Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Виды и методы социального проектирования - файл 1.doc


Виды и методы социального проектирования
скачать (195 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc195kb.25.11.2011 11:40скачать

содержание

1.doc

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН

РЕФЕРАТ


по учебной дисциплине

социология управления
Тема: «Виды и методы социального проектирования».

Исполнил:

Проверил: кандидат философских наук, профессор В.Г.Чумаченко

г. Москва

2010 г.

Содержание:

Виды и методы социального проектирования

Введение …………………....………………………………………

3

1.Социальное проектирование ……..................………………….

8

1.1.Сущность социального проектирования …...………...……

8

1.2.Объект и субъект социального проектирования ………....

10

1.3.О методологии социального проектирования ……………

13

2. Методы и этапы проектирования ……………………………..

14

3. Виды социального проектирования …………………………..

19

3.1.Социальное проектирование новых производств ………..

19

3.2.Проектирование городов ………............................................

21

4. Действенность социального проектирования ….…………....

22

Заключение …………………………………………….…………..

24

Литература ……………………………………………………..…..

25

ВВЕДЕНИЕ
Социальный проект - это определенная последовательность шагов по эффективной реализации задуманной идеи в какой-либо конкретной социальной сфере в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов. Последовательность, полученная в ходе:

- преобразования первичного описания (задания), с представлением описания (при необходимости) в различных формах;

- устранения некорректности первичного описания (задания);

- оптимизации заданных характеристик объекта (процесса).

При этом, составной частью (одной из задач) социального проектирования может быть и образовательный (самообразовательный) процесс проектировщика.

Социальное проектирование - особый вид деятельности, направленный на решение проблем, возникающих в жизни человека и связанных с отношениями с другими людьми.

Термин "проектирование" происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед; это - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.1



Практического работника сегодня едва ли заинтересует проектная деятельность, трактуемая как взгляд, брошенный вперед на образ неопределенного, но заманчивого будущего. Современный руководитель, сочетающий в своей работе профессионализм социального менеджера и компетентность предпринимателя, подходит к проектированию как универсальному и самостоятельному в интеллектуальном и социокультурном контексте типу деятельности, направленному на создание реальных объектов с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами.

Не удивительно, что при таком подходе проектирование имеет все основания стать одним из наиболее распространенных видов деятельности в эпоху постиндустриального общества. Повсеместно руководители проектируют разнообразие и вариативность учебных заведений, разрабатывают структуры управления, изучают технологии проектирования, модифицируя организационные формы и стандарты управленческих действий.

Существует тесная связь между прогностическими, проектировочными и управленческими функциями в развитии социальных систем. Необходимость выхода прогнозирования из чисто научной сферы и обязательной его ориентации на практику управления народным хозяйством стала очевидной еще в начале 1980-х гг. Привлекает внимание публикация И. П. Керова "Будущее прогнозирования - в управлении"2, где предлагалось включить прогнозирование и проектирование во все элементы технологического процесса разработки, обоснования, принятия и осуществления управленческих решений, начиная с установления диагноза и определения причин появления проблемной ситуации и заканчивая подведением итогов реализации управленческих решений.

Подчеркнем прямую зависимость, существующую между теорией прогнозирования и практикой управления социальными процессами. Эта зависимость характеризуется в принципе теми же признаками, которые отличают науку управления любой отрасли. "Управление, - писал В. Г. Афанасьев, - это, прежде всего сознательная деятельность преследующего свои цели человека. И не просто сознательная деятельность, а та особая ее разновидность, которая связана с выработкой решений, с организацией, направленной на претворение в жизнь, с регулированием системы в соответствии с заданной целью, с подведением итогов деятельности, с систематическим получением, переработкой и использованием информации"3.

Анализируя опыт лучших управленцев, можно обнаружить в их работе немало элементов проектирования и предвидения. Прежде чем начать работу, они представляют, какими хотят видеть свои социальные системы. Составляется план движения к этой цели, определяются задачи работы с коллективом, намечаются стержневые, ведущие дела. Такой перспективный план работы (как отдельный собственный план действий) становится профессиональной необходимостью, нормой для руководителя, он позволит работать ритмично, последовательно, учитывая развитие социальной системы, предвидеть ожидаемый и желательный результат.

Многообразие форм преобразующей деятельности дает основание выделить новые функции в управлении социальными системами. Чтобы тот или иной вид деятельности мог выполнять роль самостоятельной функции управления, необходимо отвечать критериям соответствия, которые Ю. А. Конаржевский определил и научно обосновал при изучении педагогического анализа как единицы процесса управления. К ним относятся: специфичность цели деятельности; характер действий и операций, объективно необходимых для достижения общей цели управления; системность содержания и особенность структуры; функциональная интегративность и сквозной характер деятельности4.

Принимая данный подход при исследовании специфики проектирования, мы решаем аналогичную задачу, полагая, что совокупность преобразующих видов деятельности создает достаточно расплывчатое представление о границах распространения проектирования, его структуре и содержании. Очевидно, поэтому вопросы установления сходства и различия
проектной, инновационной и исследовательской работы до сих пор вызывают у многих руководителей затруднения. Определяя функциональную самостоятельность проектирования в едином цикле управления, необходимо учитывать такую его особенность, как способность субъектов выделять объекты, которые подлежат преобразованию и трансформации.

Занимаясь проблемами методологии и теории формирования проектной культуры, обратим особое внимание на трансформационный характер проектирования как вида деятельности. По мнению О. И. Генисаретского, это означает, что, проникая во все сферы человеческого бытия, оно может либо дифференцироваться и преобразовываться в другие формы, либо, занимая доминирующее положение, интегрировать в себе все прочие формы деятельности как свои разновидности. В частности, указывает ученый, проектирование в форме проектного воздействия вместе с другими деятельностями принято считать частью управления. С другой стороны, в сфере проектной деятельности также проявляются весьма развитые управленческие процедуры, например, в процессе реализации дизайн-программы5.

Эта особенность проектирования отчетливо просматривается в теории социального управления. Так, В. Л. Глазычев отмечает, что в длительной своей предыстории социальное проектирование было одной из функций управления6. В рамках социального управления Л. Н. Коган и С. Г. Панова обнаруживают, как планирование, программирование и проектирование объединяются в группу конструктивных подходов, оказывающих активное воздействие на будущее путем совершенствования управления социальными процессами и явлениями7. Социальное проектирование, полагает И. В. Бестужев-Лада, сводится к процессу разработки проекта, форм конкретизации управления, к директивному определению будущего состояния конкретного объекта среды в рамках определенной программы или плана8.

Таким образом, с одной стороны, проектирование - это деятельность над деятельностью, когда проводится научное исследование управленческой структуры; с другой - это составляющий компонент любой другой деятельности. Но независимо от положения, в котором находится проектирование, оно не может не проявить свою автономность и самостоятельность, что обусловлено его принадлежностью к основным типологическим видам деятельности, которые можно наблюдать в любых ситуациях и любых состояниях системы как объекта управления.

В некоторых исследованиях подтверждается, что проектирование может применяться в управлении как процесс функционирования, совершенствования и развития социальных систем, процессов и явлений. Если субъектов управления удовлетворяет нынешнее состояние системы, и они приняли решение воспрепятствовать ее качественному изменению, то разрабатывается проект будущего состояния с сохранением основных качественных и усовершенствованием (в пределах меры) количественных характеристик. В таком случае проектирование является функцией управления жизнедеятельностью систем. Если субъектов управления не удовлетворяет существующее положение, и они решили значительно изменить его, то разрабатывается модель системы с новыми качественными параметрами. В таких случаях проектирование становится функцией управления совершенствованием и развитием систем9.

Интерес к проектированию проявляется и в периоды неустойчивого, инновационного развития. С позиции ретроспективного подхода можно привести немало фактов, подтверждающих это положение. Символично, например, что слово "проект" появилось в русском языке в
эпоху реформ Петра I, обнаруживая себя в документообороте начала XVIII в. в значениях "предложение", "намерение". Позднее, во времена правления Екатерины II, встречается глагол "проектировать", трактуемый как замысел осуществления, проведения в жизнь нового предприятия.

Философские воззрения Дж. Дьюи, определившие основные педагогические идеи и положения проектного подхода к обучению детей, также формировались в условиях эпохальных изменений: бурной индустриализации страны, наплыва иммигрантов, разрушения традиционных отношений и ценностей в американском обществе и огромных потрясений в мире - первой мировой войны, социальных революций, великой экономической депрессии.

На стыке XX и XXI вв. вновь радикально трансформируются культурные реалии, стереотипы жизни, социальные, политические и экономические институты. Проектирование снова оказывается той силой, мощь которой способна разрешить, казалось бы, многие тупиковые проблемы.

Анализируя причины активности проектной деятельности в периоды интенсивного развития, можно предположить, что одной из них является определенное наслоение друг на друга разных состояний системы. Известно, что социальные системы, находятся в ситуации промежуточной неопределенности, поскольку, будучи открытыми, они являются составной частью социума. Подобное состояние мы повседневно наблюдаем, когда удивительным образом сочетаются процессы неустойчивости и стабильности, спада и подъема, хаоса и гармонии. Формы проявления проектирования, сопрягаясь с границами функционирования, развития и трансформации жизнедеятельности, сочетаются. В итоге палитра функциональных свойств и связей проектирования в высшей степени может выразиться только в эпицентре преобразований.

Анализ инновационного периода развития социальных систем последних лет позволил установить зависимость между формами проявления проектирования и состоянием системы, а также с учетом сложившейся ситуации дифференцировать целевую направленность проектирования в соответствии с положением системы в условиях нестабильного окружения.

  1. ^

    СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ



Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ.

На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.

В настоящее время наряду с традиционными видами складываются новые самостоятельные направления проектирования: человеко-машинных систем, экологическое, демографическое, инженерно-психологическое и др. Проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества.

Что касается социального проектирования, то его исходные принципы разрабатывались Я.Дитрихом, Т.Тиори, Д.Фраем, П.Хиллош, Ф.Ханикой и другими исследователями.

В отечественной социологии первые идеи о проектировании социальных систем были высказаны в работах И.И.Ляхова, В.Н.Дубровского, А.Г.Раппопорта, В.М.Разина, Б.В.Сазонова, Г.П.Щедровицкого и О.И.Генисаретского. С точки зрения социального управления эти проблемы рассматривались В.Г.Афанасьевым, И.В.Бестужевым-Ладой, П.Н.Лебедевым. Собственно теоретические основы социального проектирования были проанализированы в работах Н.А.Аитова, Г.А.Антонюка, Н.И.Лапина, А.И.Пригожина, Ж.Т.Тощенко, Н.Г.Харитонова, а также в исследованиях Т.М.Дридзе, Ю.А.Крючкова, О.Н.Яницкого и др.

^

1.1.Сущность социального проектирования



Проектирование – одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования, объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение. Широко известно высказывание К.Маркса об отличии архитектора от пчелы, который, приступая к созиданию, подготавливает предварительно проект своего будущего детища.

Социальное проектирование представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает многовариантность решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Эта задача несколько изменяется, когда речь идет о реорганизации (реконструкции) существующих социальных процессов или социальных институтов на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в различных ситуациях.

Еще одно отличие заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения.

Отмечая исключительную важность этого процесса, иногда употребляется термин социальное конструирование (И.Н.Ляхов, 1970). Конструктивная деятельность – это поле творческого освоения социальной действительности. Она базируется на том, что наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. И наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своим положением, или одна и та же цель обеспечивается различными средствами.

Социальное проектирование существенно отличается от социальной инженерии, которая стремится конструировать возможные пути развития явления или объекта, исходя из потребностей той непосредственной среды, процессы которой в первую очередь интересуют проектантов.

Итак, социальное проектирование – это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов10.
^ 1.2.Объект и субъект социального проектирования

Социальное проектирование это специфическая деятельность, результатом которой яв­ляется научно-теоретически и практически обоснованное оп­ределение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление уп­равляемости и регулируемости некоторого процесса.

Проектирование означает определение версий или вари­антов развития или изменения того или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования, необхо­димо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следую­щие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование. Все эти понятия нами будут рассмотрены. Начнём с уточнения содержания этих понятий:

- Планирование - научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и про­порций в развитии того или иного явления и его реализации и претворения в интересах общества.

- Предвидение - в узком смысле - предсказание, в бо­лее широком - предпочтительное знание о событиях или яв­лениях, которые существуют, но не зафиксированы в налич­ном опыте.

Предвидение может быть простым предвосхище­нием, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), и собственно предвидением (высшая ступень) — человеческим представлением о будущей судьбе самого себя, своих качеств, своего окружения и ближайшей контактной микросреды. На­учное предвидение основывается на выявлении закономерно­стей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития.

- Прогнозирование - есть форма предвидения, выража­ющаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных па­раметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.

 

Остановимся на социальном проектировании.

^ Социальное проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза соци­альных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фак­тор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет спе­цифику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следу­ющие параметры, т.е. необходимо помнить, что:

- социальный объект - противоречив;

- у социального объекта существует многовекторность развития (несколько путей развития);

- невозможно описать социальный объект конеч­ным числом терминов любой социальной теории (принципи­альная неформализуемость);

- на социальный объект влияет много объективных факторов;

- существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь может по-разному оценить зре­лость развития социального объекта и т.п.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития.

Проектирование учитывает и воз­можность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием».

^ Субъект и объект социального проектирования

Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются раз­личные носители управленческой деятельности, - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, со­циальные институты и т. п., ставящие своей целью организо­ванное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъ­екта проектирования - его социальная активность, непос­редственное участие в процессе проектирования.

Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют систе­мы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воз­действиям субъектов проектирования и выступающие осно­ванием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной при­роды:

1) человек как общественный индивид и субъект историчес­кого процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, соци­альным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные груп­пы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (поли­тические, идеологические, управленческие, эстетические, нрав­ственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.);

Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать «информационный массив», который является главным источником социального проектирования. Среди множества источников создания «ин­формационного массива» — материалы социологических ис­следований, интервьюирование, анализ периодической печа­ти, статистические данные и т. п.

Основная цель социального проектирования как специ­фической управленческой деятельности — создание с помощью информационного массива социаль­ных проектов. Социальный проект как источник информации представ­ляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованные характеристики, дающие конкретные знания о будущем желаемом состоянии социаль­ной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проект представляет собой предписываю­щую модель. В проекте отражено будущее желаемое состоя­ние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, мате­риальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, цен­ностных.

 

Социальный проект должен содержать систему общих па­раметров проектируемого объекта, характеризующих его це­лостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей.

Всем научно разработанным социальным проектам прису­щи следующие черты:

  1. наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;

  2. наличие параметров, способных обеспечить реализацию социального заказа;

  3. наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение определенного промежутка времени.

 

Проект будущих возможных состояний социальных сис­тем, процессов и явлений должен соответствовать следую­щим условиям его разработки:

  • он должен быть создан на научной основе,

  • не противоречить нравственным нормам,

  • выражать общепринятые социальные ценности,

  • выражать социальный заказ,

  • быть эффективным с точки зрения реализации,

  • не содержать противоречий,

  • должен быть предназначен для реализации.

 Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограничен­ный, четко определенный отрезок времени. Однако мало оп­ределить стратегически важные цели, направление разви­тия, важно уметь выразить их в определенных показателях.

Основной конечной стратеги­ческой целью социального проекта является создание опти­мальной общности организации коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различ­ных социальных групп.

К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе тех­нические, математические и логические), при помощи кото­рых получается, анализируется и перерабатывается инфор­мация о состоянии систем и процессов, тенденциях их разви­тия, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средствах, при помощи которых ведет­ся непосредственное проектирование, создаются словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управле­ние процессом проектной деятельности.
^

1.3.О методологии социального проектирования


Проектировать – это значит перебирать варианты и схемы будущего действия. При всем их многообразии есть ряд общих требований, необходимых для подготовки, разработки и реализации проекта. Они, прежде всего, ориентируют на достижение конечного результата, чтобы в повседневных текущих делах и оперативных планах не упускались из виду главные вопросы. В этом отношении важен принцип минимальных обязательств, который концентрирует внимание на основной цели, отвергая в известной мере все, что может замедлить или отвлечь силы от ее реализации11.

Организация, где решается вопрос о проектировании, обеспечивает выработку идей таким образом, чтобы к проектированию было привлечено как можно больше людей творческих, профессионально подготовленных.

Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. В этом случае нужен тщательный анализ причин несоответствия в решении поставленных задач: обусловлено ли это объективными обстоятельствами или просчетами в ходе эксперимента.

Успеху дела очень мешают недоверие к оригинальным решениям, стремление быстрее реализовать проект, недостаточно эффективно организованная система поощрения инициатив. Немалый вред наносит неудовлетворенность существующим положением, использование прежних достижений. Отсюда нежелание рисковать и стремление строго придерживаться ранее выработанных канонов.

Если же рассматривать субъективные условия, то тут многое зависит от личности проектанта, от его умения грамотно и нестандартно мыслить, от его мастерства и заинтересованности в осуществлении намеченных целей. Многие негативные последствия возникают из-за отсутствия гибкости в принятии новых идей, следования привычным нормам и т.д.12

Для методологии социального проектирования большое значение имеет научно обоснованное определение объектов – социальных институтов, социальных процессов и явлений. В соответствии с этим объекты проектирования могут классифицироваться по разным основаниям.
Одной из классификаций объектов социального проектирования выступают проекты по совершенствованию основных функций общественного организма в области экономики, социально-политической и духовной жизни. Социальное проектирование связано также с созданием условий для эффективной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. Особое значение такие проекты имеют для развития трудовой деятельности человека.

Вместе с тем социальное проектирование в целом обслуживает не отдельные, а все стороны деятельности человека. Только при системном подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений. В том и особенность социального проектирования, что оно направлено на решение таких проблем, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека и которые целесообразнее всего различать по уровням организации общественной жизни. Именно поэтому социальные проекты могут (и должны) разрабатываться на уровне организации, района, города, области, республики и страны в целом.

Особо хотелось подчеркнуть одно методологическое положение: проектирование является одной из форм реализации социального прогноза наряду с социальным планированием и социальным прогнозированием, и поэтому, взаимодействуя с ними, оно, тем не менее, обладает качественными особенностями.

^

2.МЕТОДЫ И ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ



Проектирование – ответственный этап, требующий знания законов общественного развития, это определенным способом упо­рядоченная деятельность субъекта проектирования. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы, как способы достижения цели. К ним, прежде всего, относится использование матрицы идей, когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты на этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченности возможностей (в условиях так называемой области свободы).
Существует и такой метод, как вживание в роль. Он помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто попытка заглянуть в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.
Важным методом социального проектирования является аналогия. Всегда имеются эффективно функционирующие предприятия, населенные пункты, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Эти подходы к делу в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все в них в должной степени проработано. Опираясь на такие достижения, беря самое лучшее и освобождаясь от не оправдавших себя идей, создают по аналогии социальный проект, который может быть использован для конструирования социальных задач и целей.

Метод аналогии является общенаучным и логическим ме­тодом, с помощью которого на основе подобия, сходства пред­метов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях фор­мулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков иди отношений у явления, которое высту­пает объектом проектирования. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более до­стоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:

- чем больше известно общих признаков г, Р2,..., P3) у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вы­вода по аналогии;

- чем существеннее найденные общие признаки у срав­ниваемых предметов, тем выше степень вероятности;

- чем глубже познана взаимная закономерная связь срав­ниваемых предметов, тем выше степень, вероятности;

- если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свой­ством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозиру­ется, то общее сходство не имеет никакого значения.
При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос: как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления? В этом случае наиболее приемлема ассоциация, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании – это приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные элементы.

Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта, и с заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот прием называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.
Нельзя забывать и такой момент. В процессе проектирования возможны ситуации, не похожие на упомянутые выше и ставящие принципиально новые проблемы. В этих случаях применяется метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный потенциал: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 году А.Ф.Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода – метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенные взаимосвязь и взаимозависимость. Несомненно, учитывая динамизм и сложность многих социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стремясь при этом избежать влияния на решение славы, заслуг, званий участников конкурса.
Помимо вышеизложенных методов в социальном проектировании используются и другие, такие как метод социальных нормативов, метод социального баланса, метод социальной оптимизации, метод социальных последствий, метод социальной типологии и классификации, метод социального картографирования и др.
^ Этапы проектирования - система приемов, методов, пра­вил, процедур, операций по созданию социального проекта. Наи­более общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) - социальный заказ - социальный паспорт - цели проекта - задачи проекта - изыскательский прогноз - нормативный прогноз - верификация и корректировка - модель - конст­рукт - проект.
Разработка социального проекта нередко начинается в условиях известной неопределенности, отсутствия ясности в отправных моментах развития процесса или явления. Между тем во всех случаях, будь то формирование нового промышленного узла, города или реконструкция предприятия, требуются определенная последовательность событий, логика.

В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности. Она может быть и очевидна, и скрыта, поэтому этот начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ее сущности. Взять, например, такой исторический факт. В конце 20-х – начале 30-х годов был осуществлен очень смелый проект Днепрогэса, реализация которого была вызвана потребностью построить в минимальный срок совершенно новое, технически передовое предприятие и одновременно создать условия для рациональной трудовой и повседневной жизни населения. Этот опыт показал, как важно, чтобы научная идея отражала действительную потребность общества и соответствовала объективным критериям.
Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) - некое социальное противо­речие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтер­натив социального развития.

Социальный заказ. Заказ выступает в качестве опре­деленной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компро­мисса. Социальный заказ формируется на осознании необхо­димости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.

На этом этапе проектирования желательно хотя бы в самом общем виде представить тот резерв времени, который отводится для выполнения намеченного проекта. На следующей ступени уточняется цель разработки социального проекта: дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса.

Паспортизация объекта - получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт - это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные пара­метры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном пас­порте должны содержаться основные сведения об изменени­ях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п. Этапы со­здания паспорта социальной структуры (общий эскиз):

а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;

6) разработка форм паспорта (внесение показателей, кото­рые будут изменяться под воздействием управляющей под­системы);

в) заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюиро­вание и т. п.

Цели. Цель является поводом для начала любой чело­веческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели - залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:

а) отображение потребности (мотив);

б) отображение путей и способов ее удов­летворения (планирование, программирование действий);

в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и не желаемых).

В каждой из установ­ленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на дости­жение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.

Формулировать цель можно различными: способами, в том числе и графически. «Дерево целей» - это связанный ориен­тировочный график, выражающийся отношениями между раз­личными целями, их оценками, этапами и проблемами их до­стижения. Построение «дерева целей» требует детального изучения социального заказа, проблемной ситуации, объек­тов проектирования, внешних условий, материально-техни­ческих, финансовых, трудовых, энергетических и других ре­сурсов, систем ограничений и т. п.

Важно уже на стадии определения целей предусмотреть все противоречия между ними и избежать дальнейших кон­фликтов, т. е. уже на этом этапе проектирования необходимо установить причины несовместимости целей, наметить пути их устранения.

Перед каждой системой выдвигаются сразу несколько це­лей. Одну из них важно конструировать в качестве главной, обобщающей, на достижение которой и направлено функцио­нирование всей системы.

Сформулировав цель, приступают к сбору необходимой информации, обращаясь к любым источникам, включая и научные исследования. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы как «за», так и «против» тех решений, которые имеются в мировой практике.
На базе полученной информации составляется задание на проектирование и определяется то, каким параметрам оно должно удовлетворять (или соответствовать). На этой стадии большую роль играют принципиально новые идеи, которые раскрывают пути более эффективного достижения намеченных целей.
Задачи. После определения целей, опираясь на них, важно уста­новить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Что такое задачи нам уже известно – это этапы достижения целей.

Задачи проектирования формируются на основе тщатель­ного изучения состояния системы, ее материальных, трудо­вых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетво­рения определенных социальных потребностей.

Формулировка задания рассматривается как часть концепции, которая может включать различные варианты решения. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых с учетом изменения тех или иных переменных (сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта). Концепция проекта обычно проверяется двояким образом: посредством теоретического анализа и с помощью эксперимента.

Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - пред­видение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предме­том которого выступают перспективы развития явлений.

Социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объек­тов, общественных явлений, процессов (трудовых коллекти­вов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

^ Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов. Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтерна­тивных путях и сроках их осуществления. Прогноз описыва­ет будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит описательный характер.
На заключительной стадии проектирования принимается решение. Оно выступает в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций.

^

3.ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ




3.1. Социальное проектирование новых производств



Опыт социального проектирования новых производств накапливался постепенно. Долгое время социальные аспекты их формирования учитывались недостаточно, что вызывало различного рода отклонения в условиях трудовой и повседневной деятельности людей.

Для большинства новых производств основной социальной целью является создание стабильных, устойчивых коллективов. Поэтому при их проектировании тщательно разрабатываются такие средства, как комплектование и закрепление рабочей силы, создание условий для труда, повышения профессиональной подготовки и т.д. Для ослабления негативных последствий использования тяжелого ручного труда и труда, не требующего квалификации, применяются компенсирующие факторы, влияющие на поведение человека и его отношение к делу.

При проектировании новых производств важно соблюдение принципа комплексности. При обосновании целесообразности и экономической перспективности проекта обычно принимаются во внимание состояние и уровень развития производительных сил: энергетические ресурсы, полезные ископаемые, коммуникации, а также наличие трудовых ресурсов. С формальной точки зрения такой подход вроде бы удовлетворяет требованиям науки.

Однако многолетний опыт формирования новых производств показывает, что нередко решающим препятствием на пути освоения становились отсутствие специальной профессиональной подготовки людей, а также их социальная и моральная незаинтересованность, слабая мотивация, разрыв между личным и общественными интересами. Осуществление многих «хороших» проектов и планов было затруднено не только по технико-экономическим причинам, но и потому, что люди не хотели действовать согласно разработанным программам, так как не были учтены или не в полной мере учтены их интересы и потребности в жилье, культурно-бытовых учреждениях, предприятиях торговли и быта, в отдыхе, в детских дошкольных заведениях, школах и т.д.

При проектировании новых производств большое значение приобретает процесс социальной адаптации. Это выражается в информированности людей о характере предстоящей работы, об условиях жизни, труда в организации, в которой предстоит им трудиться. Успешная адаптация связана с удовлетворенностью трудом, с получением или повышением квалификации. Проектируя этот процесс, необходимо исходить из того, что в ходе развития производства ряд профессий может исчезнуть, другие – в корне изменить свое содержание, а третьи – стать лишь этапом в социально-профессиональном продвижении людей, особенно молодых.

Социальное проектирование новых производств непременно включает в себя обеспечение условий трудовой деятельности, и в первую очередь по таким показателям, как шум, загазованность, вибрация, освещенность, температурный режим. Создание нормальных условий труда для всех работников требует также учета требований технической и производственной эстетики. Видное место при проектировании занимают вопросы повышения квалификации, удовлетворения культурных запросов, потребностей в отдыхе.

Теория и практика социального проектирования поставлены перед необходимостью активнее вмешиваться в развитие социальной ситуации. Как показывает анализ социального развития новых производств, они в большинстве случаев регулируют те процессы, которые связаны прежде всего с трудовой деятельностью, с участием человека в развитии техники и технологии13.
Итак, социальное проектирование новых производств – это процесс подготовки, разработки и утверждения одного из вариантов социальной организации будущей жизни главной производительной силы – работников и членов их семей – в условиях вновь возникающих или реорганизуемых социальных институтов, социальных процессов и явлений.

^

3.2. Проектирование новых городов



Продолжительное время проектирование новых городов осуществлялось только архитекторами. Хотя социальные факторы развития городов всегда в той или иной мере планировались, однако их учет стал особенно актуален в условиях интенсивной урбанизации. Все больше проектов новых городов подготавливается на основе сопоставления различных вариантов, что позволяет выбрать наиболее приемлемый план строительства как промышленных, так и социально-культурных объектов.

Одним из требований при проектировании городов является рациональное размежевание жилой и промышленной зоны. В этом смысле удачно решена схема организации города Волжского, где живут строители Волжской ГЭС. Опыт развития города Норильска, созданного на крупном месторождении, прошел испытание жизнью, доказал необходимость и показал эффективное решение многих проблем жизни населения в трудных природных и климатических условиях до тех пор, пока не возникли диспропорции между производственной и социальной жизнью города.

В городах Ереване и Вильнюсе наряду с сохранением памятников архитектуры прошлого применяются самые различные методы проектирования. Отличительной чертой их является стремление отразить новые требования к архитектуре, обеспечить наивысший уровень комфорта, уподобляясь природным образованиям и учитывая национальные и исторические особенности.
Потребность во всестороннем учете социальных факторов стала наиболее ощутимой при составлении комплексных планов экономического и социального развития городов. Как общую тенденцию можно отметить, что теперь при подготовке проектов новых городов внимательнее относятся к социальным аспектам жизни населения: строительству учреждений культурно-бытового назначения, детских и школьных заведений, организации здравоохранения, коммунального и бытового обслуживания. Социальные аспекты стали необходимой составной частью районных планировок и генеральных планов городов, выступающих как связующее звено между проектированием территориально-пространственных комплексов и отдельных населенных пунктов и промышленных районов.
Достоинство этих проектов-планов заключается в том, что, во-первых, они помогают решать одну из важнейших народнохозяйственных задач, а во-вторых, их реализация предусматривает комплексный учет всех аспектов – от технических до социальных.

^

4.ДЕЙСТВЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ



Характер социальных проектов различен – от проектов, предусматривающих эволюционные изменения, до создания принципиально новых, требующих, по мнению П.Хилла, не менее 55–60 оригинальных идей. Каждый проект, в принципе, решает три основных вопроса: кто будет проектировать, что надо проектировать и как организовать проектирование? Решение этих вопросов всегда связано с удовлетворением общественной потребности, а также с реализацией смелых и оригинальных замыслов.

Научность социальных проектов достигается не просто учетом объективных законов, а тем, насколько адекватно отражаются эти законы в процессе проектирования. И именно тогда проект, выступая как своеобразное духовное создание, не будет фантазией, прожектом, а будет реальным инструментом преобразующей деятельности человека. При подготовке проекта, как отмечалось, возможна разработка нескольких вариантов будущего состояния социального процесса или явления. При их обсуждении и сопоставлении с учетом имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов обычно избирается оптимальный вариант, и тогда проект приобретает силу директивного задания. Возможность много- вариантной проработки проектов стала особенно предметной в связи с широким применением экономико-математических методов, с развитием и совершенствованием теории и практики социального планирования14

Подготовка социального проекта во многом предопределяет успешную реализацию других функций управления, поскольку в процессе их осуществления достигается поставленная цель, выполняется намеченная программа. На каждом этапе его подготовки требуется такой научный фундамент решения поставленной задачи, на основе которого создавался бы план действий, органически сочетающий в себе как результаты, полученные при анализе предшествующего развития, так и требования, выдвигаемые новым этапом. В процессе осуществления функций организации, регулирования, учета и контроля нередко уточняются положения проекта и, если это необходимо, вносятся соответствующие коррективы, направленные на успешное выполнение основной программы. Таким образом, социальный проект – это документ (совокупность документов), характеризующий цели, средства и этапы реализации намеченной программы социальных изменений.

Вместе с тем очевидно, что одного документа недостаточно – необходим механизм его претворения в жизнь. Ведь на практике мы нередко сталкиваемся с тем, когда прекрасно разработанный проект нового города так и не получает реального воплощения. В результате город не имеет своего запоминающегося силуэта, в нем отсутствуют многие удобства, необходимые для жизни, а ряд объектов вообще не появляется, несмотря на то, что заложены в проектах. Это приводит к тому, что предприятия построены, а кинотеатры, спортивные комплексы, учебные заведения, предприятия торговли и бытового обслуживания так и остались в замыслах проектантов. Так город лишается социального потенциала. Он не притягивает к себе мигрантов, а, наоборот, нередко имеет отрицательное миграционное сальдо.

Следовательно, эффективность социального проектирования определяется возможностью обеспечить комплексное развитие социального объекта. Практика показывает, что придание значения только одной функции чревато серьезными издержками: как правило, происходит ухудшение качественного состава населения, гипертрофируются отдельные социальные связи, социальное противопоставляется техническому и т.п.

Современная ситуация нередко требует изменить условия, при которых все еще появляются новые группы неквалифицированных и малоквалифицированных работников. Поскольку не- и малоквалифицированные, как правило, сосредоточены на подсобных и вспомогательных операциях, то и усилия по механизации обычно предусматриваются прежде всего на этих участках хозяйственной деятельности. На основе социологической экспертизы технические проекты предприятий уточняются, ибо привлечение наиболее квалифицированных категорий работников предъявляет, в свою очередь, достаточно высокие требования к производству, его соответствию представлениям людей о современных условиях и содержании труда.
Действенность социального проектирования во многом зависит от сочетания его с экономическими потребностями общества и региона. Недостаточный учет требований экологии способен свести на нет социальные цели. Не менее важным является и согласование потребностей данного проектирования с грядущими изменениями в технике и технологии, особенно когда речь идет о широком применении гибких производственных систем, биотехнологии, компьютерной техники и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель социального проектирования – создание технологии, которую можно применить на практике.

Провал того или иного со­циального проекта часто является следствием того, что инициа­торы понадеялись на здравый смысл, на интуицию, на свои до­гадки, не проведя хотя бы скромных исследовательских действий. Нередко диагностические и прогностические исследования поз­воляют уточнить и даже изменить стратегию действий в рамках социального проектирования.

Чтобы не допустить прова­ла проекта, мы должны чётко осознавать:

во-первых, изучить имеющиеся уже сей­час условия деятельности, т. е. провести диагноз обстоятельств, на которые мы можем в своем проекте опереться или которые бу­дут нам противостоять;

во-вторых, нам надо понять, как проект будет развиваться во времени, следовательно, стоит задача спрогнозировать будущие состояния общества, будущие обстоятельст­ва, связанные с нашим проектом, и его воздействие на социаль­ную действительность.

Иначе говоря, нам надо поставить диагноз и сделать прогноз.

ЛИТЕРАТУРА





  1. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы./ Под ред. Т. Парсонса. - М.: Феникс, 2005. - 267 с.
  2. ^

    Керов И. П. Будущее прогнозирования - в управлении // Тенденции развития прогнозирования в 11-й пятилетке. Л., 1983.


  3. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.

  4. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. Ч. I. М., 1997.

  5. Генисаретский О. И . Деятельность проектирования и проектная культура: Предисловие к неизданной книге о проектной культуре 1994 г. http://www.procept.ru/publications/deyat_projecting.htm.

  6. Глазычев В. Л . Язык и метод социального проектирования // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М., 1986.

  7. Коган Л. Н., Панова С. Г. Социальное проектирование: его специфика, функции и проблемы // Методологические аспекты социального прогнозирования. Красноярск, 1981.

  8. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование: особенности и проблемы. М., 1977.

  9. Котляров И. В . Теоретические основы социального проектирования / Под ред. Е. М. Бабосова. Минск, 1989.

  10. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.

  11. Тощенко Ж.Т.: Социальное проектирование. М., 1982., Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.

  12. Дридзе Т.М. Прогнозное проектирование в социальной сфере как фактор ускорения социально-экономического и научно- технического прогресса: теоретико-методологические и технологические аспекты // Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса. М., 1986.

  13. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. Минск, 1989.

  14. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Теоретико-методологический аспект. Минск, 1986.


1 Американская социология. Перспективы, проблемы, методы./ Под ред. Т. Парсонса. - М.: Феникс, 2005. - 267 с., с. 114.

2 Керов И. П. Будущее прогнозирования - в управлении // Тенденции развития прогнозирования в 11-й пятилетке. Л., 1983, с. 23-27.

3 Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М., 1977, с. 57-58.

4 Конаржевский Ю. А . Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. Ч. I. М., 1997, с. 80.

5 Генисаретский О. И . Деятельность проектирования и проектная культура: Предисловие к неизданной книге о проектной культуре 1994 г. http://www.procept.ru/publications/deyat_projecting.htm

6 Глазычев В. Л . Язык и метод социального проектирования // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М., 1986.

7 Коган Л. Н., Панова С. Г. Социальное проектирование: его специфика, функции и проблемы // Методологические аспекты социального прогнозирования. Красноярск, 1981.

8Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование: особенности и проблемы. М., 1977, с. 76.

9Котляров И. В . Теоретические основы социального проектирования / Под ред. Е. М. Бабосова. Минск, 1989.

10 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.

11 Тощенко Ж.Т.: Социальное проектирование. М., 1982., Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.

12 Дридзе Т.М. Прогнозное проектирование в социальной сфере как фактор ускорения социально-экономического и научно- технического прогресса: теоретико-методологические и технологические аспекты // Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса. М., 1986.

13 Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. Минск, 1989.

14 Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Теоретико-методологический аспект. Минск, 1986.



Скачать файл (195 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации