Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Генрих Бёлль. Биография, творчество, роман Глазами клоуна - файл 1.doc


Генрих Бёлль. Биография, творчество, роман Глазами клоуна
скачать (82.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc83kb.25.11.2011 21:09скачать

содержание

1.doc

СОДЕРЖАНИЕ
Биография 3

Творчество 5

Роман «Глазами клоуна» 7

Источники 8
БИОГРАФИЯ

Генрих Бёлль родился в 21 декабря 1917 году в Кёльне. Его отец, Виктор Бёлль, потомственный столяр-краснодеревщик, а предки со стороны матери - рейнские крестьяне и пивовары. Начало его жизненного пути схоже с судьбами многих немцев, чья юность пришлась на период политических невзгод и Вторую мировую войну. С 1924 по 1928 г. учится в католической школе, затем продолжил обучение в кёльнской Гимназии кайзера Вильгельма. Он оказывается в числе тех немногих гимназистов, кто отказался вступить в "Гитлерюгенд", и вынужден сносить унижения и насмешки окружающих. Работает столяром, служит в книжном магазине. Вследствие Великой депрессии 1929 дела Бёллей ничуть не лучше, чем у трех миллионов германских безработных: посещение ломбардов, визиты судебных исполнителей и опись имущества становятся делом обыденным. 30 января 1933 Гитлер избирается рейхсканцлером. В семье Беллей много и откровенно обсуждаются политические события. Мать Генриха Бёлля реагирует на избрание Гитлера словами: «Значит, будет война». В квартире Беллей проходят нелегальные встречи членов католических молодежных групп. По найденным рукописям Белля - коротким рассказам и стихотворениям - можно установить, что писать Белль начал в 1936 году. После окончания гимназии Генрих Бёлль отказывается от идеи пойти добровольцем на военную службу и поступил учеником в один из боннских букинистических магазинов. К этому же времени относятся и первые пробы пера. Однако его попытка уйти от действительности и погрузиться в мир литературы оказалась безуспешной. Через год после окончания школы его отправляют на работу в трудовом лагере Имперской службы труда для отбытия трудовой повинности на осушении болот и лесоразработках.

Летом 1939 г. Бёлль поступает в Кёльнский университет. Однако поучиться ему не удалось. В июле 1939 года его призывают на военные сборы вермахта, а осенью 1939 года началась война. Бёлль попадает в Польшу, затем во Францию, а в 1943 году его часть была отправлена в Россию. Затем последовали подряд четыре серьезных ранения. Фронт продвигался на запад, а Генрих Бёлль кочевал по госпиталям, полный отвращения к войне и фашизму. В 1942 Бёлль женится на Анне Мари Чех, которая родила ему двух сыновей (вместе с женой Бёлль переводил на немецкий язык таких американских писателей, как Бернард Маламуд и Сэлинджер). В 1944 мать Бёлля умирает от инфаркта, полученного после одного из воздушных налетов. Всю войну Бёлль, не желая получать офицерское звание, пытается уклониться от военной службы. Поначалу он пишет ходатайства об освобождении от службы для учебы, потом искусственным путем вызывает у себя болезни или подделывает документы об отпуске. За время войны он был четыре раза ранен. В апреле 1945 г. Бёлль сдаётся в плен американцам.

После плена Бёлль возвращается в опустошенный Кёльн. Он вновь поступает в университет, чтобы изучать немецкий язык и филологию. Одновременно работает подсобным рабочим в столярной мастерской брата. Бёлль вернулся и к своим писательским опытам.

Печататься Бёлль начал в 1947 году. Первые произведения — повесть «Поезд приходит вовремя» (1949), сборник рассказов «Странник, когда ты придёшь в Спа…» (1950) и роман «Где ты был, Адам?» (1951, рус. пер. 1962).Он берет в Кельнском университете отпуск на один семестр и по его окончании решает прекратить учебу. В июне 1948 Бёлль получает аванс за короткие рассказы, всего 600 рейхсмарок, которые обесцениваются в результате денежной реформы. Гонораров за публикации на жизнь не хватает, и Бёлль пытается найти работу. «Я не могу допустить, чтобы моя семья продолжала жить в таких условиях, - пишет Белль в одном из писем своему издателю, - и хотя мне иногда кажется, что у меня есть определенное предназначение, тем не менее, вся литература для меня не стоит ни часа, когда бы мои жена и дети ощущали себя несчастными». В 1950 временно работает служащим в статистическом управлении города Кельна.

В 1950 Бёлль становится членом «Группы 47». В 1952 в программной статье «Признание литературы руин», своеобразном манифесте этого литературного объединения, Бёлль призывает к созданию «нового» немецкого языка — простого и правдивого, связанного с конкретной действительностью. В 1952 Бёлль заключает договор с издательством Kiepenheuer & Witsch в Кельне. В соответствии с провозглашенными принципами ранние рассказы Бёлля отличаются стилистической простотой, они наполнены жизненной конкретностью. Сборники рассказов Бёлля «Не только к Рождеству» (1952), «Молчание доктора Мурке» (1958), «Город привычных лиц» (1959), «Когда началась война» (1961), «Когда кончилась война» (1962) нашли отклик не только и у широкой читающей публики, и критики. В 1951 писатель получает премию «Группы 47» за рассказ «Черная овца» о молодом человеке, не желающего жить по законам своей семьи (эта тема позже станет одной из ведущих в творчестве Бёлля).

В 1953 - 1959 гг. Бёлль в своей работе все больше обращается к проблемам современной Федеративной Республики Германии. Все чаще появляются эссе, в которых он высказывает свое мнение о политической ситуации в молодой Республике. От рассказов с незамысловатыми сюжетами Бёлль постепенно перешел к более объемным вещам: в 1953 опубликовал повесть «И не сказал ни единого слова», год спустя — роман «Дом без хозяина». Они написаны о недавно пережитом, в них узнавались реалии первых очень трудных послевоенных лет, затрагивались проблемы социальных и моральных последствий войны. Бёлль становится членом Немецкой Академии языка и поэтики. Писатель награждается французскими издателями за «Дом без хозяина» как за лучший иностранный роман. Славу одного из ведущих прозаиков ФРГ принес Бёллю роман «Бильярд в половине десятого» (1959). Заметным явлением в германской литературе стало следующее большое произведение — «Глазами клоуна» (1963).

В 1959 Бёлль становится одним из основателей Germania Judaica - Кельнской библиотеки по истории германского иудаизма.

В 1960 – 1963 гг. он много занимается вопросами, связанными с состоянием католической церкви в Федеративной Республике, которую упрекает в политической односторонности. В 1960 Бёлль стал одним из редакторов журнала «Лабиринт», в котором предпринимается попытка на основе христианских ценностей сформулировать альтернативную общественно-политическую систему. В это время в Кельне умирает его отец. В 1961, после возведения Берлинской стены, возникают острые дискуссии по вопросу о роли писателя как «совести нации». 23 писателей (среди которых Бёлль) обращаются к ООН с призывом сделать единый Берлин местом расположения своей штаб-квартиры.

В 1964 – 1969 гг. усиливается политическая активность писателя Генриха Бёлля. Романы и рассказы уступают место эссе и публичным выступлениям. В 1964 выходит программное произведение - рассказ «Уклонение от военной службы». Бёлль выступает во Франкфуртском университете с лекциями по поэтике, на которых он представляет свою «эстетику человечности». В 1965 Генрих Бёлль активно выступает в прессе с осуждением грубых нападок восточногерманских газет на поэта и барда Вольфа Бирмана.

В 1967 Немецкая Академия языка и поэтического творчества награждает Бёлля премией Георга Бюхнера. Бёлль тяжело заболевает гепатитом и диабетом и вынужден несколько месяцев провести в постели. В 1968 он вместе с Луи Арагоном и Жан-Поль Сартром приглашаются Чехословацким Союзом писателей посетить ЧССР. На собрании, посвященном основанию Союза немецких писателейв 1969, Бёлль выступает с речью «Конец скромности».

В 1970 на Первом конгрессе писателей, проводимом Союзом немецких писателей, Генрих Бёлль говорит об «объединении борцов-одиночек».

В 1971 г. Бёлль был избран президентом немецкого ПЕН-клуба, а затем возглавил и международный ПЕН-клуб. Этот пост он занимал до 1974 г.

В 1972 он первым из немецких писателей послевоенного поколения был удостоен Нобелевской премии. Во многом на решение Нобелевского комитета повлиял выход нового романа писателя «Групповой портрет с дамой» (1971), в котором писатель попытался создать грандиозную панораму истории Германии XX века. Однако, эти события свидетельствовали не только о признании художественного таланта Бёлля. Выдающийся писатель воспринимался и в самой Германии, и в мире как совесть немецкого народа, как человек, остро чувствовавший "свою сопричастность времени и современникам", глубоко воспринимавший чужую боль, несправедливость, все, что унижает и разрушает человеческую личность. Покоряющим гуманизмом проникнута каждая страница литературного творчества Бёлля и каждый шаг его общественной деятельности.

В 1973 в связи с усилением преследования писателей и других представителей интеллигенции во всем мире, Бёлль выступает с требованием к политикам всех стран «отказаться от ханжеской позиции невмешательства во внутренние дела других государств». Среди стран, в которых представители интеллигенции подвергаются преследованиям, он упоминает Советский Союза, Турцию, Испанию, Бразилию и Португалию.

В 1978 Международный комитет, членом которого является Бёлль, обращается к южнокорейскому президенту с просьбой «во имя человечности» выпустить находящегося под арестом в одиночной камере в течение нескольких лет писателя Ким Чи Ха. В 1979 Журналист Руперт Нойдек создает частную организацию помощи «Корабль для Вьетнама», в которую вступает Бёлль. Цель этой инициативы – зафрахтовать корабль для спасения потерпевших бедствие на море вьетнамских беженцев. В этом же году Бёлль отказывается от награждения Крестом за заслуги перед отечеством.

В 1980 вторая операция из-за внезапного заболевания сосудов, при которой пришлось ампутировать часть правой ноги. Свобода передвижения Бёлля вследствие болезни резко ограничена.

В 1981 Бёлль присоединяется к призыву писателей Европы против нейтронной бомбы и гонки вооружений.

В 1982 по решению Кельнского городского Совета в ноябре Бёлль становится почетным гражданином города; земля Северный Рейн-Вестфалия присваивает Бёллю профессорский титул.

В начале июля 1985 Бёлль снова оказывается в больнице, где его снова оперируют. 15 июля его отпускают, чтобы он подготовился к новой операции. Он умирает утром 16 июля в своем доме в маленьком городке Лангенбройх. Генриха Бёлля похоронили 19 июля при большом стечении народа, среди них коллеги и политики, в т.ч. президент Рихард фон Вайцзеккер – в Борнхайм-Мертен, недалеко от Кёльна. После смерти Бёлля многие школы в Федеративной Республике стали носить его имя. В 1987 в Кёльне был создан Фонд имени Генриха Бёлля — неправительственная организация, тесно взаимодействующая с партией «Зеленых» (его отделения существуют во многих странах, в том числе и в России). Фонд поддерживает проекты в сфере развития гражданского общества, экологии, прав человека.
Бёлль был первым и, пожалуй, самым популярным в СССР западногерманским писателем молодого послевоенного поколения, книги которого были изданы в переводе на русский. С 1952 по 1973 на русском языке было опубликовано более 80 рассказов, повестей, романов и статей писателя, причем его книги выходили намного большими тиражами, чем на родине, в ФРГ. Писатель неоднократно бывал в СССР, однако был известен и как критик советского режима. Принимал у себя А. Солженицына и Льва Копелева, изгнанных из СССР. В предшествующий период Белль нелегально вывозил рукописи Солженицына на Запад, где они были опубликованы. В результате произведения Белля были запрещены к публикации в Советском Союзе. Запрет был снят лишь в середине 1980-х гг. с началом перестройки.

В биографии Бёлля-писателя сравнительно мало внешних событий, она складывается из литературной работы, поездок, книг и выступлений. Он принадлежит к тем писателям, которые всю жизнь пишут одну книгу - летопись своего времени. Его называли "хронистом эпохи", "Бальзаком второй немецкой республики", "совестью немецкого народа".
ТВОРЧЕСТВО

Бёлль - выдающийся художник-реалист. Война в изображении писателя - это мировая катастрофа, болезнь человечества, которая унижает и разрушает личность. Для маленького рядового человека война означает несправедливость, страх, муки, нужду и смерть. Фашизм, по мысли писателя, идеология бесчеловечная и подлая, он спровоцировал трагедию мира в целом и трагедию отдельной личности.

Произведениям Бёлля свойствен тонкий психологизм, раскрывающий противоречивый внутренний мир его персонажей. Он следует традициям классиков реалистической литературы, особенно Ф.М.Достоевского, которому Бёлль посвятил сценарий телефильма "Достоевский и Петербург".

В поздних произведениях Бёлль все чаще поднимает острые нравственные проблемы, вырастающие из критического осмысления современного ему общества.

Генрих Бёлль органически не приемлет любое насилие со стороны власти, считая, что это ведет к разрушению и деформации общества. Этой проблеме посвящены многочисленные публикации, критические статьи и выступления Бёлля конца 70-х - начала 80-х годов, а также два его последних больших романа "Заботливая осада" (1985) и "Женщины на фоне речного пейзажа" (издан посмертно в 1986).

Первые произведения Белля — повести: “Поезд придет вовремя” (1949) и “Где ты был, Адам?” (1951), а также некоторые новеллы в сборнике “Странник, когда ты придешь в Спа...” (1949) посвящены военным событиям. Их герои — солдаты, которые тщетно пытаются спастись от кошмара войны, пассивно сопротивляются и погибают. В сложном переплетении сюжета Бёлль дает эстетическую оценку гуманизму и варварству, палачам и жертвам. Война представляется во всей ее бессмысленности, величие человека может утвердиться только в противодействии ей.

После 1950 года Белль обращается к социальной действительности ФРГ. Роман “И не сказал ни единого слова” (1953) - начало его попыток литературного отображения господствующих в ФРГ сил.

Главный герой, служащий одного церковного учреждения, оставляет жену и детей, потому что не может больше вынести нищенской жизни в жалкой комнатке. Споры с самим собой приводят к тому, что он не порывает связей с семьей, потому что эти связи — единственная надежда в мире, стремящемся к наживе. Бёлль подвергает критике аморальную практику господствующего класса и продажное христианство.

В романе “Дом без хозяина” (1954) параллельно показаны судьбы двух женщин: жены буржуа и жены рабочего. Обе потеряли своих мужей на войне. Лишившийся хозяина дом символизирует в представлении Бёлля распад форм жизни и политико-моральной субстанции буржуазного класса. Важное качество главных героев — способность “помнить” — является для Бёлля художественным средством показа тенденций к реставрации. Мечты сыновей этих женщин о будущем частично сбываются.

Эстетические и этические точки зрения, которые Бёлль раскрывает в 50-е годы, достигают кульминации в появившемся в 1959 году романе “Бильярд в половине десятого”. Рассказ о семейной жизни одного архитектора раскрывает историческое развитие с его разрушительными силами. Бёлль ставит перед современниками вопрос об этическом и политическом преодолении исторической несостоятельности буржуазии.

Действие романа охватывает всего лишь один день — день рождения главы семьи Фемелей. За этот короткий промежуток времени благодаря ретроспекции и меняющейся перспективе в изображении героев подводится итог прошедших пятидесяти лет исторического развития и жизни отдельных личностей. В разветвлении сюжетных линий, в символе буйвола автор раскрывает образы разрушителей и их жертв. В конце — акт отчаяния старой женщины, которая во время парада неисправимых стреляет в министра. Этот поступок символически ломает фатальный ход истории, ассоциируется с возможностью активных действий.

Этим романом Белль достиг вершины критического реализма в прозе 50-х годов. В начале 60-х годов у художника возникла неуверенность, появились тенденции разочарования. Итог, который Бёлль подводил социальному развитию в ФРГ, оказался негативным. Писатель еще раз пытался испробовать преобразующую и обновляющую силу христианской гуманной мысли (основал журнал “Лабиринт”), но вскоре понял всю тщетность своих усилий, позже он назвал это “вхождением в лабиринт”.

Эти искания нашли отражение в романе “Глазами клоуна” (1963). Это внутренний монолог главного героя, циркового артиста, вспоминающего о своем военном детстве и о послевоенной юности. Он ни в чем не находит опоры – ни в любви, ни в налаженном быте, ни в религии; во всем он видит лицемерие послевоенного общества. Действие его тоже ограничивается одним днем, но уже не содержит этически развернутой картины, как “Бильярд в половине десятого ”.

Черты разочарования характерны и для рассказа “Самовольная отлучка” (1964). Только с повестью “Чем кончилась одна командировка” (1966) Бёлль сделал шаг вперед, он ставит вопрос о возможности для простых людей сохранить свою жизненную сферу, а в случае необходимости и защитить ее. Важные идейно-эстетические условия для того были названы во “Франкфуртских чтениях” (1964).

В них Бёлль исходит из неразрывной связи эстетики и морали, выступает против любой игры в автономность искусства: писатель ищет истоки своего гуманистического искусства в повседневной жизни, в жизнедеятельности простых людей. “Провинция” и “Центр” выступают как символы нравственных и социальных противоречий. “Провинция” означает для Бёлля то повседневное, человеческое начало, которое находит свою питательную среду в работе, в помощи соседей.

«Потерянная честь Катарины Блюм, или как возникает насилие и к чему оно может привести» (1974) была написана Бёллем под впечатлениями от нападок на писателя в западногерманской печати, которая не без основания окрестила его «вдохновителем» террористов. Центральная проблема «Потерянной чести Катарины Блюм», как и проблема всех поздних произведений Белля — вторжение государства и прессы в личную жизнь простого человека. Об опасности надзора государства за своими гражданами и «насилии сенсационных заголовков» рассказывают и последние произведения Белля — «Заботливая осада» (1979) и «Образ, Бонн, боннский» (1981). В 1979 опубликован роман «Под конвоем заботы» (Fursorgliche Belagerung), написанный ещё в 1972г., когда пресса была переполнена материалами о террористической группе Баадера Мейнхоф. В романе описываются разрушительные социальные последствия, возникающие из-за необходимости усиливать меры безопасности во время массового насилия.

В 1981 выходит роман «Что станется с мальчиком, или Какое-нибудь дело по книжной части» (Was soll aus dem Jungen bloss werden, oder: Irgend was mit Buchern) – воспоминания о ранней юности в Кёльне.
^ РОМАН «ГЛАЗАМИ КЛОУНА»

Один из наиболее интересных романов Генриха Бёлля — "Глазами клоуна".

Действие в произведении длится всего два дня. Роман представляет собой монолог главного героя — Ганса Шнира. Этот человек по профессии клоун, и это одновременно помогает и мешает ему жить. Ганс — хороший психолог, ему понятны мотивы человеческих поступков.

Какой стала Германия после второй мировой войны? Восточная Германия превратилась в ГДР, а вот Западная стала вполне экономически благополучной страной. Однако проклятие нацистского прошлого тяготело над Германией.

Сюжет построен довольно необычно. Основная линия повествования вовсе не является главной. Она достаточно проста: профессиональный клоун (который был очень знаменит в свое время) попал в очень неприятную ситуацию — от него ушла жена и он повредил колено настолько сильно, что долго теперь не сможет работать. Однако работы он лишен не только потому, что повреждение требует долгого лечения, а еще и по той причине, что упал он на глазах публики.

Теперь клоуну нужны деньги. Он кладет перед собой лист с номерами телефонов всех своих знакомых и родных (родители его очень богаты, но они никогда не помогали сыну-клоуну). И, поочередно обзванивая всех, в перерывах вспоминает всю свою жизнь. С некоторыми людьми у него связаны хорошие воспоминания, с некоторыми трагичные. Эти воспоминания и составляют собственно всю книгу. Шнир видел Вторую Мировую войну, он прошел и через богатство и через бедность. Он вспоминает своих двуличных знакомых, таких как его мать, которая, будучи ярой нацисткой в сороковые (даже свою родную дочь Генриетту принесла в жертву фашистскому Молоху, послав ее на верную гибель), сейчас, «полностью раскаявшись», возглавляет бюро организации «Смягчим расовые противоречия». Она не одинока в своем приспособленчестве. Ганса возмущают нацисты, с легкостью переквалифицировавшиеся в демократов, отделавшиеся лишь легким испугом да чисто формальным раскаянием. Покойная Генриетта была единственной родной душой для Ганса. Впрочем, в семье Шниров был еще один ребенок — Лео, который учится в религиозном учебном заведении — семинарии. Но от этого вялого святоши Гансу так и не удается дождаться сочувствия.

Клоун звонит тем, кто смог бы ему помочь, хотя бы морально поддержать, однако настоящего разговора у Ганса не получилось ни с кем. Даже родной отец, видя, как несчастен Ганс, остается практически равнодушным.

Он вспоминает хороших друзей, которые помогали ему, когда ему не на что было купить еду. И он вспоминает свою жену, свою первую встречу с ней, первую ночь. В процессе повествования читатель вместе с самим клоуном начинает понимать, что главной целью звонков знакомым являются вовсе не деньги, а жена Шнира — Мария. Он пытается найти ее, но весь мир словно обернулся против этого, все их общие знакомые скрывают ее местонахождение и не желают ей ничего передавать. Клоун отлично понимает, что Мари, ушедшая к обеспеченному человеку, будет счастлива. Но любила Мари только Ганса. Сам Ганс Шнир не понимает, как можно любить одного, а выйти замуж за другого. Это, по мнению клоуна, греховно.

Постепенно появляется еще одна идея этого произведения — религиозные распри, предрассудки и, как это ни странно, вольности. Автор пытается показать, что религия и религиозные люди — это не одно и то же. Высокопоставленные чины церкви могут любую заповедь повернуть так, как сами того захотят, и всегда могут осветлить себя за счет кого-то другого.

Мария очень религиозная женщина и именно это и погубило их семью. Шнир не «расписался» с ней, поскольку для этого требовалось оформить огромное количество бумаг в церкви, к которой принадлежала Мария. Он пытался убедить всех ее знакомых (разумеется, тоже католиков), что, независимо от того, были они обвенчаны с Марией или не были, они муж и жена, и, уходя от него к другому, она нарушает заповедь. Но… тот человек, к которому ушла Мария, тоже католик, и это значит, что даже родной брат клоуна стал против Шнира.

Беда Ганса Шнира не в том, что он рос в фашистской Германии, не в том, что его оставила любимая и не помогли близкие. Беда клоуна в том, что он талантлив и поэтому очень остро ощущает несовершенство окружающей действительности. Это роднит героя Бёлля с героями Достоевского, Чехова, Толстого и других русских писателей. Проблема взаимоотношений художника и мира неразрешима. Вся его жизнь шла словно «наперекосяк», и вот теперь она перед ним на ладони, и он остался совсем один. Постепенно становится все более очевидно, что Шнир в тупике, и это настроение безысходности и вселенской обиды мастерски передано автором.

Прошедший войну Генрих Бёлль сумел ярко изобразить противоречия послевоенного европейского общества. По его мнению, конформизм и эгоизм стали одними из основных пороков современных европейцев. Уроки истории ничему не учат. Сегодня мы с тревогой наблюдаем за митингами неонацистов в объединенной Германии. К чему придет такая богатая и такая свободная якобы Европа? Может быть, стоит еще раз взглянуть на нее глазами клоуна?
ИСТОЧНИКИ

http://ru.wikipedia.org

www.genrihbell.org.ru

www.bookclub.h1.ru


Скачать файл (82.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации