Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Тематическое планирование по учебному предмету Основы регионального развития, 10 - 11 классы - файл 1.doc


Тематическое планирование по учебному предмету Основы регионального развития, 10 - 11 классы
скачать (137 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc137kb.24.11.2011 12:36скачать

содержание

1.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования


Тематическое планирование по учебному предмету
«ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

(10 и 11 классы)

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАСНОЯРСК, 2009

Тематическое планирование учебного предмета национально-регионального компонента Красноярского края «Основы регионального развития» подготовлено по заказу Правительства Красноярского края
при участии Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

А в т о р ы – с о с т а в и т е л и

Зелова Ольга Григорьевна, методист кафедры гуманитарного образования КК ИПК и ПП РО,

Пригодич Елена Григорьевна, руководитель Центра гражданского образования КК ИПК и ПП РО

Под общей редакцией П.А.Сергоманова, ректора КК ИПК иПП РО, к.психол.н.

Рекомендовано Министерством образования и науки Красноярского края

Тематическое планирование по учебному предмету «Основы регионального развития», 10 – 11 классы. Красноярск: КК ИПК и ПП РО, 2009.

^ Тематический план предмета НРК «основы регионального развития», 10 класс.


^ Nпп, названия разделов,

Темы занятий

Количество часов

Ожидаемый результат


Формы и методы учебной деятельности


Самостоятельная работа учащихся

^ Формы контроля


I. Введение 1 час

Цели и задачи курса «Основы регионального развития». Содержание курса, основные темы. Виды работы учеников. График и критерии оценивания.

1 час

Ученики узнают о содержании и формах обучения по предмету, получат график оценивания видов работ.

Урок – презентация курса, представление ученикам целей, задач и условий учебной работы, демонстрация «договорной модели» взаимодействия учителя и группы при изучении предмета

^ Изучение в Интернет – по понятиям «региональное развитие», «региональная политика»

Обсуждение, обобщение обзоров в группах (следующее занятие)

^ II.Красноярский край – субъект Российской Федерации , 17 часов

Введение. Региональная политика в России. Роль регионов в современной России. Новая специальность – регионоведение.

2часа



Вопросы к проблемным примерам, оценки ситуаций

Анализ примеров проблем региональной политики в РФ, выявление проблематики, обсуждение.

^ Постановка вопросов к примерам, участие в обсуждении проблем

Результаты работы групп – список вопросов

Постановка проблемы. Какими должны стать регионы России-2020? Региональное развитие в РФ: тенденции, проблемы, прогнозы и сценарии.

2 часа



Список вопросов к исследованию проблемы на примере края.

План дальнейшей работы по решению проблемы.

^ Поле возможных решений и представлений.

Изучение информации об административно-территориальной реформе России, анализ аргументации участников дискуссий о том, какими должны быть регионы России-2020?

^ Анализ ситуаций, выявление проблематики, формулировка вопросов к исследованию, составление плана работ

Планы работы по проведению исследования - по группам

Исследование. Что делает Красноярский край регионом-локомотивом в стратегии Россия 2020? Программы и проекты как метод региональной политики. Программы развития Красноярского края.

Социальные проекты как эффективная социальная технология усиления роли жителей в решении местных проблем, изменения ситуации в регионе. Социальные проекты красноярцев.

4 часа


Исследовательские отчёты групп

Исследования по группам - поиск, анализ информации по вопросам исследования.

^ Представление отчетов групп и принятие решения по основному вопросу - дискуссия

Объединение работ в общий отчет

Презентация отчета группы

Вопросы к отчетам групп

Участие в дискуссии по принятию решения

Самооценки, оценки групп – отчетов исследований

Практикум «Наш социальный проект». Какие проекты побеждают на конкурсах социальных проектов старшеклассников: общероссийская акция «Я – гражданин России», общероссийские конкурсы социальных проектов «Наш город» и «Наши родители», краевой конкурс «Мой край – моё дело» и т.д.? Этапы разработки социального проекта. Разработка и защита учебного социального проекта.

8 часов



Учебные социальные проекты

Выбор проблемы.

Поиск информации. Сбор и анализ.

Разработка варианта решения проблемы.

Оформление проекта.

Публичная защита проекта.


Работа в группах – разработка проекта по этапам.

Рейтинг проектов. Оценка группы и самооценка.

^ Рефлексия. Оценивание.

1 час

Индивидуальные отметки. Рекомендации к дальнейшей работе.

Обсуждения в группах. Индивидуальные рефлексивные отчёты.

^ Группы и индивидуально

Рефлексивные отчеты

III.Что делает власть региона эффективной? 20 часов


Введение. Уставный урок №1 «Устав края – наши возможности». Основные ценности и принципы. Конституционно – правовой статус Красноярского края в составе Российской Федерации. Территориальное устройство края. Государственная власть края.

4 часа



Вопросы к проблемным примерам, оценки ситуаций

Анализ примеров проблем региональной политики в РФ, выявление проблематики, обсуждение. Встречи с политическими деятелями.

^ Постановка вопросов к примерам, участие в обсуждении проблем

Результаты работы групп – список вопросов

Постановка проблемы. Что делает власть региона эффективной?


2 часа



Список вопросов к исследованию проблемы на примере края.

План дальнейшей работы по решению проблемы.

^ Поле возможных решений и представлений.

Изучение информации об административно-территориальной реформе России, анализ аргументации участников дискуссий о том, какими должны быть регионы России-2020?

^ Анализ ситуаций, выявление проблематики, формулировка вопросов к исследованию, составление плана работ

Планы работы по проведению исследования - по группам

Исследование. Непосредственное осуществление гражданами государственной власти края и их участие в её осуществлении органами государственной власти. Выборы депутатов Законодательного собрания края: история, порядок проведения, активность избирателей.

Местное самоуправление в крае. Выборы депутатов местного самоуправления: история муниципальных выборов, порядок проведения, активность избирателей. Роль органов местного самоуправления в общественной жизни Красноярского края и местного (территориального) сообщества.

^ Региональные отделения политических партий в Красноярском крае и их влияние на жизнь региона. Общественные объединения в Красноярском крае.

Школа и политика. Значение школьного опыта участия в общественной жизни для становления гражданской позиции.

^ 8 часов - консультации групп, самостоятельные работы

Исследовательские отчёты групп по направлениям:

Активность избирателей в крае.

Активность граждан на уровне местного самоуправления.

^ Партийная деятельность красноярцев.

Участие красноярцев в общественных организациях.

Инициативы граждан, их влияние на принятие политических решений.

Критерии эффективности региональной власти: показатели Красноярского края

^ Исследования по группам - поиск, анализ информации по вопросам исследования.

Экскурсия в муниципальную избирательную комиссию, встреча с депутатом местного Совета, с представителем отделения политической партии и т.д.


^ Объединение работ в общий отчет группы.

Оформление отчетов групп в формате презентаций.


Участие учащихся в работе групп на этапе получения консультаций и выполнения плана работ.

Принятие решения по проблеме. Критерии оценки эффективности региональной политики. Политическая жизнь Красноярского края: тенденции и особенности.

4 часа

^ Определены тенденции политического развития края, дана оценка источников эффективности власти в регионе, уровня политического участия граждан

Представление отчетов групп и принятие решения по основному вопросу - дискуссия

^ Презентация отчета группы

Вопросы к отчетам групп

Участие в дискуссии по принятию решения

Самооценки, оценки групп – отчетов исследований

Рефлексия. Оценивание.

2 часа

Индивидуальные отметки. Рекомендации к дальнейшей работе.

Обсуждения в группах. Индивидуальные рефлексивные отчёты.

^ Группы и индивидуально

Рефлексивные отчеты

IV. Реально ли обуздать коррупцию? - 14 часов


Введение. Коррупция и ее проявления


2

Ученики узнают о признаках и видах коррупции, о проявлениях коррупции в обществе.

^ Сформулируют понятие коррупции. Выскажутся об актуальности данного вопроса в обществе.


Видеосюжет о проявлениях коррупции в современном обществе.

^ Деловая игра о влиянии коррупции на развитие общества

Дискуссия о характерных признаках, чертах коррупции.

Формулирование понятия «коррупция».

Постановка вопросов к примерам проявления коррупции в обществе. Участие в дискуссии.

^ Работа с понятием.

Публичное выступление,

вопросы к теме


Постановка проблемы. Реально ли обуздать коррупцию?

2

Определение ключевых вопросов к теме исследования.

Выдвижение гипотезы.

Планирование исследовательской работы.

Анализ предложений президента России, известных государственных и общественных деятелей о противодействии коррупции

Анализ аргументации

^ Определение поля проблем

Формулирование вопросов к проблемам

План проведения исследования


Полидисциплинарное исследование

«Коррупция как социальная проблема»

4

Ученики проведут исследование по направлениям:

Исторические истоки коррупции,

Психологические истоки коррупции

Экономические причины коррупции

Модели коррупции в современном обществе.

Тенденции развития коррупции в современном обществе.

Законы против коррупции

^ Отношение в обществе к коррупции

Эффективные методы по противодействию коррупции в мире, в России.

Учебное исследование проблемных вопросов с позиции общественных наук (история, психология, экономика, право, социология…)


^ Проведение социального опроса (анкетирование, интервью). Анализ источников информации.

Сбор и обработка информации, обобщение и интерпретация данных.

^ Подготовка отчета, портфолио материалов и презентации по вопросам исследования.

Презентация результатов исследования. Портфолио материалов по теме

Подготовка к принятию решения по проблеме «Реально ли обуздать коррупцию?»


2

Ученики узнают правах и обязанностях государственных служащих в Красноярском крае, смогут проанализировать основные положения антикоррупционного законодательства, позитивный опыт по борьбе с коррупцией в Красноярском крае

^ Оценить методы по противодействию коррупции в регионе

Определить формат (форма, тема, вопросы) принятия решения по проблеме

Лабораторная работа с нормативными документами.

Организация встречи с юристами, представителями органов власти и УВД, депутатами Законодательного собрания города и муниципальных органов власти, общественными организациями и т.д.

^ Анализ с нормативных документов, оценка методов по противодействию коррупции в регионе

Подготовка вопросов к участникам встречи


^ Отчет по лабораторной работе

Список вопросов для участников встречи

Определен формат участия каждого учащегося в принятии решения по проблеме

Принятие решения по проблеме «Реально ли обуздать коррупцию?»

2

Ученики сформулируют последствия коррупции для личности и общества, государства

^ Сделают вывод о значении позиции каждого гражданина власти, бизнеса, правоохранительных органов в решении проблемы коррупции в России

Круглый стол, деловая игра - «Общественные слушания», дебаты по вопросу «Кто виноват в коррупции?»

^ Дискуссия о значении позиции каждого гражданина, власти, бизнеса, правоохранительных органов в решении проблемы коррупции в России


Публичное выступление

^ Участие в дискуссии


Тезисы выступления

Презентация исследования

Социальное действие

«Молодежь против коррупции»

1

Ученики смогут применить приобретенные знания для противодействия коррупции в Красноярском крае

^ Коллективное творческое дело

Участие в форуме по вопросам противодействия распространению коррупции


Планирование и проведение коллективного творческого дела

На выбор: статья, веб-страничка на школьном сайте, плакат, выступление на школьном радио, письмо, выступление на форуме….

Рефлексия. Оценивание

1

Рефлексия достижений и трудностей в проведении исследования и в работе с темой модуля

Коллективное обсуждение

^ Заполнения листа оценивания

Участие в обсуждении содержания работы в модуле

Проведение оценивания работы (индивидуальная, в группе, коллективная) по теме модуля

Лист оценивания

^ V. Как можно защитить свои права? (12 часов)


Введение.


1

Учащиеся смогут соотнести проблему нарушения прав человека с её проявлением на уровне конкретного человека

Описание случая

^ Мозговой штурм по поводу нарушения прав человека из опыта семьи, личного опыта

Участие в мозговом штурме

Перечень нарушений прав человека с которыми сталкивается каждая семья

^ Постановка проблемы.

Как можно защитить свои права?

2

Определение ключевых вопросов к теме исследования.

Выдвижение гипотезы.

^ Планирование исследовательской работы.

Изучение доклада уполномоченного по правам человека о ситуации в крае по соблюдению прав человека

Формулирование вопросов к исследованию и планирование исследования

^ Анализ ситуаций, выявление проблематики, формулировка вопросов к исследованию, составление плана работ

Планы работы по проведению исследования - по группам

Проведение исследования

Соблюдение и реализация конституционных прав и свобод граждан на территории Красноярского края


5

Ученики смогут провести исследование по следующим темам:

Положение с соблюдением прав человека в Красноярском крае

Соблюдение прав коренных малочисленных народов

Правоохранительные органы и правозащитные организации Красноярского края

Органы и организации, осуществляющие правовую и социальную защиту ребенка в Красноярском крае

Реализация избирательных прав

^ Проведение исследования в группе

Проведение референдума в школе по вопросу:

Имеют ли право школьники участвовать в создании Устава школы?


Проведение анализа источников информации.

^ Сбор и обработка информации, обобщение и интерпретация данных.

Подготовка портфолио материалов и презентации по вопросам исследования.

Анализ результатов референдума

Презентация исследования

Участие в организации референдума в школе






Принятие решения по проблеме

Как можно защитить свои права?

2

Учащиеся смогут познакомиться с организациями, их адресами, контактными телефонами, куда можно обратиться за помощью по защите своих прав

Представление отчетов групп и принятие решения по основному вопросу

^ Сбор и обработка информации

Создание каталога адресов инстанций по защите прав человека

Перечень организация с указанием адресов, в которые можно обратиться за защитой своих прав

^ Рефлексия. Оценивание.

1

Рефлексия достижений и трудностей в проведении исследования и в работе с темой модуля

Коллективное обсуждение

^ Заполнения листа оценивания

Участие в обсуждении содержания работы в модуле

Проведение оценивания работы (индивидуальная, в группе, коллективная) по теме модуля

Лист оценивания

^ VI. Обобщение. 4 часа

Обобщение

4 часа

Эссе «Итоги политического года в регионе: решения власти и активность граждан»

Составление списка основных итогов политического года в регионе

^ Анализ, рефлексия итогов

В группах – список политических итогов

Самостоятельно - эссе

Эссе




Резерв

















^ Тематический план предмета НРК «основы регионального развития», 11 класс.

^ Nпп, названия разделов,

Темы занятий

Количество часов

Ожидаемый результат


Методы и формы организации учебной деятельности:


Самостоятельная деятельность учащихся

^ Формы контроля


I.Введение-1ч.

Цели и задачи курса «Основы регионального развития» в 11 классе. Содержание курса, основные темы. Виды работы учеников. График и критерии оценивания.

1 час

Ученики узнают о содержании и формах обучения по предмету, получат график оценивания и виды работ.


Урок – презентация курса, представление ученикам целей, задач и условий учебной работы, демонстрация «договорной модели» взаимодействия учителя и группы при изучении предмета

^ Формулирование вопросов, уточнений по содержанию курса и видам деятельности

Фронтальный опрос

III.Что объединяет и разделяет жителей нашего края? (15 часов)


Введение. Социальная структура населения Красноярского края по данным переписей 2002 и 2010 гг. Социальные противоречия в современном развитии региона.

2

Мотививация к исследовательской деятельности

Представление о социальной неоднородности населения и социальных противоречиях в Красноярском крае

^ Анализ результатов переписи населения в Красноярском крае.
Графическое отражение результатов переписи в Красноярском крае

Работа с данными переписи населения, формулирование выводов

формулирование

вопросов к теме

Публичное выступление, содержащие обобщение по источнику информации

^ Вопросы к проведению социологического опроса

Постановка проблемы. Что объединяет и разделяет жителей нашего края?



4

Определение ключевых вопросов к организации исследования.

Выдвижение гипотезы

^ Планирование исследовательской работы

Проведение социологического опроса по ключевым проблемам населения Красноярского края

Выявление проблем Рейтингование проблем

^ Проведение и анализ социологического опроса, составление вопросов к исследованию планирование исследования в группе


План проведения группового исследования


Исследование

Социальная политика как основа консолидации общества и развития Красноярского края. Реализация приоритетных национальных проектов в Красноярском крае. Доступность и возможность получения качественного образования в регионе. Демографические процессы в Красноярском крае. Социальная политика в сфере защиты семьи и детства. Основные тенденции в развитии межэтнических и межконфессиональных отношений в Красноярском крае. Деятельность этнических сообществ Красноярского края

6



Ученики смогут провести исследование в группах и представить презентации по направлениям:

Реализация приоритетных национальных проектов в Красноярском крае.

^ Социальная политика в сфере защиты семьи и детства.

Деятельность этнических сообществ Красноярского края

Защита социально-экономических прав граждан в Красноярском крае

Проведение исследования

^ Структурирование собранного материала по определенному алгоритму

Презентация результатов исследования

Организация встречи со специалистом

Дискуссия по обсуждаемым вопросам


^ Проведение исследования по плану

Подготовка презентации результатов исследования

Публичное выступление, ответы на вопросы

Оценивание по критериям к исследовательской работе
Обобщающая таблица по основным направлениям социальной политики в крае.


Принятие решения по проблеме. Основные тенденции и результаты социальной политики в регионе. Социальная консолидация общества как основа развития Красноярского края


2

Сформировано представление о социальном портрете Красноярского края и основных направлениях социальной политики

Дана оценка результатам социальной политики с учетом программы социально-экономического развития края

^ Сделан вывод о необходимых условиях для социальной консолидации общества и оптимистических прогнозах развития Красноярского края

Работа экспертных групп

^ Панельная дискуссия по прогнозируемым вариантам социального развития региона и условиям реализации оптимистического сценария


Анализ программы социально-экономического развития края.

^ Сопоставление направлений программы с результатами социального развития.

Прогнозирование возможных сценариев социального развития региона

^ Определение условий для достижения желаемых результатов в социальной политике региона

таблица,

экспертное заключение

Рефлексия. Оценивание


1.

Рефлексия достижений и трудностей в проведении исследования

Коллективное обсуждение

^ Заполнение листа оценивания


Проведение оцен ивания работы (индивидуальная, в группе, коллективная) по теме модуля


Лист оценивания

^ IV. Развитие культуры в Красноярском крае (10 часов)


Введение.

Развитие культуры на территории Красноярского края.


2

^ Умение работать с концептуальным документом Мотивирование к исследовательской деятельности

Анализ концепции развития культуры в Красноярском крае.

^ Создание карты центров культурного развития муниципального района


формулирование вопросов к выявленным проблемам и социологическому вопросу


Обобщающая таблица по основным положениям концепции

развития культуры в Красноярском крае
^ Вопросы к выявленным проблемам

Вопросы к проведению соцопроса


Постановка проблемы.

Культурная идентичность Красноярского края


2

Определение ключевых вопросов к организации исследования.

Выдвижение гипотезы

^ Планирование исследовательской работы

Анализ результатов соцопроса, выявление поля проблем в ходе обсуждения


Обработка информации

планирование исследования в группе


Планы проведения группового исследования

^ Результаты соцопроса


Исследование Особенности культурной жизни Красноярского края


3

Учащиеся смогут провести исследование и подготовить презентации в группах по направлениям:

Сохранение традиционного культурного наследия края. Равное достоинство культур народов и этнических общностей, проживающих на территории края

^ Доступность культурного наследия для жителей Красноярского края

Культура и молодежь

Крупные культурные проекты и программы на территории края

^ Проведение исследования

Структурирование собранного материала по определенному алгоритму

Стендовая конференция по вопросам исследования


Проведение исследования по плану

^ Подготовка стендовой презентации результатов исследования

Публичное выступление, ответы на вопросы

принятии резолюции

Стендовый доклад

Предложения к резолюции

Принятие решения по проблеме

Единое культурное пространство региона как основа развития региона

2

Ученики смогут сделать вывод о путях сохранения и развития единого культурного пространства региона как основы его развития, о возможностях приобщения к культурному достоянию края и участию в сохранении культурного наследия края

^ Социальное действие

Планирование и проведение социального действия

Отчет об участии в социальном действии

Рефлексия. Оценивание

1.

Рефлексия достижений и трудностей в проведении исследования

Коллективное обсуждение

^ Заполнения листа оценивания

Проведение оцен ивания работы (индивидуальная, в группе, коллективная) по теме модуля

Лист оценивания

^ V.Красноярский край – территория успешного жизненного старта (4 часов)


Обобщение.

4

Смогут провести анализ и обобщить материал о современном развитии региона и его перспективах в графической форме


Лабораторно-практическое занятие по определению роли и места края в развитии Российской Федерации .


^ Оценивание роли и места края в развитии Российской Федерации по определенным параметрам в группах

Обобщение в графической и устной форме полученных результатов


^ Тезисы публичного выступления.





Резерв

















Скачать файл (137 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации