Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Аграрное право - файл 1.doc


Лекции - Аграрное право
скачать (307.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc308kb.16.11.2011 04:06скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА АГРАРНОГО ПРАВА


  1. Понятие и предмет аграрного права.

  2. Методы правового регулирования и принципы аграрного права.

  3. Система аграрного права. Аграрное право как наука и учебная дисциплина.


1. Аграрное право – комплексная отрасль права (общность правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичного правового образования). Теория обоснования комплексных отраслей разработана в послевоенные годы. Требования:

  • совокупность правовых норм должна быть адекватна определенному специфическому кругу общественных отношений;

  • этот круг общественных отношений должен обладать достаточно крупной общественной значимостью;

  • образующий такую совокупность нормативно-правовой материал должен отличаться достаточно обширным объемом.

В основе выделения аграрного права в комплексную отрасль лежит:

  1. предмет правового регулирования как главное материальное основание разграничение норм права по отраслям;

  2. методы и принципы правового регулирования;

  3. существование необходимого нормативного материала, наличие собственных источников, которые не входят ни в одну их основных отраслей права;

  4. аграрная политика государства.

Предмет аграрного права – аграрные отношения, которые представляют собой сложный комплекс различных видов общественных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности. Общественные отношения в сельском хозяйстве нельзя отнести к предмету какой-либо из традиционных отраслей права и различные их виды не составляют органические, единые отношения, однако они тесно взаимосвязаны и рассматриваются качестве целостного образования, отсюда и специфика аграрного отношения как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сельском хозяйстве.

Объектом аграрных отношений является сельскохозяйственная деятельность. Ранее понятие сельскохозяйственной деятельности ограничивалось лишь деятельностью сельскохозяйственных предприятий и граждан, занимающихся обработкой земли, производством продукции растениеводства и животноводства. Сейчас преобладающим является более широкое толкование понятия сельскохозяйственной деятельности, под которой понимается и деятельность, связанная с переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции и обслуживанием сельского хозяйства.

Субъектами аграрных отношений выступают физические и юридические лица, осуществляющие сельскохозяйственную и иную связанную с ней деятельность, а именно: сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм, коммерческие и некоммерческие организации, в том числе крестьянско-фермерские хозяйства, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.

Аграрное право рассматривается как комплексная интегрированная отрасль права, которая представляет собой обусловленную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых норм, регулирующих аграрные общественные отношения в сфере сельскохозяйственной и иной связанной с ней деятельности.

Комплексный характер отрасли аграрного права обусловлен:

  1. отсутствием предметного единства общественных отношений;

  2. наличием комплексного метода правового регулирования, аккумулирующего признаки различных методов, присущих основным отраслям права;

  3. удвоением структуры права, которое находит выражение в том, что нормы комплексных отраслей права входят в состав иных отраслей права.

Аграрное право объединяет не только аграрно-правовые нормы, но и заимствованные нормы из других отраслей.

Предмет аграрного права включает следующие виды общественных отношений: земельные, имущественные, производственные, трудовые, организационно-управленческие, социальные, складывающиеся в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Вопрос о сущности и предмете аграрного права в настоящее время спорен. Существует несколько точек зрения:

  1. не отрицается существование аграрного законодательства, и в то же время не находится места в системе права аграрному праву как комплексной отрасли;

  2. исходят из концепции комплексной специализированной отрасли права;

  3. нормы, регулирующие аграрные отношения, относятся к агропромышленному праву;

  4. аграрное право является подотраслью хозяйственного права;

  5. в России, Украине – это самостоятельная отрасль права, т.к. высокий уровень аграрного законодательства, успешное проведение аграрной реформы.

В РБ аграрный кодекс планируется принять в 2005 г. Формирование комплексной отрасли аграрного права способствует претворению в жизнь аграрной политики государства; позволяет охватить единым правовым регулированием производственную, хозяйственную и иную деятельность всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитывая специфику; позволяет систематизировать и кодифицировать аграрное законодательство, преодолеть пробелы в правовом регулировании аграрных отношений; позволяет активизировать научную разработку актуальных аграрных проблем; обеспечивает подготовку специалистов, способных эффективно защитить нарушенные права сельскохозяйственных организаций и граждан в сфере аграрного производства.


2. Методы – способы воздействия на регулируемые правоотношения. В аграрном праве метод правового регулирования характеризуется сочетанием мер дозволения, запрета и предписания.

Правовое положение субъектов определяется не только началами юридического равенства, но и элементами власти и подчинения и во многом зависит от аграрной политики государства. В период НЭПа аграрные отношения регулировались на началах юридического равенства, в 30 - 80-х гг. – в условиях централизации. В сельском хозяйстве меняется способ правового регулирования – аграрные отношения регулируются методом запрета и предписания, что ограничивает хозяйственную самостоятельность сельскохозяйственных предприятий. С начала 90-х гг. Часть аграрных отношений начинает регулироваться на основе разрешительного метода, что связано с признанием частной собственности, новыми организационно-правовыми формами в сельскохозяйственной деятельности, осуществлением приватизации и развитии предпринимательства.

Таким образом, предмет аграрного права составляют неоднородные отношения; применительно к какому-либо виду аграрных отношений будет применяться и метод их регулирования (например, метод равноправия сторон в имущественных отношениях).

В науке аграрного права выделяют метод оптимального сочетания государственного регулирования сельского хозяйства в целом с развитием хозяйственной самостоятельности всех субъектов сельскохозяйственной деятельности. Метод отражения в нормативных актах специфики сельскохозяйственного производства и социального развития села – выделение такого метода обусловлено существованием объективной необходимости учета правом биологических, климатических, погодных, социальных условий сельскохозяйственного производства.

Принципы аграрного права носят экономико-политический характер. Решающую роль в установлении единых принципов играет государство, и хотя их содержание определяется сущностью аграрных отношения, принципы не могут формироваться и действовать вне аграрной политики и правотворческой деятельности государства.

Принципы аграрного права – выраженные в нормах права, регулирующих аграрные отношения, нормативно-руководящие идеи, положения, определяющие содержание этой отрасли права. Основные принципы:

  • равенство участников в аграрных отношениях;

  • право добровольного выбора организационно-правовых форм хозяйственной деятельности;

  • множественность форм и видов собственности;

  • стабильность и устойчивость земельных отношений;

  • государственное регулирование сельскохозяйственной деятельности;

  • хозяйственная самостоятельность и ответственность сельскохозяйственных товаропроизводителей.


3. Термин «аграрное право» впервые был введен в 1908 г. немцем Рихардом Парком, издавшим в 1927 г. книгу об основах прусского аграрного права. Позднее этот термин широко распространился. В России в дореволюционный период аграрное законодательство отождествлялось с земельным законодательством и все отношения, связанные с сельскохозяйственным производством, сводились к правовым институтам земельной собственности, аренды, земельному обороту, ипотеке, наследованию земельных участков. В начале XX в. было обнаружено несовпадение значения земельного права, в центре которого находилась земельная собственность, с предметом правового регулирования сельскохозяйственной деятельности, которая не укладывалась в рамки земельного и гражданского права. Профессором Леонтьевым при обозначении особенностей законодательства о крестьянах был введен термин «крестьянское право» (в 1909 г. вышла его книга «Крестьянское право»). Идея крестьянского права была воспринята советским правительством.

Современное аграрное право сформировалась как научная доктрина под наименованием «сельскохозяйственное право» в конце 70-х гг. Современное аграрное право является правопреемником земельного, колхозного, сельскохозяйственного права советского периода.

Структуру аграрного права составляют правовые институты и нормы. Научно обоснованное расположение аграрно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулировании аграрных отношений составляет систему аграрного права. Разделение аграрного права на институты осуществляется на основе аграрного и иного законодательства. Практически все институты являются комплексными, как и право в целом.

Система аграрного права состоит из общей и особенной частей. К общей относятся институты, характеризующие государственное регулирование сельского хозяйства, общие характеристики субъектов сельскохозяйственной деятельности, правовое регулирование социальных отношений на селе и др. В особенную часть входят правовой режим имущества сельскохозяйственных предприятий, правовой режим земель сельскохозяйственного производства, особенности трудовых и иных отношений в сельском хозяйстве.

Аграрное право как отрасль следует отличать от науки и учебной дисциплины. Задача отрасли заключается в урегулировании аграрных отношений, а задача науки – в исследовании закономерностей и механизмов этого регулирования, поэтому предметом науки являются теории, представления и идеи, в которых отражается аграрное право как объективная реальность. Изучается практика применения аграрного права органами власти и управления, субъектами сельскохозяйственной деятельности.

Аграрное право – самостоятельная учебная дисциплина. Содержание учебной дисциплины аграрного права определяется содержанием изучаемой отраслевой юридической науки, отрасли права и одноименной отрасли законодательства. Становление учебной дисциплины аграрного права имеет свою историю, которая обусловлена политикой государства по отношению к сельскохозяйственному производству. В 20-е годы существовал курс земельного права и кооперативного права, в 30 - 80-е гг. – курс земельно-колхозного права, где объединялись две отрасли права. В дальнейшем колхозное право основывалось на политике государства, которое исходило из целесообразности создания такой системы хозяйствования, основными сельскохозяйственными формами которой будут колхозы и совхозы. Такая система существовала до 1982 г. Затем стал читаться курс «сельскохозяйственное право» как следствие появления межхозяйственных операций, агропромышленных объединений, разрешения развития подсобного производства и личного подсобного хозяйства граждан. В 1991 г. сельскохозяйственное прав было переименовано в аграрное, что связано с изменением политики государства и т.д.

Аграрное право как учебная дисциплина имеет свой предмет, систему и задачи. Предмет – аграрно-правовые нормы и практика их применения, аграрно-правовые отношения.. Система включает общую и особенную части, а также специальную (аграрное право зарубежных стран). Задача – общее представление об источниках аграрного права, аграрных правоотношениях, правовой политике субъектов.

Аграрное право как учебная дисциплина, наука и отрасль существует во многих зарубежных государствах. Как правило, оно подразделяется на частное и публичное. Вторая часть связана с активным вмешательством государства в сельскохозяйственные отношения, регулирование цен, земельного оборота, создание и поддержание сельскохозяйственной инфраструктуры, развитие рядя отраслей сельскохозяйственного производства. В основе отрасли лежит Аграрный кодекс (Франция, Мексика, Аргентина) и обширные специальные законы (США, Германия). К предмету аграрного права относятся растениеводство, животноводство, в некоторых государствах – лесное хозяйство, рыболовство, производство и сбыт сельскохозяйственной продукции и т.д.


^ ИСТОЧНИКИ АГРАРНОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ


  1. Источники аграрного права как форма выражения и закрепления аграрной политики государства.


1. Аграрная политика находит свое конкретное проявление через соответствующие нормативные акты, нормы которых являются источниками права.

Нормативно-правовой акт (Закон «О нормативно-правовых актах в РБ» от 10.01.2000 г.) – официальный документ установленной формы, изданный в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), путем референдума с соблюдением установленной в законодательстве РБ процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Для аграрного права является характерной множественность нормативно-правовых актов, регулирующих аграрно-правовые отношения. Помимо нормативных актов в системе источников аграрного права выделяются нормативно-правовые акты сельскохозяйственных предприятий, представителей органов крестьян, которые устанавливают правила поведения субъектов аграрных правоотношений и представляют собой форму выражения локальных норм права.

Особенности источников аграрного права:

  1. Наличие унифицированных и дифференцированных правовых актов. Унифицированные акты составляют ядро аграрного законодательства. Унификация осуществляется по предмету правового регулирования, а дифференциация по субъектам аграрных правоотношений. Особенность актов унифицированного характера состоит в том, что они одновременно адресуются ряду или группе субъектов, провозглашают и юридически закрепляют принципы, которые лежат в основе правового положения и правового регулирования их деятельности. К таким актам можно отнести Кодекс о земле, законы «О собственности», «О предприятиях», «О приоритетном социально культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса». Дифференцированные акты законодательства – нормативно-правовые акты, в основе которых лежит дифференциация правового регулирования аграрных отношений с учетом специфики и особенностей в статусе и деятельности субъектов аграрного предпринимательства. Дифференцированные правовые нормы имеют место в специальных нормативных актах – законах «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О кооперации», Примерном уставе колхоза и др.

  2. В законодательстве нет единого кодифицированного акта, хотя теоретически возможность разработки не исключается.

  3. Наличие делегированных и санкционированных правовых актов. Делегированное правотворчество имеет место, когда по поручению государства принимаются нормативные акты, не входящие в компетенцию данного органа. Данные акты не требуют утверждения, регистрации и одобрения государственными органами (локальные акты, Примерный устав колхоза) Санкционированное правотворчество – многообразная правотворческая деятельность государства по утверждению, рассмотрению и одобрению нормативных актов сельскохозяйственных предприятий, представительных органов (например, регистрация устава в исполкомах).

  4. Для аграрного права характерно то, что отрасль права и отрасль законодательства не совпадают, так как к источникам аграрного права относятся нормы, которые содержатся в актах иных отраслей национального законодательства, в той части, в которой они регулируют аграрные отношения – определяют правовой статус и правосубъектность физических и юридических лиц в сфере сельскохозяйственной деятельности, качество и безопасность продовольствия, сырья растительного и животного происхождения, их переработку и реализацию. При этом акты основных отраслей законодательства, регулирующие аграрные отношения, не входят в состав аграрного законодательства. Таким образом, аграрное право, в состав которого входят нормы других отраслей права, шире аграрного законодательства.

Под источниками аграрного права понимают внешнюю форму выражения государственной воли в унифицированных и дифференцированных нормативно-правовых актах компетентных органов государства, сельскохозяйственных предприятий, предназначенных для урегулирования аграрных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Источники аграрного права делятся на законодательные акты и иные акты законодательства. К первым относятся Конституция, указы и декреты, законы; ко вторым – постановления правительства, акты республиканских органов государственного управления, локальные нормативно-правовые акты (16 видов нормативно-правовых актов).

Основой выступают нормы Конституции. Ранее существовало право колхозно-кооперативной собственности и право граждан на ведение личного подсобного хозяйства. Сейчас выделяют четыре основных блока норм:

  1. права и свободы граждан в сфере аграрного предпринимательства;

  2. право собственности и другие вещные права;

  3. правовое регулирование трудовых отношений;

  4. установление системы государственных органов, наделяемых правотворческими полномочиями, что свидетельствует о конституционном закреплении иерархии нормативных актов государства, регулирующих аграрные отношения.

Определенное значение имеют такие нормы:

  • земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства (ст.13). Так как земля является основным средством производства, нет возможности ее приобретения в собственности для сельскохозяйственных предприятий (только постоянное пользование). В РБ вопрос о возможности выделения земель был, но после реформы он отпал;

  • ст.13 – государство содействует развитию кооперации. Основная сфера действия этой нормы – сельское хозяйство. Положение о потребительской кооперации (утверждено декретом от 20.08.1999 г. №33), Положение об обществах ... кооперации (утверждено постановлением СМ от ...);

  • длительное время нормы трудового законодательства не распространялись на членские отношения. В 1994 г. были внесены изменения с оговоркой, что в локальных нормах могут содержаться нормы, ухудшающие правовое положение, за исключением женщин, несовершеннолетних, инвалидов и некоторых других. Возникло противоречие с Конституцией относительно обжалования в суд. Заключение Конституционного Суда о несоответствии Конституции ст.2 КЗоТ и Постановления. В настоящее время действует новый Трудовой Кодекс, согласно которому все нормы ТК распространяются на членские отношения, т.е. в локальных актах не может быть ухудшения правового положения членов. Использование трудовых отношений является правом и обязанностью  исключается контрактная форма (противоречие).

Основным инструментом регулирования аграрных отношения является закон. Законы рассчитаны на длительный срок и определяют концептуальные положения в отличие от индивидуальных актов, которые имеют более подвижный характер. В настоящее время значительную часть составляют законы унифицированного законодательства, которые, помимо аграрного права, относятся к иным отраслям законодательства (Трудовой Кодекс, законы «О собственности», «О предпринимательстве», «О предприятиях», ГК – правовой статус субъектов сельскохозяйственной деятельности, их организационно-правовые формы, правоспособность, правовой режим имущества, отношения собственности и регулирование договорных отношений). Помимо этого начато формирование аграрного законодательства: законы «О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Приняты законы, которые определяют правовое регулирования развитых отраслей сельскохозяйственного производства – Закон «О племенном деле в животноводстве» (основные задачи данного закона – государственное стимулирование и регулирование деятельности по совершенствованию существующих и созданию новых пород, сохранению генофонда, размножению сельскохозяйственных животных, пушных зверей, птицы, рыбы и пчел; нормы закона распространяются на физических и юридических лиц независимо от формы собственности), Закон «О ветеринарном деле» (основные задачи – охрана здоровья животных, защита людей от болезней, общих для человека и животных, обеспечение выпуска доброкачественного в ветеринарно-санитарном отношении продовольствия животного происхождения), Закон «О патентах на сорта растений» (имущественные и личные неимущественные отношения, возникшие в связи с созданием, правовой охраной и использованием сортов растений, на которые выдан патент), Закон «О семенах» (устанавливает основы правового регулирования отношений в сфере производства, заготовки, реализации и использования и потребления семян; направлен на обеспечение контроля со стороны государства в этой сфере).

На территории РБ действует Закон СССР «О кооперации» 1988 г. и Примерный устав колхоза 1988г. На ближайшее время запланировано принятие закона «О государственном регулировании сельскохозяйственного производства» (2002 г.), закона «О поставках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд» (2002 г.), Аграрного Кодекса (2004 г.). Проблема разработки Аграрного Кодекса не является новой, вопрос о таком акте обсуждался и в СССР. Существуют две точки зрения по этому поводу:

  1. такая форма кодификации, которая пригодна для других отраслей, неприемлема для аграрного законодательства, т.к. кодекс регулирует преимущественно однородную группу отношений. Сельское хозяйство – сложный объект регулирования и у любой подотрасли сельскохозяйственного законодательства есть свой предмет регулирования, поэтому сельскохозяйственное законодательство можно систематизировать, но кодифицировать в одном акте невозможно;

  2. в одном кодифицированном акте могут быть объединены нормы, регулирующие разнообразные отношения, если они направлены на общий объект, охватывают различные стороны, определенного виды государственной деятельности и подчинены определенной цели.

В 90-е гг. была образована рабочая группа по разработке проекта Основ сельскохозяйственного производства. В России и на Украине разрабатывается проект Аграрного Кодекса – менее ... комплексные нормативные акты инкорпоративного характера.

Правовое регулирование:

  1. Декрет от 8.04.1999 г. №15 «Об ответственности за невыполнение поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд».

  2. Декрет от 13.07.1999 г. №27 «О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции».

  3. Декрет от 20.08.1999 г. №33 «О потребительской кооперации в РБ».

  4. Указ от 6.02.1995 г. №51 «О мерах по дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства».

  5. Указ от 3.03.1998 г. №97 «О финансовом оздоровлении и реформировании неплатежеспособных предприятий».

  6. Указ от 15.01.1999 г. №29 «О государственной поддержке промышленный и обслуживающих сельскохозяйственных предприятий, объединяющихся с низкорентабельными колхозами, совхозами и другими сельхозпредприятиями».

  7. Постановление СМ от 3.01.1996 г. №4 «О структуре агропромышленного комплекса» (определен перечень субъектов, которые входят в систему агропромышленного комплекса).

  8. Постановление СМ от 30.04.1998 г. №689 «Об утверждении типового договора между крестьянским (фермерским) хозяйством и райисполкомом о развитии сельскохозяйственного производства и порядка заключение соответствующего договора».

  9. Положение о порядке заключения контрактов с руководителями сельскохозяйственных предприятий негосударственной формы собственности (утверждено постановлением СМ от 12.04.1995 г. №199).

  10. Постановление Пленума ВС от 27.09.1991 г. №9 «О некоторых вопросах применения судами РБ законодательства при рассмотрении споров с участием кооперативов в сферах производства и услуг».

  11. Постановление Пленума ВС от 18.03.1994 г. №2 «О практике применения судами законодательства, регулирующего арендные отношения».

  12. Постановление Пленума ВС от 25.09.1997 г. №11 «О некоторых вопросах применения земельного законодательства».

Относительно юридической силы Примерного устава колхозов 1988 г. существуют две точки зрения:

  1. устав носит рекомендательный характер, т.к. он не утвержден и есть закон;

  2. нормы устава носят обязательный характер.

В настоящее время суды должны руководствоваться при разрешении споров законами «О собственности», «О предприятиях», но не уставом  сейчас носит рекомендательный характер. В настоящее время разрабатываются проекты Примерного устава. Один из них был опубликован в 1998 г. («Наша нива»).


^ АГРАРНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ


  1. Понятие и виды аграрных правоотношений.

  2. Внутренние аграрные правоотношения.

  3. Внешние аграрные правоотношения.


1. В ходе организации и осуществления сельскохозяйственной деятельности возникают и развиваются земельные, имущественные, трудовые и организационно-управленческие отношения. С учетом специализации сельского хозяйства эти общественные отношения в комплексе создают новый вид общественных отношений – аграрные отношения, которые регулируются аграрным правом.

Аграрные правоотношения – правовая форма, выражающая и закрепляющая аграрные отношения как экономическую категорию и как разновидность производственных отношений, складывающихся и развивающихся в процессе организации и ведения сельскохозяйственного производства.

Специфика сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики определяется следующим:

  • использованием земли в качестве основного средства производства (но земля не является собственностью);

  • разнообразием почвенных, природно-климатических условий, оказывающих существенное влияние на размещение и специализацию сельскохозяйственных предприятий;

  • использованием в качестве средств производства живых организмов;

  • несовпадением рабочего периода с периодом производства (сезонная работа);

  • наличием приоритетной организационно-правовой формы.

Так как организация производства сельскохозяйственной продукции является объективной необходимостью, следовательно государство заинтересованно в обособленном регулировании общественных отношений в сельском хозяйстве.

Аграрные правоотношения характеризуются через объект, субъект и содержание. Объектами являются разнообразные блага, на достижение, использование и охрану которых направлены интересы сторон в правоотношениях и для чего они реализуют права и обязанности. В зависимости от вида аграрных правоотношений в качестве объекта могут быть: земля как основное средство производства и пространственный базис, ее уникальные свойства (плодородие, ограниченность и неперемещаемость) оказывают существенное влияние на правовое положение субъекта;, другие природные ресурсы (леса, водоемы, полезные ископаемые); животные; имущественные паи и доли в процессе реформирования сельхозпредприятий; селекционные достижения. Субъектами аграрных правоотношения являются физические и юридические лица, наделенные правами и обязанностями в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и в обслуживании сельского хозяйства. Содержание составляют права и обязанности субъектов. Объем прав и обязанностей определяется нормативными актами.

С учетом экономических и юридических критериев аграрные правоотношения делятся на внутренние и внешние. Они различаются содержанием, характером нормативных актов, их регулирующих, методами правового регулирования.


^ 2. Внутренние аграрные правоотношения – правоотношения, основанные на членстве (в сельскохозяйственных кооперативах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах) или на трудовом договоре по поводу использования земли, другого имущества и труда в процессе производственно-хозяйственной деятельности на этой земле, отношения между предприятием и его структурными подразделениями.

Специфика внутренних аграрных правоотношений аграрных определяется земельными и трудовыми отношениями, а основу составляют имущественные отношения:

  • отношения собственности;

  • по поводу внутрихозяйственного использования объектов;

  • между сельскохозяйственным предприятием и его структурными подразделениями;

  • между сельскохозяйственным предприятием и его членами.

Внутренний характер имеют и организационно-управленческие отношения – отношения, связанные с формированием и компетенцией органов управления сельскохозяйственных предприятий, отношения, связанные с реализацией правоспособности сельскохозяйственных предприятий в сфере организации производства и управления структурными подразделениями предприятия.

Внутренние аграрные правоотношения, как правило, не выходят за границы какого-либо хозяйствующего субъекта и регулируются локальными нормативными актами.


^ 3. Внешние аграрные правоотношения – совокупность аграрных отношений, которые возникают между сельскохозяйственными предприятиями, между сельскохозяйственными предприятиями и другими предприятиями, их органами, а также гражданами и соответствующими органами государственного управления. Внешние отношения регулируются нормами традиционных отраслей права, а в совокупности и комплексе – нормами аграрного права.

Внешние аграрные правоотношения:

  1. отношения в сфере осуществления права собственности на движимое и недвижимое имущество;

  2. договорные отношения (отношения, обусловленные спецификой сельского хозяйства  договор на поставку сельскохозяйственной продукции, о развитии сельскохозяйственного производства);

  3. отношения налогов и приравненные к ним отношения, которые носят властно-организационный характер.

К ним также можно отнести государственное регулирование сельского хозяйства, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в сельскохозяйственной сфере.


^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА


  1. Понятие и содержание государственного регулирования сельского хозяйства.

  2. Правовое регулирование государственной поддержки сельского хозяйства.

  3. Принципы и формы государственного регулирования сельского хозяйства.

  4. Система и компетенция государственных органов, осуществляющих государственное регулирования сельского хозяйства.

  5. Правовое регулирование социальной сферы села.

  6. Правовое регулирование жилищного строительства не селе.


1. Государственное регулирование – система мер воздействия государства на аграрный сектор. Государство реально независимо лишь при высокой степени продовольственного самообеспечения. Поэтому правовыми, административными и экономическими рычагами государство воздействует на аграрный сектор в своих политических целях.

Под государственным регулированием в узком смысле понимается только экономическое воздействие государства на производство и переработку сельскохозяйственной продукции. В широком смысле это формирование законодательной базы, целенаправленное воздействие государства на хозяйственную деятельность субъектов аграрных правоотношений и оказания им соответствующей государственной поддержки, создание системы и образование комплекса органов, осуществляющих государственное регулирование и развитие данной отрасли.

Предполагается, что государственное регулирование предоставляет субъектам возможность выбора выгодного для них варианта поведения, что не предусматривает управление. Государственное регулирование, как и управление, является упорядочивающей, организующей деятельностью. Объективная необходимость государственного регулирования в сельском хозяйстве обусловлена тем, что только государство может обеспечить рациональное использование земли в сельскохозяйственном производстве, гарантировать развитие предпринимательства, производство необходимой продукции, стабильность рынка сельскохозяйственной продукции. Поэтому государственное регулирование – организационно-экономическая и политико-правовая категория. Стабильность рынка обеспечивается государственной интервенцией и закупкой излишков.

Постановлением СМ от 4.11.1998 г. «О создании в РБ стабилизационных фондов продовольственных товаров» предусмотрено каждый год создавать такие фонды. Их объемы определяются облисполкомами по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия. Фонды формируются в областях – за счет местных ресурсов, и в г.Минске – за счет объема товаров, поставляемых областями. Накопление и хранение фондов осуществляется на основе договора между исполкомами и субъектами хозяйствования, выполняющими функции оптового звена. Затраты по хранению этих фондов производятся за счет собственных средств субъектов хозяйствования, а расходы по уплате процентов за пользование банковскими кредитами – из средств местных бюджетов.

Формирование общего аграрного рынка СНГ – 6.03.1998 г. подписано соглашение об общем аграрном рынке государств-участников СНГ (~ 10 стран). Предусматривается создание общего аграрного рынка, который предполагает условия для свободного движения товаров и услуг агропромышленных комплексов сторон, принятие мер к снижению, а в конечном счете – к отмене таможенных ограничений по взаимной торговле, поэтапный отказ от квотирования и лицензирования в торговле, совместную защиту сельскохозяйственных производителей на внутренних рынках стран-участниц и третьих стран. Соглашение заключено на 5 лет с автоматическим продлением.

  1   2   3   4



Скачать файл (307.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации