Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Презентация - Утечка умов и национальная безопасность России - файл Утечка умов и национальная безопасность России.doc


Презентация - Утечка умов и национальная безопасность России
скачать (1369.3 kb.)

Доступные файлы (2):

Утечка умов и национальная безопасность России.doc117kb.22.11.2009 15:23скачать
Утечка умов и национальная безопасность России.ppt1708kb.22.11.2009 15:22скачать

содержание
Загрузка...

Утечка умов и национальная безопасность России.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Утечка умов и национальная безопасность России

Введение

    В процессе глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция населения и трудовых ресурсов, а в ее рамках интеллектуальная миграция. В современных условиях использование новых передовых технологий все в большей мере предполагает наличие высококвалифицированных специалистов. В том числе научных кадров, для успешной адаптации научных открытий и разработок к условиям отдельных стран, дальнейшей модернизации технологической базы развития общества, к требованиям мирового рынка. При этом современная инновационная деятельность все в большей мере опирается на результаты фундаментальных научных исследований, требует ускорения их внедрения в практику, что повышает роль «человеческого капитала» в экономическом и социальном развитии.

     Влияние миграционных процессов на социально – экономическую и политическую жизнь России неоднозначно – наряду с позитивными последствиями есть и негативные, среди которых, пожалуй, наиболее неблагоприятное  явление – интеллектуальная эмиграция, «утечка умов», т.е. выезд из страны ученых и специалистов высшей квалификации на постоянное место жительство, преимущественно, в страны дальнего зарубежья. Если учесть, что интеллектуальная эмиграция происходит в основном за счет лучших и наиболее перспективных научных и инженерных кадров страны, то это, безусловно, усиливает угрозы экономической и научно – технической безопасности России. Вследствие этого страна утрачивает былые позиции на рынке высоких технологий. Причем многие изобретения «утекают» через продажу их зарубежным фирмам «частным образом», вследствие несовершенства законодательства в этой сфере, что наносит огромный экономический вред России. (Ушкалов, Малаха 1999). Кроме того, интеллектуальная эмиграция способна привести к разрушению отечественных научных школ, многие из которых занимали (и пока все еще занимают) ведущие позиции в мировой науке (например, математики, физике, биологии). По оценкам, которые приводит ректор МГУ В. Садовничий, за 1990-е годы Россия потеряла около трети своего научного и квалифицированного потенциала. И продолжает терять. Проблему воспроизводства научных кадров может серьезно обострить принявший массовый характер отъезд молодых ученых и аспирантов для работы за границу, а также невозвращение многих российских студентов, обучающихся за рубежом. Мировой рынок интеллектуального труда предъявляет спрос, прежде всего, на элитных ученых, уже добившихся результатов, и перспективную талантливую молодежь – предэлиту, которая представляет собой интеллектуальный задел для будущих научных достижений.

   

^ Интеллектуальная миграция в России

    Проблема интеллектуальной миграции в России имеет две стороны. С одной стороны это «утечка умов» в дальнее зарубежье, с другой стороны, это «приток умов» из ближнего зарубежья. Термины «утечка умов» (brain drain), означающий потерю для стран – доноров и «приток умов» (brain gain), означает выигрыш принимающих сторон от интеллектуальной миграции впервые появились на рубеже 1960-х и ассоциировались поначалу с массовой миграцией интеллектуалов (ученых, инженеров и т.д.) из Европы в США, где можно было рассчитывать на большую заработную плату. Позже в процесс интеллектуальной миграции были вовлечены развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, и понятие «утечка умов» оказалась прочно связанным с характеристикой миграционных потоков ученых и высококвалифицированных специалистов из стран третьего мира и позже – в связи с распадом СССР, из постсоциалистических государств Восточной Европы (Ивахнюк, 2005).

     Существует несколько подходов к определению международной интеллектуальной миграции. Наиболее «строгое» определение включает в понятие межгосударственной интеллектуальной миграции «миграцию научных и преподавательских кадров высокой и высшей квалификации, реально или потенциально занятых научными исследованиями и разработками, а также обслуживанием этой отрасли» (Ушкалов, Малаха, 1999,с.19).

     Некоторые исследователи к этой категории мигрантов относят всех лиц, имеющих высшее образование занимающихся квалифицированным, интеллектуальным и творческим трудом, включая студентов, аспирантов и стажеров. Сторонники более широкого подхода относят к ним также и других высококвалифицированных работников, деятельность которых не связана с наукой как таковой, но связана с творчеством и часто является элементом престижа принимающей стороны: это работающие по контрактам музыканты, артисты, тренеры, спортсмены и т.д. (Ионцев, 1998).

    

^ Причины и последствия «утечки умов» из России

     Основная причина и ведущий фактор процесса «утечки умов» - глубокий кризис отечественной науки в связи с переходом страны к рынку и открытию границ, сопровождавшийся сокращением внутренних затрат на исследования и разработки. В целом, с 1985 – 1995гг. затраты на науку в России в сопоставимых ценах уменьшились по различным подсчетам, в 15-18 раз. Если десять лет назад они составляли 10 млрд. руб., то на 2002 г. они составляли 0,6 млрд. руб. (с учетом инфляции) (Авдокушин. Международные экономические отношения).

      Для ученых и высококвалифицированных специалистов весьма значимым является неудовлетворенность возможностями реализации своего творческого и научного потенциала из-за следующих причин:

      - недостаточно финансирования науки, материально – технического обеспечения исследовательского процесса, медленно внедрения результатов научных исследований в производство, низкой материальной и моральной оценки труда ученых;

      - низкого уровня научно – информационного обеспечения теоретических исследований и разработок, отсутствие современного научного оборудования;

      - незащищенности прав собственности на продукт интеллектуального труда;

      - материальные, информационные и другие ограничения возможностей общения с зарубежными коллегами.

      Не менее значимы также причины политические (кризис политической власти и неверие в возможность быстрой демократизации и прогресс рыночных реформ, политическая нестабильность, нарушение прав человека, обострение межнациональных отношений), т.е. весь спектр «выталкивающих факторов».

Последствия

     Процесс интеллектуальной эмиграции приобрел такие масштабы, что угрожает существованию и развитию целых направлений российской науки, вызывая целый ряд социальных и экономических последствий для российского общества.

      Распад научных школ существенно деформирует и организационную структуру российской науки. В настоящее время в России происходит процесс переориентации с «классического» типа научных школ на «американскую» модель организации научных исследований, перераспределение научно- технического и кадрового потенциала, что связано с существенными издержкам. В условиях резкого сокращения государственного финансирования науки коллективы- получатели грантов для выполнения отдельных научных задач приобретают все большее значение. На первый план выступают нравственно – психологические проблемы, а не научные. Новые формы организации науки не являются в большинстве случаев адекватной заменой традиционных для отечественной науки, особенно в фундаментальных исследованиях.

      Несмотря на сохранение значимости традиционных форм утечки умов все большую актуальность приобретают такие формы, как, например, утечка идей, не сопровождающаяся физическим перемещением умов, их генерирующих. Это работа по заказам иностранных организаций, программы предоставления грантов различных зарубежных фондов. Подсчитано, что от подобного сотрудничества, позволяющего ученым сводить концы с концами, Россия ежегодно теряет 600-700 млн. долларов, а от того, что наши производители интеллектуальной продукции совершенно не могут ее продавать и, в результате, обычно прибегают к услугам европейских и американских посредников, ежегодные потери нашей страны составляют 3-4 млрд. долларов. Кроме того, около 8 тыс. живущих в России ученых работают по более чем 40 научным программам, осуществляемым в интересах таких зарубежных заказчиков как, например, Министерство энергетики США или Пентагон (Юревич, 1998), помимо специалистов в области ядерной физики, ракетной технике и т.д., которые уезжают в страны третьего мира, наращивающие военную мощь. Если учесть, что примерно 20% российских специалистов подобного профиля обладают достаточными знаниями для того, чтобы наладить производство ядерного оружия, то, очевидно, что утечка российских умов за рубеж угрожает не только национальной, но и международной безопасности.

     

В целом, в настоящее время идет процесс уменьшения количественных параметров российского научного потенциала (численность занятых, затрат), ухудшение его качественных характеристик (отток наиболее работоспособных сотрудников, научной молодежи, старение и потеря материально – технической базы НИОКР).

     Этот процесс замедляет научно – технический прогресс, нарушает режим воспроизводства кадров высокой и высшей квалификации, отрицательно влияет на демографические и социальные стороны развития общества. Если кризис российской науки будет углубляться, то под угрозу будет поставлена технологическая и экономическая безопасность страны.

      Наибольшую тревогу у российских исследователей проблемы миграции научных кадров вызывает тот факт, что отток кадров из сферы НИОКР сопровождается неким спадом профессионально – квалификационной деятельности и ухудшением демографической структуры занятых. Во-первых, происходит значительное сокращение базы воспроизводства научно – исследовательских кадров и развития науки: нарушается демографический режим воспроизводства интеллектуального потенциала, что может привести к нижней допустимой границе. Во-вторых, нарастает разрыв между разными поколениями исследователей, и, особенно, между молодыми, не имеющими научной степени, и опытными исследователями.

    За прошедшее десятилетие число интеллигентов – гуманитариев сократилось примерно на одну треть, а численность технической интеллигенции, включая медиков, упала почти в три раза.

    

^ Анализ процессов интеллектуальной миграции в России

     Что касается «утечки умов» из современной России, то в нынешней ситуации для сохранения ее интеллектуального потенциала следовало бы обратить внимание на возможность компенсирования, связанную с притоком собственно интеллектуальных кадров из стран СНГ. В статистике Госкомстата РФ есть данные как по эмиграции кадров с высшим образованием, так и данные по беженцам и вынужденным переселенцам, классифицированных по уровню образования. Взяв за основу эти показатели (не берем в расчет внутренние миграции, так как для России в целом перемещения из одного региона в другой не меняют общей численности интеллектуальных кадров), мы можем сравнить «утечку» и «приток» умов.

     Так как одни исследователи включают в интеллектуальную эмиграцию только ученых и преподавателей высшей квалификации, другие – ученых и инженеров, программистов и всех лиц, имеющих высшее образование, в данной работе, в связи с отсутствием или неполнотой статистических данных, представлены данные на основании иммиграции и эмиграции лиц с высшим образованием.

    Итак, рассмотрим динамику международной эмиграции и иммиграции высококвалифицированных кадров в России с 1993-2003гг. (Табл.1, Табл.2).

 

^ Таблица 1. Эмиграция из Российской Федерации, в том числе высококвалифицированных кадров в 1993-2003г.



 

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2.

Эмиграция всего

 

64593

 

66995

 

73525

 

65095

 

149461

 

133017

 

129704

 

83438

 

62548

 

89589

 

79380

2.1

В т.ч. лиц с высшим образованием

 

13015

 

12908

 

14057

 

13424

 

28697

 

25539

 

24903

 

16020

 

12009

 

16479

 

14463

 

% эмиграции с в/о от всей эмиграции

 

20,2%

 

19,3%

 

19,1%

 

20,6%

 

19,2%

 

19,2%

 

19,2%

 

19,2%

 

19,2%

 

18,4%

 

18,2%

2.2

Кандидатов наук

11

2

6

20











83

59

2.3

Докторов наук

2

4

0

2











22

14

Источник: Численность и миграция населения Российской Федерации: Статистические бюллетени за соответствующий год. М., 1994-2004гг.      

     Из таблицы1 ясно видно, что до 1996г. наблюдалась стабильность в эмиграционных потоках, которые колебались в незначительных пределах 5-10% от среднего уровня эмиграции за период с 1993-1996г. А затем, в 1997г. произошел беспрецедентный взрыв эмиграции из России увеличившись в 2,3 раза по сравнению с предыдущим годом.

     Возможно, это было связано с политической ситуацией в России в тот период. В связи с переизбранием Б.Ельцина на второй президентский срок, курс правительства в глазах большинства людей оставался в целом неизменным, а значит, возникало недоверие, что правительство способно к борьбе с кризисом. Кроме того, эту ситуацию подхлестнул дефолт 1998 г., который привел к искусственному занижению курса рубля к иностранным валютам. Произошло обесценивание рубля примерно в 4 раза, что привело к снижению заработной платы в 4 раза. Вследствие кризиса и возможной экономической нестабильностью в России произошел всплеск эмиграции в Израиль, когда численность выехавших увеличилась почти в 2 раза, а затем в 2000г. сменился новым снижением до докризисного уровня. Всплеск выезда в Израиль произошел на фоне сохранения масштабов выезда в Германию и снижения – в США, т.е. экономический кризис неоднозначно повлиял на миграционные потоки.

    

Проанализируем данные Таблицы 2.

 

^ Таблица 2. Международная иммиграция в Российскую Федерацию
высококвалифицированных кадров в 1993-2003гг.




 

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

1.

Иммиграция всего

319925

499465

692050

817494

92379

84913

57131

42293

31086

158505

111883

1.1

В т.ч. лиц с высшим образованием

 

58659

 

93415

 

130193

 

153904

 

18002

 

15234

 

9979

 

7533

 

5548

 

28561

 

22185

 

% иммиграции с в/о от всей иммиграции

 

18,3%

 

18,7%

 

18,8%

 

18,8%

 

19,5%

 

18%

 

17,5%

 

17,8%

 

17,8%

 

18%

 

19,8%

1.2

Кандидатов наук



















206

161

1.3

Докторов наук



















40

29

Источник: Численность и миграция населения Российской Федерации: Статистические бюллетени за соответствующий год. М., 1994-2004гг.

     В 1993-1996гг. имелся беспрецедентный рост иммиграции в Россию, вызванный экономическим кризисом в республиках. По уровню безработицы и уровню заработной платы Россия была все-таки в несколько лучшем положении, чем остальные страны СНГ. Сравнительный анализ иммиграции общей и иммиграции лиц с высшим образованием (см. График 1 в Приложении 1) показал, что число иммигрантов с высшим образованием увеличивается пропорционально увеличению иммиграции в целом.

     ^ Таблица 5. Сравнительный анализ эмиграции кадров с высшим образованием из России
по странам в 1995-96гг. и в 2002-2003гг
.

Регион утечки умов

Эмиграция

1995

1996

2002

2003

Всего выехали из РФ (вся эмиграция)

73525

65095

89589

79380

Из них с в/о

14057

13424

16479

14463

Германия

6392

6005

5009

4439

Израиль

3097

3072

679

571

США

3152

2931

707

718

Канада

315

349

287

320

Финляндия

114

123

182

133

 

    Вторая половина 90-х годов дает типичную картину утечки умов из России. Основными «пожирателями умов» из России являются в количественном отношении Германия, США, Израиль, а также Канада. Однако, хотя общий объем эмиграции кадров с высшим образованием в 2002-2003 увеличился, поток эмигрантов именно в эти страны значительно сократился, за исключением Германии, где наблюдается лишь незначительное сокращение оттока. Если в 1995г. в США выехало 3152 специалиста с высшим образованием, то в 2003г. – 718 чел., то есть поток сократился в 4,4 раза. Аналогичная картина с интеллектуальной эмиграцией в Израиль: в 1995г. она составляла 3097 чел., а в 2003г. – всего 571 чел., поток сократился в 5,4 раза. Так, на долю Германии в 1995г. – пришлось 45,5% от общего количества интеллектуальных эмигрантов, США – 22,4%, Израиль – 22%, а в 2003г. на долю Германии пришлось 30,7%, США – 5%, Израиль – 4%.

   

Таблица 6. Сравнительный анализ эмиграции и иммиграции кадров с высшим образованием
из/в Российскую Федерацию по странам в 2002-2003гг
.

^ Регион утечки умов

2002

2003

Э

И

Э

И

Всего в/из РФ с в/о

16479

28561

14463

22185

^ Из них страны дал.заруб.всего

8043

1864

7269

1917

Германия

5009

404

4439

585

Израиль

679

447

571

484

США

707

212

718

195

Канада

287

31

320

48

Финляндия

182

30

133

27

^ СНГ и страны Балтии в т.ч.

8436

26697

7194

20268

Казахстан

1851

7422

1830

4236

Украина

3277

6083

2535

4097

Белоруссия

1556

1206

1184

1008

Молдавия

210

1380

176

1305

Кыргызстан

162

1704

141

1039

Таджикистан

205

1084

240

1049

Узбекистан

264

3863

229

3594

Туркмения

62

815

47

1168

Армения

270

974

272

766

Грузия

194

1041

177

911

Азербайджан

180

632

168

594

 

    Как мы видим из Таблицы 6, самыми крупными поставщиками рабочей силы, в том числе квалифицированных специалистов из ближнего зарубежья, являются Казахстан – 27,8%, Украина – 22,8% и Узбекистан – 17,7% от общей численности квалифицированных иммигрантов в 2002г.

    В 2003г. заметно снизился поток интеллектуальной иммиграции из СНГ на 6429 чел., в основном за счет Казахстана, где приток кадров с высшим образованием уменьшился почти на 7% по сравнению с предыдущим годом, Украины – 2,6% и Кыргызстана 1,3%, а также по всем остальным странам мы наблюдаем хоть и небольшое, но уменьшение притока. Только приток из Туркмении значительно увеличился с 815 чел. в 2002г. до 1168 чел. в 2003г.

    
Заключение

Миграционный приток в высокоразвитые страны работников, пригодных для занятости в области интеллектуальной деятельности, ведет к повышению в этих странах национальной безопасности как посредством ускорения экономического роста, так и обеспечения военного преимущества. Поэтому в данных странах были приняты специальные законы и другие нормативные акты, стимулирующие приток интеллектуальных мигрантов из-за рубежа. Уменьшение потерь от оттока интеллектуальных мигрантов в странах-донорах возможно лишь частично при реализации специального комплекса мероприятий миграционной политики, к разработке которого в России еще не приступали.

Совершенно очевидно, что в России назрел вопрос о разработке целостной системы государственного регулирования национального рынка труда с учетом влияния на него мирового рынка рабочей силы. По мере вовлечения нашей страны в мировой миграционный кругооборот возникает потребность в создании системы социально-правовой защиты эмигрантов, организации консультационной помощи для выезжающих и въезжающих в страну, оказании помощи при заключении трудовых контрактов и т.д. При этом необходимо, чтобы такая политика строилась на основе двух- и многосторонних межгосударственных соглашений. Опыт подобного сотрудничества государств-доноров и государств-реципиентов уже имеется в мировой практике.


Скачать файл (1369.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации