Билеты и ответы к экзамену по Отечественной истории (1861-1917)
скачать (714.2 kb.)
Доступные файлы (65):
10.doc | 42kb. | 24.02.2010 22:47 | ![]() |
11.doc | 41kb. | 25.02.2010 22:07 | ![]() |
12.doc | 40kb. | 25.02.2010 22:22 | ![]() |
13.doc | 38kb. | 25.02.2010 22:28 | ![]() |
14.doc | 45kb. | 25.02.2010 22:41 | ![]() |
15.doc | 42kb. | 25.02.2010 22:53 | ![]() |
16.doc | 34kb. | 25.02.2010 22:57 | ![]() |
17.doc | 41kb. | 25.02.2010 23:30 | ![]() |
18.doc | 41kb. | 26.02.2010 21:12 | ![]() |
19.doc | 40kb. | 26.02.2010 21:30 | ![]() |
1.doc | 40kb. | 23.02.2010 21:32 | ![]() |
20.doc | 33kb. | 26.02.2010 21:55 | ![]() |
21.doc | 35kb. | 26.02.2010 22:08 | ![]() |
22.doc | 31kb. | 26.02.2010 22:19 | ![]() |
23.doc | 46kb. | 26.02.2010 22:30 | ![]() |
24.doc | 30kb. | 26.02.2010 22:40 | ![]() |
25.doc | 43kb. | 26.02.2010 22:48 | ![]() |
26.doc | 37kb. | 28.02.2010 21:54 | ![]() |
27.doc | 32kb. | 28.02.2010 22:21 | ![]() |
28.doc | 38kb. | 28.02.2010 22:48 | ![]() |
29.doc | 38kb. | 28.02.2010 23:06 | ![]() |
2.doc | 39kb. | 23.02.2010 21:56 | ![]() |
30.doc | 39kb. | 28.02.2010 23:21 | ![]() |
31.doc | 36kb. | 01.03.2010 21:44 | ![]() |
32.doc | 37kb. | 01.03.2010 21:46 | ![]() |
33.doc | 39kb. | 01.03.2010 22:02 | ![]() |
34.doc | 52kb. | 01.03.2010 22:38 | ![]() |
35.doc | 38kb. | 01.03.2010 22:25 | ![]() |
36.doc | 41kb. | 01.03.2010 23:08 | ![]() |
37.doc | 32kb. | 02.03.2010 17:02 | ![]() |
38.doc | 46kb. | 02.03.2010 17:06 | ![]() |
39.doc | 38kb. | 02.03.2010 17:35 | ![]() |
3.doc | 38kb. | 23.02.2010 22:01 | ![]() |
40.doc | 35kb. | 02.03.2010 21:13 | ![]() |
41.doc | 49kb. | 02.03.2010 21:20 | ![]() |
42.doc | 46kb. | 02.03.2010 21:36 | ![]() |
43.doc | 35kb. | 03.03.2010 20:34 | ![]() |
44.doc | 49kb. | 03.03.2010 20:44 | ![]() |
45.doc | 36kb. | 03.03.2010 21:07 | ![]() |
46.doc | 46kb. | 03.03.2010 21:21 | ![]() |
47.doc | 41kb. | 07.03.2010 16:36 | ![]() |
48.doc | 47kb. | 03.03.2010 23:17 | ![]() |
49.doc | 53kb. | 03.03.2010 23:24 | ![]() |
4.doc | 42kb. | 23.02.2010 22:16 | ![]() |
50.doc | 48kb. | 07.03.2010 16:32 | ![]() |
51.doc | 41kb. | 07.03.2010 17:28 | ![]() |
52.doc | 46kb. | 07.03.2010 17:56 | ![]() |
53.doc | 46kb. | 07.03.2010 18:33 | ![]() |
54.doc | 43kb. | 07.03.2010 18:38 | ![]() |
55.doc | 45kb. | 07.03.2010 18:48 | ![]() |
56.doc | 42kb. | 07.03.2010 18:54 | ![]() |
57.doc | 42kb. | 07.03.2010 19:03 | ![]() |
58.doc | 47kb. | 07.03.2010 20:25 | ![]() |
59.doc | 43kb. | 07.03.2010 20:35 | ![]() |
5.doc | 40kb. | 24.02.2010 21:42 | ![]() |
60.doc | 55kb. | 07.03.2010 20:49 | ![]() |
61.doc | 45kb. | 07.03.2010 21:23 | ![]() |
62.doc | 41kb. | 07.03.2010 22:14 | ![]() |
63.doc | 42kb. | 07.03.2010 22:39 | ![]() |
64.doc | 38kb. | 07.03.2010 22:41 | ![]() |
6.doc | 38kb. | 24.02.2010 21:59 | ![]() |
7.doc | 35kb. | 24.02.2010 22:10 | ![]() |
8.doc | 40kb. | 24.02.2010 22:27 | ![]() |
9.doc | 42kb. | 24.02.2010 22:37 | ![]() |
Империализм как высшая стадия капитализма.doc | 471kb. | 01.03.2010 22:43 | ![]() |
39.doc
39. Внутренняя политика самодержавия накануне революции 1905 -1907гг. Возникновение кризиса верхов.Самодержавие перед революцией 1905-1907 гг.
Либеральные реформы 60-70-х годов XIX в. не затронули основ системы государственного управления империи. К началу XX в. Россия оставалась неограниченной монархией. Император сосредоточивал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. Он определял направление и характер внутренней и внешней политики, осуществлял высшее руководство вооруженными силами и гражданской администрацией. Любое волеизъявление монарха обретало силу закона.
В управлении империей царь опирался па разветвленный бюрократический аппарат. На протяжении XIX в. общая численность чиновников различных рангов увеличилась примерно в 7 раз и составляла к началу XX столетия примерно 385 тыс. человек, а вместе с канцелярскими служителями в аппарате управления было занято около 500 тыс. человек. Это была по тем временам значительная цифра, хотя, впрочем, отнюдь не уникальная, если сравнивать ситуацию, складывавшуюся в данном отношении в России с ситуацией в других странах. Так, во Франции, численность населения которой даже вместе с колониями значительно уступала численности населения Российской империи, в государственном аппарате в 1914 г. служило 468 тыс. человек. Капиталистическая эволюция России отразилась на составе чиновничества, прежде всего – в ведомствах, связанных с экономикой. В своей деятельности бюрократия вынуждена была больше считаться с интересами крепнувшей российской буржуазии. Тем не менее важнейшей опорой трона, наиболее социально близкой самодержавию и бюрократии силой по-прежнему являлось дворянство. Владельцы земельной собственности – помещики – преобладали в высших эшелонах чиновничьей иерархии, хотя их число, по мере прогрессировавшего оскудения дворянства, уменьшалось.
Политический курс самодержавия вырабатывался в острой борьбе различных придворно-бюрократических группировок. В России вплоть до 1906 г. отсутствовало правительство в юридическом смысле, т.е. не было высшего коллегиального исполнительного органа, осуществлявшего непосредственное управление страной. Руководители центральных звеньев государственного аппарата – министерств – действовали совершенно самостоятельно, мало считаясь друг с другом и подчиняясь только царским указаниям. Министры не были объединены общей политической программой. Ведомственная разобщенность достигла значительных масштабов, негативно сказываясь на функционировании государственной машины.
Кризисность ситуации, складывавшейся в стране в канун революции 1905-1907 гг., в той или иной степени осознавалась многими представителями правящих кругов. Однако вопрос о путях предотвращения революционного взрыва являлся объектом острых разногласий. Часть представителей высшей бюрократии видела выход в «увенчании» здания реформ 60-70-х годов совещательным представительным органом, в проведении ряда других преобразований, призванных модернизировать существующий строй, в соглашении с умеренными элементами в оппозиционном движении. Наиболее консервативные круги в верхах, однако, упорно противились любым уступкам «духу времени», считая необходимым во имя предотвращения революции решительно пресекать любые «игры в конституцию». Эти взгляды, источником которых служила помимо прочего сознававшаяся верхами слабость российского либерализма, неспособность его сколько-нибудь прочно удерживать под своим влияннем народную стихию, были близки Николаю II (1868-1918), вступившему на трон в 1894 г. после смерть Алехсандра III. Ярким представителем консервативного крыла высшей бюрократии являлся В.К.Плеве, занимавший в 1902-1904 гг. пост министра внутренних дел. Сочетая в своей деятельности репрессии по отношению к революционному и оппозиционному движению с известными политическими манерами, В.К.Плеве всеми силами стремился сохранить неизменными существующие порядки. Острые конфликты в верхах вокруг вопроса о направленности внутриполитического курса являлись осязаемыми симптомами кризиса власти.
Правящие круги оказались не в состоянии выработать конструктивную программу решения наболевших проблем российской действительности. Политика «полицейского социализма», призванная направить рабочее движение в желательное власти русло, предотвратить проникновение в пролетарскую среду революционных идей, в конечном счете обернулась против самой власти, вызвав к тому же и недовольство буржуазии. Шаги, призванные несколько улучшить положение рабочих (например, закон 1903 г. о вознаграждении потерпевших от несчастных случаев), не разряжали ситуацию. Бесконечно затянулось обсуждение различных рецептов решения аграрного вопроса. Надежды верхов укрепить свои позиции с помощью «маленькой и победоносной войны» с Японией не оправдались. Неудачный ход боевых действий окончательно дискредитировал существующий строй.
Гибель В.К.Плеве, убитого 15 июля 1904 г. эсером-террористом Е.С.Созоновым, привела к некоторым переменам во внутриполитическом курсе. Новый министр внутренних дел П.Д.Святополк-Мирский попытался найти общий язык с умеренным крылом оппозиции. Он вернул из ссылки опальных земских деятелей, ослабил цензуру и т.п. П.Д.Святополк-Мирский заявил о своем доверии к «обществу», что дало повод либеральной прессе провозгласить наступление «эпохи доверия». В ноябре 1904 г. П.Д.Святополк-Мирский представил Николаю II доклад, в котором предлагал провести ряд реформ либерального толка. Центральным пунктом этой программы было предложение допустить выборных представителей к участию в законосовещательной деятельности. Планы П.Д.Святополк-Мирского встретили, однако, сопротивление консервативной части сановников, которых в итоге поддержал Николаи II. В подписанном царем (12 декабря 1904 г.) по итогам обсуждения в правящих кругах программы П.Д.Святополк-Мирского именном указе ни о каком участии (хотя бы в будущем) представителей «общества» в законосовещательной работе речи уже не шло. Указ обещал постепенное уравнение крестьян в правах с другими сословиями, введение государственного страхования рабочих и т.п. Однако и с этими уступками самодержавие безнадежно запоздало. Указ 12 декабря 1904 г. уже не повлиял на дальнейшее развитие событий – менее чем через месяц после его появления в России началась революция.
Скачать файл (714.2 kb.)