Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по физической культуре - файл 1.doc


Лекции по физической культуре
скачать (262 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc262kb.26.11.2011 07:20скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Глава I ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическая культура представляет собой часть культуры об­щества и определяется как вид деятельности, направленной на познание и преобразование физической природы человека. Дости­гаемый с помощью такой деятельности результат выражается со­стоянием здоровья человека, его творческим долголетием, фи­зическими возможностями, уровнем физической подготовленности к производительному труду, к разнообразным формам общественной жизни. Кроме того, в процессе развития физической культуры создаются специфические научные и материально-технические цен­ности, выражающиеся в накоплении знаний о физических возмож­ностях человека, издании специальной научно-методической лите­ратуры, строительстве спортивных сооружений, производстве спор­тивного инвентаря и оборудования и т. д.

Зарождение и последующее развитие физической культуры обусловлено историей развития общества и общественных отноше­ний, в результате чего определились социальные функции и ос­новные направления ее использования в решении социальных задач.

^ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С помощью этнографических и археологических изысканий, многочисленных исследований в области истории культуры и воен­ного дела установлено, что элементы физической культуры появи­лись еще на самой ранней ступени развития общества, когда труд человека стал неотъемлемым условием освоения природной среды. Умелое владение орудиями труда, оружием, высокая физическая подготовленность человека становились определяющими фактора­ми в успешном ведении охоты, земледелия, боевых действий. В про­цессе освоения природы совершенствовались формы ведения хозяй­ства и орудия труда. Возникла необходимость передачи жизненно­го опыта в применении орудий труда, способов ведения охоты и боевых действий подрастающему поколению. Так постепенно сформировалось одно из ведущих направлений физической куль­туры—физическое воспитание, которое на начальном этапе носи­ло чисто прикладной характер и было связано с физической под­готовкой. Использование разнообразных способов и приемов применения орудий труда и необходимость передачи этого опыта подрастаю­щему поколению постепенно формируют средства физического вос­питания, которые со временем обретают выраженность физиче­ских упражнений. В зависимости от рода деятельности физические упражнения специализировались и направлялись на подготовку воина, охотника или земледельца. С этого периода физические уп­ражнения приобретают статус ведущих средств физического вос­питания.

Древнейшей формой организации физической культуры были игры, которые на ранней ступени первобытного общества носили натуралистический характер. В них непосредственно воспроизво­дились элементы охоты или боя. Перед тем как отправиться на охоту, первобытный человек совершал целый ряд связанных с ней ритуальных действий. Пойманных диких животных специально от­кармливали, а затем в ходе игры догоняли и убивали каменным топором, копьем и т. д. В военных играх пускали в ход камни и дубины, нанося, друг другу подчас смертельные удары. По мере развития сознания у первобытных людей игры начинают прини­мать условный характер: животных заменяют чучелами, а орудия труда и боевое оружие — символическими предметами. В играх вместо камней применялись шары из шкур животных, облегченные палки, затупленные копья и стрелы. Это был своеобразный и при­митивный инвентарь, необходимый для физической подготовки лю­дей. Постепенно игры принимают состязательный характер. Так зарождался спорт, начали выделяться упражнения в беге, прыж­ках, метании, борьбе, лазанье, плавании и т. д.

Физическая культура в условиях первобытного строя, несмотря на свой примитивный характер, имела существенное значение в формировании образа жизни человека. Благодаря тесной связи с трудом, бытом и доступности для всех членов племени или рода физическая культура занимает все более определенное место в развитии общества.

В 3—4-м тысячелетии до н. э. в результате развития новых об­щественных отношений на смену первобытному обществу прихо­дит рабовладельческое — первая классовая общественно-экономи­ческая формация. В зависимости от экономического, политическо­го и культурного развития в том или ином рабовладельческом государстве определялись цели, задачи, средства, формы и методы физической культуры. Так, в Древней Греции различали два ме­тода применения физических упражнений: гимнастику (или обще­физическое развитие) и диагностику — специальную тренировку к выступлению на состязаниях, которые устраивались по самым раз­личным поводам (праздник, погребение героев, торжество побе­дителей). Постепенно эти состязания приобрели определенность целей, периодичность, организованность, а подготовка к ним за­кладывала современные основы спортивной тренировки и способ­ствовала совершенствованию системы физического воспитания. Физическая культура рабовладельческого общества имела военную направленность. Она использовалась как одно из средств создания военной силы, способной подавлять сопротивление рабов внутри государства и вести захватнические войны. В этот период физическая культура выделилась в самостоятельную область об­щественных отношений: появляются специальные школы, устраи­ваются состязания, в том числе такие крупные, как Олимпийские игры, строятся стадионы, спортивные площадки, плавательные бассейны. Наконец, в это время возникает новое направление фи­зической культуры — лечебно-профилактическое. Занятия физиче­ской культурой способствуют формированию гармонически разви­того тела, укреплению здоровья (закаливание), учат основам лич­ной гигиены (массаж, баня), помогают в организации отдыха (прогулки на колесницах, верховая езда).

В средние века, когда проповедовалось умерщвление физиче­ской плоти, развитию физической культуры был нанесен значи­тельный ущерб. Как и при рабовладельческом строе, она имела, прежде всего, военную направленность и использовалась для воен­но-физической подготовки рыцарей, входила в систему их воспи­тания.

С середины XVII в. с наступлением буржуазных общественно-экономических отношений активизируются все сферы жизнедея­тельности общества, в том числе и физическая культура. В этот период расширяется сфера влияния физической культуры на на­родные массы, культивируются ее основные направления; форми­руются различные системы физической подготовки, совершенст­вуются средства, формы и методы физического воспитания челове­ка, открываются спортивные кружки и клубы. Развитие спорта вызвало появление спортивного инвентаря и оборудования; разра­ботку положений, регламентирующих виды соревнований и прави­ла их проведения. С расширением экономического и культурного сотрудничества между странами спорт выходит за рамки отдель­ных государств, что нашло отражение в организации междуна­родных соревнований, возобновлении в конце XIX в. регулярного проведения Олимпийских игр.

Помимо физического воспитания и спорта формируется и раз­вивается лечебно-профилактическое направление физической куль­туры. Оно используется для восстановления трудовой активности членов общества, поддержания высокого уровня физической ра­ботоспособности и производительности труда. В развитии этого направления физической культуры важную роль стали играть профсоюзные организации.

Таким образом, пройдя ряд этапов в своем развитии, в настоя­щее время физическая культура представляет собой систему от­носительно самостоятельных, но все же взаимосвязанных направ­лений деятельности человека по совершенствованию своей физи­ческой природы.

Сейчас среди основных направлений физической культуры выделяют базовую, соревновательную и лечебно-профилакти­ческую.
^ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физическое воспитание младших школьников, являясь началь­ным этапом физического совершенствования личности в условиях школы, конкретизируется: а) относительно самостоятельными за­дачами, обеспечивающими реализацию общей цели физического воспитания; б) возрастными особенностями школьников, опреде­ляющими динамику развития их организма и становление качест­венных свойств личности; в) выбором средств, методов и форм ор­ганизации занятий, учитывающих возрастные особенности и обес­печивающих положительное решение педагогических задач.

^ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Реализация цели физического воспитания осуществляется че­рез решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Оздоровительные задачи определяют направленность педаго­гических воздействий на гармоничное физическое развитие школь­ника и его подготовку к нагрузкам, связанным с характером учеб­ной деятельности. Гармоничное физическое развитие предполагает воспитание основных физических качеств и развитие способностей у школьников, повышение функциональных возможностей дыха­тельной, сердечно-сосудистой систем, укрепление центрального и совершенствование периферического звена нервной системы, ак­тивизацию обменных процессов, совершенствование и развитие адаптивных свойств организма. Подготовка к нагрузкам в процес­се учебы связана с поддержанием оптимального функционального состояния организма, высокого уровня его работоспособности в течение учебного дня, недели, месяца, года.

В младшем школьном возрасте особое значение имеет форми­рование правильной осанки путем развития опорно-двигательного аппарата, общего укрепления мышечного корсета, профилактики плоскостопия, формирования правильных изгибов позвоночника и т. д. Оздоровительные задачи предусматривают также повыше­ние устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и простудным заболеваниям. Реализация этих за­дач вызывает у детей бодрость, жизнерадостность, способствует достижению высокой работоспособности, помогает успешно овла­девать учебным материалом по различным предметам школьной программы.

Образовательные задачи нацелены на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в разнообразных условиях жизни. Здесь выделяются задачи, связанные с приобре­тением знаний о режиме дня, правилах личной гигиены и закали­вании, способах (технике) выполнения двигательных действий, а также знания и умения по организации и проведению ежедневных домашних занятий физическими упражнениями.

В младшем школьном возрасте наиболее ответственной обра­зовательной задачей является также создание так называемой школы движений, включающей формирование и совершенствова­ние жизненно важных двигательных умений и навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях различных предметов, лазанье и перелезании, передвижении на лыжах, плавании. В младшем школьном возрасте запас двигательных действий у детей весьма ограничен, что определяет возможности развития физических способностей. Именно отсутствие разнообразия двигательных действий в свою очередь мешает направленному воздействию на те или иные ор­ганы и структуры организма, не позволяет целеустремленно уп­равлять их активностью, а следовательно, добиваться положи­тельных результатов в гармоничном физическом развитии. Чтобы избежать этого негативного явления, осуществляют совершенст­вование двигательных навыков и умений, приобретенных в до­школьном возрасте, а также обучают новым двигательным дейст­виям, которые хотя и не имеют непосредственно прикладного ха­рактера, но являются необходимыми для всестороннего развития физических способностей. Эти двигательные действия представле­ны в Комплексной программе физического воспитания учащихся.

Воспитательные задачи характеризуются воспитанием физиче­ских качеств личности, связанных с проявлением физических и психических потенций школьников при решении двигательных за­дач в конкретных ситуациях. Содержание учебного процесса в на­чальной школе должно быть увязано с воспитанием дисциплини­рованности, воли, коллективных действий. Решение этих задач способствует развитию у школьников устойчивого интереса к про­явлению своих физических возможностей, использованию их в повседневной жизни, побуждает к занятиям спортом. Особенно важно, чтобы условия, в которых решаются двигательные задачи, были максимально приближены к реальной жизни. Такие условия обеспечивают имитационными играми, проявлением физических возможностей во время прогулок, походов и т. д.
^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ1

Основу школьной программы по физическому воспитанию в на­чальных классах составляют гимнастические и легкоатлетические упражнения, ходьба на лыжах, подвижные игры и плавание. Все эти упражнения имеют общие и специфические особенности, зна­ние которых необходимо для осуществления эффективного физи­ческого воспитания.

^ Гимнастические упражнения являются одними из ведущих в физическом воспитании младших школьников. Их отличительная особенность — широкий спектр воздействия на развитие координа­ционных способностей, гибкости, нацеленность на образование новых условных двигательных рефлексов. Гимнастические упраж­нения, выполняемые в различных режимах, содействуют развитию силы и быстроты.

Среди основных упражнений гимнастики в школьной про­грамме представлены строевые и танцевальные упражнения, общеразвивающие упражнения, упражнения в равновесии и акроба­тические, лазанье и перелезание, упражнения со скакалкой. Всего на овладение гимнастическими упражнениями и их использование для развития физических способностей отводится 28 учебных часов.

^ Легкоатлетические упражнения имеют большое значение в об­щей физической подготовке детей. Их педагогическая ценность определяется высокой степенью прикладной направленности, воз­можностью развивать выносливость, быстроту, скоростно-силовые качества и способности. При выполнении легкоатлетических уп­ражнений в работу включаются почти все мышечные группы, зна­чительно усиливается деятельность сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем, существенно повышается обмен веществ. Среди

1 Подробное описание упражнений, включенных в школьную программу по физическому воспитанию младших школьников, а также методика обучения двигательным действиям приводятся в главе IV настоящего учебного пособия.

основных легкоатлетических упражнений школьной программы выделяют бег разной интенсивности, прыжки в длину и высоту, метания набивного и малого мячей на дальность. По программе на легкую атлетику отводится в среднем 10 ч в год.

^ Лыжная подготовка в младших классах включает обучение детей передвижению на лыжах ступающим и скользящим шагом, подъемам и спускам с гор, поворотам на лыжах на месте и в дви­жении, а также прохождение учебных дистанций. Лыжная подго­товка, как и легкая атлетика, является ведущим средством общей физической подготовки. Однако эффективность ее использования для развития физических способностей и расширения функцио­нальных возможностей младших школьников имеет определенные ограничения. Одно из них—слабое владение детьми навыками передвижения на лыжах. В силу этого большой объем времени (16 учебных часов), отводимого в школьной программе на лыж­ную подготовку, расходуется на формирование техники передви­жения на лыжах, однако по мере овладения способами передви­жения, а также техникой подводящих упражнений, лыжную подго­товку используют как средство для развития общей выносливости, расширения функциональных возможностей детей. Вторым, не менее значимым ограничением использования лыжной подго­товки в физическом воспитании является ее сезонный характер. В межсезонье младшие школьники в значительной степени теря­ют навыки передвижения на лыжах, и в каждом новом учебном году приходится уделять много времени на повторение пройден­ного материала. Чтобы избежать пустой траты времени, на уро­ках физической культуры или в ходе выполнения домашних за­даний используют имитационные упражнения, предупреждающие процесс утраты двигательных умений и навыков в лыжной тех­нике.

^ Подвижные игры в начальных классах являются ведущим средством для воспитания физических качеств. На них по про­грамме отводится 24 ч. Содержание подвижных игр составляют двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками. С помощью подвижных игр воспитывают физические качества и развивают способности, а также готовят школьников к жизни, что достигается управлением игровыми ситуациями со стороны учи­теля, созданием определенных условий выполнения игровых дей­ствий. Эмоциональность, новизна решения двигательных задач, возможность коллективных и индивидуальных действий усилива­ют воспитывающие свойства игр, формируют качества личности. Учебной программой предлагается определенное количество по­движных игр, но основное содержание и правила их проведения разрабатывает непосредственно учитель. Условия и правила по­движных игр должны быть доступны детям.

^ Плавательная подготовка имеет важное прикладное значение и оказывает на организм ребенка разностороннее воздействие. С помощью плавания можно решать вопросы повышения функ­циональных возможностей дыхания, кровообращения, а также эффективно укреплять опорно-двигательный аппарат, формиро­вать осанку.

В школьной программе на обучение плаванию не отводится обязательных часов, что вызвано сложностью его организации в условиях школы и недостаточной квалификацией учителей. При возможности организации плавательной подготовки в школе про­грамма предусматривает выделение 26 учебных часов за счет других ее разделов (гимнастики, легкой атлетики, лыжной подго­товки или подвижных игр). По сложившейся традиции обучение детей плаванию осуществляется либо по месту их летнего отдыха (в пионерских лагерях, домах отдыха или пансионатах), либо по месту жительства (в подготовительных группах по плаванию во Дворцах и Домах пионеров, детских спортивных школах и сек­циях).
^ ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Комплексная программа физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательной школы, программы по вне­классной и внешкольной физкультурно-массовой и спортивной ра­боте, программа занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, Положение о школь­ном коллективе физической культуры и т. д.

Систему взаимосвязанных форм организации физического вос­питания составляют: уроки физической культуры; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школы (гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уро­ках, игры и физические упражнения на переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня, ежемесячные дни здоровья и спорта); внеклассная спортивно-массовая работа (занятия в кружках физической культуры, группах общей физической подготовки, группах ГТО и спортивных секциях, спортивные соревнования, туристские походы);

внешкольная физкультурно-оздоровительная и спортивно-мас­совая работа (занятия по месту жительства учащихся, в детско-юношеских спортивных школах, Дворцах и Домах пионеров, на детских туристских станциях, в спортивных обществах);самостоятельные занятия физическими упражнениями в семье (утренняя гимнастика, игры на свежем воздухе, туристские по­ходы и т. д.).

^ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Урок физической культуры является основной и обязательной формой физического воспитания в школе. На уроке учащиеся по­лучают необходимый минимум знаний, умений и навыков, пре­дусмотренных школьной программой, повышают уровень своего физического развития. Уроки физической культуры имеют специ­фические особенности, характеризующиеся многообразием двига­тельных ощущений, большой вариативностью обстановки и усло­вий двигательной деятельности, высокой эмоциональностью, кол­лективными действиями.

Уроки физической культуры строятся в соответствии с общими педагогическими принципами, а также методическими принципа­ми физического воспитания. При построении урока эти принципы конкретизируются следующими требованиями:

урок должен решать образовательные, воспитательные и оздо­ровительные задачи, формировать интерес у учащихся к занятиям физическими упражнениями, побуждать их к активной деятель­ности;

задачи урока должны быть предельно конкретны, учитывать состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовлен­ность, обеспечивать преемственность предыдущих занятий с по­следующими и в то же время иметь свою целостность и закон­ченность;

содержание урока, методика его организации и проведе­ния должны постоянно видоизменяться, сохраняя при этом на­правленность педагогических воздействий на решение основных задач;

содержание и нагрузка на уроке должны сочетаться с другими общеобразовательными уроками в расписании учебного дня.

Структура урока физической культуры включает три части: приготовительную, основную и заключительную. Каждая из них имеет свое обоснование и содействует решению задач урока. Назначение подготовительной части заключается в организации учащихся, активизации их внимания, подготовке организма к фи­зическим нагрузкам. Она начинается с сообщения о задачах уро­ка, его организации, последовательности прохождения учеб­ного материала. Кроме этого, в подготовительной части могут ре­шаться образовательно-воспитательные задачи: обучение строю, формирование осанки и т. д. Центральное же место в подготови­тельной части урока занимает функциональная подготовка орга­низма к предстоящей деятельности. Это достигается посредством выполнения комплексов общеразвивающих упражнений. При этом последовательность выполнения упражнений предполагает пооче­редное воздействие на основные мышечные группы, постепенное

увеличение нагрузки. Содержание комплексов физических упраж­нений условно делят на две части: первая связана с всесторонней активизацией органов и структур организма, усилением деятель­ности дыхания, кровообращения, обменных процессов; вторая — с усилением функциональной деятельности тех органов и струк­тур, которые будут обеспечивать двигательную активность в по­следующих физических упражнениях. Если первая часть комплек­са может быть относительно постоянной, то вторая — конкретной для каждого занятия исходя из его основных задач. Вместе с тем первая часть комплекса общеразвивающих упражнений должна обеспечивать преемственность функционального состояния орга­низма с предшествующей деятельностью. Например, если урок физической культуры проводится по расписанию последним, ~то общеразвивающие упражнения должны быть направлены в пер­вую очередь на повышение интенсивности обменных процессов, усиление дыхания и кровообращения, содействовать быстрому снятию нервного напряжения, вызванного предшествующей дея­тельностью.

Упражнения, входящие в комплекс, должны быть хорошо ос­воены учениками. Резкой границы между подготовительной и ос­новной частями урока не должно быть.

Решение наиболее сложных задач урока осуществляется в его основной части. Здесь проводится обучение новым двигательным действиям, повторение и закрепление пройденного учебного мате­риала, воспитание физических качеств и развитие способностей. Учебно-воспитательный процесс в основной части урока протекает более успешно, если соблюдаются следующие методические пра­вила:

изучение нового материала следует проводить в период наи­большей активности учащихся, на фоне их повышенной работо­способности (как правило, в начале основной части урока);

к повторению и совершенствованию изученных приемов и дей­ствий целесообразно приступать после изучения нового материала;

упражнения должны сменяться в такой последовательности, чтобы мышечные напряжения чередовались с расслаблением, ста­тические усилия — с динамическими и т. д.;

при воспитании физических качеств и развитии способностей соблюдать такую последовательность: скоростные упражнения, силовые упражнения и упражнения на развитие выносливости;

упражнения на точность и координацию движений предшест­вуют упражнениям, требующим больших или длительных мышеч­ных напряжений.

В соответствии с этими методическими правилами основную часть урока подразделяют на обучающую и развивающую части. В первой части преимущественно решаются задачи, связанные с обучением двигательным действиям, а во второй — с развитием физических способностей. В обучающей части также проводится учет знаний, умений и навыков, освоенных учениками в соответ­ствии со школьной программой.

^ Заключительная часть урока имеет целью восстановление функциональной активности организма школьников и обеспече­ние перехода их от возбужденного состояния к более спокойному и уравновешенному. Решение этой задачи является необходимым условием для дальнейшей деятельности учеников. Здесь исполь­зуют относительно спокойные, малоинтенсивные упражнения (на­пример, ходьбу, перестроения, дыхательные упражнения и упраж­нения на расслабление мышц). Затем учитель подводит итоги урока, дает домашние задания, при необходимости проводит ин­структаж к следующему уроку.

Типы уроков. В практике физического воспитания различают несколько типов уроков физической культуры: вводный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления и совершенствова­ния пройденного материала, смешанный и контрольный уроки.

^ Вводный урок проводят в начале учебного года или четверти (при необходимости). На этом уроке учитель знакомит школьни­ков с задачами предстоящих занятий, рассказывает об основном содержании учебного материала в соответствии с программой, объясняет правила поведения в спортивном зале, требования к ученикам, их спортивной одежде и т. д.

На уроке изучения нового материала основное внимание уде­ляют еще незнакомым упражнениям. Такой урок проходит при незначительной двигательной активности школьников.

На уроке закрепления и совершенствования пройденного мате­риала основное внимание уделяют многократному повторению изученных движений в различных меняющихся условиях. Двига­тельная активность школьников резко возрастает. На таком уроке обычно воспитывают физические качества и развивают способно­сти, используя для этого изученные двигательные действия.

В практике физического воспитания младших школьников ча­ще проводят смешанный (комплексный) урок, на котором совме­щают изучение нового материала с закреплением и совершенст­вованием пройденного.

^ Контрольный урок посвящают оценке успеваемости школьни­ков по физической культуре. Как правило, контрольный урок про­водят в конце четверти или после прохождения важных разделов школьной программы (например, гимнастики, лыжной подготов­ки и т. д.).

Виды уроков. В зависимости от использования средств физи­ческого воспитания уроки классифицируются по видам. Так, вы­деляют уроки легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки и т. д.

Методика проведения урока характеризуется преимуществен­но выполнением требований к размещению учащихся во время за­нятий, их перемещениям по залу, четкостью и правильностью подачи команд, показа и объяснения упражнений и т. д. Правиль­ное размещение занимающихся на занятиях, характер их дейст­вий и перемещений по залу определяются задачами урока, выбо­ром методов их решения.

При фронтальном методе организации, когда школьники вы­полняют одно и то же задание одновременно, класс может распо­лагаться на всей площади зала в несколько колонн или шеренг. Высокорослые ученики располагаются за низкорослыми, а учи­тель занимает место в центре перед строем лицом к ученикам. Если ученики располагаются по периметру зала, учитель занима­ет место в центре зала. При поточном методе ученики располага­ются в колонну по одному и один за другим выполняют задания. Учитель в это время должен находиться непосредственно в том месте, где выполняется заданное упражнение (например, около спортивного снаряда). Здесь он может в любое время оказать по­мощь ученику, выполняющему упражнение, или осуществить стра­ховку. При групповом методе организации деятельности учитель должен в каждой группе выделить старшего ученика (капитана). Сам учитель располагается около того снаряда или станции, где задания наиболее сложные для учеников и требуется его помощь. В то же время он должен видеть всех занимающихся.

Знание терминологии и умение ею пользоваться является важ­ным компонентом методики проведения уроков, облегчает обще­ние учителя с учениками, позволяет значительно экономить учеб­ное время. Название упражнений, элементов двигательных дейст­вий должны вызывать у каждого ученика четкие представления об их структуре, особенностях выполнения. Учитель не должен использовать при объяснении термины, которые ранее не встре­чались в учебном процессе. Впервые встречающиеся на занятиях термины должны быть объяснены. При обучении новым упражне­ниям необходимо в первую очередь показать их правильное вы­полнение с попутным объяснением техники движения. Образцо­вый показ очень важен для детей 6—10 лет, поскольку абстракт­ное восприятие у них развито еще слабо.

^ Своевременная и отчетливая команда или распоряжение яв­ляются надежным механизмом управления учащимися на уроке. Кроме словесных команд, применяют различные звуковые или световые сигналы. Используя тот или иной способ подачи сигна­ла, учитель должен быть уверен в правильности его воздействия, а ученик — знать, как на него реагировать. Обычно звуковым сигналом пользуются при необходимости внезапно остановить деятельность занимающихся.

^ Размещение учащихся при показе и объяснении учебного за­дания имеет большое значение для его правильного восприятия. Суть этого положения сводится к тому, что учитель должен в со­вершенстве владеть двигательными действиями школьной про­граммы, понимать их технику, механизм ее формирования. По­казывая то или иное упражнение, учитель должен разместить учащихся так, чтобы каждый школьник видел и слышал его. Как правило, учеников располагают с двух сторон возле того места или спортивного снаряда, на котором будет производиться показ нового упражнения. После неоднократного показа и объяснения упражнения учитель может дать детям опробовать упражнение в

целом или приступает к его изучению по частям. При каждом повторном выполнении нового упражнения учитель оказывает обучаемым помощь и осуществляет страховку, делает необходи­мые замечания.

Плотность урока. Для характеристики того или иного урока, его педагогической оценки пользуются показателями общей и мо­торной плотности урока. Под общей плотностью понимают отно­шение времени, которое затрачивает учитель на решение педа­гогических задач, к общему времени урока. Чем рациональнее ис­пользуется время урока, тем выше его общая плотность. Вместе с тем для практики физического воспитания не менее важным является время, которое ученики тратят непосредственно на вы­полнение двигательных действий, т. е. находятся в движении. Дан­ное время выражает моторную плотность урока и рассчитывается как отношение времени двигательной активности к общему вре­мени урока. Плотность урока (общая и моторная) выражается в процентах (табл. 3). Допустим, объяснения учителя, демонстра­ция учебного материала заняли 15 мин, а двигательная актив­ность учащихся, включавшая в себя выполнение общеразвиваю-щих упражнений, передвижения в строю к месту занятий, опро­бование нового упражнения и беговые нагрузки, связанные с

Примерная характеристика комплексного урока физической культуры в I—IV классах
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Успех реализации задач учебно-воспитательного процесса воз­можен при условии постоянного соблюдения основных методиче­ских принципов, которые, объединяя в себе теоретические положе­ния, определяют практическую деятельность учителя по физи­ческому воспитанию учащихся.

Принцип сознательности и активности. Неосознанное выполне­ние упражнений — одна из основных причин, не позволяющих многим учащимся успешно овладевать школьной программой, до­биваться хороших результатов в двигательной подготовленности и физическом развитии. Отсутствие сознательности затрудняет выработку привычки к регулярным занятиям физическими упраж­нениями. Как следствие этого, у школьников не формируется по­требность в укреплении здоровья, снижается двигательная актив­ность, ослабевают процессы развития адаптивных свойств орга­низма. Обеспечение сознательности и активности школьников в учебно-воспитательном процессе достигается путем выполнения ряда педагогических требований: а) объединение двигательной и умственной деятельности ученика в процессе занятий физически­ми упражнениями; б) нацеливание ученика на достижение поло­жительного результата; в) достижение самостоятельности в вы­полнении двигательных заданий; г) обеспечение новизны в со­держании занятий.

^ Объединение двигательной и умственной деятельности проис­ходит с помощью разъяснения ученикам цели проводимых заня­тий, раскрытия содержания основных направлений их физического совершенствования, понимания влияния физических упражнений на состояние здоровья, осознания выбора методов и средств фи­зического развития. Реализация этого требования осуществляется посредством формирования у учеников умений анализировать правильность выполнения двигательных действий, контролировать свое функциональное состояние, использовать двигательные дей­ствия в практике, передавать свои знания сверстникам.

^ Нацеливание ученика на достижение положительного резуль­тата достигается постоянным поддержанием интереса к занятиям, объективной оценкой учеником своих возможностей, развитием этих возможностей в процессе выполнения индивидуальных до­машних заданий. Данное требование предполагает использование разнообразных подготовительных и подводящих упражнений, об­легчающих процесс обучения, выбор доступных упражнений, а также понимание учащимися причин, обусловливающих отрица­тельный результат, и факторов, содействующих получению поло­жительного результата.

^ Достижение самостоятельности в выполнении двигательных за­даний является одним из требований развития творческой актив­ности школьников, их интереса и потребностей к регулярным за­нятиям физическими упражнениями. При этом двигательную активность нельзя подменять развязностью, беготней, криками недисциплинированностью. Самостоятельность учеников может проявляться в оказании помощи учителю в организации и прове­дении занятий, помощи своим товарищам при овладении движе­ниями, в выполнении домашних заданий и т. д.

^ Обеспечение новизны в содержании занятий поддерживает по­стоянство интереса к ним у школьников, обеспечивает поступа­тельное развитие физических способностей. Вместе с тем, вводя новые упражнения или новые задания в урок, учитель должен обеспечить их преемственность с содержанием предшествующих занятий, учитывать функциональное состояние школьников, уро­вень их работоспособности, эмоциональный настрой на выполне­ние заданий.

Принцип наглядности реализуется посредством формирования представлений о разучиваемом двигательном действии. Возникно­вение образа разучиваемого действия происходит за счет сигна­лов, поступающих от органов чувств, и в первую очередь зрения. Вместе с тем для создания полного образа двигательного действия недостаточно только зрительных ощущений. Требуются еще ощу­щения, поступающие от других органов чувств — слуха, вестибу­лярного аппарата и т. д. Реализация принципа наглядности требует учета ведущего для каждого школьника анализатора. У од­них восприятие происходит в основном с помощью зрения, у дру­гих— слуха и т. д. В связи с этим для одних более оптимальным будет предметно-чувственное преподнесение материала, а для дру­гих — словесно-логическое.

Различают непосредственную, опосредованную и умозритель­ную наглядность.

^ Непосредственная наглядность достигается образцовым пока­зом упражнения, сопровождающимся подробным объяснением техники его выполнения. Объяснив упражнение, необходимо скон­центрировать внимание учеников на отдельных движениях (эле­ментах). Кроме показа и объяснения упражнения, в практике ра­боты со школьниками применяют и другие виды непосредствен­ной наглядности, например выполнение двигательного действия перед зеркалом, что обеспечивает эффективный самоконтроль.

^ Опосредованная наглядность, дополняя непосредственную, по­зволяет направленно воздействовать на различные анализаторы для «прочувствования» отдельных движений и элементов двига­тельного действия. Например, для регулирования длины шага при разбеге в прыжках в длину используют бег по разметкам; для обучения вынесению маховой ноги при прыжках в высоту приме­няют подвешенные на разной высоте ориентиры, которые нужно достать носком маховой ноги, и т. д. Опосредованную наглядность эффективно подкрепляет умозрительная, когда образным объяс­нением воздействуют не только на сознание школьников, но и на их воображение. Например, при обучении подъему в гору на лыжах способом «елочка» ученикам советуют: «Делайте такие дви­жения, как будто вы пятками забиваете гвозди».

Принцип систематичности и последовательности является не­пременным условием создания высокого эффекта обучения дви­гательным действиям. Во время обучения необходимо добиваться как бы слияния двух процессов — повторения старого материала и разучивания нового. Данное слияние (систематичность) обеспе­чивается тем, что вновь разученное двигательное действие бази­руется на временных связях, закрепленных разучиванием пред­шествующего двигательного действия (например, обучение прыж­ку вверх толчком двумя ногами, потом — обучение броску мяча по кольцу в прыжке или обучение перекатам на спине в группи­ровке, а затем — обучение кувырку и т. д.).

Качество усвоения учебного материала, время его прохожде­ния зависят от последовательности (преемственности) обучения. Реализация последовательности достигается через обязательное выполнение дидактических правил: от освоенного к неосвоенно­му, от легкого к трудному, от простого к сложному, от извест­ного к неизвестному.

В практике физического воспитания систематичность и после­довательность выражаются при планировании учебного материала на отдельное занятие, цикл занятий, четверть или учебный год. На каждую тему следует отводить столько часов, сколько требу­ется, чтобы двигательное действие было освоено всеми учениками. Только после этого можно переходить к последующему.

Принцип развивающего эффекта педагогических воздействий основывается на этапности и фазности развития физических спо­собностей, требует повторяемости и постепенности при обучении. Под повторяемостью понимают многократное выполнение нагруз­ки как на одном занятии, так и в системе занятий, объединенных в недельные, месячные, годовые циклы. Начальное выполнение нагрузки в каком-либо занятии вызывает функциональную актив­ность соответствующих органов и структур, создает условия для прогрессивных перестроек в организме. Повторная нагрузка уси­ливает функциональные сдвиги в организме. Изменения, происхо­дящие в организме к концу учебного занятия или цикла занятий, способствуют углублению и закреплению достигнутых ранее адап­тивных (приспособительных) перестроек.

Повторяемость воздействий предполагает чередование работы и отдыха, а следовательно, предъявление нагрузок в разные фазы работоспособности. Таким образом, одна и та же по объему и интенсивности нагрузка, но применяемая в разных фазах может вызывать различную функциональную активность организма. На­грузки могут совпадать с фазой повышенной работоспособности или с фазой временного ее снижения. И в том и в другом случае происходит суммация следов предшествующих воздействий, одна­ко в первом варианте достигается поступательное, а во втором — отставленное повышение работоспособности (тренирующий эф­фект воздействий), когда повышение работоспособности происхо­дит не сразу (от нагрузки — к нагрузке или от занятия — к заня­тию), а через определенный цикл нагрузок или занятий. Оба эти подхода в применении нагрузок широко используют в практике, где выбор каждого из них определяется особенностью направлен­ного развития той или иной физической способности. Например, физические способности, характеризующие качество выносливости, эффективно развиваются в том случае, если педагогические воз­действия приводят организм к существенному утомлению, что до­стигается включением нагрузок в фазу временного снижения работоспособности. Физические способности, характеризующие ка­чество быстроты, эффективно развиваются только в фазе повы­шенной работоспособности.

Согласно закономерностям поэтапного развития физических способностей нарастание величины физических нагрузок должно происходить поступательно и прогрессивно. Динамика повышения нагрузки должна соответствовать динамике анатомо-морфологических и психофизиологических изменений, что предполагает уси­ление воздействий по мере приспособления органов и структур к предъявляемым нагрузкам. Повышение нагрузки можно прово­дить за счет увеличения объема работы или интенсивности ее выполнения (количества работы в единицу времени) либо одно­временно изменяя первый и второй компоненты. Существуют три формы прогрессивного повышения нагрузки: прямолинейно-вос­ходящая, ступенчатая и волнообразная (рис. 4). Использование той или иной формы повышения нагрузки зависит от решаемых задач, возраста, подготовленности, длительности планируемого цикла занятий (неделя, месяц, год). Прямолинейно-восходящая форма используется при относительно невысоком уровне подготовленности занимающихся, когда требуется постепенное втягивание организма в работу. Ступенчатая динамика, напротив, отвечает задаче резкого стимулирования развития способностей на базе проделанной работы. Волнообразная форма повышения нагрузок позволяет решать задачи специальной подготовки в соревнова­тельной деятельности или при обучении двигательному действию (например, начальные этапы обучения целесообразно проводить на затухании волны нагрузок, когда наблюдается постоянный рост работоспособности).

Принцип сопряженного воздействия основывается на законо­мерности переноса в развитии физических способностей и отра­жает необходимость осуществления педагогического процесса в двух взаимосвязанных направлениях: в накоплении потенциала качества и формировании способностей для его эффективной реа­лизации. Накопление потенциала характеризуется направленным развитием соответствующих физических способностей (повышени­ем функциональных возможностей отдельных органов и структур), а его реализация — максимальным проявлением этих способностей в конкретном двигательном действии. Накопление потенциала качества осуществляется с помощью подготовительных упражне­ний, развивающих необходимые способности (например, при обучении лазанью по канату вначале применяют упражнения для развития скоростно-силовых способностей мышц плечевого пояса, затем развивают силовую выносливость и только после этого обучают лазанью). Эффективность реализации потенциала ка­чества достигается только повторным выполнением двигательно­го действия, выполняемого н"а максимальный результат с кор­рекцией техники. Коррекция техники обеспечивает воздействие на функциональную активность соответствующих органов и структур организма, координирует 'их взаимодействие при выполнении кон­кретного двигательного действия. Таким образом, накопление по­тенциала качества должно опережать его реализацию в данном двигательном действии.

Принцип вариативности решения двигательных задач устанав­ливает необходимость выполнения двух основных методических требований: а) содержание двигательных задач нужно постоянно видоизменять и обеспечивать проявление различных сочетаний физических способностей, выражающих то или иное физическое качество; б) условия решения двигательных задач должны сти­мулировать школьников на достижение положительного результа­та. При постановке двигательных задач необходимо учитывать возрастно-половые особенности школьников и уровень их физиче­ской подготовленности. В этом случае решение двигательных за­дач не будет лимитировано содержанием и количеством освоен­ных двигательных действий. Решение этих задач достигается вы­полнением двигательных заданий, как правило, двумя методами.

^ Метод регламентированных заданий предусматривает взаимо­связь содержания двигательного действия и уровня проявления физических способностей (например, при игре в «пятнашки» салить соперника только по правой руке). Метод свободного выбо­ра предусматривает самостоятельное решение двигательной зада­чи учеником по ходу ее выполнения (например, во время игры в баскетбол возникает ситуация, которая требует от учащегося принять решение: либо произвести бросок мяча в корзину, либо передать его партнеру, либо продолжить передвижение с ним).

Вариативность воспитания физических качеств осуществляет­ся экстенсивным или интенсивным методами. При первом услож­нение двигательной задачи происходит постепенно, преимущест­венно за счет изменения условий, а ведущие способности, выражающие соответствующее качество, остаются относительно по­стоянными (например, для воспитания качества быстроты исполь-,зуют бег на 20 м либо по дорожке, либо по пересеченной местно­сти, либо по разметке, изменяющей длину шагов). Интенсивный метод предусматривает использование двигательных задач, раз­личных по содержанию, но выражающих одно физическое качест­во (например, проявление качества быстроты при преодолении препятствий, переноске тяжестей или в подвижных играх).

Принцип соответствия педагогических воздействий требует соблюдения их направленности на опережающие в своем разви­тии органы и структуры организма. Вместе с тем выбирая состав средств и методов для воспитания физических качеств и разви­тия физических способностей, нужно обеспечить воздействие не только на интенсивно развивающиеся органы и структуры, но и на те, которые в своем развитии временно отстают. Несоблюдение этого требования может отрицательно сказаться на темпах физи­ческого развития в последующие годы.

Принцип индивидуализации в обучении характеризуется необ­ходимостью учета особенностей каждого учащегося, в том числе возрастно-половых различий, разного уровня подготовленности, индивидуально-типологических свойств личности. На начальном этапе усвоения нового учебного материала целесообразно исполь­зовать обычные средства и методы группового обучения. Однако это правомерно только до тех пор, пока наблюдается прогресс в решении педагогических задач. Когда же эффект снижается, сле­дует переходить к персональным заданиям. Это означает, что один и тот же программный материал разные ученики должны осваи­вать разными методами, с различным распределением нагрузок, отдыха и т. д. При разработке таких индивидуальных программ учебно-воспитательного процесса учитель должен опираться преж­де всего на особенности характера каждого ученика, его темпе­рамент, свойства нервной системы и способность переносить на­грузки.

^ МЕТОДЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Методы учебно-воспитательного процесса в физическом воспи­тании подразделяют на два основных класса: методы усвоения учебного материала, непосредственно связанные с методикой пре­подавания, и методы организации учебной деятельности. К методам усвоения учебного материала относят словесные, наглядные и практические. Словесные методы включают рассказ, описание, объяснение, беседу, разбор, задание, указание, команду, оценку и подсчет. Наглядные методы предусматривают образцовый по­каз, демонстрацию наглядных пособий, световые сигналы. Среди практических методов различают метод расчлененного обуче­ния, метод избирательного обучения, метод целостного обучения, методы строго регламентированного упражнения, а также игровой и соревновательный методы.

В курсе общей педагогики словесные и наглядные методы рас­сматриваются очень подробно. О специфике использования их в практике физического воспитания рассказано в последующих раз­делах настоящего пособия. Здесь же целесообразно более под­робно рассмотреть практические методы, которые имеют свои особенности как по содержанию, так и по направленности исполь­зования. Практические методы являются ведущими в учебно-вос­питательном процессе по физическому воспитанию. Вместе с тем словесные и наглядные методы создают предпосылки эффектив­ного применения практических методов. Целесообразность при­менения того или иного практического метода определяется воз­можностью осваивать двигательное действие в целом или по частям.

^ Метод расчлененного обучения характеризуется тем, что разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик. После обучения элементам двигательное действие выполняется в целом, где обеспечивается создание взаимосогласованности между эле­ментами.

^ Метод избирательного обучения связан с воздействием на от­дельные стороны структуры двигательного действия при целост­ном его выполнении. Например, при обучении прыжку в высоту способом «перешагивание» акцентируют внимание учеников на технике толчка с одновременным вынесением маховой ноги.

^ Метод целостного обучения предусматривает изучение двига­тельного действия в том виде, в каком оно предстоит как конеч­ная задача обучения. Многие упражнения, включенные в школь­ную программу, настолько просты, что расчленять их нет необ­ходимости.

^ Методы строго регламентированного упражнения включают стандартно-повторное и переменное выполнение упражнения, ко­торые в свою очередь могут применяться в режимах непрерывной или интервальной нагрузок. Эти методы характеризуются много­кратным выполнением двигательного действия при строгой регла­ментации величины нагрузки и интервалов для отдыха.

^ Метод стандартно-повторного выполнения упражнения заклю­чается в том, что величина нагрузки и продолжительность отдыха постоянны. При режиме непрерывной нагрузки, связанном с дли­тельной равномерной работой, регламентируется мощность рабо­ты (бег со скоростью 2,8 м/с до снижения скорости). Данный метод рассчитан в первую очередь на развитие выносливости в зо­нах большой и умеренной интенсивности. В режиме интервальной нагрузки воспроизведение действий осуществляется через относи­тельно постоянные интервалы для отдыха (например, пробегание 60-метровой дистанции с субмаксимальной скоростью и интерва­лом между повторениями в 5 мин). Использование этого метода позволяет эффективно развивать выносливость в максимальной и субмаксимальной зонах физических нагрузок.

^ Метод переменного выполнения упражнения позволяет направ­ленно изменять воздействующие факторы по ходу выполнения двигательных действий. Суть этого метода состоит в том, чтобы посредством введения в процесс обучения новых, повышенных тре­бований к организму стимулировать увеличение его функциональ­ных возможностей. Так, в режиме непрерывного выполнения уп­ражнений нагрузка меняется (например, в беге на 3 км после каждых 500 м скорость повышается или снижается). В режиме переменного интервального выполнения происходит системное че­редование величин нагрузки и отдыха, причем как нагрузка, так и отдых могут изменяться в разных соотношениях, что обеспечи­вает возможность направленного воздействия на различные функ­циональные свойства организма.

^ Игровой метод является ведущим в физическом воспитании. Его специфическая особенность состоит в возможности условного моделирования двигательных действий в реальной жизни. Игро­вой метод позволяет школьнику проявить свои физические потен­ции в разнообразных смоделированных видах двигательной дея­тельности и, что самое главное, проявить свои творческие способ­ности, самостоятельность и взаимоотношения с коллективом.

Игровой метод характеризуется:

сюжетной организацией деятельности учащихся, в которой предусматривается достижение определенной цели в условиях по­стоянно меняющихся ситуаций. В основу игрового сюжета долж­ны входить реальности окружающей действительности, образное отражение тех или иных прикладных действий и жизненных от­ношений (например, имитация охоты или трудовых действий и т.д.);

многоплановым содержанием деятельности, разнообразием спо­собов достижения цели, когда учащимся предъявляют высокие требования к проявлению различных физических и психических качеств;

наличием коллективных (групповых) действий, объединенных в единое желание выиграть, продемонстрировать единство взаимо­действия, взаимовыручки, подчинение личных интересов коллек­тивным и, наоборот, умение возглавить коллектив, привести его к победе;

отсутствием строгой регламентации в выполнении двигатель­ных действий и нагрузки, когда последняя полностью зависит от активности ученика, от той функции, которую он выполняет в игре.

^ Соревновательный метод обладает многими признаками спор­тивных состязаний, но имеет более широкую сферу приложения. Его определяющей чертой является сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое до­стижение. Он также характеризуется унификацией целей состя­зания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижений. Соревновательный метод, имея очень много общего с игровым, обычно исключает сюжетное содержание действий, ограничивает перечень возможного проявления физических способностей, вызы­вает максимальные психические и физические напряжения.

Методы организации учебной деятельности определяют усло­вия и характер изучения учебного материала, развития основных физических способностей и воспитания физических качеств. Их использование подчинено задачам и содержанию урока, уровню подготовленности учащихся, а также наличию спортивного инвен­таря и оборудования на местах занятий. Учебная деятельность организуется с помощью фронтального метода, метода круговой тренировки или индивидуального метода.

^ Фронтальный метод организации учебной деятельности вклю­чает несколько разновидностей, имеющих общий признак — вы­полнение одного и того же задания всеми учениками под руковод­ством преподавателя. Среди этих разновидностей выделяют одно­временное и поточное (поочередное) выполнение заданий.

^ Метод круговой тренировки (рис. 5) характеризуется серий­ным (слитным или с интервалами для отдыха) выполнением уп­ражнений, объединенных в комплекс в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Его специфической особенностью яв­ляется то, что ученики выполняют разные двигательные задания посменно. Организация этого метода сводится к следующему:

в спортивном зале или на площадке оборудуют так называе­мые станции, т. е. места для выполнения соответствующих дви­гательных действий;

на каждой станции учащимся дают определенное задание: уп­ражнение, дозировку и методические указания по его выполнению;

выполнение заданий осуществляют точно и попеременно. В первом случае ученик, выполнив задание на одной станции, пе­реходит на другую, а во втором — класс разделяют на группы в соответствии с количеством станций. После того как каждый уче­ник на каждой станции выполнит задания, проводят смену мест занятий.

Круговой метод требует хорошей организованности и дисцип­линированности учеников, проявления ими самостоятельности, по­нимания двигательных заданий. Двигательные задания подби­рают с таким расчетом, чтобы включаемые в них упражнения оказы­вали преимущественное воздействие на развитие определенных фи­зических способностей.

^ Индивидуальный метод организации характеризуется опреде­лением двигательных заданий для каждого ученика отдельно. При этом индивидуализация заданий может присутствовать и при фронтальном, и при круговом методах. Например, в процессе пробегание дистанции на выносливость учитель дает отдельным уче­никам соответствующие распоряжения, регулируя скорость пере­движения и объем выполняемой нагрузки. Кроме этого, индивидуальный метод используют при определении домашних заданий.
^ План-конспект урока

для учащихся II класса. Дата проведения урока

Таблица 8

Задачи урока: 1. Обучить движению рукой при метании малого мяча способом «из-за спины через плечо».

2. Обучить вращению скакалки.

3. Содействовать развитию скоростно-силовых способностей.

4. Содействовать развитию выносливости. Место занятий: школьный стадион.

Необходимый инвентарь: малые мячи, скакалки, секундомер.

  1   2   3



Скачать файл (262 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации