Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Билеты и ответы к экзамену по Отечественной истории (1861-1917) - файл 30.doc


Билеты и ответы к экзамену по Отечественной истории (1861-1917)
скачать (714.2 kb.)

Доступные файлы (65):

10.doc42kb.24.02.2010 22:47скачать
11.doc41kb.25.02.2010 22:07скачать
12.doc40kb.25.02.2010 22:22скачать
13.doc38kb.25.02.2010 22:28скачать
14.doc45kb.25.02.2010 22:41скачать
15.doc42kb.25.02.2010 22:53скачать
16.doc34kb.25.02.2010 22:57скачать
17.doc41kb.25.02.2010 23:30скачать
18.doc41kb.26.02.2010 21:12скачать
19.doc40kb.26.02.2010 21:30скачать
1.doc40kb.23.02.2010 21:32скачать
20.doc33kb.26.02.2010 21:55скачать
21.doc35kb.26.02.2010 22:08скачать
22.doc31kb.26.02.2010 22:19скачать
23.doc46kb.26.02.2010 22:30скачать
24.doc30kb.26.02.2010 22:40скачать
25.doc43kb.26.02.2010 22:48скачать
26.doc37kb.28.02.2010 21:54скачать
27.doc32kb.28.02.2010 22:21скачать
28.doc38kb.28.02.2010 22:48скачать
29.doc38kb.28.02.2010 23:06скачать
2.doc39kb.23.02.2010 21:56скачать
30.doc39kb.28.02.2010 23:21скачать
31.doc36kb.01.03.2010 21:44скачать
32.doc37kb.01.03.2010 21:46скачать
33.doc39kb.01.03.2010 22:02скачать
34.doc52kb.01.03.2010 22:38скачать
35.doc38kb.01.03.2010 22:25скачать
36.doc41kb.01.03.2010 23:08скачать
37.doc32kb.02.03.2010 17:02скачать
38.doc46kb.02.03.2010 17:06скачать
39.doc38kb.02.03.2010 17:35скачать
3.doc38kb.23.02.2010 22:01скачать
40.doc35kb.02.03.2010 21:13скачать
41.doc49kb.02.03.2010 21:20скачать
42.doc46kb.02.03.2010 21:36скачать
43.doc35kb.03.03.2010 20:34скачать
44.doc49kb.03.03.2010 20:44скачать
45.doc36kb.03.03.2010 21:07скачать
46.doc46kb.03.03.2010 21:21скачать
47.doc41kb.07.03.2010 16:36скачать
48.doc47kb.03.03.2010 23:17скачать
49.doc53kb.03.03.2010 23:24скачать
4.doc42kb.23.02.2010 22:16скачать
50.doc48kb.07.03.2010 16:32скачать
51.doc41kb.07.03.2010 17:28скачать
52.doc46kb.07.03.2010 17:56скачать
53.doc46kb.07.03.2010 18:33скачать
54.doc43kb.07.03.2010 18:38скачать
55.doc45kb.07.03.2010 18:48скачать
56.doc42kb.07.03.2010 18:54скачать
57.doc42kb.07.03.2010 19:03скачать
58.doc47kb.07.03.2010 20:25скачать
59.doc43kb.07.03.2010 20:35скачать
5.doc40kb.24.02.2010 21:42скачать
60.doc55kb.07.03.2010 20:49скачать
61.doc45kb.07.03.2010 21:23скачать
62.doc41kb.07.03.2010 22:14скачать
63.doc42kb.07.03.2010 22:39скачать
64.doc38kb.07.03.2010 22:41скачать
6.doc38kb.24.02.2010 21:59скачать
7.doc35kb.24.02.2010 22:10скачать
8.doc40kb.24.02.2010 22:27скачать
9.doc42kb.24.02.2010 22:37скачать
Империализм как высшая стадия капитализма.doc471kb.01.03.2010 22:43скачать

30.doc

30. Промышленный подъем 90-х годов 19 века и его особенности. Экономическая политика царизма.

Промышленный подъем 90-х гг. Российская индустриализация конца ХIХ – начала ХХ вв. неразрывно связана с именем С.Ю. Витте, занимавшим пост министра финансов (1893–1903) и являвшимся основным разработчиком экономического курса правительства в этот период. Будучи дальновидным и умным политиком, он осознавал необходимость проведения реформ в стране. Первоочередными С.Ю. Витте считал экономические реформы, а среди них – реформы в области промышленного производства. Он полагал, что индустриализация страны есть задача не только экономическая, но и политическая, так как ее осуществление позволит накопить средства для социальных реформ, заняться модернизацией сельского хозяйства и постепенно вытеснить с российской политической сцены дворянство, заменив его властью крупного капитала. Комплексная программа перестройки всего хозяйства страны предусматривала также финансовую стабилизацию, протекционизм при значительном вмешательстве правительства в рыночную экономику, активизацию внешней торговли (создание своего мощного торгового флота).

В начале 90-х гг. ХIХ в. основной акцент в экономической политике был сделан на стабилизацию финансового положения страны. Этот курс включал в себя следующие основные направления:

– жесткую налоговую политику; увеличение косвенных налогов за счет акцизных сборов на товары массового спроса; введение государственной монополии на производство и продажу водки;

– финансовую реформу (1897 г.), сутью которой были введение золотого обеспечения рубля, его свободная конвертируемость, жесткий контроль за процессом эмиссии (эта реформа вызвала крайнее недовольство российских помещиков – экспортеров хлеба, потому что они потеряли возможность извлекать дополнительную прибыль за счет обмена иностранной валюты на бумажные рубли);

– развитие банковского дела;

– широкое привлечение в страну иностранного капитала, которое осуществлялось либо в виде государственных облигационных займов, распространяемых на британском, немецком, бельгийском и, главным образом, французском рынках ценных бумаг, либо в виде непосредственных капиталовложений в предприятия.

Эти меры позволили в течение нескольких лет сконцентрировать значительные бюджетные и иные поступления и направить их на развитие приоритетных для государства отраслей промышленности. Прежде всего было продолжено активное железнодорожное строительство. С 1893 по 1902 гг. в России было построено 27 тыс. км железных дорог (что привело к увеличению протяженности железнодорожной сети почти вдвое). Нужно отметить, что это была долговременная продуманная политика, правильно учитывавшая огромное значение железных дорог для будущего экономики страны.

Железные дороги, создавая прочные транспортные связи и усиливая производственную специализацию отдельных районов, способствовали укреплению и расширению внутреннего рынка как одного из важнейших условий развития капитализма.

Железнодорожное строительство и связанные с ним государственные заказы создавали устойчивый спрос на металл, топливо, лес и другие материалы, вызвали промышленный бум в России. Высокими темпами развивались такие отрасли, как транспортное машиностроение, металлургия, добыча металлических руд, угля, нефти. Сооружение же новых и расширение уже существующих заводов обусловливало необходимость привлечения дополнительной рабочей силы, это, в свою очередь, вызвало потребности в увеличении городского строительства, создавало дополнительный спрос на продукцию легкой промышленности. Текстильное производство и пищевая промышленность занимали стабильно передовые позиции в экономике России.

Развитию отечественной промышленности способствовал курс усиления протекционизма, проводимый царским правительством во второй половине ХIХ в. Наиболее покровительственным был таможенный тариф 1891 г. Министр финансов С.Ю. Витте пошел на "таможенную войну" с Германией. В дальнейшем, особенно после русско-японской войны и революции 1905–1907 гг., российское правительство, нуждаясь в займах, пошло на уступки в торговых договорах с Францией и Германией.

К концу ХIХ в. были выработаны и законодательно закреплены основные принципы государственной системы заказов. Заказы должны были распределяться внутри страны, невзирая на возможность более выгодного их размещения за границей. Так, заказы на рельсы давались заводам Юга по 1 руб. 25 коп. – 2 руб. за пуд, хотя за границей можно было их купить по 80–85 коп. за пуд. При этом выработалась практика передачи заказов наиболее крупным российским заводам, особенно в периоды кризиса и депрессии. Вместе с получением заказа производители получали дополнительную субсидию.

Система протекционизма имела и негативную сторону: сохранение высоких цен на отечественные товары и ограничение стимулов к повышению технического уровня и качества изделий российской промышленности в условиях отсутствия иностранной конкуренции; значительное удорожание из-за высоких пошлин заграничных изделий, спрос на которые российская промышленность не могла удовлетворить (например, сельхозмашины, удобрения). Витте выход видел только в ускорении процесса образования независимой конкурентоспособной национальной промышленности.

В 1891–1900 гг. Россия совершила гигантский скачок в своем индустриальном развитии. За десятилетие объем промышленного производства страны увеличился в 2 раза, а численность пролетариата – в 1,5 раза. При этом производство средств производства увеличилось втрое и к началу ХХ в. давало по стоимости около 40 % всей продукции. К началу ХХ в. Россия являлась аграрно-индустриальной страной, по абсолютным размерам промышленного производства она вошла в пятерку крупнейших индустриальных держав мира.

Существенные сдвиги произошли и в размещении производственных сил. Важнейшим из них было превращение Южного промышленного района в главный центр горной металлургии.

Важной чертой российской промышленности была высокая концентрация производства. Использование выработанных на Западе организационных форм и технологий крупнокапиталистического производства, иностранные инвестиции, правительственные заказы и субсидии – все это способствовало возникновению и росту крупных предприятий. Высокий уровень концентрации производства явился одной из причин начавшегося в 80–90-е годы ХIХ в. процесса монополизации, когда возникли первые картели и синдикаты – сбытовые объединения, действовавшие под видом предпринимательских союзов (Союз рельсовых фабрикантов, Союз фабрикантов рельсовых скреплений, Вагонный союз и др.), так как по российским законам запрещались "стачки" (соглашения) торговцев об установлении цен.

Во второй половине 90-х гг. началось сращивание российских банков с промышленностью, выразившееся в возникновении “сфер интересов” крупнейших российских банков в промышленности, – к 1900 г. Петербургский международный банк оказался заинтересован более чем в 20, а Петербургский учетный и ссудный банк – почти в 30 предприятиях.


Скачать файл (714.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации