Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Инновационные процессы в развитии туризма - файл 1.doc


Инновационные процессы в развитии туризма
скачать (543 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc543kb.24.11.2011 22:30скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Инновационные процессы в развитии туризма

Содержание

Введение

  1. Теоритические основы инновационных процессов в туризме

    1. Сущность, фазы и функции инновационных процессов

    2. Инновационные процессы в туризме

    3. Влияние научно- технических нововведений на развитие туризма

2. Анализ влияния инновационных процессов на развитие туризма

2.1. Инновационные процессы в Республике Молдова

2.2.Туризм в Республике Молдова и проблемы его развития

2.3. Использование инновационных процессов туристическими компаниями

3. Пути совершенствования применения инновационных процессов в туризме

3.1. Государственное регулирование инновационного развития

3.2. Стратегия устойчивого развития туризма в Молдове

3.3. Стратегия и управление инновационными процессами в туристической компании

Заключение

Список литературы

Приложения
Введение

Инновационные процессы – неотъемлемое условие развития туризма. Управление инновацилнными процессами, внедрение их на практике с цельюн развития туризма является одним из самых важных вопросов в области экономики туризма. Инновации классифицируются по таким признакам, как первоисточник (нужды потребителей туристических услуг, нововведения, новаторские идеи),  область применения инноваций (туристический продукт, туристическая инфраструктура, управление процессами в туризме, рекламная поддержка туризма), степень революционности инноваций (совершенствование или же создание чего-то принципиально нового), масштабы применения (международные, местные, региональные), степень их дороговизны (затратные, малобюджетные). Инновации в сфере туризма можно определить как  меры, обладающие принципиальной новизной и ведущие к положительным изменениям в отрасли в целом. В туризме как нигде еще важно синергетическое взаимодействие различных структур – местных органов власти, руководства страны, туристических компаний, туристических операторов, собственников отелей и курортов. Только комплексные скоординированные действия способны дать ощутимый положительный эффект для развития туризма

Современный бизнес в Республики Молдова, весьма разнообразен. В нём присутствует множество туристических агентств, служб по предоставлению транспорта и т.д. Каждое из этих предприятий стремится ввести на рынок что-то новое, что-то чего нет у других, путём усовершенствования услуг, качества, путём скидок, и на рынке возникает конкуренция. Но главной задачей всех предприятий это удовлетворение потребностей потребителя. В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой метод конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, цен и росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Инновация как процесс или как продукт может стать одной из главных статей дохода предприятия, оказывая существенное влияние на увеличение прибыли Туризм является одной из важнейших отраслей сервиса, и это требует современных форм и механизмов обслуживания клиентов. Использование инновационных процессов в туристической сфере способно улучшить развитие туризма. Использование компьютерной техники, современных способов бронирования и подборов туров, нововведения в маркетинговой стратегии работы способно улучшить положение Республики Молдова. Правильная стратегия государства, направленная на развития туризма в Молдове может значительно увеличить поток туристов в нашу страну и сделать ее более привлекательной для иностранцев.

^ Актуальность темы в том, что возможность эффективного функционирования любого предприятия, которое работает в сфере туристических услуг, требует проверенных и обоснованных экономических решений. Интернет в данной сфере - это основа управления. Чем больше нового и простого в использовании, тем доступней данная информация для каждого, особенно перенятие чужого опыта подобного управления благотворно влияет на бизнес. Что бы бизнес процветал, нужно играть по правилам современных тенденций, задавая и выявляя все новые и новые методы. Сейчас очень актуальным является он-лайн бронирование. Прямо не выходя из дома, или офиса, ведь это удобно и значительно облегчает деятельность, как предприятию, так и потребителю. Мы к этому стремимся и в скором будущем мы будем делать значительные успехи.

^ Объект изучения: Инновационные процессы в туризме, их использование туристическими агентствами и их влияние на развитие туризма..

Цель работы: Изучение инновационных процессов. Как современные технологии помогают добиться успеха и оставаться конкурентоспособными на рынке в течение долгого времени.

^ Задачи исследования состоят в следующем:

1. Дать определение терминам «инновационный процесс» и «инновация» .

2. Использование инновационных технологий в современной жизни. Основные формы бронирования туров.

3. Анализировать развитие туризма в Республике Молдова

4. Выявить проблемы, которые мешают развитию туризма в Республике Молдова

5. На основе выявленных минусов, найти подходящие методы и предложения решения проблем.

Методологической основой работы явились N 259-XV от 15.07.2004  К О Д Е КС Республики Молдова о науке и инновациях  N 259-XV от 15.07.2004, N 138-XVI  от  21.06.2007 , З А К О Н  о научно-технологических парках и инновационных инкубаторах N 138-XVI  от  21.06.2007 , из которых была использована типовая номенклатура. Основы теории были взяты из работ таких авторов, как Бабкин А.В «Специальные виды туризма», Новиков В.И «Инновации в туризме». Так же, кроме научных источников были использованы интернет источники.
Работа состоит из трех глав теоритеческой, аналитической и стратегической.

^ Теоретическая часть  содержит теоритические основы инновационных процессов в туризме, сущность, фазы и функции инновационных процессов, инновационные процессы в туризме, влияние научно- технических нововведений на развитие туризма.

^ Аналитическая часть работы состоит параграфов, где выявляется важность информационных технологий в туризме и их использование туристическими компаниями. Анализируется развитие туризма в последние годы нашей страны, выявляютя проблемы, которые мешают его развитию.

^ Третья стратегическая глава работы рассматривает государственное регулирование инновационных процессов, предложения по усовершенствованию методов работы агентств и туризма Молдовы в целом.

Глава 1. Теоретические основы инновационных процессов в туризме

1.1.Сущность, фазы и функции инновационных процессов.

В последние десятилетия в мировой научный оборот все шире включаются термины «инновации», «инновационные процессы», «инновационное развитие». При этом существует достаточно значительный разброс в определении данных терминов. Так Российское общество развития инноваций и технологий (РОРИТ) трактует инновацию как «результат внедрения нового товара, услуги или технологии, до настоящего момента неизвестных или никем неиспользуемых, более эффективных в использовании, чем предшественники» [ 16 Российское общество развития инноваций и технологий (РОРИТ). Термины и определения в областиинновационной деятельности // www.rorit.ru/termin.htm]

Борисов А.Б. определяет инновацию двояко: 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса.[6 Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.]

Определяющим фактором инновации является развитие изобретательства, рационализации, появление крупных открытий.Академик РАЕН Кулагин А.С. считает, что инновация - это новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги).Не претендуя на всеобъемлющий анализ преимуществ и недостатков того или иного определения термина «инновации» отметим, что для целей исследования проблем регионального стратегического развития нам ближе формулировка Кулагина А.С. Она охватывает не только узко технико-технологический подход для принципиально новых технических решений, но и элементы модернизации, в том числе в институциональной, экономической и социальной сферах. Именно на базе этой формулировки возможно определить международный туризм как инновационнальную сферу для национальной экономики Молдовы[ 9 Новиков В.С. Инновации в туризме: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.С. Новиков. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.;]

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п. 

Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

 Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов. 

Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую структуру инновационного процесса.

 К этим элементам относятся:

  • зарождение идеи инновации;

  • маркетинг инновации;

  • оценка экономической эффективности инновации;

  • освоение инновации;

  • коммерческая реализация инновации;

  • продвижение инновации.

Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не днозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инноваций (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни любой страны является инновационная активность. В свою очередь она зависит от экономического и научно-техни­ческого потенциала государства, его инновационной политики и ресурсов, духовного состояния общества. На уровне предприятия (компании) инновационная активность зависит от выбора стра­тегии и качества управления деятельностью, гибкости производ­ственных систем и использования ресурсов.Инновационная активность проявляется через инновационные процессы — целенаправленную деятельность по созданию, осво­ению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, тех­нологических и организационно-управленческих новшеств.Характерной чертой инновационных процессов является их нелинейность в отличие от производства и логистики. Линейность предполагает однократное использование знаний, а инновацион­ные процессы — перманентное, т.е. параллельность новаторской деятельности в отношении продукции, организации и управле­ния — многообразие областей нововведений.

Инновационные процессы поддерживаются институциональ­ными и структурными факторами, связанными с перераспреде­лением ресурсов в соответствии с критериями сложившейся струк­туры общественных потребностей и наиболее полного удовлетво­рения текущего и перспективного платежеспособного спроса.

^ Инновационная сфера является частью системы экономических отношений. Это совокупность отраслей национального хозяйства (частных и государственных структур) и видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия в создании матери­альных благ, но производящих особые потребительные стоимос­ти, необходимые для функционирования и развития производ­ства.

В инновационную сферу входят ученые и изобретатели, под­разделения, разрабатывающие и внедряющие инновации; венчур­ные и научно-технические организации; система образования.

Условия функционирования инновационной сферы обуславли­ваются интеллектуальной собственностью и собственностью на продукты инновационной деятельности. В ней формируется специ­ализированная материально-техническая база, накапливаются спе­циальные приемы и методы организации и управления инноваци­онной деятельностью, разрозненные процессы создания и внедрения новшеств объединяются в единый инновационный процесс, обеспе­чивающий условия их освоения предприятиями и потребителями.

^ Инновационный потенциал. Инновационное развитие каждой страны зависит от интеллектуального, духовного, нравственного и творческого потенциала общества. Базовыми составляющими такого потенциала являются развитие науки, уровень и качество образования населения, а сам инновационный потенциал опре­деляется долей затрат на финансирование научно-исследователь­ских расходов в валовом национальном продукте.

^ Инновационная деятельность. Она осуществляется в любой об­щественной сфере — от экономики до образования, искусства и даже политики.

Существуют различные определения инновационной деятель­ности. Ее можно определить как комплекс научных, технологи­ческих, организационных, финансовых, коммерческих меропри­ятий, которые приводят к инновациям. В частном преломлении это совместная деятельность работников компании (предприятия), направленная на создание и внедрение новшеств.

Деятельность является инновационной, если в нее привносят­ся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе.

Инновационная деятельность носит системный характер, и эту систему образуют общество и субъекты такой деятельности.

Она представляет собой комплекс мероприятий по разработ­ке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерци­ализации новшеств, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи имеет свое содержание и свои закономерно­сти развития. Научные изыскания, опытно-конструкторские и тех­нологические разработки, инвестиционные, коммерческие и про­изводственные мероприятия подчинены одной главной цели — созданию новшества.

Инновационная деятельность характеризуется высоким уров­нем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования результатов.

Инновационной деятельности присущи стремление к макси­мальной сбалансированности технологических и экономических факторов, оптимизация временных границ, вовлечение макси­мально возможного числа источников инновационных идей, а также экономия издержек в ходе всего жизненного цикла ново­введений.

^ Инновационная инфраструктура. Производственная, научно-техническая и инновационная деятельность тесно связаны меж­ду собой, однако формирование инфраструктуры каждого вида деятельности характеризуется специализированными организа­ционными элементами и механизмами их функционирования. Процесс развития инновационной инфраструктуры начинался с создания отдельных лабораторий, технопарков и инкубаторов наукоемких технологий. В последние годы создается инфраструк­тура науки, соответствующая требованиям рыночной экономи­ки: наукограды, особые экономические зоны и специальные финансовые структуры; система высшего образования. Развива­ется сфера наукоемких услуг — инжиниринг, лизинг, консуль­тирование.

Инновации и инновационные процессы традиционно пред­ставляются как направление научно-технического прогресса (вы­сокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связан­ный с внедрением результатов научных исследований и разрабо­ток в практику. Однако смысл и содержание понятия «иннова­ция» более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не толь­ко охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в ка­честве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, тех­нологические процессы, новые услуги и новые подходы к удов­летворению социальных потребностей.

Термин «инновация», в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что иннова­ция — это существенная смена функции производимого, состо­ящая в новом соединении и коммерциализации всех новых ком­бинаций, основанных на использовании новых материалов и ком­понентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

К этому можно добавить, что инновация — это новый про­дукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), кото­рое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потреб­ности и одновременно принести доход предпринимателю.

Факторы, определяющие инновационное развитие:

  • рыночная конъюнктура и конкуренция (как на внутреннем, так и внешних рынках);

  • среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная база, политическая и экономическая стабильность);

  • кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);

  • ресурсы (природные, производственные, финансовые, науч­но-технические, технологические, инфраструктура).

Все нововведения в технике, технологии, экономике, управ­лении и социальной сфере взаимосвязаны друг с другом, и чтобы внедрить нововведение в какой-либо из этих сфер, практически всегда необходимо осуществить соответствующие изменения и в других. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве инновации базируются на одновременном целенаправленном со­четании и использовании самых различных видов знания ради получения новых областей его экономического применения.[ 9 Новиков В.С. Инновации в туризме: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.С. Новиков. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.;]

В сфере услуг инновациями являются принципиально новые или существенно усовершенствованные методы их производства и предоставления (обслуживания), которые не могут быть обес­печены прежними производственными методами. Это туристские, банковские, консалтинговые услуги, другие сектора с ориента­цией на новейшие информационные и коммуникационные тех­нологии.

^ Фазы инновационного процесса:

Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.

Фазы, как правило, следуют одна за другой, однако не исключены случаи некоторого параллелизма (и тем самым пересечения) отдельных фаз. Так, оценки и расчеты экономической эффективности необходимо проводить не только в фазе поиска идей, но и в последующих фазах. Между процессом исследований и разработок и освоением в производстве новых решений, с одной стороны, и внедрением продукта на рынок, с другой, происходит неоднократное временное, а также и содержательное дублирование определенных задач.

^ 1-я фаза: стратегия предприятия и инновации

Стратегические решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее установить планку в инновационных устремлениях предприятия. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:

  • выбор рынка или рыночного сегмента;

  • утверждение применяемой технологии;

  • выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии;

  • решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;

  • установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.

В данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В практике предпринимательства возможно и прямо противоположное, т.е. инновации могут оказать решающее влияние на стратегическую направленность политики предприятия. На малых и средних предприятиях часто случается так, что единственная инновация надолго предопределяет развитие всего предприятия.

^ 2-я фаза: поиски идей и их оценка

В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При этом можно выделить три пути поиска:

  • разработка новых идей (генерирование идей);

  • критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений;

  • поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий).

При поиске новых идей малым и средним предприятиям особенно рекомендуется чаще обращаться к внешним источникам информации, например банкам данных, лицензионным посредникам, материалам ярмарок и исследовательских центров.

Для внутрифирменного генерирования идей можно использовать ряд методов.

При применении интуитивных методов центральным пунктом является спонтанное творческое генерирование идей людьми, обладающими интеллектом выше среднего уровня, а также специальными знаниями. В качестве примера поиска новых идей можно назвать методы "мозговой атаки", конкурсы, экспертные опросы.

Главное место в аналитических методах занимают логически структурированные процедуры. Сюда относятся метод дерева решений, морфологические методы, методы аналогий, сценариев, синектика, а также эвристические методы.

Найденные идеи подвергаются оценкам: сначала отбрасываются неподходящие, затем проверяются самые перспективные с одновременным выявлением их потенциальных рыночных шансов. Результатом отбора лучших идей является предложение о производстве нового продукта, где излагаются основы дальнейших мероприятий.

^ 3-я фаза: продуктовое решение

В этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу предприятия и продвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования, которое охватывает:

  • постановку целей и задач по данному продукту;

  • составление временного графика использования ресурсов, необходимых в рамках данной фазы;

  • планирование производства для предприятия в целом;

  • планирование сбыта с расчетом экономической эффективности.

Подобное планирование содержит в себе все важные задачи, которые необходимы для дальнейшей аналитической работы в рамках процесса исследований и разработок вплоть до успешного внедрения продукта на рынок. Здесь намечаются точки пересечения маркетинга и производства; устанавливаются области соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.

^ 4-я фаза: научные исследования и разработки, технологический трансфер

В сфере научных исследований и разработок проводятся следующие различия: фундаментальные исследования не имеют прямого отношения к продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес представляет конкретный рыночный результат. Что касается данной сферы в условиях малых и средних предприятий, то у них дело ограничивается, как правило, разработками; исследования в собственном смысле отходят здесь на задний план.

Исходя из своих целеустановок эти предприятия могут осуществить техническую реализацию продукта посредством собственных разработок (возможно, исследований) или прибегнуть к кооперации с другими компаниями. В принципе эта задача должна решаться с учетом следующих моментов:

  • окончательное уточнение задачи и разработка принципиального решения по новому товару или новой услуге;

  • конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа;

  • проектирование и подготовка производства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.

И в этой фазе настоятельно рекомендуется прибегать к внешним источникам знания, например в таких формах:

  • обмен научно-технической информацией путем участия в конференциях, ярмарках, публикации статей;

  • трансфер знания благодаря принятию на работу сотрудников со специальной подготовкой, выпускников университетов;

  • совместные исследования с другими предприятиями;

  • приобретение патентов и лицензий для использования в специальном проекте;

  • кооперация в разработках.

Постоянно растущее влияние современных технологий на конкурентоспособность малых и средних предприятий требует целенаправленного использования всех предоставляющихся возможностей технологического трансфера. Даже высокоэффективные в своей области технологические лидеры сегодня редко в состоянии уследить за всеми направлениями технологического прогресса и соответствующим образом воплотить в жизнь новейшие практические и теоретические достижения.

^ 5-я фаза: освоение производства

Разработка продукта считается законченной, когда можно начать производство и все внимание сосредоточить на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно следующее:

  • адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям;

  • ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;

  • запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности;

  • поиски новых каналов снабжения.

Для инновационного менеджмента в данной фазе важно обеспечить максимально короткие сроки развертывания производства, в частности с помощью соответствующей подготовки и планирования, а также гибкой реализации целей. Сокращение времени подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ перед конкурентами, а также позволяет быстро снизить издержки и увеличить прибыль предприятия.

^ 6-я фаза: внедрение на рынок

Инновационный процесс завершается внедрением новинки на рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных лишь  около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки.

Под внедрением на рынок товаров или услуг понимается проверка с помощью рыночных тестов конкурентоспособности продукции, а также целевое использование маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного внедрения следует рассматривать длительную подготовку рынка сбыта для новой продукции. Этого можно достичь с помощью соответствующей работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен правильный расчет сроков. На крупных предприятиях перед окончательным введением новинки проводится тестирование изделия и рынка по возможности в максимально ранней фазе инновационного проекта. С помощью подобных тестов можно снизить риски, но это связано с высокими издержками. Поэтому и продуктовое, и рыночное тестирование проводится малыми и средними предприятиями лишь в редких случаях. Чаще всего они полагаются здесь на "теоретические" суждения, а также на опыт и интуицию участников инновационного процесса.

Каждая фаза инновационного процесса наряду со временем требует довольно крупных денежных средств. В задачи инновационного менеджмента входит управление процессом таким образом, чтобы оптимально использовать необходимые ресурсы. В таблице приводится примерное распределение общих издержек по инновационным проектам на малых и средних предприятиях. Исследования показывают, что на этих предприятиях сильно недооцениваются затраты, приходящиеся на последнюю фазу - внедрение на рынок.

В заключение следует отметить, что инновационный процесс нельзя рассматривать как следствие более или менее случайных технических изобретений или других предпринимательских идей. Скорее он требует стратегического планирования и ориентированного на рынок управления. Связанные с этим задачи являются объектом инновационного менеджмента. [26http://www.cfin.ru/management/strategy/smallbiz_inno.shtml]

В туристском бизнесе инновационный цикл начинается с мо­мента возникновения идеи об открытии нового направления (дестинации) поездок, создания нового продукта или внесения из­менений в существующий, внедрения новых видов технологии или коммуникаций. Разрабатывается и определяется целевая на­правленность продукта с ориентацией на определенного потре­бителя, примерное наполнение туристского продукта.

После формирования идеи будущего продукта изучаются воз­можности реализации идеи на практике, осуществляются поиск и отбор поставщиков и партнеров, планирование основных и допол­нительных услуг, транспортировки, медицинского страхования, предварительная экономическая и ценовая проработка. После таких действий проводится экспериментальная проверка продукта: презен­тация, пробные продажи, оценка предполагаемого спроса и конку­рентоспособности. На этом заканчивается период создания новации. Следующим этапом инновационного цикла является комплекс мер, направленных на продвижение туристского продукта и вне­дрение его на рынок, реализацию и коммерциализацию (прове­дение пропагандистских и рекламных акций, прямой маркетинг, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз). Формируется система управления сбытом, включающая стимулирование персонала.

Инновационный цикл заканчивается, когда другие субъекты туристского рынка начинают в своей деятельности активно при­менять эту инновацию.

^ Основные функции инноваций и инновационных процессов:

  • они вовлекают в производство новые производительные силы, способствуют повышению производительности труда и эффектив­ности производства, сокращают различного рода затраты;

  • повышают уровень жизни каждого человека и общества в це­лом за счет разнообразия и качества производимой продукции и услуг, удовлетворения потребностей населения;

  • помогают привести в соответствие структуру производства со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддер­жанию равновесия между спросом и предложением, между про­изводством и потреблением;

являются результатом применения творческих возможностей и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятель­ности.[ 9 Новиков В.С. Инновации в туризме: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.С. Новиков. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.;]

^ 1.2. Инновационные процессы в туризме. Влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы в туризме.

Активное развитие туризма во второй половине XX в., как уже отмечалось, продолжается и в веке текущем. Его резервом стали перманентные (непрерывные) инновационные процессы.

Стимулирующее воздействие на инновационные процессы в туризме оказывают разнообразные факторы:

  • новые направления развития науки и техники, появление но­вых технологий;

  • экономическая и политическая ситуация в отдельных регионах мира и странах;

  • нововведения, осуществляемые международными организаци­ями, правила экономических взаимоотношений, устанавливаемые Всемирной торговой организацией, новые формы сотрудничества, внедряемые Всемирной туристской организацией, решения, при­нимаемые международными или региональными туристскими организациями, ассоциациями; получение новых знаний о туристских ресурсах в различных регионах земного шара и информации о дополнительных возмож­ностях туристских поездок;

  • государственные законы, а также другие правовые акты, опре­деляющие экономические и политические принципы функцио­нирования туристских предприятий, включая разработку государ­ственной концепции развития туризма, принятие новых норма­тивно-правовых актов по социально-экономическим вопросам;

  • изменение ситуации на рынках: появление новых туристских направлений, несоответствие предлагаемых услуг потребностям путешественников, изменение структуры спроса, появление но­вых требований со стороны потребителей к качеству туристского продукта;

  • внедрение новшеств в деятельность производственных отрас­лей, тесно связанных с туристским бизнесом (транспортные ком­пании, гостиницы, оздоровительные учреждения, средства связи и др.);

  • стремление компаний укрепить позиционирование на рынке или борьба за выживание;

  • неожиданные события, не зависящие от воли людей: экологи­ческие и техногенные катастрофы, террористические акты и дру­гие.

Признанием туризма в качестве важного направления полити­ки стран Европейского Союза стала декларация его Совета от 10 октября 1984 г. «О туристской политике Сообщества». В дальней­шем был принят целый ряд юридических, организационных и финансовых документов, которые определяют туристскую поли­тику Европейского Союза. 13 июня 1990 г. была принята Директи­ва Совета ЕЭС 90/314 «О путешествиях, отпусках и поездках, вклю­чающих все»; одобрена Программа исследований и обучения в области туризма; принята декларация Европарламента о единой туристской политике и другие специальные программы для тури­стского сектора, которые предусматривали выделение средств на инвестиции в сфере туризма.[ 9 Новиков В.С. Инновации в туризме: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.С. Новиков. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.;]

Туристский бизнес опирается на фундамент накопленных зна­ний. Поэтому надо сначала изучить опыт прошлого, соотнести его с настоящим, стать экспертом в своей области и лишь затем при­ступать к воплощению новых идей и внедрению инноваций.

Одним из признаков успеха на рынке является увеличение рыночной доли. Исследования показывают, что не реклама и не активное продвижение продукта обеспечивают устойчивый рост доли рынка, а инновации во всех направлениях туристской дея­тельности. Инновационные процессы проходят в межгосударствен­ных и национальных системах управления туристской деятельно­стью; освоении новых технологий (электронная торговля, созда­ние виртуальных туристских фирм); формах маркетинга, созда­нии туристского продукта.

Электронная торговля представляет собой новую форму рыноч­ных отношений и представляет собой новую форму рыночных от­ношений и основывается на применении новейших телекоммуни­кационных технологий, и прежде всего Интернета. Система тор­говли в сети Интернет подходит как покупателю, так и продавцам. Если в 1997 г. объем глобального электронного рынка оценивался в 10 млрд долл., то в 2007 г. — уже более 350 млрд долл. США.

Туризм имеет важное преимущество перед другими секторами электронной торговли — его потребитель получает приобретен­ный продукт непосредственно в месте его производства, в турист­ском центре (нет необходимости доставлять продукт потребителю по различным адресам).

^ Роль Всемирной туристской организации

в стимулировании и распространении инновационных процесов.

Учитывая экономическое и социальное значение туризма, го­сударства стремятся согласовывать и принимать международные нормы, регулирующие отношения в сфере туристской деятельно­сти. Краеугольный камень был заложен в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подпи­санном в Хельсинки руководителями 33 европейских государств, США и Канады 1 августа 1975 г. Государства-участники выразили намерение поощрять развитие туризма как средства ознакомле­ния с жизнью, культурой и историей других стран, роста взаимо­понимания между народами, улучшения контактов, в том числе и в сфере досуга. Государства-участники выразили готовность со­действовать улучшению материальной базы туризма, осуществле­нию совместных проектов в этой области, включая техническое сотрудничество, обмен информацией и др.

Важным международно-правовым аспектом межгосударствен­ных туристских связей является сотрудничество, осуществляемое в рамках заключенного в 1979 г. Соглашения об отношениях и связях Всемирной туристской организации (ЮНВТО) с Програм­мой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Со­глашением определены направления предоставления многосторон­ней помощи в каждом экономическом и социальном секторе, свя­занном с развитием туризма, меры по укреплению материально-технической базы туризма государств — членов Всемирной тури­стской организации. Большая часть проектов, финансируемых ПРООН, осуществляется самой ООН или одним из 26 связанных с ней и ассоциированных учреждений на основе типового соглаше­ния между ЮНВТО как исполнительным агентством и ПРООН.

Если говорить об ЮНВТО, специализированном учреждении ООН, то одной из основных задач ее деятельности является со­трудничество в целях развития, которое заключается в распрост­ранении и внедрении новшеств, а также накопленного опыта в области туризма среди всех стран мира.

Декларация Всемирной конференции по туризму в Акапулько (Мексика, 1982 г.) рекомендовала государствам при осуществле­нии выбора технологий в области туризма гармонично увязывать местные и иностранные технологии, приспосабливать их к конк­ретным условиям и использовать проверенные прикладные методы.

В Декларации тысячелетия, которую составили и одобрили ли­деры мирового туризма из государственного и частного секторов, есть раздел «Туризм и информационные технологии». В нем отме­чается, что успешная деятельность туристских предприятий и тур­центров во многом зависит от использования возможностей ин­формационных технологий и Интернета. Государственные ведом­ства, национальные туристские администрации и организации маркетинга туристских направлений (ОМТН) должны в тесном сотрудничестве с частным сектором и региональными и местны­ми властями активно создавать и обогащать комплексные базы данных для обеспечения конкурентоспособности туристского элек­тронного бизнеса. На надлежащем уровне следует защищать права потребителей, внедрять системы оперативного разрешения конф­ликтов и передовые технологии для удобства и комфорта путеше­ственников, упрощения и унификации документации, необходи­мой при пересечении границ.

В целом эту декларацию можно считать программой действий в области развития инновационных процессов в туризме.

В декларации «Мир и туризм» провозглашалось: «Мы стремим­ся содействовать сотрудничеству в сфере обмена знаниями, ин­формацией, технологией и людскими ресурсами в смежных с ту­ризмом областях между развитыми и развивающимися странами; сотрудничать в целях превращения туризма в наукоемкую отрасль и заполнять недостающие звенья в области экономики, социо­культурной среды и технологии; а также способствовать социаль­ному развитию и процветанию человечества».

В конце января 2004 г. состоялась первая Всемирная конферен­ция по коммуникациям в туризме (TOURCOM), в которой уча­ствовало 830 делегатов из 126 стран. Конференция провозгласила новую информационную кампанию «Туризм обогащает личность, семью, общество и все человечество». Конференция призвала все правительства увеличить инвестиции в развитие туризма.Только ЮНВТО имеет Деловой совет, объединяющий около 350 различных организаций — присоединившихся членов ЮНВТО. Для получения статуса присоединившегося члена требуется офи­циальная поддержка той страны, на территории которой находит­ся штаб-квартира кандидата. Присоединившимися членами явля­ются организации и компании, непосредственно работающие в сфере туризма и путешествий или в смежных отраслях (транспорт­ные компании, банковские и страховые учреждения, издательские дома, учебные заведения).

Большая заслуга Всемирной туристской организации в том, что она стала инициатором и разработчиком двух базовых инно­ваций — принципа устойчивого развития и системы оценки эконо­мического значения туризма.

Научно-технический и социально-экономический прогресс привел к ускоренному развитию туризма. Из-за этого в местах, массово посещаемых туристами, появились серьезные проблемы в области экологии, культуры и социального развития. Неконтро­лируемый рост туризма, обусловленный желанием быстро полу­чить прибыль, зачастую приводит к негативным последствиям — ущербу окружающей среде и местным общинам. Это вынуждает человечество проявлять заботу о сохранении природных, истори­ческих и культурных ценностей. Принципы охраны биосферы в глобальном масштабе были закреплены в 1992 г. конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, в ко­торой приняли участие делегации правительств 179 стран мира, многочисленные международные и неправительственные органи­зации. На конференции был одобрен программный документ «По­вестка дня на XXI век» («Agenda 21») и принята Декларация по окружающей среде и развитию.

Принятие этого документа стало началом внедрения радикаль­ного нововведения в сферу туризма — принципа устойчивого развития туризма, который был предложен ЮНВТО. Эта радикальная ин­новация заставляет работников туристской сферы и туристов ме­нять свои взгляды на туризм, на взаимоотношения его участников.

Задачами туристских компаний являются выработка и опреде­ление направлений деятельности по развитию устойчивого туриз­ма. Приоритетными сферами деятельности должны стать сохране­ние и восстановление окружающей среды: сведение отходов к минимуму; привлечение персонала, клиентов и общественности к решению экологических вопросов. Рассмотрение экономичес­ких, социальных, культурных критериев и охраны окружающей среды должно являться составной частью всех управленческих ре­шений, в том числе при включении новых элементов в существу­ющие программы.

^ Вспомогательный счет туризма (ВСТ)

Этот метод оценки роли туризма в экономике, который осваи­вается во многих странах, можно отнести к базовым инновациям, он основан на сборе и анализе огромного числа статистических данных, которые ранее не принимались во внимание при оценке туризма и его вкладе в экономику каждой страны.

В июне 1999 г. в Ницце с участием Всемирного совета по туриз­му и путешествиям прошла всемирная конференция «Измерение экономического воздействия туризма», которая предложила ме­тодологические направления для определения всеобъемлющего воздействия туризма как на экономику отдельной страны, так и на мировую экономику в целом. Этот консолидированный обсчет получил название «вспомогательный счет туризма» (ВСТ).

В последние годы туризм стал важной экономической сферой благодаря росту его доли в ВВП стран и регионов и воздействию на развитие инфраструктуры и многих секторов хозяйственной деятельности. Туризм является катализатором развития строитель­ства, транспорта и коммуникаций, сельского хозяйства, других отраслей. Особо следует выделить роль туризма в создании новых рабочих мест и оживлении местной экономики.

К сожалению, существующая статистика учитывает и фикси­рует лишь число туристов и денежные суммы, затрачиваемые ими на путешествия. Следовательно, экономическое воздействие туризма определяется по заниженным показателям, генерируе­мые им доходы учитываются в других отраслях, поэтому посчи­тать общий вклад туризма в экономику можно лишь приблизи­тельно.

Чтобы понять реальную значимость туризма в экономике, сле­дует оценивать такие важные показатели, как, например, влия­ние отрасли на объем ВВП, занятость населения, эффект переме­щения туристов внутри страны с точки зрения перераспределе­ния доходов.

По рекомендациям международной конференции по статисти­ке туризма и путешествий, организованной ЮНВТО, была со­здана специальная группа экспертов по разработке ВСТ. Перед экспертами стояла задача разработать свод основных понятий, классификаций и агрегированных показателей, которые позволя­ли бы дать единообразную оценку экономического эффекта влия­ния спроса на туристские услуги на развитие экономики стран. Требовалось сформулировать этот свод таким образом, чтобы он был сопоставимым с показателями, используемыми в других об­ластях, и был единообразным для различных социально-геогра­фических условий.

Разработка показателей ВСТ заняла пять лет (с марта 1994 г. по ноябрь 1999 г.). Результат этой работы изложен в документе «Кон­цептуальные основы вспомогательного счета туризма» (Tourism Satellite Account: The Conceptual Framwork).

После одобрения рекомендуемых методологических основ на 31-й сессии Статистической комиссии ООН в 2000 г. ВСТ стал полноценным статистическим инструментом для оценки эконо­мического значения туризма.

Разработка ВСТ (75 стран разработали или планируют разрабо­тать такой счет в ближайшие годы, в их число входят Индия, Испания, Канада, Коста-Рика, Марокко, Мексика, Новая Зе­ландия, Соединенные Штаты Америки, Франция, Ямайка и др.) вскрыла наличие определенных проблем. Все они связаны с внутренней природой ВСТ в качестве инструмента для сведения вое­дино разрозненных данных. К числу этих проблем относятся:

  • отсутствие единообразия в классификациях и определениях, используемых в различных источниках; расхождение между предложением и спросом туристских про­дуктов, предоставляемых посетителям (как резидентам, так и не­резидентам);

  • потребности новых пользователей, которые обычно не вклю­чаются в основные статистические операции (кто организует по­ездки, число участников путешествующей группы, однодневные посетители и др.).

Для внедрения ВСТ необходимо совершенствование системы национальной туристской статистики, основанной на информа­ции и данных, получаемых от национальной службы статистики, национальной туристской администрации, Центрального банка, национальных ассоциаций туристских предприятий.

Эти показатели должны дополняться данными департамента (ведомства) перевозок, таможенной и иммиграционной служб.

Так как ВСТ является инструментом, показывающим роль ту­ризма в экономике государства, то важно знать его основные со­ставляющие, дающие представление о необходимой организации государственного статистического наблюдения в туризме. Главная идея ВСТ — детальный анализ спроса на товары и услуги, которые сопрягаются с туризмом в экономике, и измерение этого спроса.

ВСТ позволяет реально оценить экономический вес турист­ской отрасли. Объем туристских услуг влияет на развитие транс­порта, сферы торговли, сети культурных учреждений (музеи, биб­лиотеки и др.), строительства, сельского хозяйства и др.

ВСТ выявляет внутри каждой отрасли составляющие, завися­щие от туризма, их экономическую эффективность.

.^ 1.3. Влияние научно-технологических нововведений на развитие туризма.Инновационные процессы в науке, порождающие значитель­ные изменения в технике и технологиях, всегда оказывают серьезное влияние на поведение человека, его потребности и стиль жизни. Рассматривая туризм как социальное явление, следует отметить, что новшества в его организации, расширение числа уча­стников путешествий в значительной мере зависят не только от научных и технических достижений, но и от социальных потребностей общества. По этой причине туризм воспринимается как деятельность, связанная с отдыхом и потреблением рекреационных услуг, восстановлением жизненных сил человека, потраченных на производстве, и компенсацией однообразия жизни в городских условиях.Туризм стал активно развиваться после появления железных дорог в Англии. Затем появились пароходы, которые стимулировали развитие речных и морских путешествий. Технический прогресс влиял на модернизацию и расширение сферы услуг. С возникновением и развитием автомобильной промышленности начал культивироваться автотуризм. В начале XX в. для перевозки людей стали использоваться самолеты. Авиация дала возможность туристам экономить время на перемещение из одного места в другое и посещать отдаленные районы нашей планеты. Мы стали свидетелями первых полетов туристов в космос, на очереди — организация регулярных космических туристских экспедиций.Транспорт и туризм тесно связаны между собой. Развитие транспорта стимулирует развитие туризма, в результате налаживается взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Значение воздушных сообщений в туризме возрастало по мере увеличения провозной способности самолетов, повышения комфорта, сокращение времени полета. Особенно это отмечается с ередины 50-х гг., когда появились реактивные самолеты со скоростью 700-950 км/час. Наибольшее количество туристов, особенно путешествующих на дальние расстояния, пользуются услугами авиации. При этом самолёт можно, фигурально выражаясь, назвать транспортом индивидуалов. Наиболее массовые потоки туристов, путешествующих с курортной, деловой, развлекательной, познавательной целями, составляют индивидуальные туристы. И именно они чаще всего пользуются авиационным транспортом.

Системы международного воздушного транспорта составляют не только международные авиаперевозчики и аэропорты, но и государства, связанные международными воздушными линиями и обеспечивающие эти сообщения, а также международные организации в области воздушного транспорта, принимающие меры к обеспечению его эффективного функционирования и безопасности. Объясняется популярность авиаперевозок по следующим причинам:

  • авиация самый быстрый и удобный вид транспорта при перевозках на дальние расстояния;

  • сервис на авиарейсах в настоящее время удовлетворяет потребности туристов;

  • авиационные компании,имея международные сети бронирования,выплачивают турфирмам комиссионные, тем самым мотивируя их к совместной работе.

Наличие разнообразных классов обслуживания и гибкая тарифная система, рассчитанная на потребителей с различным уровнем доходов, комфортабельность путешествия, быстрота, высокий сервис приводят к тому, что авиационный транспор является одним из самых популярных в настоящее время. Кроме того, турфирма имеет при работе с авиакомпаниями возможность выбора взаимовыгодного способа совместной деятельности (жесткий блок мест, мягкий блок мест, чартерные программы и т.д.), что также способствует их дополнительной мотивации для сотрудничества с авиакомпаниями. Почти все авиакомпании мира (различен только уровень доступа) представлены в глобальных компьютерных системах (Avadeus, Sabre, Worldspan и др.), что упрощает бронирование авиабилетов для турфирм и позволяет удовлетворить даже сложные запросы клиентов за считанные минуты Таким образом, можно сделать вывод, что авиационный транспорт необходим в туризме, потому что это более удобный, комфортабельный и ыстроскоростной транспорт.

На сбыт услуг и регулирование деятельности авиакомпаний туристского бизнеса значительное влияние оказывает внедрение сбытовых технологий через электронную сеть. Оперативная продажа билетов через Интернет становится все более популярной.

Конец 1990-х гг. характеризовался интенсивными процессами интеграции, в том числе и созданием стратегических альянсов между ведущими авиакомпаниями мира. Общими отличительными чертами таких альянсов являются: коммерческое использова­ние широкой объединенной сети авиамаршрутов (глобальность); единые стандарты обслуживания, применяемые всеми участни­ками альянса; высокий уровень сервиса; финансовая независимость участников альянсов.

Преимуществами стратегических альянсов являются: экономия средств и снижение издержек за счет оптимальной схемы маршрутов (пассажиропотоков);

расширение зон обслуживания и предоставления услуг, в том числе тех, которые перевозчик самостоятельно не может обеспечить, что приводит к росту объема перевозок;

  • выход на новый уровень качества обслуживания, что увеличивает привлекательность перевозчиков — участников альянса;

  • возможности кооперации деятельности с другими видами и сферами оказания услуг, и прежде всего с турбизнесом.

В настоящее время в мире существуют 3 крупных альянса авиакомпаний: One WorldSkyTeam и StarAlliance.

Создание альянсов открывает и облегчает потребителям доступ ко многим маршрутам и туристским направлениям, стимулирует спрос на авиаперевозки в комплексе с туристским продуктом.

Совместная разработка продуктов и технологий, которые используются туристическими и транспортными компаниями, является «благоприятной петлей взаимного усиления», оказывающей решающее влияние на формирование туристского рынка.

Авиакомпании Республики Молдова совместно с зарубежными компаниями предоставляют услуги по перевозке пассажиров регулярными и чартерными рейсами, обеспечивая прямую связь с 20 городами, а с пересадками – с большинством стран мира. В последние годы наблюдается снижение числа пунктов назначения и рейсов в страны СНГ, однако очевидна тенденция к росту числа пунктов назначения в странах Западной и Южной Европы и увеличению объема оказываемых им услуг.

^ Железнодорожный транспорт. Республика Молдова имеет международное железнодорожное сообщение с Россией (Москва и Санкт-Петербург), Беларусью (Минск), Украиной (Киев, Одесса, Николаев, Черновцы, Херсон, Ивано-Франковск, Кривой Рог и др.), Румынией (Бухарест, Яссы, Брашов, Клуж, Констанца и др.), Турцией (Стамбул), Болгарией (София), Республикой Чехия (Прага) и Германией (Берлин). Многие рейсы выполняются ежедневно.

Автотранспорт. Сеть общественных дорог Республики Молдова составляет 10503 км, из них 94% с твердым покрытием. На национальные дороги приходится 3669 км, на мес-тные дороги – 6834 км, однако их качество не соответствует международным стандартам.

По дорожной сети республики курсируют около 17 тыс. автобусов и микроавтобусов, зарегистрированных в стране, 35% из них со сроком эксплуатации свыше 10 лет. Они обеспечивают перевозки пассажиров как по регулярным маршрутам, так и по специальным

^ Водный (речной) транспорт. В Республике Молдова только Днестр пригоден для навигации. По Днестру организуются экскурсии и туристские поездки до Одессы. Здесь курсируют пароходы средней мощности (200-400 мест), быстроходные катера и шлюпки.[ 40 http://www.tur.md/rus/section/262/]

Развитие информационных технологий.

Активное развитие сферы информационных технологий (ИТ) началось после распространения в конце 1960-х гг. универсальных вычислительных машин («мейнфреймов») и изобретения в 1971 г. микропроцессора. За последние 40 лет глобальные вычислитель­ные мощности увеличились в миллиард раз. К 2010 г. процессинговая мощность обычного компьютера в 10 млн раз превышает мощность компьютера 1975 г., однако стоить в реальных це­нах он будет гораздо меньше.

Интернет стал надлежащим образом функционировать только после изобретения Всемирной паутины в 1990 г. и браузера в 1993 г. Число пользователей Интернета превысило 1 млрд 20 млн и про­должает активно расти. У Интернета есть много общего с телеграфом, изобретенным в 30-е гг. XIX в. Телеграф тоже привел к резкому падению расходов на связь и увеличению информационных потоков в экономике. Но внедрение телеграфной связи не привело к изменению традиционного экономического мышления, как это происходит в эпоху развития Интернета.

Информационные технологии — это только одна из ветвей происходящих ныне научно-технических революций, которые могут обеспечить намного более мощную «длинную волну», нежели их предшественники. Неизбежно пересечение телекоммуникационных и информационных проблем и средств их решения. В наибольшей степени это относится к Интернету как наиболее масштабному информационно-телекоммуникационному средству.

В современном мире участниками телекоммуникационных систем являются: 1) операторы связи, которые фактически обеспечивают инфраструктурные возможности с полным набором универсальных услуг; суверенитет над национальным сегментом Интернета принадлежит той стране, на территории которой он размещается; 2) поставщики услуг доступа к Интернету, глобаль­ным распределительным системам; это провайдеры — владельцы определенной части передающих технологий и распределяющие их среди потребителей и поставщиков информации; 3) постав­щики информации — владельцы информационно-торговых пор­талов, серверов; 4) пользователи.

Современные телекоммуникационные системы и компьютеры сокращают время и затраты на связь, границы государств не влияют на их применение, они способствуют ускорению распростра­нения знаний в мировом масштабе.

Одним из самых важных применений является GPRS , так называемый техно­логический мониторинг. Встроенные во всевозможные коммуналь­ные счетчики, банкоматы, автомобильные сигнализации, автома­ты розничной торговли и прочие устройства GPRS-терминалы не только мгновенно собирают телеметрическую информацию, но и генерируют сотовым операторам огромный трафик.

Глобальные распределительные системы.

В сфере туристского бизнеса оперируют тысячи экономических субъектов, поэтому туризм многие годы является «испытатель­ным полигоном» для обкатки и развития новых технологий в об­ласти коммуникаций и информации. Многие туристские предпри­ятия первыми внедряли передовые и новейшие технологии. Дос­таточно привести как пример использование систем авиационно­го бронирования, позже превратившиеся в компьютерные систе­мы бронирования (Computer Reservation System — CRS).

Компьютерные системы бронирования (КСБ) позволяют по­требителям находить удовлетворяющие их варианты путешествий и покупать билеты в режиме реального времени. В последние годы авиакомпании сокращали свою долю акционерного капитала в КСБ, продавая акции другим перевозчикам или выпуская акции на рынок.

Компьютерные системы бронирования сегодня объединены в гло­бальные распределительные системы (Global Distribution Systems — GDS), которые в течение длительного времени являются крупнейшими мировыми сетями и используются туристскими фирма­ми как привычный рабочий инструмент. Глобальные распредели­тельные системы (ГРС) исторически появились на базе систем бронирования авиабилетов крупнейших авиакомпаний в тот пе­риод, когда появилась тенденция образования союзов перевозчи­ков. После слияний и приобретений к началу нового века сложи­лись четыре основные системы — Galileo, Amadeus, Sabre, Worldspan.

AMADEUS - ведущая Глобальная Распределительная Система, обеспечивающая в режиме реального времени доступ к ресурсам провайдеров туристических услуг (авиакомпаний, гостиниц, компаний по прокату автомобилей, страховых компаний и т.д.) и распределение этих ресурсов среди туристических агентств 139 стран мира. Система Amadeus предоставляет доступ к ресурсам 513 авиакомпаний, что составляет более 95% мирового рынка регулярных пассажирских авиаперевозок, а также 52 731 гостиниц, объединенных в 322 гостиничные цепочки, 46 компаний по прокату автомобилей и позволяет работать с продуктами туроператоров, железными дорогами, круизными и страховыми компаниями.

Являясь безусловным лидером в Европе и Южной Америке, система Amadeus занимает прочные позиции на американском рынке, а также в Африке и Азии. Наибольшее количество терминалов туристических агентств и офисов авиакомпаний по продаже авиабилетов подключено к системе Amadeus. [25 www.amadeus.ru]
Worldspan имеет гибкую финансовую политику. Клиенту предоставляется возможность выбрать наиболее подходящий для него вариант подключения и оплаты. Версии программ практически не имеют функциональных различий. World-1 - требует выделенную линию связи и PC совместимые компьютеры (Worldspan предоставляет оборудование, но возможно использование оборудования заказчика). Все работы по установке оборудования, включая доставку и заказ линии связи, выполняются Worldspan бесплатно. Worldspan for Windows предоставляет возможность использования системы по телефонной линии с помощью модема (до 6 рабочих станций, объединенных в сеть). При установке одного терминала месячная плата составляет 200 долларов США. Однако агентству достаточно бронировать 140 сегментов, чтобы ничего не платить.

Еще одной интересной новинкой Worldspan, анонсированной компанией в нынешнем году, стала возможность интерактивного обучения пользования системой по нескольким базовым курсам “Авиатарифы”, “Отели”, “Прокат автомобилей” на сайте worldspan.com.

Система GALILEO это целый комплекс встроенных подсистем, каждая из которых предназначена для выполнения задачи получения полной информации и обеспечения простого доступа к ресурсам 527 авиакомпаний, 202 гостиничных цепочек, прокату автомобилей в 14500 городах, а также для бронирования круизов, туров, билетов в театры и просмотра сведений о тарифах, погоде, визах, прививках, кредитных картах и многое другое.

Системой Galileo уже пользуются в 38 тысячах агентствах Европы, Америки, Азии и Африки, так как рабочее место, оборудованное системой Galileo, обеспечивает возможность использования широкого спектра подсистем Galileo (Applications), пакетов специальных прикладных программ автоматизации трудоемких операций на базе современной операционной системы WINDOWSх.

Стоимость подключения к Galileo через Интернет (программа FocalpointNet) - очень невысока - $200 в год (без учета НДС) за первый терминал и $100 - за последующие. Стратегия компании Galileo International направлена на разви­тие основной деятельности компании, а также развитие эффек­тивных инструментов онлайнового бронирования, внедрение но­вейших управляющих технологий, инновационных интернет-ре­шений.

Так, разработанная система Travel Point является готовым ин­струментом самообслуживания путешественников и позволяет им самостоятельно создать, а затем при необходимости изменить или аннулировать маршрут.

Galileo International разработал также для профессионалов сис­тему, дающую возможность через Интернет использовать для элек­тронной коммерции мобильные телефоны и пейджинговую связь.[ 32 http://medunivers.h1.ru/imit/2.htm]

Туристский бизнес опирается на фундамент накопленных зна­ний. Поэтому надо сначала изучить опыт прошлого, соотнести его с настоящим, стать экспертом в своей области и лишь затем при­ступать к воплощению новых идей и внедрению инноваций.

Одним из признаков успеха на рынке является увеличение рыночной доли. Исследования показывают, что не реклама и не активное продвижение продукта обеспечивают устойчивый рост доли рынка, а инновации во всех направлениях туристской дея­тельности. Инновационные процессы проходят в межгосударствен­ных и национальных системах управления туристской деятельно­стью; освоении новых технологий (электронная торговля, созда­ние виртуальных туристских фирм); формах маркетинга, созда­нии туристского продукта.[ 9 Новиков В.С. Инновации в туризме: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.С. Новиков. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.;]

Таким образом, видим , что интенсивное внедрение инноваций и инновационных процессов оказывают непосредственное влияние на развитие теризма.

В следущей главе мы рассмотрим на каком уровне находится развитие инновационного процесса в Республике Молдова и какое он влияние оказывают на туристический рынок нашей страны.

  1   2   3



Скачать файл (543 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации