Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Исследование внутренней и внешней среды организации - файл ДИПЛОМ 13.11.10.doc


Исследование внутренней и внешней среды организации
скачать (745.3 kb.)

Доступные файлы (8):

ДИПЛОМ 13.11.10.doc1093kb.15.11.2010 11:18скачать
Приложение_1..doc39kb.15.11.2010 10:57скачать
ПРИЛОЖЕНИЕ_2.xlsxскачать
Приложение_3.doc71kb.13.10.2010 09:31скачать
ПРИЛОЖЕНИЕ_4.doc124kb.13.10.2010 09:31скачать
ПРИЛОЖЕНИЕ_5.doc42kb.13.10.2010 09:30скачать
ПРИЛОЖЕНИЕ_6.doc71kb.13.10.2010 09:30скачать
Содержание.docx18kb.15.11.2010 11:27скачать

содержание

ДИПЛОМ 13.11.10.doc

  1   2   3   4   5   6




Введение

В условиях рыночных отношений проблемы стратегического и внутрифирменного управления приобретают особую актуальность для любых предприятий, поэтому эффективность деятельности предприятий в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития.

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключа­ет в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.


Внутренняя среда организации зависит от внешней среды, получая из нее все необходимое для того, чтобы реализовывать свое предназначение, и предлагает ей результаты своих усилий по преобразованию ресурсов в продукцию и услуги.

Анализ состояния компании позволяет обеспечить баланс рыноч­ных запросов и реальных возможностей самой компании, получить не­обходимую информацию для принятия обоснованных управленческих решений и разработки рыночной стратегии и политики.

Тема дипломного проекта «Исследование внешней и внутренней среды организации».

Актуальность темы обусловлена тем, что задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со сре­дой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. При этом и внут­ренняя среда, и внешнее окружение изучаются в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возмож­ности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Цель исследования – на основе исследования внешней и внутренней среды ООО «Мечел-Сервис» разработать направления совершенствования деятельности организации с учетом факторов среды.

Объект исследования - ООО «Мечел-Сервис».

Предмет исследования - внутренняя и внешняя среда организации.

Для реализации поставленной цели в дипломном проекте будут решены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты организации и ее среды;

- проанализировать внутреннее состояние и внешнюю среду организации ООО « Мечел-Сервис».

- разработать направления совершенствования деятельности ООО «Мечел-Сервис» с учетом факторов внешней и внутренней среды.

При написании дипломного проекта были использованы книги, учебники, статьи по менеджменту, теории организации, стратегическому менеджменту, маркетингу. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
^

Глава 1 Основы внешней и внутренней среды организации

1.1 Организация как открытая система


Термин «организация» происходит от греческого слова «органон» (organon), что означает устройство, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в единое целое; приведение в стройную систему [21, с.34].

Система - это целесообразная совокупность взаимозависимых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, их частей, связей, отношений, функций, образующих единое целое [1, с.92].

Находясь во взаимозависимости, взаимосвязи и взаимодействии, совместно функционируя, составляющие компоненты системы обеспечивают функционирование системы как целого.

При этом принципиально важным является не простое функционирование, а функционирование для получения интегрального или комплексного эффекта по достижению цели, ради чего собственно составляющие множества и организуются в систему, сохраняя себя при этом так же, как целостное образование (рис. 1) [8, с.144].

Слагаемые целого должны быть взаимосвязаны, а развитие цело­го зависит от наиболее слабой его части.

Залог дееспособности системы как единого целого именно во взаимоувязке потенциалов частей его составляющих.Рамочные условия увязки - цель системы.

Затраты системы на содержание более прочных звеньев ложатся бременем на совокупные затраты системы, снижая ее дееспособность.

Следовательно, дееспособность системы зависит, прежде всего, степени ее организованности.

Система




Отношение с окружающей средой







Одно целое









Функционирование









Зависимость от степени организованности системы

























Состояние организации как системы


Рисунок 1 - Организация как система
Одно из первых определений понятия «система» мы встречаем в работе К. Болдуинга [1, с.92] : «система - это совокупность из двух или более элементов, удовлетворяющих следующим условиям:

- поведение каждого элемента влияет на поведение целого;

- поведение элементов и их взаимодействие на целое взаимоза­висимы;

- если существуют подгруппы элементов, то каждая из них вли­яет на поведение целого и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо».

Таким образом, из этого следует, что «система» представляет собой некое един­ство, а не простую совокупность составляющих ее частей. По этому поводу Р. Акофф отмечает, что «когда система расчленена, она теряет свои сущностные свойства».

Основными системными принципами являются [14, с.16]:

  1. Целостность - несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из пос­ледних свойств целого.

  2. Структурность - возможность описания системы через уста­новление ее структуры, т.е. обусловленность поведения систе­мы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры.

  3. Взаимозависимость структуры и среды - система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом активным элементом взаимодействия.

  4. Иерархичность - каждый элемент системы в свою очередь мо­жет рассматриваться как система, а исследуемая система пред­ставляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы.

5. Множественность описания каждой системы, дающее макро­скопическое, микроскопическое, иерархическое, функцио­нальное и процессуальное представление о системе. В связи с этим задачей системного подхода является идентифицировать целое, объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его роли и функции.

Таким образом, система управления организацией с позиции системного подхода может быть определена как:

1. Концептуальная, если она рассматривается как модель системы управления.

2. Эмпирическая, если рассматривается конкретная организация.

3. Искусственная, поскольку она создана и используется людьми.

4. «Человеко-машинная» («человеко-компьютерная»), поскольку в контур управления включена автоматизированная информа­ционная система.

Замкнутая или открытая в зависимости от решаемых задач и используемой для этого информации - только внутренней или связанной с окружающей средой. Временная, поскольку она периодически подвергается фор­мальным или неформальным изменениям.

В широком смысле понятие «организация» означает определенный порядок, а повышение организованности - упорядочение, которое может быть достигнуто при со­блюдении трех необходимых условий [18, с.41]:

- если определены границы системы, т.е. установлено, сколько и каких образующих единиц она включает;

- если определены переменные, которые характеризуют единицы, образующие систему, и установлены допустимые отношения между их количественными значениями;

- если определен образ действий каждой единицы и схемы их взаимодействия.

При этом каждая организация любой системы требует такого подбора и сочетания элементов, который не только обеспечивал бы ее гармоничное функционирование и развитие как единого целого, но и сочетаемость с более крупной системой, элементом которой она является.

Сами же элементы, действуя целесообразно, обладают относительно всей организации определенной функцией, которая характеризует роль, назначение того или иного элемента в осуществлении цели.

Организация представляет собой открытую целостную систему. Многочисленными нитями она связана с внутренней и внешней сре­дой, изменения которой оказывают на деятельность организации по­зитивное и негативное воздействия. Чем сложнее, масштабнее орга­низация, тем больше предпринимателям и менеджерам приходится уделять внимания анализу окружающей среды и учету ее влияния на эффективность управления.

Системная модель - это организация, в которой функциониро­вание, свойства, структура, особенности жизнедеятельности и логика развития зависят от состояния и динамики внешней среды. Данная модель описывает организацию как динамичную систему, тесно взаи­модействующую с внешней средой и реагирующую на динамику ее изменения.

Динамичная система — этот термин заимствован из общей теории систем, поэтому в исходном варианте его трактовка предпола­гала, что всякая организация может быть отнесена к открытым сис­темам, если она обменивается с внешней средой энергией, информа­цией, системным продуктом, и к закрытым — если такой обмен не происходит. Важную роль в формировании такого взгляда на органи­зацию сыграли разработки представителей общей теории систем.

Применительно к организации это означало, что организация, ра­ботающая в модели открытых систем, потребляет материальные и социальные ресурсы, информацию и отдает внешней среде некий системный продукт в отличие от закрытых систем. Поскольку от­крытость системы определялась ее связью с внешней средой, кото­рая реализовалась через социальную функцию адаптации к внешней среде, такая трактовка модели организации как открытой системы практически совпадала с определением естественной модели органи­зации в версии Парсонса, Барнарда, Гоулднера [8, с.148].

Естественная модель организации — это особый взгляд на при­роду закономерности функционирования и развития организации. Организация рассматривается как социальный организм (квазиприродный объект), телеологически, эволюционно и поэтапно разви­вающийся и функционирующий по своим законам, центральной проблемой которого, как и в биологических организмах, является его выживание. Логика формирования формальной структуры в этой модели (например, проектирование организации снизу) состоит в осмыслении, узаконивании и институционализации уже реально сложившихся отношений в организации.

Одну из распространенных моделей организации как открытой сис­темы такого типа разработали Кац Д. и Канн Р. Она характеризуется переориентацией представлений: вместо максимального и рационального использования всех внутренних организационных ресурсов, стабильности и определенности в сфере организационных отношений, что типично для моделей организации как закрытой системы, становятся важными динамизм и гибкость организаций, и способность к созданию новой продукции и стратегий за счет повышения неопределенности, снижения стабильности и предсказуемости отношений.

В этих условиях высокая неопределенность и слабая предсказуемость в сфере организационных отношений и деятельности выступают признаком, позволяющим отличить организации, работающие в режиме открытых систем, от организаций, работающих в режиме закрытых систем.

По мнению З.П. Румянцевой, в результате переноса акцента в работах по системному подходу организаций на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром формировались черты модели организации как открытой системы, таким образом [18, с.45]:

- компоненты системы - система состоит из некоторого количества частей, называемых компонентами или элементами; они необходимы для достижения целей системы;

- связи системы - компоненты системы связаны между собой,
что обеспечивает непрерывность протекающих в системе процессов;

- структура системы - форма связи организационно закреплена
в структуре, что обеспечивает устойчивость и придает системе ста­бильность; для систем характерна иерархичность построения струк­тур, т. е. наличие в них подсистем;

- взаимодействие системы - компоненты воздействуют друг на
друга своим нахождением в системе и выходом из нее, и только во взаимодействии всех элементов и связей возможны процессы, с помощью которых возникает результат;

- процесс системы - в системе одновременно осуществляется
ряд процессов, каждый из которых связан с какими-либо изменения­ми. Процессы изменяют ресурсы, входящие в систему, превращают их в продукты и услуги;

- целостность и эмерджентные свойства системы - система - целостность (англ. holism, от греч. hobs - целое), проявляющая свойст­ва, возникающие только в результате взаимодействия ее компонентов;

- идентификация системы - свойства системы, на основании ко­торых ее можно идентифицировать, т. е. отличить от других явле­ний, не входящих в систему; для этого надо определить границы, отделяющие систему от окружающей среды;

- окружение системы - явления и факторы, которые, не являясь частью системы, существенно влияют на нее. Они образуют окружаю­щую среду системы и своим воздействием могут менять ее проведение;

- концепция системы - система - это концепция, ее особая фор­ма отражает цели и ценности людей, которые являются ее неотъемлемыми элементами и реализуют собственные идеи о том, какой должна быть система.

Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все составляющие ее подсистемы, их взаимодействие между собою и взаимоотношения с внешним и внутренним окружением. Внешняя среда организации как системы характеризуется как совокупностью переменных (элементов), которые находятся за гра­ницами организации и не являются сферой непосредственного воз­действия со стороны ее менеджмента, окружающих ее и оказываю­щих на ее деятельность заметное влияние. Внутренняя среда организационной системы формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру организации, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что все организации являются системами, так как система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Организация представляет собой систему, предназначенную для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью решения проблем и осуществления операций. Организация, будучи целостным образованием, всегда стремится воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодо­левать сопротивление, в частности внешней среды.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (745.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации