Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Антропология как общая система наук о человеке - файл Контрольная по культурологии.doc


Реферат - Антропология как общая система наук о человеке
скачать (20.8 kb.)

Доступные файлы (1):

Контрольная по культурологии.doc97kb.04.05.2008 12:26скачать

содержание

Контрольная по культурологии.doc







Тема: « Антропология как общая система наук о человеке».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Происхождение термина антропология……………………………………..4

2.Развитие антропологии и её становление в России………………………...6

3.Предмет антропологии её задачи и отрасли……………………………….11

4.Антропология как система………………………………………………….15

Заключение…………………………………………………………………….18

Список литературы……………………………………………………………20
Введение

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Наука не учит «истине». Наука представляет собой лишь один из способов приближения к ней. Термином антропология обозначается общая наука о культуре и человеке. В таком значении его использовали исследователи культур в XIX в. Антропологическое изучение культур является ядром, стержнем культурологического знания в целом. За последние несколько лет в нашей стране слово антропология как-то незаметно вошло в научный обиход, стали появляться кафедры, в названии которых фигурирует это слово; в учебных планах ведущих гуманитарных вузов замелькали лекционные курсы по истории антропологических учений, в научных журналах, то и дело, начали публиковаться материалы по антропологии. Для многих людей это слово ассоциируется со странными людьми, изучающими дикарей, измеряющими при помощи циркуля черепа, исследующими примитивные орудия труда первобытных людей; учеными, оперирующими странными понятиями из области физиологии, общей биологии, археологии, медицины. Антропология — это нечто большее, чем размышление о чужих черепах или поиски «недостающего звена», и она приносит пользу помимо доказательства родства человека и обезьяны.

  Цель моей контрольной работы определить: что изучает антропология, историю происхождения и развития антропологии, её связь с другими науками. Объектом изучения является наука антропология. Предметом исследования являются литературные источники.

^ 1.Происхождение термина антропология.

Термин антропология имеет много толкований. Существует антропология религиозная, философская, социальная, культурная и многие другие. Термин «Антропология» имеет греческое происхождение и в дословном переводе означает «наука о человеке» (от anthropos - человек и logos - слово, учение, наука). Таким образом, антропология представляет собой область научного знания, предметом исследования которой является человек .    Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия. Сохранилось оно и до сих пор, например, в религиозном знании (теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, в искусствознании), а отчасти и в психологии.
Первые ростки научных знаний о человеке мы находим в трудах античных философов: Анаксимандра, Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Вопросы морфологии и анатомии человека, его места в системе природы, телесные различия в физическом типе отдельных народов, нравы и быт многочисленных племен и народов, с которыми сталкивались путешественники во время своих странствий, волновали и были предметом исследований многих ученых Древней Греции и Рима. Становление же антропологии как науки в ее современном понятии относится к новому времени, к середине XIX в. В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое значение - как науки анатомической (о человеческом теле) и о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово «антропология» только начинало входить в научный обиход, оно означало «трактат о душе и теле человека». Впоследствии этот термин в общей форме расшифровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека, его биологические, социальные и духовные свойства. В течение XIX в. и до наших дней во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) принято широкое понятие антропологии как общей науки о человеке, занимающейся изучением природы человека в первую очередь методами биологии и сравнительной анатомии. Во второй половине XIX в. антропология стала биологической наукой о строении человеческого тела, о многообразии его форм, а также о происхождении и эволюции человека. С каждым годом представление о мире изменяется и содержание термина «антропология» расширяется.
     


^ 2. Развитие антропологии и её становление в России.

Как самостоятельная область науки антропология возникла поздно — в конце XVIII — в начале XIX столетия. Однако наиболее ранние попытки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, вариации человеческого типа по разным странам, возрастные изменения, объяснить его происхождение являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще. Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии. Изучение человека достигает в античное время своей вершины у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Аристотелю принадлежит огромная заслуга в разработке проблемы места человека в органическом мире. В его сочинениях можно найти множество глубоких мыслей о морфологических особенностях человека, отличающих его от животных. Из ученых древнего Рима наибольшее значение в истории антропологических знаний имеет Лукреций Кар (99-55 или 95-51 гг. до н. э.), автор поэмы «О природе вещей», в которой он развивал идеи о естественном происхождении органического мира и человека и дал замечательную по яркости картину развития культуры от первобытной дикости до цивилизации. Другой крупнейший римский ученый — Клавдий Гален (131-200 гг. ) н. э) — завоевал себе славу и непререкаемый авторитет в течение почти четырнадцати столетий как медик и анатом. Гален произвел многочисленные вскрытия трупов животных, главным образом собак и низших обезьян.

Эпоха средних веков в Европе — период застоя во всех областях знаний. В это время традиции античных авторов находят свое продолжение в Передней и Средней Азии, где жили и творили такие гиганты научной мысли, как Ибн-Сина и Бируни. От этого времени в современной анатомической номенклатуре сохранилось немалое количество арабских терминов. Эпоха Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека. Леонардо да Винчи предлагал изучать как можно больше вариантов строения и выбирать в качестве нормы средний. Он же поместил рисунок руки человека рядом с рисунком руки обезьяны.

На первом месте среди анатомов следует назвать реформатора анатомии Везалия (1514—1564), важнейший труд которого «Фабрика человеческого тела» был основан на тщательном изучении тела человека. Большой вклад в анатомию внесли Фаллопий, Евстахий, Фабриций. Среди зоологических работ большое значение имели труды Клузия, описавшего различных экзотических животных, Геснера, автора пятитомной энциклопедии животных и множества других работ, Белона, изучавшего птиц и давшего поучительное изображение скелета птицы рядом со скелетом человека в одинаковых позах и с одинаковыми буквенными обозначениями гомологичных частей. Особого упоминания заслуживает Улисс Альдрованди (1522—1605), который сделал попытку построить классификацию животных по степени их родства. Огромное значение для развития знаний о расах имели великие географические открытия XV и XVI столетий. Им предшествовали путешествия венецианца Марко Поло (1254—1323), познакомившего европейцев с высокой культурой китайского народа и сообщившего первые сведения о населении многих азиатских стран. Путешествия Христофора Колумба, Васко да-Гамы (1497) и первое кругосветное путешествие Магеллана (1521) дали основание для критики учения церкви о происхождении всех людей от Адама и Евы. Одним из важных для антропологии научных результатов дальних путешествий было первое непосредственное ознакомление европейцев с обезьянами. Названные исследования послужили важным материалом для обоснования в дальнейшем идеи близости предков человека к животным.

В первые десятилетия XIX в. антропология еще не была самостоятельной наукой, даже сам термин «антро­пология» не имел еще четкого содержания. Однако многие сугубо антропологические вопросы, такие, как происхождение человека, расовые различия, человече­ские расы, были в центре внимания общественной мысли, научных и философских воззрений. Интерес к естествознанию и, в частности, к антропологии зарож­дается среди самых широких кругов естествоиспытате­лей, врачей, передовой студенческой молодежи, да и просто среди людей передовых, прогрессивных взглядов.

Специальные антропологические исследования, при­несшие неопровержимые доказательства равенства человеческих рас, были осуществлены в 70-е годы известным русским ученым Я.Н.Миклухо-Маклаем. Он был первым ученым, посетившим Новую Гвинею и описавшим ее население. Крупнейшим событием в истории антропологии было появление трудов Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Следующий, несколько затянувшийся период станов­ления антропологии как науки тесно связан с именем одного из крупнейших биологов середины XIX в. Кар­лом Бэром — одним из крупнейших антропологов своего време­ни, организатором антропологических исследований в России. Он был инициатором сбора краниологических коллекций, составленных из серий черепов, принадлежавших представителям мно­гих народов России, для Анатомического кабинета Академии наук. Важным этапом в развитии антропологии, в ее фор­мировании как самостоятельной научной дисциплины в России и за рубежом была середина XIX в. В 60-х гг. в странах Западной Европы были учреждены первые антропологические общества и стали издаваться первые специальные антропологические работы. «Официальной» датой рождения антропологии в России считается 1864 г., когда по инициативе «первого российского антрополога» А.П.Богданова был организован Антропологический отдел Общества любителей естествознания (переименованного впоследствии в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии - ОЛЕАЭ). Через год после создания ОЛЕАЭ, в его составе был организован антропологический отдел, ставший, по сути, центром антропологических исследо­ваний. В 1888 г. возникло Русское антропологическое общество (РАО) при Петербургском университете, членами которого состояли антропологи, врачи, археологи, этнографы. Основное направление общества — изучение различных этнических общностей России, физическое развитие профессиональных и возрастных категорий населения, популяризация антропологии. В 1893г. в Петербурге был основан еще один антропологический центр при Военно-медицинской академии, руководите­лем которого стал русский анатом профессор А.И.Таранецкий.

Для современной антропологии характерно исключительное разнообразие тематики, и в этом отношении она разделяет общую тенденцию современного есте­ствознания. За сравнительно небольшой отрезок вре­мени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые казались еще в недалеком прошлом трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению. С каждым годом антропология обогащается новы­ми методическими приемами, заимствованными из дру­гих биологических дисциплин — физиологии, биохимии, генетики, столь необходимых для изучения изменчи­вости морфологических, функциональных, генетических и биохимических особ. В сферу антропологических исследований постепен­но включаются такие вопросы, как определение зако­номерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, харак­тера, темперамента; выяснение механизмов наследова­ния многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социаль­ного положения, зонально-климатических условий и т. п. Задача антропологов — изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую харак­теристику тем группам, которые живут в экстремаль­ных условиях, обследовать и сравнить различные эт­нические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям.
^ 3.Предмет антропологии, её задачи и отрасли.

Сам термин «антропология» несёт наиболее полное определение науки и характеризует её наиболее общий предмет. Предметом изучения антропологии является многообразие человека во времени и пространстве. Это многообразие складывается из проявления самых разных черт – антропологических признаков. Задача антропологии — проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Таким образом, антропология занимает в кругу биологических дисциплин особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественно-исторических вопросов; изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого пограничного положения антропологии в ряду наук вытекает и ее отношение к смежным отраслям знания. Антропология включает три основных раздела: 1) морфологию, 2) антропогенез и 3) расоведение, или этническую антропологию.

Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные: а) с индивидуальной изменчивостью физического типа, б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, в) с явлениями полового диморфизма , г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда. В разделе морфологии главная проблема — исследование факторов и проявлений изменчивости у современного человека, т.е. самих «механизмов» формообразования. Решение этих вопросов требует изучения взаимной связи отдельных признаков строения тела.

Раздел антропогенеза сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом. В разделе антропогенеза рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношении его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, исследования роли труда в происхождении человека, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного типа. Важнейшая задача раздела антропогенеза — это изучение процесса становления человека и прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков.

Расоведение, или этническая антропология, изучает классификацию расовых типов, распространение их по территории Земли, историю формирования рас, причины расообразования и закономерности изменений расовых типов. В разделе расоведения основной целью является отыскание тех причин, которые объясняют распространение рас человека на поверхности Земли.

Отрасли антропологии.

^ 1.ПРИКЛАДНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Одна из особенностей антропологии ее постоянно растущее участие в жизни человека, ее соучастие в решении вопросов, которые выдвигает наша действительность. С результатами исследований антропологов мы сталкиваемся буквально каждый день, на каждом шагу. Решение задач прикладной антропологии такое же древнее, как сам человек, с тех пор, как наш далекий предок стал изготовлять и пользоваться орудиями труда и предметами быта. Какое построить жилище, как создать удобные стулья и парты, как оборудовать рабочее место на заводе, у станка, сшить пальто, смастерить лодку или оборудовать концертный зал - вот далеко не полный список вопросов, которые решает прикладная антропология.

^ 2.ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.

Границы исследований физиологической антропологии настолько широки, она тесно связана с такими биологическими науками, как физиология, биохимия, медицинская генетика, что нередко ее просто называют биологией человека. Она изучает функциональные особенности тех структур, которые составляют предмет изучения морфологии, а с расоведением она связана потому, что физиологические признаки организма варьируют в различных сочетаниях среди множества людей, принадлежащих к разным расам и живущих в разнообразных природно-географических зонах. Физиологическая антропология связана с генетикой человека, с исследованием таких признаков, наследственная обусловленность которых хорошо известна. Это группы крови, сывороточные белки и ферменты, вкусовая чувствительность, состав ушной серы, цветовая слепота. Это и изучение функциональных связей человеческих популяций с окружающей средой, другими словами, адаптация человека к различным природно-климатическим условиям и многое другое.

^ 3.ВОЗРАСТНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Вопросы возрастной антропологии находятся в центре внимания ученых, этот раздел морфологии стал как бы «модным» в последние годы. Увеличилось число исследований, которые посвящены изучению роста и развития детей определенного возраста (от 1 года и до 18 лет), динамике физического развитии современного человека от рождения и до старости в связи с изменениями социальной среды и демографическими показателями. Антропологи работают над проблемой детских конституций, так как конституциональная типология применительно к детям практически не разработана, динамика процессов роста во многом связаны с типом телосложения у ребенка. С этой проблемой связаны вопросы о влиянии повышенной физической нагрузки на развитие и формирование организма в широком возрастном аспекте: взаимосвязь конституциональных типов и пропорции тела, соотношение биологического возраста и конституции.

^ 4. СПОРТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

В наше время возросло значение такого направления общей антропологии, как спортивная антропология. Она изучает закономерности морфологических и функциональных изменений, происходящих в организме человека под влиянием спортивной деятельности. Основной ее метод - метод антропометрии или соматометрии - измерений живого человека. Проблемы, стоящие перед исследователями, работающими в этой области, актуальны и многогранны. Для их решения необходимы опыт, знания не только в своей области, но и смежных дисциплин, таких, как анатомия и физиология, генетика и психология, биометрия, биофизика.

^ 4. Антропология как система.

Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем самым тесным образом соприкасается с науками общественными. Антропология в этом смысле как бы увенчивает собой естествознание. В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. К антропологии относят: археологию, этнографию, фольклор, лингвистику. Она тесно связана с биологией, психологией, философией, культурологией, социологией и медициной. Основываясь на этом можно представить антропологию как систему.

Философская антропология концентрирует свое внимание на изучении проблем бытия человека в мире, в целом, ищет ответ на вопрос о сущности человека. Она возникла как закономерное продолжение поисков решения проблемы человека в западной философии, как один из вариантов ее решения.

Теологическая антропология рассматривает взаимодействие человека с миром сверхреального, божественного; для этого направления важно определить человека через призму религиозной идеи. Теологическая антропология представляет собой одно из направлений современного религиозного модернизма, в рамках которого религиозные мыслители ставят вопросы о сущности человека как двойственного по своей природе существа, рассматривают проблемы бытия человека в современном мире, трагические процессы роста бездуховности, исходя из основополагающих принципов христианского вероучения.

Культурная антропология — особая область научных исследований, которая концентрирует своё внимание на процесс взаимоотношения человека и культуры. Эта область изучения сложилась в европейской культуре в XIX веке и окончательно сформировалась в последней четверти XIX в. Главные проблемы исследований в культурной антропологии связаны со становлением человека как феномена культуры: культурирование основных инстинктов человека, возникновение специфически человеческой конституции, строение тела человека в его связи с культурной средой, поведение человека, становление норм, запретов,связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения и мировоззрения человека, мифология как культурное явление и др.

Биологическая антропология (или естественнонаучная) концентрирует свое внимание на биологии человека как вида. К настоящему времени антропология понимается не только как наука о древнейших формах человека, об его эволюции (т.е. антропогенез и палеоантропология), а чаще всего как анатомия, физиология и морфология человека (учение о закономерностях роста и общих для всего человечества вариациях в строении тела). Социальная антропология исследует становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, которые способствуют процессу социализации человека, и ряд других вопросов.

Одно из ведущих структурных направлений в антропологии занимает – когнитивная антропология. Главной её задачей является выявление и сравнение «когнитивных категорий» в разных культурах. В основе когнитивной антропологии лежит представление о культуре как системе символов, как специфически человеческом способе познания, организации окружающей действительности. В языке, по мнению сторонников когнитивной антропологии, заключены все когнитивные категории, лежащие в основе человеческого мышления и составляющие суть культуры. Ещё одна развивающаяся антропологическая наука – антропология искусства. В послевоенный период начинается привлечение в антропологию методов лингвистики. Антропология тесно связана с медициной, здесь широко использовались знания антропологов. Многочисленные исследования способствовали пониманию того, как определенные заболевания связаны с расовыми особенностями людей, с их питанием, системами земледелия и другими факторами. Исходя из вышесказанного, можно подвести итог, что антропология находится в тесной связи с другими науками. Антропология наука о человеке и занимается она всем, что имеет отношение к человеку – физиологией, традициями и обычаями, языками, искусством и религией, историей цивилизации и т.д. Следовательно, человек – исходный пункт антропологического знания.
Заключение.

До настоящего времени считалось, что антропология – наука, занимающаяся изучением природной обусловленности человека. Долгие годы «целостный» человек выпадал из научного анализа, ему не было места в системе социально – гуманитарных наук. Но одновременно растёт понимание того, что без осознания места человека в природе и обществе нельзя решить  экономические, технико-технологические, социально–организационные проблемы. Стремление к целостному постижению и описанию человека – задача всего человекознания, включающего  в себя широкий спектр гуманитарного и естественнонаучного знания, а также целого ряда вненаучных познавательных форм. Для современной антропологии характерно исключительное разнообразие тематики, и в этом отношении она разделяет общую тенденцию современного естествознания. С каждым годом антропология обогащается новыми методическими приемами, заимствованными из других биологических дисциплин - физиологии, биохимии, генетики, столь необходимых для изучения изменчивости морфологических, функциональных, генетических и биохимических особенностей человека. Непосредственную пользу оказывают данные антропологии в судебной медицине, в частности для точного написания словесных портретов, для составления таблиц, позволяющих с большей или меньшей вероятностью определить пол, возраст и расовую принадлежность костных останков. Антропогенетика нашла применение при решении спорного отцовства.

Антропология может принести некоторую практическую пользу. Она обладает методиками, пригодными для сбора информации, необходимой для диагностики и интерпретации человеческого поведения. Антропология включает в себя корпус обобщений, выстроенных в течение долгого времени, не нуждаться в которых государственный деятель, администратор или социальный работник может только по незнанию. Антропология способна обнаружить внутреннюю логику каждой культуры. Культура взаимодействует с антропологией, она выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. Человек преодолевает органическую предопределённость своего вида и создаёт культуру. Главной по важности сферой приложения антропологии сегодня является «образование» в самом широком смысле этого слова. В современном мире с его значительно расширившимися политическими, экономическими и социальными горизонтами растет число контактов между народами с различными по своему происхождению культурами. Через преподавательскую деятельность и литературу о культурных различиях антропологи стремятся внести свой вклад в развитие у людей взаимного уважения, способствуя, в конечном счете, росту взаимопонимания между ними. Антропология является важной составной частью современного образования. В результате проделанной мной контрольной работы можно утверждать, что антропология является общей системой наук о человеке т. к. она тесно связана с другими науками, изучающими человека и науками, которые изучает человек.


Список литературы.
1.Анучин Д.Н. Беглый взгляд на прошлое антропологии и на ее задачи в России // Русский антропологический журнал. 1900. № 1. С. 25-42.

2.Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культуро­логии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 1999. - 216 с.

3.Клайд Кен Мейбен Клакхон. Зеркало для человека. Введение в антропологию. Перевод с английского под редакцией к. фил. н. Панченко А. А. — «Евразия» — С-Пб., — 1998. — 352 с.

4.Левин М.Г. Очерки по истории антропологии в России. М., 1960.

5.Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1963.

6.Федосеев П.Н. “Философское понимание человека//Человек в системе наук”, М., 1989 г.

7.Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. М., 1999.

8.Шаронов В.В.Основы социальной антропологии. уч. СПб., 1997.195 с.


Скачать файл (20.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации