Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Исследования социально-экономических и политических процессов - файл 1.doc


Исследования социально-экономических и политических процессов
скачать (170.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc171kb.25.11.2011 12:35скачать

содержание

1.doc

Уральская академия государственной службы

Контрольная работа на тему:

Исследования социально-экономических и политических процессов
Выполнила: студент группы 431-ГМУ

Сиятовская Е.Ф.
Проверил: Зерчанинова Т.Е.

Екатеринбург, 2009

Содержание Стр.


  1. Проект программы прикладного социологического исследования на тему «Профессиональная культура государственных служащих Свердловской области» 3

    1. Проблемная ситуация 3

    2. Объект исследования 4

    3. Предмет исследования 4

    4. Цель исследования 5

    5. Задачи исследования 5

    6. Тип выборки 5

    7. Объем выборочной совокупности 6

    8. Методы сбора социологической информации 6




  1. Анкета для исследования 6

  2. Пилотажное исследование

  3. Карта контент-анализа публикаций в местной газете, характеризующих состояние школьного образования 11

  4. Социометрический опросник по критерию «Работа» для подразделения органа государственной власти 13

  5. Задача на расчет объема выборочной совокупности 14

  6. Карта репрезентации для квотной выборки для социологического исследования на тему «Профессиональная культура государственных служащих Свердловской области» 14

  7. Задача на расчет необходимого количества анкетеров 15



  1. Проект программы прикладного социологического исследования на тему «Профессиональная культура государственных служащих Свердловской области»




    1. ^ Проблемная ситуация

Актуальность проблемы исследования профессиональной культуры государственных служащих обусловлена, с одной стороны, потребностями развития общества, в котором государственная служба выступает в качестве посредника между государством и его гражданами, а с другой стороны, потребностями развития самой государственной службы, нуждающейся в профессиональных кадрах.

Между тем многие служащие имеют довольно смутное представление о профессиональной культуре, ее нормах, или же относятся к ним с пренебрежением. Те же, кто всерьёз стремится руководствоваться нормами служебной морали, заботится о своей репутации, вынуждены вырабатывать как бы собственную версию профессионально-этического кодекса путём проб и ошибок. Поэтому важно разработать документ, который задавал бы систему нравственных ориентиров. Данный аспект относится к гносеологической стороне проблемы, масштабы распространения которой имеют скорее общегосударственный характер.

Некоторые требования к профессиональной культуре государственных служащих декларативно закреплены в общих принципах служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»,

Однако проблемой в настоящее время является отсутствие действенных механизмов, обеспечивающих высокий уровень профессиональной культуры государственных служащих, измерение этого уровня, что неблагоприятно сказывается на эффективности их профессиональной деятельности и формирует отрицательное отношение общества к чиновничеству в целом. Следовательно, важной задачей является определение возможностей оптимизации процесса культурного развития государственных служащих посредством выявления условий и факторов, влияющих на развитие профессиональной культуры.

Последние годы в истории России (президентство В.В. Путина) ознаменовались усилением государственного аппарата и увеличением его влияния на жизнь граждан. Таким образом, выше стала ответственность государственных служащих за происходящее в стране. Одной из актуальных проблем кадровой политики в системе государственной службы является оценка управленческой этики и культуры работников аппаратов органов власти. Речь идет не только об уровне их образования и организационно-административных качествах, но и об их способности обеспечивать полномочия государственных органов в условиях демократизации политической системы общества.

Это – предметная сторона проблемы, по глубине противоречия определяется как порожденная функциональными противоречиями, по времени действия противоречия преходящая.

Гражданское общество предъявляет все более высокие требования к госслужбе. Оценка деятельности госслужащих зависит, в частности, от того, насколько качественно и профессионально гражданам и организациям оказываются государственные услуги. Важность проблематики осознана и руководством страны. Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 утверждена федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Ожидаемыми результатами реализации Программы являются, в том числе, разработка нормы профессиональной этики, правил делового поведения госслужащих, а также механизмов, обеспечивающих их соблюдение, разработка программ профессионального развития госслужащих и др.

В основе любого вида профессиональной деятельности, которую выбирает для себя человек, лежит личностная мотивация. Государственная служба как объект профессиональной мотивации имеет особенные отличия, поскольку кроме материальных и социально-статусных стимулов содержит еще и общегражданскую компоненту. В идеале именно гражданские качества, включая их морально-этические составляющие, должны быть определяющими при отборе кандидатов на государственную службу. Но в действительности так происходит далеко не всегда. Население сохраняет недоверие к «чистоте» нравственных помыслов государственных служащих, основывая свое мнение на многочисленных фактах проявления ими неэтичных поступков.


    1. ^ Объект исследования

Государственные гражданские служащие Свердловской области.


    1. Предмет исследования

Профессиональная культура как категория, характеризующая социально-профессиональные качества госслужащего с учетом специфики его профессиональной деятельности, степень овладения им достижений научно-технического и социального прогресса. Недостаточный уровень развития структурных компонентов профессиональной культуры: служебной этики и эстетики, методологической, профессионально-психологической, проектной и правовой культуры.
^ Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что:

• оптимизация процесса развития профессиональной культуры государственных служащих возможна при условии: а) раскрытия сущности профессиональной культуры; б) определения критериев и показателей развития компонентов профессиональной культуры; в) выявления условий и факторов, влияющих на развитие профессиональной культуры государственных служащих.

• в настоящее время для большей части государственных служащих характерна невысокая степень значимости ценностей духовного развития, что затрудняет развитие нравственной составляющей профессиональной культуры.

• к факторам, затрудняющим развитие профессиональной культуры госслужащих относятся:

* правовая недостаточность регламентации аспектов деятельности государственного служащего, связанных с профессиональной культурой,

* отсутствие должного контроля со стороны общества

* отсутствие должной требовательности вышестоящих органов, руководителей

* падение нравственности в обществе

* низкая общая культура государственных служащих

* недостаточное воспитание государственных служащих

* неудовлетворительное материальное положение госслужащих.


    1. ^ Цель исследования

Цель исследования - на основе теоретического анализа и эмпирического изучения состояния профессиональной культуры в государственной службе определить условия и факторы, влияющие как благотворно так и негативно на профессиональную культуру государственных служащих.


    1. ^ Задачи исследования

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

1) дать анализ понимания профессиональной культуры государственными служащими разного уровня;

2) выяснить отношение государственных служащих к роли, которую должен играть демократический контроль деятельности аппаратов органов власти (законодательными органами и гражданскими институтами). В зависимости от признания необходимости контроля или отрицания его отнести опрошенных к двум условным типам: «типу демократической ориентации» и «типу административной ориентации»;

3) выявить степень социальной ориентированности государственных служащих, приоритета социальных, т.е. необходимых обществу целей по отношению к другим;

4) очертить проблемы, трудности, специфику профессиональной культуры государственного служащего (препятствия на пути к достижению цели);

5) выявление наиболее распространенных среди госслужащих отклонений в профессиональном поведении государственных служащих.


    1. ^ Тип выборки

Применяется неслучайная выборка, разновидность – квотая (отбор людей по признаку вхождения в одну из групп должностей государственной гражданской службы: высшую, главную, ведущую, старшую или младшую по заданной пропорции). По количеству ступеней – одноступенчатая, по месту отбора производственная.

    1. ^ Объем выборочной совокупности

Так как данное исследование – взгляд изнутри, т.е. нацелено выявить мнение самих государственных служащих. Объемом генеральной совокупности будет считаться численность государственных служащих в Свердловской области. Она составляет на текущий момент 6890 человек. Объем репрезентативной выборочной совокупности с дисперсией (мерой изменчивости признака) равной 0,25 и допущением 5-процентной ошибки, соответственно табличной величине равной 2 составляет 378 человек.


n=

t22N




n=

22 x  x 6890




n=

378

N2+t22




6890 x 2+22 x 






    1. ^ Методы сбора социологической информации

В работе использованы следующие аналитические методы обработки социологических данных, классический анализ письменных документов (федерального и областного законодательства о государственной службе, научной литературы, прессы); социальный опрос с использованием анкет (формализованные раздаточные бланки, опрос проводится индивидуально, заочно); статистические методы обработки данных.


  1. ^ Анкета прикладного социологического исследования на тему «Профессиональная культура государственных служащих Свердловской области»


АНКЕТА

«Профессиональная культура

государственных служащих Свердловской области»
Уважаемый государственный служащий!

приглашаем Вас принять участие в опросе, посвященном проблемам профессиональной культуры на государственной службе. Заполнить анкету легко и не займет много времени. Просим вас отметить тот вариант ответа, с которым вы согласны, обведя его порядковый номер. Или, если указано в вопросе, проранжировать варианты ответов, присвоив порядковый номер вариантам ответов по убыванию значимости. Результаты будут использованы в обобщенном виде, поэтому фамилию указывать не нужно.
Заранее благодарим за сотрудничество!


  1. Какие категории из ниже перечисленных Вы вкладываете в понятие профессиональная культура государственного служащего: долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость

1. ____________________________________

2. ____________________________________

3. ____________________________________


  1. Что, по-вашему мнению, лежит в основе профессиональной мотивации государственных служащих (выберите один вариант ответа)?

  1. стремление занять престижное место в обществе

  2. получить гарантии стабильного положения и постоянной работы

  3. открыть для себя возможности служебного роста

  4. повышение материального благополучия

  5. возможность приобретения необходимых в жизни полезных связей

  6. стремление полнее реализовать свои профессиональные качества

  7. желание принести пользу обществу и государству




  1. Выразите свое отношение к существующей в органах исполнительной власти субординации во взаимоотношениях?

1. скорее удовлетворительное

2. иногда субординация излишняя, и это мешает работе

3. скорее неудовлетворительное

4. затрудняюсь ответить


  1. Устраивает ли Вас содержание выполняемой работы?

1. вполне

2. моя работа четко регламентирована, не мы определяем стратегию

3. есть предложения по усовершенствованию

4. нет


  1. Насколько благоприятен, по-вашему мнению, морально-психологический

климат в коллективе?

1. скорее неблагоприятный

2. скорее благоприятный

3. нормальный

4. затрудняюсь ответить




  1. Как Вы оцениваете свои шансы роста по службе

1. как достаточно большие

2. время покажет

3. шансов нет

4. затрудняюсь ответить


  1. Смогли бы Вы при определенных условиях работать на Вашей должности с большей отдачей сил, чем сейчас?

1. я и сейчас выкладываюсь на все 100 %

2. да

3. смотря какие условия

4. нет




  1. Устраивает ли Вас существующее распределение прав и ответственности?

1. вполне

2. права и ответственность распределены очень неравномерно

3. скорее нет

4. затрудняюсь ответить


  1. Как Вы определяете уровень оплаты труда в органе исполнительной власти, котором Вы работаете?

1. оставляет желать лучшего

2. оплата достойная

3. не приемлем

4. зависит от моих квартальных достижений


  1. Расположите в порядке убывания значимости для работы государственного служащего такие моральные качества, как справедливость, неподкупность, уважение прав и свобод граждан, принципиальность, честность

1. ____________________________________

2. ____________________________________

3. ____________________________________

4. ____________________________________

5. ____________________________________

6. ____________________________________


  1. Расположите в порядке убывания важности следующие показатели эффективности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского:




выполняемый объем работ




мера достижения поставленных целей




способность в короткие сроки выполнять большой объем работ




соблюдение трудовой дисциплины




своевременность и оперативность выполнения поручений и распоряжений в установленные законодательством, должностным регламентом или руководством сроки




  1. Выделите три самых важных качества, выражающих профессиональную компетентность государственного служащего

  1. знание законодательных, нормативных правовых актов

  2. творческий подход к решению поставленных задач

  3. широта профессионального кругозора

  4. активность и инициатива в освоении новых компьютерных и информационных технологий

  5. способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям

  6. умение работать с документами

  7. способность и желание к получению новых профессиональных знаний и навыков

  8. осознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений

  9. способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты

  10. способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях




  1. Насколько высокий, по-вашему мнению, уровень профессиональной культуры в органе исполнительной власти, котором Вы работаете?

1. высокий

2. примерно 80 % сотрудников имеет высокий уровень

3. около половины сотрудников имеет высокий уровень

4. затрудняюсь ответить




  1. Какое профессионально-деятельностное отклонение в сфере государственной службы, по-вашему мнению, наиболее распространено? (выберите один вариант ответа)

1. бюрократизм

2. коррумпированность и взяточничество

3. стремление использовать свою работу в корыстных целях

4. пренебрежение к законам


  1. Как Вы думаете, какие две причины чаще других толкают госслужащих на действия коррупционного характера?

  1. необходимость компенсировать недостаточно высокую зарплату

  2. стремление к созданию резерва денежных и имущественных средств на случай увольнения с государственной службы

  3. желание быть «не хуже» других состоятельных людей (коттедж, машина, престижный досуг и т.п.)

  4. особенность характера - не упускать возможность извлечения личной выгоды из любых предложений, в том числе незаконных

  5. невысокие морально-волевые качества самих граждан, отвечающих «взаимностью» для ускорения решения своих вопросов




  1. Как Вы думаете, какие профессионально-нравственные отклонения государственного служащего из указанных ниже наиболее опасны для общества (ранжируйте в порядке убывания)?




безразличное, неуважительное отношение к людям




непорядочность, нечестность




отсутствие принципиальности




  1. Есть ли в Вашем структурном подразделении хотя бы один служащий, скорее имитирующий бурную деятельность, нежели выполняющий ее в действительности?

1.да

2. нет

3. затрудняюсь ответить


  1. Есть ли в Вашем структурном подразделении хотя бы один служащий, который, по Вашему мнению, безответственно относиться к своим обязанностям?

1.да

2. нет

3. затрудняюсь ответить


  1. Что, по Вашему мнению, могло бы послужить регулятором уровня профессиональной культуры в сфере государственной службы (выберите один вариант ответа)?

1. Кодекс поведения государственного служащего Российской Федерации

2. специальные административные и общественные комиссии

3. преодоление инертности руководства государственных органов

4. самоорганизация и повышение собственного профессионального культурного уровня


  1. Что, по Вашему мнению, служит фактором низкого уровня служебной этики в органах государственной власти?

1. недостаточная правовая организованность пространства деятельности государственной службы

2. общее падение нравственности в обществе

3. неудовлетворительные условия жизни

4. высокая степень гражданской толерантности населения по рассматриваемому вопросу
А теперь несколько слов о себе:
Ваш пол:

1. Мужской 2. Женский
Ваш возраст:

1. 20 –30 2. 31 – 45 4. 46 – 55 5. 56 и старше

Ваше образование

1. одно высшее 2. более одного высшего 3.получаю дополнительное образование

4. одно высшее и самостоятельно поддерживаю на должном уровне свою квалификацию
Ваша должность по Реестру должностей госслужбы

1. высшая 2. главная 3. ведущая 4. старшая. 5. младшая.
Благодарим за сотрудничество!



  1. Пилотажное исследование

  2. Карта контент-анализа публикаций в местной газете, характеризующих состояние школьного образования


Тема исследования – состояние школьного образования. Временной фактор – 3 месяца


  1. Тип газет:

001 – местная



  1. Размер материала:

002 – 5-100 строк;

003 – 101-300;

004 – свыше 300 строк


  1. Цель публикации:

005 – разработать

006 – ориентировать

007 – организовать

008 – оценивать

009 – предложить

010 – критиковать

011 – обновлять

012 – оптимизировать

013 – систематизировать

014 – выявлять


  1. ^ Место работы корреспондента:

015 – органы государственной власти

016 – органы местного самоуправления

017 – общественные организации

018 – научно-исследовательские институты

019 – учебные заведения среднего образования

020 – средства массовой информации




  1. ^ Состояние школьного образования




Элементы

Раскрыто обстоятельно

Раскрыто частично

Не раскрыто

Эффективность

021

026

031

Финансирование

022

027

032

Интеллектуальные ресурсы

023

028

033

Согласованность концепций содержания образования

024

029

034

Оснащенность

025

030

035


  1. ^ Теоретический уровень корреспондентов




Элементы

Обращается широко

Обращается частично

Не обращается

Специально-научные данные

036

043

050

Социологические данные

037

044

051

Ссылки на цивилизованный мир

038

045

052

Обращение к здравому смыслу

039

046

053

Убедительное обоснование собственного мнения

040

047

054

Непоследовательность в изложении мысли

041

048

055

Другое

042

049

050



  1. ^ Отношение к местной организации школьного образования

051 – положительное;

052 – отрицательное;

053 – нейтральное

  1. Социометрический опросник по критерию «Работа» для подразделения органа государственной власти

Социометрическая процедура имеет цель:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Предложенные вопросы призваны изучить деловые и межличностные отношения.

Уважаемый государственный служащий!

В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии Ваших коллег (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в общем списке, при этом анонимность результатов опроса гарантируется.

1.

а) кого из своих коллег Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в выполнении порученной Вам работы (в первую, вторую, третью очередь)?

б) кого из своих коллег Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставить помощь в выполнении порученной Вам работы?
2.

а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?

б) кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?
3.

а) кто из коллег лучше исполнит функции ВрИО руководителя подразделения?

б) кому из коллег тяжело будет исполнять обязанности ВрИО руководителя подразделения?
4.

а) К кому из коллег Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?

б) с кем из коллег Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
5.

а) кто из коллег, по Вашему мнению укажет Вашу фамилию в ответе на вопрос, кто лучше исполнит функции ВрИО руководителя подразделения?

б) кто из коллег, по Вашему мнению укажет Вашу фамилию в ответе на вопрос, к кому в последнюю очередь Вы обратитесь за помощью при выполнении сложного задания?



  1. ^ Задача на расчет объема выборочной совокупности

Условия: объем генеральной совокупности 400 человек, дисперсия (меры изменчивости признака) равна 0,25, величина предельной ошибки 5%, табличная величина равна 2.


n=

t22N




n=

22 x  x 400




n=

200

N2+t22




400 x 2+22 x 






  1. ^ Карта репрезентации для квотной выборки для социологического исследования на тему «Профессиональная культура государственных служащих Свердловской области»




Исходное распределение государственных служащих Свердловской области по полу, возрасту и категориям (в %) при объеме выборочной совокупности 400 человек.

Структура выборочной совокупности, репрезентирующая государственных служащих Свердловской области по полу, возрасту и категориям.






Пол

 

мужской

22,8%

женский

77,2%

Итого

100,0%

Возраст

 

до 30 лет

25,3%

от 30 до 39 лет

26,5%

от 40 до 49 лет

30,5%

от 50 до 99 лет

16,0%

от 60 и старше

1,7%

Итого

100,0%

Категории

 

высшие

1,4%

главные

2,0%

ведущие

18,0%

старшие

48,6%

младшие

30,0%

Итого

100,0%













































































































^ Пол

 

мужской

91

женский

309

Итого

400

Возраст

 

до 30 лет

101

от 30 до 39 лет

106

от 40 до 49 лет

122

от 50 до 99 лет

64

от 60 и старше

7

Итого

400

Категории

 

высшие

6

главные

8

ведущие

72

старшие

194

младшие

120

Итого

400


















































































































  1. Расчет необходимого кол-ва анкетеров, если объем выборочной совокупности составляет 800 человек, норма выработки 15 анкет в день на одного анкетера, на сбор информации отводится 3 дня.




И=

n




И=

800




И=

18

a x t




15 x 3




где И – оптимальное число интервьюеров;

t – сроки (число дней), за которые предполагается провести исследование;

а – норма опроса респондентов в день;

n – объем выборочной совокупности.






Скачать файл (170.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации