Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Глобализация - противоречивый процесс - файл 1.doc


Контрольная работа - Глобализация - противоречивый процесс
скачать (138.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc139kb.25.11.2011 11:22скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ПРОЦЕСС
Содержание

Введение

1. Влияние глобализации на национальные экономики.

2. Региональные аспекты глобализации.

3. Опасности, связаные з процессом глобализации

Заключение

Список литературы

Введение

К концу ХХ столетия термин “глобализация” стал популярным. Он используется в дебатах по проблемам управления в сфере многостороннего сотрудничества. Глобализация рассматривается, с одной стороны, в качестве важного источника новых возможностей, с другой – как причина многих бед и даже конфликтов внутри отдельных государств, а также между странами (регионами).

Существует много подходов к анализу процесса глобализации и делается множество попыток ее определения.

Кратко глобализацию можно определить как высшую стадию интернационализации. В более широком представлении под ней следует понимать совокупность таких процессов и явлений, как трансграничные потоки товаров, услуг, капитала, технологии, информации и межстрановое перемещение людей, преобладание ориентации на мировой рынок в торговле, инвестировании и других трансакциях (на уровне фирм), территориальная и институциональная интеграция рынков, а также возникновение глобальных проблем типа экологической деградации или чрезмерного роста народонаселения, для решения которых необходимо всемирное сотрудничество. Характерной особенностью здесь являются международные потоки, которые в условиях либерализации почти или вовсе не контролируются национальными законодательствами. В основном это потоки капитала и информации.

Исторические корни глобализации уходят в процесс интернационализации, который с позиции отдельных стран развивается в двух направлениях – вовнутрь и вовне. Развитие вовнутрь означает, что процесс идет по пути расширения использования иностранных товаров, капитала, услуг, технологии, информации в сфере внутреннего потребления данной страны. Развитие вовне характеризуется преобладанием ориентации стран на мировой рынок и глобальной экспансией фирм в торговле, инвестициях и других сделках. Главным следствием этого процесса наряду с ростом взаимозависимости государств является пространственная и институциональная интеграция рынков.

Интернационализация стимулировала экономический прогресс. Она привела к расширению обмена материальными и интеллектуальными ценностями, благотворно сказалась на контактах между людьми. Однако данный процесс шел в определенных экономических и социально-политических условиях. Сама природа процесса, интересы и система ценностей оказались весьма благоприятными лишь для определенных групп стран.

В рамках интернационализационного процесса сложился комплекс отношений между его участниками. Некоторые из этих отношений носят интеграционную направленность, другие могут вести к дезинтеграции и расколу. Противоречивость самого процесса интернационализации и сохранение в силе государственных структур остаются важными источниками конфликтов в современной мировой системе, несмотря на многочисленные усилия по их гармонизации. Формы проявления и последствия конфликтов, а также средства и возможности их разрешения различны в отдельных группах стран. Различия определяются характером взаимосвязей в данной системе и уровнем развития соответствующих стран, а также спецификой их социальных, идеологических и культурных структур.



1. Влияние глобализации на национальные экономики

В разные времена считалось, что страны смогут обеспечить своим гражданам лучшую жизнь, изолировав национальные хозяйства и поддерживая лишь минимальные экономические контакты с другими государствами, особенно если они придерживались иных социальных и политических ценностей.

После второй мировой войны страны постепенно вступали на путь все большей открытости в сфере экономических отношений, которая в настоящее время достигла высокой степени для всех национальных экономик. Решение задач технологического развития заставляет государства объединять свои усилия в общий процесс, в рамках которого тесное взаимодействие становится абсолютно необходимым.

Поскольку многие страны находятся на разной стадии экономического развития, имеют отличные по характеру институты, приоритеты и пр., они не могут и не должны осуществлять политику открытых дверей все сразу и в равной мере. Вместе с тем нельзя бесконечно сопротивляться силам глобализации, необходимо постепенно научиться управлять этим процессом, направляя экономику в его русло.

Техническими аспектами перехода к глобализации являются компьютеры, телекоммуникационное оборудование, телекоммуникационная инфраструктура, информационные потоки, возросшая скорость передвижения (например, с помощью реактивных самолетов), распространение знаний в результате научного или других видов интеллектуального взаимообмена.

В настоящее время передача информации осуществляется практически безотлагательно. Сообщения об экономических возможностях и сделках быстро передаются по всему миру. Для товаров и некоторых видов услуг пока еще требуется несколько дней и даже недель, чтобы попасть из одного места в другое, информация же подается немедленно. Если в каком-либо уголке мира происходит существенное изменение на рынке, то о нем становится известно практически мгновенно во всех других его частях. Это особенно характерно для событий на фондовых биржах, валютных и товарных рынках, а также для научных открытий и их использования.

Подобные технические возможности были немыслимы еще 50 лет назад. Поэтому планирование послевоенного экономического развития как внутри отдельных стран, так и в международном масштабе осуществлялось совершенно другими путями.

Какие же факторы способствуют продвижению в сторону глобализации? Проанализируем явление глобализации с точки зрения следующих ключевых процессов:

• движение товаров между странами и секторами экономики;

• движение услуг между странами и секторами экономики;

• движение финансового капитала между странами;

• передвижение людей между странами, вызванное потребностями осуществления экономических функций;

• валютные операции на международных валютных рынках;

• движение интеллектуальной продукции и идей между исследовательскими и учебными центрами.

^ Внешнеэкономические отношения между странами

 Идея свободной торговли на чисто интеллектуальном уровне восходит к экономической мысли времен А. Смита и Д. Рикардо (ХVIII – начало ХIХ в.). Она согласуется с принципом относительного преимущества – каждая страна специализируется в тех сферах экономической деятельности, которые такое преимущество ей обеспечивают.

Когда такая специализация отсутствует и страны предпринимают адаптационные шаги по ее достижению, они, как минимум, не проигрывают от принятых мер. При этом очень велика вероятность того, что положение некоторых из них улучшится. Такую ситуацию обычно называют "оптимальной" в духе закона Парето.

В общепринятом смысле оптимальность свободной торговли между странами интерпретируется в том плане, что производимый в мире валовой продукт возрастает в результате принятия мер по переходу от неполной свободы торговли (из-за политики протекционизма) к полной. Хотя свободная торговля не обязательно ведет к достижению максимума мирового валового продукта, эмпирические данные свидетельствуют о том, что повышение объемов мировой торговли тесно связано с его ростом. Из таблицы видно, что объемы мировой торговли увеличиваются более высокими темпами, чем мирового производства, и что высокие темпы прироста объемов мировой торговли совпадают с высокими темпами прироста объемов мирового производства.

Есть и другие доводы в пользу благотворного влияния торговли. Она стратегически необходима для процесса развития и роста. Открытые экономики доказали свое превосходство перед государствами, осуществляющими протекционистскую политику. Многие развивающиеся страны пытались проводить политику замены импорта местной продукцией, но быстро убедились, что это приводит к безнадежному отставанию от стран с открытой экономикой.

Таковы некоторые причины, по которым концепция свободной торговли находит широкую поддержку среди экономистов. Однако свободная торговля – лишь один аспект глобализации. По другим же ее аспектам полного единства взглядов нет.

 Партнеры по мировой торговле часто сетуют на наличие фактора неопределенности, связанного с колебаниями валютных курсов. Ситуация с ними настолько различна, что на одном полюсе имеют место жестко фиксированные курсы, на другом – свободно колеблющиеся (гибкие или плавающие).

До начала первой мировой войны, когда широко использовался золотой стандарт, основой формирования валютных курсов служил золотой паритет, т.е. соотношение денежных единиц разных стран по их официальному золотому содержанию. Затем эта система утратила свою эффективность.

Годовые темпы прироста объемов мировой торговли и валового ирового продукта, %

Годы

Мировая торговля

Валовой мировой продукт

1979-1988 (в среднем за период)

4,3

3,4

1989

7,4

3,7

1990

5,5

2,7

1991

3,9

1,8

1992

5,0

2,8

1993

4,1

2,7

1994

9,2

4,1

1995

9,2

3,7

1996

5,6

4,0

Источник: обзор МВФ о состоянии мировой экономики

В период между двумя мировыми войнами предпринимались попытки восстановить финансовый порядок золотого стандарта, но возобладал "экономический национализм", и страны стали защищаться, воздвигая тарифные барьеры. Мировая экономика находилась преимущественно в состоянии депрессии.

После второй мировой войны были установлены твердые валютные паритеты для стран – членов МВФ в результате решений, принятых Бреттонвудской конференцией ООН. За 25-летний период действия этой системы мировая экономика оправилась от военной разрухи. И золотой стандарт, и стабильные валютные паритеты перестали работать эффективно, поскольку были перекрыты каналы адаптации к экономическим потрясениям с помощью изменения валютных курсов.

Введенная затем система плавающих валютных курсов обслуживала мировую экономику в период, когда она испытывала потрясения на стороне предложения в результате нефтяного эмбарго и влияния ОПЕК на цены на энергоносители. Некоторые экономисты считают, что эта система помогла миру преодолеть нефтяной кризис, однако фактически она привела к кризису задолженности в 80-х годах, когда страны – экспортеры нефти попытались "пропустить" добавочные нефтедоллары через международную банковскую систему.

Результат оказался катастрофическим для многих развивающихся стран: в это "потерянное десятилетие" банки пытались вовлечь неиспользуемые депозиты в активный оборот в форме кредитов странам третьего мира, но они оказались непосильным грузом, поскольку процентные ставки в основных государствах-кредиторах неожиданно подскочили в результате борьбы с их собственной инфляцией с помощью традиционных монетаристских методов – ужесточения условий кредита и повышения процентных ставок.

Пройдя через периоды золотого стандарта, протекционизма, фиксированных валютных курсов, кризиса задолженности, мир движется теперь в направлении глобализации. Страны Западной Европы пытаются избавиться от неопределенности в сфере валютных курсов путем создания единой валюты и Европейского центрального банка, но при этом им придется пожертвовать определенной долей свободы, связанной с возможностью проведения собственной кредитно-денежной политики.

Выбор альтернатив – обычное явление в экономике. Но европейский вариант позволит ликвидировать фактор неопределенности валютных курсов только для тех стран, которые присоединятся к Европейскому валютному союзу. Колебания валютных курсов между европейской и другими валютами сохранятся. Эти колебания, подобные тем, какие возникают сейчас в условиях глобализации в Азии, Северной Америке, Латинской Америке и Африке, видимо, будут существовать в течение некоторого времени.

 В процессе глобализации концепция свободной торговли будет существенно расширяться. Следующей областью либерализации становится сфера услуг, включая финансовое обслуживание и интеллектуальную продукцию. Последняя создаст ряд сложных проблем, поскольку многие ее виды носят субъективный характер и не поддаются определению на основе точных спецификаций, к тому же они напрямую связаны с самим техническим прогрессом, способствующим глобализации, как, например, компьютерные услуги и средства телекоммуникации. В финансовом секторе экономики большинство операций включают в себя услуги по переводу денежных средств, осуществлению инвестиций, хеджированию риска. Многие из этих операций еще не до конца исследованы, что осложняет попытки стабилизировать их экономический эффект, не говоря о том, что они осуществляются с огромной скоростью и в широчайших масштабах

 Еще один шаг на пути к глобализации – свободное движение капиталов и финансовых инструментов, обслуживаемое финансовой сферой.

В период кризиса задолженности 80-х годов потоки капитала, сопровождаемые тяжким грузом долговых обязательств, оказались ловушкой для многих развивающихся стран и нанесли большой ущерб значительной части мировой экономики. В настоящее время такого же рода неуправляемые потоки финансового капитала направляются в Мексику, Юго- Восточную Азию, Южную Корею, многие страны Латинской Америки. Не все они имеют форму займов и кредитов, но и будучи краткосрочными трансфертами капитала в форме акций вызывают сходные проблемы для развивающихся стран. Эти проблемы проявляются в неэффективности инвестиций, быстрых приливах и отливах капиталов в условиях сравнительно небольших открытых экономик, не готовых еще использовать современные финансовые инструменты в собственных интересах.

Потоки капитала в развивающиеся страны были бы полезны с точки зрения покрытия дефицитов их платежных балансов, но для этого они должны быть связаны с определенными условиями, предсказуемыми и долгосрочными. Что особенно важно, страны-получатели должны располагать институциональными структурами, необходимыми для эффективного использования притока капиталов.

В числе этих институтов – отлаженные рынки финансовых инструментов, особенно государственных обязательств; законодательство о банкротстве; процедуры управления компаниями-банкротами; хозяйственное право в целом; защита прав собственности в патентной системе; правила хозяйственного учета; органы государственного регулирования для защиты интересов общества.

Наличие таких институтов – непременное условие эффективного хозяйствования. Необходимо создание и использование в хозяйственной практике соответствующих рынков, деловых предприятий, осуществляющих оценку капиталов, торговлю ценными бумагами, превращение финансовых потоков в конкретные формы реальных производственных активов. В противном случае возрастает риск экономических ошибок, углубления социального неравенства, взрывоопасных ситуаций, грозящих кризисом и всеобщим хаосом.

Каждый шаг в этом направлении может потребовать нескольких лет. Идея постепенной реализации подобных шагов и их проверки на эффективность кажется вполне оправданной. Многие кризисы, включая кризис задолженности развивающихся стран в 80-х годах, финансовый кризис в Мексике в 1994 г., теперешний азиатский финансовый кризис возникли из-за недостатков государственного регулирования, предоставления необоснованных кредитов, повлекших за собой банкротства, резкие колебания валютных курсов и фондовых рынков. В ряде стран все это вылилось в захват собственности криминальными элементами или проведение ими нелегальных операций. Если бы необходимые экономические институты существовали и действовали, а рынки были открыты для процессов глобализации лишь в ограниченной степени, весьма вероятно, что некоторых из этих нарушений удалось бы избежать.

Подобные проблемы, связанные с глобализацией рынков, затрагивают не только развивающиеся страны, стремящиеся повысить свой экономический статус. США пережили серьезный кризис кредитных и сберегательных учреждений, который разрешался с помощью спешных, адекватных данному случаю мер, подобно тому, как это делалось во времена кризиса задолженности 80-х годов. В настоящее время в Японии можно наблюдать финансовые скандалы, криминальную активность, необоснованные кредиты со стороны крупных финансовых компаний, приведшие к банкротству ряда ведущих предприятий.

 Наряду со свободным движением финансовых услуг и капиталов важное значение имеет беспрепятственное перемещение людей. Жители относительно бедных стран третьего мира находят применение в качестве неквалифицированной или малоквалифицированной рабочей силы в развитых странах. Это могут быть сельскохозяйственные рабочие, шахтеры, члены строительных бригад, рабочие сферы обслуживания. Несмотря на нередко тяжелые условия труда, для многих жизнь и работа в этих странах представляется более привлекательной, чем на родине, некоторые питают надежду остаться там на постоянное жительство, другие хотят повысить свою квалификацию.

Принимающие страны, использующие обычно иностранных "гостей" для заполнения определенных ниш на рынке труда, связанных с низкоквалифицированной и малооплачиваемой работой, пытаются удерживать иммиграцию в известных пределах. Вместе с тем в рамках некоторых региональных экономических группировок, например Европейского союза, разрешается свободное перемещение людей, однако государства, желающие присоединиться к этому союзу, встречают сопротивление со стороны его членов, которые не хотят предоставить им право на свободную иммиграцию.

В современных условиях глобализации телекоммуникационные технологии открывают новые возможности в этой области. Создание компьютерных программ и их применение, например, для обработки данных, возможно практически повсеместно. Любая компания в Европе, Северной Америке или Японии может с легкостью по


^ 2. Региональные аспекты глобализации.

Все больше территориальных образований взаимодействуют друг с другом в ходе постоянного международного обмена продукцией, услугами и информацией. Рынок стирает границы между странами. Мир превращается в одну "большую деревню". Глобализация производства и рынка прогрессирует незаметно, но безостановочно. Последствия этого все более ощутимы. Не всегда они вселяют оптимизм.

В данной статье рассматривается проблема связи между трансформируемой чешской экономикой в целом и ее отдельными регионами в аспекте развивающегося процесса глобализации.

^ Региональный аспект глобализации

В результате участия все большего числа объектов в международном обмене продукцией и услугами может сложиться впечатление, что речь идет о сугубо позитивном явлении, способствующем уменьшению различий между богатыми и бедными людьми, регионами и странами. В действительности эти различия увеличиваются. Как свидетельствует статистика ООН, бедные становятся еще бедней, а богатые - богаче. Сегодня в мире более 1,5 млрд человек живут хуже, чем 10 лет назад. В то же время в США в 1996 г. 400 самых богатых граждан владели собственностью, превышающей 1 млрд долл.

Дифференциация усиливается и в наиболее промышленно развитых странах, входящих в ОЭСР. Свыше 50 млн человек здесь бедствуют, 10 млн не имеют жилья, 35 млн являются длительное время безработными.

Таким образом, бедность приобретает все более масштабный характер, становясь оборотной стороной процесса глобализации экономики и порождая насилие, наркоманию, болезни, миграцию, терроризм и политическую нестабильность.

Глобализация бедности - это результат ограниченного влияния рынка, фундаментом которого являются приватизация и либерализация. Рынок, обычно считающийся всемогущей силой, действует скрытно. Несколько сотен транснациональных корпораций, несколько десятков банков, инвестиционных и страховых фондов принимают решения, касающиеся основной части мирового производства и торговли.

Несомненно, что глобализация - постоянно развивающийся процесс, отличающийся долгосрочным характером. В современных условиях его проявления - это вызов человечеству, особенно той его части, которая ощущает ответственность за будущее.

В ответ на требование глобализации европейские политики целенаправленно стремятся к тому, чтобы этот континент стал сообществом регионов. Государственные границы мешают производству и рынку, препятствуют свободному передвижению людей.

Вместе с тем и в современных условиях не теряют своего значения такие традиционные ценности, как отчий дом, связь человека и его семьи с местом их обитания. В этом плане регион как место, где человек живет, работает, занимается предпринимательством, в контексте глобализации приобретает новое значение. Люди могут обойтись без государственных границ и многих других атрибутов центральной государственной власти, но они не могут существовать без домашнего очага и, следовательно, без района, где он находится.

Региональное самоуправление как выражение демократии на региональном уровне и квалифицированное управление регионами по своему значению начинает не уступать республиканскому парламенту и правительству.

Не случайно поэтому, что при решении вопросов организации и управления в рамках ЕС все большее значение придается уважению прав мелких территориальных образований в противовес принципу централизации управления. Не случайно также появление и развитие еврорегионов, которых в Европе уже около 100.

В этой связи не вызывает удивления, что региональная политика относится к числу наиболее финансово обеспеченных направлений деятельности ЕС. Целью ее является оказание помощи отсталым районам, регионам, испытывающим трудности из-за упадка ранее развивавшихся промышленных отраслей, районам, страдающим от высокого уровня безработицы среди молодежи, а также находящимся в трудном положении по другим причинам.

Свидетельством понимания вызова глобализации является, на наш взгляд, тот факт, что ЕС выделяет средства присоединившимся странам для выполнения некоторых программ (например, на развитие инфраструктуры в рамках приграничного сотрудничества).

^ Региональный аспект трансформации

Под трансформацией понимается обычно такое изменение условий, при котором централизованная и директивно управляемая экономика, состоящая в основном из государственных монополий, преобразуется в рыночное хозяйство свободно конкурирующих, преимущественно частных компаний.

Комплекс мер и этапы процесса трансформации описаны уже достаточно подробно. Это в значительной мере универсальный набор нововведений для всех стран с трансформируемой экономикой. Наиболее существенные различия при их реализации возникают в тех случаях, когда в действие вступают специфические факторы.

К ним относится фактор времени, в частности выбор ускоренного или замедленного варианта трансформации. Например, в Чешской Республике предпочли ускоренный вариант приватизации, который после первоначальных успехов все в большей степени начинает приводить к отрицательным результатам. Государственная политика, направленная исключительно на поддержание макроэкономической стабильности, в течение двух последних лет породила серьезные нарушения в экономике: увеличивается отрицательное сальдо во внешней торговле, растет дефицит государственного бюджета. В результате правительство было вынуждено прибегнуть к административным мерам, противоречащим философии чистого либерализма, приверженцем которой оно является.

Концепция ускоренной приватизации требовала устранения препятствий на ее пути, к числу которых было отнесено и наличие самоуправляемых территориальных образований - районов и областей. Они ликвидированы в начале трансформационного процесса. Поскольку преобразования осуществлялись с учетом политических и экономических факторов, ликвидация региональных звеньев прошла достаточно гладко.

В настоящее время территориальное самоуправление начинается и заканчивается на уровне 6 233 общин. Районы функционируют лишь как промежуточные звенья в системе государственного управления. Если бы они были ликвидированы полностью, население должно было бы решать все вопросы в своем населенном пункте или ездить в Прагу. Очевидно, что оба варианта неприемлемы.

Поэтому в настоящее время сохранились 76 районов, действующих как административные звенья системы государственного управления. Районы и прежде не были экономически самостоятельными единицами. Роль экономически самостоятельных территориальных образований выполняли восемь областей. В условиях централизованной директивной системы в течение длительного времени проводилась политика выравнивания уровней их социально-экономического развития. Такая политика не отвечает принципам либеральной концепции рыночной экономики, что также способствовало ликвидации областей.

Правительство Чешской Республики не имеет законодательно оформленной региональной политики. Не существует ни одной правовой нормы, регулирующей деятельность в этой области. Региональной политики нет и по сути, так как нет ее адресата - регионов.

Региональной политикой считается поддержка малого и среднего предпринимательства. Она заключается в том, что созданный правительством Чешскоморавский банк при соблюдении определенных условий дает предпринимателям гарантии оплаты банковских кредитов и выделяет ссуды для уплаты процентов по кредитам, предоставленным другими коммерческими банками.

Ежегодно правительство принимает ряд специальных программ поддержки территорий, ориентированных на решение проблем районов и общин, находящихся в особо сложном положении. В качестве критерия при выборе территорий используется уровень безработицы. Поддержка предпринимателей нацелена на создание новых рабочих мест.

В результате трансформации стало усиливаться различие между наиболее и наименее развитыми в промышленном отношении областями, которое прежде уменьшалось. В 1965 г. разрыв составил 20,1 пункта (исходя из доли отдельных областей в общем объеме промышленного производства страны), в 1980 г. - 13,5, в 1989 г. - 12,8, в 1996 г. - 15 пунктов (между Североморавской и Южночешской областями).

^ Региональная политика на локальном уровне

Отсутствие официальной государственной региональной политики не означает, что такая политика не проводится вообще.

Во-первых, каждое решение центральных органов имеет региональные последствия, даже если при его принятии они не принимались во внимание.

Во-вторых, в современных условиях господствует индивидуалистический подход к управлению государством, суть которого можно выразить следующим образом: люди должны помочь себе сами, а если им будет особенно плохо, возможно, кто-то окажет им помощь.

Основываясь на опыте частых неформальных контактов с компетентными представителями общин, городов и районов (а также компаний), могу констатировать, что на местном уровне люди начали проявлять инициативу. Однако все еще встречаются поселения, где живут в ожидании решений центральных органов.

Такие отличия в ориентации объясняются рядом причин. Важнейшая из них - разная степень стремления и подготовленности населения к самостоятельному принятию решений. Там, где такое стремление было ярко выражено и прежде, в новых условиях по инициативе снизу быстро создаются органы, в задачи которых входит защита общих интересов и принятие решений местного масштаба.

Таким образом, многое зависит от наличия у населения инстинкта регионального самосохранения. Нужны инициативные люди с развитым интеллектом, способные отстаивать интересы региона. Однако они встречаются нечасто. Поэтому такую роль выполняют обычно группы интеллектуалов, работающих в университетах, вузах, научно-исследовательских институтах, а также в специализированных профессиональных организациях типа региональных советов, ассоциаций общин и городов, экономических советов и т.п.

Формированию таких групп способствовало создание (после ликвидации прежней системы) региональных филиалов университетов и вузов, которые традиционно сконцентрированы в небольшом числе крупных городов. Постепенно эти филиалы превращались в самостоятельные учебные заведения и сегодня существуют там, где удалось обеспечить их необходимыми кадрами.

Наряду с университетами и вузами в регионах на добровольных началах образуются объединения общин и городов. Главная их цель - соединить финансовые ресурсы и интеллект участников для решения общих проблем и выполнения программ развития. Некоторые объединения создали специальный орган типа регионального агентства, предназначенный для эффективной реализации согласованных проектов. В ряде случаев подобные агентства организованы на средства ЕС.

Сформировав такие объединения, регионы получили возможность выразить свои интересы и обеспечить будущих региональных политиков необходимой информацией. Постановление правительства предусматривает создание крупных территориальных самоуправляемых образований до проведения местных выборов в 1998 г.

Представляется, что правительство оказало регионам большую услугу, не препятствуя созданию там университетов, предоставив возможность развивать кооперацию на региональном уровне и создавать профессиональные организации типа упомянутых выше агентств.

Следует отметить, что университеты и агентства созданы в наиболее развитых и богатых регионах, так как необходимая организационная работа требовала соответствующего финансирования. Менее богатые регионы остались в стороне от этого процесса. Им нужна помощь, иначе они станут еще бедней и межрегиональные диспропорции могут превысить допустимые границы. Для спасения наиболее слабых районов одних программ поддержки мелкого предпринимательства недостаточно, однако правительство по-прежнему препятствует существенному перераспределению финансовых средств между регионами.

Новое понимание процессов перераспределения финансовых средств не сводится к простому уменьшению межрегиональных различий, а направлено на обеспечение стабильности системы в целом. Целью является всестороннее содействие наиболее полному использованию существующего регионального потенциала, при этом прежде всего необходимо сформировать крупные территориальные самоуправляемые образования.

^ Направленность региональной политики локального масштаба

Сегодня наиболее крупные и богатые города, прежде всего районные центры, стремятся привлечь инвесторов. Время, когда они видели спасение только в иностранных партнерах, прошло. Нередко такие ожидания оказывались неоправданными, поэтому теперь, как правило, не делается различий между отечественными и иностранными вкладчиками капитала. Важно, чтобы они обладали необходимыми средствами и серьезно относились к делу.

Большую пользу городам принесло участие в Программе сертификации экономического развития общин. Она заставила участников критически оценить действующую систему управления городом и наметить новые концептуальные подходы к решению его проблем. Программа способствовала организационным преобразованиям управленческих структур и более открытому и обдуманному взаимодействию с вкладчиками капитала. Представители городов научились работать с ними так, как это принято в ЕС. Получив сертификат, они подтверждают свою способность обеспечить экономическое развитие города и создать условия для стратегических инвесторов.

Вкладчиков капитала привлекает также наличие концептуальных программ развития и территориальных планов (сегодня все города признают их важность). Преимущество получили города, не ликвидировавшие отдел главного архитектора и привлекающие его к выполнению такого рода работ. Утвержденный план с четко установленными площадями для коммерческого использования является необходимым условием для начала переговоров с инвестором.

Городские власти понимают, что одного территориального плана недостаточно. Необходимо подготовить строительную площадку (обычно площадью от 10 до 30 га). Выделяется специальная территория и община должна стать ее владельцем. Для этого выкупаются участки, принадлежащие различным собственникам. Община стремится обеспечить комплексное оснащение территории необходимыми инженерными сооружениями, чтобы намеченный инвестор мог сразу приступить к строительству.

Следующий этап - непосредственные переговоры с инвестором. Предпочтение следует отдавать перспективным вариантам, избегая получения сиюминутной выгоды, например за счет продажи подготовленной территории. Некоторые города бесплатно предоставляют инвестору оборудованную площадку. Так, в г.Уничов при продаже участка под строительство с покупателя требуют поручительство в форме векселя с 2-летним сроком действия. Если инвестор до этого срока выполнит заранее оговоренные условия проекта, ему возвращают вексель.

Хотя в документах, отражающих стратегию регионального развития, не упоминается феномен глобализации, очевидно, что в регионах оценивают ее возможные последствия. Об этом свидетельствует тот факт, что большое значение там придается диверсификации отраслевой и организационной структуры компаний. Потребности диверсификации учитываются при формировании образовательной системы региона.

В ряде городов компании принимают меры с целью удержать молодежь после окончания учебы: предоставляют солидные кредиты с гарантией приема на работу по завершению обучения, оказывают содействие в улучшении жилищных условий. Города помогают созданию для молодежи новых рабочих мест.

В некоторых регионах вводится в обиход символика, подчеркивающая особенности отдельных городов. Так, в рамках концепции Европы как сообщества свободных регионов г.Оломоуц упоминается как вольный город, г.Опава считается "силезским Бейрутом" из-за сочетания современности с историческим наследием (в течение нескольких столетий этот город был центром чешско-немецко-польской культуры) и т.д. Полагаю полезным присвоение городам подобных символов.

Каждый регион по-своему привлекателен, тем более на территории Чехии, находящейся в центре Европы, хотя сама оценка привлекательности носит весьма субъективный характер. Экономически процветающие районы могут привлечь работников разных профессий возможностью приложения сил и получения высоких доходов, приграничные регионы - красотой природы, спокойным образом жизни. Важно, чтобы привлекательность того или иного региона признавали сами жители, а региональные организации всячески поддерживали это. Региональную идентичность (отождествление с регионом его жителей) можно считать важным мотивационным фактором.

***

Подведем некоторые итоги. В условиях глобализации экономики возрастает значение регионального аспекта организации и управления обществом. Несмотря на отсутствие в чешском варианте ускоренной трансформации региональной составляющей, региональная политика продолжает существовать на локальном уровне.

Глобализация и трансформация тесно взаимосвязаны. Трансформация, как и глобализация, сопровождается дифференциацией регионов на богатые и бедные или усилением ее.

Меры, предпринимаемые по инициативе представителей общин и городов, недостаточны для сдерживания роста такой дифференциации. Правительство должно взять на себя часть ответственности за ее устранение.

^ 3. Опасности, связаные з процессом глобализации

Глобализация означает растущую взаимозависимость стран в результате увеличения масштабов международной торговли и расширения ее сферы, охватывающей не только обмен товарами, но и услугами и капиталом. Преимущества глобализации хорошо известны – она позволяет углублять международное разделение труда, более эффективно распределять средства и в конечном счете способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах).

Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков. Кроме того, передовые технологии резко сокращают транспортные, телекоммуникационные и расчетные издержки и обычно облегчают глобальную интеграцию национальных рынков.

Вместе с тем мировая общественность испытывает беспокойство в связи с размахом и скоростью глобализации, полагая, что это сопряжено с риском для привычной жизни. Поскольку об опасностях глобализации говорится меньше, чем о преимуществах, остановимся на этой стороне вопроса.

^ Первая угроза в связи с глобализацией вызвана тем, что ее преимущества, которые людям понятны, будут, однако, распределяться неравномерно. В краткосрочной перспективе, как известно, изменения в обрабатывающей промышленности, сфере услуг приводят к тому, что отрасли, получающие выгоды от внешней торговли, и отрасли, связанные с экспортом, испытывают больший приток капитала и квалифицированной рабочей силы. В то же время ряд отраслей значительно проигрывает от глобализационных процессов, теряя свои конкурентные преимущества из-за возросшей открытости рынка. Такие отрасли вынуждены прилагать дополнительные усилия, чтобы приспособиться к изменившимся не в их пользу хозяйственным условиям.

Это означает возможность оттока капиталов и рабочей силы из этих отраслей, что послужит главной причиной для принятия адаптационных мер, сопряженных с очень большими затратами. Адаптационные меры чреваты для людей потерей работы, необходимостью поиска другого рабочего места, переквалификации, что приводит не только к семейным проблемам, но и требует крупных социальных расходов, причем в короткие сроки. В конечном итоге произойдет перераспределение рабочей силы, но поначалу социальные издержки будут очень велики. Это относится не только к отраслям, которые в Европе были существенно трансформированы в последние тридцать лет.

Из выступления на Европейском банковском и финансовом форуме-98 (г.Прага, 24 марте 1998 г.).

На моей родине, в Шотландии во времена моей молодости трудно было представить, как можно закрыть порядка 300 угледобывающих предприятий, оставив лишь единицы. Теперь их насчитывается около десятка. Судостроение, бывшее опорой экономики, практически прекратило свое существование – осталось всего две-три действующие верфи. Исчезло и тяжелое машиностроение. Все это привело к радикальным и болезненным переменам в обществе.

Именно это происходит во всей Европе, хотя и с разной скоростью. Следует признать, что подобные перемены таят в себе серьезную угрозу сложившейся хозяйственной структуре, и правительства должны взять на себя тяжелое бремя социальных расходов, связанных с выплатой компенсаций, переподготовкой, выплатой пособий по безработице, оказанием поддержки малообеспеченным семьям.

^ Второй угрозой многие считают деиндустриализацию экономики, поскольку глобальная открытость ассоциируется со снижением занятости в обрабатывающих отраслях как в Европе, так и в США.

На самом деле, однако, этот процесс не является следствием глобализации, хотя и протекает параллельно с ним. Деиндустриализация – нормальное явление, порождаемое технологическим прогрессом и экономическим развитием. Действительно, доля обрабатывающих отраслей в экономике промышленно развитых стран резко снижается, но это снижение балансируется быстрым ростом удельного веса сферы услуг, включая финансовый сектор.

В связи со снижением занятости в обрабатывающих отраслях в сопоставлении со сферой услуг производительность будет зависеть в первую очередь от этой сферы, которая, традиционно отличается ее более низким уровнем. Это значит, что если страна хочет увеличивать свой ВНП, она должна использовать все возможности для поднятия производительности в сфере услуг. Трудность здесь состоит в том, что именно данная сфера всегда отличалась средоточием большого количества рабочей силы. Поэтому если страна действительно намерена использовать все возможности для повышения производительности в сфере услуг, потребуются меры по дерегулированию и развитию конкуренции, включая банковско-финансовый сектор.

В настоящее время данный процесс уже начался и это касается не только перемен в политике занятости в угледобывающей, сталелитейной и судостроительной отраслях промышленности. Сегодня уже видно, как быстро меняющиеся технологии приводят к весьма подвижным изменениям в практике контрактных услуг в финансовом секторе. На Уолл-стрите, вероятно, извлекают выгоды из такой ситуации, однако параллельно происходят и массовые увольнения. Аналогичное положение сложилось и в лондонском Сити. Таковы реалии адаптации, необходимой для повышения производительности в секторе услуг.

^ Третья угроза, которую таит в себе глобализация, связывается с заметным увеличением разрыва в уровнях заработной платы квалифицированных и менее квалифицированных работников, а также с ростом безработицы среди последних. Сегодня, однако, это отнюдь не обязательно является следствием интенсификации международной торговли. Более важно то обстоятельство, что повышается спрос на квалифицированные кадры в отраслях и на предприятиях.

Это вызвано тем, что конкуренция со стороны трудоемких товаров, выпущенных в странах с низким уровнем заработной платы и невысокой квалификацией работников, влечет за собой снижение цен на аналогичную продукцию европейских фирм и сокращение их прибылей. В подобных условиях европейские компании прекращают выпуск убыточной продукции и переходят к производству товаров, требующих использования высококвалифицированного персонала. В результате рабочие с более низкой квалификацией остаются невостребованными, их доходы падают.

На первый взгляд может показаться, что такая постановка вопроса носит эмоциональную окраску, однако МВФ всегда придавал ему скорее эмпирический характер: действительно ли цены на трудоемкие импортные товары, производимые в странах с неквалифицированной рабочей силой, более низки по сравнению с ценами на трудоемкие товары, выпускаемые с использованием более квалифицированного персонала?

Практические данные едва ли могут подтвердить это. Цены на промышленные товары в индустриальных странах вряд ли менялись столь значительно под влиянием импортной продукции. Изменения заработной платы и масштабов безработицы вызываются преимущественно не влиянием торговли, а являются результатом сдвигов в структуре внутреннего потребления, а также технологических изменений как в сфере производства, так и в сфере услуг.

Поэтому рассматриваемая опасность, которую несет глобализация, носит, видимо, лишь потенциальный характер и отнюдь не является неотвратимой.

 В качестве четвертой угрозы отмечают перевод фирмами стран с высокой стоимостью рабочей силы части своих производственных мощностей в страны с низкой оплатой труда. Экспорт рабочих мест может оказаться нежелательным для экономики ряда государств. Однако подобная угроза не слишком опасна.

Рабочие иностранных филиалов и рабочие головной компании не являются серьезными конкурентами, они скорее дополняют друг друга. Если предприятие открывает свой филиал в другой стране, это не значит, что оно делает это только за свой счет и несет невосполнимые потери. Часто материнская компания получает возможность увеличить выпуск продукции за счет мощностей своего филиала, а также воспользоваться другими его преимуществами. Подобные связи являются важным элементом в отношениях новых партнеров. Поэтому "передислокация" мощностей в другие страны также может рассматриваться лишь как потенциальная опасность.

^ Пятую угрозу связывают с мобильностью рабочей силы. Сегодня много говорится о свободном обмене товарами, услугами и капиталом и значительно меньше – о свободе перемещения рабочей силы. Негативные последствия ее уже давно признавались в качестве потенциальной опасности, а сегодня во многих странах она считается вполне реальной. Поэтому почти все государства ввели те или иные формы контроля над свободным перемещением рабочей силы, тем более что оно может осуществляться самыми разными способами.

Следует отметить, что наиболее подготовленная и представляющая высокую ценность рабочая сила отличается большей мобильностью и способна эффективно отыскать свою рыночную нишу. В условиях глобализации все страны попытаются привлечь талантливых специалистов и квалифицированных работников, охотно предоставив им визы и впустив на свой рынок. Возникновение межстранового перелива рабочей силы приведет к глобальному повышению производительности, поскольку будет достигнут оптимум в распределении трудовых ресурсов. Это значительный, но далеко не самый важный элемент в общем процессе глобализации.

^ В заключение рассмотрим вопрос о потоках капитала в условиях глобализации. Хотелось бы остановиться на двух его аспектах. Во-первых, нужно выяснить, действительно ли растущая глобальная интеграция рынков капитала угрожает экономической политике отдельных стран. Во-вторых, есть необходимость сказать несколько слов о связи между глобализацией и возможностью финансовых кризисов.

Совершенно ясно, что наблюдаемые сегодня в мире потоки капиталов резко возросли в течение последних пятнадцати лет. Иностранный капитал в виде прямых или портфельных инвестиций таит в себе определенную угрозу для национальной экономики, так как может исчезнуть из страны столь же быстро, как и появился. На это сетуют лидеры ряда стран в разных частях мира, отмечая большой ущерб, нанесенный уходом привлеченного извне капитала. В принципе это свободный, ничем не связанный капитал.

Вместе с тем если говорить о прямых иностранных инвестициях, то по отношению к ним сказанное выше не вполне верно. Вложенные деньги крепко привязаны к местному хозяйству, их ликвидность незначительна, их трудно изъять и вернуть в страну инвестора. Что касается ценных бумаг, то это, несомненно, более свободная, подвижная форма капитала, однако обладатели ценных бумаг в любой стране, будь то Чешская Республика или Малайзия, в принципе не хотят, чтобы их капитал был полностью свободен. Они хотят сделать полноценные вложения на относительно длительный срок, чтобы получить гарантированную прибыль. Капитал и в форме ценных бумаг нельзя считать полностью свободным. Поэтому ссылки на то, что в результате глобализации возникнет угроза для макроэкономической политики из-за наличия больших масс "свободного" капитала, вряд ли состоятельны.

Надо, однако, признать, что крупномасштабные потоки капитала обязывают государства соблюдать в известной мере макрофинансовую дисциплину. Это значит, что если министры финансов и политические деятели какой-либо страны понимают, что их политика, например, слишком рискованна или недостаточно гибка, угрожает стабильности национальной валюты или экономики в целом, то они должны осознавать, что будут за это наказаны международным рынком капитала (который, например, лишит их необходимых финансовых средств). Такие шаги можно рассматривать как форму критического отношения внешних инвесторов к политике страны, выражаемого в отказе предоставить ей необходимые фонды.

В целом же следует признать, что глобальные капитальные потоки являются в известном смысле большим преимуществом глобализации, хотя и навязывают странам определенную дисциплину и правила игры.

Рассматривая вопрос о том, грозит ли Европе повышенная опасность из-за негативного воздействия глобализации рынков капитала и трансграничной ценовой динамики, следует подчеркнуть, что мероприятия на международном уровне могут ограничить это воздействие.

В то же время можно согласиться с мнением одного из членов Совета управляющих Федеральной резервной системы США, считающего, что глобализация финансовых рынков будет означать, что управленческие ошибки крупного "игрока" на мировом рынке способны привести к реальным потерям не только соответствующей организации или страны, но и других участников, включая банковские системы целых стран.

Отсюда вытекает необходимость более эффективного защитного регулирования, но это трудный шаг. Ясно, что технологический уровень и изобретательность тех, кто производит финансовый продукт, помогут им найти обходные пути. Поэтому важно, чтобы крупные финансовые учреждения придерживались честных правил игры при соблюдении соответствующего контроля.

Выводы

Итак, что же в конечном счете глобализация несет странам – угрозу или новые возможности? Видимо, и то и другое. Однако альтернативы фактически нет. Джин глобализации вырвался на свободу и не стоит пытаться снова загнать его в бутылку. Попытки ограничить или оттянуть на более поздние сроки эффект глобализации приведут лишь к уменьшению выгод от нее и увеличению затрат. Цены на импортную продукцию, очевидно, возрастут, что вызовет снижение жизненного уровня населения, а более высокие издержки производства повлекут за собой удорожание капитала и, следовательно, определенный спад в области инноваций и новой технологии. Скорее всего страны, которым не удастся приспособиться к условиям глобальной торговли, отстанут от государств, которые это сделают. Альтернативы нет и в этом случае, потому что никому не хочется оказаться среди отстающих.

Адекватная реакция должна заключаться в том, чтобы адаптироваться к новым условиям и воспользоваться шансами, которые предоставляет глобализация. Адаптационные процессы затронут не только рыночные отношения, но и социальную сферу.


Список литературы

  1. Алан А.Тейт Глобализация – угроза или новые возможности для Европы? // Проблемы теории и практики управления. – 1998. – № 5

  2. Клайн Л. Глобализация: вызов национальным экономикам // Проблемы теории и практики управления. – 1998. – № 6

  3. Кузнецова Л. И., Кузьменко В. П. С позиций осторожного оптимизма интеграционные и дезинтеграционные факторы многовекторных процессов на европейском и постсоветском пространствах // Політика і час. – 1998. – № 9

  4. Спивак Р. Технологическое сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе: опыт для Российской Федерации и СНГ // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2004. – № 1

  5. Томашек П. Глобализация, трансформация и регионы // Проблемы теории и практики управления. – 1997. – № 5

  6. Шимаи М. Глобализация как источник конкуренции, конфликтов и возможностей // Проблемы теории и практики управления. – 1999. – № 1



Скачать файл (138.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации