнюю делинквентность, то ими могут быть прежде всего социально профилактические, которые включали бы в себя комплекс мер экономического, воспитательного, медицинского и другого характера, направленных на устранение социальных и личностных детерминант отклоняющегося поведения, а также объективных 

и субъективных возможностей его совершения. И эта группа средств является наиболее эффективной, ибо она доходит до самих основ зарождения девиации и делинквентности.

Другую группу составляют средства, непосредственно воздействующие на объект социального контроля, – это поощрение и стимулирование социомерного поведения, ответственность и наказание. Последние широко используются как средство социального контроля отклоняющегося поведения за совершение преступлений и других правонарушений.

На нынешнем этапе становления социальных, правовых, идеологических основ демократического общества Россия нуждается в утверждении тех принципов и концепций социального контроля девиантного поведения, которые обосновывает М. Ансель. Позитивной частью его мнения является то, что он наделяет общество и человека рядом обязанностей, главное из которых состоит в предоставлении ему всех естественных возможностей развития. Если общество претендует на цивилизованность, оно должно способствовать тому, чтобы сделать каждого из своих членов полезным гражданином и прилагать все усилия к этому даже в случае его падения или совершения ошибки. Каждый «индивид естественно имеет право на воздействие с целью его социальной реадаптации», – полагает М. Ансель. Вместе с тем в чистом виде в условиях сегодняшней России эта концепция не может быть принята за основу.

Несмотря на ограниченную эффективность правовой ответственности и наказания за отклоняющееся поведение, в настоящее время пока нельзя отказываться от этих средств социального контроля. На личность делинквента наказание оказывает хотя и временное, но существенное карательное, воспитательное и предупредительное воздействие.

Неоспоримо, что система мер правовой ответственности и наказания нуждается в серьезной модернизации. Это касается не только совершенствования уголовного законодательства, но и разработки абсолютно новой гуманистической системы социального контроля, где ведущее место должна занимать социальная профилактика отклоняющегося поведения, а не ответственность и наказание.

В качестве главного социального контроля предупреждение отклоняющегося поведения следует рассматривать как разновидность социального управления и регулирования общественных отношений и социальных процессов. Система социальной профилактики должна осуществляться с учетом закономерностей социальной и личностной детерминации отклоняющегося поведения. При этом наиболее приоритетными можно считать следующие направления:



создание условий для социального благополучия большинства населения, развитие форм содействия и помощи, неприкосновенность и защита естественных прав, свобод и интересов личности;

нейтрализация и устранение социальных и личностных детерминант отклоняющегося поведения в целом и отдельных его видов;

гуманизация системы ответственности и наказания за девиантное поведение, индивидуальная профилактическая работа по воспитанию лиц, склонных к отклоняющемуся поведению или совершивших правонарушения правовой культуры, чувства личной ответственности за свое поведение, а также качеств, навыков и привычек, восполняющих недостатки и дефекты их социализации.

Важное значение имеет вытеснение и замена негативных форм поведения полезными формами социальной деятельности. Эффективным является вовлечение и поощрение социально-позитивной деятельности, использование нравственно-воспитательного потенциала и позитивного воздействия на личность делинквента авторитетных для него лиц, необходимо обеспечивать оздоровление ближайшего окружения несовершеннолетних делинквентов и снижение степени их конфликтности. Большое значение имеют также ситуационные предупредительные меры, направленные на уменьшение объективных и субъективных возможностей совершения правонарушений, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и общностей. И, наконец, особо важным представляется организация и развитие системы социальной реабилитации несовершеннолетних делинквентов, социальной поддержки и психологической помощи подросткам, склонным к отклоняющемуся поведению и входящим в группы «социального риска».

В настоящее время индивидуальной профилактикой отклоняющегося поведения несовершеннолетних занимаются органы милиции, комиссии по делам несовершеннолетних, которые осуществляют профилактический учет лиц, склонных к отклоняющемуся поведению, и работу с неблагополучными семьями и т.п. Но эта профилактическая работа часто осуществляется формально, руководствуясь больше интуицией и здравым смыслом, а не достижениями социологической, педагогической и психологической науки. В предупреждении отклоняющегося поведения как социального явления необходим широкий комплекс экономических, социальных, культурных, нравственно-воспитательных, правовых и других мероприятий, направленных прежде всего на улучшение условий жизни большинства граждан, развитие их духовной культуры и качества образа жизни. Проблемы подобного характера могут быть решены только в процессе совершенствования всего механизма регулирования и управления социальными 

процессами и выступать в качестве социальной политики предупреждения отклоняющегося поведения. При этом важно обеспечить повышение общего материального и социального неравенства и социальной напряженности, развитие духовно-культурного единства и солидарности в обществе, уровня духовной культуры населения, прямо или косвенно воздействуя тем самым на общесоциальные детерминанты отклоняющегося поведения.

Отсюда становится очевидным, что все социальные программы нуждаются в социологической и криминологической экспертизе, которую необходимо проводить комплексно с привлечением практических работников и ученых.

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.

1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам - накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в форме:

а) поступка (ударить человека по лицу);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);

в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

Можно выделить такие разновидности девиантного поведения:

преступность - наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.

пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.

самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, 

несчастливую любовь и т.д. Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).

Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм - патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию. Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.

Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, «потирание рук», эмоциональная приподнятость. Чем больше «алкогольный стаж», тем меньше удовольствия приносит выпивка. На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации можно отнести низкий уровень материального положения и образование.

Преступность. Преступление - это противотравное, виновное наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред. Проступок- это то же противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасность. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и др. отраслями права. Правонарушение в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.

Подросткам и юношам в возрасте 14-18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный детский характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, не мотивируемой агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино и др.). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством, ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания. Особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. К типичным молодежным насильственным 

правонарушениям можно отнести молодежные «разборки», которые сопровождаются бранью, насилием.

Все проявления преступности - это крайняя степень отклоняющегося поведения, когда интересы личности, социальных институтов и общества оказываются под угрозой. Конечно, ни одно общество не оставалось равнодушным к тому, что оно считало противоправным поведением и какими средствами и методами вело борьбу с ними.

Самоубийство. Самоубийство (суицид) - это свободное и намеренное прекращение своей жизни. Суицидальное поведение - это само разрушительное поведение, к которому, кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо этих причин существуют особые причины. Распространены следующие причины:

потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви;

уязвленное чувство собственного достоинства;

крайнее переутомление;

разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств;

токсикомания и наркомания;

отождествлением себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство;

состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.

Для установления причин суицидального поведения большое значение имеют их мотивы и поводы позволяющие судить о конкретных обстоятельствах, которые приводят к этому.

Наркомания. Наркомания - это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению. Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний.



На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях. Значительное место в этнологии причин наркомании занимает личность наркомана. Имеются в виду демографические, возрастные и социально-медицинские аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство - то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь.

Мотивы наркомании и токсикомании:

1) Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;

2) Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;

3) Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;

4) Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;

5) Достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»;

6) Достижение чувства полного расслабления;

7) Уход от чего-то гнетущего.

Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, уличное окружение. Появление хотя бы одного наркомана во дворе, на улице, в школе на работе, пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.

Токсикомания - заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая - чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации.


Проституция. Термин «проституция» происходит от латинского слова prostitution - осквернение, обесчестивание. Ученые выделяют в проституции, следующие существенные признаки:

1) род занятий - удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;

2) характер занятий - систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиентов в любой форме;

3) мотив занятий - заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.

Причинами проституции равно как многих других социальных отклонений являются социально-экономические и морально-этические факторы. Однако существуют и специфические причины. Так часть женщин обладает сильным либидо и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный секс. Другая причина проституции в среде, которая окружает проститутку. Это рэкетиры, сутенеры, содержатели «малин» и пр., которые устанавливают свои нормы взаимоотношений с проститутками и подчиняют их своему «уставу».

Подавляющее большинство экспертов считает, что проституция неизбежна, так как потребность к размножению - сильнейшая физиологическая потребность. Проституция - это такая же социальная проблема, как преступность, алкоголизм и другие формы девиантного поведения.

Ликвидация проституции дело безнадежное, так как сексуальные потребности - первичные потребности человека. Поэтому речь должна идти не об искоренении проституции, а об ее цивилизованном регулировании.

Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства, введение уголовной ответственности за деятельность сутенеров, держателей «хат» и прочих, паразитирующих на проституции.

Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. В наше время проституция широко развернула бизнес по «продаже любви». Между тем рост проституции и половых дисгармоний неизбежно ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых через 10-15 лет эта эпидемия станет проблемой № 1.
Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении преступников, проституток и пьяниц не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и 

нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи. Наша исправительно-трудовая система не сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места лишения свободы являются основными рассадниками гомосексуализма, школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания.

Как правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать.

Основные факторы социального контроля:

1) Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

2) Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.

3) Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).

4) Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни - важный фактор девиантного поведения). Создание »институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.

5) Жесткий контроль над потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на «изделия» черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.



6) Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).

7) Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями «социального дна»: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников - всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.


Заключение
Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение - два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей. Многие поступки не подпадают под нормы и в месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).

Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы. Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.

Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие «может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т.д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).



Список литературы
Кравченко А. И. Основы социологии: Учеб. пособ. Для студентов средних и спец. уч. завед. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Логос, 2008 – 384 с.

  1. Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. – Политиздат, 2008 – 479 с.

Социология: Учебник / Под ред. Н.В. Лавриненко. М., 2006. - с. 369.

  1. Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под. ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008. – 349 с.






Скачать файл (39.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации