Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная по педагогической психологии - файл 1.doc


Контрольная по педагогической психологии
скачать (193.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc194kb.24.11.2011 22:19скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3

1. Стресс в педагогической деятельности………………………………………4

2. Профилактика профессионального «выгорания»……………………………9

3. Стрессоры в профессиональной деятельности педагога…………………...14

4. Заключение…………………………………………………………………….24

5. Список литературы……………………………………………………………25
Введение.
Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.

Поэтому в течение последних трех десятилетий проблема сохранения психи­ческого здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современного образования на личностно-ориентированпую модель, повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой, про­ектировочными умениями и т.д.

Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-пси­хического напряжения личности, что приводит к возникновению невроти­ческих расстройств, психосоматических заболеваний.

Хотя это не слишком приятно, но педагоги должны признать у себя су­ществование психологических проблем. Их жизнь полна стрессов, и это слишком дорогое удовольствие - жить без знания инструментов психоло­гической защиты и реабилитации

Ведь качество жизни зависит не от того, сколько у тебя денег в кармане или на банковском счете, больной ты или здоровый, сколько тебе лет и ка­кую социальную нишу ты занимаешь, а от того, как ты себя чувствуешь.

Диоген без конца повторял: «Богами людям дана легкая жизнь, а они забыли о ней, гоняясь за лакомствами, благовониями и другими благами». «Счастье состоит единственно в том, чтобы постоянно пребывать в радос­тном состоянии духа и никогда не горевать, где бы и в какое время мы не оказались». «Истинное наслаждение заключается в том, чтобы душа была веселой и спокойной. Без этого все золото Мидаса и Креза не принесет никакой пользы. Когда человек печалится о малом или большом, его уже нельзя считать счастливым, он несчастен».


1. Стресс в педагогической деятельности.
Стресс - это не только служебные и семейные перегрузки. Это состоя­ние души, способ восприятия мира и образ действия в нем.

Слово «стресс» в нашу лексику пришло из английского языка (stress), а в английский из латинского и в переводе означает «давле­ние», «напряжение».

Стресс определяется как способ достижения устойчивости организма при действии на него повреждающего фактора, адекватного качественной и количественной характеристике раздражителя. Стресс - это защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Стресс - это всегда состояние повышенного напряжения, вызыва­емое воздействием, которое невозможно контролировать в определенный промежуток времени. По словам канадского ученого Ганса Селье, сформу­лировавшего концепцию стресса полвека назад, «стресс - это не то, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем».

Стресс — это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма, тренирует за­щитные механизмы. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости, он способен привес­ти человека к вершинам творчества.

Г. Селье указывал, что в определенных количествах стресс живому орга­низму необходим, что стресс не только зло, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс - это не только то, чего можно избежать, но и сила, кото­рую каждый человек может использовать себе на пользу. Люди не должны бежать от стресса без оглядки, иногда стоит и оглянуться, смело оглядеться по сторонам и предпринять действия, которые помогут с ним справиться.

Ответная реакция на стресс зависит от характера человека. Одних стрессовая ситуация норой взбадривает и придает сил. Некоторые вянут без постоянного стресса, но большинство справляется с ним какое-то вре­мя, а потом он приводит к тяжелому психическому и физическому рас­стройству — дистрессу.

Стресс играет важную роль в возникновении не только нарушений пси­хической деятельности человека, но и ряда заболеваний внутренних орга­нов. Стресс уменьшает сопротивляемость организма, вызывает головные боли, несварение желудка, бессонницу. Существует много заболеваний, вы­зываемых стрессом. К ним относятся: гипертония, сердечные приступы, ин­сульт, депрессия, синдром хронической усталости, синдром раздраженного кишечника и другие расстройства пищеварения, ожирение, мигрень и нару­шения дыхания. Постоянный стресс поражает также и иммунную систему, делая человека более чувствительным к инфекциям, раку и аутоиммунным заболеваниям. Примеры аутоиммунных болезней — ревматоидный артрит, системная красная волчанка, аутоиммунный тиреоидит, многие типы ане­мий. Многие вредные привычки зачастую обусловлены стрессом.

^ Природа стресса.
Когда конфликтная ситуация требует быстрого раз­решения и немедленного ответа, в нашем организме срабатывают заложенные природой адаптивные механизмы. Биохимические реакции протекают в уско­ренном темпе, повышая энергетический потенциал организма и позволяя реа­гировать на угрозу с ускоренной силой. Надпочечники увеличивают выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулято­ром. Гипоталамус, «эмоциональный центр» мозга, передает сигналы гипофизу и коре надпочечников, которая повышает синтез гормонов и выброс их в кровь. Когда мы сердимся, боимся или беспокоимся, наш организм вырабатывает гормоны: адреналин и норадреналин, чтобы мы были готовы действовать: ки­нуться в драку или, наоборот, убежать. Если мы постоянно тревожимся, эти гормоны вырабатываются в организме постоянно, что вызывает стресс.

Гормоны изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию, по­вышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и про­воцируя возникновение аллергических реакций. Учащается пульс, повы­шается давление и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым. Человек готов к бою.

Если выплескивания эмоций не происходит, гормоны накапливаются. Это вызывает напряжение и усталость.

^ Можно выделить как минимум 4 группы симптомов стресса: физиоло­гические, интеллектуальные, поведенческие и эмоциональные.

  • Физиологические симптомы: стойкие головные боли; неопределенные боли; нарушение пищеварения; вздутие живота образующимися газами; запор или диарея; спазмолитические, резкие боли в животе; сердцебиение (ощущение, что сердце бьется сильно, нерегулярно или часто); чувство нехватки воздуха на вздохе; судороги; утомление; подверженность аллергиям; повышенная потливость; сжатые кулаки или челюсти; обмороки, тошнота; частые простудные заболевания; возобновление болезней, имеющих место ранее; быстрое увеличение или потеря веса; частое мочеиспускание; ощущение покалывания в руках и ногах; мышечное напряжение, частые боли в шее и спине; кожные сыпи; чувство комка в горле; затруднение в рассматривании предметов; двоение в глазах или расплывание образа.

  • ^ Интеллектуальные признаки: нерешительность; ослабление памяти; ухудшение концентрации внимания; повышенная отвлекаемость; «туннельное» зрение; плохие сновидения, кошмары; ошибочные действия; потеря инициативы; постоянные негативные мысли; нарушение суждений, спутанное мышление; импульсивность, поспешные решения; импульсивность мышления, спутанное мышление.

  • ^ Эмоциональные симптомы: раздражительность; беспокойство; подозрительность; мрачное настроение, депрессия; суетливость; ощущение напряжения; истощенность; подверженность приступам гнева; циничный, неуместный юмор; ощущение нервозности, боязливости, тревоги; потеря уверенности; уменьшения чувства удовлетворенности жизнью; чувство отчужденности; отсутствие заинтересованности; сниженная самооценка; неудовлетворенность работой.

  • ^ Поведенческие признаки: потеря аппетита; плохое вождение автомобиля; нарушение речи; дрожание голоса; увеличение количества проблем в семье; плохое распределение времени; избегание поддерживающих, дружеских отношений; неухоженность; антисоциальное поведение, лживость; неспособность к развитию; низкая продуктивность; склонность к авариям; нарушение сна или бессонница; более интенсивное курение или употребление алкоголя; доделывание работы дома; повышенная занятость, отсутствие времени на отдых.


Стрессы бывают разные. Человек переживает разные стрессовые состо­яния. Стресс может способствовать мобилизации человека, повысить его адаптационные возможности в условиях дискомфорта и опасности (конс­труктивный, полезный стресс). Но стресс может и разрушить человека, сни­зить эффективность его работы и качества жизни (деструктивный, вредный стресс). Какой вид стресса человек переживает, зависит от силы и длитель­ности стресс-фактора, чувствительности организма к влиянию неблагопри­ятных условий и от возможностей им противостоять. Каждый человек имеет свой «порог чувствительности к стрессу» — тот индивидуальный уровень напряженности, при достижении которого эффективность деятельности по­вышается. Но если воздействие стрессогенного фактора продолжается дли­тельное время, усиливается и становится выше порога чувствительности, у человека существенно снижается успешность работы и качество жизни.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации — физиологи­ческий и психологический. Последний подразделяется на эмоциональный и информационный стресс. Информационный стресс возникает в ситуаци­ях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения. Эмоциональный стресс появляет­ся в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Физические и психологические стрессы, имея разную внешнюю природу, тем не менее, вызывают в орга­низме сходные химические реакции.

Но несмотря ни на что, стресс дает людям почувствовать вкус к жизни. Многие замечали, что ког­да жизнь двигается спокойно и размеренно, наступает неизбежный момент ощущения полнейшей скуки и разочарования. Жить становится неинте­ресно, простое прозябание недолго сможет привлекать развитую личность, стремящуюся испытать жизнь во всех ее проявлениях, прожить ее полно­ценно, чтобы, как говорится, было что вспомнить. Жизнь скучна, когда че­ловеку не хватает адреналина. А ведь адреналин выделяется в кровь, когда с нами что-то происходит.

Многие люди боятся перемен, чем мешают себе успешно к ним адап­тироваться, вырабатывать модели эффективного поведения в подобных ситуациях. Тех же, кого не страшит перспектива надвигающегося стресса, охватывает азарт и энтузиазм к действиям от поступающего в кровь ад­реналина, и они, в конечном итоге, добиваются своей цели. Как распоря­диться своим стрессом, каждый может сам для себя решить, а жизнь будет продолжаться несмотря ни на что.
^ Профессиональное «выгорание» педагога и его связь со стрессом.
Профессиональное «выгорание» — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты. Эмоциональное «выгорание» — это вырабо­танный личностью механизм психологической зашиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотерапевтические воздействия. Эмоциональное «выгорание» — приобретённый стереотип эмо­ционального повеления. Это функциональный стереотип, позволяющий че­ловеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Эмоциональное «выгорание» часто имеет и неблагоприятные, дезадаптационные последствия, поскольку отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и ухудшает отношения с коллегами и окружающими.

«Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухуд­шением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением про­дуктивности работы, снижением самооценки и др.

Синдром профессионального «выгорания» — не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Профессия педагога относится к ряду специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку использу­ют в работе с людьми ресурсы своей психики.

Известный специалист в области психологии учителя Л. М. Митина еще в начале 90-х годов обнаружила, что показатели степени социальной адаптации учителей ниже, чем у представителей многих других профес­сий. В результате у педагогов часто бывают конфликты (по разным причи­нам) с окружающими. Частота возникновения у педагогов активных форм реагирования (и, прежде всего, агрессии) в среднем значимо превышает реакции астеничного характера (депрессии).

К негативным последствиям следует отнести возможность формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, грубость, неуве­ренность в своих силах, тревожность. У трети учителей показатель степени социальной адаптации ниже, чем у больных неврозами. К этой категории в основном относятся учителя с большим стажем работы в школе, но есть здесь и учителя со стажем 10-15 лет, и даже молодые, начинающие педагоги.

Более того, исследование показало, что для учителей со стажем работы более 20 лет характерно резкое снижение всех показателей эмоциональ­ной устойчивости. То есть через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание».

По данным Н. А. Аминова, среди учителей высшей категории 53% «сгоревших». При этом они характеризуются высокой тревожностью. По мнению Аминова, к 40 годам «эмоционально сгорают» все учителя.

Исследования И. В. Вачкова частично подтверждают эту грустную статистику: резкий спад показателей социальной адаптации происходит у педагогов старше 42 лет.

Работа воспитателей детских садов также связа­на с не меньшими нервно-психическими нагрузками.

Явление «выгорания» проявляется в виде целого ряда симптомов, кото­рые образуют так называемый синдром профессионального «выгорания».

В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть раз­личной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действу­ющих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека.

Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать больше, чем обычно, и встать отдохнувшим. При этом он сознательно не планирует этот длительный сон, просто, как говорят, «орга­низм потребовал». В других случаях, когда нагрузки значительны и дейс­твуют продолжительное время, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановиться.

Условия работы воспитателей далеко не комфортные. Это связано не только с физиологическими факторами, связанными с условиями труда: повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Но и с психологическими и организационными труд­ностями: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора воспитанников, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т. д. При такой работе день за днем уровень напряженности накапливается. Возможными проявлениями на­пряженности будут: возбуждение, повышенная раздражительность, беспо­койство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учаще­ние дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы умень­шить или формализовать время взаимодействия с детьми, коллегами.

Обобщение данных, позволило специалистам выделить три основные стадии синдрома профессионального«выгорания».

Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного по­ведения: забывание каких-то моментов, т.е. прова­лы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких- либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей спе­циалиста первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.

^ На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребнос­ти в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (воспитанников, их роди­телей); «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончае­мо»; нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматичес­ких симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли но вечерам; «мертвый сон, без сновидений»; увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия — собственно личностное «выгорание». Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупе­ние, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Предпосылками формирования профессионального «выгорания» являются:

1. Чрезмерное общение, эмоциональный контакт с большим коли­чеством людей;

2. Непредсказуемые ситуации;

3. Творческий характер работы;

4. Необходимость контроля собственного эмоционального состояния.

Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы «выгора­ния», можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При «эмоциональном сгорании» налицо все три фазы стресса.

Во-первых, нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственнос­ти, трудные «объекты работы». Все это сопровождается следующими сим­птомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетво­ренность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.

Во-вторых, сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватное эмоци­ональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, рас­ширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязан­ностей, то есть выборочное выполнение профессиональных функций.

В-третьих, истощение, характеризующееся оскудением психичес­ких ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследс­твие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

В этой фазе формируются следующие симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная и личностная отстраненность, психосоматичес­кие нарушения.

Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести.
2. Профилактика профессионального «выгорания».
Стресс, или, иначе говоря, состояние напряжения, вызывается чем угодно. Причем зачастую это не какие-то одномоментные экстраординар­ного характера события, а рутина, каждодневные заботы и неурядицы; завал на работе, вечная спешка, очередь в магазине, нехватка денег, по­ведение детей, то есть все, что заставляет вас чувствовать себя как выжа­тый лимон. И главная причина стресса - у нас в голове. Мысль. Если из­менить тон наших мыслей, можно совладать с ощущениями. Ведь стресс вызывает не само событие, а наше к нему отношение. Огромную роль в жизни играет способность контролировать собственные воспоминания. Тем, кто не умеет забывать плохое, труднее всего. Они бо­лее других подвержены стрессам.

Разные люди по-разному реагируют даже на самые безусловные катастрофы. Изучая последствия одного страшного наводнения, уче­ные обнаружили, что кое-кто из пострадавших и через 6 лет не вышел из состояния стресса (их кровяное давление повышено, а иммунная система ослаблена), в то время как другие уже через несколько дней полностью оправились от потрясения.

В 60-е годы прошлого века американские кардиологи условно раз­делили человечество на две группы в зависимости от подверженности стрессам - тип А и тип Б.

«И вечный бой. Покой нам только снится» — таков девиз первой груп­пы. Люди тина А постоянно в цейтноте, они воспринимают окружающих как соперников, а мир в целом - как враждебную стихию. Люди типа Б, напротив, избегают спешки, они уравновешены и дружелюбны.

В общении представители типа А нетерпеливы, склонны перебивать собеседника, плохо переносят, когда разговор отклоняется от темы или возникают новые, неожиданные мнения. Люди типа Б с интересом выслу­шивают любые мнения, сохраняя дружелюбный и уважительный тон. Как показали исследования, людей типа А в два раза чаще настигает инфаркт. Это важное свидетельство в пользу истины: стресс сокращает жизнь.

Мы не можем управлять стрессом, поскольку это не в вашей власти. Но можем обратить внимание на его ранние сигналы: появляются головная боль, чувство усталости, боли в позвоночнике, изжога, боли в грудной клетке, тошнота, головокружение, аллергические реакции, высокое давление. Де­прессия дает о себе знать появлением раздражительности. В стрессовой ситуации человек чувствует, что теряет контроль над некоторыми ситу­ациями. Ухудшается внимание, результатом этого могут быть неряшли­вость, рассеянность или принятие ошибочных решений. Многие начинают срывать зло на домашних, становятся угрюмыми, мрачными. Хандра чаще нападает на людей с повышенной эмоциональностью. Стресс может вызы­вать повышенный аппетит, и человек пытается «заесть» свою нервозность. Апатия, наоборот, приводит к отсутствию аппетита.

^ Первым делом надо усвоить: стресс - не всегда враг. Определенный минимум его необходим и полезен в повседневной жизни. Немало проблем и даже бо­лезненных ситуаций возникает из-за недостатка стрессов и возникающего отсюда дефицита мотивации. В такой ситуации надпочечники вырабаты­вают слишком мало адреналина, что может привести к апатии и общему упадку жизнедеятельности. Поэтому в чрезвычайно благополучных обсто­ятельствах люди часто инстинктивно сами создают необходимый минимум стрессов: занимаясь опасными видами спорта, играя в азартные игры, заводя романы или интриги, просто регулярно выясняя отношения с ближними.

^ Люди очень различаются по устойчивости к стрессам. Наиболее уязви­мы самые сильные и самые слабые. В реакции первых преобладает гнев, в реакции последних - страх, а обе эти эмоции чрезвычайно разрушительны для здоровья. Люди, так называемых промежуточных типов, лучше воору­жены для противостояния стрессам. Их реакции более здравые, они способ­ны дозировать стрессы, принимая неизбежные и уклоняясь от избыточных. Кроме того, у них, как правило, большая «группа поддержки» — количество людей, готовых помочь или просто выслушать.

^ Миллионы лет природа отлаживала реакцию организма на стресс, чтобы в критической ситуации человек мог максимально мобилизовать все силы для борьбы или бегства. Она поможет в экстремальной ситуации, но в обыч­ной жизни практически бесполезна: благодаря телевидению мы каждый день сталкиваемся с огромным количеством неотреагированных стрессов. Страшные события на телеэкране не предполагают никакого нашего учас­тия - мы не кричим, не убегаем, не бросаемся на помощь; но внутри нас при этом запускается веками отлаженный механизм, подтачивая наше здоровье. Отказ от телепросмотра «Хроники происшествий», боевиков, триллеров, обсуждения острых проблем можно считать лучшей профилактикой разру­шительных стрессов. Нас окружает бесконечное множество стрессов пов­седневной жизни, связанных с напряженной работой, спешкой, автомобиль­ными пробками, бытовыми проблемами, детьми, уровнем шума...

^ Необходимо научиться искусству управления стрессами. Первым делом уменьшить стрессообразующие факторы: снизить рабочие нагрузки, уходить от конф­ликтных ситуаций. Параллельно следует повышать устойчивость организма к стрессам: регулярно и полноценно питаться, принимать витамины, фитопрепараты, заниматься спортом, дыхательной гимнастикой и медитаци­ей. И постарайться сознательно упрощать жизнь, замедлять ее темп, пере­распределять время в пользу позитивных занятий.
^ Профилактика социальных стрессовых состояний, обучение на собственном опыте.
Человек порой является источником стрессов для самого себя: выбира­ет неверные пути, предъявляет завышенные претензии. Порой люди стра­дают переоценкой собственной персоны.

Шаги исключения человека из источника стресса для самого себя:

1. Умение хороню освоиться со своими личными данными, познать свои достоинства и слабости;

2. Выработка привычки постоянно совершенствовать ретроспективный анализ стрессовых ситуаций (учиться на своих ошибках);

3. Выработка автоматического навыка к каждодневному преодолению собственной слабости - проявление воли к самому себе (заставить себя сде­лать то, что нужно, а не хочется; заставить себя не делать того, что хочется);

4. Установка на избирательное забывание эмоционально болезненных моментов прошлых стрессовых незначительных состояний. «Постоянное хра­нение в памяти негативной симптоматики равносильно самоубийству»;

5. Освоение навыка отсроченного реагирования на сильное негатив­ное воздействие.

Итогом профилактики стресса должно стать такое состояние, при котором человек не создавал бы своими действиями (и словами тоже) ситуации, которые превращались бы в источники тревоги, страха и т. д.

Весьма полезным элементом является приобретение навыка отдыхать без прекращения деятельности мозга - использование закономерностей центральной нервной системы: отдых от решения одних задач путем пере­ключения на другие.

Профилактикой стресса является умение отделять служебные отношения от личных - это важный резерв для сохранения душевного здоровья.

Демонстрация психического равновесия является мощным фактором стрессоустойчивости.

Рекомендации, с помощью которых можно не только пре­дотвратить возникновение синдрома «эмоционального сгорания», но и до­стичь снижения степени его выраженности:

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельс­твующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.

2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физичес­кого благополучия очень важны «тайм-ауты», т. е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечь­ся, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определе­ние реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятель­ность и личную жизнь.

4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома «эмоционального сгорания» являет­ся обмен профессиональной информацией. Сотрудничество дает ощуще­ние более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квали­фикации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других сис­темах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

5. Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стрем­ление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома «эмоционального выгорания».

6. Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.

7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом сущес­твует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома «эмоционального выгорания».
^ Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний мож­но использовать следующие способы:

  • Жить под девизом: «В целом все хорошо, а то, что делается - дела­ется к лучшему».

  • Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.

  • Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них; радо­ваться достигнутым целям.

  • Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.

  • Если возникли проблема, конфликт решать их своевременно, об­думанно.

  • Взять за правило дольше и чаще общаться с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничить общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.

  • Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнера, подогнать его под себя.


^ Позитивное мышление.
Важно экономно расходовать свои эмоционально-энергетические ре­сурсы. Большие преимущества дает позитивный взгляд на жизнь. Если ис­ходить из первоначального значения латинского слова «positum», то «пози­тивный» означает «реальный», «фактический», «имеющийся в наличии». Реально существующими являются не только стрессирующие факторы и не только неудавшиеся попытки решения проблем, но также способнос­ти и возможности, присущие каждому человеку. Ведь именно они могут помочь ему найти новые индивидуальные решения. В каждом конкрет­ном случае необходимо позитивно переосмыслить стрессовую ситуацию, увидеть ее в ином свете. Применяя позитивный подход, нужно пытаться находить альтернативные возможности в принятии решений, которые до сих пор были вне досягаемости сознания. Это помогает человеку изменить свою привычную позицию, усвоить модели поведения, отличные от его от­живших закостенелых и консервативных методов взаимодействия.

Ни в коем случае нельзя забывать о том, что окружающая реальность, которая с такой скоростью оценивается, на самом деле является совер­шенно нейтральной, т.е. она - не плохая и не хорошая, она - она ника­кая, она просто существует. И от того, как человек ее оценивает, зависит исход любого дела и, в конечном итоге, его настроение и здоровье. Когда человек выносит какое-либо суждение на основе оценки, он находится на незримой шкале: «плохо-хорошо», «справедливо-несправедливо», «много­мало» и т.д. Причем, когда он решает, как относиться к чему-либо, он поль­зуется только одной единственной точкой зрения, ограничивая себя и свои возможности. А между тем, один и тот же произошедший факт может быть оценен как угодно, и его дальнейшая судьба зависит от самого человека. Жизнь человека, по существу, - это скопление фактов и, меняя эмоцио­нальное отношение к ним, человек может приукрашивать или очернять их.

Все люди несут 100% ответственность за все события в своей жизни, и са­мые хорошие, и самые плохие. Каждая наша мысль буквально творит буду­щее. Каждый создает события в жизни с помощью мыслей и чувств. Мысли, которые мы думаем, и слова, в которые мы их облекаем, буквально создают все то, что мы испытываем в жизни. Мы воздействуем на любые обстоятель­ства своей жизни, хорошие и плохие, своим образом мыслей. Наши мысли определяют наши чувства, и мы начинаем жить согласно этим чувствам и убеждениям. То, во что мы верим, определяет нашу реальность.

Мы сами — источник наших внутренних переживаний. Все, что происхо­дит в вашей жизни и с вами - это отражение ваших собственных внутренних мыслей. Установив гармонию и баланс у себя в сознании, мы то же самое на­чинаем находить и в жизни. То, во что мы верим, становится нашей реальнос­тью. Мысли, которые мы выбираем, создают все наши жизненные ситуации. В мыслях и словах заключена невероятная сила, когда человек научится кон­тролировать свои мысли и слова, он будет в гармонии с этой силой.

Все начинается с внутренней работы над собой. Независимо от того, на­сколько вы увязли в своих проблемах, всегда есть возможность изменить жизнь к лучшему. Важно верить, что вы заслуживаете всех благ, которые может предложить жизнь.

Если у вас в жизни и в здоровье что-то не ладится, то логично, что ваше умонастроение еще не в порядке. Создавая в душе покой и гармонию и на­страиваясь на положительный образ мыслей, мы будем привлекать к себе не только положительные явления и людей, которые думают подобным об­разом. Наше восприятие самих себя и окружающего превращается в нашу реальную жизнь. Важно научиться думать только положительно и посто­янно делать себе только положительные заявления.

Каждая наша мысль создает будущее. Если мы хотим изменить свою сегодняшнюю жизнь, мы должны изменить образ мыслей. Все, о чем мы предпочитаем думать, во что верим и что говорим сегодня, формирует тот жизненный опыт, который нам предстоит пройти завтра, спустя неделю, месяц, год и т.д. Каждая наша мысль создает наше будущее. Измените мысль — и чувство изменится тоже. За хорошей мыслью следует хорошее последствие, за плохой - плохое.

Произносимые нами слова обладают громадной силой. Когда у нас возникает мысль или когда мы произносим слово или предложение, они каким-то образом отделяются от нас, переходя в сферу действия закона ра­зума, и возвращаются к нам в форме опыта. И если мы сможем начать «ре­дактировать» свою речь, прислушиваясь к тому, что собираемся сказать и не позволяя себе не произносить ничего негативного, тогда мы овладеем искусством управления своими мыслями.

Приучите себя следить за своей внутренней речью, поскольку именно на ее основе рождаются произносимые нами слова. Начните прислушиваться к тому, что говорите. Просыпаясь по утрам, думаете ли вы с отвращением о том, что нужно идти на работу? Жалуетесь ли на погоду? Ворчите ли по поводу боли в спине или головной боли? О чем вы думаете прежде всего после пробуждения? С каких слов вы начинаете день? Они веселы, поло­жительны, прекрасны? Или в них звучат жалобы и проклятья? Если вы с утра ворчите, жалуетесь, зеваете, значит, вы обречены на соответствующий день. О чем вы думаете перед сном? Ваши мысли наполнены мощной исце­ляющей силой или жалобами на нищету?

Каждый человек - единственный хозяин своих мыслей. Никто не мо­жет принудить нас думать по-другому.

Создайте свой собственный безопасный и надежный мир. Единствен­ная сила, которая могла бы повредить вам или разрушить ваш мир, — это ваши собственные мысли и убеждения. А мысли и убеждения можно из­менить. Пусть ваши мысли станут вашими лучшими друзьями. Вырабо­тайте крепкую жизненную философию, на которую вы сможете опереть­ся в любых ситуациях.

В работе по профилактике нервно-психической напряженности педа­гога первостепенная роль отводится развитию и укреплению жизнерадос­тности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся. Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих че­ловеческих ценностей.

3. Стрессоры в профессиональной деятельности педагога.
1. Производственные стрессоры.
Работа и стресс - вещи несовместимые и неразделимые одновременно. Термин «стресс на работе» можно определить как вредную физическую и эмоциональную ответную реакцию, возникающую в том случае, если требования, предъявляемые на работе, не совпадают с возможностями, способностями и потребностями работников. Такие стрессы наносят зна­чительный вред здоровью.

^ К производственным стрессорам относятся:

Перегрузки. Есть люди, которые лучше всего работают в состо­янии постоянного напряжения. Однако для большинства людей ситуация жесткого временного прессинга является стрессовой. Такая ситуация мо­жет быть связана с плохой организацией труда (когда организационные процедуры отнимают львиную долю рабочего времени), недостатком пер­сонала, а также самим характером деятельности, в которой периодически случаются «авралы». Причинами перегрузок могут быть также нереалис­тично высокие личные притязания или требования начальства. Исследова­ние показало, что именно вышеназванные притязания являются основной причиной стресса педагогов. Они всегда ждут от себя слишком многого, заставляют себя трудиться в ущерб отдыху и здоровью, но в результате ос­таются недовольными достигнутыми результатами. Еще одной особеннос­тью представителей педагогической профессии является то, что педагоги не только сами пребывают в состоянии стресса, но и считают своим долгом поддерживать это состояние у своих воспитанников.

Однообразие. Когда ситуация слишком стабильна, это тоже мо­жет вызвать стресс. Человек время от времени нуждается в новых впечатле­ниях, чтобы сохранить собранность и творческий потенциал. Сами по себе события рабочего дня не являются неприятными и стрессовыми, однако иногда их предсказуемость (в 8.30 завтрак, в 9.00 занятие, в 11.30 прогул­ка...) достигает такой степени, что вызывает ощущение вязкого кошмара, который никогда не кончится. Чтобы избавиться от подобной проблемы, можно обсудить чувство скуки или отсутствие интереса со своим руково­дителем. Только необходимо учесть, что при этом не следует становиться в положение жалующегося. Нужно объяснить, что вы сторонник работы, требующей отдачи сил, и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

Беспомощность. Ситуация, когда человек осознает свою неспо­собность повлиять на происходящие события, и вынужден смиряться с чужи­ми решениями, как с неизбежностью, вызывает сильный стресс. Причиной того, что человек ощущает свою беспомощность, может быть авторитарное руководство или же плохая коммуникация между сотрудниками, создающая дефицит информации. Профессия педагога относится к категории профес­сии, в которых человек довольно часто испытывает чувство беспомощности по совершенно объективным причинам (педагог не может изменить поведе­ние проблемного ребенка). В таких ситуациях у работника может возникнуть совершенно иррациональное чувство обиды на воспитанника или ощущение личного поражения и сомнения в своей профессиональной пригодности.

^ Сверхурочные и неудобные часы работы влекут за собой неудобства, вызывающие стресс. У человека не остается времени, которым он мог бы распоряжаться по своему усмотрению, так как его в любой момент могут вызвать для сверхурочной работы. Такой график мешает развитию личных связей и хобби, которые могли бы облегчить последствия стресса.

Если рассматривать связь стресса на работе и синдрома «эмоционального выгорания», исследователями отмечается, что среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояния «эмоционального выгора­ния» на первом месте стоит начало работы после отпуска, курсов, т.е после того, как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельнос­ти. Другой причиной являются ситуации неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями. Если в первом случае ситуация состояния «эмоционального выгорания» возникает сра­зу, то во втором — негативная реакция имеет свойство сначала накапливаться и только потом переходить в состояние «эмоционального выгорания». Помимо этого выделяют следующие ситуации «эмоционального выгорания»: проведение открытых занятий, мероприятий, на которые было потрачено много сил и энер­гии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения.

Выделяют следующие причины возникновения состояний «эмоционального выгорания» в педагогической деятельности:

  • высокую эмоциональную включенность в деятельность - эмоцио­нальную перегрузку;

  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;

  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

  • организационные моменты педагогической деятельности;

  • ответственность перед администрацией, родителями за результат своего труда;

  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.

«Эмоциональное выгорание» отрицательно ска­зывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности со­бой, за которыми следует тревога, депрессия и всевозможные психосома­тические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.

Справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими помогут советы эксперта, которые приводит Д. Гринберг. Так, он предлагает сделать следующее:

1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.

2. Перечислить то, чем вам нравиться заниматься, в убывающей пос­ледовательности. Когда вы этим занимались в последний раз.

3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками - это ваша «группа поддержки».

4. Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, пра­вильно питаться, бороться с вредными привычками.

5. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров и др.

6. Делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скейте, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри.
2. «Трудные» коллеги.
Особенности межличностных отношений в педагогическом коллективе.

Наши взаимоотношения с другими - это зеркало нас самих. Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфи­ку. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент работников - женщины.

В каждом коллективе существуют особые негласные правила, нормы и критерии, в силу которых человек будет строить свои взаимоотношения так или иначе.

Каждому человеку, независимо от места его работы и занимаемой долж­ности, важно помнить, что любые отношения с людьми важны для нас, пос­кольку в них отражается то, что мы думаем о себе. Часто случается так, что ка­чества, которые мы не приемлем в других, — это наши собственные качества.

Существует только один способ изменить что-то в других - сначала из­менить самого себя. Измените свои мысли и привычки — и другие изме­нятся тоже. Строго определите уровень своих притязаний в отношениях с людьми. Какие именно отношения вы хотели бы привлечь в свою жизнь?

Развивайте такие качества прежде всего в себе и только тогда вы будете в состоянии привлечь соответствующего человека. Если вы говорите или думаете: «Все критикуют меня, никогда ничего не делают для меня, под­тирают мною пол», то это ваш образ мыслей. Где-то глубоко засела мысль, которая в течение всей вашей жизни будет привлекать к вам именно таких людей. Если вы откажитесь от нее, то такие люди автоматически исчезнут из вашей жизни. Вы больше не будете привлекать таких людей.

Найдите в своей жизни человека, который вас больше всего раздража­ет. Опишите три качества такого человека, которые вы больше всего нена­видите, которые вы хотели бы изменить в нем. Теперь загляните во внутрь себя и спросите: «А в чем я похожа на него и когда я веду себя точно таким же образом?». Закройте глаза и дайте себе подумать. Затем, спросите себя, готовы ли вы к переменам? Только тогда, когда вы избавитесь от своих обычных мыслей, убеждений и привычек, такие люди или переменятся или уйдут из вашей жизни. Если вы ненавидите начальника, который пос­тоянно критикует вас и которому невозможно угодить, опять посмотрите в глубь себя. А в чем вы похожи на него? Не думаете ли вы, что все началь­ники критикуют и им невозможно угодить? Если ваш коллега упрямится и не выполняет свою часть работы, подумайте о том, чем вы привлекли в свою жизнь. Насколько упрямы вы и так же ленивы, как он.

Надо уметь привлекать к себе взгляды и сердца людей, но не менее важно уметь спокойно переносить равнодушное или отрицательное отношение к себе. Оценки окружающих, в том числе и негативные, учитывать нужно, но нельзя становиться их рабом. Один из показателей взрослости - спокойное, безраз­личное отношение к тому, как на вас посмотрят, что о вас подумают или скажут. К оценкам окружающих надо относиться, как к погоде: конечно, приятно, когда светит солнышко, но если пойдет дождь, надо просто поднять воротник и рас­крыть зонтик: дело дождя - литься, наше дело - идти туда, куда нам надо.

Научившись понимать, что роль, которую играет человек в определен­ной ситуации, и его внутренняя сущность не обязательно совпадают, мы сможем культивировать в себе терпимость к людям.

Наше внимание устроено таким образом, что мы постоянно оцениваем и интерпретируем те сигналы, которые посылают нам окружающие люди. И мы обычно невольно реагируем на них аналогичным образом. Например, на работе кто-то критикует выдвинутое вами предложение. Вы тут же обижаетесь и резко меняете свое отношение к этому человеку в целом. Так возникают межличностные конфликты. Если мы научимся быть более терпимыми к критике, находить положительные моменты в окружающих нас людях и в том, что они говорят, мы сможем разряжать потенциальные конфликты, создавать вокруг себя атмосферу добра и благожелательности.

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жиз­ненное пространство человека. Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.

Если в коллективе наблюдается высокий уровень конфликтности, мож­но утверждать, что уровень эффективности и качества работы будет низким. Особенно это касается таких профессий, которые предполагают непосредс­твенное общение с другими людьми. В наибольшей степени профилактика конфликтов важна в педагогическом коллективе. Педагоги, ежедневно об­щаясь с детьми, напрямую влияют на их личностное развитие.

^ Конфликты и способы поведения в конфликтах ситуациях.

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Анг­лийский словарь синонимов дает такие сходные понятия для термина «конф­ликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.

Конфликт в психологии рассматривается как столкновение противопо­ложно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппо­нентов или субъектов взаимодействия.

^ Признаки конфликта: а) наличие противоположных позиций; б) инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять другую.

Если противоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами возникновения конфликта служат: кризис отношений, напряжение при общении, недора­зумения, инциденты и общий дискомфорт.

Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты спорят о необходимости создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Важно владеть навыками конструктивного решения возникающих проблем. Прежде всего разговор о конфликтах должен содержать информация о его функциях как негативных, так и позитивных.

Негативными последствиями конфликтов являются: ухудшение состояния здоровья, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др. Однако конфликт может выполнять и пози­тивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодоле­вает застой жизнедеятельности, вскрывает «хроническую болезнь», про­тиворечие, помогает прояснить отношения и т. д.

Таким образом, конфликт - это противодействие субъектов по по­воду возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сто­рон, низкая культура поведения и др.

Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам пар­тнера и своим собственным.

В соответствии с этой моделью К. Томас выделяет пять способов выхо­да из конфликтной ситуации:

  • Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

  • Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

  • Компромисс представляет собой достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной.

  • Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам дру­гого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.

  • Сотрудничество является стратегий, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из пред­ставленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффектив­ной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Д. Скотт утверждает, что успех будет зависеть и от того, сумеете ли вы взять под контроль собственные эмоции и дать выход эмоциям партнера по общению: «Не принимайте на свой личный счет оскорбления, не попа­дите под влияние трудного человека».

3. «Трудные» родители.
Рекомендации по организации работы с родителями

1. Способность к общению — профессиональное качество педагога. Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь об­щаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя пси­хологически грамотно.

2. ^ Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Нередко педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные воз­ражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя — вы только оттолкнёте собеседника. Постарайтесь понять чувства отца и мате­ри воспитанника, более того — найдите в них опору, продумывая, выстра­ивая совместные действия.

^ 3. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Воспитание ребёнка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при вза­имном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга, Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это на­ходится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

^ 4. Людям нравится ощущать собственное значение.

Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству — подчёркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребёнка.

В каком-то случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом — постарайтесь разрушить внут­ренний эгоцентризм родителя, его сфокусированность только на своих проблемах. В третьем — укрепить уверенность отца или матери в самом себе, в том, что он, безусловно, может быть и терпеливым, и настойчивым, что он может наладить жизнь своего сына или дочери.

5. ^ Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребёнку. Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребён­ка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза пе­дагога и чувствуют, что педагог тоже заботится о благополучии ребёнка, психологическая защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.

6. ^ Ищите новые формы сотрудничества с родителями. Например, можно предложить одному из родителей провести родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в воспитании ребёнка, и каким образом пытается их разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители. Чрезвычайно поучительным было бы также выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребёнком, и который сумел их преодолеть. Дайте возможность такому родителю открыто поделиться своим опы­том в воспитании сына или дочери.

7. ^ Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, что­бы отстоять своё собственное мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребёнка.

^ 8. Обсуждайте проблему, а не личные качества ребёнка. Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребён­ка, обсудите с родителями, как ему помочь. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.

9. ^ Учитывайте личные интересы родителей.

Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы они резко акти­визировали своё участие в воспитании ребёнка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя вос­питанию ребёнка. Или предлагается, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребенком. Вряд ли можно всерьёз надеяться на то, что роди­тели, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с педагогом мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получится.

Гораздо лучше, если педагог признает права родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребёнка. Советуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.

^ 10. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Можно утверждать, что ваша беседа с родителями пойдёт более успеш­но, если, во-первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от уп­реков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в-чет­вёртых, если вы обсудили ваши совместные действия.
4. «Трудные» воспитанники.
Эмоциональными проблемами и проблемами в поведении де­тей, которые мешают педагогу конструктивно взаимодействовать с ребенком, являются:

1. Агрессивный ребенок

Признаки агрессивности: по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем; по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окру­жающих, дерзок, проявляет негативизм.

Причины:

  • нарушения эмоционально-волевой сферы: неумение ребенка управлять своим поведением; недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведе­ния, общения.

  • неблагополучная семейная обстановка: отчуждение, постоянные ссоры, стрессы; нет единства требований к ребенку; ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования; физические (особенно жестокие) наказания; асоциальное поведение родителей; плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;

  • трудности обучения

  • психологический климат в дошкольном учреждении.

Советы педагогам:

  • Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.

  • Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

  • Собственным примером приучать ребенка к самоконтролю.

  • Давайте понять, что вы его любите таким, какой он есть.

  • Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможнос­ти, а не свои желания.

  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.

  • На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

  • Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведени­ем доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

  • Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Напри­мер, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».

  • Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возраст­ную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.

  • В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть аг­рессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стакан­чик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, опустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч в стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыг­нет», «Кто быстрее пробежит».

  • Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка не­посредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.

  • Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувс­тва, переживания в словесной форме.

^ Бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснени­ем, поощрением.
2. Гиперактивный ребенок.

Если ребенок отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, которые называются «гиперактивностью вследствие дефицита внимания». Ребенку, страдающему такими рас­стройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания.

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.

Никто не может сказать, почему возникают эти расстройства. Некото­рые ученые предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания.

Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройс­твами внимания является благоприятным, если они получают соответс­твующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми.

При воспитании гиперактивного ребенка необходимо использовать метод поощре­ния. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустой­чивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правиль­ное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение. При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение трех недель, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий со­вершить что-то хорошее.

Необходимо избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличают­ся неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройс­тва. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребенка возни­кает вспышка гнева. Когда ребенок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.

Необходимо соблюдать осторожность в отношении критических замечаний. Если даже ре­бенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеаль­но, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадо­бится 30 минут, надо избегать таких выражений, как: «Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!» Вместо этого следует сказать: «Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я была уверена, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее».
3. Упрямый ребенок

Сложным моментом темы, посвященной детскому упрямству, явля­ется кажущая понятность самого слова «упрямство». Как правило, каж­дый из нас вкладывает в это слово свое понимание. В нем как будто уже содержится некоторый отрицательный оттенок, недовольство поведе­нием детей, которое мы называем упрямым. Довольно часто мы смеши­ваем понятие настойчивости, целеустремленности и упрямств. И в этом случае своими действиями, реакциями мы можем затруднять развитие самостоятельности, инициативности ребенка, а эти качества, согласи­тесь, важны для будущего наших детей.

У каждого свой запас терпения и спокойствия, поэтому одинаковое по­ведение детей для одних может быть невыносимым, а для других - просто доставляющим мелкие неудобства. И, конечно, упрямство может и раз­дражать, и утомлять, и обижать, и злить, и огорчать. Особенно вероятно возникновение такого рода чувств, когда дети в своей настойчивости и «упертости» не считаются ни с интересами, ни с возможностями взрослых, ни с требованиями ситуации (например, на улице холодно, а ребенок кате­горически не хочет надевать шапку).

Таким образом, степень упорства ребенка в настаивании на своем может быть разной; взрослые, в силу своего состояния (усталый и раздражительный или доброжелательный, довольный, отдохнувший), могут по-разному воспринимать поведение детей; требования ситуации могут различаться, и, однако, можно выделить характеристики, свойственные упрямству. Уп­рямому поведению свойственны категоричность, нежелание слышать и понимать другого человека, считаться с интересами, возможностями, желаниями других людей и требованиями ситуации.

В развитии детей существуют возрастные периоды, когда желание на­стаивать на своем, делать наперекор другим (особенно взрослым) усили­вается. Это связанно, прежде всего, с так называемым кризисом трех лет и подростковым возрастом. В это время желание делать многое, если не все, по-своему, самостоятельно столь сильно, что любые действия со сто­роны взрослых, противоречащие ему, вызывают реакции протеста. По­ведение ребенка определяет девиз «Я сам». Несмотря на то, что все дети проходят через периоды возрастных кризисов, у одних они протекают в мягкой форме и довольно быстро, другие же переживают их остро, бур­но, с сильным обострением отношений с родителями, причем процесс этот может затянуться на долгое время. Как будет протекать кризис, зависит от особенностей ребенка, но и от взрослого зависит немало. Как показыва­ют исследования, мягче эти периоды проходят, когда взрослые проявляют уважительное отношение и интерес к мнению ребенка, его точке зрения, когда часто звучат вопросы: «Как ты думаешь?», «Что было бы тебе ин­тересно?», «А как считаешь ты?» и т.д., а также когда ребенку время от времени предоставляют возможность выбора.

Детское упрямство может вызываться чувствами обиды, злости, гнева, обращенными к взрослым.

В этом случае оно выступает как средство мести, когда ребенок поступа­ет вопреки, «назло» взрослым. Такое поведение может свидетельствовать об имеющемся в настоящее время кризисе в отношениях между взрослым и ребенком, о каком-то конфликте в этих отношениях.

Упрямство — это доступная для ребенка форма заявления о себе, о сво­их желаниях, чувствах. Осознавать свои желания и выражать их в понят­ной для окружающих форме - непростая задача для ребенка.

Ситуации проявления детского упрямства сложны еще и потому, что в них есть нечто, что вызывает у взрослых очень сильную эмоциональ­ную реакцию. Часто мы бываем столь сильно вовлечены эмоционально в ситуации, где проявляется упрямство детей, что уже не можем спокойно проанализировать их, найти какое-либо здравое, разумное решение. Что делает эти ситуации столь сложными для взрослых? Возможно, дело в том, что в детском упрямстве многие взрослые усматривают вызов собственной компетентности воспитателя, угрозу своему авторитету в глазах ребенка. И именно это обстоятельство подогревает наше желание бороться с уп­рямством. Когда все силы направлены на борьбу, очень трудно разобрать­ся в причинах того, почему ребенок ведет себя подобным образом. В этом случае появляется опасность потерять из виду самого ребенка, потому что все внимание сосредотачивается на целях, которые взрослый ставит перед собой. Цели могут быть самыми разными, например: «Я должен заставить ребенка понять, что меня надо слушаться», «Я докажу, что я сильнее (ум­нее, старше и т. д.)». Цели разные, но в них есть общая черта: ребенок ста­новится средством их достижения. Когда мы, взрослые, стремясь доказать свою компетентность, упорно настаиваем на своем, то в этом пресловутое упрямство проявляется не меньше, чем у наших детей. Таким образом, по­лучается замкнутый круг, где упрямое поведение одного человека порож­дает и поддерживает подобные реакции у другого.

^ Советы взрослым, способс­твующие переходу от противостояния к взаимопониманию: если ребенок упорствует в своем нежелании делать что-либо, имеет смысл уточнить, расспросить, чего именно он не хочет. Доброжела­тельные вопросы со стороны взрослых дают ребенку возможность почувствовать, что его хотят понять, а это не что иное, как первый шаг к диалогу.

Чаще всего за не «хочу» прячутся либо какие-то опасения, страхи, либо желания ребенка. Если это опасения, то он, прежде всего, нуждается в под­держке, и, получив ее, вероятно, сможет с помощью взрослого преодолеть свое «не хочу», которое в этом случае скорее означает «не могу».

Если за нежеланием делать что-то стоят какие-то другие желания, то надо понять, чего же хочет ребенок. Это непростая задача, поскольку детям, слож­но осознать свои желания, они часто ощущают их как неопределенное беспо­койство, неудовлетворенность. Если ребенку сложно самому определиться, предложите несколько вариантов ответов на выбор, но не в утвердитель­ной, а в вопросительной форме: «Маша, ты сейчас хочешь послушать сказ­ку, порисовать со мной, полепить из пластилина или что-то еще?».

^ Если ребенок настаивает на своем желании, часто вопреки разумным доводам со стороны взрослого, то первый шаг заключается в прояснении, чего же он хочет, в выяснении конкретных подробностей.

Когда становится понятно, чего же хочет ребенок, не торопитесь вы­полнять его желание или напротив отговаривать его (такой соблазн тем сильнее, чем более нереалистично желание ребенка, а желания могут быть разные, вплоть до абсолютно фантастических).

Следующий шаг — признания права ребенка на его желание. Обратите внимание, что признание права ребенка хотеть того, чего ему хочется, и соглашение выполнять это желание - совершенно различные действия с совершенно различными последствиями.

Когда мы чувствуем, что кто-то признает наше право на то или иное же­лание, то на первый план выступает состояние радости, легкости, а также возникает или усиливается расположенность к диалогу, сотрудничеству. Опираясь на свой опыт, нам, взрослым, бывает легче понять ценность при­нятия, признания права на желания для ребенка.

Когда желание ребенка обозначено, конкретизировано, когда взрослый обозначил свое принятие этого желания и права ребенка на него, стано­виться возможным конструктивное обсуждение его реализации.

Иногда желание ребенка вполне реалистично, но выполнить его можно не сразу, а только через некоторое время. В этом случае надо поговорить о том, когда это будет возможно, обсуждая не абстрактное «потом, когда-нибудь», а вполне конкретное «когда».

Важно, чтобы, определяя конкрет­ное «когда», вы учитывали свой реальный потенциал, так как нарушение договоренности с вашей стороны может привести к возникновению или усилению недоверия со стороны ребенка к вашим словам. Конечно, су­ществуют невозможные желания (сложно превратить зиму в лето, достать луну с неба). Не все подвластно нам в реальности, но мы все можем делать в стране фантазий. Предложить ребенку помечтать о его желании, эмоци­онально прожить его, представить, как бы это могло быть, - действенный способ удовлетворения, чем реализация желания в действительности.

Что значит «быть чувствительным к миру ребенка»? Это значит давать работу глазам и ушам, то есть видеть ребенка, слышать, что и как он гово­рит. При всей банальности и очевидности этой фразы в реальном взаимо­действии с нашими детьми у нас значительно расширяются возможности для того, чтобы строить отношения с ними на основе взаимопонимания.

Заключение:
Профессиональная деятельность педагога относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает педагог в процессе сложного педагогического взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, постоянное проникновение в суть их проблем, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье педагога.

Педагогическим работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек — человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания», который проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности педагог, помимо про­фессиональных знаний, умений и навыков, в значительной ме­ре использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональ­ным донором».

Таким образом, умение педагога противодействовать стрессовым ситуациям, поддерживать и улучшать своё эмоциональное и физическое само­чувствие занимает важное место в ук­реплении психического здоровья педа­гога, способствует профилактике син­дрома «эмоционального сгорания», а осознанное управление собственными эмоциональными состо­яниями, приемам и способам саморегу­ляции является важнейшим компонен­том психологического образования.
Список литературы:


  1. Гармаев А. Обрести себя. — Изд. 2-е, доп. — Волгоград: Цари­цын, 2000. – 124 с.

  2. Гузеев В. Б., Лизинский В. М. Учитель в зеркале психологии: Пси­холого-педагогические очерки. — М.1993. – 258 с.

  3. Зедгенидзе В.Я. Конфликтные ситуации в педагогическом коллективе ДОУ. // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2009. - № 3. – С. 9 – 18.

  4. Иванова Н., Голубеева Е. Психологическое самочувствие воспитателя. //Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С. 49 – 55.

  5. Иванова Н., Голубеева Е. Психологическое самочувствие воспитателя. //Дошкольное воспитание. – 2004. - № 11. – С. 44 – 49.

  6. Леви В.Л. Нестандартный ребенок.— 3-е изд.— М.: Знание, 1989.— 256 с.

  7. Практическая психология /Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб: Изд. «Дидактика Плюс», 2001. – 219 с.

  8. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как по­казатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6.

  9. Шебеко В. Если вас охватил стресс: бежать от него или управлять им? //Дошкольное воспитание. – 2009. - № 12. – С. 10 – 16.





Скачать файл (193.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации