Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Аксиологический подход в педагогическом исследовании - файл 1.doc


Аксиологический подход в педагогическом исследовании
скачать (132 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc132kb.24.11.2011 17:17скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

1. ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ 4

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6

3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 7

4. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 11

5. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ 13

6. ОБОСНОВАНИЕ НОВОЙ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

ВВЕДЕНИЕ



Аксиологические ориентиры, воплощающие в себе непреходящие ценно­сти духовной жизни общества, всегда составляли одну из сущностных основ стратегии в сфере образования. В качестве высшей ценности в эпоху Античности признавался (с некоторыми специфичными для Спарты, Древней Гре­ции и Древнего Рима трактовками) идеал гармонично, все­сторонне развитого человека. Тогда же возникла и начала развиваться новая ценностная категория — Красота (идеал прекрасного), обращенная, прежде всего, к духу и телу челове­ка. Она существенно дополнила представление о гармонич­но развитой личности. Античный идеал в эпоху Возрожде­ния приобрел новый смысл в духовной жизни, в том числе и в образовании, построенный на вере в безграничные возмож­ности человека, его воли и разума, концепции о гармонич­ной, раскрепощенной творческой личности как высшем На­чале бытия. Человек, личность, ее внутреннее богатство и достоинство становятся в один ряд с Истиной, Добром и Красотой. Человек является центром системы ценностей, ее главным носителем. Эпоха Просвещения, виднейшие деятели которой (Дж. Локк в Англии, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и др. во Франции, Г. Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И. В. Гете и др. в Германии, Т. Джефферсон, Б. Франклин в США, И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Ра­дищев в России) боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве» всех членов обще­ства, придавая в этой борьбе особое значение распростране­нию знаний, образования. Его высшей ценностью они счи­тали истинное Знание, преодоление заблуждения. В этом пла­не эпоха Просвещения углубила понимание ценностных ориентации образования, сформировавшихся в античном мире и под воздействием идеологии Возрождения. Система духовных ценностей была существенно дополнена в эпоху Просвещения ценностями социально-политическими (про­возглашение Равенства, Свободы личности, Справедливо­сти как необходимых компонентов достойного существова­ния человека).

Социалистические учения привнесли в систему ценностей новые компоненты, к которым сфера образования не осталась нейтральной (труд как основание всей человеческой культуры и цивилизации, не только источник материальных и духовных богатств, но и сам ценность непреходящего значения; возвышение челове­ка труда и его социальная защищенность; идея мира между народами, возможность мирного развития человечества по пути общественного прогресса).

Человек как самоценность вы­сшего порядка, Труд, Мир, Свобода, Справедливость, Ра­венство, Добро, Истина и Красота во взаимодействии друг с другом образуют новый рубеж, с которого начинается отсчет в развитии общечеловеческой, гуманистической культуры всей системы.

Одним из главных призваний современного развития отечественного образования. является создание у подрастающих поколений фунда­ментальных начал не только тех духовных ценностей, кото­рые традиционно выступали в роли непреходящего значе­ния стимулов человеческой жизни и деятельности, но и новых, актуализировавшихся в современных условиях. Система цен­ностей не статична, а исторична, в каждом конкретном контексте времени она обусловливается достиже­ниями данного общества в сфере культуры в широком смысле слова и отражает в себе область духовной деятельности лю­дей, их нравственного сознания, этических и эстетических приоритетов, в целом духовного богатства личности. Историческая преемствен­ность ценностей, в первую очередь тех из них, которые име­ют непреходящее значение и прочно сохраняют за собой ста­тус общечеловеческих тоже исторична, но находятся в постоянном развитии, в каждую эпоху, в том или ином об­ществе, обретая новый смысл, соответствующий его мента­литету и социальной сущности.

Духовные ценности отчетливее и увереннее от столетия к столетию развиваются, преодолевая барьеры исторических трагедий и катаклизмов, тоталитарных ре­жимов и тиранических диктатур, концентрируя в себе гуманистический потенциал всех прошедших эпох и цивилизаций. Ценностный подход не принадлежит только идеальной сфере общественной жизни и человеческой деятельности. Он представляет собой связующее звено между теорией и практикой. Именно образование, благодаря своей массовости и системности, охватывающее всеми типами школ подрастающие поколе­ния, «переводит» ценности общечеловеческой культуры в сферу формирующегося нового общественного сознания и таким путем оказывает действенное влияние на процес­сы, происходящие не только в духовной жизни, но и в эко­номике, и в практической политике.
^

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ


Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования, которые обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.

В современном науковедении под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах построения научно-познавательной, теоретической и практической деятельности. Методология представлена системными подходами, отражающими связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Все явления жизни являются системами, имеющими определенное строение и свои законы функционирования. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

Методология науки дает характеристику компонентов исследования — его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач. Исходя из этого, методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится источником новых фундаментальных проблем образования. Теория дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Культура при этом понимается как специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности.

^ Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности.

Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной, присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты) и способы оценивания. Аксиологический принцип (подход) в педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяет:

    • вычленить не мнимые, а действительные ее проблемы и тем самым определить стратегию и основные способы их разрешения;

    • дает возможность целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию;

    • позволяет в общем виде прогнозировать наибольшую вероятность получения объективного знания и уйти от ранее господствовавших педагогических парадигм.

В педагогической науке еще много невыявленных связей и зависимостей, где есть возможность приложить силы молодым исследователям. Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.
^

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Под исследованием в области педагогики понимают процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.

Педагогические исследования можно разделить на:

  • фундаментальные – обобщение концепций, которые подводят итоги теоретических и практических достижений или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе;

  • прикладные – работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики;

  • разработки – обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Программа исследования, как правило, имеет два раздела:

  • методологический, который включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы;

  • процедурный, в  котором  раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.

Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, указывают на важнейшие противоречия, которые имеют место в практике.

Постановка научной проблемы - творческий акт, требующий особого видения, специальных знаний, опыта и научной квалификации. Решение проблемы обычно и составляет цель исследования. Цель, по сути, переформулированная проблема.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Им может быть педагогический процесс, или область педагогической действительности, или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект - это то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования - часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Исследовательские задачи направлены на проверку гипотезы. Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении гипотезы, закономерности, метода, модели, подхода, понятия, принципа, выявления проблемы, тенденции, направления, разработке системы. Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций
^

3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ


Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - учение) - философское учение о природе ценностей и структуре ценностного мира, целях и содержании образования, формах и методах обучения, способах организации педагогического процесса и школьной жизни. Успехи в сфере образования в значительной мере обеспечиваются синтнзом научных знаний в области человековедения. Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:

  • равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

  • равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем;

  • равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Эти принципы позволяют совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения. Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. В силу того, что творчество есть открытие или созидание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже одноценностный; предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию мира.

Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. Педагогические ценности - это те ее особенности, которые служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей, они представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. В основе педагогической аксиологии лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом.

Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно обеспечить человеку условия для максимальной реализации своих возможностей. Эта идея определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности

Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности. Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания

• ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением);
• ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями.);

• ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование.);

• ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям);
• ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост ).

Самодостаточные ценности - это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся, отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки. Ценности-средства - это три взаимосвязанные подсистемы:

  • собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания);

  • коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно- и профессионально-ориентированные задачи (технологии общения);

  • действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию.

Ценности-средства подразделяются на группы: как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.

  • Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью.

  • Ценности-качества, так как именно в них проявляются сущностные личностно-профессиональные характеристики педагога: взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных способностей.

  • Ценности-знания – это психолого-педагогические и предметные знания, степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности.

Названные группы педагогических ценностей образуют аксиологическую модель, в которой ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств, т.е. они функционируют как единое целое. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия. Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки. Ценности-средства формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Различают личностные, групповые и социальные педагогические ценности.

Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации. Аксиологическое «Я» как система ценностных ориентации содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей.

Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъективные же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяются богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности.
^

4. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



Педагогические ценности объективны, так как формируются исторически в ходе развития общества, образования, общеобразовательной школы и фиксируются в педагогической науке как форме общественного сознания в виде специфических образов и представлений. По мере изменения условий социально-педагогической жизни, изменения потребностей общества, школы, личности изменяются, переоцениваются и педагогические ценности. Однако они выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, по которым педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность. Вплетение общечеловеческих ценностей добра и красоты, справедливости и долга, равенства и чести в палитру ценностей педагогических, овладение ими и углубление мира педагогических ценностей создают ту материальную основу, на которой строится здание профессионально-педагогической культуры личности учителя.

Субъективное восприятие и присвоение учителем общечеловеческих культурно-педагогических ценностей определяется богатством его личности, направленностью профессиональной деятельности, профессионально-педагогическим самосознанием, личной педагогической системой и отражает, таким образом, внутренний мир человека. В этой связи справедливо утверждение С. Л. Рубинштейна о том, что ценностное отношение остается способом отражения действительности в сознании человека.

Степень присвоения личностью педагогических ценностей зависит от состояния педагогического сознания, так как факт установления ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления происходит в процессе оценки ее личностью. Критерием оценки и ее результатом является сложившийся на основе психолого-педагогических знаний, результатов собственной деятельности и сопоставления ее с деятельностью других обобщенный образ. Образы индивидуального педагогического сознания могут совпадать или не совпадать с выработанными в обществе или профессиональной группе представлениями о целях, содержании, субъекте и объекте педагогической деятельности, обо всем том, что обеспечивает педагогическую компетентность и целесообразность деятельности педагога.

В процессе своей деятельности каждый педагог как личность актуализирует лишь ту часть профессиональных и педагогических ценностей, которая является для него жизненно и профессионально необходимой. Эта особенность необходимой профессиональной инициативы дается учителю в его сознании в форме «Я-профессиональное», с которым и корректируется индивидуализированный профессионально-педагогический опыт и связанные с ним переживания, убеждения, профессиональные связи и отношения.

Оно позволяет учителю самоопределиться и самореализоваться, решать для себя, в конечном итоге, проблему смысла жизни. Представляя собой не только систему наиболее общих суждений, знаний о деятельности, о себе, о других и обществе, педагогическое сознание является в то же время продуктом и результатом исключительно индивидуального опыта, особым механизмом профессионального становления личности учителя, позволяющим сделать всеобщность педагогической культуры индивидуальной сферой деятельности.

Педагогические ценности, являясь условием и результатом соответствующей деятельности, имеют разные уровни существования: индивидуально-личностный, профессионально-групповой, социально-педагогический.

Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание ценностей, функционирующих в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании в форме морали, религии, философии. Это - совокупность идей, норм и правил, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.

Групповые педагогические ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер и выступает как познавательно-действующая система, обладающая относительной стабильностью и повторяемостью. Эти ценности выступают ориентирами педагогической деятельности в определенных профессиональных группах (учителя школы, лицея, гимназии; преподаватели колледжа, техникума, университета).

Личностно-педагогические ценности представляют собой сложные социально-психологические образования, в которых отражены цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие систему его ценностных ориентаций.

Сознание каждого конкретного учителя, аккумулируя социально-педагогические и профессионально-групповые ценности, строит свою личностную систему ценностей, элементы которой принимают вид аксиологических функций. К числу такого рода функций могут быть отнесены концепция формирования личности специалиста, концепция деятельности, представления о технологии построения образовательного процесса в школе, о специфике взаимодействия с учащимися, о себе как профессионале и др. Интегративной аксиологической функцией, объединяющей все другие, является индивидуальная концепция смысла профессионально-педагогической деятельности в жизни учителя.
^

5. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ


Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций. Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования.

В педагогической литературе можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

• развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

• формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;

• обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

• овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

• создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.

Культурно-гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что оно выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося общества, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации. Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств - содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Выбор содержания образования обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения.
^

6. ОБОСНОВАНИЕ НОВОЙ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ


Сравнение успехов в образовании в различных странах показывает, что они есть следствие развития философии образования в этих странах, а также степени ее «врастания» в педагогическую теорию и практику. Современная европейская школа и образование в своих основных чертах сложились под влиянием философско-педагогических идей, которые были сформулированы Я.А.Коменским, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребелем, И.Ф.Гербартом, Дж-Дьюи и другими классиками педагогики. Их идеи легли в основу классической модели образования, которая в течение XIX — XX вв. эволюционировала и развивалась, оставаясь тем не менее неизменной в своих основных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах обучения, способах организации педагогического процесса и школьной жизни.

Отечественная педагогика первой половины XX в. имела в своем основании ряд идей, которые в настоящее время утратили свое значение. В основу способов построения учебных предметов была положена идея последовательного накопления знаний. Среди форм обучения приоритет приобрела классно-урочная система преподавания. Начиная с б0-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки зрения, уважения личности. Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами, поставленными самой жизнью. Их решение требует в первую очередь разработки гуманистической философии образования, выступающей в качестве методологии педагогики. Методология педагогики рассматривается как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности, отражающих гуманистическую сущность философии образования. Научное познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не только из-за любви к истине, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей. В этой связи содержание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание, создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический подход. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой — решать задачи гуманизации общества. Согласно этой методологии, одна из первостепенных задач — выявление гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования. Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также, проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличностность образования, его отчуждение от реальной жизни.

Для разработки технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Необходимов развитие творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

^

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений/ В.И.Загвязинский ,Р.Атаханов.- 5-е изд., испр. - М.; Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с.

  2. Коржуев А.В. Научное исследование по педагогике: теория методология, практика: Учебное пособие./ А.В.Коржуев, В.А.Попков. , М:,Трикста., 2008 – 287 с.

  3. Методология педагогики: новый этап.,/ В.В.Краевский ,Е.В.Бережнова. – М,: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.

  4. Сластенин В.А, Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова. - М.; Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

  5. Сластенин В.А, Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, [электронный ресурс] – 2000 - 0.56 Mb.

  6. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [электронный ресурс].

  7. Сластенин В.А. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

  8. Снаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика 1086 – 150 с.

  9. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования:[пер. с чеш.]/ Я.Скалкова и коллектив., М., Педагогика, 1989 219 с.

  10. Педагогика: Теории, системы, технологии: учебник для студ.высш. и сред.учеб. заведений / [С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.]; под.ред. С.А.Смирнова.-8-е изд., стер.-М.; Издательский центр «Академия», 2008 – 512 с.

  11. Хрестоматия по педагогической аксиологии: учеб.пособие для студ.высш. учеб. заведений/Состав. В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова. – М., изд-во Московского психолого-социального института., Воронеж, изд-во НПО «Модек»., - 2005 - 480 с.



Скачать файл (132 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации