Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - История русской литературы - файл 1.doc


Лекции - История русской литературы
скачать (51 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc51kb.25.11.2011 13:17скачать

содержание

1.doc

Лекция 1


«Своеобразие литературного процесса 40-х – 60-х»

Русская литература второй трети девятнадцатого века – это органичное продолжение предшествующей литературы. Русская литература разделена на гоголевское и пушкинское направления. Это разделение было и в философской и политической (западники и славянофилы) сферах.

Большая интенсивность изменений, нежели в первой трети века.

Три этапа:

Это связано с тем, что Россия оказалась на переломе 2х эпох. Она оказалась в стадии перехода от феодальных отношений к буржуазным. Человек осознаёт себя как свободную личность, как индивидуальность.

  1. 1840-е Общие тенденции: Переосмысление романтических традиций. Меняется тип героя, жанровый состав, предмет. На смену эпической приходит социальная литература. Меняется предмет изображения. Автор не стремится изобразить среду, а изображает определённые рамки социальной среды, в которой живёт герой.

  2. 1850-е Становление реалистической эстетики и поэтики  преобладание прозы над поэзией. Ведущие жанры: повесть, очерк, рассказ. Важную роль начинает играть литературная критика. Она была инструментом самосознания. Появляется натуральная школа. Продолжательница гоголевского наследия. В рамках НШ возникает физиологический очерк. Вопрос о путях развития литературы. В 55-е по пушкинскому и гоголевскому направлениям делятся и литература и критика. Гоголевское: Чернышевский, Добролюбов. Это направление связано с реалистическим изображением действительности, социальным подходом. Они были материалистами. Пушкинское: Боткин, Дружинин, Анненков. Пушкин связан с идеальным пониманием мира.

Происходит существенное изменение в жанровом составе литературы. Уходят повесть, очерк. На смену – лирика, романы. Это изменение = реакция на локальность и овнешнённость изображения мира. Лирика лучше изображала внутренний мир человека. (Тютчев)

Роман тяготеет к психологическому миру (Достоевский, Тургенев, Гончаров)

Изменяется тип героя. Раньше – социальный подход, социально-униженный персонаж, теперь воспитанность и образованность, герой из дворянской среды.

Меняется тип сюжетосложения. Не было событийного, был описательный ряд. Жизнь человека сейчас оказывается связанной с проблемой выяснения сущности мира. Возврат к традициям Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

Это было время серьёзных соц. Потрясений (фр. Революция 1848). Это о4. повлияло на Тургенева. Россия в это время потерпела поражение в Крымской войне. Все эти события влияли на вопрос о путях развития России. Проблема раскрепощения становится центральной.

В это время формируется западничество и славянофильство. Западники: Белинский, Герцен, Чернышевский. Ориентировались на Западную Европу. Идеи демократии. Материалистический подход. Славянофилы: Кириевский, Хомяков, братья Аксаковы, Аполлон Григорьев. В основе исторического движения России должна находится идея самобытности. Они считали, что эта идея лежит в особом характере восточного христианства. Они отрицали всё то, что декларировалось в России в постпетровскую эпоху.

  1. 1860-е Под знаком отмены крепостного права (1861). Новый герой – герой из народа (Решетников, Слепцов и т.д.). Но оказалось, что свободный крестьянин – это пьяница. Очень скоро – это герой, способный понять свои поступки: разночинец-демократ (Базаров)

Возникает целый ряд вопросов: «Что делать?», «Кто виноват?».

Лекция 2


«НШ в ИРЛ»

Литература 40-х была теснейшим образом связана с предыдущим этапом. В 40-е оч. активно писал Баратынский. Но ведущую роль в это время играют пр-я НШ. Она становится доминантой. Белинский.

Впервые этот термин упомянул Булгарин в статье «Петербургский сборник». Автор, анализируя произведения, хотел принизить их достоинства и назвал их «натуральными».Он считал, что эти пр-я не обладают необходимой степенью художественного обобщения, авторы не стремятся проникнуть во внутренний мир человека. Всё их достоинство в изображении правды. По Булгарину «натуралистический» = «примитивный».

Возникновение НШ – общий ход истории вообще. Белинский оскорбительное определение новых писателей превращает в некое эстетическое знание, а сам термин поднят на высоту эстетического смысла.

Подобная полемика имела под собой эстетическое основание. Булгарин говорил, что новые писатели предельно сузили предмет изображения. По сути НШ – продолжатель традиций Гоголя, сузила свой предмет до простого копирования фактов. Белинский с т/з Западной культуры оценивал НШ, где в л-ре в первую очередь оценивался труд, а не его изыски. Он считал, что художественная фантазия – это хорошо, но гл. – исследование общества. Научно-художественное исследование.

НШ была связана с физиологическим очерком. И именно он предал стабильность направлению. Физиологический очерк был связан с особым подходом – физиологией. Физиология как явление впервые возникает в Западной культуре в период становления буржуазного общества. Физиология предполагает некое открытие. Это сама природа, которая является писателю неприкрытой. Физиология всегда претендует на абсолютную полноту понимания человека и действительности. Очерк тяготеет к полноте и завершённости, чтобы показать явление от начала и до конца. Ю.В.Манн назвал это «локализацией». В ней он выделил несколько видов и компонентов: 1. Строится на описании какого-л соц. Или проф. Признака («Водовоз»). 2. Описание какого-л места (часть города, район, заведение) («Александрийский театр» «Петербургские углы»). 3. Описание какого-л обычая, традиции, привычки. («Чай в Москве» «Свадьба в Москве»).

НШ сняла целый ряд запретов на изображаемое. Сейчас предметом внимания НШ становится жизнь воров, проституток, нищих. Для писателей НШ нет эстетически незначимых предметов изображения, и чем ниже на соц. Лестнице находится человек, тем больше сочувствия он вызывает. Эпитет «бедный», означало «хороший». Григорьев называет это направление «сентиментальным натурализмом».

НШ выработала определённые типы конфликтов: диалогический Предполагает столкновение 2х и более персонажей, воплощающих противоположные т/з. За каждой из таких т/з стоит своя правда, в чём-то существенно объясняющая человека и жизнь, но по отношению к др. являющаяся односторонней. В идеале = синтез. И оч. важна позиция автора, которая и коррелирует эти т/з в конкретной ситуации. Чаще всего это столкновение романтического мечтателя и практика («Обыкновенная история»). Но эта односторонность понимается автором и он делает так, что персонажи меняются местами. Ретроспективный Связан с событиями, которые произошли в прошлом, чаще всего эти события имеют негативный характер: это преступление, ошибка. Нынешнее положение героя обусловлено событиями прошлого и сюжет строится на выяснении причин, которые привели к нынешнему состоянию героя. («Кто виноват?»). Мировоззренческий. Чаще всего формируется с приездом героев в СПб. Юноша из провинции. По приезде в СПб его мировоззрение приходит в столкновение с установленными ценностями. («Обыкновенная история»). Впервые сформирован Гоголем. Обычно главный герой – романтик. При столкновении происходит взаимодополнение: перемена мест.

НШ явила собой новый этап в развитии рус. Романтизма. В основе худ. метода – метод социального объяснения человека, т.е. жизнь человека всецело объясняется средой, в которой он находится. Это оч. скоро привело к шаблону в изображении человека и его жизни, т.е. акцент на среду  ответственность и вина тоже на среду. Т.е. человеку было отказано в психологической интеллектуальной свободе. Человек высчитан и объяснён средой, но он всегда шире неё. Т.е. НШ упрощала человека, которого изображали Пушкин, Лермонтов и Гоголь.

Наиболее крупные писатель оч. скоро это почувствовали. Достоевский: «При таком подходе теряется внутренняя сущность человека, он функционально зависим от среды»  в «Бедных людях» акцент смещается на внутреннее изображение человека. Достоевский изображает не просто героя в его соц. Определённости, но изображает его сознание в которое помещён весь мир. Так герой заменяет автора, как бы изображая самого себя в зеркале.
^

Этапы развития НШ


  1. 1835-1842 «Предыстория». Белинский формирует основные постулаты НШ. Названия ещё не было.

  2. 1842-1845. Организация НШ. Вокруг Белинского формируется кружок писателей.

  3. 1845-1848 Расцвет НШ в «Отечественных записках» и «Современнике». Публикуются осн. пр-я НШ.

  4. «Эпилог НШ». Умирает Белинский 1848.

1845 – «Физиология СПб». Здесь публикуются теоретические статьи Белинского, которые определили постулаты НШ. Учение о социальной беллетристике. Выводит л-ру в западное русло.


Лекция 3


«Роман Достоевского «Бедные люди». Традиции и новаторство»

Белинский: «Перед нами новый Гоголь».

Большое внимание Достоевский уделяет социальным причинам. В основном всё традиционно. Но 1. Необычна связь с традициями русской сентиментальной литературы: как на ур-не формальном (эпистолярный роман, но предмет изображения – чиновник. Сентиментально маркированы сами имена), так и содержательном.

Достоевский почувствовал узость в подходе к человеку у НШ  обращение к сентиментализму. Эти взаимоисключающие направления у Достоевского необыкновенным образом синтезированы. Отношение автора иронично к этим традициям (Девушкин = снижение стиля). «Нищие Тереза и Фальдоне» - западноевропейский роман о любви в письмах. Т.е. Достоевский использует традиционные сюжетные ходы, образы и типы конфликтов, придавая им совершенно новое художественно-функциональное значение. Герой теперь интересует Достоевского не как явление действительности, которое обладает твёрдым социальным наполнением, и именно оно объясняет кто перед нами. Герой теперь интересует Достоевского не как особая т/з на мир и на самого себя. Теперь интересно не то, чем является в мире герой, Достоевского интересует герой в том смысле, чем является для героя мир, чем он является сам для себя. Естественно, такое понимание героя требует новых художественных средств для его раскрытия. По сути Достоевский делает предметом своего изображения не просто самого героя, но прежде всего самосознание бедного чиновника. Т.е. герой утратил свою определённость в оценке автором или окружающими персонажами. Всё становится предметом мучительной болезненной рефлексии героя, то что раньше изображалось в кругозоре автора, теперь даётся в кругозоре героя. Оценка героя связана не с внешним миром, а с его самосознанием. Мы видим героя не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким он сам себя осознаёт. Внешне похожий на гоголевский художественный мир Достоевского приобретает совершенно иное художественное значение. Эта особенность осознавалась и самим Достоевским  в сюжет введен эпизод, когда герой читает два эпохально определяющих произведения: «Шинель» и «Станционный смотритель». Достоевский этим как бы определяет своё отношение к миру. Достоевскому ближе пушкинский вариант, т.к. здесь события поставлены вне социальных рамок, такое могло случиться с любыми.

Лекция 4


«Александр Иванович Герцен»

(1812 – 1870)

Особенностью его наследия является то, что все его произведения роднит то, что в основе – мысль. Белинский: «У тебя талант мыслящий по преимуществу».

Он происходил из богатого дворянского рода Яковлевых. Он был незаконнорожденным ребёнком. Мать – Генриетта Луиза Гаарх. Он был не сыном, а воспитанником. На формирование его взглядов оказало декабристское восстание. 1829 он поступает в МГУ. Он организует кружки молодых людей, которые клянутся посвятить жизнь Отечеству. Они пытаются издать свой журнал, но события 25-го не позволили сделать этого, и в 1834 при обыске у одного из студентов находят письма Герцена, где он свободно высказывается об императоре и самодержавии. Арест. Крутицкие казармы. Герцен считал, что тюрьма = школа жизни. Пишет рассказ «Первая встреча», повесть «Легенда». Его переводят в тюрьму в Вятку. Он продолжает писать, но многое не оканчивает. Повесть «Елена» во многом автобиографична. Все его начальные произведения отражали его жизнь и объясняли романтический подход Герцена к действительности. Романтизм Герцена проявлялся в абсолютном понимании своей роли в жизни России. Но он чётко отдавал себе отчёт, что это лишь первые опыты.

1836 Задумывает собственное автобиографическое произведение. В это время происходит важное событие в личной жизни писателя. Он влюбляется в свою двоюродную сестру Наталью Александровну Захарьеву. 9 мая 1838 – их тайное венчание во Владимире. В этот период он продолжает поиски своего литературного пути, у него разнообразный жанровый состав, продолжает писать «О себе», пишет драматические пр-я, пробует себя в поэтическом творчестве. Но несмотря на разнообразный жанровый состав Герцена интересует преимущественно история и её герои. История – фон на котором автора интересуют факты его биографии. Для него оч. важным был протест против существующей действительности. Он был атеистом и материалистом.

1840 – Герцен становится сотрудником и автором «Отечественных записок». До этого он не опубликовал ни одного пр-я. Здесь он принимает псевдоним «Искандер». Первое опубликованное пр-е – «Записки одного молодого человека». Сразу привлекли внимание современников. Видна ориентация Герцена на Гоголя (типизация героев). Определяющий пафос произведения – критика существующих отношений. Впервые Герцен пытается дистанцироваться от главных событий. Трензинский оч. близок к Чаадаеву, близок и Герцену. Во время публикации «Записок» кончилась ссылка Герцена. Прожив несколько месяцев в Москве, Герцен переезжает в СПб. Здесь он близко сходится с Белинским, вступает в борьбу западников и славянофилов. Ссылка в Новгород. Пишет роман «Кто виноват?»

Он был весьма последовательным приверженцем НШ. Начиная с этого романа Герцен переосмысляет свой взгляд на мир. Раньше – романтическое мироощущение, теперь реалистическое (40-е). Для Герцена важно было понимание того, что познание мира по своей природе синтетическое. Т.е. истина – результат столкновения разных т/з. Подобное понимание и определяло диалогический хр-р его пр-ий. Диалог для Герцена – способ философствования. Диалогический конфликт определяет и особую авторскую позицию.

1847 Выходит отдельным изданием «Кто виноват?». Это пр-е поставило Герцена в ряд великих русских писателей. Здесь социальный подход к действительности.

На первый взгляд художественная структура тесно связана с пр-ями НШ. Первоначально: «Похождения одного учителя». Но со временем замысел перерастает рамки НШ. Герцен пытается понять причины нынешнего состояния общества. Нетрудно увидеть, что внешне роман соответствует поэтике НШ. Первый тип конфликта


Скачать файл (51 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации