Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Билеты и ответы к экзамену по Отечественной истории (1861-1917) - файл 9.doc


Билеты и ответы к экзамену по Отечественной истории (1861-1917)
скачать (714.2 kb.)

Доступные файлы (65):

10.doc42kb.24.02.2010 22:47скачать
11.doc41kb.25.02.2010 22:07скачать
12.doc40kb.25.02.2010 22:22скачать
13.doc38kb.25.02.2010 22:28скачать
14.doc45kb.25.02.2010 22:41скачать
15.doc42kb.25.02.2010 22:53скачать
16.doc34kb.25.02.2010 22:57скачать
17.doc41kb.25.02.2010 23:30скачать
18.doc41kb.26.02.2010 21:12скачать
19.doc40kb.26.02.2010 21:30скачать
1.doc40kb.23.02.2010 21:32скачать
20.doc33kb.26.02.2010 21:55скачать
21.doc35kb.26.02.2010 22:08скачать
22.doc31kb.26.02.2010 22:19скачать
23.doc46kb.26.02.2010 22:30скачать
24.doc30kb.26.02.2010 22:40скачать
25.doc43kb.26.02.2010 22:48скачать
26.doc37kb.28.02.2010 21:54скачать
27.doc32kb.28.02.2010 22:21скачать
28.doc38kb.28.02.2010 22:48скачать
29.doc38kb.28.02.2010 23:06скачать
2.doc39kb.23.02.2010 21:56скачать
30.doc39kb.28.02.2010 23:21скачать
31.doc36kb.01.03.2010 21:44скачать
32.doc37kb.01.03.2010 21:46скачать
33.doc39kb.01.03.2010 22:02скачать
34.doc52kb.01.03.2010 22:38скачать
35.doc38kb.01.03.2010 22:25скачать
36.doc41kb.01.03.2010 23:08скачать
37.doc32kb.02.03.2010 17:02скачать
38.doc46kb.02.03.2010 17:06скачать
39.doc38kb.02.03.2010 17:35скачать
3.doc38kb.23.02.2010 22:01скачать
40.doc35kb.02.03.2010 21:13скачать
41.doc49kb.02.03.2010 21:20скачать
42.doc46kb.02.03.2010 21:36скачать
43.doc35kb.03.03.2010 20:34скачать
44.doc49kb.03.03.2010 20:44скачать
45.doc36kb.03.03.2010 21:07скачать
46.doc46kb.03.03.2010 21:21скачать
47.doc41kb.07.03.2010 16:36скачать
48.doc47kb.03.03.2010 23:17скачать
49.doc53kb.03.03.2010 23:24скачать
4.doc42kb.23.02.2010 22:16скачать
50.doc48kb.07.03.2010 16:32скачать
51.doc41kb.07.03.2010 17:28скачать
52.doc46kb.07.03.2010 17:56скачать
53.doc46kb.07.03.2010 18:33скачать
54.doc43kb.07.03.2010 18:38скачать
55.doc45kb.07.03.2010 18:48скачать
56.doc42kb.07.03.2010 18:54скачать
57.doc42kb.07.03.2010 19:03скачать
58.doc47kb.07.03.2010 20:25скачать
59.doc43kb.07.03.2010 20:35скачать
5.doc40kb.24.02.2010 21:42скачать
60.doc55kb.07.03.2010 20:49скачать
61.doc45kb.07.03.2010 21:23скачать
62.doc41kb.07.03.2010 22:14скачать
63.doc42kb.07.03.2010 22:39скачать
64.doc38kb.07.03.2010 22:41скачать
6.doc38kb.24.02.2010 21:59скачать
7.doc35kb.24.02.2010 22:10скачать
8.doc40kb.24.02.2010 22:27скачать
9.doc42kb.24.02.2010 22:37скачать
Империализм как высшая стадия капитализма.doc471kb.01.03.2010 22:43скачать

9.doc

9. Внутренняя политика самодержавия и буржуазные реформы 60-70-х годов 19 века.

Буржуазные реформы

Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Новые буржуазные реформы, вырванные у правительства в период демократического подъема, явились побочным продуктом революционной борьбы. Реформы в России были не причиной, а следствием развития социально-экономических процессов. В то же время, после реализации, реформы объективно оказывали обратное влияние на эти процессы.

Проводимые преобразования имели противоречивый характер - царизм пытался приспособить старую политическую систему самодержавия к новым условиям, не изменяя ее классовой сущности. Реформы (1863-1874) отличались половинчатостью, непоследовательностью и незавершенным характером. Они проектировались в годы революционной ситуации, а проводились некоторые из них через 10-15 лет в обстановке спада революционной волны.

Задачи организации местного самоуправления должны были решить земская и городская реформы. В соответствии с "Положением о губернских и уездных земских учреждениях" (1864) в уездах и губерниях вводились выборные органы местного управления - земства. Формально земские Учреждения состояли из представителей всех сословий, но избирательное право обусловливалось имущественным цензом. Члены земских собраний (гласные) избирались по трем куриям: землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ (по последней курии выборы были многостепенными). Председателем собраний являлся предводитель дворянства. Создавались также исполнительные органы - губернские и уездные земские управы. Земства не имели политических функций и не обладали исполнительной властью, решали в основном хозяйственные вопросы, но и в этих пределах они контролировались губернаторами и МВД. Вводились земства постепенно (до 1879 г.) и не во всех районах империи. Уже в это время их компетенция все более и более ограничивалась правительством. Однако, несмотря на ограничения, земства в России сыграли заметную роль в решении вопросов как хозяйственного, так и культурного плана (просвещение, медицина, земская статистика и т.д.).

Новая система учреждений городского самоуправления (городские думы и управы), созданная на основании "Городового положения" .(1870), была основана на буржуазном принципе единого имущественного ценза. Выборы происходили по куриям, соадаваемым в соответствии с размерами уплачиваемого налога. Подавляющее большинство жителей, не имеющих установленного имущественного ценза, оказалось отстраненным от выборов.

В результате реформы органов местного самоуправления господствующее положение в земствах (особенно на губернском уровне) заняло дворянство, а в городских думах - представители крупной буржуазии.

Органы городского самоуправления также находились под неослабным контролем правительства и в основном решали вопросы, связанные с ведением городского хозяйства.

^ Судебная реформа

Наиболее архаичной в середине XIX в, оставалась система российского судопроизводства. Суд носил сословный характер, заседания имели келейный характер и не освещались в печати. Судьи полностью зависели от администрации, а подсудимые не имели защитников. Наиболее рельефно буржуазное начало проявилось в новых судебных уставах 1864 г., в основу которых были положены главные принципы буржуазного права: бессословность суда, состязательный характер процесса, гласность и независимость судей.

Результатом судебной реформы стало введение в России двух систем: коронного и мирового судов. Коронный суд имел две инстанции: окружной суд и судебную палату. В ходе судебного заседания обвинение выдвигал прокурор, а защиту вели адвокаты (присяжные поверенные). Решение о виновности обвиняемого принимали выборные присяжные заседатели. Меру наказания устанавливали судья и два члена суда.

Мировые суды рассматривали мелкие преступления, судопроизводство здесь вели мировые судьи, избираемые земскими собраниями или городскими думами.

Однако и на новой системе судопроизводства лежал отпечаток старых феодальных пережитков. Так, были сохранены специальные суды для отдельных категорий населения (например, волостные суды для крестьян). Ограниченными оказались и гласность судопроизводства и независимость судей от администрации.

^ Военные реформы 60-70-х годов

Необходимость повышения боеспособности русской армии, ставшая очевидной уже в ходе Крымской войны н явно заявившая о себе во время европейских событий 60-70-х годов, когда продемонстрировала свою боеспособность прусская армия (объединение Германии под главенством

Пруссии, франко-прусская война 1870 г.), требовала осуществления коренных военных реформ. Эти реформы были проведены под руководством военного министра Д.А.Милютина. В 1864 г. он ввел систему военных округов, несколько позднее осуществил централизацию военного управления. Была реформирована система военных учебных заведений, приняты новые военные уставы. Проводилось перевооружение армии. В 1874 г. в России была введена всесословная воинская повинность с ограниченным сроком воинской службы. Воинская служба вместо 25 лет устанавливалась сроком 6 лет (на действительной службе) и 9 лет в запасе. На флоте служили 7 лет и 3 года в запасе. Эти сроки существенно сокращались для лиц, имевших образование. Таким образом в стране была создана массовая армия буржуазного типа, имеющая ограниченный кадровый состав в мирное время и крупные людские ресурсы на случай войны. Однако по-прежнему кадровый офицерский состав русской армии состоял преимущественно из дворян, солдаты же - выходцы из крестьянской массы - были бесправны.

^ Финансовые реформы

Развитие капиталистических отношений привело к реорганизации финансовой системы империи, сильно расстроенной в годы войны. Среди важнейших мероприятий по упорядочению финансов было создание Государственного банка (1860), упорядочение процесса формирования государственного бюджета, преобразование государственного контроля. Следствием "трезвенного" движения стала отмена винных откупов. Несмотря на то что финансовые преобразования носили буржуазный характер, они не изменили сословного характера системы налогообложения, при котором вся тяжесть налогов падала на податное население.

^ Реформы в области просвещения и печати

Потребности экономической и политической жизни страны делали необходимыми изменения в организации народного образования. В 1864 г. было опубликовано "Положение о начальных народных училищах", которое расширило сеть начальных учебных заведений. По "Положению" начальные училища разрешалось открывать общественным учреждениям и даже частным лицам, однако все они находились под контролем училищных советов. Преподавали в начальной школе письмо, чтение, правила арифметики, закон божий и церковное пение. Большинство начальных школ было земскими (создавались земствами), церковно-приходскими и "министерскими" (учрежденные Министерством народного просвещения).

В 1864 г. был введен новый устав гимназий, которые стали разделяться на классические (ориентированные на дворянских и чиновничьих детей) и реальные (в основном для детей буржуазии). Учились в гимназиях 7 лет. В классических гимназиях делался упор на тщательное изучение древних языков (латыни и греческого), в реальных вместо "классических" языков читались расширенные курсы естественных наук. Выпускники классических гимназий могли без экзаменов поступать в университеты, "реалистю", в основном, шли в технические высшие учебные заведения. Количество начальных и средних учебных заведений в России в пореформенный период быстро возрастало. В конце 50-х годов их было около 8 тысяч, в начале 80-х годов – свыше 22 тыс., а к середине 90-х годов свыше 78 тыс. Однако и к концу XIX в. Россия оставалась страной неграмотных, их было почти 80%.

В 1863 г. вступил в действие новый университетский устав, который восстанавливал и расширял автономию университетов. В стране открывались новые высшие учебные заведения, в том числе технические, а также женские курсы в Москве, Петербурге, Киеве.

В ходе преобразований правительство было вынуждено пойти на ряд уступок в области цензуры. "Временные правила для печати" (1865) частично отменяли предварительную цензуру в столицах, но вместе с тем устанавливали судебную ответственность для лиц, нарушивших законодательство в этой области..


Скачать файл (714.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации