Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Краткий словарь по философии (2/2) - файл 1.doc


Краткий словарь по философии (2/2)
скачать (105 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc105kb.25.11.2011 21:09скачать

содержание

1.doc

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ одна из категорий исторического материализма, выработанная для решения основного вопроса философии применительно к обществу. Это материальные отношения людей к природе и друг другу, возникающие вместе со становлением человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания. Общественное бытие характеризует реальный процесс жизни людей, ее материальную основу, объективную сторону общественного процесса.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – духовная сторона исторического процесса – представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука).

ТРУД – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

ОБЩЕСТВО – в широком смысле: обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле: определенный этап человеческой истории (Общественно-экономическая формация, межформационные и внутриформационные исторические ступени: докапиталистическое общество, раннефеодальное общество) или отдельное индивидуальное общество (социальный организм), например, французское общество, индийское общество, советское общество.

^ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Понятие "способ производства" характеризует социальные аспекты деятельности общественного человека, направленной на создание необходимых для его жизни материальных благ. Место и значение способа производства в общественной жизни К. Маркс определял: "Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". Раскрытие роли способа производства в общественной жизни – одно из важнейших завоеваний марксизма, заложившее основы исторического материализма. Способ производства – материальная основа общественно экономической формации, определяющая ее особенности, а изменения в способе производства определяют развитие общественно экономической формации, переход от одной формации к другой.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – (от лат. "гражданский", "государственный"): 1). Синоним культуры. В марксистской литературе употребляется для обозначения материальной культуры. 2). Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация). 3). Ступень общественного развития, следующая за варварством. Понятие "цивилизация" появилось в 18 веке в тесной связи с понятием "культура". Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 веке понятие "цивилизация" употреблялось как характеристика капитализма в целом. В концепции Шпенглера: цивилизация – это определенная заключительная стадия развития любой культуры; ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация литературы и искусства, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие "массы". При таком понимании цивилизация как эпоха упадка противопоставляется целостности и ограниченности культуры.

^ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ – относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. В каждой группе воплощаются некоторые спецефические взаимосвязи индивидов между собой и с обществом в целом; различному характеру этих связей соответствует многообразие социальных групп. Гоббс: группа – это "… известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом".

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – (от лат. "общественный"), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Включает: 1). Социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание). 2). Стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование личности.

РОД – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской), по большей части осознающих себя потомками общего предка (реального или мифического), носящих общее родовое имя. Возникает род из "первобытного человеческого стада", вероятнее всего на рубеже нижнего и верхнего палеолита. Роды не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена.

ПЛЕМЯ – тип этнической общности и социальной организации доклассового общества. Первоначально племя состояло из двух связанных брачными отношениями родов. Позднее, вследствие разделения последних, в племя стало входить большее число родов, объединявшихся во фратрии. Отличительная черта племени – существование кровнородственных связей между его членами, деление на роды и фратрии; наличие племенной территории, определенная экономическая общность соплеменников, единый племенной язык (диалект), племенное самосознание и самоназвание. Племя развитого родового строя – также племенное самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей.

НАРОДНОСТЬ – исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации. Начало формирования народности относится к периоду консолидации племенных союзов; оно выражалось в постепенном смешении племен, замене прежних кровнородственных связей территориальными. Народность обычно складывалась из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку (польская – из славянских племен: полян, вислян, мазовшан и др.) или из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими (французская – из галльских племен, римских колонистов и германских племен: франков, вестготов, бургундов и др.)

НАЦИЯ – (от лат. "племя", "народ") историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера. Иногда возникновение нации рассматривается как простое продолжение и усложнение родоплеменных связей, этатистские теории связывают нацию с государством. В некоторых идеалистических концепциях "национальный дух" (национальное сознание и национальный характер) представляется в качестве ведущего, а иногда и единственного признака нации, в других – нация рассматривается как "психологическое понятие", "бессознательная психическая общность", в-третьих – нация сводится к общности национального характера, сформировавшегося на почве общности судьбы, к союзу одинаково мыслящих людей. Консолидация нации действительно облегчается наличием этнически родственных племен, но это не обязательное условие. Фактически не существует однородных наций. Немало даже таких наций, которые образовывались не только из различных этнических групп, но и из разных рас. Поэтому нельзя включить в понятие нации расовую общность в качестве необходимого признака. Нация не определяется также религиозными и государственными общностями. Нация возникает как новое социально-историческое явление в период преодоления феодальной раздробленности общества и укрепления политической централизации на основе капиталистических экономических связей.

СЕМЬЯ – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семейные отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья изменяется вслед за развитием экономического базиса общества; в то же время прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью.

^ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – это система субъективных (человек) и вещественных (техника и предметы труда) элементов, необходимых для процесса материального производства. Это категория, отражающая именно сам процесс человеческой деятельности, в ней присутствует и субъект деятельности, мотивы и цели деятельности, ее средства, получаемые результаты.

^ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – совокупность материальных экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе производства и достижении общественного продукта от производства до потребления. Они носят объективный характер, не зависят от воли и сознания людей. Производственные отношения всегда выступают как социально-экономическая форма развития производительных сил. Каждому уровню развития производительных сил естественно-исторически соответствует только своя социально-экономическая форма существования и развития, которой и являются соответствующие этим производительным силам производственные отношения. В системе производственных отношений основным (системообразующим) производственным отношением является отношение собственности на средства производства. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ[(МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: непосредственное производство+потребление), распределение, обмен].

^ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – это "скелет" общества, в котором фиксируются и опорные точки общественного организма, и основные зависимости его элементов и основные механизмы, связывающие их друг с другом; общественно-экономическая формация также выступает и основным ключом для понимания эволюции общества, т.е. выступает и как характеристика исторических этапов развития общественного организма.

^ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА – это система, которая складывается на базе определенной социальной общности, а ее элементами являются люди, поведение которых определяется: а). социальными позициями, которые они занимают; б). социальными функциями, которые они выполняют; в). социальными нормами и ценностями, которым они привержены; г). социально-демографическими и территориальными особенностями; д). индивидуальными качествами.

БАЗИС – это производственные отношения под воздействием характера и уровня развития производительных сил; в условиях классового общества сущностью и ядром производственных отношений становятся экономические отношения между классами; на этом базисе и вырастает все здание общественно-экономической формации; это совокупная система производства.

НАДСТРОЙКА – совокупность социальных институтов, которые призваны регулировать и развивать общественное сознание; совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений; в цивилизованном обществе политические взгляды, убеждения и соотношения (политическая часть надстройки) являются центральной частью надстройки и оказывают решающее воздействие на все остальные ее элементы.

^ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА – это совокупность различного рода социальных общностей и отношений между ними; это совокупность различных по численности, облику, положению в системе общественных отношений общественных групп, наиболее существенную роль среди которых играют классы и социальные слои (страты); включают в себя два компонента: социальный состав и социальные связи; основными ее элементами являются индивиды с их статусом и социальными ролями (функциями), объединения этих индивидов в социальные группы, социально-территориальные, этнические и другие общности; в узком смысле она выражается во взаимодействии классов, социальных групп и слоев; эти взаимодействия являются наиболее важными и во многом исходными в социальной структуре взятом в широком смысле, которая включает в себя пять взаимосвязанных структурных уровней: 1). Социально-классовый; 2). Социально-этнический; 3). Социально-демографический; 4). Социально-профессиональный; 5). Социально-поселенческий.

^ СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ – относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся примерно одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, общностью социальных норм, ценностных систем и интересов; они не создаются сознательно людьми, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности.

КЛАССЫ – это большие социальные общности, являющиеся наиболее представительным звеном социальной структуры, они не являются однородными, а включают в себя множество социально- и функционально- сложных и взаимосвязанных между собой групп людей, занимающих определенное место в исторически сложившейся системе общественного производства; это большие группы людей, различающиеся: а). по их месту в исторически определенной системе общественного производства; б). по их отношению к средствам производства; в). по их роли в общественной организации труда; г). по способам получения и размерам доли общественного продукта.

^ СОЦИАЛЬНАЯ СЛОЙ (СТРАТА) – общность, выделяемая по ряду признаков дифференциации общества: доходам, уровню образования, престижу профессии и т.д. Слои могут быть частью классов и больших социальных групп.

СТРАТИФИКАЦИЯ – 1). Постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе; 2). Социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как доход, образование, участие во властных отношениях, социальный престиж, профессия и другие.

^ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества; они объективны по своей природе, независимы от воли и сознания людей; индивиды вступают во взаимодействие друг с другом не как чистые "я", а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития производительных сил и потребностей.

^ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО – служит для удовлетворения общественных потребностей.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовлетворения человеческих потребностей. Результатом материального производства являются материальные вещи. В материальном производстве ценится не созидатель, а обладатель. В сфере материального производства большинству членов общества навязывается сам труд, продукты этого труда изымаются.

^ ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – это производство духовных идей, теорий, духовных ценностей. Духовное производство осуществляется не с реальными предметами, а с их идеальными заменителями: образами, символами, законами. Духовное производство – это мыслительная деятельность людей, происходящая во внутреннем, т.е. идеальном мире человека, который представляет собой отражение реального мира. Отражая реальный мир, идеальный мир человеческих понятий обладает существенной самостоятельностью, но оторваться от своей материальной природы он не может, поскольку этому мешают: 1). Его материальное происхождение; 2). Его предназначение, поскольку основная функция духовной жизни – это ориентация человека в мире, она направлена на изменение материальной жизни общества. Духовные потребности человека, в отличие от других не заданы биологически. Потребность в освоении науки, культуры сама по себе не возникает: она формируется и развивается социальным окружением индивида в процессе его воспитания и образования. Именно поэтому потребность в образовании у человека возникает лишь в определенной социальной среде. Особенности духовных потребностей заключаются в том, что они не имеют предела роста, в отличие от материальных потребностей. Конечным продуктом духовного производства являются идеальные образования. Материальные и духовные богатства принципиально различны. Идеальные образования имеют всеобщий характер потребления. Поэтому шестью хлебами нельзя накормить тысячу человек, а шестью идеями можно обогатить внутренний мир. Принципиальным отличием духовного производства от материального является то, что применяемые в нем средства труда (идеи, образы) невозможно отделить от непосредственного производителя. Духовная деятельность самоценна. В духовном производстве ценится не обладатель, а созидатель. Духовное производство формируется при участии людей, профессионально занимающихся умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи, теории, образы, духовные ценности, духовные связи индивидов и, наконец, сам человек.

ПОЛИТИКА – искусство управления государством – то, что выражается в содержании деятельности государства, его направленности, его формах и задачах; политика часто характеризуется как отношения между классами, борьба между ними; это особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в различные группы и классы с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и общества в целом; в политике находят свое наиболее заостренное и полное выражение коренные экономические интересы господствующего класса.

^ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ – наиболее важный вид власти – реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах; она характеризуется социальным господством и руководством тех или иных классов. Хотя ныне политическая деятельность осуществляется в рамках различных составных частей политических систем: партий, профсоюзов, международных организаций (ООН, НАТО и др.), центральным институтом политической власти является государство. Государственная власть имеет классовый характер, опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны; она означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации; это совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической цели (государственный аппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации). Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами – культурно-идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и иными косвенными способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества. К основным формам проявления власти относятся: государство, руководство, управление, организация, контроль. В.И. Ленин писал: "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия".

УПРАВЛЕНИЕ – это элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержания режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития есть свойство любого общества, вытекающие из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.

ГОСУДАРСТВО – это политическая организация экономически господствующего класса – институт общественной власти, которому присущи определенные властные функции, распространяющиеся на все общество; к числу основных признаков государства относится наличие: 1). Особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти; 2). Определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства; 3). Права, закрепляющего систему норм, санкционированных государством. Государство является главным субъектом в политической деятельности.

ПРАВО – совокупность правил, норм поведения людей, установленных государством. Право есть цельная система законов, направленных на регулирование взаимоотношений между нациями, классами и т.п. Главная задача права – сохранить экономический строй. Для реализации права существует государство. Право есть система общеобязательных социальных норм, а также отношений, закрепляемых государством с помощью этих норм и охраняемых им; включает также права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяющие правовой статус личности. С наличием права в обществе неразрывно связана особая форма общественного сознания – правосознание. Действие права распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни. Право обусловлено экономическим строем общества, его социально-политической структурой; оно не может быть выше, чем культурное развитие общества, и испытывает влияние исторических традиций, господствующей идеологии и некоторых других факторов. Однако в системе этих обуславливающих право и воздействующих на него факторов, государство (государственная власть) играет особую, конститутивную роль, ибо без него социальные нормы и отношения не могут получить общеобязательный характер, стать юридическими. Выступая как важное и необходимое орудие государственного управления, как форма реализации государственной политики, право одновременно является важным показателем положения личности в обществе и государстве. Права, свободы и обязанности человека и гражданина – важная составная часть права, весьма существенная для оценки развитости и демократичности данной правовой системы.

^ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это такое государство, в котором: 1). Реально осуществляется приоритет права над всеми другими принципами в организации государственной власти (классовыми, сословными, национальными и т.д.); 2). Реализуются все права и свободы граждан. Это значит, что государство, издавшее закон, обязано руководствоваться им в своей деятельности до тех пор, пока он существует, хотя имеет право отменить или изменить его. Право определяет границы свободы как общества в целом, так и отдельного человека. Здесь можно говорить о диалектике прав и обязанностей, о мере дозволенного и недозволенного. Признавая свои права, человек обязан соблюдать и права других. В правовом государстве человек волен выбирать духовные ценности, профессию, образ жизни, а государство должно гарантировать ему неприкосновенность жилища, частной жизни и т.д. В таком обществе господствует закон, а не отдельная личность. Следовательно, обеспечивается предсказуемость действий всех официальных государственных учреждений. 3). Государственное управление организовано при обязательном разделении независящих друг от друга, самостоятельно избираемых трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Выполняя свои функции, они уравновешивают и контролируют друг друга, выступая против различных нарушений и злоупотреблений властью. Таким образом, правовое государство опирается на основной закон (конституцию), который регулирует отношение власти и личности. Власть в нем ограничена законом, а само государство является правовым постольку, поскольку охраняет права граждан. В государственном регулировании общественных отношений действует принцип "разрешено все, что не запрещено законом". Свобода и права других людей выступают как единственный ограничитель свободы личности, т.е. свобода каждого кончается там, где она нарушает свободу других.

ДЕМОКРАТИЯ – ("народовластие") 1). Форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на принципах равенства и свободы. Демократия как форма государственно-политического устройства возникла вместе с возникновением государства, заменившего первобытнообщинное, родовое и племенное самоуправление. В отличие от иных форм государственного устройства, при демократии официально признается власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона, осуществляется выборность основных органов государства. Различают непосредственную и представительную демократию. В первом случае основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами (на народных собраниях, посредствам референдумов), во втором – выборными учреждениями. Демократизация неразрывно связана с формированием правового государства и гражданского общества. 2). Демократия характеризует принципы деятельности различных общественных организаций помимо государства, таких как партии, профсоюзы, различные молодежные объединения и т.п. 3). Демократия отражает политический режим как степень соотношения прав и свобод граждан, сущность избирательной системы, участие граждан в управлении государством, методы осуществления власти. 4). Демократия выражается в политическом сознании общества в виде идей равенства, свободы, братства, представляя собой определенную политическую ценность и идеал. Таким образом, демократия должна пронизывать всю политическую систему общества: форму государственной власти, принципы деятельности общественных организаций, политический режим и политическое сознание.

ТОТАЛИТАРИЗМ – ("цельность", "полнота") понятие, обозначающее ряд социальных режимов 20 века, в которых структура власти базировалась на однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государственной идеологии в экономику, культуру, общественную и личную жизнь. 1). Одна из форм авторитарных государств, характеризующаяся полным, тотальным контролем государства над всей жизнью общества. Тоталитарным государствам и режимам свойственны огосударствление всех легальных организаций, дискреционные (законом не ограниченные) полномочия властей, запрещение демократических организаций, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих вообще. Тоталитарный режим слагается из следующих основных элементов: всеохватывающая идеология, обращенная не к разуму, а к инстинктам; монолитная массовая партия как носитель этой идеологии и одновременно безымянная машина власти над всеми сферами жизни общества; наделяемый сверхъестественными способностями вождь, оплот непрерывного массового террора. 2). Направление буржуазной политической мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм. Идеи о всеобъемлющем характере государства выдвигались в прошлом с определенными оговорками некоторыми философами (Гоббс, Гегель). Особенное распространение тоталитаризм получил с развитием фашизма, став официальной идеологией фашистской Германии и Италии.

^ УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО – единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. В таких государствах существует единая конституция, гражданство и правовые нормы. Конечно, масштабы централизации и контроля со стороны центра варьируются в разных странах. Это государства преимущественно с мононациональным населением (Нидерланды, Польша, Швеция, Италия, Уэльс, Шотландия, Англия и др.)

ФЕДЕРАЦИЯ – представляет объединение нескольких крупных , относительно самостоятельных, территориальных образований (штаты, земли и т.д.) на основе договора, конституции (Австралия, Австрия, США, ФРГ, Канада). Вместе с тем федерация – это единое государство с общей территорией, границей, законодательством, системой власти, армией, экономической и финансово-денежной системой. Субъекты федерации могут иметь свои особенности в системе законодательства и структуры власти, обусловленные спецификой данного государственного образования, особенностями этнического, историко-культурного, религиозного характера. Федерализм характерен как для многонациональных стран (Россия, Индия), так и для преимущественно однонациональных (ФРГ). Федерацию различают простую, сложную, мягкую и жесткую, моно- и многонациональную.

КОНФЕДЕРАЦИЯ – временное объединение самостоятельных государств. Это форма непрочная и обычно либо распадается, либо преобразуется в федерацию (США 1776-1787; Швейцария до 1848).

МОНАРХИЯ – государство (по форме правления), главой которого является один человек. Монархии могут быть абсолютными, где власть правителя не ограничена ничем (Саудовская Аравия); ограниченными или конституционными, власть в них ограничена рамками парламента или конституции (Марокко, Кувейт). В современных условиях в ограниченных монархиях власть правителя выступает только гарантом государственности и своеобразным уравновешивающим началом между законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) властью, а на систему государственного правления существенного влияния не оказывают (Великобритания).

РЕСПУБЛИКА – государство (по форме правления), в котором власть осуществляется выборными органами. Республика может быть парламентской и президентской. В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним. В президентской – президент глава государства и правительства, существует жесткое разделение законодательной и исполнительной власти. Президент обладает как исполнительной, так частично законодательной и судебной властью (президенты США, Франции, России). Это позволяет уравновешивать различные ветви власти, снимать возникшие противоречия, обеспечивать целостность власти, выступать гарантом государственности, хотя таит в себе и опасность авторитаризма, особенно при неразвитости демократических традиций.

^ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – это сумма несистематизированных взглядов, представлений, а также совокупность настроений, чувств, норм поведения какой-либо исторической общности людей. Она складывается под непосредственным влиянием условий жизни. На ее образование влияют: 1). Психологический склад данной общности (материальные и духовные потребности + возникшие на их основе интересы данной социальной общности + способности людей). 2). Эмоционально-волевые явления (чувства, настроения, желания). 3). Социально-психологические образования (традиции, обычаи).

ИДЕОЛОГИЯ – прежде всего, классовое сознание, которое отражает положение определенных общественных классов, способствует реализации их коренных интересов и задач. Важнейшими признаками идеологии являются систематизированность и преемственность. Основные функции идеологии: 1). Служить теоретическим оружием класса (большой социальной группы) в реализации его коренных интересов; 2). Регулирующая – направляет деятельность общества на реализацию этих интересов.

ЛЕГИТИМНОСТЬ – современная проблема легитимности – это проблема политического представительства и согласия. Проблема политической легитимности возникает с исчезновением непосредственных политических отношений, присущих небольшим обществам; в настоящее время она заключается в том, кто имеет законное право действовать в качестве представителей политической власти. Таким образом, легитимность связана с природой политического лидерства.

МОРАЛЬ – (относящийся к праву, характеру, складу души, привычкам), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, групповых, межклассовых и международных отношениях, а также его отношения с природой. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы морали поддерживают и санкционируют определенные общественные устои, строй жизни и формы общения в самой общей форме, в отличие от более детализированных, традиционно-обычных, ритуально-этикетных, организационно-административных и технических норм. Нравственная норма – не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а императивное требование, долженствование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей, и следовать безусловно. Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции деятельности человека.

ПРАВОСОЗНАНИЕ – совокупность взглядов, идей, выражающих отношения людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Концентрированным выражением правосознания как формы общественного сознания является правовая идеология – система правовых взглядов, основывающаяся на определенных социальных и научных позициях. Психологическую сторону правосознания составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений. Правосознание включает знание действующего права, его основных принципов и требований, но не сводится к нему; для правосознания не менее важен оценочный момент и поведенческие установки. Правосознание подчинено общим закономерностям развития общественного сознания.

ЭСТЕТИКА – ("чувствующий", "чувственный") философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. Соотношение этих разделов эстетики менялось на протяжении ее истории и понимается неодинаково – от попыток сведения эстетики к "философии прекрасного" до ее трактовки как "философии искусства"; не раз предлагалось расчленить эстетику на несколько самостоятельных научных дисциплин – на теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства, однако опыт показывал, что эстетические ценности реального мира и художественно его освоение связаны столь тесно, что разорвать их изучение практически невозможно. В первом из разделов эстетики рассматриваются такие вопросы, как природа и своеобразие эстетического в системе ценностных отношений; закономерности дифференциации эстетических ценностей, выступающих во множестве конкретных модификаций (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д.). Второй раздел эстетики как науки, посвященной специальному анализу художественной деятельности, включает изучение ее возникновения в филогенезе и онтогенезе; ее структурного и функционального разнообразия в ряду других форм человеческой деятельности, ее места в культуре.

ИСКУССТВО – одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу и т.п., объединяемых потому, что они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово "искусство" относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно в технологическом, а чаще и в эстетическом смысле.

РЕЛИГИЯ – ("благочестие", "набожность", "святыня", "предмет культа"), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному. Главный признак религии – вера в сверхъестественное, но это не значит, что религия и есть отношение, связывающее человека с богом, как ее определяют обычно теологи. "… Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных". (Энгельс Ф.)

АТЕИЗМ – ("безбожие") система философских и научных взглядов и убеждений, отрицающая существование бога, каких-либо сверхъестественных сил, существование религии вообще. Содержание понятия "атеизм" изменялось в ходе истории и было тесно связано как с характером религиозных учений, так и с развитием самого атеизма. Научный атеизм не следует отождествлять с пантеизмом (все есть бог; отождествление бога и мира), религиозным вольнодумством (свободомыслием). Его составными частями являются философская, историческая, естественно-научная критика религии, эстетическое воспитание и пропаганда.

КУЛЬТУРА – ("возделывание", "воспитание", "образование","развитие", "почитание"), специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии культура фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей (античная культура, русская культура). Культура характеризует также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура быта). В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (культура класса) или всего общества в целом.

КОЛЛЕКТИВ – ("собирательный") одна из важнейших ячеек общества; относительно компактная социальная общность, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи. Коллектив сочетает интересы индивида и общества и основан на общности целей, выступающих принципах для его членов в виде целостных ориентаций и норм деятельности. В соответствии с видом деятельности различаются коллективы трудовые, учебные, военные бытовые, спортивные, художественной самодеятельности и др. Основное место в обществе принадлежит трудовым коллективам, среди которых важнейшими являются производственные. Главными функциями коллектива являются: предметная – непосредственное осуществление той задачи, ради которой он возник и существует; социально-воспитательная – обеспечение сочетания интересов общества и индивида путем развития разнообразных способностей индивида. Размет и задача коллектива обуславливают его организационную структуру: она может быть одно-, двух- или многоступенчатой (пример: бригада, цех, завод). В качестве первичного уровня коллектива выступает малая группа, где существуют непосредственные отношения между индивидами. Коллектив обладает как официальной (формальной) структурой, так и социально-психологической (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Положение и ценность человека в коллективе определяется преимущественно его личными качествами и способностями, от которых зависит в значительной степени и характер его отношений с другими членами коллектива. Каждый человек обычно принадлежит к нескольким коллективам (трудовому, бытовому, спортивному), где развиваются его различные способности. Коллектив бывает: 1). Временный (коллектив строителей ГЭС); 2). Периодический (учебные заведения, армейские подразделения).

^ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – это неконтролируемая государством сфера жизни граждан страны. Является продуктом свободного рынка и демократии. Возможно только в условиях верховенства закона, равного и обязательного для всех. Включает в себя экономические, религиозные, правовые, нравственные отношения, а также те политические отношения, в которые государство непосредственно не вмешивается (деятельность партий, групп по интересам, движений гражданских инициатив). Развитая система неправительственных организаций – один из важнейших признаков гражданского общества. Это общество устойчивого порядка. Но он основан не на внешнем принуждении, а на внутреннем согласии большинства членов. Этого согласия члены общества добиваются путем самоорганизации: они договариваются между собой, какой должна быть власть, как ее избирать. При этом все соглашаются с тем, что не общество служит власти, а власть (государственные органы) служат обществу. Гражданское общество, по определению, состоит из граждан, обладающих всей полнотой реальных прав и исполняющих необходимые обязанности. Гражданское общество и государство (органы власти, армия, милиция, чиновничество и т.п.) никогда не сливаются в нечто единое. Государство с его органами находится под контролем общества. Гражданское общество в праве изменить политику государства, цели и задачи с помощью свободных демократических выборов. Гражданское общество во многом регулирует свое экономическое состояние. Через своих представителей в органах власти оно способствует принятию законов, регулирующих порядок распределения материальных благ – с помощью налогов, условий предпринимательства. В результате устраняются полюса явной бедности и богатства, увеличивается, становится основным средний слой. В целом можно сказать, что в гражданском обществе существует система самостоятельных независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые обеспечивают условия для самореализации личности. Наличие гражданского общества обеспечивает свободу личности и суверенитет по отношению к власти, предотвращает тоталитаризм и этатистские (государственные) тенденции в общественном развитии, т.к. упор делается на самоценность индивида, его личную значимость.


Скачать файл (105 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации