Тематическое планирование по учебному предмету Основы регионального развития, 10 - 11 классы
скачать (137 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 137kb. | 24.11.2011 12:36 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Календарно-тематический план по черчению с элементами ИЗО [ документ ]
- Бюджетная система РФ [ лекция ]
- Контрольная по предмету Планирование на предприятии [ лабораторная работа ]
- Календарно-тематическое планирование для 2 класса [ документ ]
- Вестник ценообразования и сметного нормирования 2012 №01 январь [ документ ]
- Региональная экономика и управление [ лекция ]
- Абрамов А.Е. Компьютерная графика [ документ ]
- ГСН СБЦ на проектные работы для строительства. Территориальное планирование и планировка территорий. Объекты связи. Объекты жилищно-гражданского строительства [ документ ]
- Планирование уроков русского языка в 7 классе по учебнику С.И. Львовой [ документ ]
- Букин В.П. Социализация молодежи российской провинции в современных условиях [ документ ]
- Рабочая программа по биологии 6 класс [ стандарт ]
- Ответы на экзаменационные вопросы по регионоведению [ шпаргалка ]
1.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯКраевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Тематическое планирование по учебному предмету
«ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
(10 и 11 классы)
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАСНОЯРСК, 2009
Тематическое планирование учебного предмета национально-регионального компонента Красноярского края «Основы регионального развития» подготовлено по заказу Правительства Красноярского края
при участии Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
А в т о р ы – с о с т а в и т е л и
Зелова Ольга Григорьевна, методист кафедры гуманитарного образования КК ИПК и ПП РО,
Пригодич Елена Григорьевна, руководитель Центра гражданского образования КК ИПК и ПП РО
Под общей редакцией П.А.Сергоманова, ректора КК ИПК иПП РО, к.психол.н.
Рекомендовано Министерством образования и науки Красноярского края
Тематическое планирование по учебному предмету «Основы регионального развития», 10 – 11 классы. Красноярск: КК ИПК и ПП РО, 2009.
^
^ | Темы занятий | Количество часов | Ожидаемый результат | Формы и методы учебной деятельности | Самостоятельная работа учащихся | ^ |
I. Введение 1 час | Цели и задачи курса «Основы регионального развития». Содержание курса, основные темы. Виды работы учеников. График и критерии оценивания. | 1 час | Ученики узнают о содержании и формах обучения по предмету, получат график оценивания видов работ. | Урок – презентация курса, представление ученикам целей, задач и условий учебной работы, демонстрация «договорной модели» взаимодействия учителя и группы при изучении предмета | ^ | Обсуждение, обобщение обзоров в группах (следующее занятие) |
^ | Введение. Региональная политика в России. Роль регионов в современной России. Новая специальность – регионоведение. | 2часа | Вопросы к проблемным примерам, оценки ситуаций | Анализ примеров проблем региональной политики в РФ, выявление проблематики, обсуждение. | ^ | Результаты работы групп – список вопросов |
Постановка проблемы. Какими должны стать регионы России-2020? Региональное развитие в РФ: тенденции, проблемы, прогнозы и сценарии. | 2 часа | Список вопросов к исследованию проблемы на примере края. План дальнейшей работы по решению проблемы. ^ | Изучение информации об административно-территориальной реформе России, анализ аргументации участников дискуссий о том, какими должны быть регионы России-2020? | ^ | Планы работы по проведению исследования - по группам | |
Исследование. Что делает Красноярский край регионом-локомотивом в стратегии Россия 2020? Программы и проекты как метод региональной политики. Программы развития Красноярского края. Социальные проекты как эффективная социальная технология усиления роли жителей в решении местных проблем, изменения ситуации в регионе. Социальные проекты красноярцев. | 4 часа | Исследовательские отчёты групп | Исследования по группам - поиск, анализ информации по вопросам исследования. ^ | Объединение работ в общий отчет Презентация отчета группы Вопросы к отчетам групп Участие в дискуссии по принятию решения | Самооценки, оценки групп – отчетов исследований | |
Практикум «Наш социальный проект». Какие проекты побеждают на конкурсах социальных проектов старшеклассников: общероссийская акция «Я – гражданин России», общероссийские конкурсы социальных проектов «Наш город» и «Наши родители», краевой конкурс «Мой край – моё дело» и т.д.? Этапы разработки социального проекта. Разработка и защита учебного социального проекта. | 8 часов | Учебные социальные проекты | Выбор проблемы. Поиск информации. Сбор и анализ. Разработка варианта решения проблемы. Оформление проекта. Публичная защита проекта. | Работа в группах – разработка проекта по этапам. | Рейтинг проектов. Оценка группы и самооценка. | |
^ | 1 час | Индивидуальные отметки. Рекомендации к дальнейшей работе. | Обсуждения в группах. Индивидуальные рефлексивные отчёты. | ^ | Рефлексивные отчеты | |
III.Что делает власть региона эффективной? 20 часов | Введение. Уставный урок №1 «Устав края – наши возможности». Основные ценности и принципы. Конституционно – правовой статус Красноярского края в составе Российской Федерации. Территориальное устройство края. Государственная власть края. | 4 часа | Вопросы к проблемным примерам, оценки ситуаций | Анализ примеров проблем региональной политики в РФ, выявление проблематики, обсуждение. Встречи с политическими деятелями. | ^ | Результаты работы групп – список вопросов |
Постановка проблемы. Что делает власть региона эффективной? | 2 часа | Список вопросов к исследованию проблемы на примере края. План дальнейшей работы по решению проблемы. ^ | Изучение информации об административно-территориальной реформе России, анализ аргументации участников дискуссий о том, какими должны быть регионы России-2020? | ^ | Планы работы по проведению исследования - по группам | |
Исследование. Непосредственное осуществление гражданами государственной власти края и их участие в её осуществлении органами государственной власти. Выборы депутатов Законодательного собрания края: история, порядок проведения, активность избирателей. Местное самоуправление в крае. Выборы депутатов местного самоуправления: история муниципальных выборов, порядок проведения, активность избирателей. Роль органов местного самоуправления в общественной жизни Красноярского края и местного (территориального) сообщества. ^ Школа и политика. Значение школьного опыта участия в общественной жизни для становления гражданской позиции. | ^ | Исследовательские отчёты групп по направлениям: Активность избирателей в крае. Активность граждан на уровне местного самоуправления. ^ Участие красноярцев в общественных организациях. Инициативы граждан, их влияние на принятие политических решений. Критерии эффективности региональной власти: показатели Красноярского края | ^ Экскурсия в муниципальную избирательную комиссию, встреча с депутатом местного Совета, с представителем отделения политической партии и т.д. | ^ Оформление отчетов групп в формате презентаций. | Участие учащихся в работе групп на этапе получения консультаций и выполнения плана работ. | |
Принятие решения по проблеме. Критерии оценки эффективности региональной политики. Политическая жизнь Красноярского края: тенденции и особенности. | 4 часа | ^ | Представление отчетов групп и принятие решения по основному вопросу - дискуссия | ^ Вопросы к отчетам групп Участие в дискуссии по принятию решения | Самооценки, оценки групп – отчетов исследований | |
Рефлексия. Оценивание. | 2 часа | Индивидуальные отметки. Рекомендации к дальнейшей работе. | Обсуждения в группах. Индивидуальные рефлексивные отчёты. | ^ | Рефлексивные отчеты | |
IV. Реально ли обуздать коррупцию? - 14 часов | Введение. Коррупция и ее проявления | 2 | Ученики узнают о признаках и видах коррупции, о проявлениях коррупции в обществе. ^ | Видеосюжет о проявлениях коррупции в современном обществе. ^ Дискуссия о характерных признаках, чертах коррупции. Формулирование понятия «коррупция». | Постановка вопросов к примерам проявления коррупции в обществе. Участие в дискуссии. ^ | Публичное выступление, вопросы к теме |
Постановка проблемы. Реально ли обуздать коррупцию? | 2 | Определение ключевых вопросов к теме исследования. Выдвижение гипотезы. Планирование исследовательской работы. | Анализ предложений президента России, известных государственных и общественных деятелей о противодействии коррупции | Анализ аргументации ^ Формулирование вопросов к проблемам | План проведения исследования | |
Полидисциплинарное исследование «Коррупция как социальная проблема» | 4 | Ученики проведут исследование по направлениям: Исторические истоки коррупции, Психологические истоки коррупции Экономические причины коррупции Модели коррупции в современном обществе. Тенденции развития коррупции в современном обществе. Законы против коррупции ^ Эффективные методы по противодействию коррупции в мире, в России. | Учебное исследование проблемных вопросов с позиции общественных наук (история, психология, экономика, право, социология…) | ^ Сбор и обработка информации, обобщение и интерпретация данных. ^ | Презентация результатов исследования. Портфолио материалов по теме | |
Подготовка к принятию решения по проблеме «Реально ли обуздать коррупцию?» | 2 | Ученики узнают правах и обязанностях государственных служащих в Красноярском крае, смогут проанализировать основные положения антикоррупционного законодательства, позитивный опыт по борьбе с коррупцией в Красноярском крае ^ Определить формат (форма, тема, вопросы) принятия решения по проблеме | Лабораторная работа с нормативными документами. Организация встречи с юристами, представителями органов власти и УВД, депутатами Законодательного собрания города и муниципальных органов власти, общественными организациями и т.д. | ^ Подготовка вопросов к участникам встречи | ^ Список вопросов для участников встречи Определен формат участия каждого учащегося в принятии решения по проблеме | |
Принятие решения по проблеме «Реально ли обуздать коррупцию?» | 2 | Ученики сформулируют последствия коррупции для личности и общества, государства ^ | Круглый стол, деловая игра - «Общественные слушания», дебаты по вопросу «Кто виноват в коррупции?» ^ | Публичное выступление ^ | Тезисы выступления Презентация исследования | |
Социальное действие «Молодежь против коррупции» | 1 | Ученики смогут применить приобретенные знания для противодействия коррупции в Красноярском крае | ^ Участие в форуме по вопросам противодействия распространению коррупции | Планирование и проведение коллективного творческого дела | На выбор: статья, веб-страничка на школьном сайте, плакат, выступление на школьном радио, письмо, выступление на форуме…. | |
Рефлексия. Оценивание | 1 | Рефлексия достижений и трудностей в проведении исследования и в работе с темой модуля | Коллективное обсуждение ^ | Участие в обсуждении содержания работы в модуле Проведение оценивания работы (индивидуальная, в группе, коллективная) по теме модуля | Лист оценивания | |
^ (12 часов) | Введение. | 1 | Учащиеся смогут соотнести проблему нарушения прав человека с её проявлением на уровне конкретного человека | Описание случая ^ | Участие в мозговом штурме | Перечень нарушений прав человека с которыми сталкивается каждая семья |
^ Как можно защитить свои права? | 2 | Определение ключевых вопросов к теме исследования. Выдвижение гипотезы. ^ | Изучение доклада уполномоченного по правам человека о ситуации в крае по соблюдению прав человека Формулирование вопросов к исследованию и планирование исследования | ^ | Планы работы по проведению исследования - по группам | |
Проведение исследования Соблюдение и реализация конституционных прав и свобод граждан на территории Красноярского края | 5 | Ученики смогут провести исследование по следующим темам: Положение с соблюдением прав человека в Красноярском крае Соблюдение прав коренных малочисленных народов Правоохранительные органы и правозащитные организации Красноярского края Органы и организации, осуществляющие правовую и социальную защиту ребенка в Красноярском крае Реализация избирательных прав | ^ Проведение референдума в школе по вопросу: Имеют ли право школьники участвовать в создании Устава школы? | Проведение анализа источников информации. ^ Подготовка портфолио материалов и презентации по вопросам исследования. Анализ результатов референдума | Презентация исследования Участие в организации референдума в школе | |
| Принятие решения по проблеме Как можно защитить свои права? | 2 | Учащиеся смогут познакомиться с организациями, их адресами, контактными телефонами, куда можно обратиться за помощью по защите своих прав | Представление отчетов групп и принятие решения по основному вопросу ^ | Создание каталога адресов инстанций по защите прав человека | Перечень организация с указанием адресов, в которые можно обратиться за защитой своих прав |
^ | 1 | Рефлексия достижений и трудностей в проведении исследования и в работе с темой модуля | Коллективное обсуждение ^ | Участие в обсуждении содержания работы в модуле Проведение оценивания работы (индивидуальная, в группе, коллективная) по теме модуля | Лист оценивания | |
^ | Обобщение | 4 часа | Эссе «Итоги политического года в регионе: решения власти и активность граждан» | Составление списка основных итогов политического года в регионе ^ | В группах – список политических итогов Самостоятельно - эссе | Эссе |
| Резерв | 4ч | | | | |
^
^ | Темы занятий | Количество часов | Ожидаемый результат | Методы и формы организации учебной деятельности: | Самостоятельная деятельность учащихся | ^ |
I.Введение-1ч. | Цели и задачи курса «Основы регионального развития» в 11 классе. Содержание курса, основные темы. Виды работы учеников. График и критерии оценивания. | 1 час | Ученики узнают о содержании и формах обучения по предмету, получат график оценивания и виды работ. | Урок – презентация курса, представление ученикам целей, задач и условий учебной работы, демонстрация «договорной модели» взаимодействия учителя и группы при изучении предмета | ^ | Фронтальный опрос |
III.Что объединяет и разделяет жителей нашего края? (15 часов) | Введение. Социальная структура населения Красноярского края по данным переписей 2002 и 2010 гг. Социальные противоречия в современном развитии региона. | 2 | Мотививация к исследовательской деятельности Представление о социальной неоднородности населения и социальных противоречиях в Красноярском крае | ^ Графическое отражение результатов переписи в Красноярском крае | Работа с данными переписи населения, формулирование выводов формулирование вопросов к теме | Публичное выступление, содержащие обобщение по источнику информации ^ |
Постановка проблемы. Что объединяет и разделяет жителей нашего края? | 4 | Определение ключевых вопросов к организации исследования. Выдвижение гипотезы ^ | Проведение социологического опроса по ключевым проблемам населения Красноярского края Выявление проблем Рейтингование проблем | ^ | План проведения группового исследования | |
Исследование Социальная политика как основа консолидации общества и развития Красноярского края. Реализация приоритетных национальных проектов в Красноярском крае. Доступность и возможность получения качественного образования в регионе. Демографические процессы в Красноярском крае. Социальная политика в сфере защиты семьи и детства. Основные тенденции в развитии межэтнических и межконфессиональных отношений в Красноярском крае. Деятельность этнических сообществ Красноярского края | 6 | Ученики смогут провести исследование в группах и представить презентации по направлениям: Реализация приоритетных национальных проектов в Красноярском крае. ^ Деятельность этнических сообществ Красноярского края Защита социально-экономических прав граждан в Красноярском крае | Проведение исследования ^ Презентация результатов исследования Организация встречи со специалистом Дискуссия по обсуждаемым вопросам | ^ Подготовка презентации результатов исследования Публичное выступление, ответы на вопросы | Оценивание по критериям к исследовательской работе Обобщающая таблица по основным направлениям социальной политики в крае. | |
Принятие решения по проблеме. Основные тенденции и результаты социальной политики в регионе. Социальная консолидация общества как основа развития Красноярского края | 2 | Сформировано представление о социальном портрете Красноярского края и основных направлениях социальной политики Дана оценка результатам социальной политики с учетом программы социально-экономического развития края ^ | Работа экспертных групп ^ | Анализ программы социально-экономического развития края. ^ Прогнозирование возможных сценариев социального развития региона ^ | таблица, экспертное заключение | |
Рефлексия. Оценивание | 1. | Рефлексия достижений и трудностей в проведении исследования | Коллективное обсуждение ^ | Проведение оцен ивания работы (индивидуальная, в группе, коллективная) по теме модуля | Лист оценивания | |
^ | Введение. Развитие культуры на территории Красноярского края. | 2 | ^ | Анализ концепции развития культуры в Красноярском крае. ^ | формулирование вопросов к выявленным проблемам и социологическому вопросу | Обобщающая таблица по основным положениям концепции развития культуры в Красноярском крае ^ Вопросы к проведению соцопроса |
Постановка проблемы. Культурная идентичность Красноярского края | 2 | Определение ключевых вопросов к организации исследования. Выдвижение гипотезы ^ | Анализ результатов соцопроса, выявление поля проблем в ходе обсуждения | Обработка информации планирование исследования в группе | Планы проведения группового исследования ^ | |
Исследование Особенности культурной жизни Красноярского края | 3 | Учащиеся смогут провести исследование и подготовить презентации в группах по направлениям: Сохранение традиционного культурного наследия края. Равное достоинство культур народов и этнических общностей, проживающих на территории края ^ Культура и молодежь Крупные культурные проекты и программы на территории края | ^ Структурирование собранного материала по определенному алгоритму Стендовая конференция по вопросам исследования | Проведение исследования по плану ^ Публичное выступление, ответы на вопросы принятии резолюции | Стендовый доклад Предложения к резолюции | |
Принятие решения по проблеме Единое культурное пространство региона как основа развития региона | 2 | Ученики смогут сделать вывод о путях сохранения и развития единого культурного пространства региона как основы его развития, о возможностях приобщения к культурному достоянию края и участию в сохранении культурного наследия края | ^ | Планирование и проведение социального действия | Отчет об участии в социальном действии | |
Рефлексия. Оценивание | 1. | Рефлексия достижений и трудностей в проведении исследования | Коллективное обсуждение ^ | Проведение оцен ивания работы (индивидуальная, в группе, коллективная) по теме модуля | Лист оценивания | |
^ | Обобщение. | 4 | Смогут провести анализ и обобщить материал о современном развитии региона и его перспективах в графической форме | Лабораторно-практическое занятие по определению роли и места края в развитии Российской Федерации . | ^ Обобщение в графической и устной форме полученных результатов | ^ |
| Резерв | 4ч | | | | |
Скачать файл (137 kb.)