Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Информационный менеджмент - файл Конспект лекций.doc


Лекции - Информационный менеджмент
скачать (152 kb.)

Доступные файлы (1):

Конспект лекций.doc851kb.03.06.2010 20:36скачать

содержание

Конспект лекций.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20






ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ


(конспект лекций)






СОДЕРЖАНИЕ










Стр.




Введение

3

Раздел 1

Основные понятия информационного менеджмента

4

Раздел 2

Формирование организационной структуры в области информатизации


10

Раздел 3

Основы стратегического планирования информационных систем


22

Раздел 4

Формирование инновационой политики и осуществление инновационных программ


42

Раздел 5

Формирование технологической среды информационной системы


62

Раздел 6

Эксплуатация, обслуживание и развитие информационной системы


64

Раздел 7

Управление персоналом в сфере информатизации

104

Раздел 8

Управление капиталовложениями в сфере информатизации

119

Раздел 9

Формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов


132




Список сокращений

133




Рекомендуемая литература

134







ВВЕДЕНИЕ


Информация играет в обществе все более важную роль. Ее ставят в один ряд с фундаментальными понятиями мироздания: веществом и энергией. Упорядоченную, доступную и активно используемую информацию оценивают как ресурс наряду с материальными, энергетическими, финансовыми и интеллектуальными ресурсами. Эффективное управление информационными ресурсами становится специфической проблемой менеджмента.

Масштабы работ и затрат, которыми характеризуется информатизация различных сфер жизни общества, и значение, которое приобрели информационные ресурсы, острейшим образом поставили проблему повышения эффективности информационных систем.

Специалист по информационным технологиям должен разбираться в следующих вопросах:

как осуществляется кратко-, средне- и долгосрочное планирование информационных систем;

какие особенности имеет область обработки информации и как формируется ее организационная структура;

что такое производственный менеджмент в сфере обработки информации;

что такое инновационный менеджмент и какие особенности имеет управление проектами в области обработки информации;

как эффективно использовать кадровый потенциал и какие особенности имеет управление персоналом в сфере информатизации;

что такое финансовый менеджмент и на что тратятся средства в информационных системах;

как и чем обеспечивается правовая защищенность информационных ресурсов.

Этими и смежными с ними вопросами занимается информационный менеджмент.

Важность информационного менеджмента как науки подчеркивается тем, что в развитых странах на государственном уровне создаются соответствующие структуры: Ассоциация специалистов по информационному менеджменту в США, Координационная комиссия информационного менеджмента в Германии и т.д.


Раздел 1

^ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА


ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА.


Средства информатизации составляют значительную долю мирового рынка и в существенной мере определяют структуру инвестиционных потоков мирового хозяйства. В середине 90-х годов ожидалось, что к 2000 г. объем продукции этого профиля достигнет уровня в 1 трлн долл. и превзойдет объем рынка природных ресурсов, что выглядело как фантастика. Оказалось, что это вполне реально: по некоторым данным уже в 1998 г. был достигнут объем 1,8 трлн долл. В связи с этим становится очевидной необходимость эффективного управления – менеджмента – средствами информатизации на всех этапах их жизненного цикла: именно эффективность менеджмента в сфере информатизации определяет темп научно-технического прогресса.

Следует иметь в виду, что:

  1. мировой парк компьютеров и связанных с ними средств столь велик, что их мировое производство представляет собой огромную, наукоемкую, стремительно развивающуюся отрасль индустрии;

  2. в мировой экономике многие другие сферы деятельности человека стали интернациональными, мультинациональными, транснациональными благодаря возможностям информационных систем: системы межбанковских расчетов, грузовые и пассажирские перевозки, системы связи, промышленные производства и т. д. Все уровни таких глобальных систем должны быть обеспечены эффективным управлением сверху донизу;

  3. в малых системах происходят аналогичные процессы; при этом следует подчеркнуть, что в больших ИС задействованы ресурсы и средства соответствующих масштабов, а в обычных ИС часто нет ни того, ни другого, в то же время требуется решение разнообразных многочисленных задач. И в таких ИС возникают острые проблемы управления;

  4. одним из самых мощных стимулов создания мощных и эффективных ИС является конкуренция в основной деятельности компаний, поскольку именно полная, оперативная и достоверная информация дает им преимущество перед конкурентами, а невнимание к качеству и эффективности ИС обязательно ведет к потере фирмой своих позиций и в конечном счете – к ее поражению;

  5. в настоящее время по любому вопросу технологически можно собрать такое количество информации. которое никто за реально отведенное ситуацией время не в состоянии осмыслить (иногда даже просто просмотреть), а тем более эффективно использовать. Отсюда необходимость системного подхода в рассмотрении информационных процессов. В частности, при анализе организации ИС естественно рассматривать ее как иерархическую, при этом нижней ступени соответствует уровень рабочего места, выше – уровень подразделения, предприятия и т.д. С точки зрения содержащейся в ИС информации уровни будут другими: нижний уровень – детальная информация, выше – аналитическая, еще выше – стратегическая и т.д. Поэтому неверно видеть в ИС только совокупность компьютерных средств, пусть даже очень сложных и мощных.

Пониманию предмета способствует представление о том, что ИС, по существу, является производством, выпускающим определенную продукцию, которая может быть измерена количественно и оценена качественно, может быть определена ее стоимость. Сопоставление видно из следующей таблицы:

^ Информационная система

Производственная система

Входные данные

Сырье

Ввод и накопление данных в памяти

Прием сырья на склад

Хранение данных

Хранение сырья на складе

Обработка данных программами

Обработка сырья на станках, в печах и т. д.

Выдача информации в требуемых формах

Сдача готовой продукции на склад

Передача результатной информации пользователю

Сбыт готовой продукции


Основой ИС является информационная технология (ИТ). Если рассматривать ее по этапам, можно заметить следующее.

От объема и характера входной информации зависят требования к устройствам ввода, их производительности, а также время ввода.

^ Накопление данных в памяти и их хранение аналогичны хранению сырья на складе. Объем памяти ИС соответствует вместимости складских помещений. Так же как сырье, данные не должны «лежать на складе», они должны полностью и постоянно использоваться. Избыточная память (излишние складские площади) снижает эффективность системы, поскольку данные дольше отыскиваются и обрабатываются, устройства большей емкости имеют более высокую цену, их стоимость переносится на продукцию, т.е. на результат обработки данных.

Основной этап ИТ – обработка данных программами. Возможности потерь и резервы здесь скрыты в большем объеме, чем на других этапах. По аналогии с производственной системой данные можно уподобить заготовкам, полуфабрикатам или комплектующим изделиям, прикладные обрабатывающие программы – инструментам, сервисные программные средства – приспособлениям, а компьютеры и их базовые программные средства – основному технологическому оборудованию (станкам, прессам, сварочным автоматам и т.д.). Мощные оборудование, базовые программные средства, прикладные программы, конечно, повышают производительность и качество работ, однако могут быть избыточными, что ведет к удорожанию продукции – информационной продукции или результатов расчетов.

^ Выдача результатов (продукции) в требуемых формах может осуществляться на экран пользовательского монитора, в сетевые структуры для коллективного пользования, в виде «твердой копии» – документа, на табло и т.д. Этот этап требует соответствующих затрат и оборудования и аналогичен предыдущему этапу.

^ Передача результатной информации пользователю – рациональное потребление продукции ИС – весьма сложный вопрос: не всегда ясно, как и какая информация, выдаваемая ИС, действительно применяется пользователями, т.е. потребляется и дает эффект.

Указанные особенности ИС показывают необходимость обеспечения эффективности как на каждом из этапов используемых ИТ, так и в ИС в целом как специальной проблемы менеджмента. Причем эта проблема очевидно предметно-ориентирована: информация как основная производственная материя, имеющая свои особенности, ИТ как совокупность специфических этапов, ИС как среда приложения менеджмента.

Поле приложения информационного менеджмента – все этапы жизненного цикла ИС. Обобщенная схема включает этапы создание – внедрение – поддержка. Однако стройная схема жизненного цикла ИС имеет место очень редко.

Для любой организации трудно говорить, что ее ИС создается заново, т.к. в данной сфере всегда что-то уже разработано, и только для вновь создаваемых фирм с большой натяжкой можно считать, что создается новая ИС. Последовательность создания новой ИС выглядит следующим образом. Вначале осуществляется разработка концепции системы и ее дерева целей (System Planning), потом выясняются условия ее работы, формируются математические модели и топология (System Analysis). Разработка или проектирование ИС (System Design) – протяженный многовитковый итерационный процесс, который строится обычно на основе системного подхода. Далее система внедряется (System Implementation) на тех рабочих местах, для которых она создается. Во время эксплуатации любая система нуждается в сопровождении и поддержке (System Support).

В практике создания ИС принято начинать использовать модули решения задач и комплексов задач или подсистем по мере их готовности и отработки. Поэтому процессы создания и внедрения обычно идут одновременно, переплетаясь самым причудливым образом. Когда проект системы в намеченных контурах завершается, основную роль начинают играть процессы внедрения, однако тут же неизбежно возникают и расширяются внутри системы процессы ее совершенствования, модернизации и т.п. Поэтому, не завершив создание всей системы, ее начинают дорабатывать, соответственно затягивается процесс внедрения. По мере внедрения, т.е. ввода в эксплуатацию элементов ИС, создается комплекс средств ее поддержки, сопровождения, обслуживания, испытания и т.д.

Таким образом, ИС практически никогда не бывает готова, завершена окончательно или сдана «под ключ». Она всегда пребывает в процессе изменения, «дышит», «живет». При этом должны непрерывно решаться ее основные задачи, причем с максимальной эффективностью на каждой стадии или в каждой фазе ее состояния. В связи с этим в ИС необходим постоянный контроль за ее состоянием и использованием всех ее элементов: на всех стадиях необходимо обеспечить и достижение целей, поставленных перед системой, и планомерное и целенаправленное ее развитие в структуре основной деятельности предприятия или учреждения. Все это в совокупности представляет собой суть проблемы менеджмента применительно к информационным системам, т.е. информационного менеджмента.

^ Информационный менеджмент (ИМ) – это специальная область менеджмента, выделившаяся в последние годы как самостоятельное направление и все более приобретающая специфические особенности. Определим сферу, охватываемую информационным менеджментом.

^ В широком смысле сфера ИМ – совокупность всех задач управления на всех этапах жизненного цикла предприятия, включающая все действия и операции, связанные как с информацией во всех ее формах и состояниях, так и с предприятием в целом на основе данной информации. При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективности использования не только собственно информации (данных и знаний), но и других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, финансовых, кадровых и т.д.

Очевидно, что такая широкая трактовка понятия ИМ не всегда требуется; более того, для ее практического использования, очевидно, необходима высокая степень зрелости организации во всех отношениях, что пока встречается достаточно редко. Поэтому она оказывается неэффективной ввиду слабой обеспеченности в конкретной организации.

В узком смысле ИМ представляет собой круг задач управления прежде всего производственного и технологического характера, решение которых обеспечивает достижение целей организации в основной ее деятельности за счет эффективного согласованного управления как элементами, процессами и ресурсами собственно информационной системы, так и другими элементами, процессами и ресурсами предприятия. В этих задачах управления в той или иной мере используются информационные системы и реализованные в них информационные технологии.

Четкую границу между этими пониманиями провести невозможно, однако в явных ситуациях вполне реально. Во всяком случае руководство конкретной организации всегда может принять для себя тот или иной вариант отношения к роли ИМ в их деятельности и руководствоваться им на практике.


^ ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА


Понятие «Информационный менеджмент» как самостоятельное появилось в экономической информатике в конце 70-х гг. Его возникновение можно приписать как необходимости повышения эффективности принятия ответственных решений в сфере собственно информатизации (внутренние задачи ИМ), так и тем требованиям, которые стали более детально учитывать при анализе ситуаций в области основной деятельности предприятий (внешние задачи ИМ).

Как показывает практика, расходы на проекты ИС обычно превышают запланированные суммы, при этом качество разработки часто оказывается неудовлетворительным, сверх меры растут расходы на обслуживание уже находящихся в эксплуатации ИС, они постепенно начинают забирать большую часть ресурсов, предназначенных для создания и развития новых систем и подсистем, при использовании ИС постоянно возникают противоречия между централизованными и децентрализованными техническими и технологическими решениями. Эти и аналогичные им препятствия могли быть устранены только введением всестороннего специализированного информационного менеджмента.

Лучшим и необходимым средством успешного менеджмента в любой сфере деятельности становятся информационные технологии. Для их внедрения развивается производство средств информатизации.

Применительно к ИМ рассматриваются классические задачи управления, в числе которых производственно-хозяйственные задачи:

  • формирование технологической среды ИС,

  • развитие ИС и обеспечение ее обслуживания,

  • планирование в среде ИС,

  • формирование организационной структуры в области информатизации,

  • использование и эксплуатация ИС,

  • формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ,

  • управление персоналом в сфере информатизации,

  • управление капиталовложениями в сфере информатизации,

  • формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов.


^ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ


Широко распространено мнение о том, что информационные системы живут недолго: от 3 до 7 лет. На самом деле это свидетельствует лишь о высокой динамичности ИС и ИТ: в течение указанного времени система может оставаться эффективной. Далее она должна развиваться или она перестанет быть конкурентоспособной. Как таковая ИС должна создаваться на предприятии или в учреждении «на вечные времена», причем в виде, допускающем развитие и совершенствование по всем компонентам без утраты способности функционировать. Наиболее эффективно этот процесс обеспечивает системный подход.

Это важно подчеркнуть, поскольку при радикальных перестройках предприятие может практически лишиться информационной базы из-за того, что базы данных, обрабатывающие программы, форматы и структуры, технические и технологические нормативы, права и обязанности будет невозможно использовать в новых вариантах системы. Выход отечественных предприятий на принятые в мире стандарты и технологии в средствах информатизации позволяет надеяться, что в будущем удастся избежать подобных ситуаций. Тем не менее нужно допускать, что ИС в той или иной составляющей (математической, технологической, технической, программной и т.д.) может претерпевать изменения, и даже существенные.

Следует принимать, что информационно-вычислительные комплексы являются сложными системами. Это достаточно очевидно применительно к ИС предприятий, учреждений, ведомств, отраслей, банков и т.д. Однако, даже комплексы, построенные на одном персональном компьютере, можно отнести к сложным системам и для их эффективного построения и использования применять системный подход.

ИС и их компоненты следует рассматривать как продукцию производственного характера, предназначенную для регулярного применения. Требования к любому изделию формулируются с учетом интересов как изготовителей, так и потребителей, требования обычно следующие:

  • социальная значимость или общественная полезность, а также определенная интегральная эффективность продукции, достигаемая при изготовлении и использовании;

  • наличие описания технологического процесса создания изделия;

  • возможность модификаций «под заказчика» и адаптации;

  • наличие определенных количественных характеристик, позволяющих в явной форме задавать требования к эффективности и совершенству, а также определенной цены;

  • осознание потребителями особенностей функционирования и полезности продукции в сфере их деятельности;

  • уверенность потребителя в полезности продукции и возможности практического ее освоения при имеющихся ресурсах и сроках;

  • гарантии надежности и качества.


Рассмотрим далее управленческую роль ИТ-менеджера на различных этапах жизненного цикла информационного продукта.

Известная мудрость гласит: «Беспорядок автоматизации не поддается». Поэтому начнем рассмотрение с организационных вопросов.



Раздел 2

^ ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ


ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА


Термин «организация» трактуется по-разному. Иногда под ним понимают процесс или деятельность по упорядочению элементов объекта во времени и пространстве, что близко к понятию организовывать. Во многих случаях под термином организация рассматривается некий объект, имеющий упорядоченную структуру. В таком объекте совместно существуют разнообразные элементы и связи между ними, при этом в качестве элементов могут быть как технологические элементы (машины, устройства и т.д.), так и люди. Мы будем использовать в качестве основного именно такой подход.

Существует специальная дисциплина – теория организации, которая преподается при подготовке менеджеров.

Определим организацию как «сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей» или как «группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей». Именно и прежде всего наличие цели определяет само существование организации.

При изучении конкретной организации основными являются вопросы, связанные с рассмотрением внешней среды существования и функционирования организации, внутренней ее среды, а также взаимосвязей, которые образуются в организации.

Важно выделить факторы воздействия на организацию внешней среды. Факторы прямого воздействия – все, что связано с поставщиками различных ресурсов, необходимых для работы организации (прежде всего поставки материалов и энергии), возможности привлечения капитала, трудовые ресурсы (наем работников осуществляется из внешней среды), уровень квалификации этой рабочей силы. Сюда же относятся потребители продукции организации (организация может ориентировать свою структуру на наиболее влиятельные группы потребителей). В чем-то факторы, определяемые потребителями, смыкаются с факторами, определяемыми конкурентами. Фактором прямого воздействия является сфера законодательства по профилю организации.

Факторы внешней среды косвенного характера обычно не оказывают непосредственного влияния, причем они обычно сложнее, чем прямые. По поводу механизма их действия не бывает полной уверенности, приходится делать некоторые предположения.

К числу косвенных факторов относят уровень технологии, рассматриваемый при оценке соотношения технологической вооруженности организации и ее окружения, общее состояние экономики страны и региона. Заметную роль могут играть социокультурные и просто политические факторы, а также международная обстановка.

Для анализа внутренней среды организации применяется системный подход. Внутренние условия ее существования можно трактовать как переменные, характеризующие ее состояние. Это цели, задачи, структура, технологии и ресурсы.

Цели могут быть разнообразными: в бизнесе – одни, в государственном управлении – другие; в крупных организациях целей множество, в малых цели скромнее и их меньше. В подразделениях одной организации цели бывают разными, направляющим фактором в согласовании деятельности подразделений является глобальная цель организации.

Ресурсы, которыми организация располагает могут быть материальными, энергетическими, финансовыми, интеллектуальными и информационными.

Термин «технология» в широком смысле означает некоторую область деятельности, в узком – определенный тип переработки сырья в конечный продукт, что предметно характеризует конкретную организацию, ее особенности и возможности.

В процессе деятельности с внешней средой и между элементами организации должны осуществляться различные связи – коммуникации, что требует обеспечения как концептуального, так и технологического. Внутри организации имеются как вертикальные – по подчиненности коммуникации (субординация), так и горизонтальные, которые диктуются технологиями (координация). Коммуникации могут быть формальными, т.е. предусмотренными структурой, и неформальными, которые возникают сами по себе и, может быть, даже вопреки формальным.

Множество созданных в организации коммуникаций обеспечивает сбор информации и тем самым – принятие решений – выбор определенной альтернативы из какого-то их набора на основе некоторых критериев предпочтения альтернатив. Он сопровождается помехами или шумами в представляемой информации, а также неопределенностью условий. Поэтому в одних случаях для повышения эффективности решения требуется дополнительная информация, в других – фильтрация для преодоления искажений. В любом случае следует оценивать затраты на получение и обработку информации, используемой в процессе принятия решений.

При использовании формально упорядоченной информации возникают запрограммированные решения, т.е. такие стандартные решения, которые принимаются всегда в определенных условиях. Такие решения могут вырабатываться без участия человека. С обязательным участием человека решения принимаются в нестандартных условиях, это незапрограммированные или интуитивные решения.

Естественно, что процессам сбора, формирования, представления, повышения достоверности и ценности информации уделяется постоянное внимание, для чего используются методы и средства информатики и информационные технологии.

^ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ

НА ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ


Сфера обработки информации (ОИ) связана с основной деятельностью организации и является структурой, обеспечивающей эту деятельность. Связь эта взаимна, взаимодействие протекает во времени, проходит типовые фазы и состояния и имеет определенные типовые характеристики в этих фазах. Поэтому состояние ОИ и особенности организации рассматривают в порядке оценки стадий зрелости.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20



Скачать файл (152 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации