Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Основы теории коммуникации - файл 1.doc


Лекции - Основы теории коммуникации
скачать (970 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc970kb.24.11.2011 12:36скачать

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ


КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ


Н.Г. СУХОРУКОВА

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ
Учебно-методический комплекс для студентов специальности

030602 – «Связи с общественностью»

Утверждены на заседании кафедры

социальных коммуникаций и социологии управления

“06“декабря 2006 г., протокол № 3

НОВОСИБИРСК

2006


Издается в соответствии с планом учебно-методической работы НГУЭУ

ББК
Рецензенты:

Воловская Н.М., д. социол.наук, профессор, НГУЭУ.

Ровбель С.В., к.э.наук, доцент, НГУЭУ

Сухорукова Н.Г.

Основы теории коммуникации: Учебно-методический комплекс – Новосибирск: НГУЭУ, 2006. – с.
Учебно-методический комплекс дает систематизированый материал для самостоятельного освоения курса “Основы теории коммуникации”. В доступной форме в УМК представлены основные положения теории коммуникации. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030602 “Связи с общественностью” в УМК большое внимание уделяется рассмотрению методологических аспектов коммуникации, ее типов, видов, функций, форм и структурных моделей, а также роли отдельных компонентов коммуникации в повышении эффективности взаимодействия социальных субъектов.

Информация о содержании коммуникации и другие базовые знания, которые почерпнут из УМК студенты, позволит им пополнить свой теоретический багаж и лучше усвоить другие дисциплины коммуникативного цикла, что в дальнейшем будет способствовать более успешному выполнению профессиональных функций.

Комплекс содержит программу учебной дисциплины, методические рекомендации по выполнению курсовой работы, тексты лекций, контрольные вопросы к ним, тесты и список литературы, словарь терминов.

ББК

ISBN

Новосибирск

2006

ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………4

Раздел 2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………….7

Раздел 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ………………………………………………………………………………21

Раздел 4. ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ……………….36

ТЕМА 1. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА………………………………………………………………………37

ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ………………………………………………………………….56

ТЕМА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА……………………………………………………………………………70

ТЕМА 4. ТИПЫ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ, СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИЙ………………………………………………………………….90

ТЕМА 5. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ И МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ…………………………………………………………………104

ТЕМА 6. КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ. КОММУНИКАТОР И КОММУНИКАНТЫ…………………………………………………………………121

ТЕМА № 7. СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАЦИИ. СЕМИОТИКА ЯЗЫКА………………….……………………………………………………………..134

ТЕМА 8. АУДИТОРИЯ И КОММУНИКАЦИИ…………………………………141

ТЕМА 9. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ……………………………152

ТЕМА 10. КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (PR)……………………………………………………………………………………..163
РАЗДЕЛ 5. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ……………………………………………….175

РАЗДЕЛ 6. МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ…………………………...185

^ РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса

В данном учебно-методическом комплексе содержатся: рабочая программа учебной дисциплины, методические указания по написанию курсовой работы, тексты лекций по учебной дисциплине, словарь терминов (глоссарий), материалы тестовой системы курса. Целесообразно начинать работу с изучения рабочей программы (Раздел 2), чтобы получить представление о том, какова структура курса. Затем следует перейти к изучению текстов лекций (Раздел 4), отвечая на контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме и обращаясь к тестовой системе курса (Раздел 6) для самопроверки. Работая над текстами лекций нужно особое внимание обратить на выделенные курсивом понятия, определения, основные положения. Большинство понятий, используемых в учебной дисциплине, разъясняется в лекциях. Те специальные термины, которые указаны в лекциях без пояснений, дополнительно разъясняются в Словаре терминов (глоссарии) (Раздел 5).

Учебно-методический комплекс не дает исчерпывающей информации по темам курса, а лишь направляет работу студента, поэтому при подготовке к экзамену следует обратиться к чтению основной литературы по курсу учебной дисциплины, а при необходимости – и к дополнительной.
^ 1.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса

При изучении темы №1 “Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина” особое внимание следует обратить на то, что теория коммуникации представляет собой довольно разветвленную и многоуровневую систему научного знания. Она не ограничивается только рассмотрением социальной коммуникации, имеющей, конечно, очень большое значение для подготовки специалиста в сфере PR-деятельности. Учитывая этот момент, необходимо понять, что, имея общий объект изучения – коммуникацию, различные разделы и уровни теории коммуникации по-разному подходят к определению предмета научного знания. Этим обстоятельством объясняется большое многообразие определений ключевого понятии данной научной дисциплины – коммуникации.

В целом в рамках данного курса значительное внимание уделяется рассмотрению именно социальной коммуникации, отражающей важнейший аспект существования человеческого общества.

При изучении темы № 3 “Характеристика коммуникативного процесса” особое внимание следует обратить на то, что изучение этой темы будет способствовать формированию системного взгляда на процессы коммуникации в различных видах деятельности. Эта тема также поможет Вам при написании второй главы курсовой работы, поскольку знакомит изучающих коммуникацию с различными структурными моделями, которые задают определенный алгоритм исследования коммуникативных процессов. Изучив эту тему, попробуйте представить структурную модель коммуникации в области своей профессиональной деятельности. Выбрав необходимую структурную модель коммуникации (адекватную изучаемому процессу), Вы сможете успешно приступать к сбору материала для написания второй главы курсовой работы.

При изучении темы № 10 “Коммуникации в сфере связей с общественностью” особое внимание следует обратить на место данной темы в изучении основ теории коммуникации. Назначение этой темы в курсе состоит в том, чтобы показать, как применяется коммуникативное знание в той или иной области, т.е. практически-прикладной характер теории. Эта тема не преследует всестороннее изучение связей с общественностью как вида коммуникативной деятельности, который детально и всесторонне изучается в рамках специального учебного курса, но позволяет представить как теория реализуется на практике. Для этого здесь берутся конкретные примеры, в частности, изучается бизнес-PR.

    1. ^ Рекомендации по работе с литературой

Работая с литературными источниками, названными в конце каждой лекции, лучше всего прибегать к конспектированию. Делая конспекты, вы сможете лучше усвоить материал, качественно подготовиться к экзамену по дисциплине.

При изучении курса учебной дисциплины следует пользоваться такими литературными источниками:

Базовыми литературными источниками учебной дисциплины являются:

1. Основы теории коммуникации. Учебник/ Под ред. проф. М.А. Василика – М.: Гардарики - 2003.- 615 с.

2. Ф.И. Шарков. Теория коммуникации (базовый курс). Учебник. -2-е изд. – М.: “РИП-Холдинг”- 2004.- 246 с.

3. Г.Г. Почепцов. Теория коммуникации – М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер”- 2003. – 656 с.
^ 1.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса

В разделе 6 настоящего комплекса предлагается тестовая система, назначение которой — проверить теоретические знания, полученные при изучении лекционного материала. Эти задания отражают содержание каждой темы в отдельности.

^ 1.5. Советы по подготовке к экзамену

  1. После изучения каждой темы перейти к разделу 6 для проверки знаний путем ответа на тестовые задания.

  2. Изучение дисциплины следует начать с внимательного чтения основной литературы.

  3. Для более глубокого изучения вопросов курса следует использовать дополнительную литературу.

  4. При подготовке к экзамену следует обратить внимание на формулировки вопросов.


^ РАЗДЕЛ 2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Выписка из образовательного стандарта.


Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме: особенности межличностной, специализированной и массовой коммуникации. Коммуникативный процесс: производство информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации. Представление о коммуникации как о процессе и структуре: коммуникатор, содержание, аудитория как составные части коммуникативной цепи, влияние каждого звена на эффективность коммуникации.

Фигура коммуникатора: индивидуальное и институциональное в коммуникаторе; престижность, надежность, доверительность как факторы общения с конкретным коммуникатором. Содержание коммуникации, понятие языка коммуникации, семиотика языка, синтактика, семантика, прагматика; информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной структуры; влияние на содержание сферы производства информации и сферы ее потребления. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики; факторы и барьеры коммуникации: психологические, языковые, социальные. Понятие эффективности коммуникации.

    1. ^ Цели и задачи учебной дисциплины.

Современный специалист – это высококвалифицированный профессионал, сочетающий эрудицию со знанием конкретной деятельности, умеющий наладить взаимопонимание и взаимодействие с общественностью, конкретной социальной группой, отдельными людьми, т.е. обладающий высокой культурой коммуникативной деятельности. Именно поэтому одной из актуальных задач современной высшей школы становится введение в образовательный стандарт комплекса дисциплин коммуникативного цикла, в первую очередь – основ теории коммуникации.

Коммуникация – универсальное явление, содержание и формы которого изучаются специалистами социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин. В рамках данного учебного курса обобщены достигнутые результаты научных исследований в области коммуникации.

Цель данного курса состоит в формировании теоретико-методологического базиса для изучения следующих за данной дисциплиной предметов специализации и спецкурсов по связям с общественностью, обеспечивающего успешность профессиональной деятельности.

Задачи курса состоят в ознакомлении с историческими вехами возникновения и развития коммуникаций, теорий информации и коммуникации, с различными типами, видами, формами, моделями и структурными компонентами коммуникации. Важной задачей также является изучение специфики коммуникации в различных сферах социальной жизни. Кроме того, изучение курса предполагает формирование необходимых навыков профессионально ориентированной коммуникации специалистов по связям с общественностью и позволяет студентам успешно осваивать другие специальные дисциплины.

^ 2.3.Требования к уровню освоения дисциплины

По окончании изучения дисциплины “Основы теории коммуникации” слушатель должен:

Иметь научное представление о коммуникации как теоретическом синтезе социально-коммуникационных, естественно-научных и научно-технических знаний, о коммуникации как о процессе и структуре.

Знать исторические вехи возникновения коммуникации, особенность ее различных уровней, видов, форм, составные части коммуникативной цепи, влияние каждого звена на эффективность коммуникации, содержание коммуникации, понятия языка коммуникации, семиотики, синтактики, семантики, прагматики аудитории коммуникации, понятие эффективности коммуникации.

Уметь выявлять и анализировать коммуникационные процессы в различных сферах деятельности, их структуру. Осознавать важность эффективной коммуникации, анализировать различные модели, факторы и барьеры коммуникации.

Решение вышеперечисленных задач будет способствовать формированию коммуникативной компетентности будущих специалистов в области связей с общественностью.

^ 2.4. Формы контроля

Итоговый контроль. Для оценки усвоения данной дисциплины на дневном и заочном отделениях учебным планом предусмотрен экзамен и выполнение курсовой работы. Основанием для допуска студента на экзамен является положительно оцененная курсовая работа. Для студентов дневного отделения предусмотрен зачет по окончании полугодового изучения курса.

Текущий контроль. В течение семестра преподаватель дисциплины осуществляет текущий контроль на основе посещаемости занятий и выполнения тех видов работ, которые выбираются преподавателем самостоятельно.



    1. ^ Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)

Наименование тем и разделов

Всего часов

Из них (ч)

Самост. работа (ч)

лекции

семи-

нары




Очн.

отд.

Заочн.

отд-е

Очн.

отд.

Заочн.

отд-е




Очн.

отд.

Заоч.

отд-е

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

18

18

4

2

4

16

22

2. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации

28

24

6

2

6

10

16

3. Характеристика коммуникативного процесса

22

22

4

2

4

14

20

4. Типы, виды, функции, средства коммуникации

24

24

4

2

4

16

22

5.Межличностные, специализированные и массовые коммуникации

28

28

4

2

4

20

26




1

2

3

4

5

6

7

8

6. Коммуникативная личность. Коммуникатор и коммуниканты

20

23

2

1

2

16

22

7. Содержание коммуникации. Семиотика языка.

24

23

4

1

4

16

22

8. Аудитория и коммуникации

22

24

2

0

2

18

24

9. Эффективность коммуникации

22

24

2

0

2

18

24

10. Коммуникации в сфере связей с общественностью (PR)

28

26

4

0

4

20

26

ИТОГО

236

236

36

12

36

164

224



    1. ^ Содержание отдельных тем учебной дисциплины “Основы теории коммуникации”


Тема 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

Предмет теории коммуникации. Понятие коммуникации специалистами различных наук. Междисциплинарный характер коммуникативного знания. Объект теории коммуникации.

Категориальный аппарат теории коммуникации. Соотношение понятий “коммуникация” и “общение”: различные подходы. Информация, информационный обмен. Коммуникативное пространство и коммуникативное время.

Законы коммуникации. Специфика законов теории коммуникации, их объективный и всеобщий характер. Условия информационного обмена в природе и обществе.

Методы теории коммуникации. Общенаучные принципы изучения социальной коммуникации: исторический, функциональный, системный и др. Частнонаучные методы исследования коммуникации. Конкретные методы анализа социальной коммуникации: корреляционный, факторный, дисперсионный. Методы сбора информации о функционировании коммуникации. Познавательная, методологическая и прогностическая функции теории коммуникации.

Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста. Коммуникативная компетентность личности. Коммуникативная культура. Возрастание роли коммуникативной компетентности в современных условиях.

^ Тема 2. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации

Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза. Генезис массовых коммуникаций. Коммуникативные революции (возникновение письменности; изобретение печатного станка; внедрение электронных масс-медиа).

Истоки и основные парадигмы теории коммуникации. Проблемы коммуникации в истории социально-философской мысли. Появление семиотики как нового направления исследования коммуникации в Х1Х веке в рамках философии прагматизма.

Введение Т. Джефферсоном в оборот термина “public relations”. Рассмотрение социальной коммуникации в контексте бихевиоризма, символического интеракционизма, персонализма, экзистенциализма.

Современные концепции коммуникации. Технократические подходы к изучению коммуникации (Г.М. Маклюэн, К. Шеннон). Интеракционный и лингвистический подходы к изучению коммуникации, проблема языка как системы символической коммуникации.

Изучение особенностей массовой коммуникации в ХХ веке: теория селективной экспозиции; теория диффузии (распространения) инноваций; теория культивирования; теория информационных барьеров и др.

^ Тема 3. Характеристика коммуникативного процесса

Представление о коммуникации как о процессе и структуре. Коммуникативный процесс: производство информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации. Различные подходы к моделированию коммуникативного пространства.

Структурные модели коммуникации. Модель Аристотеля. Модель Лассуэлла. Модель Шеннона-Уивера. Модель М. де Флера. Циркулярная модель коммуникации Осгуда-Шрамма. Двухканальная модель речевой коммуникации В.П. Морозова. Модель двухступенчатой коммуникации П. Лазерсфельда, Б. Берельсона и Г.Годе, используемая при исследовании массовых коммуникаций. Станфордская модель коммуникации (ИСКП) как базовая при рассмотрении элементов коммуникационного процесса. Достоинства и недостатки различных моделей коммуникационного процесса.

Структурные компоненты коммуникации. Коммуникатор (адресант), адресат (аудитория), сообщение (информация), код, канал, ситуация, реакция, как составные части коммуникативной цепи. Влияние каждого звена на эффективность коммуникации. Понятие социологической доминанты коммуникации. Стратификационые доминанты: социальный статус коммуникантов, социальная дифференциация.

Аргументация в коммуникативном процессе. Доказательство, подтверждение, оправдание, объяснение, интерпретация, возражение как элементы коммуникативного процесса.

^ Тема 4. Типы, виды, функции, средства коммуникаций.

Многообразие коммуникаций и их классификация. Различные подходы к выделению типов коммуникации, типология коммуникаций: массовые, локальные коммуникации, коммуникации среднего уровня, внешние и внутренние коммуникации, непосредственные (прямые) и опосредованные коммуникации, активные и пассивные коммуникации. Случайные и организованные коммуникации.

Виды коммуникации. Вербальные и невербальные коммуникации. Вертикальные и горизонтальные коммуникации. Реклама как вид коммуникации. Офисные коммуникации. Конфликтные и протестные коммуникации. Уличные коммуникации.

Функции коммуникации. Потребности человека как главная причина коммуникаций. Эмотивная, конативная, референтивная, поэтическая, фатическая, метаязыковая функции коммуникации. Экспрессивная, апеллятивная, репрезентативная, познавательная, оценочная, аффективная и другие функции коммуникации.

Средства коммуникации. Вербальные и невербальные, несловесные, устные, письменные средства коммуникации.
^ Тема 5. Межличностные, специализированные и массовые коммуникации.

Межличностная коммуникация. Сущность и функции межличностной коммуникации. Особенности межличностной коммуникации в малых группах. Способы воздействия в межличностной коммуникации. Механизмы и условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации.

Специализированные коммуникации. Различные подходы к выделению специализированных коммуникаций. Профессионально-ориентированные виды коммуникаций. Коммуникации в организациях. Формы деловой коммуникации. Особенности маркетинговых коммуникаций. Офисные коммуникации. Политические коммуникации. Публичные и межкультурные коммуникации, их особенности и формы.

Массовая коммуникация. Сущность и функции массовой коммуникации. Контроль за окружающей средой и предупреждение общества об опасностях. Корреляция элементов общества и среды. Сохранение и передача социально-культурного наследия. Массовая коммуникация и сфера общественных связей и отношений. Моделирование массовой коммуникации, особенности структурных элементов массовой коммуникации. Социально-психологические, информационные и коммуникативные факторы, способствующие воздействию массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации и средства массовой информации. Система средств массовой информации.

^ Тема 6. Коммуникативная личность. Коммуникатор и коммуниканты

Личность в системе коммуникации. Различные подходы к определению структуры личности. Понятие языковой личности. Параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный. Типы коммуникативной личности. Оценка коммуникативной личности: соотношение социальных и коммуникативных характеристик, индивидуальное и социальное.

Коммуникатор и социологические способы его изучения. Цели коммуникатора. Коммуникативные роли и обмен информацией в коммуникативной сфере. Границы коммуникативной сферы. Социальные роли коммуникатора.

Роли коммуникантов в процессе обмена информацией. Мотивированность действий коммуникантов.

^ Тема7. Содержание коммуникации. Семиотика языка

Понятие знака. Типологии знаков. Знак как средство передачи информации различного рода: компоненты значения знака. Символьная коммуникация. Социальные символы.

Основы семиотической коммуникации. Синтактика, семантика, прагматика как основные отношения знаков. 1

^ Тема 8. Аудитория и коммуникации

Аудитория как адресат коммуникации. Объективные и субъективные характеристики. Убеждение и внушение как способы коммуникативного воздействия на аудиторию. Общие требования к коммуникатору и адресату (аудитории): минимум общих (базовых) знаний; владение общими вербальными и невербальными коммуникативными единицами; владение общим кодом; совместная мотивация.

Ориентация коммуникатора на потенциальную аудиторию. Отбор информации для аудитории с учетом ее актуальности, коммуникативных норм и правил, социальной, политической, профессиональной и другой ориентированности аудитории.

Разовое, кратковременное, длительное (постоянное) воздействие коммуникатора на аудиторию. Совместимость коммуникатора и аудитории. Опосредованная коммуникация с аудиторией.

Опосредованное взаимодействие через “лидеров мнений”. Воздействие через убеждение. Оптимизация деятельности аудитории. Контакты с целью формирования группового сознания. Социальный контроль посредством взаимодействия заинтересованных субъектов с аудиторией.

Ознакомление аудитории с достижениями культуры и искусства. Предоставление аудитории деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской, экологической и другой информации.

^ Тема 9. Эффективность коммуникации

Понятие эффективности коммуникации. Обратная связь. Барьеры коммуникации и пути их преодоления: социальные, когнитивные, физические, языковые, технические. Влияние составных частей и конфигурации коммуникативной цепи на эффективность коммуникации.

Факторы повышения эффективности межличностной коммуникации. Совместимость деловых партнеров как коммуникативных личностей, адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, воздействие через убеждение.

^ Тема 10. Коммуникации в сфере связей с общественностью (PR)

Связи с общественностью (PR) как коммуникация. Понятие и определение PR. Общественное мнение. Конечная цель PR-процесса. Инициатор и объект воздействия в коммуникационном PR-процессе. Виды PR-коммуникаций (в бизнесе, государственных структурах, социальной сфере и т.д.). Связи с общественностью (PR) как элемент интегрированной маркетинговой коммуникации (ИМК).

Механизм и участники коммуникационного PR-процесса. Характеристика участников и их взаимодействия (коммуникаций) на примере связей с общественностью предприятий и организаций (бизнес-PR). Роль партнеров-посредников и СМИ в коммуникативном процессе.

Коммуникативные кампании в области PR-деятельности как коммуникативные технологии. Различные подходы к их проведению. Основные шаги и этапы проведения кампаний. Основные инструменты. Факторы эффективности, успешности PR-кампаний.
^ 2.7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Предмет теории коммуникации.

  2. Законы и категории теории коммуникации.

  3. Методы и функции теории коммуникации.

  4. Коммуникативная компетентность специалиста в сфере PR.

  5. Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза.

  6. Генезис массовых коммуникаций.

  7. Истоки и основные парадигмы социальной коммуникации.

  8. Развитие технических средств коммуникации. Коммуникативные революции.

  9. Современные концепции коммуникации.

  10. Теории массовой коммуникации.

  11. Типы, формы и модели коммуникации.

  12. Особенности возникновения и развития межличностной коммуникации.

  13. Специализированные коммуникации. Коммуникации в организациях.

  14. Сущность массовой коммуникации.

  15. Коммуникативный процесс: производство, мультипликация, распространение, прием, распознавание, использование информации.

  16. Структурные модели коммуникации.

  17. Циркулярная модель коммуникации, двухканальная модель речевой коммуникации, модель двухступенчатой коммуникации.

  18. Модель коммуникации “ИСКП”(SMCR).

  19. Прохождение информации по элементам коммуникативной системы.

  20. Обеспечение процесса коммуникаций .

  21. Коммуникаторы и коммуниканты как субъекты коммуникации.

  22. Коммуникативная личность. Требования к качествам коммуникатора.

  23. Содержание и средства речевой коммуникации.

  24. Семиотика языка: синтактика, семантика, прагматика.

  25. Обратная связь в системе взаимодействия коммуникатора с массовой аудиторией.

  26. Коммуникативные барьеры.

  27. Эффективность коммуникации.

  28. Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах.

  29. Коммуникации в различных сферах общественной жизни.

  30. Формы речевой коммуникации.

  31. Невербальная коммуникация.

  32. Виды профессионально-ориентированной коммуникации.

Тематика курсовых работ

  1. Проблемы коммуникации в истории социально-философской мысли.

  2. Основные методологические направления в исследовании социальной коммуникации.

  3. Виды и формы профессионально-ориентированных коммуникаций, их роль в современном обществе.

  4. Различные подходы к моделированию коммуникативного пространства.

  5. Межличностная, специализированная и массовая коммуникации: особенности и роль в современном обществе.

  6. Межкультурная коммуникация: содержание, формы, уровни, значение в условиях глобализации мирового пространства.

  7. Сущность, функции, особенности и эффективность межличностной коммуникации.

  8. Место и роль массовой коммуникации в информационном обществе.

  9. Коммуникация в малых группах: особенности, функции, факторы повышения эффективности.

  10. Виды и формы коммуникации в информационном обществе.

  11. Сравнительно-исторический анализ основных видов коммуникации.

  12. Массовая культура и коммуникативные действия журналиста.

  13. Коммуникативная компетентность специалиста как важнейший фактор современной профессиональной деятельности.

  14. Формы деловой коммуникации, их особенности и эффективность.

  15. Коммуникативные технологии в информационном обществе: содержание, особенности, эффективность.

  16. Коммуникативный анализ телевизионной рекламы.

  17. Характеристика особенностей коммуникативных процессов в выборной кампании (на конкретном примере).

  18. Эффективность коммуникации: понятие, факторы, показатели.

  19. Политическая коммуникация: понятие, структура, средства, модели.

  20. Офисные коммуникации: содержание и роль в управлении организацией.

  21. Особенности и эффективность коммуникации в сфере паблик рилейшнз.

  22. Особенности и эффективность коммуникации в рекламной деятельности.

  23. Сравнительная характеристика вербальной и невербальной коммуникации.

  24. Особенности коммуникации в различных отраслях социальной сферы.

  25. Значение и особенность коммуникации в кризисных и конфликтных ситуациях.

  26. Международные коммуникации: понятие, содержание функции.

  27. Передовые технологии коммуникации и организация: характеристика и эффективность.

  28. “Мыльная опера” как коммуникация: особенности, характеристика, эффективность.

  29. Телевизионные новости как коммуникация: структура, особенности, эффективность.

  30. Современный шлягер как коммуникация: структура, средства, влияние на массовую культуру.

  31. Коммуникативные системы кино и театра: сравнительная характеристика.

  32. Информационный обмен в коммуникативных системах: понятие и эффективность.


Список рекомендуемой литературы

Основная литература

  1. Основы теории коммуникации: Учебник/ Под ред. Проф. М.А. Василика. – М.:Гардарики, 2003.- 615с.

  2. Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс). Учебник. – 2-е изд. - М.: “РИП-Холдинг”, 2004.- 246с.

  3. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. – М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер”-1999.-352с.

  4. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.- 496с.

  5. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. –М.: РИП- холдинг, 2003.-174с.


Дополнительная литература

  1. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник для вузов. М.: Издательский Дом “Социальные отношения”, издательство “Перспектива”, 2003.- 248с.

  2. Почепчов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер”- 2001.- 656с.

  3. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации: (от речей президентов до переговоров с террористами) – М.: Центр, 1998. – 352с.

  4. Соколов А.В. Социальные коммуникации: Учебно-методическое пособие. – М..: ИПО Профиздат, 2001. – 224с.

  5. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации: Учебное пособие для вузов. – М. : ЮНИТИ, 2000.- 288с.

  6. Бочаров М.П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука. – М., 2000.

  7. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации.- М., 1980.

  8. Дейк Ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. – М.,1989.

  9. Евстафьев В.А. Журналистика и реклама: основы взаимодействия (опыт теоретического исследования).- М.,2001.

  10. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. – М.,1995.

  11. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. – СПб., 1997.

  12. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 1997.

  13. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации: Теория и практика в эпоху

  14. информации. СПб., 2000.

  15. Шамне Н.Л. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. Вогоград, 1999.

  16. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет: Учеб. Пособие. М, 2001.

  17. Касаткин С.Ф. Техника обратной связи. СПб, 2002.

  18. Томилов В.В. Культура предпринимательства: Учебное пособие. СПб., 2000.

  19. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.

  20. Межличностное общение: Хрестоматия. СПб., 2001.

  21. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура., М., 2000.

  22. Снетков В.М. Психология коммуникаций в организации: Учебное пособие. СПб., 2000.

  23. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001.

  24. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов/ Под ред. А.П. Садохина. М., 2002.

  25. Проблемы эффективности речевой коммуникации. – М., 1989.

  26. Роджерс Э. Агарвала- Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М., 1980.

  27. Телерекламный бизнес. Информационно-аналитическое обеспечение.-М., 2001.

  28. Терин В.П. Массовая коммуникация. –М., 2000.

  29. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции.-М.: Аспект-Пресс, 2005.

  30. Борисова Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе.- СПб.: Питер, 2005.

  31. Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации. – М.: Эксмо-Пресс, 2005.

  32. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. – М.: Логос, 2006.

  33. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация: теория и тренинг. – М.: ЮНИТИ, 2006.

  34. Федотова Л.Н. Реклама в коммуникационном процессе. – Камерон, 2005.



^ РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ

Утверждены на заседании кафедры

социальных коммуникаций и социологии управления

“06“декабря 2006 г., протокол № 3


  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Скачать файл (970 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации