Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по психологии конфликта - файл 1.doc


Лекции по психологии конфликта
скачать (291.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc292kb.16.11.2011 04:13скачать

1.doc

  1   2




СТАНОВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Конфликт - это биполярное явление, проявляющее себя в ак­тивном противостоянии двух сторон, направленном на преодоление противоречия, причем сторо­ны конфликта представлены активным субъектом или субъектами.

Конфликтология—это особая междисциплинар­ная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подхо­ды к описанию, изучению и развитию прак­тики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия.

1957 – Социологическая ассоциация ЮНЕСКО

1990 – конференция в Красноярске

1. Социал-дарвинизм ин­терпретирует человеческое общество в системе биологических понятий, опирающихся на законы естественного существования. Конфликт отождествляется с борьбой, которая, в свою очередь, рассматривается как форма социального взаимодействия.

Л. Гумплович (1838-1909), автор книги «Расовая борьба»: общество - совокупность групп людей, беспо­щадно борющихся между собой за влияние, выживание и господство с применением насилия и принуждения. Людям от рождения присуща взаим­ная ненависть, поэтому конф­ликты неустранимы из жизни общества.

У. ^ Самнер (1840-1910) считал естественный отбор и борьбу за существование неиз­бежными и универсальными условиями социальной жизни.

А. Смолл (1854-1926) считал «интерес» основной единицей социологического анализа, а основным социальным конфликтом в обществе - конфликт интересов.

Г. Ратценхофер (1842-1904): базо­вым законом социологии должно быть «приведение во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов».

^ 2. Функциональная («равновесная») модель

Гербер­т Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Т. Парсонс

Социальный конфликт рассматривается как патология в существовании социальных систем (временное негативное явление), он деструктивен, дис­функционален и разрушителен.

3. «Конфликтная модель» - идея социального изменения

Р. Мертон: Для современного общества типичны конф­ликт ценностей и столкновения культур

К. Маркс: тезис о неиз­бежности классовой борьбы, возникающей в силу разделенности общества на враждующие классы (эксплуататоров и эксплуатируемых), а классовая борьба между ними - главная движущая сила истории. Конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп и берут свое начало в отношени­ях собственности и ее распределения.

^ 4. Конфликтный функционализм: позитивные функции конфликтов

Георг Зиммель (немецкий философ, 1858-1918): конф­ликт в обществе неизбежен, потому что - это выражение естествен­ной враждебности между людьми, которая является «основой че­ловеческих отношений, наряду с другой — симпатией между людьми». Одна из его основных форм - конфликт между индивидом и об­ществом. Изучал конфликты между этни­ческими группами, разными поколения­ми людей и культурами, мужчинами и женщинами. Конфликт может приводить к соци­альной интеграции и, обеспечивая выход враж­дебности, усиливать социальную солидарность.

Ральф Дарендорф (немецкий социолог): социальный конфликт всегда был и будет присущ любому обществу в силу неизбежного разли­чия интересов. Однако в постиндустриальном обществе основной конфликт свя­зан с перераспределением власти.

Л. Козер не противопоставлял теорию конфликта струк­турному функционализму, а «вписал» конфликт в идеи общественного порядка. Социальный конфликт - это борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперни­ка. Одна из позитивных функций конфликта заключается в его способно­сти разрядить и снять напряженность между антагонистами, накопление которой только обостряет их отношения. Конфликт может выполнять «ком­муникативно-информационную» и «связующую» функции, он по-своему объединяет людей общностью ситуации, позволяя им больше узнать друг о друге в процессе взаимодействия. «Социально контролируемый конфликт «очищает воздух» для его участников и по­зволяет продолжение их отношений».


^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

1. Интрапсихическая интерпретация Конфликта.

З. Фрейд первым охаракте­ризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Из всех потенциально возможных конфликтов, которые может переживать человек, для психоанализа первичным является внутренний, «психический конфликт», который является постоянным элементом душевной жизни че­ловека и его развития. Поведение человека детерминировано скорее его собственными внутренними особенностями, нежели внешней ситуацией. Идея о преобладании личностной обусловленности социально­го поведения. Межличностные труд­ности и конфликты, переживаемые человеком, имеют интрапсихическое происхождение.

К. Хорни: Человек невротического склада действует сразу в двух несовместимых направлениях.

Адлер проблемность во взаимодействии индивида с обществом связыва­ет с «невротическим стилем жизни», который является следствием «трудного» детства и характеризу­ется такими особенностями, как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереали­стичность.

^ Г. Салливен: под влиянием раннего опыта отношений у человека возни­кают т.н. «динамизмы» и «персонификации», которые начинают играть роль регулято­ров межличностного взаимодействия, сводя к минимуму значение последующих интерперсональных ситуаций.

^ Э. Эриксон: каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному ро­сту и преодолению жизненных препятствий.


^ 2. Ситуационные подходы:

Стратегии поведения людей в конфликтах рассматриваются как результат научения тем или иным моделям взаимодействия.

М. Дойч - Теория о кооперации и конкуренции, ключевым моментом которой является «закон социальных отноше­ний»: Характерные процессы и эффекты, выз­ванные данным типом социального отно­шения, имеют тенденцию вызывать этот тип социального отношения.

Кооперация вызывает и вызывается воспринимае­мым подобием в представлениях и аттитюдах, готовностью оказывать помощь, от­крытостью в коммуникации, доверительными и дружественными аттитюдами, чув­ствительностью к общим интересам и неподчеркиванием противоположных инте­ресов, ориентацией на взаимную власть скорее, чем на различия во власти, и т. д.

Конкуренция вызывает и вызывается использованием тактики принужде­ния, угрозы или хитрости; попытками увеличить различия в силе между собой и другим; ограни­ченной коммуникацией; минимизацией сходства в ценностях и увеличением чув­ствительности к противоположным интересам; подозрительными и враждебными установками; значимостью, ригидностью и масштабностью конфликтной проблемы и т. д.

М. Шериф - ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов:

Конфликт между людьми воз­никает в ситуациях, когда преследуемые ими цели блокируют­ся. Адекватное понимание этиоло­гии конфликта требует оце­нивания контек­ста ситуации, в которой он возникает.

^ 3.Когнитивистские подходы

- акцент на субъективном переживании человека как ключевом факторе объяснения конфликтов.

К. Левин (провозвестник когнитивизма) фактически объединил интрапсихический и ситуационный подходы, придав «внешним» (объективным) факторам «внутренний», субъективный характер. В теории поля конфликт «психологически характеризует­ся как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные од­новременно воздействующие силы примерно равной величины».

^ Теории когнитивного соответствия

Ф. Хайдер - теория структурного баланса - анализ согласованности между системой установок инди­вида и его знаниями об установках и поведении окружающих. Сущность социально-психологического конфликта - в рассогласовании между системой представлений ин­дивида и его знаниями о представлениях и поведении других, между системами представлений разных людей.

Ньюком - акцент на процессе коммуникации между участни­ками взаимодействия, которые хотят, чтобы те, с кем они имеют дело, разделяли их точку зрения, особенно если речь идет о важных вещах, а их партнеры кажутся им привлекательными.

Гуманистическая психология: «поскольку человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие, его природа никогда не может быть оп­ределена полностью» (Роджерс).

Р. Мэй: Конфликт — это нормально, это то, что сопутствует как нашей внутренней жиз­ни, так и нашему взаимодействию с людьми. Переживание конфликтов — тяжелый и болезненный процесс, но это часть жизни человека. Причиной личностных проблем является нарушение пра­вильного распределения напряжений во внутренней структуре личности. Полное устранение конфликтов при­ведет к застою; задача - превращение деструктивных конфлик­тов в конструктивные.

^ Позитивные функции конфликтов

- Конфликт является источ­ником развития;

- Социо-когнитивные конфликты мо­гут быть источником интеллектуального развития детей.

- Противоречия и возможные конкурентные процессы - источник развития группы, в со­вместной деятельности «соперничество играет роль своеобраз­ного "катализатора" развития способностей». (

- Сигнальная функция - внутренние конфликты сигнализируют об объективных противоречиях жиз­ненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих от­ношений, чреватого пагубными последствиями (Ф.Е. Василюк). Если мы на каждом этапе своих отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечи­вает сохранение, «выживание» наших отношений.

- Конфликт - это возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений; возможность сближения.

- Ломка неверно сложившихся отношений, на месте которых строятся новые отношения и новые понятия.

^ ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

Личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление (Краткий психологический словарь).

^ В. С. Мерлин: психологический конфликт — это «состояние более или менее дли­тельной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ра­нее или в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свой­ствами, отношениями и действиями личности»

^ Мотивационные конфликты

К. Левин: 1) когда чело­век оказывается перед необходимостью выбо­ра между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами.

2) выбор меж­ду двумя в равной мере непривлекательными возможностями.

3) когда одна и та же цель (воз­можность, выбор) в равной мере и привлекательна, и

непривлекательна, имеет «и плюсы, и минусы.

Н. Миллер: фундаментальные принципы конфликтов между тенденциями приближения и избегания:

1. Тенденция к достижению цели тем сильнее, чем ближе к ней субъект - градиент

приближения.

2. Тенденция к избеганию нежелательного объекта тем сильнее, чем ближе к нему

субъект - градиент избегания.

3. Градиент избегания имеет более крутой характер, чем градиент приближения.

4. Усиление мотива повышает об­щий уровень градиента.

^ Когнитивные конфликты — столкновение несовместимых представлений.

Человек стремится к непротиворечивости, согласован­ности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т. д. и ис­пытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований.

^ Теория когнитивного диссо­нанса Л. Фестингера: Умень­шение когнитивного диссонанса возможно через изменение одного из противореча­щих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу. Чем сильнее диссонанс, что определяется значимостью его составляющих для человека, тем больше он будет стремиться к ослаблению этого диссонанса или его устране­нию. Ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после принятия решения, если он не уверен в нем. Явления принимают характер конфликта только в том случае, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности и по­тому делающая ее решение тяжелым.

^ Ролевые конфликты

1. конфликт «Я — роль», противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда либо из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли, либо из-за нежелания соответствовать своей роли возникает проблема выбора.

2. межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и соответственно требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми, что превращается для человека в се­рьезную психологическую проблему.

^ Внутриличностные противоречия и конфликты

Структуры личности, находящиеся в конфликте

Вид внутриличностного конфликта

«Я хочу» «Я должен» («надо») «могу» («Я есть»)






Мотивационный конфликт («хочу» / «хочу»)




Нравственный конфликт («хочу»/«надо»)




Конфликт нереализованного желания

(между «хочу» и «могу»)



Ролевой конфликт («надо» / «надо»)



Адаптационный конфликт («надо» / «могу»)



Конфликт неадекватной самооценки

(между «могу» и «могу»)

^ Внутриличностный конфликт можно рассматривать как одну из стадий развития внутриличностного противоречия - «субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций (оценок, притязаний, установок, интересов и т. п.) в самосознании личности, которые взаи­модействуют и изменяют друг друга в процессе развития» (Митина, Кузьменкова, 1998).

Межличностные конфликты — это ситуации противоречий, разногласий, стол­кновений между людьми. Ситуация противостоя­ния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере од­ним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разреше­ния и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

^ Психоаналитическая интерпретация

Хорни: Интерперсо­нальные проблемы, возникающие в отношениях человека с другими людьми, интер­претируются через его внутренние конфликты, межличностное поведение - че­рез его личностный тип, определяющийся характером разрешения им внутренних конфликтов.

^ К. Левин (удовлетворение потребностей): как может индивид найти доста­точное пространство свободного движения для удовлетворения своих собственных персональных нужд внутри группы, не затрагивая интересов группы? Конфликты становятся более серьезными, если затрагивают наиболее значимые потребности человека. Брак связан с витальными потребностями людей.

^ М. Дойч: зависимость от контекста

Фундаментальные измерения интерпер­сональных отношений:

  1. Кооперация конкуренция.

  2. Распределение власти (равное или неравное).

  1. Ориентация на задачу социально-эмоционалная ориентация.

  2. Формальный неформальный характер отношений.

5. Интенсивность и значимость.

Конфликты в различных сферах взаимодействия

^ Я. Л. Коломинский и Б. П. Жизневский, Д. Б. Эльконин: динамика: у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игру­шек, у детей среднего школьного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрас­те из-за правил игры. Основными сферами взрослого взаимодействиями, где возникают меж­личностные проблемы, являются дом и работа.

Два основных вида социальных конфликтов:

1. Конфликты ценнос­тей - это ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями (когнитивные), имеющи­ми для них особое значение. Система ценностей человека отражает то, что являет­ся для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла, смыслообразующим.

2. ^ Ресурсные конфликты (или конфликты интересов, мотивационные) — это ситуации, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, ока­зывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу.

Ролевые конфликты возникают из-за нарушения норм или правил взаимодействия. Нормы и правила являются неотъемлемой час­тью совместного взаимодействия, его регуляторами, без которых оно оказывается невозможным.


^ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТА

  1. Экспериментальные исследования конфликта в лабораторных условиях:

А. Р. Лурия (Внутриличностные конфликты) вносил изменения в выполняемые испытуемым задания, фиксируя возникающие у него ре­акции на психофизиологическом уровне: конфликт темпов, «сшибка» внутренних ус­тановок, чего-то привычного (типа задачи, алгоритма выполнения и т. д.) и внезап­но появляющихся новых условий. На тех же принципах строил экспериментальные исследования конфликта Н. Миллер (на животных).

Наибольшее число методических процедур для экспериментального изу­чения конфликта было предложено представителями бихевиористской парадигмы.

^ Матричные игры («дилемма заключенного»), переговорные игры (в которых участники вступают в коммуникацию друг с другом, пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша), коалиционные игры (предполагающие формирование участниками коалиций внутри группы), локомоционные игры (с дви­жением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участниками цели) и социальные игры-ловушки (социальные задачи-дилеммы).

^ Создание реальных конфликтных ситуаций между участниками эксперимента в лабораторных условиях с участием под­ставного испытуемого («сообщника» экспериментатора).

Исследования с помощью гомеостатических аппа­ратурных методик.


2. Эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных условиях

Исследования ^ Шерифа – межгрупповые конфликты в детском лагере.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон исследуя агрессию, со­здавали искусственные помехи в движении водителей или вводили в естественную ситуацию взаимодействия подставное лицо (ассистента экспериментатора), кото­рый пытался пройти куда-то без очереди или грубо толкал других при входе в транспорт и т. д.

^ 3. Изучение специфических форм социального взаимодействия

как моделей конфликта

П. М. Ершов - монография «Режиссура как практическая пси­хология»

Н.В. Крогиус изучал специфику взаимодействия в условиях шахматной игры.

^ В.Л. Ва­сильев, Филонов, Давыдов исследовали в качестве конфликта взаимодействие людей в различных ситуациях судебной практики.

Методы математического моделирования в изучении конфликтов.


4. Опросные методы

В.П. Левкович и О.Э. Зуськова - методика «Межличностный се­мейный конфликт» на основе представлений, что нарушение взаимоотношений между супругами и возникновение конфликтов являются следствием противоречий в сфере потребностей.

Для решения задач изучения поведения в семейных конфликтах предназначен опросник Ю. Алешиной, Л. Гозмана, Е. Дубовской «Характер взаимодействия суп­ругов в конфликтных ситуациях». Он содержит описание 32 ситуаций взаи­модействия супругов, которые носят конфликтный характер.

М. ^ Штраус и С. Штайнметц разработали «Шкалу тактики поведения в кон­фликтах» для изучения конфликтов между членами семьи.

Тест К. Томаса направлен на выявление репертуара поведенческих тенденций в противоречивых ситуациях. Человеку предлагается 30 пар суждений, каждое из ко­торых отражает одну из возможных стратегий поведения. Испытуемый выбирает из каждой пары суждений то, которое он считает более соответствующим его ти­пичному поведению («обычно я веду себя так», «скорее всего я бы повел себя таким образом»).

^ Тест Ф. Розенцвейга состоит из картинок, описывающих некий инцидент между персонажами, причем испытуе­мому предлагается идентификация с одним из них.

Методика рисуночного теста «Деловые ситуации» состоит из 20 рисунков, изоб­ражающих конфликтные ситуации производственного характера. Проце­дура опроса, обработки данных и интерпретации результатов аналогична тем, что используется в тесте Розенцвейга.

С.И. Ерина разработала шкалу диагностики ролевого конфликта, позволяющую выявить наличие психологического конфликта у руководителей первичных произ­водственных коллективов, степень его выраженности, зоны деятельности руково­дителя, вызывающие эти конфликтные переживания.

Т.А. Полозова - методическая процедура для изучения меж­личностного конфликта в группе, основанная на экспертных оценках отношений между членами обследуемого коллектива.

На тех же принципах основана «Модульная методика диагностики межличност­ных конфликтов» ^ А. Я. Анцупова. Одни члены группы оценивают свои отношения с другими членами группы и их отношение к себе, кроме этого, оцениваются выпол­нение должностных обязанностей, ориентация на свои интересы и интересы орга­низации, нравственные качества и профессиональные знания коллег. В результате выявляются конфликтные и полуконфликтные диады, лица, имеющие наибольшее число конфликтных отношений, и другие особенности отношений в группе.

Для изучения взаимодействия руководителя и его подчиненных, стратегий, избираемых руководителем в конфликтных ситуациях, решает опросник А. А. Ершова. Автор выделяет у руководителей первичных коллективов четыре основные сферы ценностных ориентаций, которые актуализи­руются в конфликтных ситуациях: 1) на труд и его эффективность, 2) на себя, свои взгляды, опыт, 3) на авторитет коллег и руководителей, 4) на официальную субординацию, права и обязаннос­ти.

Московскими исследователями разработана методика прогнозирования межличностных конфликтов в коллективах. Предполагается, что прогнозирование может осуществляться на основе информации о сфере и уровне притязаний человека, а также на результатах оценки его активности и эмоциональ­ности, потенциально ведущих к конфликтам.

Применительно к жизнедеятельности трудовых коллективов наиболее суще­ственными параметрами взаимных оценок, по ме­тодике А.Н.Лебедева, являются: уровень профессиональной подготовки, отношение к труду, уровень развития нравственных качеств, уровень способностей к руководству коллективом, уровень развития инновационных качеств.

Для исследования педагогического общения Э.И. Киршбаумом пред­ложены ситуации взаимодействия учителя с учениками.

Внутриличностные конфликты могут быть ди­агностированы путем выявления внутренних противоречий между различными сто­ронами «Я», личностными мотивами, тенденциями и т. д. Конфликты у больных неврозами связывались с расхожде­нием их представлений о своем «реальном» и «идеальном» «Я» (Иовлев и др.).

Е.Б. Фанталова - методика «Уровень соотношения "ценности" и "до­ступности" в различных жизненных сферах», предлагающая приемы распознавания внутренних конфликтов как «расхождений» между «ценностью» и «доступностью».

^ А.И. Тащева считает, что интерпретация человеком понятия «конфликт» позво­ляет уточнить особенности его восприятия конфликтной ситуации и поведения по отношению к партнерам. С этой целью ею предложена «Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации», направленная на выявление семантического поля понятия конфликта.

Проективные методики, выявляю­щие соответствующие личностные особенности (например, ТАТ).


Феноменология конфликтов

Структура конфликта

^ 1. Стороны (участники) конфликта обычно обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации. Выделяют инициатора, активную и пассивную стороны, пассивных участников.

^ 2. Условия возникновения и протекания конфликта

Факторы ситуации — социокуль­турный контекст (культурные нормы протекания и разре­шения конфликтов), непосредственный ситуационный фон, наличие третьих сил, заинтересованных в смягчении или обострении конфликта и др.

^ Объективные особенности внеш­ней ситуации – общий характер отношений: позитивная взаимозависимо­сть (кооперативная ситуация) или негативная (конкурентная ситуация). Равенство — неравенство партнеров. Ориентации на задачу или взаимоотношения.

Тесные контакты между людьми (например, супружеские отноше­ния) потенциально содержат в себе и множественные виды кооперативных связей, и одновременно — в явном или скрытом виде — противоречия в целях и интересах.

Субъективные факторы – интересы участников, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-психологиче­ские особенности.

^ 3. Предмет конфликта — объект противоречащих или несовместимых притязаний сто­рон: материаль­ный предмет (одна книга на двоих), возможность (одна должность, на которую претендуют участники), некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, или соблюде­ние/несоблюдение каких-то правил и т. д. Предмет конфликта, как правило, связан с целями конфликтую­щих сторон, однако не все их цели в конфликте связаны с предметом конфликта.

^ 4. Действия участников конфликта взаимонаправлены и взаимообусловлены - конфликтное взаимодействие - основное содержание процесса конфликта.

5. Исход конфликта - не столько ре­зультат, сколько его идеальный образ, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия, определяющий его направленность и регулирующий конкретные действия участни­ков ситуации.

Динамические характеристики конфликтов - этапы развития:

  1. возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации);

  2. осознание ситуации как конфликтной;

  3. конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);

  4. разрешение конфликта.


^ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ

Теорема Томаса: «Если ситуации определяются как реаль­ные, они становятся реальными по своим послед­ствиям». Следствием «определения ситуации» ста­новится поведение, которое человек строит в соответствии со своим определением.

Понимание обра­за восприятия как «ориентировочной основы поведения» позволяет утверждать, что «образы» людей, групп, социальных явлений становятся регуляторами поведе­ния человека, более значимыми, чем сами объекты. «Определение ситуации» вы­полняет функцию категоризации применительно к социальным ситуациям, отвечая тем самым потребности человека в уменьшении сложности окружающего мира.

Основой «определения ситуации» является содержание обыденного знания, здравый смысл человека, то, что составляет «объем знаний под рукой».

Главный признак, на основании которого человек определяет ситу­ацию как конфликтную, - воспринимаемая несовместимость собственной цели и целей другой стороны.

Чем более определенной является внешняя ситуация, тем более однотипные реакции она вызывает. Если же внешняя ситуация является менее определенной, ее восприятие в большей степени зависит от инди­видуальных особенностей участников.

«Объективные» факторы определения ситуации - общее «коллективно разделяемое» знание, позволяющее людям прихо­дить к согласию относительно характера ситуации. Некоторые ситуации обладают «сильными» характеристиками: в этих ситуациях, несмотря на личностные различия, проявляются незначительные индивидуаль­ные вариации в поведении; ситуации со «слабыми» характеристиками допускают большее проявление индивидуальных различий.

^ Групповые факторы определения ситуации - влияние возраста, пола, профессиональных особенностей на преимуще­ственный характер конфликтов.

Индивидуальные факторы определения ситуации

Отсутствие личностной тревожности, интернальность (уверен в себе, не нуждается во внешней поддержке) способствует устойчивости в экстремальных ситуациях, меньшей подверженности дистрессу.

«Экстерналы» — неуве­рены в себе, нуждаются в поощрениях, болезненно реагируют на порица­ния, полагаются на случай, на судьбу. Обыден­ное представление о «конфликтной личности» связано с человеком, который чаще других оказывается участником конфликтных ситуаций, т. е. обладает повышенной склонностью к восприятию ситуаций как конфликтных или конфликтному реагиро­ванию на те или иные внешние обстоятельства. У человека может сформироваться своеобразное «эмоциональное тяготение» к периодической драматизации отношений и усилению межличностной напряженности. Еще одна основа «конфликтности» личности - неадекватность сформировавшихся у человека представлений о себе и других: завышенная самооценка, тенденция к ее подтверждению за счет низкой оценки других приводят к возникновению межличностных затруднений. В этих случаях может возникать устойчивая ориентация на преимущественное восприятие негативных свойств окру­жающих и как следствие — преобладание в отношении к ним отрицательных оце­нок. Другой вид «конфликтности» личности связан с преимущественным — более частым, чем это бывает в среднем, — использованием «конфликтных» стратегий взаимодействия.

Людей, «трудных» в общении, отличает выраженная ориентация на достижение собственных целей, стрем­ление добиваться своего, не считаясь с интересами и желаниями другого. Такая установка на жесткую реализацию своих интересов любой ценой приводит к тому, что человек начинает испытывать труд­ности в решении проблем, зависящих от других.

^ ВЫБОР СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ

Оценка ситуации - это скорее це­лостное «схватывание» образа ситуации в аффективных тонах. Универсальной реакцией человека на противоречия, раздвоенность, дезинтег­рацию (как в самом себе, так и в отношениях с другими людьми) является стремление к преодоле­нию этой дисгармонии.

^ Уход от конфликта может иметь бессознательный или сознательный характер.

Бессознательный уход от возникающих проблем получил наиболь­шее освещение в психоаналитической традиции: бессознательные конфликты в психике человека, воздействуя на мотивацию, начинают управлять его поведением.

Согласно тео­рии структурного баланса Ф. Хайдера, человек сталкиваясь с противоречиями в своих представлениях об отношениях с другими людьми, их поведении и т.д., испытывает дискомфорт и стремится преодолеть это противоречие.

Переинтерпретация может иметь вполне рациональный характер, свя­занный, например, с пересмотром своего отношения к ситуации, ее действительной значимости для него. Конфликтологи считают уход от конфликта рациональным, если есть основания предполагать, что дальнейшее развитие событий будет благоприятным для участ­ника конфликтной ситуации, либо принеся ему успех без особых усилий, либо, улучшив расстановку сил в его пользу, предоставит ему более выгодные возможно­сти для решения ситуации.

В интерперсональном взаимодействии уход от конфликта может быть реализо­ван в двух основных стратегиях поведения. 1) собственно уход, избегание ситуации, игнорирование проблемы, нежелание вступать во взаимодействие с партнером по поводу возникших разногласий, ограничение контактов с ним.

2) стратегия уступчивости, когда человек решает возникшую проблему за счет отказа от собственных интересов, своей позиции и идет навстречу интересам партнера. Такой выбор также можно считать рациональным, если предмет разногласий оце­нивается не столь высоко, чтобы вступать из-за него в «борьбу», ущерб, который может быть нанесен в этом случае отношениям, кажется уступающему более существенным.

Уступ­чивость, за которой стоит неспособность или нежелание решать свои проблемы, как постоянный стиль поведения является симптомом того, что личность хочет избежать трудностей.

В социокультурном контексте «конфликтофобия» обусловлена присущими обыденному сознанию негативны­ми установками по отношению к конфликтам, за которыми стоит страх перед их возможным разрушительным влиянием, из-за чего конфликт воспринимается чело­веком как опасность, угроза собственному благополучию, отношениям с людьми, своей репутации и т. д. «Конфликтофобия» проявляется в стремлении поскорее «избавиться» от кон­фликта, например, с помощью подавления, избегания, ухода от конфликтов.

ДИАЛОГ - одна из форм преодоления проти­воречия, лежащего в основе конфликта человека с самим собой или с другими лю­дьми. Наиболее существенной чертой диалога является взаимодействие выраженных в речи различных смысловых позиций. Обе смысловые позиции получают равное право выражения. В конфликте диалогическое взаи­модействие приобретает особенно сложный характер: человек ведет с партнером диалог, который может сопровождаться внутренним монологом или даже внутрен­ним диалогом, спором с самим собой.

Чем более долговременные отношения связывают участников взаимодействия (семья, совместная работа, общая или сопредельная территория и т. д.), тем более важным является сохранение их отношений, которые не должны приноситься в жертву сию­минутному выигрышу.

^ КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Мотивы и цели участников конфликта

Целевая структура конфликтной ситуации:

  1. Цели участников конфликтной ситуации, связанные с предметной стороной конфликта, за которыми стоят мотивы получения желаемого результата.

  2. Цели участников конфликта, связанные с социальными аспектами конфлик­та (их взаимоотношениями друг с другом).

  3. Цели участников конфликта, связанные с психологической потребностью в обосновании своей позиции для себя и для других.

Конфликт существует, когда стороны преследуют разные и несовместимые цели.

Целью людей в конфликте является изменение ситуации в бла­гоприятную для себя сторону (идет ли речь о конфликте с другими или конфликте с самим собой). Поскольку конфликт предполагает взаимодействие сторон, то эта активность неиз­бежно направляется на «другую сторону», следовательно существуют цели, связанные с воздействием друг на друга («договориться», «взять верх» и т. д.).

Мотивы: «быть понятым», поддержанным окру­жающи, «быть справедливым», «сохранить лицо», «оказаться правым».

^ Стратегии и тактики взаимодействия

Е.И. Доценко предлагает все виды взаимодействий расположить вдоль ценностной оси, один из полюсов которой — это «отношение к другому как к ценности», второй — «отношение к другому как к сред­ству».

1) Доминирование (конкуренция, соперничество, борьба, напористость);

2) Уход (избегание, игнорирование);

  1. Уступчивость (иногда обозначается как приспособление);

  2. Сотрудничество (кооперация, интеграция).

5) компромисс (вариант сотрудничества).

Кооперативные и конкурентные стратегии вза­имодействия участников конфликта в ре­альной ситуации могут переходить друг в друга.

^ Процесс и виды воздействия

Убеждение, внушение, просьба, принуждение, деструктивная критика, игнорирование, манипуляция. Объектом воздействия становятся мотивы партнера, его ценности, представления о сложившейся ситуации, его эмоциональные состояния. Психологически конструктивное влияние отве­чает трем критериям: 1) не быть разрушительным для личностей, участвующих во взаимодействии, и их отношений; 2) быть психологически корректным; 3) удов­летворять потребности обеих сторон.

Приемы психологического давления: 1) использование в своих целях мотивов оппонента, например, таких как материальная заинтересован­ность, мотивы продвижения по службе и т.д. 2) создание угрозы Я-концепции оппонента, его представлениям о себе: манипулирование чувством страха, неуверенности в себе, вины и т. д.

Типичные деструктивные приемы воздействия на противника: угрозы, «эмоциональные удары» (унижения, ос­корбления), ссылка на авторитет (или, напротив, его отрица­ние), уклонение от обсуждения проблемы, лесть и т. д.

^ Регуляторы конфликтного взаимодействия

Ситуационный контекст взаимодействия

  • общий эмоциональный фон и характер отношений,

  • жесткость структуры, в рамках которой возникает конфликт.

  • наличие «третьих лиц», заинтересованных в усилении или ослаблении кон­фликта.

  • поведение оппонента, другой стороны.

Благоприятная ситуация, в которой оказывается человек, не дает оснований для проявления конфликтных тенденций его характера (или смягчает их), и напротив — общая неблагоприятная ситуация может привести к конфликтному поведению даже вполне «миролюбивых» людей. Подобная зависи­мость свидетельствует об известном приоритете социально-психологических фак­торов перед индивидуально-психологическими среди субъективных факторов, де­терминирующих возникновение конфликтов. Однако в обыденном сознании нередко преувеличивается значение личност­ных факторов в возникновении конфликтов.

М. ^ Дойч - закон социальных отношений: «Характерные процессы и эффекты, вызываемые данным типом социальных отношений, имеют тенден­цию вызывать данный тип социальных отношений». Кооперация вызывает и вызывается воспринимаемым подобием в представлениях и установках участников взаимодействия, готовностью помо­гать, открытостью в коммуникации, восприимчивостью к общим интересам и не подчеркиванием противоположных интересов. Конкуренция вызывает и вы­зывается использованием тактики принуждения, угрозы и хитрости, попытками увеличить различия в относительной силе сторон в свою пользу, ограничениями в коммуникации, минимальным осознанием сходства в ценностях и усилении вос­приимчивости к противоположности интересов, подозрительными и враждебными установками, значимостью и жесткостью проблем в конфликте.

^ Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешного преодоления в прошлом становится положительным фактором установки участников конфликта на новую ситуацию разногласий, не­гативный же опыт отрицательно влияет на развитие нового конфликта.

^ Психологические ориентации участников конфликта

Психологическая установка - более или менее устойчивый комплекс когнитивных и мотивационных ориентаций на данную ситуа­цию, который выполняет функцию регуляции выбора стратегии поведения в этой ситуации.

Когнитивная ориентация - комплексы представлений (ожи­даний): мы «за» или «против» друг друга, связаны ли мы таким образом, что мы вместе выиграем или вместе проигра­ем, или же если один выигрывает, то другой проигрывает.

Мотивационные ориентации: В кооперативных отношениях человек склонен воспринимать дру­гого позитивно, иметь доверительные и доброжелательные установки. В конкурентной ситуации существует тенденция воспринимать друго­го негативно, иметь по отношению к нему подозрительные и враждебные установки, психологическая закрытость, тенденция быть агрессивным, добиваться односторонних преимуществ для себя, рассматривать другого как про­тивника. От оппонента ожидается наличие аналогичных устано­вок.

Моральная ориен­тация связана с взаимными обязательствами и правами и предполагает, что отношения рассматриваются не только с точки зрения личной перспективы, но и с позиции социальной перспективы, учитывающей интересы других в этих отноше­ниях. В коо­перативных ситуациях возникает тенденция к принятию равенства и взаимному уважению. В конкурентных ситуациях моральная ориентация может включать обязательства по соблюдению правил (напри­мер в случае дуэли), или же борьба ведется без правил, когда «все сред­ства хороши».

^ Социально-перцептивные регуляторы

Само существование кон­фликта как социально-психологического явления зависит от субъективного отражения события его участниками.

^ Адекватность отражения конфликтной ситуации.

Образ ситуации, на основании которого человек строит свое поведение в конфликте, представляет собой относительно целостное отражение сути противоречия, общей «расстановки сил», соб­ственных возможностей и возможностей «оппонента», его личности в целом.

Фундаментальная характеристика образа другого в конфликте -пристрастность. Поведение «оппонента» воспринимается другим участником конфликта как проти­воречащее его позиции, а потому как «неправильное», «неестественное», «нело­гичное».

^ В возникновении конфликта всегда виноват другой

Противопоставле­ние «хорошего» себя «плохому» другому выполняет в конфликте своеобразную защитную функцию обоснования своей позиции за счет обесценивания позиции «плохого» другого.

^ Нормативные регуляторы

Нормативное обоснование своей позиции и поведения

  1. «двойной стандарт» нормативов.

  2. феноменом каузальной атрибуции - свое поведение воспринимается как предопределенное влиянием ситуационных факторов, а поведение других — влиянием их личностных особенностей.

  3. «ошибка ложного со­гласия» свое пове­дение считается "нормальным" и соответствующим обстоятельствам, потому что «все так делают».

  4. «хоро­шие люди совершают хорошие поступки», «плохие люди — плохие», в силу чего позитивная оценка себя автоматически придает позитивный смысл собственным действиям, а негативная оценка другого — негативный смысл его действиям. Тем самым происходит обоснование своей позиции и ее усиление за счет дискредита­ции позиции другого.

^ Критерий справедливости / несправедливости

Справедливость - это такое по­ложение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее опреде­ленному пониманию сущности человека и его прав. Смысл, вкладываемый людьми в понятие справедливости, кажется им чем-то само собой разумеющимся, пригодным для оценки всех условий жизни. Ощущение несправедливости становится основанием, как для воз­никновения конфликта, так и для продолжения конфронтации. Понятие справедливости выступает в качестве од­ного из принципов морального обоснования своей позиции участниками конфлик­та.

^ Правила взаимодействия в конфликтных ситуациях представляют собой систему представлений участни­ков конфликта о «правильном» поведении, которые определяют логику развития конфликтной ситуации, характер и последовательность действий ее участниками. Правила принимаются участниками за нечто «само собой разумеющееся» и потому далеко не всегда рефлексируются ими.

^ Культурные нормы взаимодействия в конфликте

Процесс возникновения, развития и разрешения конфлик­тов определяется нормами той культуры, в рамках которой он протекает.

^ Этические нормы взаимодействия в конфликте

Этическая проблема возникает тогда, когда взаимодействие развивается по типу «нечестной игры», когда партнер рассматривается как средство или помеха в дости­жении каких-либо целей, а значит, должен быть использован или нейтрализован. Даже при сознательном нарушении этических норм человек стремится придать своим действиям «законный» характер, нормативно обо­сновать их, а подчас и к некоторой «маскировке» с целью создания приемлемого «смысла для других» (а возможно, и «смысла для себя»).

Ту же роль в межличностном взаимодействии играют социальные стереотипы, связанные с «образом врага». То, что считается несправедливым, меняет свой смысл на противоположный, как только речь заходит о «врагах». При высокой степени непримиримости «другой» становится «врагом», по отношению к которому «все средства хороши».

^ Модели развития межличностной конфликтной ситуации


Ситуационный контекст


Характер ситуации (коопе-ративный или конкурентный)

Условия протекания конфликта

Наличие «третьих сил»

Опыт отношений сторон




Установка на взаимодействие

Прежний опыт взаимо- действия участников

конфликта

Позитивный опыт отсут- ствия разногласий или их успешного преодоления

Опыт непреодоленных разногласий и

«недоговоренности»

Опыт непреодоленных разногласий и негативного эмоционального взаимодействия
  1   2



Скачать файл (291.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации