Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Логопед 2004 №02 - файл 1.doc


Логопед 2004 №02
скачать (8209.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc8210kb.24.11.2011 21:54скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Содержание

3 Колонка редактора

4

Мисаренко Г.Г.

4 Технология коррекции письма:


2004, № 2


22


40

развитие графомоторных навыков

Соломатина Г.Н.

15 Стимуляция речевого развития детей

с врожденными расщелинами губы

и нёба
Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В.

22 Новые информационные технологии

в логопедической работе

Степанова О.А.

29 Модель коррекционно-речевой работы

воспитателя в ДОУ (группах)

общеразвивающего вида
Пелых Н.И.

40 Обследование детей среднего дошкольного

возраста с общим недоразвитием

речи

Баева А.И.

43 Изучение состояния речевых процессов

у 56-летних детей с общим недоразвитием

речи



84

Воронина С.П.

52 Использование сказочных сюжетов

на логопедических занятиях с детьми

старшего дошкольного возраста

Термаева Г.Г.

56 Развитие речи на занятиях в специализированном

детском саду

Самусикова Л.А

65 Игры для развития речи и мышления дошкольников:

рекомендации родителям

Леонова С.В.

70 Клинико-психолого-педагогическая характеристика

заикающихся школьников

Комарова С.В.

76 Формирование коммуникативных умений у детей

с глубокими интеллектуальными нарушениями
Официальные документы

84 Об организации работы логопедического пункта

общеобразовательного учреждения. Письмо

Министерства образования Российской Федерации

от 14 декабря 2000 г. № 2

90 О специализированной помощи больным

при нарушениях речи и других высших психических

функций. Приказ Министерства здравоохранения

Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. № 383

«Логопед»

2004, № 2

Выходит 1 раз в 2 месяца

Главный редактор В.В.Дремова

Зам. главного редактора

О.А. Степанова
Выпускающий редактор

Е.Е. Таболина

Редколлегия:

Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Громова,

А.В. Кроткова, Т.П. Работникова,

Г.Н. Соломатина, А.Д. Червинская

Оформление, макет

Ю.А. Кособоков

Художники обложки

А.В. Семенов, Е.В. Кустарова
Научно-методический журнал
Учредитель и издатель

ООО «Творческий Центр Сфера»

Журнал зарегистрирован

в Комитете РФ по печати 20.06.03.

Свидетельство ПИ № 77-15771

Подписной индекс в каталоге Роспечати

82686

Адрес редакции:

129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная,

д. 18, корп. 3. Тел.: (095) 107-59-15, 181-75-05.

Рекламный отдел:

Тел. (095) 181-70-33

Номер подписан в печать 09.03.04. Формат 60х901/16.

Усл. печ. л. 8. Тираж 7 000 экз. Заказ №

Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии

ОАО «Молодая гвардия», 103030, Москва, ул. Сущевская, 21.

При перепечатке материалов и использовании их

в любой форме, в том числе в электронных СМИ,

Корректор

Л.Б. Успенская

ссылка на журнал «Логопед» обязательна.

© Журнал «Логопед», 2004

© ООО «ТЦ СФЕРА», 2004



№ 2, 2004

Колонка редактора

3


^ ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Вот и состоялась наша первая встреча. Хочется верить, что

первый номер журнала уже получен и не разочаровал вас. Впро-

чем, по одному номеру все-таки достаточно сложно высказы-

вать однозначные суждения. Предполагаем, что кто-то нашел в

нем ответы на наболевшие вопросы, а кто-то получил толчок

для размышления над теми проблемами, которые раньше либо

просто не осознавались, либо в числе прочих отходили на зад-

ний план. Будем рады, если вы сочтете нужным направить в

адрес редакционной коллегии свои отзывы, предложения и за-

мечания по оформлению журнала и его содержательному на-

полнению.

Радуга на обложке журнала появилась не случайно: она

символизирует весь спектр многоплановых задач, которые при-

ходится сегодня решать логопедам независимо от ведомствен-

ной принадлежности учреждений и всем тем, кто работает с

ними в непосредственном контакте. Так получилось, что на

страницах первого и второго номеров журнала преимуществен-

но представлены статьи логопедов исследователей и прак-

тиков, однако уже в третьем и последующих номерах будет

размещен материал специалистов коллег смежных психо-

лого-педагогических и медицинских специальностей.

Мы приглашаем в число авторов всех, кто способен поде-

литься профессиональными находками в области логопеди-

ческой работы с детьми, подростками и взрослыми в образо-

вательных и медицинских учреждениях. Убеждены, что сре-

ди наших подписчиков и читателей много творческих,

эффективно работающих педагогов, опыт коррекционно-ло-

гопедической деятельности которых могут и должны брать

на заметку коллеги не только в масштабах отдельного учреж-

дения, города или региона, но и всей России. Возможно, имен-

но ВАШ материал поможет журналу стать еще более инте-

ресным и полезным!

Однако нам важно мнение о журнале и участие в нем не

только «асов», но и тех, кто только начинает свою профессио-

нальную карьеру. Поэтому, дорогие студенты и недавние вы-

пускники колледжей и институтов, обязательно ждем вашего

неформального отношения к тем статьям, которые представ-

лены на страницах журнала и готовы к перспективе длитель-

ных заинтересованных контактов!

С пожеланиями здоровья, счастья,

хорошего весеннего настроения

и с надеждой на сотрудничество,

Редакционная коллегия



4

МАСТЕР-КЛАСС

№ 2, 2004

Технология коррекции письма:

развитие графомоторных

навыков

^ МИСАРЕНКО Г.Г.,

канд. пед. наук, доцент ИПК и ПРНО МО, Москва

В предыдущей статье1 мы определили, что деятельность ло-

гопеда общеобразовательной школы направлена на коррек-

цию недостатков письменной речи и состоит из двух основ-

ных функциональных блоков:

коррекции собственно письма, т.е. процесса кодирова-

ния звучащей речи в письменную с применением правил грам-

матики и правописания;

коррекции письменной речи, т.е. процесса создания связ-

ного высказывания.

В этой статье мы рассмотрим комплексные программы

коррекции нарушений письма.

В основе процесса письма лежат программы действий трех

уровней:

а) обозначение звука буквой и ее написание;

б) кодирование звучащего слова по законам графики и ор-

фографии;

в) запись готового предложения.

Выполнение программы каждого уровня связано для млад-

ших школьников с трудной, напряженной и не всегда успеш-

ной работой, которая часто требует коррекции.

Рассматривая программу письма на уровне буквы, мы не

будем останавливаться на ошибках, обусловленных несфор-

мированностьюфонематическогослуха.Нарушенияакустичес-

кого восприятия звуков речи и их коррекция достаточно описа-

ны в логопедической литературе. Мы коснемся случаев, когда

ребенок актуализирует звук (правильно или неправильно, на-

пример, воспринимает оппозиционный «ш» вместо «ж» в слове

«пожар») и не может полноценно его обозначить, т.е. испыты-

вает трудности на уровне выбора буквы и ее исполнения.

Какова же в норме психологическая программа кодирова-

ния звука буквой?

1 Логопед. 2004. № 1. С. 4.





№ 2, 2004

МАСТЕР-КЛАСС

5

При начальном знакомстве ребен-

ка с буквами у него складываются ас-

социативные связи между звуком и

соответствующим ему знаком. Ребе-

нок должен осознать звук (работа

слухового анализатора), вспомнить

соответствующий зрительный образ

(графему), разложить его на элемен-

ты, соотнести их между собой в про-

странстве и времени, т.е. определить,

какой находится выше (ниже), левее

(правее) и в какой последовательно-

стиследуетихвоспроизводить(рабо-

тазрительно-пространственногоана-

лизатора). Соответствующие коман-

дыизкорыголовногомозгапоступают

на периферию центральной нервной

системы,ирукавыводитбукву(рабо-

та двигательного анализатора).

Теперь рассмотрим план реали-

зации этой программы и психологи-

ческие механизмы возникновения

трудностей и ошибок на каждом его

этапе.

^ 1 ЭТАП СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА

И БУКВЫ

Воссоздание ассоциативных связей

между звуками и буквами

Трудности «вспоминания» буквы

в ответ на звук могут быть обуслов-

лены двумя факторами.

Первый неправильная методи-

каобучения.Обычновзрослый(чаще

всегомамаилибабушка)сначалапро-

износит звук, максимально прибли-

женный к норме, и затем показывает

букву, либо сперва показывает бук-

ву, а потом произносит звук, пытаясь

сформировать необходимую ассоци-

ативную связь. Она и образуется как

ответ на сигнал-раздражитель, иду-

щий извне. Но при письме ребенок

ориентируется на восприятие своего

артикуляционногоукладаинатотзву-

ковой образ, который отражает его

собственное произношение, т.е. на

внутренний сигнал-раздражитель.

Если при знакомстве с буквами ребе-

нок был недостаточно активен и не

повторял заданный звук перед выбо-

ром буквы, т.е. не включал в процесс

создания ассоциаций собственные

ощущения, то при самостоятельном

письме образ буквы будет восстанав-

ливаться с трудом.

Второй фактор слабость слу-

ховых и речедвигательных ощуще-

ний. Произнося звук, ребенок посы-

лает сигнал-импульс в кору головно-

го мозга, но либо соответствующие

зоны воспринимают его нечетко,

либо он искажается по дороге. След-

ствием становится неправильный

выбор буквы. Здесь играют роль и

смазаннаяартикуляция(то,чтоназы-

вают «кашей во рту»), и возможные

дефекты развития анализаторов.

Эти факторы повышают значе-

ние артикуляционной гимнастики в

коррекционном процессе, в частно-

сти, ее кинестетического аспекта.

Традиционно логопед обучает детей

артикуляционным движениям перед

зеркалом, используя для контроля

зрительное восприятие. При рабо-

те с детьми, которые с трудом соот-

носят звуки с буквами, целесообраз-

но сместить акценты в сторону раз-

вития кинестетических ощущений.

Логопед показывает какое-либо уп-

ражнение перед зеркалом и просит

ребенка повторить его 35 раз. За-

тем он поворачивает ученика лицом

к себе и предлагает повторить дви-

жения, комментируя их (иногда с де-





6

МАСТЕР-КЛАСС

№ 2, 2004

монстрацией правильного варианта):

«растяни губы побольше», «ты сильно

вытянул губы, округли их немного»,

«ты водишь по зубам спинкой языка,

а надо кончиком» и т.п. Ребенок пыта-

ется исправить ошибки на основе

только двигательного контроля.

В качестве упражнения обяза-

тельно нужно использовать описа-

ние артикуляционного уклада, осо-

бенно при постановке звуков. Ребе-

нок произносит дефектный звук и

характеризует положение губ, язы-

ка, работу голосовых связок (осоз-

нанное восприятие собственного

произношения очень важно для раз-

вития самоконтроля). Затем логопед

знакомит ребенка с правильной ар-

тикуляцией и предлагает сравнить

оба уклада и там, где это целесооб-

разно, оба звука (например, при бо-

ковом или межзубном сигматизме

дефектный и правильный звуки раз-

личаются на слух). Выяснив разли-

чия между двумя вариантами произ-

несения, ребенок пытается изменить

привычное положение губ или язы-

ка,опираясьнаощущениедвижений

и контролируя получающийся звук.

При значительных затруднениях

привлекается зрительный контроль.

Актуализация графемы

Выбирая букву для обозначения

звука, ребенок сначала вспомина-

ет графему, затем ее конкретный

вариант.

Буквы имеют две формы выра-

жения печатную и рукописную,

которые достаточно резко отлича-

ются друг от друга. Кроме того, у

каждой формы существуют еще две

подгруппы знаков заглавные и

строчные. В печатном шрифте они,

за небольшим исключением («Аа»,

«Бб», «Ее»), тождественны («Вв»,

«Гг»), а в рукописном варианте раз-

ница между ними значительнее:

(« », « »).

При обучении детей «разнообра-

зие буквенного выражения одного

звука в составе одной графемы и ее

обобщенный характер делает вос-

приятие и опознавание буквы при

чтении и актуализации ее образа-

представления при письме весьма

трудным процессом»1

В основном эти трудности харак-

терны для первоклассников: выде-

лив фонему, ребенок не может вы-

брать соответствующую букву: «Я

забыл, как она пишется». Такие уче-

ники допускают замены букв по оп-

тическому сходству « », «

», « », « » и др. Однако эти

ошибки не стойки и встречаются

обычно в первой половине буквар-

ного периода. Их длительное сохра-

нение может свидетельствовать об

органических нарушениях в коре го-

ловного мозга, препятствующих со-

зданию прочной связи между фоне-

мой и графическим образом буквы.

Трудностиэтогозвенатехнологи-

ческой цепочки не носят логопеди-

ческого характера и об их устране-

нии должен позаботиться учитель.

2 ЭТАП

ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ

^ АНАЛИЗ БУКВЫ

Обучениепервоклассниковпись-

му букв практически во всех пропи-

1 Цветкова Л.С. Нейропсихология счета,

письма и чтения: Нарушение и восстановление.

М., 2000. С. 228229.



№ 2, 2004

МАСТЕР-КЛАСС

7

сях строится на их анализе. Буквы

раскладываются на элементы, дети

учатся писать каждый из них, а затем

синтезируют целое.

Успешность анализа и последу-

ющего синтеза связана с развитием

зрительного и, в большей степени,

зрительно-пространственного вос-

приятия, поскольку именно на его

базе формируются полноценные

пространственные представления.

В младшем школьном возрасте раз-

витие соответствующих центров

коры головного мозга еще не завер-

шено в норме это происходит

примерно к семи годам.

Частоудетейвстречаетсязеркаль-

ное письмо («ш т», «п и», «Я

R» и др.). В основном оно характерно

дляребятсявнымиилистертымипри-

знаками левшества. Нередки трудно-

сти в ориентировке на тетрадном ли-

сте, в удержании строки (при письме

на нелинованной бумаге), колебания

наклона и высоты букв, несоответ-

ствие размеров их элементов.

Это отражается и в вербализа-

ции пространственных представле-

ний. Так, маленькие школьники за-

частую не пользуются предлогами

«над», «из-за», «из-под», прилагатель-

ные «широкий узкий», «толстый

тонкий», «высокий низкий» они

заменяютопределениями«большой

маленький». Они с трудом овладева-

ют понятиями «право лево», почти

не подкрепленных чувственным

восприятием, в отличие от «вверх

вниз», «вперед назад».

По сути, за графические ошибки

логопед тоже не несет ответственно-

сти, с ними, скорее, должен разби-

раться психолог, но если его в школе

нет, то учитель, конечно, обращается

к логопеду. Здесь коррекционная ра-

бота заключается в развитии оптиче-

ского восприятия и представления.

Упражнения разрабатываются на ма-

териале психологических тестов со-

ответствующего направления, в част-

ности, можно использовать тесты

немецкогопсихолога Г. Айзенка.

1. Треугольник поворачивается против часовой стрелки. Какая из фи-

гур лишняя?
2. Какую фигуру из рамки нужно вставить на свободное место?





8

МАСТЕР-КЛАСС

№ 2, 2004

3. Подумай, как из букв первого и второго слова образовалось слово в

скобках? Составь таким же способом слово на второй строчке.

^ БАГОР (РОСА) ТЕСАК

ГАРАЖ (* * * *) ТАБАК

Эффективно развивают зрительный анализатор и пространственное

мышление упражнения отечественного психолога А.З. Зака1.

1. Как нужно передвинуть фигурки на рис. А, чтобы получился рис. Б?


2. Какие три передвижения должны сделать фигуры группы А, чтобы

получилась группа Б?


1

2

3


3. Из клетки с какой фигурой 1, 2, 3 или 4 можно попасть в клетку

с двумя квадратами одним прямым прыжком? (Прямой прыжок движе-

ние по вертикали или горизонтали через одну клетку.)

1 2 3 4

1 Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 67 лет. М., 1996; Разитие ин-

теллектуальных способностей у детей 8 лет. М., 1996.



№ 2, 2004

МАСТЕР-КЛАСС

9

Аналогично можно разрабатывать другие упражнения.

1. Соедини линиями части, изображенные в левой рамке, так, чтобы

получились фигуры, показанные справа.
2. В рамке даны две группы значков. Рассмотри фишки и попробуй по-

нять, по какому правилу нужно эти значки в них вписывать.

3. Вставь выпавшие фигуры (буквы) так, чтобы они не повторялись по

вертикали (в столбцах) и по горизонтали (в рядах).

4. Напиши данные буквы в клетках правой таблицы так, чтобы они не

повторялись по вертикали (в столбцах), по горизонтали (в строчках).





10

МАСТЕР-КЛАСС

№ 2, 2004

^ 3 ЭТАП НАПИСАНИЕ БУКВЫ

Сегодня специалисты сходятся в

мнении,чтописьмобуквэтопреж-

де всего создание и реализация про-

граммы движений. Смешение букв,

состоящихизодинаковыхэлементов,

их недописывание, неправильное со-

единение букв обусловлены слабой

сформированностью двигательного

стереотипа. Если написание двух

букв начинается с одинакового эле-

мента, возможна замена той буквы, у

которой второй элемент сложнее или

менееавтоматизирован,наболеепри-

вычную для руки ребенка. Например,

присмешении « »« » чащезаменя-

ется « », поскольку элемент, опуска-

ющийся ниже строки, более распро-

страненврусскомалфавитеи,следо-

вательно, более автоматизирован. Он

встречается в буквах «з», «д», «у», «ц»,

«щ», «р», в то время как элемент, под-

нимающийся над строкой, имеют

только « » и « » причем у « » он менее

удобен для движения.

Другой вариант ошибок это

недописывание элементов, сходных

у соседних букв. В этом случае про-

исходит несвоевременное торможе-

ние, и элемент одной буквы воспри-

нимается как элемент следующей:

« », « ».

Встречаются ошибки, обуслов-

ленные явлением интерференции,

когда элементы одной буквы пере-

носятся на другую, близкую по

внешнему виду. Например, соедине-

ние «о» с последующей буквой при-

нимает вид нижней части второго

элемента буквы « » « », либо

тот же элемент « » оказывается вы-

носным, как у буквы « » « ».

Ошибки в начертании, а также

несоблюдение размеров и пропор-

ций элементов букв, одинакового

наклона, строки, в результате чего

письмо приобретает неряшливый

вид, тесно связаны с неправильны-

ми движениями руки. Часто у ребен-

ка вместо запястного сустава и фа-

ланг пальцев работают локтевой и

плечевой суставы. Они не предназ-

начены для мелких и тонких движе-

ний, поэтому первоклассник испы-

тывает при письме дискомфорт,

снижающий эффективность его ра-

боты и ведущий к ошибкам. Влияет

на каллиграфию и степень мышеч-

ного напряжения пальцев.

Важную роль при письме букв иг-

рает контроль графических норм. Он

осуществляется на двух уровнях

кинестетического ощущения и зри-

тельного восприятия. Характерис-

тику кинестетического контроля дал

И.М. Сеченов: «определенному

ряду движений всегда соответству-

ет в сознании определенный ряд

чувственных знаков; если же двига-

тельный ряд повторялся много раз,

то вместе с движением заучивают-

ся и соответствующие ряду чувст-

венные знаки. Запечатлеваясь в па-

мяти, они образуют ряд нот, по ко-

торым или, точнее, под контролем

которых разыгрывается соответ-

ствующая двигательная пьеса»1.

Пишущий воспринимает комп-

лекс движений руки и оценивает его

как соответствующий или несоот-

ветствующий образу, который хра-

нится в его двигательной памяти.

1 Сеченов И.М. Избр. философ. и психолог.

произведения. М., 1947. С. 378.



№ 2, 2004

МАСТЕР-КЛАСС

11

Если устанавливается соответствие,

этот комплекс не привлекает внима-

ния, а при несоответствии мозг реа-

гирует на «фальшивую ноту» и сра-

зу сигнализирует о сбое. Человек

останавливается, чтобы выяснить,

где допущена ошибка. Примерно так

же осуществляется и зрительный

контроль, только в кору головного

мозга идут импульсы не от движений

руки, а от вида рисунка, соответ-

ствия образа написанной буквы оп-

тическому представлению о графе-

ме, хранящемуся в памяти.

Следовательно, для коррекции

нарушений письма букв необходи-

мо правильно «поставить» руку ре-

бенка, снять излишнее мышечное

напряжение и развить контроль.

Для формирования кинесетичес-

кого праксиса можно использовать

упражнения на прописывание в воз-

духе определенных фигур.

Взадачуэтихупражнений,разра-

ботанныхпсихологомМ.В.Комбаро-

вой при участии автора, не входит

точное копирование фигуры. Размах

движенийиколичествоэлементовне

должны совпадать с образцом, они

могут быть больше или меньше. Не-

обходимо соблюдать только общую

конфигурацию. Когда дети это пой-

мут, пропадет излишнее напряже-

ние, неизбежно возникающее при

точном копировании образца, и они

смогут уделять внимание не только

движениям,ноисвоейпозе,положе-

нию туловища и головы, контролю

напряжения мышц пальцев и кисти.

Работа начинается с обучения

детей выписывать фигуры с 1 по 7.

Номера 810 используются позже,

когда ребята освоятся с предыдущи-

ми. Здесь представлены лишь при-

близительные образцы, логопед мо-

жет самостоятельно придумывать

конфигурацию в зависимости от

буквы, письмо которой требует кор-

рекции.

Фигура рисуется на доске. Преж-

де чем приступить к ее прописыва-

нию, дети с помощью логопеда рас-

сказывают о ней: определяют точку

начала движения, характер вообра-

жаемых линий (прямые не соприка-

саются, находятся на равном удале-

нии друг от друга и т.п.); обращают

внимание на направление движения

(сверху вниз или снизу вверх, слева

направо или справа налево); отме-

чают уменьшение амплитуды при

рисовании «улитки» (5) и «змейки»

(6, 7) и т.д.

Затем ученики берут карандаш и

пишут предложенную фигуру в воз-

духе тремя способами, по 45 раз





12

МАСТЕР-КЛАСС

№ 2, 2004

каждым из них. Первый рука вы-

полняет крупные движения от пле-

ча. Второй рука опирается на ло-

коть, работает только кисть, сгиба-

ясь в запястном суставе, от чего

размер выписываемого в воздухе

образца естественно уменьшается.

Третий опора на локоть, работа-

ют только пальцы, плечевой сустав

отводит руку в сторону. Дети дол-

жны либо стоять, либо сидеть, вы-

прямив спину и не откидываясь на

спинку стула. На кончик карандаша

можно надеть пенопластовый ша-

рик, кусочек ластика и т.п., чтобы он

был лучше виден.

Когда ребята поймут и освоят

механизм работы руки, первый спо-

соб исключается и остаются только

второй и третий. Тогда дети начина-

ют обводить фигуры, нарисованные

не только на доске, но и на листе

бумаги.

Первые две-три минуты они ра-

ботают с фигурой на доске: рассмат-

ривают ее, ставят руку на локоть,

выпрямляют спину и обводят 23

раза, двигая запястным суставом, и

23 раза только пальцами. Затем

следует переходить к фигуре, изо-

браженной на бумаге. Ученик кладет

перед собой листок, на котором на-

рисованы все семь образцов, и ру-

кой, лежащей на столе, ведет кончик

карандаша в воздухе над фигурой,

сначала сгибая запястье, затем толь-

копальцы.Постепеннообязательное

предварительное прописывание об-

разцов с доски прекращается, лого-

педиспользуетегофрагментарно,по

мере надобности.

Объем работы можно опреде-

лить тремя способами:

а) логопед указывает количество

и вид фигур;

б) логопед указывает только ко-

личество фигур, а их вид выбирают

дети;

в) дети самостоятельно опреде-

ляют количество и вид фигур.

Для развития кинестетического

праксиса можно использовать уп-

ражнения с исключением зритель-

ного контроля. Их следует выпол-

нять в предлагаемой последователь-

ности, по степени усложнения. В

случае пропуска одного из упраж-

нений или нарушения их порядка

изменится технология формирова-

ния умений, из-за чего у детей могут

возникнуть трудности.

Следует повторить, что нельзя ни

ожидать, ни требовать от детей вы-

сокого качества письма при обуче-

нии. Младшие школьники не могут

в планируемых условиях писать

буквы красиво, ровно, на одинако-

вом расстоянии и пр., поэтому це-

лью наших упражнений служит

лишь развитие и коррекция дея-

тельностного компонента письма.

Упражнения на усвоение общего

графического образа объекта

Выполняются на белой нелино-

ванной бумаге (достаточно полови-

ны стандартного листа формата

А4).

Четыре упражнения сменяют

друг друга по мере развития кинес-

тетической зрелости детей.

1. Образец буквы написан на бу-

маге слева вверху. Получив задание,

ученики воспроизводят букву, зри-

тельноконтролируя свою работу.

При этом полезно комментировать


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Скачать файл (8209.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации