Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Информационные ресурсы библиотек вузов естественнонаучного, технического, сельскохозяйственного, медицинского профиля - файл 1.doc


Реферат - Информационные ресурсы библиотек вузов естественнонаучного, технического, сельскохозяйственного, медицинского профиля
скачать (104.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc105kb.25.11.2011 21:30скачать

содержание

1.doc

Пермский государственный институт искусства и культуры

Кировский филиал
Реферат
«Информационные ресурсы библиотек вузов естественнонаучного, технического, сельскохозяйственного, медицинского профиля»


Выполнила студентка

группы БМ – 3

Агеева Лариса Витальевна

Преподаватель: Чуприн

Константин Петрович
Киров

2010


Содержание

Введение

Современный этап развития библиотек вузов

Создание библиотечных консорциумов

Информационные ресурсы научных библиотек технических, медицинских и сельскохозяйственных вузов РФ

Заключение

Список использованных источников

Введение
Основой системы информационных ресурсов в области образования традиционно являлись библиотеки более 500 российских вузов с общим фондом свыше 300 млн. единиц хранения [9]. Значение библиотек в эпоху внедрения современных компьютерных технологий не только не падает, но даже возрастает. Это обусловлено, прежде всего, их доминирующей функцией основных держателей документных и электронных массивов, что позволяет библиотекам оставаться незаменимым источником представления документов и информации для различных категорий пользователей. Весьма внушительную группу составляют библиотеки высших и средних учебных заведений [14, с. 41].

Одной из важных задач библиотек вузов является обеспечение доступа студентов и преподавателей к информации в процессе обучения, содействие повышению профессиональной квалификации пользователей, независимо от их места проживания, общественного положения и сферы деятельности. Сегодня деятельность вузовских библиотек, осуществляющих доступ к широкому спектру информационных источников, независимо от формы предоставления, неразрывно связана с современными образовательными технологиями. Библиотека вуза выступает важным компонентом информационной образовательной среды.

В настоящем обзоре мы постараемся обозначить, какими информационными ресурсами обладают библиотеки российских вузов технического, агропромышленного и медицинского профиля, каковы перспективы развития и предоставления информационных ресурсов пользователям.
^ 1. Современный этап развития библиотек вузов
«Без большой библиотеки нет большого университета» – эти слова очень точно выражают прямую зависимость качества образования от состояния информационно-документального обеспечения всех сторон деятельности высшего учебного заведения. От способности библиотек выбрать правильные приоритеты в работе, стратегически верно определиться в способах решения комплекса проблем во многим зависит не только будущее самих библиотек, но и судьба российской высшей школы.

Традиционно библиотеки этого типа формировались в первую очередь как локальные книжные коллекции, тесно связанные с решением конкретных учебно-вспомогательных задач. Обеспечение литературой учебного процесса было приоритетным принципом в комплектовании их фондов. Приобретение научной литературы не имело целей создания полноценных академических коллекций, с исчерпывающей полнотой представляющих массив названий и разновидностей научных публикаций по всему спектру отраслей, профильных для данного вуза [8, с. 67].

Отдел комплектования вузовской библиотеки должен обеспечивать своевременное поступление обязательного экземпляра и пополнение фондов необходимыми для научно-исследовательских работ и учебного процесса монографиями, учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями в соответствии с рабочими программами курсов, текущими и перспективными учебными планами подготовки специалистов. Эта проблема особенно остро стоит для вновь открываемых специальностей. Изменчивость и высокая динамичность спроса на рынке труда требует для обеспечения учебного процесса не только поиска литературы по тематическим планам издательств, но и прогнозирования потребности спроса на учебники и планирования их издания.

Наряду с расширившимися тематическими границами информационно- документального поиска среди привычных печатных изданий пользователи обращаются в библиотеку вуза, надеясь найти здесь и нетрадиционные информационные источники: аудио- и видео- носители, оптические компакт-диски, а также и доступ к Интернет-ресурсам. Значительно более высокие требования предъявляются к качеству информационного сервиса: пользователи хотят обращаться к машиночитаемым библиографическим и полнотекстовым базам данных, электронным каталогам библиотек, иметь доступ к информационным ресурсам мировых телекоммуникационных сетей. В связи с открывшимися возможностями свободного знакомства с результатами научных исследований зарубежных авторов, пользователи стремятся расширить языковые границы информационного поиска, и получить в библиотеке свежую иностранную периодику, современную научную и справочную литературу [8, с. 67].

Современный этап развития вузовских библиотек характеризуется изменением основных приоритетов их деятельности. К традиционным вековым задачам сохранности и приумножения книжных собраний добавляются функции информационных центров, обладающих мощными базами данных и обеспечивающих использование мировых информационных сетей и баз данных. Изменяются внутрибиблиотечные технологии и формы обслуживания посетителей библиотеки [12, с. 21].

Сегодня многие библиотеки высших учебных заведений РФ внедряют информационные компьютерные технологии, предоставляя пользователям нужную и качественную информацию в режиме удаленного доступа.

Характер задач и требований, предъявляемых в настоящее время к информационно-библиотечной деятельности, переход на современные технологии обусловливают необходимость совершенствования информационно-библиографического обслуживания в вузовской библиотеке, от эффективной организации которого зависит успешное выполнение главной задачи библиотеки – обеспечения учебного процесса и научных исследований в вузе.

Реагируя на изменения в обществе, на потребности пользователей, вузовские библиотеки вводят новые услуги, создают новые информационные продукты, организуют новые подразделения [6].

В настоящее время в библиотеках вузов создаются локальные базы данных с аналитической росписью профильных периодических изданий, создаются электронные каталоги, проводятся работы по ретроспективной каталогизации и предоставление доступа с любых рабочих станций на кафедрах к электронному каталогу своей и других библиотек [10, с. 48– 49].

В результате каждая вузовская библиотека как крупный информационный центр конкретного учебного заведения является посредником между информацией и пользователем, кафедрой и информацией, изготовителем информации и потребителем через предоставление в пользование абонентам всех имеющихся информационных ресурсов, зафиксированных в соответствии с определенными стандартами.
^ Создание библиотечных консорциумов
На современном этапе большое значение придается развитию кооперации и координации работы с другими вузовскими библиотеками.

Организация библиотечных консорциумов – насущная необходимость современного этапа развития российских библиотек. Библиотечные консорциумы способствуют совершенствованию библиотечных стандартов, внедрению в библиотеки современных информационных технологий, повышению качества труда. Несмотря на то, что создание консорциумов требует достаточно больших затрат, к концу первого десятилетия XXI века в России существует несколько крупных библиотечных ассоциаций. Среди них отметим: Федеральную университетскую сеть RUNNet, Ассоциацию Региональных Библиотечных Консорциумов (АРБИКОН), которая была создана в мае 2002 года для координации деятельности библиотек по повышению качества сервисов за счет модернизации управления библиотечными ресурсами при объединении в библиотечные консорциумы. В нее входят, в том числе, и научные библиотеки вузов РФ. Корпоративная библиотечная система вузов Санкт-Петербурга включает библиотеки пяти вузов: Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургского государственного технического университета, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и права, Российского государственного педагогического университета. В региональных библиотечных консорциумах г. Новосибирска, Томска, Казани, Нижнего Новгорода, Республики Карелия, Ярославского, Омского, Тверского, Челябинского регионов принимают участие и библиотеки региональных вузов. В Российский информационно-библиотечный консорциум (РИБК) входит 5 крупнейших библиотек России: ВГБИЛ им. Рудомино, НБ МГУ им. Ломоносова, Парламентская библиотека, РГБ и РНБ.

Развитие структуры информационных ресурсов идет в двух основных направлениях: создание системы региональных центров информации (21), региональных центров новых информационных технологий (НИТ), краевых, республиканских, областных, городских центров НИТ (57) и 13 специализированных центров НИТ во главе с Центром информатизации Минобразования России и создание Федеральной университетской сети RUNNet. Быстро активизируется разработка методов дистанционного образования [9].

Цели консорциумов можно определить как повышение качества предоставляемых библиотечных сервисов, внедрение новых информационных услуг, в том числе объединение усилий при ведении сводных каталогов и организации ретроввода, внедрение использования нормативных данных, организация базы данных электронных версий вузовских публикаций (полнотекстовая база данных), создание службы заказа и электронной доставки документа внутри консорциума, поддержка новых информационных стандартов; создание развиваемой, открытой информационной архитектуры, позволяющей внедрять новые информационные стандарты и сервисы, интегрировать информационные ресурсы консорциума в мировое информационное пространство, расширять состав консорциума, сохранять инвестиции, предоставлять услуги на платной основе [2].

Таким образом, члены консорциумов получают следующие возможности: одновременный поиск по множеству «своих» и внешних каталогов, копирование записей из внешних в «свои» каталоги, использование в процессе создания записей любых доступных авторитетных баз данных, совместное ведение и использование сводного каталога.
^ 3. Информационные ресурсы научных библиотек технических, медицинских и сельскохозяйственных вузов РФ
Компьютерные технологии и Интернет открыли новую страницу в развитии библиотек технических, медицинских, сельскохозяйственных вузов.

Библиотека Белгородской государственной технологической академии строительных материалов (НТБ БелГТАСМ) приобрела сетевую программу «Либер-Медиа», на базе которой создан компьютерный зал с прямым выходом в Интернет, автоматизированные рабочие места, создана единая компьютерная сеть. Библиотека БелГТАСМ создала базы данных «Высшее образование»; «Книгообеспеченность учебного процесса»; «Диссертации, защищенные в академии» и др. Сформированы электронные комплекты учебно-методической и справочной информации по изучаемым дисциплинам, приобретена справочная и учебная литература на электронных носителях. Проходят в библиотеке и занятия по информационной культуре пользователей. Библиографы разработали комплексную программу обучения студентов, которая включает библиографический и компьютерный аспекты. Дает представление о новых информационных технологиях. В академической газете Белгородской академии «Строительные вести» публикуются небольшие тематические обзоры литературы, библиографическая информация о книжных новинках, пресс – релизы. Выпускает библиотека буклеты и памятки.

В рамках фонда «Евразия» разработаны программы «Интернет-класс библиотеки»: «Студенчество в меняющемся мире». Одно из приоритетных направлений развития высшей школы – дистанционное обучение. По этому направлению библиотека сегодня и работает [13].

Характеристики информационной службы не ограничиваются информационной составляющей. Для пользователей важен психологический комфорт, создаваемый работниками и пользователями как доступностью информации, так и духовностью атмосферы к ходе коммуникации. Необходим и физиологический комфорт, который обеспечивается с учетом требований эргономики при оформлении помещения, размещении технических средств и оборудования: компьютеров, принтеров, сканеров, современной офисной мебели, светильников. Отдельных рабочих мест для пользователей и т.д. В своей деятельности сотрудники библиотеки Белгородской государственной технологической академии строительных материалов решают следующие задачи: включение пользователей библиотеки в мировое культурное и информационное пространство; реализация культурного потенциала пользователей библиотеки; развитие навыков межкультурной коммуникации молодежи; расширение кругозора; установление партнерских связей с другими библиотеками и культурными центрами на межрегиональном и международном уровнях, диагностирование социокультурного пространства вузовской библиотеки [14].

Много делается для полного информационного обеспечения потребностей студентов, ученых и специалистов в Научной библиотеке Башкирского государственного медицинского университета. Фонд включает в себя 450 000 экземпляров документов, в т. ч. Научных – 275 000 экземпляров, зарубежных изданий – 40 000 экземпляров.

Пользователям предоставлены фонд периодических изданий, фонд диссертаций и авторефератов диссертаций, справочная, учебная литература, монографии. Ведется картотека периодики, регулярно проводятся выставки на научно-медицинские темы. Мозг библиотеки – справочно-библиографический отдел, где собраны труды академии, материалы научных конференций, авторефераты диссертаций и учебники ученых вуза; имеется доступ к книжным летописям, летописям журнальных статей и авторефератов диссертаций, реферативным журналам медицинской тематики и т.д. Потребители библиотечных услуг могут воспользоваться базами данных «Российская медицина» (ГЦНМБ), Medline (США). Электронные ресурсы включают в себя электронный каталог, который ведется с 1985 года [4].

Сегодня невозможно представить всесторонне развитую личность, образованного человека (а тем более специалиста), не владеющего знаниями информационных технологий, компьютерной техники. В последнее время многие библиотеки технических вузов создают полнотекстовые электронные библиотеки. Но существует множество проблем, препятствующих их созданию. Среди них технические (разработка технологии, системы метаинформации), организационные (отсутствие профессиональных коллективов и кадров), экономические (высокая стоимость разработки и оборудования, трудоемкость), социальные (неготовность общества и научных, технических и образовательных организаций, авторское право и коммерческое использование). Опыт создания электронной библиотеки учебной, научной и технической литературы имеется в библиотеках технических вузов России.

В Научной библиотеке Вятского государственного университета (НБ ВятГУ) в конце 2001 г. была разработана и утверждена «Концепция электронной библиотеки ВятГУ», которая предусматривала создание и совершенствование электронных информационных ресурсов библиотеки, участие в создании корпоративной библиотечной системы Вятского региона, предоставление доступа пользователями НБ ВятГУ к внешним электронным информационным ресурсам по профилю учебной и научной деятельности вуза. Особым направлением этой работы стал проект «Полнотекстовая коллекция изданий ВятГУ», выполнение которого началось в конце 2001 г. Проект предполагал аккумуляцию внутривузовских электронных документов за 1997 – 2002 гг. Сегодня библиотека обеспечивает свободный доступ пользователям университета к информации, содержащейся во внутривузовских изданиях.

В локальном режиме доступ к полнотекстовой коллекции осуществляется в зале электронных информационных ресурсов (ЭИР) на 15 пользовательских мест.

Принцип единого интерфейса доступа к информационному ресурсу решен доступом к электронным документам коллекции через интерфейс электронного каталога НБ ВятГУ. Организовано групповое обучение работе с ЭИР и консультирование по использованию справочного аппарата библиотеки. Проект создания электронной библиотеки вуза требовал наличия библиотечного веб-сайта и его постоянной актуализации. Сегодня веб-сайт содержит актуальную информацию о библиотеке, электронный каталог НБ ВятГУ и возможность получения доступа к полным текстам для зарегистрированных пользователей, а также возможность заказа электронного варианта по МБА.

Проект стал фундаментом для обеспечения пользователей внутривузовскими учебными изданиями в объеме 1:1, что является идеальным критерием обеспеченности учебного процесса, т.е. каждый студент будет иметь возможность получить необходимое ему внутривузовское издание, в том числе и в удаленном доступе. Следующий этап развития коллекции – проект «Полнотекстовая коллекция авторефератов и диссертаций» [11].

Универсальный фонд Научной библиотеки Приморской государственной сельскохозяйственной академии (ПГСХА) составляет 400 тыс. экз. документов научных, учебных и художественных изданий. Библиотека получает по подписке официальные материалы государственных структур: «Собрание законодательства РФ», «Собрание кодексов РФ», РФ журналы ВИНИТИ, систематический указатель «Сельскохозяйственная литература», издания по высшей школе.

В библиотеке получило развитие новое направление – обеспечение удаленного доступа к электронной информации в Интернет. С 1998 года библиотека формирует электронный каталог новых поступлений книг. С 2006 года в библиотеке началась эксплуатация АБИС «Руслан», что позволяет использовать результаты автоматизации в территориально удаленных подразделениях вузовской библиотеки и значительно улучшать обеспечение пользователей информационными ресурсами [3].

Продолжается пополнение базы «Электронный учебник» в ИЭиБ. Ведется работа по созданию базы данных «Библиографический указатель трудов сотрудников ПГСХА», «Авторефераты диссертаций сотрудников академии», электронная база тематических указателей. Имеется фонд компакт-дисков и дискет, используется справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

Наряду с электронными ресурсами справочно-библиографический аппарат включает систему традиционных библиографических картотек, которые продолжают поддерживаться и активно использоваться в справочно-библиографическом обслуживании. Это систематическая картотека статей в институтах земледелия и механизации сельского хозяйства, тематические картотеки по современным актуальным проблемам, картотека диссертаций и авторефератов, картотека выполненных письменных справок [7].

В Уфимском государственном нефтяном техническом университете (УГНТУ) электронные ресурсы включают АИБС «Библиотека 4.02», электронный каталог (ведется с 1994 г., включает более 8000 записей), базу данных «Статьи» (с 1998 г., около 1000 записей) [4]. В настоящее время в электронном виде представлено 90% материалов по рабочим программам следующих специальностей: бурение нефтяных и газовых скважин; разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; техника переработки твердого топлива, нефти и газа; химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов; химическая технология органических веществ; химическая технология и биотехнология.

Большинство книг электронной библиотеки представляют литературу по общеинженерным дисциплинам – химии, физике, математике, сопротивлению материалов, гидравлике, термодинамике и теплопередаче, деталям машин, теоретической механике и теории машин и механизмов и т. п. Идет оцифровка учебного материала по профилю вуза. Близится к завершению оцифровка монографий по бурению и эксплуатации газовых и нефтяных скважин и машинам и аппаратам нефтеперерабатывающих заводов и химических производств.

Техническая и патентная документация – наиболее предпочтительная область для деятельности в плане создания электронных библиотек, так как разработанная поисковая система позволяет полностью автоматизировать работу в этой области. Сборники стандартов, описания изобретений, авторские свидетельства и патенты – почти идеальный материал для создания и наполнения базы знаний экспертной системы. Создаваемая в УГНТУ электронная библиотека имеет статус личной коллекции. Работы и исследования выполняются в свободное от основной деятельности время [1].

В настоящее время имеются различные электронные продукты, которые существенно влияют на процессы исследований и обучения. Это пакеты программного обеспечения, созданные для развития разных научных направлений (например, компьютерной алгебры), программы для математических вычислений, графические программы, электронные банки данных и электронные публикации, а также коммуникативные системы, которые содействуют быстрой информационной передаче и облегчают кооперацию партнеров в различных областях знаний.

В инженерном деле имеются различные пакеты и макросы, поддерживающие конструкции и их визуализацию. Для применения в обучении можно найти инструменты визуализации для простых конструкций. И наоборот, программы по структурному анализу, распознаванию по образцам и трехмерной реконструкции объектов являются все больше важным вспомогательным средством во многих научных и технических областях.

Важнейшее предложение для библиотек вузов – электронные базы данных и электронные публикации. Базы данных с ориентированными на объект поисковыми возможностями, включающими математические формулы, химические структуры конструктивные элементы или графические образы, являются важной инфраструктурой, которая дает возможность просмотра и быстрого доступа к результатам исследования и публикациям, что в полном смысле дополняет информацию каталогов. Возможен доступ к большому числу различных электронных документов: электронным версиям текущих публикаций, публикациям за прошлые годы, динамичным документам, которые содействуют навигации в содержании и делают возможным взаимосвязанный переход к новым документам, интерактивным документам, мультимедиа-публикациям и т.п. [7].

Наличие доступа к электронным БД библиотек и организаций значительно сокращает время выполнения запроса, а электронная почта ускоряет процесс обратной связи. Сегодня к основным библиотечным функциям (сбор и хранение источников информации и предоставление их пользователю) добавляется новая – сосредоточение в библиотеках электронных информационных нитей, ведущих к любым источникам.

Электронный каталог библиотек вузов, как правило, доступен как для читателей, находящихся в библиотеке, так и для удаленных пользователей через Интернет. Электронный каталог имеет несомненное преимущество перед традиционными каталогами и библиографическими указателями на бумажных носителях, так как позволяет оперативно скорректировать поиск, допускает его гибкость и многовариантность [5].

Таким образом, сегодня электронные ресурсы стали неотъемлемой частью информационного обеспечения учебного процесса в высшей школе, они используются для предоставления: электронных версий учебных изданий; полнотекстовых баз лекционных материалов, практических заданий, вариантов контрольных, тестов и т. д.; электронных версий периодических изданий; информационно-справочных и библиографических баз данных (правовых, профильных); списков полезных ссылок на ресурсы Интернета.

Наряду с решением задач учебного процесса, в библиотеках высших учебных заведений на страницах Web-сайтов создаются условия для саморазвития личности, совершенствования способностей обучаемых [15].

Перспектива деятельности библиотек вузов – в превращении их в информационно-библиотечные комплексы, которые не только хранят информацию, но и оказывают услуги навигации в образовательном пространстве, поиска необходимого знания, его качественного анализа и участвуют в приращении нового знания.

Заключение

Стремительное внедрение информационных технологий принесло новые интеллектуальные стандарты – повсеместное использование персональных компьютеров повлекло за собой возможность получения информации из Интернета, на компакт-дисках и т.д.

Веб-сайт – один из самых эффективных, удобных и относительно недорогих способов доведения до пользователей информации о возможностях библиотеки, коммуникационное средство формирования ее имиджа и рекламы услуг. В сети Интернет на сегодняшний день представлено большинство российских вузов.

Создание корпоративной сети даст возможность библиотекам существенно улучшить справочное и информационное обслуживание пользователей через доступ к электронным каталогам, базам данных (в том числе полнотекстовым); увеличить количество автоматизированных рабочих мест пользователей. Благодаря доступу к «внешним» БД через Интернет будут совершенствоваться электронная доставка документов, приобретение на паритетных началах баз данных и использование их в сетевом режиме, координированная подписка на периодические издания на электронных носителях.

Корпоративная сеть позволит также осуществить виртуальное объединение фондов библиотек и их справочно-поискового аппарата, обеспечит возможность доступа пользователей к базам данных библиотек непосредственно из дома через Интернет.

Создание единого информационного пространства предполагает наличие типовых технологических решений, например, в вопросах формирования и предоставления полнотекстовых электронных ресурсов библиотекой вуза. Информация, сохранённая в цифровом виде на внешних носителях или доступная в сетевом режиме, открывает новые возможности обеспечения учебного процесса.

Но общими проблемами в использовании ЭР являются: высокая стоимость оборудования и его обслуживания, недостаток рабочих станций, квалифицированных кадров и финансовых средств, невысокий уровень компьютерной грамотности студентов, недостаточная мощность каналов Интернета для обеспечения удаленного доступа к ресурсам, а также использование соответствующих мощностей не для учебных целей. Вместе с тем, внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность библиотеки вуза положительно влияет на эффективность обеспечения учебного процесса.

Наряду с печатными изданиями фонды библиотек вузов пополняются электронными ресурсами в виде баз данных, изданий на оптических дисках, в том числе и полнотекстовых, обеспечивается доступ к информационным ресурсам Интернета, предоставляется собственная информация на Web-сайтах.

В последние годы значительные средства выделяются на модернизацию оборудования и технических средств (ПК, принтеры, модемы, телекоммуникационные сети и др.). Лидирующие позиции в вузовских библиотеках занимает программное обеспечение АИБС: MARК, Библиотека, ИРБИС.

Применение Интернет-технологии, появление электронных ресурсов отражается на конечном результате – увеличении ассортимента продуктов и услуг: электронные каталоги, Web-сайты, электронная доставка документов, дистанционные образовательные услуги.

На данном этапе создание электронной библиотеки информационных ресурсов вуза – наиболее актуальная и востребованная концепция, которая является перспективой и утвержденной на государственном уровне стратегией развития библиотек образовательных учреждений.


Список литературы


  1. Абызгильдин, А. Ю. Электронная библиотека в вузе / А. Ю. Абызгильдин // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 11. – С. 52 – 56.

  2. Баранов, В. А. Технология организации библиотечного консорциума пяти университетов Санкт- Петербурга / В. А. Баранов [и др.] // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 3. – С. 37 – 45.

  3. Структура и состав информационных ресурсов библиотеки // Приморская государственная сельскохозяйственная академия. – Режим доступа: http://www.primacad.ru/bibl/er/.

  4. Библиотеки вузов России // Научно-техническая библиотека МАДИ ГТУ. – Режим доступа: http://lib.madi.ru/links/.

  5. Борцова, Н. Н. Инновации в информационно-библиографической деятельности вузовской библиотеки / Н. Н. Борцова, Н. В. Лукашева // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 9. – С. 45 – 53.

  6. Бутакова, Т. А. Научная библиотека ПГСХА как методический центр научных и учебных сельскохозяйственных библиотек Дальневосточного региона // Т. А. Бутакова, О. Ф. Доценко // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 4. – С. 19 – 22.

  7. Вегнер, Б. Электронные средства информации в процессе обучения и исследованиях. Роль Библиотек как информационных посредников / Б. Вегнер, Г. А. Евстигнеева // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 9. – С. 34 – 47.

  8. Еременко, Т. В. Вузовская библиотека России в едином информационном пространстве (региональный аспект) / Т. В. Еременко // Науч. и техн. б-ки. – 1998. – № 2. – С. 67 – 70.

  9. Информационный ресурсы России : нац. доклад // Сайт ГСНТИ (Государственная система научно-технической информации). – Режим доступа: http://www.gsnti.ru/inf_res/.

  10. Кожевникова, Е. С. Читатель вузовской библиотеки в грядущем цифровом обществе. Социально-психологические последствия информатизации библиотек / Е. С. Кожевникова // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 12. – С. 46 – 50.

  11. Корчемкина, Т. Л. Полнотекстовая коллекция «Издания ВятГУ»: формирование и использование / Т. Л. Корчемкина // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 7. – С. 72 – 76.

  12. Кучерявая, Н. Н. Библиотека вуза: новые задачи и возможности / Н. Н. Кучерявая // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 3. – С. 19 – 25.

  13. Маркова, В. Н. Библиотека вуза и новые технологии / В. Н. Маркова // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 5. – С. 31 – 35.

  14. Маркова, В. Н. Концептуальный подход библиотеки технического вуза к воспитанию студентов / В. Н. Маркова // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 12. – С. 51 – 56.

  15. Паршукова, Г. Б. Информационно-библиотечная среда образовательного пространства региона (на примере Новосибирской области) : монография / Г. Б. Паршукова. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2004. – 224 с.



Скачать файл (104.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации