Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Мировые религиозные системы - файл МРС.doc


Лекции - Мировые религиозные системы
скачать (67.3 kb.)

Доступные файлы (1):

МРС.doc326kb.19.02.2009 02:12скачать

содержание
Загрузка...

МРС.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИРОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…………………1

ТЕМА 1. Ведение в изучение мировых религиозных систем …………………………...2

ТЕМА 2. Формирование и эволюция религиозных представлений и

религиозных институтов ………………………………………………….….…..7

ТЕМА 3. Буддизм …………………………………………………………………………....13

ТЕМА 4. Христианство ………………………………………………………………….….25

ТЕМА 5. Ислам ………………………………………………………………………….…...39

ТЕМА 6. Международные синкретические религиозные движения.…………………45

ПРИЛОЖЕНИЕ: Источники и литература ….……………………………………….….49

ВВЕДЕНИЕ

Учебная программа курса «Мировые религиозные системы» включает теоретические и практические аспекты изучения предмета. Религиозные системы рассматриваются с точки зрения источников вероучения, догматического и нравственного богословия, церковной практики, основных этапов мировой истории и конфессиональных направлений, а также современной географии, положения и деятельности церквей в мире.

Методология изучения мировых религиозных систем предполагает два пути получения знания: первый – опытный, или приорный, то есть в результате чтения соответствующих источников, комментариев к ним и литературы, с использованием личного опыта приобщения к той или иной форме религиозности (большинство студентов такой опыт уже имеют); второй - доопытный, или априорный, предполагающий духовно-чувственный аспект постижения явления.

Методики лекционно-практических занятий находятся в тесной зависимости от поставленных целей и задач преподавания, следовательно, включают как общие методы научного познания (контент-анализ, анализ от простого к сложному, сравнительный анализ, системный анализ, конкретно-научные методы), так и особые методы духовного приобщения к явлению и постижения истины.

Цели преподавания религиоведения опираются на три составляющие: первая - образовательная составляющая, то есть формирование системных и целостных общих представлений об основных мировых религиозных системах; вторая – воспитательная, способствующая воспитанию и проявлению таких качеств личности студента, как терпимость к инаковости и к ближнему, толерантность, искреннее стремление к пониманию, ясность ума и духовное просветление; третья – мировоззренческая, позволяющая расширить общий кругозор и поле сознания обучающегося, позволить ему лучше ориентироваться в процессах мироздания.

Задачи определяются в соответствии с целями и формируют программу курса: последовательное изучение базовых религиозных представлений и форм церковных институтов, а затем по хронологии – буддизма как религии Бога-Духа, христианства как религии Бога-Сына, ислама как религии Бога-Отца и религиозного синкретизма как соединения и переосмысления разных доктрин и учений.

Практическое предназначение курса видится в том, чтобы учащийся смог со знанием дела ориентироваться во множественности религиозных идей и институтов, существующих в современном мире. В результате системного образования, учащийся получает ключ к постижению и обработке знаний, а также возможные приемы их практического использования.
^ ТЕМА 1: ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМ

(4 часа)

1. Предмет, источники, методология и методика религиоведческих исследований.

Основные направления в изучении религий.

2. Основные понятия религиоведения. Религия. Космос. Бытие. Бог. Человек.

3. Основные этапы становления религиоведения как науки.
1. Предметом религиоведения являются существующие религиозные системы, которые изучаются в двух аспектах: (а) в теоретическом аспекте (в частности, такие проблемы, как: человек – бытие, мир земной – мир божественный, прошлое – настоящее – будущее, Бог – истина – любовь и др.); (б) в практическом аспекте (конкретные формы проявления религиозности человека, общности, конфессии и т.п.).

Сложились четыре основных направления религиоведческих исследований:

(1) теоретическое и нравственное богословие, религиозная философия, где источником выступают тексты священных писаний, преданий и их трактовки;

(2) историческое богословие и история религиозных объединений (мировая история, региональная история, в рамках одного государства, отдельной церкви, отдельной общины верующих), где источниками является вся совокупность исторических свидетельств о деятельности церквей, святых, верующих, как-то: письменные, вещественные, архитектурные, изобразительные и этнографические источники, кино-фото-фонодокументы;

(3) практическое богословие, то есть изучение богослужения, искусства проповеди (гомилетики), миссионерства и пастырства, где источниками выступает изучение церковных канонов, учебников (катехизисов), конкретной деятельности церковно-священнослужителей с применением методов социологических исследований;

(4) прикладное религиоведение (религиоведческие география, политология, культурология, психология, социология, правоведение, а также методика преподавания религиоведческих дисциплин), в этом случае источники и методики соответствующих специальностей кладутся в основу прикладных религиоведческих исследований.

2. Религия (от лат. religare – связывать, соединять, объединять) есть представление человека о всеобщих мировых связях, выражаемое при помощи специфического поведения.

По определению протоиерея Русской Православной Церкви А. В. Меня (1935 – 1990), «религия есть преломление Бытия в сознании людей» (История религии. Т. 1. М., 1991. С. 33).

Бытие есть (1) проявление всеблагой воли Бога, выразившейся в создании невидимого (духовного) и видимого (материального) мира;

(2) то, что существует в космосе (от греч. kosmos – вселенная, мир); в религиях космос понимается как вместилище Бытия, который подобно Бытию не знает границ, пространства, времени, предела;

(3) то, что имеет три области (ипостаси): божественную, небесную и земную.

Божие Бытие есть пребывание Бога в Божественном единстве.

Бог - некое сверхсущество, которому нет равных на земле и которого невозможно до конца постичь человеческим разумом.

Основные характеристики Бога:

• бестелесный и невидимый Дух;

• вечный, неизменяемый, всемогущий, вездесущий, всеведущий Дух;

• любовь, добро, справедливость, истина;

Небесное Бытие есть невидимый духовный (энергетический) мир, населенный бестелесными и бессмертными духами, одаренными умом, волею, могуществом. В буддизме - дух буд или прошлых людей, достигших нирваны, асуры, преты, дэвы, др. В христианстве – ангелы, дух святых, праведников, мучеников за веру. В исламе - добрые/белые ангелы, дух пророков, праведников, убитых на поле брани.

Земное Бытие - видимый, материальный, проявленный мир, который был сотворен последовательно Богом в результате актов творения.

В буддизме жизнь одного мира равна четырем кальпам (условная мера огромных промежутков мира) – созидания, пребывания, разрушения и пустоты, которые включают по 20 периодов каждая. Мир развертывается в первом периоде кальпы созидания из пустого бесконечного пространства, то есть единой пневмы первозданного космического хаоса. На первом этапе великий ветер собирает в пространстве нечто объемом в 16 лакша (космическая мера длины); по природе это нечто нерушимо и подобно алмазу. На втором этапе образуются златоцветные облака как начало телесного оформления пневмы; на третьем - облака посылают на землю дождь, вода которого наполняет мир в 11 лакш; на четвертом - силы инь-янь достигают гармонии взаимодействия, объединяются и обретают творческие способности, создавая миры неба – от Неба Брахмы до Неба Ямы; на пятом - под влиянием ветра из воды выделяется суша, таким образом устанавливается сосуд вещественного мира; на шестом - сосуд вещественного мира наполняется веществом, вплоть до появления человека, создаваемого трансформациями сознания в результате упорядочения свойств, после чего человек делится на мужской и женский пол (см.: трактат Цзун-ли «О началах человека», пер. и цит. по: Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 2005. С. 410-412).

Христиане и мусульмане придерживаются несколько иной трактовки шести актов творения, хотя отмечаются некоторые элементы сходства. Бог, по их мнению, (1) выделил энергию света из хаоса, отделив свет от темноты; (2) выделил атмосферу/небо/твердь небесную из воды; отделил атмосферой воду от воды; (3) собрал воду под небом и явил сушу; дал траву, дерево и зелень из семени; (4) создал светила и звезды для отделения дня от ночи, и для времен, и для света; (5) создал души живые в воде, пресмыкающихся и птиц; (6) создал души живые на земле, в том числе сотворил человека по Своему образу и подобию (см.: Библия. Книги Ветхого Завета. Бытие, гл. 1, ст. 1-31).

Идею подобия разделяют и буддисты. Согласно теории Анатмавада, «телесное существование человека есть не что иное, как упорядоченное сочетание свойств, возникших в силу причинно обусловленного подобия, и изначально нет никакого человеческого «я» (цит. по: Торчинов Е.А. Указ. соч. С. 414).

Христиане и мусульмане верят, что человек есть образ (возможно внешнее сходство, а также наличие духа свободного, разумного и бессмертного) и подобие (при помощи духа обладает собой и миром и владеет земным бытием) Бога.

Подобно сотворенному Богом Бытию человек имеет две природы бытия (духовную и материальную) и три составляющих бытия (земную – в виде материального тела, небесную – в виде духовно-материальной души и божественную – в виде нематериального/иноматериального духа).

Предназначение человека видится в том, чтобы плодиться и размножаться, и наполнять землю, и обладать ею (Библия. Указ. соч. Ст. 27-28). Человек в этой связи воспринимается как наместник Бога на уровне земной бытийности.

3. Выделяются четыре основных этапа становления религиоведения как науки:

(1) древние века – 17 век, то есть предыстория религиоведения, когда не выделен самостоятельный предмет исследования, религии изучаются в совокупности с другими науками о человеке, отсутствует научный аппарат исследований, религиозные идеи и практика описываются, а не анализируются:

• Эпикур (341-270 гг до н.э.), др.греч. философ, основал школу в Афинах;

• Тит Лукреций Кар (1 в. до н.э.), рим. поэт и философ, популяризатор Эпикура, поэма «О природе вещей»;

(2) 18 век – первая половина 19 века - становление научного религиоведения, когда выделяется предмет и формируется научный аппарат исследований, наряду с описательными методами появляется научный анализ, складываются три основных типа религиоведческих исследований – философский, исторический и богословский:

• Джон Толанд (1670-1722), англ. философ, «Письма к Серене» (1704);

• Жозеф-Франсуа Лафито (1670-1740), фр. монах-иезуит, миссионер, «Нравы американских дикарей в сравнении с нравами древних времен» (1724);

• Шарль де Бросс (1709-1777), фр. историк и религиовед, «О культе религиозных фетишей» (1760);

(3) вторая половина 19 века – 20 век - выделение и борьба двух основных направлений в религиоведении - дарвинизма и креационизма. К основным типам религиоведческих исследований добавляются естественнонаучное и прикладное религиоведение, развивается международное сотрудничество и создаются специализированные международные религиоведческие научные организации (с 1900 года проходят международные конгрессы по истории религии; на 7-м конгрессе, в 1950 году, основана Международная ассоциация по изучению истории религии, журнал «Нумен»).

Дарвинисты утверждают: жизнь зародилась в результате случайного стечения обстоятельств; формы жизни усложняются и эволюционируют; религия есть иллюзорное сознание, так как нельзя доказать. Сторонники дарвинизма:

• Чарлз Лайель (1797-1875), англ. естествоиспытатель, с 1871-иностранный член-корр. Петербургской АН; «Геологические доказательства древности человека с замечаниями о происхождении видов на основе вариаций» (1863);

• Льюис Генри Морган (1818-1881), амер. историк и этнограф, «Сообщество ирокезов» (1851), «Системы родства и свойства человеческой семьи» (1869), «Древнее общество» (1877), «Быт и обычаи амер. аборигенов» (1881);

• Фридрих Энгельс (1820-1895), нем. общественный .деятель, основоположник марксизма; «Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва» (1884), статья «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»;

• Сергей Александрович Токарев (1899-1985), религиовед, историк, этнограф, профессор МГУ в 1939-1973 гг., зав. сектором зарубежной Европы Института этнографии в 1970е-1985 гг., Госпремия СССР в 1989 г.; «Ранние формы религии и их развитие», «Религии в истории народов мира» (1964, писал с 1930х гг).

Креационисты считают: Бог – творец первоначальных форм жизни и человека; религия есть неотъемлемая часть человеческого бытия и общественной культуры. Сторонники креационизма:

• Пьер Даниель Шантепи де ля Соссей (1848-1920), голланд. историк религии, «Иллюстрированная история религий» в 2-х тт. (нем. 1897, рус. 1899);

• Фредерик Вильям Фаррар (2пол.19 в.), англ. доктор богословия, член Королевского общества, архидиакон, каноник Вестминстерский, капеллан английской королевы; «Жизнь Иисуса Христа» (1875), апостол Павел, отцы и учителя церкви, история первых христ-х общин;

• Александр Владимирович Мень (1935-1990), богослов, «История религии» в 7 тт. (1991): познание имеет «триединый характер», есть «органическое сочетание непосредственного опыта, отвлеченного мышления и духовной интуиции» (т. 1, с. 43).

(4) конец 20 века и по настоящее время - преодоление крайностей дарвинизма и креационизма. Международное сотрудничество позволяет освобождаться от необоснованных и идеологизированных концепций, а также использовать данные смежных наук о природе и человеке в процессе религиоведческого анализа; 1990 г. – Москва, впервые прошел международный конгресс креационистов, СССР вступил в Международное общество креационистов; 1998 г. –Стамбул и Анкара, состоялись три международные конференции под эгидой международного Фонда научных исследований (США) на тему «Крах теории эволюции: Истина сотворения жизни».
Основной вывод: религиоведение есть наука, изучающая религиозные системы и их проявление на уровне индивидуального и общественного сознания и поведения.

Практический вывод: постижение человека и смысла его бытия позволяет вести осмысленное существование и эффективно воздействовать на окружающий мир.
Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает религиоведение?

2. Какие вы знаете направления религиоведческих исследований?

3. Каковы источники религиоведческих исследований?

5. Дайте определение религии.

6. Что есть Бытие?

7. Что есть Божие Бытие?

8. Каковы характеристики Бога?

9. Что есть Небесное Бытие?

10. Что есть ангелы?

11. Что есть Земное Бытие?

12. Сколько актов творения известно и в чем они состоят?

13. Когда и зачем был сотворен человек?

14. Что есть человек?

15. Что есть образ Бога в человеке?

16. Что есть подобие Бога в человеке?

17. Что и когда написал Тит Лукреций Кар?

18. Кто такой Джон Толанд и что он написал?

19. Что утверждал Дарвин?

20. Что утверждали дарвинисты?

21. Что утверждают креационисты?

22. Кто такой Александр Мень?

23. Что написал Пьер Даниель Шантепи де ля Соссей?
ТЕМА 2: ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИНСТИТУТОВ (4 часа)
1. Предпосылки религиозности.

2. Общее в религиозных представлениях, обрядах и церковной истории народов.

3. Особенное в религиозных системах.
1. Предпосылки религиозности исследователи видят в особенностях общественного устройства жизни людей и в специфике природы человека:

=тезис 1= религиозность есть необходимый, естественный этап социализации человека: «Основой религии в первобытном обществе была низкая степень развития производительных сил и соответственная ограниченность отношений людей рамками материального производства, а значит, ограниченность всех их отношений к природе и друг к другу» («Основы религиоведения», изд.1, с. 42). Второе издание развивает эту материалистическую концепцию: «Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами», психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей» («Основы религиоведения», изд. 2, с.53);

=тезис 2= религиозность есть страх перед непознанным и иллюзия утешения: понятие о потустороннем мире пришло в иудаизм и оттуда в христианство потому, что кровавые события в жизни евреев неизменно доказывали, что «здесь, на земле, несчастья часто первыми настигают тех, кто самый добродетельный» (Рассел Б.,1872-1970, лорд, англ. философ и математик, основатель Пагуошского движения, лауреат Нобелевской премии в области литературы, 1950; «Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998. С. 198);

=тезис 3= религиозность есть искаженное отражение внешнего мира: «Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,- отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 328);

=тезис 4= религиозность есть созданный человеком институт общественной жизни для лучшего выживания в обществе и защиты своих интересов: «Религии, подобно другим человеческим институтам, эволюционировали таким образом, чтобы обеспечить лучшее выживание и большее влияние их приверженцам» (Wilson Edward. On Human Nature. Cambridge, Mass; L., 1978. P. 3).

Первые четыре трактовки основаны на дарвинизме и предполагают, что религия является необходимым продуктом общества на определенных этапах его развития. Появление религии обусловлено отношениями несвободы, зависимости, ограниченности существования человека. Религия регламентирует поведение человека и создает иллюзию индивидуальной свободы в общении с Богом.

=тезис 5= религия объясняет человеку смысл жизни: предпосылку религиозности образует проблема смысла, религия задает и поддерживает соответствующие смыслы, заданные вождями, вносит рациональность в объяснение мира и в жизнь человека (Макс Вебер, 1864-1920, нем. социолог, историк, экономист, «Хозяйственная этика мировых религий», «Социология религии»);

=тезис 6= религиозность - это универсальный коллективный невроз (Зигмунд Фрейд, 1856-1939, австрийский психолог, статья «Навязчивые действия и религиозные обряды», «Тотем и табу. Психология современной культуры и религии»);

=тезис 7= религиозность – это тип мышления, особое переживание, неопределенное сознание, неотъемлемая функция организма типа сексуальности (Ульям Джеймс, 1842-1910, амер. философ и психолог, «Многообразие религиозного опыта»; Люсьен Леви-Брюль, 1857-1939, франц. этнограф, психолог и социолог).

Три последних подхода опираются на креационизм и их объединяет взгляд на религиозность как на имманентно присущее человеку качество организма/личности, которое наполняется идейным и поведенческим смыслом в зависимости от религиозной принадлежности человека.

=тезис 8= религиозность есть фактор природы человека по творению: этот фактор проявляет образ и подобие Бога в человеке, дает изначальный, единственный в своем роде импульс для последующего развития человека и общества (Эдуард Леруа, 1870-1954, франц. философ и математик, «Происхождение человека и эволюция разума»).

Иммануил Кант, 1724-1804, «Всеобщая естественная история и теория неба», разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности; «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», показал, что доказательства бытия Бога не имеют принудительной силы, идея Бога не доказуема теоретически, но именно идея Бога является необходимой предпосылкой нравственности.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, 1770-1831, «Феноменология духа», «Лекции по философии религии», доказывал, что существует абсолютный дух, с целью самопознания этот дух реализует себя в природе и через дух отдельных народов, поскольку может познать себя только во множественности проявлений, человеческая история есть самопознание себя Абсолютным духом.

Александр Владимирович Мень, 1935-1990: «…Вера меньше всего есть бегство от жизни, замыкание в мире грёз… Она есть сила, связующая миры, мост между тварным духом и Духом Божественным. И укрепленный этой связью человек оказывается активным соучастником мирового созидания (История религии. Т.1,с.72).

Кристофер Даусон, англ. философ (цит. по А.В. Мень, т. 1, с. 31): «В основе каждой цивилизации лежат два духовных фактора: исторически сложившаяся общность мысли и действия и внезапное озарение пророка или мыслителя» (то есть осмысление своей миссии и миссии своего народа начинается с откровения). Развитие цивилизации показало, что «главные барьеры между народами – не расовые, языковые или географические, но различие духа: эллины и варвары, иудеи и неиудеи, мусульмане и индусы, христиане и язычники». По мнению К. Даусона, форма религиозности предопределяется спецификой религиозного откровения и миссией этноса.

Восьмой тезис соответствует религиозно-догматическим представлениям о человеке и причинах его религиозности.

2. Общие религиозные представления, сформировавшиеся вместе с человеком и положенные в основу всех религиозных систем, включают шесть основных идей:

(1) представление о единстве, целостности духовного и материального мира, когда сверхъестественное не отделяется от естественного: «Бог мывся в мовницы и вспотився, отерся вехтем, и верже с небесе на землю. И распреся (заспорил) сотона с Богом, кому в нем створити человека. И створи дьявол человека, а Бог душу в нъ вложи. Темже, аще умрет человек, в землю идет тело, а душа к Богу» («Повесть временных лет», 1071 год, волхвы о сотворении человека);

(2) анимизм (лат. anima – душа, animus – дух), то есть представления о душе как особом существе, заключенном в тело, и о духе как особом существе, могущем существовать в теле, вне тела и без тела;

(3) фетишизм (португал. feitico – талисман), то есть представления об особых свойствах одушевленных и неодушевленных предметов, камней, растений, явлений природы, специальных культовых предметов;

(4) тотемизм (индейцы оджибве «от-отем» - его род), то есть представления о существовании связи и преемственности данного человеческого рода и растения, животного, горы, реки и т.п. (в современном мире животное не убивают и не употребляют в пищу, изображения тотемов встречаются на гербах);

(5) магия (греч. mageia – колдовство), то есть представления о возможности людей особыми способами воздействовать на окружающий мир и связанные с этими представлениями действия.

По сути магические действия бывают церковными (магия церковная, божественная) и внецерковными (белая, охранительная/ черная вредоносная), по целям – производственная, любовная, лечебная и иная магия;

(6) представление об извечной борьбе двух начал – добра и зла, когда доброму поклоняются, а злого стремятся умилостивить.

Все названные представления отслеживаются как в первобытном обществе, так и у современных народов. Именно эти представления составляют основные компоненты религиозной веры, то есть такого эмоционально-психологического состояния человека, которое определяет его отношение к миру и влияет на его поведение.

Религиозная вера имеет предмет (Бог), содержание (догматика), основание (священные писания), проявляется как поведенческий императив (Бог посылает благодать по вере и поведению).

Упорядочение и регламентация поведения «по вере» закрепляются в обрядах.

Обряд (последование, согласие – см. Этимологический словарь Фасмера) есть символическое выражение в действиях некоей идеи, а также символическое воздействие на предмет с определенной целью.

Для реализации обрядового действа необходимы два условия:

во-первых, идеальная цель, во-вторых, исполнитель/ объект воздействия.

Различаются два типа религиозной обрядности: 1 – обряды духовно-родовые, которые отражают представления человека о мироздании, обращены к первым лицам (Бог, верховный дух-покровитель рода), их главная задача – защита и покровительство добрых сил, милость со стороны злых сил; 2 – обряды производственно-бытовые, которые связаны с конкретными потребностями бытия, обращены как к первому, так и ко второму уровням бытия (Божьему и Небесному), их основная задача – помощь в решении насущных проблем: рождение, брак, смерть, производство, погодные условия, др.

Соединение религиозных представлений и потребности в упорядоченном и правильном исполнении обрядов привело к возникновению особой группы людей - церковно-священнослужителей и породило специфический общественный институт – церковь.

Церковь (богословское определение) есть от Бога установленное общество верующих, соединенное словом Божиим, священноначалием, таинствами, управлением самого Господа, для вечной жизни и спасения.

Это закономерный этап в человеческой истории, свидетельствующий о зрелости религиозных представлений и развитости обрядовой практики; это также своеобразная уступка материальной составляющей человека, материальным законам бытия. Процесс возникновения церквей идентичен для всех народов и неостановим.

С точки зрения богословия, предназначения церкви:

(1) вселенское собрание верующих;

(2) частная моноконфессиональная или национальная община верующих;

(3) малая территориальная община верующих;

(4) здание, сооружение, место, куда собираются верующие для молитвы;

(5) земная церковь как странствующая реальность и небесная как торжествующая реальность;

(6) видимая церковь, то есть состоящая из живущих ныне людей, и невидимая, духовная церковь.

Вывод: все религиозные системы структурно однородны и включают триаду, состоящую (а) из совокупности религиозных представлений, основу которых составляет догматика как свод непререкаемых истин, (б) из закрепленного в священных текстах морально-нравственного кодекса поведения верующих, (в) из наличия церквей, проповедников, служителей, организующих специфическую для каждой религии культовую практику.

Основная идея всех религий (за исключением Свидетелей Иеговы) заключена в оптимизме спасения: земная жизнь человека через страдания и отказ от искушений ведет к постижению своего богоподобия и к истине спасения.

3. Особенное в религиозных системах рассматривается на примере действующих мировых религиозных систем и проявляется, во-первых, в восприятии Бога, во-вторых, в центральной проблеме догматики, в-третьих, в особенностях морально-нравственного кодекса поведения, в-четвертых, в специфике церквей и проповеднической деятельности, служения.

По мнению А.В. Меня, многообразие религий отражает разные фазы и уровни Богопознания (Указ соч. Т. 1, с. 63)

Основные выводы:

1. Многообразие религиозных систем отражает культурное и этнопсихологическое многообразие мира.

2. Религиозные системы по структуре и содержанию напоминают близнецов, которые попали в разные семьи и воспитываются в соответствии с местными традициями.
Вопросы для самоконтроля

1. Как Бертран Рассел объясняет веру человека в Бога?

2. Кто трактует религиозность как поиск человеком смысла жизни?

3. Почему по Канту идея Бога не имеет принудительной силы?

4. Зачем Абсолютному Духу по Гегелю создавать природу и человеческое общество?

5. Кто считает, что вера – мост между тварным духом и Духом Божественным?

6. В каком смысле человек может быть соучастником мирового созидания?

7. Дайте характеристику шести базовым религиозным представлениям.

8. Дайте характеристику духовно-родовым и производственным обрядам. Приведите

примеры.

9. Дайте характеристику понятия «религиозная вера».

10. Дайте характеристику понятия «церковь».
ТЕМА 3: БУДДИЗМ (8 часов)
1. Основные источники вероучения. Сиддартха Гаутама.

2. Догматика палийского канона. Символ веры «Ye dhamma».

3. Учение о человеке. Практика высшей нравственности.

4. Основные направления в буддизме. Всемирное братство буддистов. Церковное

устройство. Основные праздники.

5. Современная география и положение буддистских общин в мире.
1. Сиддартха (Полностью Достигший Цели) Гаутама (офиц. даты: 16 мая 624 – 16 мая 544 гг. до н.э.), сын раджи Судходана и Махамайи, принц Северной Индии, государства народности сакья/шагья, со столицей в городе Капилавасту. Хорошее образование, но затворничество во дворце из-за предсказания, что увидит горе и умрет либо будет несчастлив. В 20 лет женится на Ясодхаре, рождается сын Рахула. Готовится к правлению, но: старик-нищий; умерший; больной проказой. В 30 лет уходит из дома (возможно, в ночь рождения сына). В 36 лет (16 мая 588 г. до н.э.) становится Буддой (просветленным, всего ведические традиции насчитывают 24 будды), восемь дней находится в состоянии транса «самадха». Выдержал испытания злого духа, владыки смерти Мары (едой, властью, желаниями). Стал первым искусным проповедником буддизма. В 80 лет (16 мая 544 г. до н.э.) умирает в селении Кушинагар. «Мне 80 лет. Я стар, о Ананда! Скоро мой предел совершится. Я устал! Приготовь мне ложе для отдыха». Лег в особую позу на правый бок. Поутру Его тело было кремировано, а день ухода из мира стал днем начала буддизма как мировой религиозной системы.

Две версии о прахе: (1) по завещанию – 4 беломраморные шкатулки, «позвольте птицам небесным позаботиться о моем прахе, где найдут шкатулку – там центр моей религии»; (2) прах разделили его ученики и сторонники, хранили, в итоге – находится в 108 буддистских ступах.

Сиддартху Гаутаму почитают зороастрийцы, христиане, мусульмане. 2 декабря ежегодно (9 ноября по Юлианскому календарю) ортодоксальные христиане отмечают память царевича Индийского Иоасафа и отца его царя Авенира.

Сиддартха Гаутама (1) постиг и сформулировал Четыре великих истины; (2) открыл первокирпичики Бытия дхаммы; (3) показал, что Бытие есть взаимодействие дхамм, подчиненное карме; (4) нашел метод превращения дхамм в состояние покоя, открыв восемь последовательных ступеней правильного Бытия; (5) доказал, что каждый человек может достичь абсолютного бытия, то есть нирваны.

Основные источники вероучения:

= 1 = Дхаммапада = изречения Сиддартхи Гаутамы, первая половина 6 века до н.э., язык пали. По структуре – 26 глав, которые делятся на отдельные изречения – стихи. По содержанию – плоды размышлений о разных сторонах жизни людей, о достижении просветления, о нравственном поведении, о добре и зле.

= 2 = Канон = записан на языке пали ок. 80 года до н.э. при царе Ваттагамани на Цейлоне. Состоит из трех частей:

1 часть - Три-питаки (корзины), то есть

Виная-питака (каноническое право, 227 правил церковной дисциплины),

Кандаки-питака (условия принятия в общину, правила монашества),

Паравара-питака (краткий учебник, ответы на основные вопросы верующих);

2 часть - Абхидхамма-питака - семь трактатов о метафизике, этике и психологии дхаммы, распространенное изложение и изъяснение закона дхаммы;

3 часть - Сутта-питака - пять частей собраний связанных поучений, где излагаются основы проповедей Будды, диалоги, стихи, предписания Его учеников.

2. Догматика палийского канона опирается на символ веры «Ye dhamma». Предметы веры включают семь позиций:

(1) Бог есть абсолют и единственная реальность в меняющемся мире, Он проявляет себя в трех телах:

• духовном (дух космический),

• небесном (дух пребывающий),

• эмпирическом (дух преобразующий).

(2) Будда Гаутама есть проявление Бытия Бога в духе космическом.

(3) Система мироздания состоит из абсолютного и «процессуального» бытия.

Абсолютное бытие

(а) постоянно, тождественно нирване, то есть вечному ничто;

(б) единственная реальная сущность Вселенной;

(в) вечное блаженство;

(г) не знает времени, границ, лежит за пределами скорости света;

ОСОБЕННОСТЬ: может персонифицироваться разумом/сознанием и проявляется в жизни людей под именами различных божеств – Вайрочаны, Амитабхи, богини Таро и др.

«Процессуальное» бытие (термин введен автором с целью замены длинного определения одним ключевым словом, для удобства: «то, что является результатом постоянного взаимодействия дхамм и дается человеку в его ощущениях»):

(а) тождественно сансаре и имеет одиннадцать уровней;

(б) изменяемо от прошлого к будущему и обратно;

(в) проявляется как результат взаимодействия дхамм;

(г) подчинено законам пространства и времени.

(4) Дхаммы есть первоэлементы бытия, на которые разлагается (распадается) поток сознательной жизни; природа дхамм абсолютна; по составу это тонкие, конечные (неделимые), недоступные анализу элементы материи, духа и сил (энергий); скорость взаимодействия дхамм на уровне процессуального Бытия меньше скорости света.

(5) Закон: всякое сущее проявляется в процессуальном бытии на одном из 11 уровней в зависимости от своей кармы (судьбы). Уровень тем выше, чем больше гармонии между абсолютным бытием и бытием, то есть поведением данного сущего.

(6) Трисарана есть три прибежища буддистов:

• Будда как постижение истины бытия,

• Дхамма как знание Закона,

• Сангха как обучение и практика, -

посредством которых достигаются высшие уровни бытия и просветление.

(7) Четыре великие истины: «Тот же, кто нашел прибежище в Будде, в Дхамме и в Сангхе, кто владеет подлинным знанием, - видит Четыре благородные истины. Зло, происхождение зла и преодоление зла, и Благородный восьмеричный путь, ведущий к прекращению зла» (Дхаммапада. Ст. 190-191).

Первая истина - в мире есть зло, страдания, и они не случайны.

Вторая - поскольку все в этом мире причинно обусловлено, зло и страдания имеют свое происхождение: они зависят от рождения, которое определяется привязанностями; в утробе матери развивается Тришна, то есть жажда жизни, наслаждений, чувственности; вслед за смертью человека, не победившего в себе желания, следуют дальнейшие жизни.

Третья - если устранить причину, то зло и страдания прекратятся.

Четвертая - к прекращению зла и страданий ведет Благородный восьмеричный путь (путь построения гармонии между процессуальным бытием человека и абсолютным бытием).

3. Нравственность – это категория, неразрывно связанная с человеком.

Учение о человеке (трактат Цзун-ли «О началах человека», Торчинов, с. 403-428)

Жизнь человека, получившего телесное существование, подобна жизни мира: последовательно чередуются кальпы созидания, пребывания, разрушения и пустоты.

Человек создается трансформациями сознания в результате упорядоченного сочетания свойств по принципу подобия (теория Анатмавада). Понимание этого, то есть прозрение, приводит к сознательному отказу от «я», что при жизни делает человека архатом и освобождает от сансары, циклического круговорота смертей и рождений. Отказ от прозрения побуждает человека постоянно трансформировать собственное сознание, создавая вещественный и невещественный мир. Максимальной свободы трансформаций сознания, подобно свободе Творца, человек достигает в состоянии сна.

Беременность начинается с того, что в плоть матери в момент соединения спермы и яйцеклетки входит эфир - высший восьмой вид сознания «алайя-сознание». Алайя-сознание несет в себе следы-впечатления «васаны», то есть особые семена, хранящиеся в памяти алайя-сознания и дающие начало новой реальности и кармической активности субъекта. В результате особых трансформаций алайя-сознание порождает семь других видов сознания и вместе с ними создает вещественный сосуд. В момент рождения ребенка все восемь видов сознания трансформируются в «я», а созданные этими сознаниями духовно-материальные формы превращаются в дхаммы независимого тела.

Состав человека имеет в буддизме две классификации: простейшую и подробную.

Простейшая – skandha - выделяет составные образующие элементы и факторы существования человека, которые включают пять групп:

(1) rupa – материальные свойства или признаки;

остальные = психические свойства, которые отражают разные уровни соединения материи и духа:

(2) vedana – ощущения;

(3) sanna – восприятия, представления;

(4) sankhara – наклонности, способности, воля;

(5) vinnana – мысль, разум, сознание.

Подробная классификация = 5 skandha + 12 ayatana + 18 dhatu.

Ayatana есть 12 составляющих познавательных способностей человека, то есть шесть внутренних баз, или воспринимающих способностей (органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, мысли/сознания), и шесть внешних баз, или объектов (видимое, слышимое, обоняемое, вкушаемое, осязаемое, нечувственное объектное/ входящее в сознание).

Dhatu есть 18 составляющих сознания человека, по три позиции осознания видимого, слышимого, обоняемого, вкушаемого, осязаемого, нечувственного.

Непосредственной связи между элементами нет, в том смысле, что в космосе нет единого всепроникающего вещества, нет единого времени, нет прямой обусловленности между элементами (напр., цвет глаз не влияет на восприятие).

Однако человек как духовно-материальная сущность подчиняется законам причинности земного времени и пространства:

(1) закону однородности вещества, который проявляется среди элементов «мертвой» материи; матер. тело человека распадается в прах;

(2) закону роста, который проявляется в органическом мире (деление и размножение);

(3) закону нравственности, который проявляется в одушевленном и одухотворенном мире.

Мера соблюдения законов составляет dharma – карму всего сущего. Согласно карме определяется место в сансаре, то есть в круговороте рождений и смертей. Смерть человека понимается как разделение скандх, которое происходит в особом пограничном состоянии Бардо, которое в соответствии с кармой длится около 40 дней:

3-4 дня – Бардо смертного часа Чикхай = встреча психических составов с Предвечным Чистым Светом во время Промежуточного состояния момента смерти;

ок. 14 дней – Бардо переживания реальности и кармических видений Хониид/Чёньид= оставшиеся формы сознания встречаются с 1 по 7 день с мирными, с 8 по 14 - гневными божествами, для определения истины своего состояния; перед умершим проходят цвета (вся сансара вращается перед ним) и он должен слиться с одним цветом, узнав свои мыслеформы:

- яркие тона:1 синий=небеса, 2 белый=чистая форма воды,3 желтый=изначальная форма земли, 4 красный =огонь, 5 зеленый=воздух, 6 день=одновременно 2-5 цвета (42 совершенных божества, исходящих из твоего сердца и порожденных твоей собственной чистой любовью),слияние с ними= состояние Будды; 7 день - все 5 цветов= выход в нирвану;

- те же, но тусклые = переход к новому рождению:

тусклый белый = дэвы; красноватый = неприкасаемые, голодные прета (страсть копить);

тусклый голубовато-желтоватый = человек; зеленоватый = асуры (небесный ад, ревность); тускло-голубой = мир животных; серый (цвет дыма) = нирая = ад вещественных форм;

не слились с цветом – 58 гневных божеств, страшные видения, порожденные в глубинах сознаний, пассивное сопротивление и вновь поиск цвета;

ок. 22 дней (некоторые пребывают до полного истечения 7 недель после смерти, т.е. 31 день) – Бардо промежуточного состояния и ожидания нового воплощения Сидпа =

- ментальное тело блуждает в ожидании суда, видит родных, страхи и искушения;

- суд белых и черных камешков, т.е. оценка всех поступков/деяний человека, и разделительная черта между Буддами и ждущими нового воплощения;

- видения своего будущего уровня для тех, кто перерождается.

НО: можно предотвратить перерождение (яйцо/детородное лоно/сверхъестественное рождение/ через жар и влагу) «закрыть двери в лоно» = 5 способов = (1) искренняя любовь к белому цвету, (2) отказ от видений соития мужчины и женщины, (3) отказ от влечений и ревности, (4) взгляд на окружающее как ложное и иллюзорное, (5) медитация: «мой разум пуст, нерожден и непрерывен».

Деяния человека различаются как дурные, благие, нейтральные.

Совершающие 10 дурных деяний низвергаются в ад. Существует несколько типов ада в зависимости от тяжести злодеяний. Но в любом случае ад рассматривается как временное состояние, за которым следует новое рождение в другой форме (не человек). Средняя тяжесть злодеяний = алчность, скупость, жадность – либо бедняк-нищий/ либо голодный дух прета. Легкие, но многочисленные дурные деяния – рождаются животными.

Воздерживающиеся от 10 дурных деяний и совершающие добро – все равно рождаются в мире желаний: либо улучшают статус в мире людей / либо попадают на низшие слои божеств.

Практикующие сосредоточение – рождаются на небесах мира формы и не-формы (эти миры не видимы, не слышимы, не известны человеку).

Нейтральные деяния = не движущие = не приводят ни к благому, ни к дурному результату.

Деяния приносят результат в 3х временах: сразу же, в текущей жизни, в одной из последующих.

Нравственный закон (см. стих 183 «Дхаммапады») состоит в следующем:

«неделание зла, достижение добра, очищение своего ума- вот учение просветлённых».

Неделание зла достигается Практикой высшей нравственности в той ее части, где она рекомендует воздерживаться от десяти недобродетелей:

трех физических – лишение жизни, воровство и разврат (309-желающий чужую жену);

четырех речи – ложь (306-«не делал», когда сделал), злословие/побуждение к ссоре,

грубость/оскорбление, пустословие;

трех ума – зависть, злонамеренность (желание вреда), ложные взгляды:

(Ст. 243 «Грязнее всего грязь невежества, худшая грязь; избавившись от этой грязи, вы будьте свободны от грязи»).

Достижение добра достигается продолжением освоения Практики высшей нравственности в той ее части, которая включает восемь ступеней правильного самовоспитания, то есть Благородный восьмеричный путь: правильные взгляды, намерения, речь, поступки, жизнь, усилия, память и сосредоточенное размышление.

1 ступень = правильные взгляды = умение отличать добро от зла:

«Придерживающиеся правильных взглядов, знающие, что зло – зло, а незло – незло, эти люди идут хорошей тропой» (стих 319).

2 ступень = правильные намерения = воспитание в себе желания действовать сообразно правильному взгляду = это желание действовать для достижения добра, а также воспитание в себе понимания того, что «здоровье – величайшая победа; удовлетворение – величайшее богатство; доверие – лучший из родственников; Нирвана – величайшее благо» (стих 204).

3 ступень = правильная речь = доброжелательная, искренняя, правдивая, основанная на правильных взглядах и намерениях:

Ст. 224 «Говори правду, не поддавайся гневу; если тебя просят, - путь о немногом, - дай. С помощью этих трех условий можно приблизиться к богам».

Ст. 232 «Остерегайся грехов слова, будь сдержан во всем, что касается слова; избавившись от грехов слова, будь безгрешен словом».

4 ступень = правильные поступки = поступки, основанные на правильных взглядах, намерениях и речи:

Ст. 231 «Остерегайся грехов тела, будь сдержан во всем, что касается тела; избавившись от грехов тела, будь безгрешен телом».

Ст. 314 «Несделанное лучше плохо сделанного; ведь плохо сделанное потом мучит. Но лучше сделанного хорошо сделанное, ибо, сделав его, не испытываешь сожаления».

5 ступень = правильная жизнь = практическая гармонизация правильных взглядов, намерений, речи и отдельных поступков. Главная идея состоит в том, что нельзя случайным странником бродить по жизни, не иметь целей и не знать, куда идти.

Ст. 302 «… Трудно жить с иными, чем ты. Несчастье преследует странника. Поэтому не будь странником и пусть несчастье не преследует тебя».

Ст. 303 «Того, кто исполнен веры и добродетели, наделен славой и богатством, в каком бы месте он ни оказался, чтут повсюду».

Ст. 304 «Благие сияют издалека, как Гималайские горы. Злых же и вблизи не видно, как не видно стрел, пущенных ночью».

Ст. 355 «Богатства убивают глупого, а не тех, кто ищет другого берега (добра и вечности - прим.). Желая богатства, глупый убивает себя, как других».

Дополнительная идея правильной жизни состоит в том, что такой жизни можно учиться. Ст. 206 «Приятно смотреть на благородных; быть в их обществе – благо. Да будет всегда счастлив тот, кто не видит глупцов».

Ст. 207 «Ибо странствующий в обществе глупцов страдает долгое время. Пребывание с глупцами, как с врагом, всегда приносит несчастье, а пребывание с мудрыми – счастье, как встреча с родственниками».

Ст. 208 «Поэтому: как Луна следует звездным путем, так нужно следовать за мудрым, знающим и многоученым, многоперенесшим, благочестивым, благородным – за таким хорошим и умным человеком».

6 ступень = правильные усилия = гармоничные усилия над собой по самовоспитанию и самообладанию (никакого насилия!), когда ум и сознание находят благо в благих деяниях и побуждают тело и слова к материализации благих поступков и жизни в целом.

Ст. 233 «Остерегайся грехов ума, будь сдержан во всем, что касается ума; избавившись от грехов ума, будь безгрешен умом».

Ст. 280 «Кто не встает, когда время вставать; кто исполнен лени, несмотря на молодость и силу; у кого решимость и мысль подавлены, - тот, беспечный и ленивый, не найдет пути к мудрости».

Ст. 311 «Как трава, если за нее неумело ухватиться, режет руку, так и отшельническая жизнь, если ее неверно вести, увлекает в преисподнюю».

Ст. 327 – 333 «Радуйтесь серьезности, охраняйте свой ум! Выбирайтесь с плохого пути, как слон, застрявший в грязи» (327).

«Если найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого, превозмогающего все невзгоды, - иди с ним, радостный и вдумчивый» (328).

«Если не найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого, - иди один, как царь, отказавшийся от завоеванного царства, или как слон в слоновом лесу» (329). «Лучше жить одному. Нет дружбы с дураком. Ты, имеющий мало желаний, иди один и не делай зла, как слон в слоновом лесу» (330).

«Друзья приятны, когда в них возникает потребность. Приятно удовольствие, если оно взаимно. В смертный час приятна добродетель. Отказ от всех зол – приятен» (331). «Приятно материнство в этом мире; отцовство также приятно;..» (332, пропуск в стихе обращен тем, кто монашествует).

«Добродетель приятна вплоть до старости; приятна стойкая вера; приятно достижение мудрости; приятно воздержание от зла» (333).

7 ступень = правильная память = память, основанная на предыдущих ступенях, освобожденная от страсти (жажды чрезмерных удовольствий), ненависти и глупости, помнящая о добре и о том хорошем, что приносит с собой доброделание и добромыслие.

8 ступень = правильное сосредоточенное размышление = регулярное размышление о своей жизни, о целях и пути к ним на основе правильного восприятия предыдущих ступеней.

Ст. 350-351 «Кто находит удовлетворение в спокойной мысли, постоянно размышляет, думает о неприятном, именно тот положит конец желаниям, тот уничтожит путы Мары». «Он достиг совершенства, он бесстрашен, и у него нет желаний; безупречный, он уничтожил тернии существования; это его тело – последнее».

Два главных условия успеха:

постепенность (последовательно ступенька за ступенькой)

+ добровольность тела, души и духа (отсутствие принуждения).

Нагарджуна, трактат «Мудрость»: Существование есть утверждение вечности.

Очищение своего ума достигается тремя практиками:

(2) Практикой высшего медитативного сосредоточения, целью которой является постижение и принятие trisarana и пустоты/вечного ничто; осуществляется путем:

- тщательного выбора места и времени (тихо, медитирующий удовлетворен и свободен);

- отбрасывания пяти ошибок = лень, забывчивость, сонливость/рассеянность, неприменения и применение противоядий;

- применения восьми противоядий от ошибок духа:

=1= от лени = вера (видеть благие качества, которые дает медитативное сосредоточение)

+ вдохновение (стремиться обрести эти благие качества)

+ усилие ((получать удовольствие от занятий медитативным сосредоточением)

+ подвластность ума и тела (как следствие усилий) ;

=2= от забывчивости = внимательность (сохранять сосредоточенность на объекте);

=3= от сонливости/возбужденности = бдительность;

=4= от неприменения = применение от сонливости либо возбуждения;

=5= от применения = воздержание от чрезмерного применения;

- прохождения 9 состояний сосредоточенности:

1. Установление сознания: собрать сознание и направить на объект (сила слушания).

2. Продолженное установление: продлить сосредоточенность дольше (сила размышления).

3. Восстановление: немедленно распознавать отвлечение и возвращаться к объекту

(сила внимательности).

4. Усиленное установление: собрать сознание для перехода от сосредоточенности на главных аспектах объекта медитации ко все более устойчивому установлению его на второстепенных чертах объекта (сила внимательности).

5. Дисциплинирование: сознавать благие качества, которые дает медитация, и черпать в них радость (сила осознания).

6. Умиротворение: пресечение неприязни к медитативному сосредоточению (сила осознания).

7. Полное умиротворение: посредством усилия уничтожаются даже легкая сонливость и возбужденность, как только они появляются (сила усилия).

8. Неотлучность: медитативное сосредоточение постоянно – так, что уже ничто неблагоприятное не может прервать этот процесс (сила усилия).

9. Естественность: фиксация на объекте происходит сама собой, без усилий (сила знакомства).

- развития четырех видов умственной деятельности, посредством которых сознание овладевает своим объектом =

(1) принудительная фиксация на 1 и 2 состояниях,

(2) прерывающаяся фиксация на 3-7, (3) стабильная фиксация на 8,

(4) самоподдерживающаяся фиксация во время 9 состояния.

- выхода из состояния медитативного сосредоточения.

Безупречное медитативное сосредоточение можно легко выработать примерно за год!

(3) Практикой высшей мудрости, целью которой является постижение мудрости абсолютного знания во всеобщей относительности; осуществляется путем развития пяти видов мудрости; главные – два вида: 1 – мудрость, познающая условное, или номинальное, знание, 2 – мудрость абсолютного знания, т.е. природы бытия;

(4) Устремленностью к просветлению, которая основывается на совершенном овладении предыдущими тремя практиками; ее целью является стать просветленным, то есть буддой, и достичь нирваны; осуществляется путем заботы о благе всего живого + избавлением от страданий и обретением счастья; в потоках сознании устраняются причины, порождающие страдание, и создаются причины счастья.

Два главных условия успеха: постепенность и добровольность/отсутствие принуждения!

Ст. 387 «Солнце сияет днем, луна светит ночью. Воин сияет в доспехах, брахман сияет при размышлении. Но днем и ночью напролет ярким блеском сияет просветленный».

Основные направления в буддизме (к.1 века, Индия, Великий собор в Кашмире при правителе Канишке, духовный лидер Нагарджуна- выяснение первой триады):

= 1 = хинаяна – «малая колесница», «узкий путь спасения» через монашество, архатство и суперархатство;

= 2 = ваджраяна – «алмазная колесница», тантризм, узкий путь, поклонение мужскому и женскому началу, йога;

(тело подобно космосу, 5 энергий: еда + дыхание + космос + карма + общение;

роль заклинаний и медитативного сосредоточения; в ряде малых общин разрешен брак);

= 3 = махаяна (2 век до н.э. – 2 век н.э.) – «большая колесница», «широкий путь спасения»; основные правила сформулировал Нагарджуна: ٠соблюдать нравственный закон, ٠творить молитвы и ٠одаривать монашествующих;

= 4 = дзэн (6 век, Китай, 520 г. первый дзэнский патриарх Бодхидхарма пришел из Индии) – основан на махаяне, ٠разрешает монашество в рамках общины, ٠допускает непосредственную (без посредников) передачу учения молящемуся и медитирующему в результате прямого контакта с мудростью Будды; ٠утверждает возможность достижения физического и духовного совершенства в миру путем постижения своего внутреннего мира и медитации;

= 5 = ламаизм (7 – 14 вв., Тибет) – основан на ваджраяне и махаяне, ٠особую роль играют ламы и монастыри, ٠пышное богослужение, ٠существуют два свода канонических текстов – Ганджур (108 книг) и Данджур (225 книг); с 17 века – в России, Екатерина II, цесаревич Николай в Тибете с 1891 г.; 18 век – 10 дацанов, 19 +33 дацана, 20 +4 = всего 47 дацанов;

= 6 = тхеравада (11 в., Мьянма) – царь Анаврата ввел термин «учение отцов» для обозначения группы монашеских сект, идущих по пути хинаяны;

сегодня представлены малыми церквами Сиам-никая, Амарапура-никая, Раманния-никая, Двара-никая, Тхаммают-никай, судхамма, Швегон, Раманн, Рицу (специфически японская), Маха-никай и др.;

= 7 = гелугпа (15 в., Тибет) – «школа добродетели», основатель – тибетский религиозный деятель и проповедник Цзонхава, основана на строгом соблюдении правил монашеской дисциплины (по Виная-питаке и Кандаки-питака), безбрачии, запрете есть мясо и употреблять алкоголь; лама выступает в качестве доброго друга и учителя.

Важно: отсутствуют догматические отличия и враждебность между направлениями. Наличествуют высокая степень терпимости, уважение инаковости и национального своеобразия. Равнозначность множества малых церквей.

1893 год, Чикаго, США: Всемирный религиозный конгресс, участие буддистов (монаха и наставника из Японии) - интерес.

1950 год, Коломбо, Шри-Ланка: основано Всемирное братство/сообщество буддистов (присутствовали 500 делегатов из 26 стран), в н/вр 94 региональных центра в 38 странах мира; впоследствии создаются дополнительные мировые религиозные центры в Мьянме и в Сингапуре: Общество буддистов и Буддистская ассоциация молодежи.

1956 год: весь мир скромно и торжественно отметил 2500-летие буддизма. Церковное устройство: монастыри и при них общины (Кандаки и правила «Пратимокши»). Географические рамки деятельности монастыря – дацан.

Ступени монашествующего: 7-8 лет ученичества = саманер/хуварак

min 20 лет посвященные = упасампада (3 условия: добровольность+согласие родственников+правильные ответы на вопросы 10 старейшин):

основное служение: ламы = банди, гецули, гелупы (3 чина);

высшее духовенство = гэбшэ, габжа, из последних – ширету как настоятель монастыря;

– наставник (старейшина, архат –«достойный», суперархат, сомати).

Обязанности монашествующего (3): служение в монастыре, проповеди в странствиях, совершение обрядов: ٠ежедневно = обряд принятие/подношение пищи (есть все) + обряды защиты мирян, посвящения в зрелость, похороны, поминания…;

٠4 раза в месяц = празднование дня отдыха (объясняют мирянам писание);

٠2 раза в месяц = «дни воздержания» = участие в собраниях общины, очищение от грехов, покаяние; ٠min 3 раза в год = почитание предков.

Основные праздники:

Сагаалган = Новый год (к. янв. – 1 декада марта, как правило – февраль),

Дуйнхор = праздник калачакры («время»+»колесо») = поворот колеса, начало проповеди, циклы по 12 и 60 лет,

Гандан-шунсэрмэ = день Будды: рожден, просветлен и ушел в нирвану (от 16 мая первое полнолуние),

Лхабаб-дуйсэн = нисхождение Будды в утробу его матери Махамайи (ноябрь), др.

5. Современная география и численность буддистских общин:

около 700 млн. человек верующих (Основы религ.); около 300 млн. человек регулярно участвующих в обрядах (В.И.Корнев); свыше 2 млрд. человек интересующихся.

Основной регион – Азия, а также: США. Европа, Россия (ок. 1 млн. чел.).

100-90% верующих = Тибет (часть Китая), Бутан, Монголия, Таиланд, Камбоджа, Лаос;

90-50% = Мьянма, Шри-Ланка, Вьетнам;

значительное количество – в Китае (св. 100 млн. чел.), в Корее (несколько десятков миллионов) и в Японии (несколько десятков миллионов).

Важно: в Индии верующих около 1% населения (12в., мусульманство+индуизм).

Положение буддистских общих в мире характеризуется следующими чертами:

(1) единое вероисповедное направление, во главе далай-лама ХIУ Тензин Гьяцо;

(2) законопослушны: обязательно регистрируют общины по месту монастыря, где требует местный закон; (3) претендуют только на духовную власть;

(4) веротерпимы, проповеди читаются для всех желающих, монастыри открыты для посещения, принимают из других религий.

Т. Гьяцо: «В этом мире много разных лекарств для лечения разных болезней, и точно так же есть много религиозных систем, служащих средством к достижению счастья всеми живыми существами – людьми и прочими. Каждая из этих систем отличается методами практики и формами своего выражения. Но мне думается, все они едины в том, что совершенствуют тело, речь и мысль практикующих, и в том, что имеют благие цели. Все эти системы сходятся в учении о неприемлемости дурных деяний речи, таких, как ложь и злословие, а также дурных физических деяний, таких, как воровство и убийство» (цит. по: Буддизм… С. 93-94)

Выводы: 1. Буддизм как религия Духа (Дух вышел из состояния покоя и должен вернуться обратно). 2. Главная задача – гармонизация абсолютного и процессуального бытия. 3. Позитивная, законоположительная, оптимистичная религиозная система, основанная на тезисе о том, что каждый человек делает себя сам.
Вопросы для самоконтроля

1. Опишите основателя религии буддизма. В чем вы видите его заслуги?

2. Назовите и дайте краткую характеристику основным источникам вероучения буддизма.

3. Охарактеризуйте предметы веры в буддизме.

4. Охарактеризуйте учение буддизма о человеке.

5. В чем заключается основной нравственный закон буддизма?

6. Дайте характеристику Практике высшей нравственности.

7. Назовите основные направления в буддизме.

8. Каково церковное устройство буддистов?

9. Назовите основные праздники буддистов.

10. Охарактеризуйте современную географию и положение общин буддистов мире.

11. Назовите основные международные организации буддистов.
  1   2   3



Скачать файл (67.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации