Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Таблицы - Принципы, методы психодиагностического исследования детей с речевыми нарушениями - файл 1.docx


Таблицы - Принципы, методы психодиагностического исследования детей с речевыми нарушениями
скачать (48.9 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx49kb.24.11.2011 12:37скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Методы психолого-педагогический диагностики детей с речевыми нарушениями

Метод

Характеристика

Наблюдение

целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Эксперимент

метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом

Опрос

испытуемому задают устные вопросы, отмечаются и обрабатываются его ответы.

Беседа

получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Анкетирование

психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

Тестирование

стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

Интервью

это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически.

Анализ продуктов деятельности

при его осуществлении не измеряется и не наблюдается актуальное поведение испытуемого, а анализируются дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т. д.

Моделирование

исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с 

целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.


Принципы психолого-педагогический диагностики детей с речевыми нарушениями

Принцип

Характеристика

Принцип динамического изучения

предполагает применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого, выявление его потенциальных возможностей

Принцип всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка

включает в себя целостный подход к ребенку, оценку уровня его социальной адаптированности и личностной целостности ребенка, а также всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка, системное обследование с позиций специалистов разных профилей, анализ динамики психомоторного и физического развития ребенка

Принцип качественного анализа данных

включает в себя способы действий, характер его ошибок, отношение ребенка к экспериментам, а также к результатам своей деятельности. Качественный анализ полученных результатов при обследовании речи не противопоставляется учету количественных данных

Принцип системного подхода

позволяет постепенно и последовательно внедрять знания, развитие навыков и умений коррегирующего порядка в практической деятельности

Деятельностный принцип

учитывает ведущую деятельность ребенка, в соответствии с которой проводиться коррекционная работа



Принцип последовательного подхода

обучение проводится по этапам. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления.

Первый этап – подготовительный

Второй этап – основной или тренировочный

Третий этап – заключительный

Требования к психодиагностическому материалу.

Характер дидактического материала в каждом конкрет

ном случае будет зависеть:

  • от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ре

  • бенку);

  • от уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъяв

  • ляемый материал);

  • от уровня психического развития ребенка;

  • от уровня обученности ребенка (предъявляемый матери

  • ал должен быть достаточно освоен — но не заучен — ре

  • бенком).

Материал отбирается в соответствии с социальным опы

том ребенка, чтобы не провоцировать возникновения непред

виденных технических трудностей (например, ребенок не мо

жет узнать объект на рисунке и поэтому затрудняется назвать его; не знает букв и не может выполнить задание на карточке и проч.).

Необходимо подбирать материал таким образом, чтобы в рамках одного диагностического теста можно было обследо

вать несколько классов или категорий языковых единиц (на

пример, грамматический строй и словарный запас, звукопроизношение и слоговую структуру слова и т. д.).

В качестве дидактического материала могут быть исполь

зованы реальные объекты действительности, игрушки и муляжи, сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вер

бальный материал карточки с напечатанными заданиями, книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков и проч.

В качестве пособий в логопедической работе служат игрушки, картинки, карточки, настольные игры, книги, таблицы по русскому языку. Пособия логопед использует в зависимости от той непосредственной задачи, которую он ставит перед собой в связи с характером нарушения, этапом работы, интеллектом и общим развитием ребенка. Одно и то же пособие может быть использовано как в целях обследования, так и в целях упражнения, создания тех или иных навыков. Внедрение новых информационных технологий – требование современности. Уже с малых лет наблюдается повышенный интерес ребенка к компьютеру. Возраст, с которого дети начинают изучать 

информатику, неуклонно снижается. Компьютер как будто был создан для логопедической работы. Этот универсальный инструмент ребенок рассматривает как игрушку; компьютер можно настраивать на каждого ребенка индивидуально, терпеливо реагировать на любые его действия, общаться с ним, обеспечивая ему деятельность в зоне его развития.

Кроме этого, с появлением компьютера на логопедических занятиях неприятные функции «контролера» за звукопроизношение, ребенка берет на себя компьютер, и тем самым снимается негативное отношение ребенка к замечаниям логопеда. Компьютер становится посредником между логопедом и ребенком. Использование компьютера в обучении позволяет логопеду очень многое: разнообразить приемы коррекции звукопроизношения, значительно повысить интенсивность в работе по исправлению письменной речи благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране и отказа от утомительного процесса переписывания текста.

Наглядные средства должны отвечать следующим требованиям:

1) хорошо видны всем;

2) подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

3) соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции,

4) сопровождаться точной и конкретной речью, словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Использование пособий может преследовать различные цели:

коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.), развитие фонематического восприятия (например, на картине найти предметы, в названиях которых имеется тот или другой отрабатываемый звук), развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков). закрепление правильного произношения звука, развитие лексического запаса слов, грамматического строя, связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

Воспроизведение магнитофонных записей, записей на пластинках сопровождается беседой логопеда, пересказом. .Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания

уверенности в успехе работы.

Диафильмы, кинофильмы используются при автоматизации звуков речи во время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.


Вопрос 12.



Под принципами логопедической работы подразумеваются такие исходные положения, которые помогают проводить комплексную диагностику, логопедические исследования и воздействовать на дефекты речевого развития с целью их коррекции.

В комплексный подход диагностики входит принцип всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка. Комплексная диагностика включает в себя целостный подход к ребенку, оценку уровня его социальной адаптированности и личностной целостности ребенка, а также всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка. Комплексный подход включает в себя и системное обследование с позиций специалистов разных профилей, анализ динамики психомоторного и физического развития ребенка.

Комплексный подход в диагностике всегда должен быть многоуровневым. Он начинается с профилактики перинатальной патологии нервной системы, адекватного поведения новорожденных уже на этапе родильного дома или отделений патологии новорожденных. Этот подход последовательно охватывает уровни развития сенсорных функций, психики, моторики и речи с первых месяцев жизни ребенка. В дальнейшем он предусматривает определение речевой, интеллектуальной, познавательной, эмоциональной, поведенческой деятельности ребенка, уровень овладения им различных навыков. Обязательным исследованием при комплексной диагностике считается исследование состояния зрения, слуха, двигательной сферы, психоневрологического и речевого статуса.

Для комплексной диагностики речевых нарушений, прежде всего, необходимы знания основных периодов речевого развития ребенка и темпов его формирования. Как известно, полноценная речевая функция возникает лишь при правильном динамическом развитии ребенка. Комплексное проведение диагностики речевых нарушений уже возможно в неонатальном периоде, т. е. в условиях роддома и отделений патологии новорожденных. Сведения о соматическом здоровье, состоянии нервной системы, органов чувств, возможной наследственной природе речевых нарушений очень важны при диагностике и определении коррекционного воздействия. У ребенка этапы речевого развития всегда взаимосвязаны между собой, они закономерно сменяют друг друга. Поэтому на всех этапах наблюдения за развитием ребенка, необходима постоянная обратная связь между всеми специалистами: неонатологами, неврологами, психиатрами, окулистами, сурдологами, психологами и педагогами.

Принцип комплексного подхода всегда имеет более высокую эффективность коррекции, исключает рецидивы заболевания, позволяет применять современные методики.





Вопрос 15.

Принцип динамического изучения тесно связан с изучением основных закономерностей развития зрелого и незрелого (аномального) ребенка. 

Специфические закономерности развития и аномалии помогут в дифференциальной диагностике причин развития речевых нарушений. Принцип динамического изучения предполагает применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого, выявление его потенциальных возможностей или по Л. С. Выготскому «зоны его ближайшего развития». Концепция Л. С. Выготского о наличие у ребенка двух уровней: «актуального» и «зоны ближайшего развития» ставит в центр внимания, как бы «завтрашний день развития» ребенка, что позволяет определять стратегию коррекционного воздействия в последующей деятельности ребенка. Эта коррекция «сверху вниз» носит опережающий, предвосхищающий характер. Ее главная цель состоит в достижении формирования речевого восприятия на опережение, т. е. то, что должно быть достигнуто ребенком лишь в ближайшей перспективе. При выработке тактики и стратегии при таком подходе очень важно не ограничиваться сиюминутными достижениями речевой коррекции, а видеть далеко идущую перспективу речевого и личностного развития ребенка.





Вопрос 16.

Принцип качественного анализа данных, полученных в процессе педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений, находится в тесной связи с принципом динамического изучения. Качественный анализ речевой деятельности ребенка включает в себя способы действий, характер его ошибок, отношение ребенка к экспериментам, а также к результатам своей деятельности. Качественный анализ полученных результатов при обследовании речи не противопоставляется учету количественных данных. Для качественного получения анализа необходимо использовать при диагностике целый набор диагностических методик, каждая из которых должна содержать несколько однотипных заданий. Необходимо проводить сочетание количественного и качественного подходов к анализу данных. Обычно качественные различия между аномальным и нормальным ребенком устанавливаются только при сопоставлении количественных показателей. Количественные и качественные различия выступают в тесной взаимосвязи. Эти показатели определяются на основе перехода количества в качество.

Качественная и количественная диагностики основных компонентов в процессе обучения: восприимчивости к помощи, способности к логическому переносу, активности в решении поставленных задач, позволяют не только определить структуру речевого дефекта, его этиологию, патогенез, но и сформулировать диагноз, выбрать оптимальную коррекционную методику, дать вероятностный прогноз. изучение работ ребенка. Естественно, что набор работ будет различен в зависимости от возраста наше

го обследуемого: наиболее объемный и разнообразный у подро

стков и наименее разнообразный у младших дошкольников.



К данному виду документации можно отнести рисунки, школьные тетради и дневник.

^ Рисунки или творческие поделки ребенка характеризуют его склонности, уровень сформированности моторно-графиче-ских навыков. Если логопед владеет проективными методи

ками, то на основе анализа рисунков, работ и т. п. он может сделать предположения об особенностях личности и акценту

ациях ребенка.

Если к вам для обследования придет школьник, попроси

те его родителей принести следующий набор тетрадей

  • рабочие тетради по русскому языку с домашними и клас

  • сными работами. Они необходимы для того, чтобы выя

  • вить устойчивые затруднения на письме и сравнить каче

  • ство работ, выполненных дома й в школе (например, где работы выполнены аккуратнее, где почерк лучше и оши

  • бок меньше, там выше уровень внешнего контроля);

  • контрольные тетради с диктантами, они также позволяют выявить состояние слухового восприятия;

  • тетради для творческих работ (сочинений и изложений). В них можно наблюдать яркие проявления дефектов стро

  • ения текста, лексико-грамматического недоразвития, не-сформированности слоговых структур);

  • рабочие тетради по математике. В них можно обнаружить проявления недостаточности пространственных представ

  • лений и выявить проблемы ориентации на листе бумаги;

  • для анализа письменной речи старших школьников необ

  • ходима тетрадь по одному из учебных предметов — исто

  • рии, географии, для лабораторных работ по химии или физи

  • ке. В этих тетрадях ребенок пишет, не задумываясь над орфографической грамотностью, в них представлен макси

  • мальный набор ошибок различного характера, выявляются все проблемы письменной речи, которые есть у школьника.






Вопрос 13.

Принцип системного подхода получил довольно полное и глубокое изучение в исследованиях Л. С. Выготского. Он позволяет постепенно и последовательно внедрять знания, развитие навыков и умений коррегирующего порядка в практической деятельности.

При таком системном подходе коррегирующее воздействие проводится в несколько приемов, что позволяет ребенку быстрее усваивать знания с учетом его речевого восприятия, т. е. весь процесс идет от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Придерживаясь этого принципа, специалист-логопед на базе предшествующего материала легко вводит новый, и обучение проходит плавным путем, не вызывает излишнего утомления.





Вопрос 22

К педагогической документации относятся характерис

тики на ребенка педагогов, работающих с ним: воспитателя детского сада или учителя школы, психолога, социального пе

дагога, логопеда и др. К ней же можно отнести школьный днев

ник, в котором отмечаются результаты текущей, промежуточ

ной и итоговой успеваемости ребенка. Кроме того, в дневнике достаточно часто содержится переписка педагога с родителя

ми, из которой можно выяснить некоторые особенности пове

дения ребенка в школе, а также особенности взаимоотноше

ний с учителями. Например, очень показательны больших раз

меров двойки, выставленные в дневнике красными чернилами. Таких двоек у некоторых детей может быть несколько за один урок! Или неоднократные замечания, каждый раз начинающи

еся со слов «ОПЯТЬ...». С другой стороны, дневник можно отнести к работам ребенка, поскольку в нем представлены

достаточно яркие образчики самостоятельного письма обсле

дуемого.

В ходе изучения педагогической документации состав

ляется представление о тех проблемах, которые испыты

вает ребенок, особенностях его обучения, индивидуально-ти

пологических особенностях. Кроме того, необходимо учиты

вать и стиль отношений «педагог — ребенок», которые также могут влиять на успешность адаптации ребенка в образова

тельной среде. Наличие неблагоприятных отношений или не

достаточно грамотно сформулированных характеристик мо

жет навести нас на мысль о благоприобретенных проблемах, особенно в области освоения чтения и письма у школьников, т. е. на наличие педагогических ошибок.




Вопрос 7.

Собеседование с родителями. Беседу предпочтительно проводить непосредственно с родителями (матерью и/или от

цом) или лицами, их заменяющими в соответствии с законода

тельством. Присутствие при этом других родственников, на

пример бабушки, тети или старшего сибса, не предполагает высокого уровня откровенности со стороны родителей, хотя возможно при наличии согласия родителей. Обследование в отсутствие родителей, но в присутствии бабушки возможно только с письменного согласия родителей. И ни в коем случае нельзя обследовать ребенка, если родители отсутствуют, а на первичное обследование его сопровождают другие родствен

ники: братья и сестры, тети и дяди, племянники и племянни

цы, а также соседи по дому. В этом случае обследование ре

бенка возможно только при наличии у них нотариально заве

ренной доверенности1.

Прежде всего необходимо установить с родителями кон

такт. Весь ход беседы должен быть доверительно-деловым. Нельзя заигрывать с родителями. Нельзя в присутствии роди

телей подвергать сомнению компетенцию других специалис

тов, даже если вы не согласны с теми заключениями, с которы

ми вы только что познакомились. Не забывайте, что 

о колле

гах нельзя говорить неуважительно. Это некорректно и является одним из нарушений профессиональной этики. Мож

но в случае необходимости выразить свое несогласие с их мнением, но лучше говорить о необходимости уточнения неко

торых данных, представленных в заключениях.

Как только родители вошли в кабинет (без ребенка, даже если он очень маленький2), вы, приветливо улыбаясь, представ

ляетесь сами, если это необходимо, и уточняете имена и отчества вошедших родителей. Если в кабинете находится кто-либо еще, представьте этого человека и аргументируйте необ

ходимость его присутствия. Наличие посторонних лиц при беседе с родителями недопустимо, поскольку может прозву

чать информация, которая не подлежит разглашению. Соблю

дение медицинской и педагогической тайны, безусловно, обя

занность логопеда.

Наш опыт свидетельствует, что беседу рациональнее всего начинать с вызшления запроса родителей или жалоб. Это необходимо делать по нескольким причинам.

Во-первых, наличие сформулированного запроса позволя

ет в ряде случаев ограничить время и уточнить направление обследования. Поясним это на конкретном примере. К вам приходит ребенок, который, по вашему мнению, страдает ин

теллектуальной недостаточностью. В рамках логопедического обследования возможно использование ряда тестовых проце

дур, позволяющих уточнить первичность интеллектуальной недостаточности и продемонстрировать родителям основную проблему в развитии ребенка. Однако родители, оказывается, знают о том, что их ребенок страдает умственной отсталостью, а их волнует, почему он не произносит звук р. Таким образом, сфера логопедического обследования сужается, концентриру

ясь, в основном, на обследовании звуковой стороны речи, стро

ения и двигательных функций артикуляционного аппарата.

Во-вторых, в конце обследования, а именно на У этапе «Ин

формирование родителей», необходимо будет в первую очередь соотнести результаты обследования с запросом, т. е. ответить на те вопросы, которые поставили перед нами родители.

Конечно, не всегда родители, так как они не специалисты, могут правильно определить, какие проблемы возникают в развитии ребенка. Зачастую осознание этих проблем происхо

дит интуитивно. Поэтому в результате обследования родите

ли должны получить реальную более полную картину разви

тия ребенка, а не только ответ на свой запрос. Например, при обследовании дошкольников логопедам приходится встречать

ся с таким запросом: «Ребенок не произносит звук р». В ре

альности же у ребенка формируется дефектное произношение гораздо большего числа фонем или даже наблюдается недо

развитие всех сторон речи.

Родители школьников достаточно часто формулируют за

прос таким образом: «Учительница в школе жалуется, что он (она) плохо читает и пишет». Учитывая недостаточность осоз

нания родителями проблем ребенка, недифференцированность запроса, логопеду на заключительном этапе 

обследования не

обходимо будет внести коррективы в представления родите

лей о состоянии речи ребенка, трудностях, которые испытыва

ет их ребенок, и тех проблемах, которые он может испытать в будущем, если не обеспечить ребенку адекватную помощь.

В ходе беседы с родителями также полезно выяснить их уровень образования и сферу профессиональной занятости. Это позволит правильно выстроить общение с родителями, на дос

тупном для них языке. Ведь нам необходимо «достучаться» до сознания и души родителей ребенка. Если логопеду уда

лось наладить с родителями положительно окрашенный эмо

циональный контакт, он может смело задавать им любые воп

росы, требующие уточнения.

Продемонстрируйте родителям, что вы действительно вни

мательно изучили представленную ими документацию, время от времени обращаясь к ней и даже зачитывая цитаты, когда требуется уточнить те или иные вопросы.

В разговоре с родителями логопед может получить исклю

чительно ценную информацию о личности и характере ребен

ка, о стиле его взаимоотношений с окружающими, о его интере

сах и приверженностях. Важно, что при обсуждении возмож

ных причин появления дефекта очевидным становится стиль отношений в семье, характер взаимодействия ребенок се

мья детский сад или ребенок семья школа.

Особое внимание необходимо уделить анализу стиля отно

шений родители — ребенок. Немногие родители «принима

ют» недостатки ребенка и готовы совместно со специалистами работать по их коррекции. Чаще отмечается своеобразное от

ношение к ребенку, как к виновнику всех своих бед, особенно когда речь идет о школьниках. В качестве причины появле

ний трудностей в обучении в школе родители выдвигают сле дующие аргументы: «он не хочет», «она ленивая», «я не могу его заставить учиться», «он не старается» и др.

Причина такого положения, при котором проблема ребен

ка рассматривается как следствие его злого умысла, а не как «страдание», часто кроется в отношении педагогов-недефекто-логов к проблемным детям. В ряде случаев педагоги, сами того не замечая, акцентируют внимание родителей на недо

статках ребенка и требуют от них создания в семье ситуации «жесткого стиля воспитания», воспроизводящего атмосферу школы. При этом ребенку все время указываются на его не

достатки, его нагружают бесполезной механической работой, заставляя ее переделывать по нескольку раз, наказывают за плохие отметки. В результате ребенок оказывается в ситуа

ции социальной изоляции и эмоциональной депривации, что не только не способствует формированию учебной мотивации, но еще более угнетает ее и дезорганизует деятельность, в том числе эмоциональную, этого ребенка.

Понимание личности ребенка и его социального окруже

ния принципиально важно для адекватной организации сле

дующих этапов обследования.



Вопрос 23

Логопедическое заключение. Аналитический этап.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

Особенностью речевой карты и ее отличием от протокола является аналитичность. Если в протоколе фиксируются от

веты детей, то в речевой карте представляются обобщенные выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрывают

ся механизмы патологических проявлений и приводятся при

меры детских ответов в качестве иллюстраций к выводам специалиста.

В речевой карте, как правило, представлены следующие разделы:

  • паспортная часть;

  • анамнестические данные;

  • данные о физическом и психическом здоровье ребенка;

  • раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звуко-произношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, чтению и письму;

  • специальное место для записи логопедического заключе

  • ния.

При заполнении паспортной части наряду с обязательны

ми данными, в том числе и датой рождения, целесообразно указать возраст ребенка на момент обследования. Тогда, при отслеживании динамики развития ребенка, не придется каж дый раз заниматься вычислениями, для того чтобы вспомнить, сколько лет было ребенку. В речевых картах, заполняемых на дошкольников, обязательно указывайте годы и полные меся

цы жизни ребенка.

При заполнении раздела, посвященного раннему разви

тию ребенка, его заболеваниям, ранее поставленным диагно

зам, помните, что речевая карта доступна большому количе

ству людей, поэтому постарайтесь избегать заносить туда дан

ные, которые могли бы повредить ребенку или вызвать протест родителей (например, количество абортов у матери, наличие хронических инфекционных заболеваний и проч.). Подроб

ные сведения об этом хранятся в медицинской карте ребен

ка, доступ к которой ограничен. Разглашение медицинских тайн или факта усыновления ребенка против желания роди

телей может обернуться для вас как педагога судебным ис

ком. В этой связи, если вы считаете необходимым упомя

нуть о некоторых заболеваниях или состояниях ребенка, ис

пользуйте шифр, в соответствии с которым это заболевание включено в МКБ-10 (международная классификация болез

ней десятого пересмотра). Таким образом, вы сужаете круг лиц, которые могут нанести вред ребенку, разгласив эти све

дения.

При заполнении последующих разделов укажите наличие/ отсутствие дефекта, степень его выраженности, характер про

явлений и приведите примеры, доказывающие вашу точку зрения (см. приложение 1).



К речевой карте школьников прилагаются образцы пись

менных работ ученика с выделенными и исправленными ошиб

ками. На полях работы специальными значками отмечают характер ошибок: I — орфографические ошибки, V — пункту

ационные, Л — дисграфические. В соответствующем разделе речевой карты формулируется, какого вида ошибки являются устойчивыми для ребенка, в каких видах работ они преоблада

ют, указываются особенности техники письма.

При заполнении раздела, посвященного состоянию чтения, обязательно указывается способ чтения, типичные ошибки и их выраженность, характер ошибок, уровень понимания про читанного и возможности работы с текстом, в том числе — его воспроизведение (пересказ).

Завершается форма речевой карты разделом «Логопеди

ческое заключение». Обратите внимание на то, что это не Диаг

ноз, а заключение, которое может быть более или менее развер

нутым. В заключении обязательно указывается структура дефекта, т. е. какие стороны языковой и речевой систем у ребенка оказались несформированными. Далее указывается, первичным или вторичным нарушением, по мнению логопе

да, являются речевые дефекты, и — при возможности — опре

деляется клиническая основа речевой недостаточности (ме

дицинский диагноз).

На этом заканчивается заполнение речевой карты, но не работа по обследованию. Потому что смысл обследования со

стоит не столько в констатации некоторого дефекта, сколько в поиске путей, позволяющих этот дефект преодолеть или ском

пенсировать. Поэтому мы выделили следующий этап обследо

вания — прогностический.





Вопрос 25.

Диагностический этап представляет собой собственно про

цедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих мо

ментов:

  • какие языковые средства сформированы к моменту обсле

  • дования;

  • какие языковые средства не сформированы к моменту об

  • следования;

  • характер несформированности языковых средств.

Таким образом, нас как логопедов будут волновать не только те недочеты, которые имеются у ребенка в речи, но и каким образом языковые средства сформированы к моменту обсле

дования.

Кроме этого, мы должны рассмотреть:

  • в каких видах речевой деятельности проявляются недо

  • статки (говорении, аудировании, чтении, письме);

  • какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

Методы логопедического обследования:

  • педагогический эксперимент;

  • беседа с ребенком;

  • наблюдение за ребенком;

  • игра.



В качестве дидактического материала могут быть исполь

зованы реальные объекты действительности, игрушки и муляжи, сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вер

бальный материал* карточки с напечатанными заданиями, книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков и проч.

Характер дидактического материала в каждом конкрет

ном случае будет зависеть:

  • от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ре

  • бенку);

  • от уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъяв

  • ляемый материал);

  • от уровня психического развития ребенка;

  • от уровня обученности ребенка (предъявляемый матери

  • ал должен быть достаточно освоен — но не заучен\ — ре

  • бенком).

Материал отбирается в соответствии с социальным опы

том ребенка, чтобы не провоцировать возникновения непред

виденных технических трудностей (например, ребенок не мо

жет узнать объект на рисунке и поэтому затрудняется назвать его; не знает букв и не может выполнить задание на карточке и проч.). Необходимо подбирать материал таким образом, чтобы в рамках одного диагностического теста можно было обследо

вать несколько классов или категорий языковых единиц (на

пример, грамматический строй и словарный запас, звукопроиз-ношение и слоговую структуру слова и т. д.).Процедура диагностического этапа начинается с установ

ления контакта с ребенком. В зависимости от возраста ре

бенка и его личностно-типологических особенностей она мо

жет иметь несколько вариантов. Однако в любом случае зна

комство начинается с того, что логопед, улыбаясь входящему ребенку, здоровается с ним, приглашает его присесть рядом с собой или пройти к шкафу с игрушками, называет свое имя, а уже потом спрашивает, как зовут обследуемого. Это может звучать, например, так: «Здравствуй, меня зовут Ольга Евге

ньевна. А тебя как зовут?» При этом степень развернутости и официальности зави

сит от возраста ребенка. Трехлетнему малышу можно пред

ставиться как «тетя Оля», а для тяжелого безречевого ребен

ка можно ограничиться просто именем «Оля». Это не влияет на авторитет логопеда, но облегчает контакт с ребенком. Пос

ле знакомства предложите ребенку еще раз повторить ваше имя или имя и отчество, для того чтобы убедиться, что ребе

нок его запомнил и в случае необходимости сможет к вам обратиться.




Принцип последовательного подхода состоит в том, что обучение проводится по следующим этапам. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. Так, первый этап – 

подготовительный, второй этап – основной или тренировочный и 3-й этап – заключительный. На первом (подготовительном) этапе проходит подготовка обучаемого (настрой) к предстоящей работе, создается необходимый щадящий режим, проводится повторение предыдущих речевых упражнений. На втором этапе проводится тренировка усвоения правильной речи, определяется поведение ребенка при использовании новой речи, а также вырабатывается и тренируется поведение детей при использовании новой или усложненной речевой формы и ситуации. На последнем, заключительном этапе проводится закрепление пройденного материала, подводятся итоги, делаются выводы по успехам обучаемого ребенка, дается задание на дом. В принцип последовательного подхода также включается переход от совместных действий логопеда и ребенка к самостоятельной работе самого ребенка.

Деятельностный принцип – один из важнейших принципов коррекционного воспитания и обучения. В данном случае важно учитывать ведущую деятельность ребенка, проводить совместную работу с ним. В этом и заключается смысл деятельностного принципа. Коррекционная работа при соблюдении этого принципа проводится в игровой, трудовой и интеллектуально-познавательной форме. Разным возрастам соответствует свой вид ведущей деятельности. В дошкольном возрасте это игра, с помощью которой обогащается словарный запас, развиваются лексическая, грамматическая формы речи, происходит формирование личности ребенка.




Вопрос 21

К педагогическому воздействию можно отнести и принцип консультативно-методической работы с родителями и педагогами ребенка.

Целью этого воздействия является консультативная работа по созданию благоприятных условий обучаемого ребенка как дома, так и в детских образовательных учреждениях.

Консультативно-методическая работа включает в себя проведение бесед, лекций, консультаций, выступлений на радио, телевидение, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

Такая деятельность включает в себя пропаганду логопедических занятий.

В своей работе специалист логопед должен широко использовать методы разъяснения, убеждения, внушения, обучения. Доступным языком следует разъяснить родителям, педагогам, детям причину дефекта речи, способ его устранения и необходимость терпеливой и настойчивой совместной работы.





Вопрос 24

Методическая обеспеченность

Для улучшения деятельности специалиста-логопеду важно применять современные специальные пособия и методики. К таким методикам относятся методики диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития ребенка младенческого возраста (таблицы развития А. Гезелла, карточки развития Д. Лешли, шкалы Н. Бейли, шкалы двигательных умений Н. И. Озерецкого, описательная диагностика П. Массена, клинический метод Ж. Пиаже, доска Сегена, таблица Шульте, методика Пьерона-Рузера, корректурная проба Бурбона и др.). Исследование состояния памяти, зрительной и слуховой модальности проводится с помощью теста Мейли, воспроизведение визуальных репродукций Векслера, прогрессивные матрицы Равена, структура интеллекта Амтхауэра. Диагностическими методиками считаются: тест зрительной ретенции Бентона, пробы на запоминание звуков или звукосочетаний, методика пиктограмм, методика опосредованного запоминания и др.). Состояние мыслительных операций классификации и группировки, сравнения, нахождение аналогий и вскрытие – закономерностей проводятся по методикам «Разрезные фигуры», «Классификация», «Формирование искусственных понятий», «Выделение существенных признаков», «Кубики Коса» и др. В практической деятельности необходимо применять общепринятые пособия и технические средства обучения: книги для чтения, сборники стихов, азбуки, географические карты, наборы пластинок, фланелеграф, сюжетные картины, корректофон Деражне, аппарат «Эхо», аппарат звукоусиления, магнитофон, компьютер.

В качестве пособий в логопедической работе служат игрушки, картинки, карточки, настольные игры, книги, таблицы по русскому языку. Пособия логопед использует в зависимости от той непосредственной задачи, которую он ставит перед собой в связи с характером нарушения, этапом работы, интеллектом и общим развитием ребенка. Одно и то же пособие может быть использовано как в целях обследования, так и в целях упражнения, создания тех или иных навыков. Внедрение новых информационных технологий – требование современности. Уже с малых лет наблюдается повышенный интерес ребенка к компьютеру. Возраст, с которого дети начинают изучать информатику, неуклонно снижается. Компьютер как будто был создан для логопедической работы. Этот универсальный инструмент ребенок рассматривает как игрушку; компьютер можно настраивать на каждого ребенка индивидуально, терпеливо реагировать на любые его действия, общаться с ним, обеспечивая ему деятельность в зоне его развития



.



Скачать файл (48.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации