Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по методологии психологии - файл 1.doc


Лекции по методологии психологии
скачать (378 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc378kb.16.11.2011 04:20скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6

  1. Структура методологического знания.

    1. уровень философской методологии;

    2. уровень конкретно-научной методологии;

    3. уровень общенаучных принципов и форм исследования;

    4. уровень методики и техники исследования.

Уровень философской методологии


Анализ наиболее общих принципов познания и категориального строя науки в целом

      • осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития

      • дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки (в том числе и методологических результатов)
^

Уровень общенаучных принципов и форм исследования


Логическая организация и формализация специально-научного содержания. Направлены на выделение общих черт процесса научного познания в его развитых формах. Через них преломляются философско-методологические принципы.

  • содержательные общенаучные концепции типа концепции ноосфеРы В.И. Вернадского

  • универсальные концептуальные системы: общая теория систем Л. фон Берталанфи

  • собственно методологические или логико-методологические концепции. структурализм в языкознании и этнографии, структурно-функциональный анализ в социологии, системный анализ, логический анализ и др.

Уровень конкретно-научной методологии

Применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания.
^

Уровень методики и техники исследования


Описание способов, конкретных приемов получения релевантной информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных, учета погрешностей. Призван обеспечить единообразие и достоверность исходных данных, подлежащих теоретическому осмыслению и интерпретации на уровне частнонаучных теорий.


Дифференциация уровней нужна, чтобы избежать

      • переоценки общности знаний низких уровней

      • непосредственного переноса закономерностей с верхний уровней без преломления в частные области знания



Кроме уровней, есть еще объединение в методологические подходы. Их надо применять рефлексивно.

  1. ^ Функции методологии в научном познании.

Дескриптивная методология — рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая, как правило, постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам

      • функция катализации, стимулирования познания, проблематизация, формирование творческой личности ученого

      • интеграция научного знания, разработка общенаучных средств и форм познания - общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания.

      • ^ Стратегия развития науки, оценка перспективности направлений.

      • Мировоззренческая интерпретация результатов

Нормативная методология — рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности. Дает определенные средства для решения уже поставленных задач (интеллектуальная техника научной деятельности), улучшает организационную сторону исследований.

Познавательная ситуация включает в себя:

      • познавательную трудность (разрыв между сформулированной в науке проблемой и имеющимися в науке средствами)

      • предмет исследования

      • требования к продукту

      • средства организации и реализации научного исследования



Предмет исследования включает в себя объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения.

^ Объект исследования – область непосредственно наблюдаемой реальности, для кот. выявлены устойчивые и необходимые связи между отд. ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций. Процесс построения объекта невозможен без появления особой познавательной задачи, научной проблемы.

^ Средства исследования – фундаментальные понятия науки, с пом. которых расчленяется объект иссл. и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства.

Понятию предмета иссл. противопоставляется не объект ( т.к. один и тот же объект может входить в несколько в предмет нескольких наук), а эмпирическая область – совокупность научных фактов и описаний, из них вытекает объект иссл-я.

Любая успешная реализация метод. принципа это вклад в конкретную науку и методологию!



  1. ^ Рефлексивный характер методологического знания

Понимания методологии:

      • рефлексия теории познания, понимания метода как пути познания, опирающемся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаниях;

      • учение о системе методов как реализации опред. познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющем организацию иссл-я, которыми проверяется правдоподобие (или истинность) теории или теор. гипотезы.

Методология – особая форма рефлексии, самосознания науки (особый род знания о научном знании), включающая анализ предпосылок и оснований научного познания, методов; выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания; критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации.

^ Виды и формы рефлексии научного знания:

1) объективная рефлексия – один из видов и даже методов познания, гл. особ. является направленность на само знание, на процесс его получения. Например, рефлексия над наукой.

    1. субъективная рефлексия – самонаблюдение как познание себя.

Рефлексия представляет собой единство отражения и преобразования объекта; применение ее в исследовании приводит к творческой переделке самого изучаемого предмета, за счет включения рефлектируемого знания в другой контекст, в новую систему отношений с другими элементами знания.

Важнейший механизм приращения знания - превращение некоторого неявного знания (совокупности предпосылок и допущений, стоящих «за спиной» тех или иных формулировок) в знание явное, прямо формулируемое.

^ Зарождение науки связано с переходом от дорефлективных представлений обыденного сознания к научным понятиям с помощью рефлексивных процедур.

С начала 20 в. резкое расширение рефлексии над наукой:

1) Онтологизм (эмпиризм или класс. наука) – сосредоточение на отношении объекта и знания. Познание – как поступательное движение на пути к объективной истине, цель рефлексии – контроль за правильностью этого движения.

2) Гносеологизм (неклассич. стадия науки) – множественность оснований познания и относительный характер истины (философы ищут основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которая влияет на содержание и логическую организацию знания).

Истинность знания оценивается по его адекватности задаче, а не близостью к абс. истине.

3) Методологизм (постнеклассическая стадия)- наиболее характерный тип рефлексии современной науки. Направленность на средства познания в широком смысле (см. «методология» и «метод»). Анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство.


^ 4. Философия науки и методология психологии

Специфические отношения с наукой о методе, связанные с объектом науки, уровнем ее развития и современным состоянием, вкладом, который она делает в общенаучную методологию.

^ Психология для методологии:

- исходные принципы псих. исследования и его результаты не могут не иметь ярко выраженной мировоззренческой окраски, часто напрямую связаны с представлением о сущности человека и его отношении к миру.

- Психология способна давать знание о самом процессе познания и его развитии. Роль «предзнания».
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (378 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации