Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Билеты по культурологии - файл 1.doc


Билеты по культурологии
скачать (765.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc766kb.25.11.2011 12:36скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Билет 1.Феномен культуры. Материальная и духовная культура.

с точки зрения общественной практики культура представляет собой постоянное движение: создание, воспроизводство, переделка и разрушение предметов, идей, привычек, оценок и пр. в процессе индивидуальной и совместной деятельности людей, общения и обмена между ними. Поэтому ее нужно рассматривать в нескольких планах: и типологии, и отличия от природы, и структуры. Материальная и духовная культура. Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.
Материальная культура подразделяется на:
— производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;
— воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.
Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.
Понятие духовной культуры:
— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
— теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
— этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
— эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.
Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.


^ Билет 2.Культурология как учебная дисциплина и наука.

Культурология или теория культуры - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин в xx в. Термин «культурология» был предложен в 1871 г. Тайнором в его приозведении «Первобытная культура», где он вводит раздел «наука о культуре». В 1915 году Оствайльд в своём труде «Система наук» выделяет культурологию как науку о цивилизациях. В 1949 году появляется «Наука о культуре» Л. Уайта. Культурология система знаний о сущности закономерностях существования и развития человеческом значении и способах постижения культуры. Существует две точки зрения в понимании культурологи как науки. Первая рассматривает культурологию как интегративную науку, в которой систематезированы знания о культуре, накопленные другими науками (философия, социология, история, литературоведение, этнология, религиоведение). Согласно второй точки зрения, культурология представляет собой отдельную науку, в которой предметом научного анализа предстает культура как уникальный, сложный, глобальный феномен. В настоящее время культурология отчетливо разделяется на два направления, различающиеся по своим целям, содержанию и методологии. С одной стороны существует гуманитарное культуроведение, основанное на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных, представительных вариантах: литература, искусство, язык мифология, религия идеология, мораль наука. Социальная культурология предлагает другую модель отношения к культуре. Она основана на объективном и аналитическом не погруженном, а отстраненном отношении к культурной жизни общества, предметом исследования здесь является движущие мотивы реального поведения индивидов и групп, а так же принципов духовной регуляции различных сфер человеческого бытия. Это обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесении с другими сферами социальной жизнедеятельности, например экономикой, социальными отношениями и политикой. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса, исходящая из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. В качестве гуманитарной дисциплины культурология подразумевает так же элемент человеческой субъективности, поэтому объяснение не достаточно для постижения сущности культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, позволяющая проникнуть в жизненный мир иных культур и глубже постичь свою собственную. Культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия и даже взаимопроникновения в другие дисциплины занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества. Культурология может изучать любой предмет при условии, что он несет в себе некий смысл значимый для человека, и каким-то образом реализующий творческую энергию человеческого духа. Таким образом, культурология – это наука о сущности, структуре и содержании культуры как системы материальных и духовных ценностей, закономерностях ее возникновения, функционирования и развития. Культурология – это наука о настоящем и прошлом наследии.


Билет 3.Структура и функции культуры.

Многоплановая разноуровневая структура позволяет ей осуществить ряд функций: 1. Аккумуляция родового опыта. 2. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей. 3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества. 4. Коммуникативная функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык. 5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом. 6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку. 7. Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы. 8. Главной функцией является гуманистическая функция. Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем.


^ 4.Культура и цивилизация: соотношение понятий.
Понятия культуры и цивилизации тесно связаны между собой, часто не различаются, воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, тем не менее между ними существуют и различия.

По времени слово "цивилизация" (лат. Civilis – «гражданский») возникло гораздо позднее слова "культура", только в XVIII в. Первоначально оно подчеркивало превосходство развитых европейских стран над другими народами. В этом смысле цивилизация противопоставлялась дикости и варварству, означая высший этап развития человечества. Наиболее устойчивое употребление и широкое распространение понятие цивилизации получило во Франции, где оно использовалось в двух смыслах. Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл был тесно связан с понятием культуры и означал совокупность определенных качеств человека: незаурядный ум, образованность, изысканность манер, вежливость.

Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете сводится к трем основным.

1. Понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними нет сколько-нибудь существенных различий. В качестве примера можно указать на концепцию известного английского историка А. Тойнби, который рассматривает цивилизацию в качестве определенной стадии культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом.

2. Между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходство, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, представитель школы "Анналов", считавший цивилизацию базой культуры. В центре его внимания находится цивилизация, рассматриваемая через призму духовных явлений, главным из которых он считает ментальность.

3. Культура и цивилизация противопоставляются друг другу. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого философа О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы". Согласно этой теории, цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер, "как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший город за деревней и задушевным детством". Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа. Черты цивилизации по О. Шпенглеру:

Гос-во экономизма;

Журнализм (возможность управлять толпой);

Финансово-информационный тоталитаризм;

«Техницизм»;

Демократизм (из-за урбанизации человек теряет народные корни, традиции не приближаются к высокой культуре);

Урбанизм;

Комополитизм;

Иррегилиозность.

Книга Шпенглера имела огромный успех. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения. Особой критике подверглась идея неизбежной и близкой гибели Запада.

Проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры — не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев. Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.


^ 5.Западный и восточный типы культуры.

Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда. Лишь у подножья Престола Божья в день страшного суда. В этих строчках английского писателя Редьярда Киплинга отражены представления о полярности восточной и западной культур. И действительно, можно найти множество аргументов в пользу таких представлений. "Запад" подразумевает европейскую и американскую культуру, "Восток" — страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур. На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники и технологий, опосредующих отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Однако сегодня можно говорить, что восточные культуры, не потеряв своего самобытного начала, восприняли многие черты, характерные для западного мира. Специфика российской культуры, ее биполярность между Западом и Востоком — одна из наиболее дискуссионных проблем отечественной науки.


б.Массовая и элитарная культура.


Слово культура обозначает прежде всего глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе.

Понятием культура обозначают так же для обозначения отдельных сфер и компонентов национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, говорят о культуре труда. Быта, поведения, художественной музыкальной, нравственной, правовой политической культуре.

Элитарная культура (от фр. Elite) это культура особого слоя общества – элиты. Элита в свою очередь это социальная группа, наделенная особыми духовными способностями. Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга), трудна для понимания неподготовленного человека. Она не обязательно совпадает с верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой общества может иметь свою элиту. Ее отличительной чертой является наибольшая по сравнению с другими способность к духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные, эмоциональные и эстетические способности. Элита является основным создателем культурных ценностей и обеспечивает общественный прогресс. Поэтому художественная культура должна быть ориентирована на ее потребностей. А ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — « искусство для искусства».

Концепцию элитарной культуры разрабатывали А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В работе «Мир как воля и представление» Шопенгауэр разделяет людей на две группы «людей гения» способных эстетическому созерцанию и художественному творчеству и «людей пользы» которые ориентированы исключительно на утилитарную деятельность. Ницше в работах «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое слишком человеческое», «Так говорил Заратустра» дополнил концепцию элитарной культуры идеей сверхчеловека, который помимо других своих особенностей наделен так же уникальной восприимчивостью к эстетическим ценностям.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Причины появления:НТР и ПТР и, как следствие этого, увеличение численности населения в городах, урбанизация, миграции и отрыв от традиций. Особенности:

  • Демонстративная демократичность (простота, доступность, понятность, упрощённость);

  • Использование СМИ как главного начала распределения и потребления ценностей;

  • Нацеленность прежде всего на развлечения, уход от действительности;

  • Неспособность к креативному Массовая культура может быть интернациональной и национальной.



Цели массовой культуры:

  • Тиражирование человека;

  • Отрезать человека от политической, социальной и культурной жизни (Ю. Аробов);

  • Коммерческие;

  • Внешнеполитические.


Эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой.

^ 7.Народная и национальная культура.

Народная (этническая) культура. Субъект – этнос, коллективная личность, имеющая общую систему ценностей. Признаки: происхождение от общего предка; язык; территория; природная среда; этническое самосознание (ментальность); образ жизни (традиции, культура). Чаще всего бесписьменна. Изучается этнографами, искусствоведами и т.д. Могут быть субкультуры. Основой уникальности этнических культур является характерная для каждой культуры система ценностей – идеалов, к достижениям которых стремятся представители данной культуры. Они закрепляются в системе норм и правил поведения. Таким образом, любую этническую культуру можно представить в виде айсберга: в основании – ценности, в середине – нормы, правила поведения, на вершине – реальное поведение людей. На формирование этнических культур оказывают влияние природные условия, язык, религия, а так же психический склад этноса. Признаком является этнонима – самоназвание этноса. Национальная культура базируется на этнической культуре, впитывает и синтезирует иногда несколько этнических культур; отличается более высоким уровнем(?); Признаки: язык; территория; государственность; общность социально-экономической жизни; письменность просвещение; литература; религия как фактор, образующий национальную культуру. Пассионарная теория культуры Л.Н.Гумилева говорит о пассионарном толчке, который рождает к жизни новые этносы. Этнос определяется Гумилевым, как биофизическое явление, что делает их природными феноменами. Для него этнос – это замкнутая система дискретного типа, которая в момент своего образования получает заряд энергии, который и расходует в процессе дальнейшего этногенеза. Эта энергия есть ни что иное как биогеохимическая энергия живого вещества биосферы (Вернадский), поток солнечной и космической энергии, преобразованной живым веществом. Наличие особой составляющей в энергетическом потоке (особый вид космического излучения, через который земля проходит несколько раз за тысячелетие) приводит к особой мутации в регионах, затронутых им. Появляются люд, способные воспринимать энергии из окружающей среды больше, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Этот эффект выражается в особом свойстве людей, которое Гумилев назвал пассионарнастью – повышенным стремлением (активностью) к действию. Если такие пассионарные толчки проходят по территории, где граничат разные ландшафты и живут разные народы, становится возможным зарождении нового этноса. Этногенез длится примерно 1500 лет и проходит несколько этапов: фаза подъема, акматическая фаза, фаза надлома, инерционная фаза, фаза обскурации, (иногда бывает фаза регенерации), мемориальная фаза, завершающий этап. Таким образом, этногенез – процесс природный, а культура есть результат органического взаимодействия органического взаимодействия природной среды, этноса и мутационных космических влияний, вызывающих пассионарность. Существующее разнообразие культур на планете вызвано неравенством энергетических потенциалов народов, оно же объясняет и специфику взаимодействия этих культур, которое зависит от частоты колебаний энергетических полей, образующихся вокруг этносов.


^ 8.Российский этнографический музей в сохранении культуры народов России.

Российский Этнографический музей (РЭМ) рассказывает о простых и близких каждому человеку вещах: как люди трудились, порой достигая высочайшего мастерства; как строили и обустраивали свое жилье; отдыхали; воспитывали детей; одевались; во что верили. Однако каждый из музейных комплексов имеет неповторимый облик, национальный колорит, свойственный только данному народу.

РЭМ существует более ста лет. Он расположен в здании, специально построенном по проекту архитектора императорского двора В.Ф. Свиньина для показа этнографических коллекций. У истоков создания Музея стояли крупнейшие ученые России: П.Н. Кондаков, А.Н. Пыпин, В.И. Ламанский, В.В. Радлов, П.П. Семенов-Тяньшанский, В.В. Стасов. Заложенные ими основы музейной научной деятельности живы и по сей день.
В центре музейного здания расположен Мраморный зал, облицованный розовым карельским мрамором, – один из красивейших парадных залов Санкт-Петербурга.
Вместе с Россией Музею пришлось пережить многие испытания: страшное наводнение 1924 года погубило многие экспонаты; не обошли его стороной репрессии 1930-х годов; на фронтах в Великую отечественную войну погибла половина сотрудников, а само здание в 1942 году получило значительные разрушения.
Сегодня РЭМ – один из крупнейших этнографических музеев мира. Неслучайно зарубежные коллеги назвали его «этнографическим Эрмитажем». Он хранит 500 тысяч этнографических предметов по 157 многочисленным и малым народам России начиная с XVIII века. Среди них прекдставлены:










Экспозиции по народам Восточной Европы












Экспозиции по народам Сибири и Дальнего Востока












Экспозиции по народам Кавказа












Экспозиции по народам Средней Азии и Казахстана












Экспозиция "История и культура евреев России"












Сокровища особой кладовой





























































Объем коллекций, отражающих культуру каждого этноса, позволяет построить самостоятельную экспозицию. В залах музея представлена целая галерея костюмов народов России, в том числе уникальная одежда из рыбьей кожи и крапивного волокна, а также редкие комплексы атрибутов шаманов народов Сибири и Дальнего Востока; великолепные среднеазиатские ковры, парадное оружие и утварь народов Кавказа, украшения из самых разных материалов и многие другие предметы традиционного народного ремесла.
Российский этнографический музей, выполняя свое основное призвание, собирает, изучает и воссоздает в экспозициях традиционную культуру народов многонациональной страны, пробуждая интерес к историческим корням собственной культуры, способствуя росту этнического самосознания и понимания необходимости уважительного отношения к устоям жизни, нравам и обычаям других народов.




В РЭМ мы прослушали лекцию о культуре и быте русского народа.

Собрание предметов культуры русского народа является одним из интереснейших этнографических собраний Российской Федерации. Оно включает в себя около ста тысяч вещевых памятников и документальных фотографий, с достаточной полнотой и всесторонне отражающих традиционный мир русских - самого большого по численности народа страны. В настоящее время собрание РЭМ по русской этнографии включает в себя главным образом памятники традиционной культуры. Предметы стандартизированного городского быта, поступавшие в музей в 1930-1950-е годы, как правило, передавались в историко-краеведческие музеи.
Собрание скомплектовано в основном из предметов крестьянского быта. Памятников традиционной культуры горожан сравнительно немного - 2 000 единиц хранения. Это по преимуществу одежда, украшения, утварь из старинных центров русской культуры, таких, как Великий Устюг, Галич, Суздаль, Рязань, Ярославль.







Собрание музея дает хорошее представление о традиционном предметном мире русского населения Европейской России, культура же русских азиатской части России представлена значительно меньшим количеством вещей. В музее имеется 78 коллекций из Енисейской, Иркутской, Томской губерний, Амурской области и Камчатки. Вещевой материал, включенный в русский фонд, дает возможность ознакомиться со всеми сферами традиционного уклада народной жизни. Он характеризует все стороны жизни русского крестьянского населения страны, жившего вплоть до начала ХХ века в рамках традиционного общества.
Русский фонд включает экспонаты по традиционным занятиям и ремеслам русского народа. В его состав вошли орудия труда, инструменты, станки, различного рода приспособления для земледелия, скотоводства, рыболовства, охоты, пчеловодства. Коллекции также содержат материалы по традиционным ремеслам - бондарному, плотницкому, столярному, слесарно-кузнечному, литейному, прядильно-ткацкому, набойно-красильному, гончарному. Экспонаты дают возможность судить об орудиях труда и инструментах, использовавшихся на разных этапах производственного цикла: от заготовки сырья до готовой продукции, от пахоты до получения муки или крупы. Музей обладает одной из самых крупных в стране коллекций пахотных орудий фактически всех видов, известных русскому земледельцу; прекрасной коллекцией досок для изготовления набойки, полным набором бондарных, слесарных, сапожных инструментов. Особенно интересно собрание резных и расписных прялок, насчитывающее около 900 предметов, и швеек - подставок для прикрепления ткани при шитье, (около 200 предметов). Большая их часть является изделиями знаменитых центров художественного мастерства Русского Севера.
В музее в большом количестве представлены памятники, характеризующие культуру потребления и жизнеобеспечения: одежда, жилище, утварь, транспортные средства. Они составляют 70% от общего количества вещей, что обусловлено повышенным интересом к ним со стороны этнографов как к памятникам наиболее этнически выразительным и достаточно широко распространенным в русской деревне к моменту комплектования коллекций. Главное место в русском фонде занимает одежда, являясь самой значительной его частью как по количеству вещей, так и по их качеству. В собрании музея имеется как женская, так и мужская одежда во всех ее основных типах и локальных вариантах. Женский костюм представлен не только четырьмя основными комплексами: с сарафаном, поневой, полосатой юбкой и платьем-кубельком, но и их местными вариантами. В музее есть костюмы уральской казачки, костюмы женщин из так называемых однодворческих сел южной России, алтайских кержачек, поморок, псковитянок, каргополок и других этнических групп, одежда которых отличалась локальным своеобразием. Музейное собрание хранит также одежду представителей всех половозрастных групп русского народа. В нем имеются полные костюмы и отдельные предметы одежды, использовавшиеся на протяжении всей жизни человека: одежда младенцев, детей, подростков, девушек и парней, женихов и невест, новобрачных, баб и мужиков, стариков и старух. Собрание включает в себя также одежду представителей разных социальных и конфессиональных групп русского народа: арестантов, нищих, монахов, черничек, священников, старообрядцев (молельные костюмы). Интересна и производственная одежда рыбаков, охотников, коновалов, пчеловодов и т. п. Кроме того, в русском фонде имеется много различного рода деталей одежды: поясов, лент, пристегивающихся карманчиков, кисетов, разнообразных украшений.
Наряду с одеждой, одним из главных богатств русского фонда является утварь. Представлены все традиционные ее типы, бытовавшие в русской деревне: для заготовки и транспортировки пищи, для ее приготовления и приема, для напитков и подачи их на стол, для хранения одежды. В музее есть утварь, изготовленная из разных материалов: дерева, металла, глины, кости, декорированная резьбой, росписью, чеканкой, гравировкой, финифтью, эмалями. Наиболее ценными являются изделия XVII века мастеров Великого Устюга Вологодской губернии: дубовые ларцы, украшенные просечными железными полосами, короба с росписью, а также небольшие шкатулки начала XVIII века, декорированные сканью. Очень хороши коллекции скобкарей - сосудов для пива, деревянных ковшей, металлических братин для кругового питья вина, датируемых XVIII - началом XIX века, кувшинов-кумганов, изготовленных на уральских заводах в ХVIII веке, квасников конца ХVIII века, выполненных на гончарных заводах Гжели.
Жилище представлено главным образом предметами интерьера: подвижной мебелью, вещами, использовавшимися для убранства дома, осветительными приборами. Что касается архитектурно-конструктивных деталей, то в русском фонде имеются лишь фронтонные доски, наличники окон, ставни и ворота из районов Верхнего и Среднего Поволжья, украшенные резьбой или росписью.







В музее хранятся также памятники обрядовой и праздничной культур русского народа: атрибуты обрядов годового и жизненного циклов, предметы православного культа, музыкальные инструменты, кукольный театр - всего около 800 предметов. Среди них наиболее интересными являются маски святочных ряженых, атрибуты обрядов весенне-летнего цикла: кораблик из Терской области, спускавшийся по реке в Троицу, чучело русалки, атрибут обряда "похороны кукушки", троицкий венок; атрибут осеннего обряда - чучело Андропушки, которого "хоронили" в землю после уборки урожая; атрибуты свадебного обряда: березовый веник, украшенный лентами, ветка с бумажными бантиками, воплощавшие "девичью красоту", изображение водоплавающей птицы - символ жениха и некоторые другие. Следует также отметить, что в русском фонде имеются костюмы жениха, невесты, свадебных чинов, а также большое количество обрядового печенья и обрядовых полотенец.
Русское собрание музея - одно из самых дорогих и ценных сокровищ, доверенных нам нашими предками: русскими крестьянами, ремесленниками, создавшими его, и русской интеллигенцией, заботливо собиравшей все эти памятники уже ушедшего мира.
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (765.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации