Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников - файл 1.doc


Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников
скачать (16972 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc16972kb.24.11.2011 21:54скачать

содержание

1.doc

  1   2

ББК 74.202.15

А 66

УДК 372.213

Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В.

Коррекционные и развивающие игры для младших школьников: Уч.-метод, пособие для школьных психологов. — Волгоград: Перемена, 1993. — 60с. ISBN 5-88234-137-Х

Рассматриваются принципы и некоторые подходы к организации построения коррекционных и развивающих программ средствами особым образом организованной игровой деятельности. Представлены содержание и проце­дура проведения игр.

Материалы адресованы школьным психологам, психологам-консультантам.

Рецензенты:

Н. Г. Салмина, доктор психологических наук, профессор МГУ;

Е. А. Бугрименко, кандидат психологических наук (Психологический институт РАО)
ISBN5-88234-137-X

Т. Ю. Андрущенко, Н. В. Карабекова


СОДЕРЖАНИЕ


^ ОТ АВТОРОВ

Коррекционная работа занимает одно из ведущих мест в деятельности школьного психолога. Однако еще до сих пор работники психологической службы школы испытывают нехватку коррекционно-развивающих программ различной направленности для школьников разного возраста.

В настоящем пособии представлено одно из направлений коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, обусловленное спецификой начального периода обучения ребенка в школе.

Разработка и построение игровых программ нами были начаты в 1989 году и связывались с опытом консультирования, а также с организацией практики коррекционной работы в рамках курса «Практический (школьный) психолог» при Волгоградском педагогическом институте. В дальнейшем эти программы во многом были дополнены и использовались нами в работе с детьми в школах Волгограда.

Выражаем благодарность школьным психологам И. В. Столповских, А. М. Железкиной, Г. М. Шашловой, В. В. Шмидт за помощь в разработке и апробации некоторых коррекционных игр.

^ 1. КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
При поступлении ребенка в школу сложившиеся в дошкольном возрасте формы жизнедеятельности закономерно уступают место новым. Однако некоторые дошкольники в силу запаздывания общего психического развития попадают в это время в сложную ситуацию: для них еще не потеряла своей актуальности игровая деятельность, & то же время социум уже предъявляет к ним новые требования, ставит перед необходимостью присвоения соответствующих младшему школьному возрасту форм жизнедеятельности, где ведущей уже выступает учебная.

Среди первоклассников в среднем 15-20% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника, то есть вхождение в школьную жизнь для них затруднено. Такие дети находятся в противоречивой ситуации: ведущая для дошкольника деятельность еще не изжила себя, имея перспективы развития, а новая ведущая деятельность — учебная — оттесняет ее, требуя к себе внимания. В таком случае учебная деятельность начинает осуществляться как внешняя по отношению к внутренней мотивации и личностным смыслам жизнедеятельности ребенка. Школьная жизнь воспринимается им прежде всего с формально-нормативной стороны, а содержательные стороны учебной деятельности — ориентация на самоизменение и на присвоение научного знания — не выступают для него в качестве актуальных.

Исходя из вышесказанного важно, на наш взгляд, на начальном этапе обучения создавать для таких детей условия, органично сочетающие игровой и учебный типы жизнедеятельности: необходимо организовывать своеобразную комплементарную деятельность детей (complementum — с лат. — дополнение), являющуюся игровой по форме, знакомой и привлекательной для ребенка, но учебной по своей направленности. Такая деятельность должна предполагать достижение целей, связанных с занятием ребенком позиции субъекта по присвоению нового — учебно-игрового опыта.

В рамках обычного учебного процесса учитель не имеет возможности уделять таким детям необходимое (индивидуальное, требующее особых форм работы) внимание. Поэтому целесообразно выводить некоторые виды работы с этой группой учащихся за рамки урока и передавать их в компетенцию школьного психолога. Конечно, школьный психолог не может и не должен брать на себя задачу обучения этих детей по школьной программе, однако своевременная (на ранних этапах — первое полугодие) и интенсивная работа с этой группой учеников может обеспечить плавный и естественный для личности ребенка переход от собственно игровой к учебной деятельности.

Каковы же здесь возможности школьного психолога? По нашему мнению, они могут заключаться в проведении коррекционной работы, которая должна организовываться в двух направлениях:

  1. Деформирование основных психических новообразований, которые складываются у ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту и являются необходимыми предпосылками учебной деятельности (доформирование новообразований «прошлого» возраста).

  2. Формирование психологического потенциала, обеспечивающего успешное продвижение в новой деятельности — учебной, ведущей в развитии младшего школьника (формирование «актуальных» новообразований).

Решение этих задач связано с построением коррекционной работы средствами особым образом организованной игровой деятельности, основанной на принципе комплементарности основных механизмов психического развития. Комплементарность — одновременная представленность компонентов игровой и учебной деятельности — позволяет деформировать необходимые предпосылки учебной деятельности, являющиеся в обычных условиях результатом развития ребенка в дошкольном детстве (умение действовать по правилу, пространственная ориентация и др.), а также начать формирование некоторых элементов психологических новообразований младшего школьника (произвольность поведения и психических процессов, внутренний план действия, различные виды самоконтроля и самооценки и др.)

В ходе таких игровых занятий дети овладевают планирующим и итоговым видами самоконтроля и самооценки, что свидетельствует о начале формирования у них учебной деятельности. Наиболее важным, на наш взгляд, событием, происходящим в сознании ребенка, является изменение его внутренней позиции по отношению к своей деятельности — ребенок начинает переживать возникающие в нем самом изменения, моменты своего роста, осознавать свой новый статус субъекта присвоения учебно-игрового опыта.
^ 2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
В основу построения комплекса коррекционно-развивающих игр легли фундаментальные положения общей, возрастной и педагогической психологии, прежде всего идеи Л. С. Выготского (о культурно-историческом принципе развития психики), А. Н. Леонтьева (о деятельностном подходе в формировании возрастных новообразований), Д. Б. Эльконина (о специфике учебной и игровой деятельности), П. Я. Гальперина (о планомерном формировании умственных действий и понятий).

Остановимся на принципах, лежащих в основе построения описанных в данном пособии коррекционно-развивающих nip.

1) В соответствии с разработанной в отечественной психологии теорией деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.), согласно которой развитие психики в онтогенезе связано с организацией определенных форм деятельности, в качестве основополагающего принципа коррекции возрастного психического развития ребенка нами взят принцип ведущей деятельности. На каждом этапе возрастного развитая она выступает основным механизмом формирования психологических новообразований (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.).

Специфика детей, которым адресованы коррекционные занятия, требует определенной комплементарности основных механизмов психического развития. В нашей работе принцип ведущей деятельности реализуется через организацию игровых форм, дополняемых элементами учебной деятельности. Такое построение игровой деятельности направлено как на доформирование «прежних» новообразований, так и на формирование «будущих» новообразований, то есть одновременно на формирование новообразований и дошкольного, и младшего школьного возраста.

Игровая деятельность ребенка строится взрослым в соответствии с ее структурой. Взрослый готовит ребенка к принятию игровой, условной ситуации: актуализирует и вводит игровые мотивы, помогает принять игровую задачу, выполнить необходимые ролевые действия.

Для придания целостности игровой ситуации, представленности в ней элементов учебной деятельности игра дополняется специальной процедурой – рефлексиивной оценкой ребенка себя как субъекта деятельности: в игру вводится так называемая «шкала роста», на которой ребенок отмечает свое продвижение в присвоении игрового опыта, меру освоения игровых действий, то есть с помощью условного знака фиксирует тот этап, где он находится в каждый момент игры. Этот прием выступает средством формирования у ребенка новой мотивации, связанной со становлением его как субъекта учебно-игровой деятельности.

2) Принцип управления психическим развитием связан с двумя теоретическими позициями.

Во-первых, это представление о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка, где, согласно Л. С. Выготскому, развитие не является спонтанным процессом, оно обеспечивается помощью взрослого, его участием в организации жизнедеятельности ребенка.

Реализация этого принципа предполагает организацию совместно распределенной деятельности взрослого и ребенка, в которой взрослый выступает прежде всего в качестве носителя образца действия. Помощь его на начальном этапе максимальна. Постепенно вмешательство взрослого снижается, и каждый очередной шаг в деятельности передается ребенку на уровень самостоятельного исполнения.

Во-вторых, управление развитием опирается на теорию планомерного формирования деятельности, где, согласно теории П. Я. Гальперина, переход внешнего практического действия во внутреннее, умственное действие есть многоэтапный процесс. Формирование у учащихся полноценных умственных действий должно быть связано с реализацией всех его формообразующих этапов.

В соответствии с этим положением в нашей программе начальный этап выполнения ребенком действий осуществляется как практическое действие с реальными предметами или с их заместителями. Затем организуется этап формирования действия в плане внешней речи. От ребенка требуется рассказать о действии так, чтобы это было понятно другому человеку. Освоение этих форм действий выступает условием перехода к этапу протекания действия во внутренней речи про себя, далее действие приобретает умственную форму.

Введение поэтапности формирования действий носит последовательный характер, однако иногда требуется выделение и усиление какого-либо одного этапа. Например, в некоторых случаях возникает необходимость возвратиться к материальной форме действия, в других — к речевой.

3) Принцип смены психологической позиции связан в нашей работе с изменением отношения ребенка к себе, с развитием у него позиции субъекта деятельности.

Освоив игровые действия, ребенок на заключительном этапе игры с готовностью идет на изменение принятой ранее позиции ведомого, принимает позицию ведущего, организатора игры и учебного общения.

Далее рассмотрим структуру проведения коррекционных и развивающих игр, представленных в данном пособии.

Развитие игры предполагает четыре этапа. Остановимся на функции каждого из них.

  • Ориентировочно-обучающий этап. Здесь взрослый ориентирует ребенка в содержании игры, знакомит его со всеми обязательными этапами будущих игровых действий. Специально выделяется момент знакомства со «шкалой роста» — ребенок видит перспективу освоения игры.

  • Этап освоения правил. Он связан с самостоятельным выполнением ребенком игровых действий, состоит из начального и продвинутого этапов освоения. На начальном, как правило, обнаруживаются испытываемые ребенком трудности в выполнении действий как в умственном, так и в практическом плане. Здесь же актуализируется необходимая мотивация усвоения правил действия.

Этап продвинутого освоения игры проводится после специального обучающего занятия, на котором еще раз осваиваются необходимые признаки ориентировки и схемы действия.

На этом и последующих этапах «шкала роста», о которой говорилось выше, используется в планирующей и контрольной функциях: ребенок фиксирует промежуточный итог своего места в ходе игры.

— Этап совместных форм деятельности. Здесь происходит обмен ролями сначала между взрослым и ребенком, а затем между детьми.

Ребенок самостоятельно программирует деятельность партнера и свою (усиление планирующего контроля), осуществляет коррекцию и контроль выполнения действий партнера по игре (промежуточный и итоговый контроль).

— Этап рефлексии своих достижений. Здесь анализируется сформированность выполнения игровых действий на каждом занятии: уровень их самостоятельного моделирования, исполнения и контроля; обсуждаются смысл, значение приобретенного в игре нового опыта; фиксируется новая психологическая позиция ребенка — субъекта присвоения учебно-игрового опыта.

В соответствии с вышеописанной структурой игр занятия проводятся индивидуально, а на заключительных этапах — в паре со сверстником.

^ 3. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Опираясь на один из общепринятых принципов коррекции психического развития — принцип «нормативности»1, школьный психолог в первые месяцы обучения определяет уровень сформированности тех психических новообразований ребенка, которые выступают предпосылками готовности к школьному обучению.

К началу младшего школьного возраста у ребенка складываются определенная личностная позиция ("позиция школьника") и возрастные способности, главными из которых являются произвольность поведения, умение действовать в воображаемом плане, наглядно-образное мышление.

Одним из первых и важных показателей готовности ребенка к школе является характер «внутренней позиции школь­ника». Благоприятный вариант «внутренней позиции» связан с ориентацией ребенка на содержательные стороны школьной жизни: хочет учиться (или учится) потому, что надо хорошо писать, читать и др. В высказываниях этих детей присутствует ориентация на самообразование ("буду уметь, знать", «смогу» и др.). Неблагоприятный вариант «внутренней позиции школьника» связан с ориентацией на формальные стороны школьной жизни: хочет учиться потому, что купят (или есть) портфель, пенал; в школе не надо спать, как в детском саду и др.

Для определения характера внутренней позиции школьника мы используем «Беседу об отношении к школе» Т. А. Нежновой см.[16, с. 29-31 1.

В последнее время в нашей практике применяется типология вариантов отношения ребенка к школьным занятиям, разработанная Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгером, К. Н. Поливановой. Авторы этой типологии дают характеристики вариантов развития младших школьников на поведенческом уровне, выделяют отличительные признаки каждого типа. Беседа школьного психолога с учителем, обсуждение с ним данных наблюдения за поведением каждого ребенка класса с точки зрения этой типологии позволяют уже в сентябре-октябре выделить группу учащихся, наименее подготовленных к школьному обучению; сюда войдут дети с игровым, коммуникативным и псевдоучебным типами отношения к школьным занятиям. Выделение этой группы учащихся дает возможность психологу в дальнейшем, во-первых, более целенаправленно строить диагностическую работу с первоклассниками, сузить круг детей, требующих более всестороннего обследования; во-вторых, установить продолжительный деловой контакт с учителем, наметить совместный план дифференцированной работы с каждым ребенком выделенной группы в рамках урока и внеклассного мероприятия.

Подробно характеристика типов психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, рекомендованная заторами для обсуждения с учителями, представлена в методических разработках для школьного психолога «Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов» [15].

Произвольность в конце дошкольного возраста выражается в умении ребенка принимать цели, поставленные взрослыми, действовать соответственно этим целям, выполнять действия по образцу. В дальнейшем — на протяжении всего младшего школьного возраста — ребенок учится управлять своим поведением и деятельностью. Происходит это очень медленно и постепенно, а требования, предъявляемые к детям, буквально с первых дней пребывания в школе, ориентированы на достаточно высокий уровень развития произвольности.

Проблема недостаточного развития произвольности в начальной школе проявляется во многих учебных затруднениях детей, в трудностях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Особая значимость этого новообразования обусловливает необходимость организации помощи ребенку и учителю со стороны школьного психолога. Поэтому актуальным становится создание и проведение коррекционно-развивающих занятий по формированию произвольности.

Подбор детей для этих занятий по параметру произвольности проводится на основании наблюдений, жалоб родителей и учителей, результатов диагностических методик, В нашей практике используется методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина [16, с. 126-128]. В настоящее время для.этих целей широко применяются следующие методики:"Узоры" Л. И. Цеханской [101; «Где ошибся Буратино» [4]; «Домик» Н. И. Гуткиной [19]; тест Керна-Йерасека [27].

Одним из важнейших психических новообразований дошкольника является воображение, которое формируется в игровой деятельности. Благодаря воображению ребенок может в условной сиуации осуществлять действия в умственном плане. Однако для успешного оперирования в плане воображения ребенок должен иметь достаточные когнитивные средства, важнейшим из которых является сформированность системы пространственных отношений.

Ориентировка в пространстве является необходимым условием успешного познания и активного преобразования действительности. Умение ориентироваться в пространстве — важнейший компонент и для характеристики общего развития ребенка, его готовности к школьному обучению. Пространственная ориентировка включает в себя представления о размерах, форме предметов, способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений.

В реальной практике школы выдвигаются высокие требования к уровню развития у младших школьников пространственных представлений и действий. В начальной школе уже широко используются различные графические модели, символические опоры, которые требуют пространственного анализа. Поэтому, если по каким-либо причинам у ребенка, пришедшего в школу, недостаточно сформирована пространственная ориентировка, можно предполагать возникновение ряда трудностей, которые приведут в конечном счете к отставанию.

Часто у первоклассников из-за несформированности пространственной ориентировки происходят грубые нарушения правил оформления и ведения записей в тетрадях, множество трудностей встречается и при усвоении математических и лин­гвистических понятий и др.

Исходя из важности пространственной ориентировки ребенка школьный психолог имеет возможность в рамках игровой коррекции провести доформирование пространственных представлений, что окажет положительное влияние на освоение школьной программы.

Подбор детей в группу коррекции по параметру уровня развития пространственных действий проводится на основании наблюдений учителя, жалоб родителей, диагностических методик. В нашей практике используются «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, «Диктант пространственных действий» (см. прил.1).

И, наконец, еще одним показателем психологической готовности ребенка к обучению выступает уровень развития его познавательной сферы. К началу обучения в школе у ребенка должны быть сформированы наглядно-образное мышление, владение действием замещения, умение различать реальный и условный планы действия.

Низкий уровень сформированности этих умений часто обнаруживается уже в первые недели обучения: такие дети затрудняются при работе со схемами (например, звукобуквенный анализ слова и др.), выполнении действий в уме например, математические преобразования, анализ условий задачи и др.).

Определение уровня сформированности у ребенка наглядно-образного мышления, владения схематическими средствами проводится с помощью методики «Лабиринт-полянки» [10].
^ 4. ВОЗМОЖНОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ И

РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
Программы коррекционных игр адресованы первоклассникам 6-7 лет, а также младшим школьникам 2—3-х классов с недостаточной сформированностью таких показателей возрастного развития, как внутренняя позиция школьника, произвольность поведения, пространственная ориентировка и внутренний план действия, некоторых интеллектуальных способностей.

В данном пособии представлены шесть игр и два упражнения, имеющие различные коррекционные и развивающие возможности.

Ниже покажем их направленность

Направленность коррекции и формирования

1. Произвольность поведения:

-умение действовать по правилу;


  • овладение контрольно-оценочными действиями;

  • овладение планирующей функцией речи

2. Пространственная ориентировка:

  • пространственные умения: определение пространственных признаков объекта, направления действия;




  • пространственные представления, внутренний план действия;


-наглядное моделирование пространственных отношений;

- владение пространственной лексикой

3. Познавательные способности:

- развитие знаково-символического замещения (умение кодировать и декодировать информацию, владение схематическим и знаковым письмом);

- владение перцептивными эталонами и действиями;
- владение мнемическими действиями

4. Позиция ребенка как субъекта' присвоения нового опыта (формирование внутренней позиции школьника)

Название игры

Все игры и упражнения III и IV этапы всех шести игр, а также работа со «шкалами роста»

«Офицер-солдат», «Ярмарка», «Цветной город», «Школа водителей»


«Молчаливая страница», «Офицер-солдат», «Пуговицы», «Поиск клада», «Ярмарка», «Цветной город», «Школа водителей»

«Ярмарка», «Цветной город», «Школа водителей», «Веселые спортсмены»

«Пуговицы» (III и IV этапы), «Поиск клада», «Молчаливая страница»

Все игры и упражнения

«Офицер-солдат», «Пуговицы», «Поиск клада», «Цветной город», «Веселые спортсмены», «Школа водителей», «Молчаливая страница»


«Пуговицы», «Цветной город», «Веселые спортсмены», «Школа водителей», «Молчаливая страница»

«Пуговицы»
Все игры и упражнения, а также работа со «шкалами роста»



В зависимости от задач коррекции и развития, от особенностей готовности ребенка к игровым занятиям (здоровье, исходная мотивация, некоторые личностные особенности и др.) школьный психолог составляет индивидуальную программу работы с ребенком. Эта программа может быть коррекционной, коррекционно-развивающей или собственно развивающей. Кроме того программы различаются адресованностью — мальчикам или девочкам.

Возможны следующие варианты программ. .

1. Коррекционные программы:

а) для мальчиков — игры «Офицер-солдат», «Поиск клада», «Ярмарка», «Веселые спортсмены»;

б) для девочек — игры «Пуговицы», «Ярмарка», «Поиск клада», «Веселые спортсмены».

2. Развивающие программы:

а) для мальчиков — игры «Веселые спортсмены», «Цветной город», «Школа водителей»;

б) для девочек — игры «Поиск клада», «Веселые спортсмены», «Цветной город».

В зависимости от динамики продвижения ребенка в играх программы могут сокращаться или дополняться другими играми и упражнениями.

Индивидуальные программы могут включать от двух до пяти игр. Каждая игра рассчитана на 4—7 занятий, в среднем по 30 минут каждое (см. прил. 3).

Далее представляем содержание и проведение коррекционных и развивающих игр.
4.1. «ОФИЦЕР-СОЛДАТ» (для мальчиков-первоклассников)
Материал

  1. Лист бумаги в клетку, карандаш.

  2. Шкала роста «Линия службы», фишка-звездочка.

На первом этапе игры ("Подготовка к службе") взрослый вместе с ребенком определяет пространственные признаки на таких реальных предметах, как шкаф, окно и др. (верх, низ, правая и левая стороны, соответствующие углы). Затем взрослый вместе с ребенком определяет и обозначает пространственные признаки листа.

Собственно игра начинается на втором этапе ("Служба солдата"). Здесь взрослый создает игровую ситуацию, распределяет роли, знакомит ребенка с правилами: «Этот лист бумаги будет твоей картой. Я буду офицером, а ты — солдатом. Я буду давать тебе команды, а ты должен их выполнять — отмечать на своей карте направление движения. Движение начнем с точки в центре листа (отмечается точка). Я командую: "Поставить карандаш в точку". Ты повторяешь мою команду: «Есть поставить карандаш в точку» и выполняешь ее. Теперь начнем игру. Две клетки вверх» и т. д. (см. примерный набор ходов-приказов - с.16).

Взрослый предлагает ребенку выполнить пробное задание из двух-трех ходов, где выясняется понимание правил и в случае необходимости осуществляется коррекция действий, затем — два-три задания с различным количеством ходов в зависимости от исходного уровня готовности ребенка. Во всех случаях ребенок «докладывает» о выполнении каждого хода.

При затруднениях ребенка в выполнении заданий вводится обучающее упражнение «Молчаливая карта заговорила» (см. прил. 2).

После него предлагаются более сложные задания, например, выполнение сразу целого ряда ходов, когда ребенку необходимо сообщить координаты конечного пункта движения.

На третьем этапе ("Присвоение звания") происходит обмен ролями между взрослым и ребенком, ребенок составляет задания для взрослого. Затем мальчик выбирает товарища по игре и в присутствии взрослого знакомит его с правилами и самостоятельно организует обучение в игровом процессе.

На четвертом этапе ("Трудные задания") взрослый обучает ребенка составлению знакового письма. Здесь ребенок уже выполняет письменные команды взрослого-"офицера" (рис.1), после чего, приняв роль офицера, составляет свое письмо для взрослого-"солдата.

Рис. 1. Примерное «письмо» — задание:

цифра — количество клеток; стрелка — направление хода
Осознание ребенком своего продвижения в игре связано с введением шкалы роста «Линия службы» (рис. 2), на которой ребенок условным значком (передвигаемая фишка-"звездочка") отмечает освоение каждого этапа.

Рис.2. Шкала роста «Линия службы»
Смысл игры для ребенка состоит в правильном выполнении команд «офицера» в пределах условно выделенного периода (например, начиная с третьего хода), приобретении умения давать словесный отчет о выполняемых действиях, принятии роли офицера, умении управлять игровой ситуацией.

Анализ поведения и деятельности ребенка в игре:

  1. Принятие задачи: учебной (на первом этапе), игровой (на протяжении всей игры), совместных действий (на третьем этапе).

  2. Произвольность поведения: длительность сохранения задачи (время), успешность пооперационного и итогового видов контроля (словесный отчет о действиях).

  3. Владение пространственными действиями: умение определять направление движения, владение «пространственной» лексикой, скорость выполнения действий.

  4. Владение знаковым письмом: умение кодировать и декодировать информацию.

Примерный набор ходов-"приказов"

  1. 2 клетки вверх, 3 клетки вправо.

  2. 3 клетки влево, 5 клеток вниз, 2 клетки вправо.

  3. 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вверх.

  4. 1 клетка вниз, 7 клеток вправо, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 3 клетки влево.

  5. 3 клетки вправо, 5 клеток вверх, 11 клеток влево, 10 клеток вниз, 7 клеток влево.

6) 6 клеток вниз, 4 клетки влево, 12 клеток вверх, 2 клетки вправо, «перелететь» в левый верхний угол.
4.2. «ПУГОВИЦЫ»2
Материал


  1. Два набора игровых полей (по три игровые карты, разделенные соответственно на шесть, девять и двенадцать клеток).

  2. Два одинаковых набора пуговиц (по 7—10 штук), различающихся по цвету, форме и размерам.

  3. Схемы-задания, контрольные карточки.

4) Шкала роста «Сила памяти», фишки-пуговицы трех-, четырех-, пятицветные.

На первом этапе игры взрослый вместе с ребенком определяет пространственные признаки шести клеточного игрового поля (в случае затруднений рекомендуем перейти к дополнительному упражнению «Молчаливая страница» — см. прил.2).

Собственно игра начинается на втором этапе. На занятии «Где какая пуговица» взрослый выставляет на своем поле три пуговицы из имеющегося у него набора. Ребенок должен запомнить расположение пуговиц. Затем взрослый накрывает листом бумаги свое игровое поле, а ребенок, выбрав из своего набора такие же, как у взрослого, пуговицы, расставляет их соответствующим образом на своем игровом поле. Далее он сверяет выполненное им задание с образцом.

На этом же этапе игры ведущий обучает ребенка приемам эффективного запоминания (занятие «Куда и как пришить пуговицы»): взять пуговицу в руки, рассмотреть ее, описать вслух ее особенности, место ее расположения на поле (например, «красную большую круглую пуговицу пришиваем в правый верхний квадрат» и т. п.). На следующем занятии вводятся временное ограничение и дополнительное условие: описывать пуговицу, ее местоположение про себя.

В зависимости от успешности освоения ребенком игровых действий используются девяти-двенадцатиклеточные поля, увеличивается количество пуговиц (4—5 штук).

На третьем этапе (занятие «Пришиваем пуговицы вместе») возможны следующие варианты игры:

1) ребенок выступает в роли ведущего, взрослый — его партнера по игре;

  1. ребенок обучает игре своего товарища (знакомит с игровым полем, с правилами игры, проводит ее);

  2. играют два ребенка, одинаково знакомые с правилами игры; в этом случае усложняются задания: увеличивается игровое поле (двенадцатиклеточное), количество пуговиц (4—5 и больше).

На четвертом этапе игры — занятие «Потерявшиеся пуговицы (поможем портнихе)» — взрослый дает ребенку игровое поле и схему-задание (рис. 3а): «Давай поможем рассеянной портнихе. Она получила заказ и забыла, какие пуговицы куда надо пришить. Хорошо, что остался рисунок-схема. Посмотри внимательно на этот рисунок и попробуй найти место для каждой пуговицы».


Рис 3. Вариант схемы-задания (а) и контрольной карточки (б) к занятию «Потерявшиеся пуговицы (Поможем портнихе)»

Ребенок должен выбрать из своего набора пуговицы соответствующего цвета и расставить их на своем игровом поле в порядке, обозначенном на схеме.

Затем взрослый предлагает ему самому составить подобную схему. На поле выставляются пуговицы, ребенок запоминает их местоположение. Затем пуговицы убираются с поля, и он заполняет контрольную карточку (рис. 3/5), закрашивая необходимые квадраты соответствующим цветом («Потерявшиеся пуговицы (подсказка для памяти)» — см. рис. 4).

На этом этапе возможна игра в паре со сверстником — как знакомым с правилами игры, так и не имеющим этого игрового опыта.

Шкала роста «Сила памяти» состоит из набора карточек, обозначающих шести-, девяти-, двенадцатиклеточные поля (в зависимости от возможностей ребенка на каждом занятии выбирается карточка соответствующей сложности), и набора разноцветных фишек-пуговиц, обозначающих соответствующий объем памяти на каждом занятии (см. рис. 4, 5).



Рис. 4. Шкала роста «Сила памяти» (вариант последовательной смены игровых полей; возможны варианты с более выраженной или замедленной динамикой)

прорези для фишек-пуговиц

Смысл игры для ребенка проявляется в безошибочной ориентации в условном и реальном пространствах, правильном и успешном запоминании цвета и места пуговиц, увеличении объема памяти, соревновательном режиме.

Анализ поведения и деятельности ребенка в игре:

  1. Принятие задачи: учебной (на первом этапе), игровой (в течение всей игры), совместных действий (на третьем этапе).

  2. Произвольность поведения: длительность сохранения задачи, успешность пооперационного и итогового видов контроля (словесный отчет о действиях).

  1. Пространственная ориентировка.

  2. Характер общения: сотрудничество, соперничество, манипуляции и др.

  3. Владение схематическим письмом: умение кодировать, декодировать информацию.



Рис. 5. Фишки-пуговицы. На третьей фишке, где все черное должен быть синий цвет.
^ 4.3. «ПОИСК КЛАДА»
Материал

  1. Лист бумаги, карандаш.

  2. Предмет, обозначающий клад.

  3. Шкала роста «Круги моих умений».


На первом этапе игры ("Учусь составлять план") взрослый и ребенок совместно рисуют план какого-либо помещения (например, кабинета психолога), используя условные обозначения предметов. Взрослый обращает внимание ребенка на положение предметов относительно себя и других точек отсчета (например, «взгляд» от двери, окна и т. д.).

На втором этапе игры ("Учусь искать клад по плану") взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: «Теперь ты сможешь с помощью плана найти клад. Сейчас ты выйдешь из комнаты, а я спрячу клад. Место, где спрятан клад, я обозначу на плане. Ты должен по плану найти его». Ребенок выходит, взрослый прячет предмет-клад и обозначает это место на плане. Ребенок, ориентируясь по плану, ищет. Клад прячется и отыскивается несколько раз.

На третьем этапе ("Учусь обозначать на плане место клада") взрослый и ребенок меняются ролями. Теперь уже ребенок прячет клад и обозначает его место на плане, а взрослый ищет. Взрослый может намеренно допускать ошибки с целью актуализации контрольных действий ребенка.

На этом же этапе ребенку предлагается самостоятельно составить план другого помещения (например, класса и др.).

На заключительном этапе игры ("Учу играть другого") в присутствии взрослого ребенок обучает игре своего товарища (совместно составляют план, знакомит с правилами игры, проводит ее).

Шкала роста «Круги моих умений» (рис. 6) состоит из четырех пар кругов. Каждому этапу игры соответствуют два круга, различающихся размером и интенсивностью цвета. Малый и менее интенсивный по цвету круг выкладывается ребенком в начале каждого занятия и фиксирует отправной момент освоения того или иного умения. Чуть больший по размеру и интенсивности цвета круг означает некоторый итог отработки того же умения. Ребенок во внешнем плане каждый раз отмечает наращивание круга своих игровых умений, в связи с чем переживает успех.

Игровой смысл для ребенка проявляется в безошибочной ориентации в условном (план} и реальном (помещение) пространствах; быстром нахождении предмета-клада; самостоятельном составлений плана помещения; соревновательном стремлении детей искусно запрятывать предмет-клад.



Условные обозначения: направление штриховки – цвет, характер штриховки – интенсивность цвета

Рис. 6. Шкала роста «Круги моих умений»

Анализ поведения и деятельности ребенка в игре:

  1. Принятие задачи: учебной (на первом этапе), игровой (на протяжении всей игры), совместных действий (на последних этапах).

  2. Пространственная ориентировка: умение определять местоположение предметов в реальном и символическом пространствах, ориентироваться в пространстве при смене точек отсчета.

  3. Действие графического изображения пространства: владение соотнесением символического и реального планов, схематическим письмом.

  4. Характер общения: сотрудничество, соперничество, манипуляции др.; интенсивность взаимодействий; инициативность или исполнительность.


4.4. «ЯРМАРКА»
(вариант игры «Цветной город»; используется самостоятельно или как игровая разминка)

Материал

  1. Игровое поле, представляющее собой план ярмарочной площади с обозначением четырех павильонов ("Овощи", «Фрукты», «Мебель», «Школьник» —* павильоны могут быть другими). Каждый павильон имеет два отдела (например, павильон «Мебель» — отделы «Столы» и «Стулья» и т. д.).

  2. Карточки с заданиями.

  3. Выигрышные фишки синего и красного цветов.

На первом занятии взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию с помощью следующей инструкции: «Мы с тобой пришли на ярмарку. Но прежде чем мы отправимся за покупками, давай разберемся, где какой павильон находится. В этом нам поможет карта-схема ярмарки».

Психолог вместе с ребенком определяют пространственные признаки игрового поля (рис. 7). В случае значительных затруднений ребенка, при этом рекомендуется провести обучающее упражнение «Молчаливая страница» (см. прил. 2).

Затем взрослый и ребенок рассматривают карту ярмарки и обсуждают маршруты к выбранным ими павильонам. Ребенок называет полный маршрут (см. задания «Как пройти к павильону?»)

Освоив различные маршруты ярмарки, ведущий и ребенок на следующем занятии «отправляются за покупками»: взрослый называет предполагаемый маршрут движения и просит ребенка назвать тот павильон (или отдел), к которому приведет этот маршрут (см. задания «Делаем покупки»).

Далее ребенок принимает на себя роль ведущего и придумывает задания для взрослого.

Игра сводится к выполнению набора упражнений, поэтому перед взрослым стоит задача создания эмоциональной игровой атмосферы: за правильное выполнение каждого задания ребенку выдается выигрышная фишка соответствующего цвета — в зависимости от типа задания.


Рис. 7. Игровое поле «Ярмарка»

Задания к игре

А. «Как пройти к павильону?» (синяя фишка)

  1. Мы находимся в центре ярмарки. Как нам попасть в павильон «Фрукты» (любой другой)? — Направо и налево (или соответствующий другой маршрут).

  2. Мы находимся у павильона «Фрукты» (любой другой).

Как нам пройти к павильону «Школьник» (соответствующий другой павильон, находящийся напротив)? — Прямо.

3) Мы находимся у павильона «Фрукты» (любой другой). Как нам пройти к павильону «Мебель» (или «Овощи» — соответствующий другой павильон, пройти к которому нужно через центр ярмарки)?

Б. «Делаем покупки» (красная фишка)

  1. Мы находимся в центре ярмарки. Если мы пойдем направо (налево), а потом еще раз направо (налево), что мы можем там купить? — Здесь — школьные принадлежности, павильон «Школьник»; в другом случае — соответствующий другой павильон.

  2. Мы стоим у павильона «Фрукты» (любой другой павильон). Если мы пойдем прямо, что мы сможем купить? — Здесь — школьные принадлежности в павильоне «Школьник»; в другом случае — соответствующий другой павильон.

  3. Мы стоим у павильона «Фрукты» (любой другой павильон). Если мы пойдем прямо, повернем направо (налево), в какой павильон мы попадем? — В центр ярмарки, в павильон попасть нельзя.

  4. Мы стоим у павильона «Фрукты» (любой другой павильон). Если мы пойдем прямо, повернем направо (налево) и еще раз направо (налево), что мы там купим? — Здесь — овощи; в другом случае — соответствующий другой павильон.

  5. Мы находимся в центре ярмарки. Если мы пойдем направо (налево), сможем мы что-нибудь купить? — Нет, в павильон не попадешь.


^ 4.5. «ЦВЕТНОЙ ГОРОД»
Материал

1) Игровое поле, представляющее собой карту города с цветовым обозначением четырех микрорайонов (Красный, Зеленый, Желтый, Синий); маршрутов движения (пунктирная линия).

  1. Карточки-задания (маршруты).

  2. Выигрышные фишки (номер дома).

  3. Фишка «Я».

  4. Шкала роста «Знания растут».

Данная игра предполагает наличие у ребенка знания пространственных отношений, владение соответствующей лексикой. Она входит в программу развивающих игр, в ходе которых ребенок приобретает опыт свободной пространственной ориентировки в умственном плане.

Цветной город» состоит из двух игр — «Гость в городе» и «Знаешь ли ты город?», проводится на одном игровом поле (см. рис.9).

Проведение игры «Гость в городе»

Ведущий-психолог, в данной ситуации «гость в городе», каждый раз обращается к ребенку, который играет роль работника горсправки. «Гость» обращается в горсправку с просьбой назвать полный маршрут, по которому ему нужно пройти, чтобы попасть в тот или иной дом, микрорайон, Ребенок объясняет «гостю» необходимый маршрут.

При успешном продвижении ребенка в игре ситуацию можно усложнить тем, что местонахождение «гостя» все время меняется: первый вариант — в центре города, второй — между микрорайонами, третий — между домами, четвертый — в доме.

Задания к игре «Гость в городе»

  1. Я нахожусь в центре города на площади у киоска «Горсправка». Я не знаю, как пройти в Красный (любой другой) микрорайон, дом № 4 (любой другой). Как можно туда пройти?

  2. Звонок в «Горсправку»: «Я нахожусь на третьем перекрестке (любом другом) между Желтым и Синим микрорайонами (любыми другими). Не подскажете ли мне, как попасть в дом № 16 (любой другой) Зеленого микрорайона (любого другого)?» «Можно пройти туда другим путем?»

  3. Звонок в «Горсправку»: «Я стою около дома № 19 (любого другого) Синего микрорайона (любого другого), мне надо попасть в дом № 2 (любой другой) Красного микрорайона (любого другого). Как мне туда пройти?» «Можно ли пройти туда другим путем?»

Проведение игры «Знаешь ли ты город?»

Игра строится в форме загадок. Ведущий-психолог задумывает адрес (микрорайон и номер дома), а ребенку называет только путь к этому дому. Ребенок должен определить предполагаемый микрорайон, номер дома. Каждый раз, когда он верно называет задуманный взрослым адрес, — выигрывает. На начальном этапе игра носит тренировочный характер. Счет очков начинается с момента, когда ребенок сам выражает готовность к этому.

В зависимости от меры продвижения ребенка, задания усложняются: простые — с одним поворотом, средние — с двумя-тремя, сложные — с целым рядом поворотов, обходных путей.

Взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: «На телевидении объявили конкурс «Знатоки города», он проходит в не сколько туров. Задания для участников сначала даются легкие, а потом — все сложнее. Я буду ведущим конкурса, а ты — участником. В этих конвертах (предъявляются конверты с заданиями разной степени сложности) — вопросы для знатоков города. С какого задания ты хотел бы начать?"»

Ребенок выбирает конверт, прочитывает схематическое письмо, выполняет задание (варианты даны на рис. 8).



Рис. 8. Варианты схематической записи заданий разной степени сложности.



Рис. 9 . Игровое поле «Цветной город»

Задания к игре «Знаешь ли ты город?»

1) Маршруты с одним поворотом.

а) Пойди прямо (назад) и до 1-го (3-го) перекрестка и поверни налево (направо) — всего 8 маршрутов (дома № 5, 6; 7, 8; 17, 18; 19, 20).

б) Пойди налево (направо) до 1-го (3, 5-го) перекрестка и поверни налево (направо) — всего 12 маршрутов (дома № 2,4, 6; 8, 10, 12; 13, 15, 17; 19,21,23).

2) Маршруты с двумя поворотами (всего 24 дома).

а) Пойди прямо (назад) до 2-го перекрестка и поверни налево (направо), дойдя до 1-го (3, 5-го) перекрестка, поверни налево (направо) — всего 24 маршрута.

б) Пойди налево (направо) до 2-го (4-го) перекрестка, потом, повернув налево (направо), дойди до 1 -го (3-го) перекрестка, там снова повернешь налево (направо) — всего 32 маршрута.

3) Маршруты с тремя поворотами (все 24 дома).

а) Пойди прямо (назад) до 2-го перекрестка, поверни налево (направо) и, пройдя до 2-го (4-го) перекрестка, поверни еще два раза налево (направо) — всего 32 маршрута.

б) Пойди налево (направо), Дойдя до 2-го (4-го) перекрестка, поверни налево (направо), там пройдешь до 2-го перекре­стка и повернешь направо (налево), дойдешь до 1 -го (или 3-го) перекрестка и там нужно будет еще раз повернуть налево (направо) — всего 48 маршрутов.

4) Обходные маршруты (с числом поворотов более трех) от любой исходной точки



Рис. 10. Шкала роста «Знания растут»
Анализ поведения и деятельности ребенка в игре:

  1. Принятие и сохранение игровой задачи.

  2. Сформированность пространственных действий в условном (на схеме) и в умственном планах.

  3. Владение схематическим письмом: умение прочитывать знаки.

  4. Выраженность мотивации достижения: готовность участвовать в следующем этапе игры, характер выбора задачи.

Шкала роста «Знания растут» (рис. 10) представляет своеобразный «градусник», на котором ребенок отмечает прохождение каждого этапа игры с помощью передвигаемой планки-столбика (двухцветная тесьма).
^ 4.6. «ВЕСЕЛЫЕ СПОРТСМЕНЫ»3
Материал

  1. Четыре малые карты, разделенные на 9 частей; две большие карты, разделенные на 36 частей. В каждой части карты дано схематическое изображение человечка. Фигурки отличаются друг от друга различным пространственным расположением рук и ног (руки в стороны, ноги в стороны; руки вверх, ноги в стороны и др.).

  2. Четыре карточки, на каждой из которых изображен человечек (мальчик или девочка) в цветной майке (зеленого, красного, черного, синего цвета). Поза человечка на каждой карточке соотносится с тем или иным схематическим изображением фигурки на картах.

  3. Контрольные листы: малые (разделенные на 9 частей) и большие (разделенные на 36 частей),

  4. Цветные карандаши: зеленый, красный, черный, синий.

  5. Шкала роста «Спортивные успехи», фишка «Я».

Предлагаемая игра используется в программе после освоения ребенком таких игр, как «Офицер—солдат», «Поиск клада», «Пуговицы», «Ярмарка», в ходе которых он овладевает пространственными отношениями, пространственной лексикой.

На первом этапе взрослый знакомит ребенка с содержанием этапов игры, используя для этого шкалу роста «Спортивные успехи» (рис. 15).

На втором этапе игры (занятие «Разучиваем фигуры») взрослый дает ребенку карту с изображением 9 фигурок (рис. 12), малый контрольный лист, цветные карандаши и объясняет правила: «В спортивном зале есть гимнасты, которые готовятся к выступлениям на празднике. Давай попробуем узнать, какой номер они готовят. Сейчас я буду показывать тебе отдельные картинки с нарисованными спортсменами. Ты должен внимательно посмотреть в "спортзал" (на свою карту) и там найти точно такие же фигурки. Каждый спортсмен одет в цветную майку. Когда ты найдешь в «спортзале» такую же фигурку, ты возьмешь лист (взрослый показывает контрольный лист ребенку) и на нем заштрихуешь сектор, где находится гимнаст в «спортзале». Сектор надо закрасить таким же цветом, как его майка. И тогда мы сможем узнать, что придумали спортсмены».

Затем взрослый предъявляет ребенку по очереди четыре картинки с изображением человечков (рис. 11), а ребенок отмечает их положение в своем контрольном листе (рис. 14). Далее игра продолжается, ребенок играет уже с двумя-тремя картами.

На этом же этапе игры (занятие «Тренировка») взрослый предлагает ребенку отыскать готовящихся к выступлению спортсменов в большом «спортзале» (большая игровая карта — рис. 13).

Третьему и четвертому этапам игры соответствуют следующие занятия:

  1. «Генеральная репетиция» — здесь ребенок принимает роль ведущего и обучает игре своего товарища на малых картах (знакомит с правилами, организует игровой процесс);

  2. «Спортивный праздник» — в игре принимают участие два ребенка: они обмениваются игровыми картами (малые и большие), проверяют контрольные листы друг друга.

На каждом занятии ребенок отмечает свое продвижение в игре на шкале роста «Спортивные успехи» с помощью фишки «Я», вставляемой в прорезь каждой ступеньки.

Игровой смысл для ребенка заключается в заполнении набора малых и больших контрольных листов, безошибочном соотнесении нарисованного человечка с его местоположением в «реальном» (на карте) и в «условном» (на контрольном листе) «спортзале», безошибочном использовании цвета, соответствующего той или иной фигурке спортсмена.

Анализ поведения и деятельности ребенка в игре;

1) Принятие задачи: учебной (на первом этапе), игровой (на протяжении всей игры), совместных действий (на заключительных этапах)

  1. Сформированность внутреннего плана действия: умение соотносить фигурку со схемой.

  2. Сформированность действия замещения — простого кодирования: фигура — схема — цвет.



Рис. 11. Карточки к игре «Веселые спортсмены».



Рис. 12. Малые карты к игре «Веселые спортсмены»




Рис. 13. Вариант большой карты к игре «Веселые спортсмены»



Рис. 14. Варианты заполнения малого контрольного листа



Рис. 15. Шкала роста «Спортивные успехи»

^ 4.7. «ШКОЛА ВОДИТЕЛЕЙ» 4 (игра для мальчиков)
Материал

  1. Три игровых поля, различающихся степенью сложности, представляющих собой карты дорожного движения с обозначением различных объектов и дорожных знаков.

  2. Три сборных закладки, каждая из которых состоит из двух -трех частей, соответствующих трем игровым полям. На первой изображены дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие и предписывающие), на второй — условные обозначения различных объектов, на третьей — знаки дорожного сервиса.

  3. Фишки-машины.

  4. «Маршрутные листы» (задания для водителя).

  5. «Экзаменационные листы» (контрольные задания).

  6. Шкала роста «Класс шофера».

Данная игра состоит из трех частей, каждая из которых может использоваться и самостоятельно, в зависимости от желания ребенка продолжать ее.

Часть 1. «Курсы водителей»

Здесь взрослый знакомит ребенка со знаками и правилами дорожного движения. Обучение осуществляется через принятие ребенком роли стажера, который «водит машину» со взрослым-"наставником". В конце обучения ребенок сдает экзамен.

Проведение игры

Взрослый дает ребенку первое игровое поле (рис. 16) и соответствующие ему закладки (рис. 19), объясняет правила игры; «На курсах водителей ты узнаешь знаки дорожного движения и научишься ездить по дорогам, соблюдая правила. Даю тебе две закладки. На одной из них — знаки дорожного движения для водителей. Эти знаки показывают направление, куда можно ехать. На другой закладке — условные обозначения пунктов, в которые тебе нужно попасть.

Первая твоя поездка тренировочная. Ты будешь ехать на машине (взрослый дает ребенку фишку-машину) и сообщать мне, наставнику, обо всех дорожных знаках, которые ты увидишь, поворотах на дороге, о пунктах, которые ты посетишь. Вот твой первый маршрутный лист, начнем».

Ребенок, получив маршрутный лист, начинает движение фишкой-машиной по игровому полю.

Примерные маршрутные листы

  1. Театр — гараж — планетарий.

  2. Гараж — музей — планетарий — гараж.

  3. Гараж — планетарий — музей — зоопарк— музей.

После прохождения поля взрослый предлагает ребенку «сдать экзамен» для получения права на самостоятельное вождение автомобиля.

На экзамене ребенок воспроизводит пять знаков дорожного движения, которые называет ему взрослый.

Вариантом экзамена может быть заполнение контрольного листа, в котором требуется указать все возможные конечные пункты при движении из определенных исходных точек.

Варианты контрольных листов

Пункт отправления

Пункт назначения

Правильные ответы

Театр

?

Гараж

Зоопарк

?

Музей

Планетарий

??

Гараж, музей

Музей

??

Зоопарк, планетарий

Гараж

???

Музей, планетарий, гараж


  1   2



Скачать файл (16972 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации