Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Питирим Сорокин. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет - файл text.htm


Питирим Сорокин. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет
скачать (686.4 kb.)

Доступные файлы (1):

text.htm1610kb.23.02.1996 11:02скачать

содержание

text.htm

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Перейти

00 – оглавление

002 - параметры в начале книги - издательства

kom -Комментарии.

kons1 - Конспект

lit - Список литературы.

page - Данные о страницах

pril - Приложение.

pril2 - Приложение дополнительное.

prim - Примечание

PU - Предметный указатель.

Slov – Словарь

UI - Указатель имен.

za - Данные типографии, в конце книги.

zz - Аннотация

zzz - Запас

 

Сорокин Π.Α.

С 65     Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994. — 560 с. - (Социологическое наследие). - ISBN 5-02-013464-3 (в пер.).

Издание включает "Общедоступный учебник социологии", в котором в краткой и популярной форме излагаются идеи первых трех томов задуманной П.А. Сорокиным "Системы социологии", третий том которой так и не появился в печати. Статьи, написанные Сорокиным в период с 1909 по 1944 г. и отражающие разнообразие его научных интересов, многогранность его личности, посвящены проблемам этнографии, социологии, этики, социальным вопросам развития России накануне, во время революции 1917 г. и в первые годы после революции.

Для социологов, философов, студентов, аспирантов, всех, кто интересуется историей общественных наук в России в первой четверти XX в.

С 0302010000-124                                                     ББК 60.55

 

 

==1

==2

==3

==4


Предисловие

Писать не только общедоступный, но и непопулярный систематический курс социологии - задача очень трудная. Большинство таких систематических курсов, как в нашей, так и в иностранной литературе, представляют скорее сборники статей по отдельным вопросам социологии, а не систему социологии.

Трудности, стоящие перед всяким автором систематического курса социологии, становятся несравненно большими перед автором "общедоступного учебника социологии". Не все можно излагать в популярном курсе: ряд проблем приходится обойти молчанием, другие задеть мельком, третьи изложить догматически. Результатом такого упрощения часто является такая "общедоступность", что вместо популярного курса социологии под этим именем читателю преподносится книжка, в которой от социологии остается только ее название. Такова "Сцилла" популяризации этой дисциплины. Ее "Харибдой" служит противоположная опасность. Стремясь дать наукообразную популяризацию социологии, часто дают учебники совершенно не популярные, недоступные широким кругам читателей. Стремясь избегнуть этих опасностей в данном учебнике, по примеру некоторых американских социологов, я попытался избрать среднюю линию. В учебнике затронуты не все вопросы социологии, но все основные. Стремясь к возможно более доступному изложению, в ряде вопросов я принужден был прибегать к упрощению, но не в такой мере, чтобы упрощение вредило научности. Ряд проблем очерчены слишком кратко, но суть дела при всей краткости указана. Дело преподавателей — разъяснить и развить эти вопросы. Более подробное знакомство со всеми развиваемыми положениями учащийся и читатель найдут в литературе, указываемой в конце каждой главы. Этот указатель литературы краток. За двумя-тремя исключениями в нем приведены работы, имеющиеся только на русском языке. Иностранная литература не указана ввиду ее недоступности.

В расположении материала я руководствовался как своим педагогическим опытом, так и опытом социологов-педагогов других стран. Читая курсы социологии в ряде учебных заведений, начиная с Петроградского университета и кончая рабочей аудиторией общеобразовательных курсов и школ, я убедился, что гораздо целесообразнее дать систематическое изложение социологии, чем формальное знакомство с ней путем изложения истории социологии и множества социологических теорий, вселяющих в итоге один сумбур в головы слушателей. Этим объясняется, почему истории социологии и характеристике ее направлений я отвел не много места и то в конце, а не в начале учебника. Этими же соображениями, ,  плюс требованиями самой науки, вызвано то обстоятельство, что генетическая социология у меня занимает второстепенное место. На первом плане стоит учение о строении и жизни общества. То, что обычно понимается под генетической социологией, представляет мешанину и обрывки

 

==5


знании по истории отдельных общественных институтов ("история культуры", "история семьи", религии, собственности и т.д.). Социология, в частности генетическая, не может и не должна быть обрывочным а плохим конспектом множества историй. Развитие этих институтов - предмет изучения истории и ее соответствующих ветвей. Задача генетической социологии дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей. Краткой характеристикой главнейших из них исчерпывается задача генетической части популярного учебника. Это мной

сделано.

Социология - наука живая. Популярный курс должен показать "вечную злободневность" вопросов, ею изучаемых. Он должен ввести читателя в лабораторию социальных явлений. Всем своим построением он должен говорить читателю: de te fabula narratur ("это о тебе идет речь")1* и помогать ему ориентироваться в окружающих его явлениях. Неважно, если он не будет знать n + 1 имеющихся социологических теорий. Но важно, чтобы учебник открыл ему глаза на прочитанную связь и закономерность общественной жизни; важно, чтобы общие теоретические положения он сразу же позволял применять в текущей общественной жизни. Это задание также руководило автором в способе изложения и расположения материала. Им вызвано, в частности, то обстоятельство, что ряд положений я иллюстрирую на фактах сегодняшнего дня, а не на фактах глубокой

древности.

К этим выводам привел меня собственный педагогический опыт; о том же говорит и опыт социологов других стран, в частности С.-Американских Соед. Штатов. Те же черты и задания мы находим и в их популярных

учебниках.

В нашей стране социология, как учебный предмет, вводится впервые. Наша потребность в социологических познаниях - огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши нестроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играло и играет наше социологическое невежество. Если нам суждено быть гражданами великой культурной страны, если нам суждено быть настоящими сообщественниками, а я в это продолжаю верить, то одним из средств, ведущих к этой цели, является распространение знаний вообще и социологических знаний в частности. Посильно помочь достижению этой великой задачи, содействовать превращению русского в гражданина-сообщественника - такова практическая цель учебника. Но эта цель достигается в нем не апологией того или иного строя, не акафистом2* той или иной конституции (как делают многие, преподнося вместо социологии свои аппетиты, вкусы и симпатии), а просто сообщением знаний. Дело социологии давить знания, а не раздавать "монтионовские премии"3*. Если знания будут даны - остальное само приложится. Если знаний не будет, то никакие акафисты или апологии этих знаний не заменят, нестроений и неурядиц не уменьшат, плохое не сделают хорошим, антисоциальное - социальным.

За все указания недостатков учебника, неизбежных по существу дела, автор заранее приносит благодарность всем тем, кто такие указания сделает.

Петроград. 1919 г. Август                        Питирим Сорокин

 

==6


Введение

 

00.htm - glava01

Глава l


^ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ

§ I. РОСТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

С давних пор пытливая человеческая мысль старалась и старается познать явления, окружающие человека. Из поколения в поколение она стремилась проникнуть в тайны мира. И не напрасно. Многие явления, бывшие когда-то загадками, теперь понятны и объяснены. Мы знаем теперь состав и строение материальных тел. Мы знаем многие законы, согласно которым совершаются изменения "мертвой природы". Эти знания дают нам физика и химия. Мы многое поняли и в явлениях жизни в области "живой природы". Мы знаем теперь строение организмов, начиная с простой клетки и кончая многоклеточными организмами. Мы изучили, как рождаются, растут, живут и умирают живые организмы. Мы в основных чертах можем встретить теперь, как возникла и развивалась жизнь на земле, как образовались многочисленные растения и животные, словом - мы знаем теперь многое из того, что носит название жизни. Эти познания нам дают биологические науки или науки о жизни.

Мысль человеческая, однако, на этом не успокоилась. Стараясь познать мир мертвой природы и мир жизненных явлений, она пыталась и пытается познать самого человека и самое себя. Что представляет собою человек? Как он явился на земле? Как произошел? Каким образом он оказался наделенным мыслью-разумом? Почему жизнь и судьба различных людей не одинакова? одни люди счастливы, другие - несчастны, одни умные, другие - глупые, одни - богаты, другие - бедны, одни - властвуют, другие - подчиняются. Как и почему возникли явления, сопровождающие жизнь и деятельность людей: понятия добра и зла, правды и неправды, религия, искусство, хозяйственная жизнь и т.д.

Все эти вопросы и тысячи других возникли уже давно. Пытливый человеческий ум не раз пытался решить их. Теперь над изучением человека и человеческой жизни работает ряд наук. Одной из них, и едва ли не главной, является та наука, которая носит название социологии. Вот с этой-то наукой и намерены мы познакомить читателя в этой книжке.

^ Что же изучает социология и какие задачи она ставит себе?

 

==7


§2. ЧТО ТАКОЕ СОЦИОЛОГИЯ И ЧТО ОНА ИЗУЧАЕТ

Определение социологии   Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности, - таково общее определение социологии.

Остановимся на этом определении.

^ Социология изучает жизнь и деятельность людей.

Наблюдая свою собственную жизнь и жизнь других людей, мы видим, что она состоит в непрестанной деятельности. Мы постоянно действуем, постоянно что-то делаем. То мы делаем одну работу, то другую; то отдыхаем, то трудимся; временами мы смеемся, временами плачем; временами помогаем и любим кого-нибудь, иногда - враждуем и ненавидим. Каждый человек с момента своего рождения непрестанно действует. Одни из его действий сознательны, другие — бессознательны; одни поступки обдуманы, другие - нет; одни хороши, другие — плохи. Но пока человек живет, - он действует. Только в часы сна напряжение этого действия ослабевает. Только в эти часы шумное море человеческих действий затихает на время. В остальные же часы человеческие поступки похожи на бурный и стремительный водопад, кипящий, бурлящий, бьющий ключом. В таком непрестанном действии и состоит человеческая жизнь. Рядом с этим мы видим и другое. Видим, что поступки или действия разных людей не одинаковы. Крестьянин большую часть жизни трудится над землей; рабочий - на фабрике; чиновник - в канцелярии; купец - в магазине. Одни люди властвуют и правят, другие - подчиняются. Одни богаты, другие - бедны. Одни живут хорошо, ведут себя честно, другие совершают преступления и попадают в тюрьму.

Вот и встает вопрос: почему же деятельность людей такова, а не иная? Почему у одних жизнь сложилась .одним образом, у других - иначе? Почему они действуют не одинаково? Вместе с этим мы знаем, что не только отдельные люди, но и целые группы людей, целые народы по своей жизни и истории отличаются друг от друга. Английский народ не похож на русский, оба отличны от японцев и т.д. Характер, образ жизни, религия, язык, нравы, обычаи этих народов отличны друг от друга.

Несходны также их история и исторические судьбы. И здесь снова встает тот же вопрос: чем объяснить это различие? Почему жизнь англичан сложилась одним образом, а жизнь китайцев — другим?

^ Социология и ставит своей главной и конечной задачей объяснить жизнь, поведение и судьбу отдельных людей и целых народов.


Но ясно, что эта задача очень трудная. Для того, чтобы решить ее, нужно изучить ряд других вопросов, которые связаны с этой главной загадкой. Чтобы уметь считать миллионы, нужно предварительно знать, как складываются, вычитаются, умножаются и делятся единицы, десятки, сотни и тысячи. То же и тут.

^ Какими условиями определяется поведение людей

 

==8


Чтобы понять жизнь и деятельность людей, судьбу как отдельных лиц, так и целых народов, нужно знать те условия, от которых зависит эта судьба.

Каковы же эти условия?

^ Зависимость поведения человека от его строения    

Первым из них является строение человеческого организма и его свойства. Движения всякой машины ближайшим образом определяются ее строением. Самовар не может вертеться и шить материю, швейная машина не может кипятить воду, а веялка не может тащить вагоны, потому что так действовать не позволяет им их строение. Корова не может быстро бегать, свинья - доить молоко, а лошадь - летать, потому что их строение не дает им возможности так поступать. То же применимо и к человеку. Его действия и поступки ближайшим образом зависят от его анатомического строения. Если бы у нас было иное устройство гортани, мы не могли бы говорить; если бы у нас не было таких членов, как руки и ноги, мы не могли бы двигаться и делать тысячи постоянно выполняемых нами тонких и сложных движений. Если бы у нас не было мозга или развитой нервной системы, мы не могли бы мыслить. Если бы наши пищеварительные и питательные органы были устроены так, как они устроены у коровы или овцы, тогда мы могли бы питаться травой и пастись подобно этим животным. Но они устроены у нас иначе, потому и пища иная и добывать ее мы должны иным способом.

Значит, чтобы понять поведение людей и характер их деятельности, мы должны знать анатомическое строение человеческого организма и его жизненные (физиологические) свойства. Эти знания дают нам науки о жизни, в частности анатомия и физиология человека. Социология берет их готовыми у этих наук. Отсюда следует, что успешное усвоение социологии требует хотя бы элементарного знакомства с этими науками.

Если бы, однако, поведение или деятельность людей зависели и объяснялись только их анатомическим и физиологическим строением, то дело обстояло бы сравнительно просто. Тогда не нужно было бы и социологии. Анатомия и физиология человека тогда нам объяснили бы все.

Но дело обстоит иначе. Ежедневное наблюдение показывает нам, что люди, имеющие более или менее одинаковое строение, ведут себя самым различным образом. Бедняк по своему строению не больше отличается от богача, чем от бедняка. Между тем, жизнь и деятельность богача и бедняка совершенно различны. Один и тот же человек, не меняющий своего строения, иногда в течение одного, двух месяцев или годов резко меняет свое поведение. Сегодня он - царь, окружен почетом, все перед ним преклоняются; все ему подвластно. Завтра - он ничто, пленник, который не может выйти из своего дома, которого никто не слушает, которым командует первый приставленный к нему солдат или стражник. Такова, например, была судьба Николая Романова. И обратно. Сколько мы видим людей, которые в короткое время из бедняков делались богачами, из незаметных лиц - героями, из подчиненных - начальством. Вместе с изменением их положения изменялась и вся их жизнь, все их поведение. Их анатомо-физиологическое строение оставалось тем же самым, а поведение

 

==9


и жизнь коренным образом менялись. Такие факты наблюдает и знает каждый. Значит строение человека не объясняет еще его поведения. В чем же дело?

^ Зависимость поведения    человека от других людей

Дело в том, что жизнь и судьба человека зависит не только от него самого, но и от других людей. В поговорке: "каждый человек кузнец своего счастья" - только половина истины, а не вся. Если бы люди жили уединенно, одиночками, если бы они не встречались друг с другом, если бы они похожи были на Робинзона, попавшего на необитаемый остров, тогда, быть может, дело и обстояло бы так. Но мы знаем, что люди жили и живут не уединенно, а в среде других людей. Дома их построены рядом. Скопления таких домов образуют деревни, села, города. В последних на небольшом клочке земли бок о бок живут целые тысячи, сотни тысяч и миллионы людей. Иными словами, люди живут не уединенно, а в обществе себе подобных, ведут они не одиночную, а общественную жизнь. Постоянно встречаются друг с другом, разговаривают, совместно работают. Совместно веселятся или горюют, борются или помогают друг другу и т.д.

^ При такой общественной жизни поведение и деятельность человека зависят не только от него самого, но и от других людей.

Мы влияем на жизнь и судьбу других людей, и другие люди влияют на нас самих. Не все зависит от нашей воли и желаний, но многое зависит и от воли других. Часто мы ставим себе определенную цель и думаем ее достигнуть, но вмешиваются люди, встают "поперек нашей дороги", препятствуют нам, и наша цель оказывается неосуществленной. Иногда бывает и наоборот: то, что не под силу нам одним, оказывается возможным и осуществимым благодаря помощи других людей. Один крестьянин не может купить много товару и не может бороться с купцом, но много крестьян, соединившись в одно кооперативное общество, эту задачу решают успешно. Один человек не может построить громадный дворец, но много людей совместными силами строят громаднейшие дворцы, огромные города, прорывают туннели, засыпают реки и т.д.

Но влияние людей друг на друга такими фактами не исчерпывается. Оно гораздо больше и глубже. Поясним, в чем дело. Каждый человек, с момента своего рождения, оказывается в среде других людей. С этого же момента начинается их влияние на каждого из родившихся. Вольно или невольно, сознательно или бессознательно, они начинают формировать вновь появившегося человека по своему образу и подобию. Каковы будут окружающие ребенка люди, таковым становится и он сам. Язык, на котором будет говорить этот ребенок, будет языком тех, кто его окружает. Родившийся в среде русско-говорящих людей, будет говорить по-русски, в среде немепко-говорящих — по-немецки. Религия, которую он будет исповедовать, будет религией тех, кто его окружает. Дети православных становятся обычно православными, католиков - католиками, евреев евреями. Взгляды и убеждения ребенка определяются опять-таки взглядами и убеждениями окружающих людей. Он будет считать злом то, что считают злом его окружающие, добром - то, что называют добром

 

К оглавлению

==10


последние. Его одежда, его манеры, образ жизни, занятия, нравы, привычки будут такими, какими привьют их ему окружающие. Манеры "барчука" - одни, крестьянского ребенка - другие. Занятия первого одни, второго — другие.

От окружающих же людей будет зависеть и дальнейшее образование характера и склонностей молодого мальчика. Его семья определяет, чем он будет: поступить ли в школу или нет. Если поступить, то в какую. Школа, учитель и сотоварищи ребенка продолжают дальнейшую его переделку. От первых в значительной мере будет зависеть: что будет знать ребенок, какие черты в нем будут воспитываться, к чему он будет готовиться. Дети англичан получают в школе одно образование и воспитание, дети турок - другое. Дети русских - третье, дети дикарей не учатся совсем и выходят невеждами.

Если различна эта среда людей, окружающих и влияющих на ребенка, - различными будут и дети, различные люди из них и вырастут. И действительно, англичанин не похож на русского, тот и другой на индуса, все три - на самоеда. И язык, и религия, и нравы, и вкусы, и понятия о добре и зле, и весь образ жизни у них - несходны. Какова окружающая ребенка, а затем взрослого, человеческая среда, такими выходят и люди. Если она хороша, то хорошим становится и выпускаемый ею на житейский базар человеческий товар. Если она похуже - неважными оказываются и бывшие у нее в переделке люди. Сказанное объясняет, что влияние других людей на нас огромное, решающее. Мы мыслим, чувствуем, живем, веруем, любим, ненавидим, делаем то и так, что и как "привили" нам окружающие и окружавшие нас сочеловеки. Каждый родившийся (кроме детей совершенно больных, калек, уродов и т.п.) похож на мягкий воск; что из этого воска получится - "богу ли свечка или черту кочерга", православный или язычник, земледелец-хлебороб или чиновник, монархист или социалист, образованный или невежда, "работяга" или "лентяй", русский или американец, честный или преступник, - все это зависит от того, каковы были окружающие человека люди, какие убеждения, верования, нравы они ему "привили", как его "формировали", как воспитывали. Дети преступников обычно становятся преступниками, русских - русскими, магометан - магометанами, крестьян — хлеборобами, чиновников - чиновниками, социалистов - социалистами, монархистов — монархистами и т.п.

Таким образом, жизнь и деятельность каждого человека, весь его характер, весь его умственно-нравственный уклад коренным образом определяется другими людьми, тем "обществом", которое его окружало и окружает (семья, товарищи, школа, земляки и все люди, с которыми он встречался в жизни) с первых дней рождения и в течение всей жизни.

Теперь легко понять, почему одно анатомо-физиологическое строение человека не может объяснить' жизни и деятельности людей. Мы видим, что наряду с этим строением приходится учитывать и характер того общества, в среде которого родится и живет человек.

Таково второе основное условие, необходимое для понимания поведения и жизни как отдельных лиц, так и целых народов. Вот это-то условие и является важнейшим предметом изучения социологии. Жизнь и деятель-

 

==11


ность любого человека мы не можем понять, не изучивши жизни и деятельности других людей, их взаимных влияний, их взаимоотношений, их совместного существования.

Вот почему социологии приходится изучать жизнь и деятельность не отдельного, одиноко живущего человека, а жизнь и деятельность многих совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. Без такого изучения мы не можем понять ни жизни, ни поведения отдельного человека.


^ Явление, когда люди взаимно влияют на поведение друг друга, будем для краткости называть взаимодействием (взаимным действием). Так, если А ударил В и, благодаря этому, В ответил ударом, то между А и В, согласно сказанному, существует взаимодействие: без влияния (поступка) Л, В не ударил бы его. Если А готов дать В фунт сахару за то, что В дает ему пять фунтов муки, то мы опять скажем: А и В взаимодействуют; их поступки взаимно обусловлены. Если при виде своего ребенка мать бросилась к нему и стала его целовать, мы опять должны сказать, что ребенок и мать находятся в состоянии взаимодействия, ибо не будь ребенка, - мать не стала бы целовать и ласкать его. И обратно:

^ Понятие взаимодействия и общества

между мной, напр., и китайцем, живущим в Китае, нет такого взаимодействия: он не влияет на мои поступки, я не влияю на него. Отсюда ясно, что взаимодействие людей существует всюду, где один или одни люди влияют на поведение других или другого; и обратно, взаимодействия нет, если поведение одного или одних людей не зависит от поведения другого или других.

Всякая совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействуют друг с другом, называется социальной группой или обществом. Их совместная жизнь называется общественной жизнью. Их взаимные отношения - общественными или социальными отношениями. И общество, и общественную жизнь, и общественные отношения будем называть социальными явлениями.

Изучение общества (населения), общественной жизни и общественных отношений и является фактически главной задачей социологии. Изучив их, мы многое поймем в жизни и поведении каждого отдельного человека. И обратно, не зная ничего об обществе и общественной жизни, мы не сумеем объяснить и жизнь отдельных людей.

Теперь легко понять и само слово "социология". Оно означает в переводе на наш язык - "слово об обществе". В нашей науке человек рассматривается не как уединенно живущее существо, а как "сообщественник", socius4*, живущий в среде других людей и взаимодействующий с ними, т.е. влияющий на поведение других и, в свою очередь, обусловливаемый в своем поведении другими людьми. Таким образом мы пришли к следующим выводам.

^ Конечной и главной задачей социологии является понимание поведения и деятельности людей. Но так как люди живут не уединенно, так как

 

==12


поведение и судьба любого человека зависит от поведения других людей, то для решения этой задачи нужно изучить совместную жизнь многих людей, нужно понять общество, общественные отношения и общественную жизнь: нужно рассматривать человека не как одинокое существо, а как " сообщественника", socius'a, живущего в среде себе подобных.

§3. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ СОЦИОЛОГИИ

Теперь пойдем дальше и спросим себя: как и с какой точки зрения следует изучать общество, общественную жизнь и общественные отношения?

Подобно другим наукам социология рассматривает их с следующих точек зрения.

Она изучает, во-первых, строение и состав общества или населения. Для познания любой сложной машины нужно познакомиться с ее частями и с тем, как эти части сложены. То же применимо и к любому обществу или населению. Важно знать, из каких людей оно составлено, сколько их и на какие слои или классы население распадается. Изучение строения населения составит первую часть социологии.

Во-вторых, она изучает главные формы совместной человеческой деятельности и поведения, иными словами - характер взаимоотношения людей и социальные процессы. Ниже мы увидим, что поведение людей не случайно, а закономерно. Оно определяется рядом сил и условий, которые побуждают людей делать одно и не делать другое. В этой части социология исследует те силы, которые определяют собой наше поведение и ход общественно-исторических событий. Для познания любой машины важно знать не только ее строение, но и то, как эта машина работает, какова она в действии и какие силы толкают ее на работу. Если мы не будем знать, как работает паровоз, если нам будет неизвестно, что эта машина приводится в действие паром, то наше знание паровоза будет неполным. То же применимо и к обществу. Мало знать, из каких людей оно составляется; мало знать, на какие слои оно распадается; важно еще знать, как внутри общества люди ведут себя, какие взаимоотношения существуют между ними, как из поступков отдельных людей создаются огромные общественно-исторические процессы и какие силы управляют поведением человека, а тем самым и общественными движениями. Таким путем мы познаем жизнь общественной группы. Изучение общественных сил и процессов составит вторую часть социологии.

^ В-третьих, социология изучает общество с точки зрения его развития. В мире все изменяется с ходом времени. Зерно становится растением, растение созревает, живет и умирает. Дитя становится юношей, юноша взрослым, взрослый стариком. Одни нравы и обычаи сменяются другими, другие - третьими. Тысячу лет тому назад люди жили не так, как живут теперь, через сотни лет они будут жить иначе, чем живут в наше время. Для того чтобы хорошо знать любую вещь, важно знать не только ее строение, ее действия или движения, но и то, как эта вещь возникла, как она изменялась, как она развивалась. То же применимо и к

 

==13


обществу. Для полного понимания общества важно знать не только его строение и жизнь, но и его историю: как оно возникло, как изменялось, как развивалось. Только в этом случае наше знание общества и общественной жизни будет полным. Изучение развития общественной жизни составит третью часть социологии.

Таким образом, социология изучает общество с трех главных точек зрения; с точки зрения: 1) его строения и состава, 2) с точки зрения данных в нем. процессов или его жизнедеятельности; 3) с точки зрения происхождения и развития общества и общественной жизни. Строение, жизнь, происхождение и развитие общества - таковы основные задачи изучения социологии. Согласно со сказанным выше, познание этих фактов является тем самым познанием жизни, поведения и деятельности отдельных людей.

Таковы вкратце явления, изучаемые социологией, и ее основные задачи. Ниже мы более подробно познакомимся с ними.

§4. ВАЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ

Из сказанного ясна важность изучения социологии. Знакомство с ней диктуется прежде всего пытливостью нашей мысли. Если человеческая мысль стремится познать строение и процессы мертвой природы, если она хочет знать явления жизни - мир растений и животных, - то тем настойчивее ее желание познать самого человека, жизнь и деятельность людей и законы человеческой истории.

Но изучение социологии важно не только с этой точки зрения. Оно важно и практически. Наука и знание всегда были орудиями в борьбе за существование. Благодаря знанию и через знание человек поднялся выше всех других животных. Благодаря знанию он подчинил себе силы мертвой природы: пар и электричество, воду и воздух. Знание позволило ему плавать по воде и летать по воздуху; знание дает ему возможность проводить туннели в горах, засыпать реки и озера, опоясывать сетью мостов, железных дорог, телефонов и телеграфов всю землю, засевать поля полезными злаками, культивировать растения и т.д.

Знание же сделало человека господином других организмов, в частности - животных. По силе человек уступает многим животным, по величине и росту - тоже. И однако он властвует над ними. Полезных животных он приручил; вредных - истребляет и гонит из обитаемых мест. Благодаря знанию же он начинает успешно бороться с болезнями и явлениями, вредными для жизни. Медицина с ростом науки все более и более совершенствуется. С каждым годом она дает человеку все новые и новые средства для борьбы с болезнями.

То же нужно ждать и в области общественной жизни людей. Мы страдаем не только от сил мертвой и живой природы, но и от плохого устройства общества и плохо налаженной общественной жизни. Благодаря нашему невежеству в области социальных явлений мы до сих пор не умеем бороться с бедствиями, берущими начало в общественной жизни людей. Мы не умеем глупого делать умным, преступника - честным, лентяя - трудолюбивым. Мы не умеем так устроить нашу совместную

 

==14


жизнь, чтобы все были сыты и довольны, чтобы взаимные отношения людей были справедливы, чтобы человек не обижал и не угнетал другого, чтобы все были умны и трудолюбивы. Люди продолжают грызться друг с другом. Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Все попытки борьбы с этими бедствиями до сих пор не дали успешных результатов. Не помогают ни тюрьмы, ни виселицы, ни расстрелы, ни множество подобных мер борьбы. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями. Подобно тому как познание живой и мертвой материи дало человеку средства подчинить их силы его целям, так и познание явлений общественной жизни может указать человеку действительные лекарства против общественных бедствий. Только знание и здесь может указать, как бороться с ними, как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты, и счастливы, и образованны, и честны, чтобы человек был для человека не волком, как теперь, а богом.

Вот с этой - практической - точки зрения изучение социологии приобретает громадное значение. В настоящее время социология стоит еще на очень низком уровне; мы знаем еще очень мало о тех предметах, которые она пытается изучить и понять. Потому-то и практические советы социологии пока что малоценны. Но нет сомнения, что с ходом времени социология будет все более и более совершенствоваться. Соответственно с этим будет расти и ее практическое значение. Сказанного достаточно, чтобы понять, почему знакомство с социологией важно и необходимо.

^ Литература: П. Сорокин: Система социологии т. I, стр. 1-76; "Новые идеи в

социологии". Сборы.№ 1.

Остальная литература указана в "Системе социологии".

 

==15


00.htm - glava02

Часть I


Учение о строении общества

 

00.htm - glava03
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36



Скачать файл (686.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации