Лекции - курс: Политическая психология. Часть 1
скачать (886 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 886kb. | 16.11.2011 04:43 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- курс: Политическая психология. Часть 2 [ лекция ]
- курс: Политическая психология. Часть 3 [ лекция ]
- Политическая социология [ документ ]
- курс: Организационная психология (Психология организаций). Часть 3 [ документ ]
- курс: Организационная психология (Психология организаций). Часть 2 [ документ ]
- курс: Организационная психология (Психология организаций). Часть 1 [ документ ]
- курс: Математические методы в психологии. Часть 1 [ лекция ]
- курс: Экспериментальная психология. Часть 1 [ лекция ]
- Презентация - Политическая психология [ реферат ]
- курс: Экспериментальная психология. Часть 2 [ лекция ]
- Пабликрилейшнз [ документ ]
- Политическая система и идеологические процессы.Глобализация и суверенитет [ документ ]
1.doc
Материалы к курсу «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Преподаватель: Голев Сергей Васильевич, адъюнкт-профессор психологии (доцент).
Ассистент: Голева Ольга Сергеевна, магистр психологии
(ОМУРЧ «Украина» ХФ. – 2009 г.)
ИПИС ХГУ - 2009 г. )
В лекциях были использованы материалы следующих авторов:
Головатий М.Ф. Політична психологія: Навч.посібник.-К.: МАУП, 2001.-136с. Матвєєв С.О. Політична психологія. Навчальний посібник.-Київ: ЦУЛ, 2003.-216с.Ольшанский Д.В. Политическая психология. – СПб.: Питер, 2002. -576с. Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под.общей ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г Лаптева. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001. –858 с. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, Издательство “Феникс”, 1996. – 448 с. Андреев А.Л. Политическая психология. М,: Издательство «Весь Мир», 2002. –240 с. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2001. Бебик В. Основи теоретичної та практичної політології. — К., 1994. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. –Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 688 с. (Библиотека практической психологии). Голев С.В. Политическая психология. Словарь справочник. –Херсон, 2004. – 164 с.
ЧАСТЬ 1 (начало курса)
Серия «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
(Материалы для самостоятельного изучения студентами)
^
ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ВОПРОСЫ:
1. Политическая психология как наука (введение в курс)
2. Понятие о политике
^
4. Предмет, объект и метод политической психологии
5. Особенности и формы проявления политической психологии.
6. Политическая психология и прочие науки
^
8. Прикладная социальная психология и политика
9. Литература по курсу
ЧАСТЬ 1 (Лекции): (1-4 вопросы)
^
2. Понятие о политике
3. Понятие политической психологии (становление и основные этапы развития)
4. Предмет, объект и метод политической психологии
Вопрос 1.
Политическая психология как наука (введение в курс)
Человечество давно обратило внимание на то, что политические события, поступки, отношения существенным образом зависят от психологического состояния тех, кого они касаются. Поэтому и политическая психология как научная дисциплина зародилась именно на стыке науки о политике, с одной стороны, и психологии — преимущественно социальной— с другого.
Формально политическая психология как научная дисциплина была начата в 1968 г., когда в Американской ассоциации политических наук было создано отделение политической психологии. Вместе с тем в Йельском университете США была внедрена специальная учебная программа углубленной подготовки политологов именно в сфере психологических знаний. Однако практически политическая психология как самостоятельное и специфическое направление исследований сформировалось намного раньше — еще в начале XX ст. в границах исследования политики и политических процессов именно для того, чтобы определить, в какой мере они зависят от психологических состояний субъектов политического процесса.
^ При этом в своей деятельности, поведении они руководствуются определенными мотивами, целями, расположением духа и эмоциями. Исходя из этого политика в общем, как и отдельные политические события и явления, в значительной мере зависит от природы, психики конкретных людей. Если это так, то исследования политики, ее реальных результатов следует осуществлять именно через исследование людей, их психологического состояния. Относительно политической теории это означает, что невозможно объяснить ту или другую форму политического поведения (реакции) только как результат непосредственного влияния экономических, политических и других факторов. Стимулы могут быть одни и те же, а поведение людей разное. Поэтому все формы отображения политики в психике людей опосредствованны их деятельностью, условиями жизни, личными целями.
Внешняя среда определенным способом влияет на всех людей, однако каждый реагирует на её стимулы в зависимости от собственных, личностных механизмов, основой которых есть именно психологические особенности, эмоциональное состояние человека.
В свое время Э. Фромм делал акцент на необходимости психологического анализа в политике мыслей или идеологий, которые приводят человека в политику, с тем чтобы обнаружить психологические корни, из которых эти мысли и идеологии вырастают.
Нетрудно заметить, что определенным политическим процессам, явлениям, событиям предшествуют соответствующие психологические явления. В частности, речь идет о повышении популярности идей и лидеров, которые эти идеи распространяют и пропагандируют. Можно вспомнить полное изменение соответствующих идеалов, ценностей, норм морали — то есть всего, что касается психологии многих людей. Яркими примерами таких изменений была предреволюционная ситуация в царской России накануне октября 1917г. или психологическая ситуация в прежнем СССР на время его фактического распада, когда интенсивно начали создаваться самостоятельные государства на территориях бывших республик. Такие метаморфозы психолого-политического характера в конце 90-х лет XX ст. наблюдались и в большинстве бывших социалистических стран Западной и Центральной Европы.
Если психологические состояния и явления в соответствующий способ предопределяют определенные политические события и процессы, то целиком логически, что и политические процессы оказывают содействие изменению психологического состояния их участников. Возможно, наиболее показательным и ярчайший примером тесных связей психологии и политики, их взаимовлияния является ситуация, которая в свое время возникла в процессе объединения Западной и Восточной Германии. Как известно, эти две части Германии различались не только уровнем и качеством жизни их граждан. Намного более сложными оказались и до сих пор дают себя знать процессы, обусловленные психологической несовместимостью граждан, в которых мировоззрение сформировалось на основе фактически диаметрально противоположных идеологий. Это именно наблюдается и в отечественной истории, когда становление украинской государственности и сегодня в значительной мере усложняется именно в связи с особенностями психологического склада, разную ментальность граждан, скажем, Западной и Восточной Украины. Учитывая это, в данном курсе лекций, особое внимание акцентируется именно на том, какую роль сыграют в политике, а следовательно, и в всей истории человечества конкретные психологические феномены: ощущения, надежда, разочарованность, ожидания, свобода воли граждан или её отсутствие и др.
Попутно следует заметить, что в политической психологии есть ошибочным путь определения определенной обобщенной психологической характеристики, скажем, электората накануне или во время избирательных кампаний, референдумов и т.п.
За всем позёрством единства, в том числе и духовном, психологическом, люди (граждане) абсолютно различаются конкретными ценностями, потребностями, запросами и социально-политическими ориентациями. Поэтому политическая психология, по нашему мнению, может изучать психологические компоненты конкретного политического поведения именно отдельных социальных, этнических групп граждан, избегая исключительных, обобщающих оценок их поведения и психологического состояния.
Общеизвестно, что в демократических обществах или тех, что перешли от тоталитаризма к развитию демократического общества, абсолютно невозможное общее одобрение действий политиков, общественных деятелей. Другими словами, демократизация общественного отношения на первый план выдвигает потребность в личностном развитии граждан, а следовательно, учет их индивидуального психологического состояния и особенностей. Забегая несколько вперёд, укажем, что успеха в политической борьбе, деятельности достигают прежде всего те политики и политические силы — субъекты политического процесса, которые учитывают эти состояния и особенности.
Как уже упоминалась, политическая психология — наука новая, а следовательно, требует научных разработок. Именно поэтому в самом деле тяжело установить реальную роль человеческих чувств, устремлений, желаний в историческом процессе. Мало того, в политологии до сих пор доминируют концепции, которые ставят развитие общества, отдельных стран в зависимость от определенных научных, технологических достижений людей, объясняют политические процессы борьбой отдельных классов, социальных групп не благодаря их психологии, а исключительно благодаря социальным интересам. Вместе с тем все более часто приходится сталкиваться со стараниями объяснить политические явления и процессы, в особенности те, что радикально повлияли на социально-политическую жизнь, использованием психологических и социологических методов. Именно благодаря этому отдельные известные политологи мира признали, что в политологии вообще состоялась своеобразная поведенческая реакция. Иначе говоря, в исследовании политики, отдельных политических явлений все более большее значения приобретает изучение психологических механизмов, которые реально побуждают людей к политической деятельности. Такие известные политологи, как Р. Даль, К. Дойч, утверждают, что современная политическая наука может существенным образом обогатиться знаниями непосредственно о поведении отдельного человека, индивида, который будет оказывать содействие объективнейшему оцениванию политических действий социальных групп, классов, сообществ.
Впрочем, рассматривая политическую психологию как науку в общем, а также ее отдельные составные, следует помнить, что политика есть хотя и многоплановым, но все-таки одним из видов человеческой деятельности, которая существенным образом отличается от деятельности в сфере экономики, культуры, то есть имеет присущие только ей особенности.
Развитие политической психологии как науки масс имеет непосредственное значение и объективно обусловленное именно в посттоталитарных странах, одной из которых есть Украина. В подтверждение этого приведем несколько примеров. Распад СССР рядом с другими сложными процессами спровоцировал и сделал возможным такие политико-психологические, социальные, духовные процессы, которые раньше были не только неизвестные, а и невозможные. Это взрыв экстремизма, терроризма, наступление исламского фундаментализма и т.п.. Ныне всестороннее исследование источников зарождения, появления и следствий проявления таких явлений приобретает общемировое значение. Еще один пример: известно, что коммунистическая идеология (в практической ее плоскости) в формировании мировоззрения миллионов граждан активно использовала так называемый феномен группового мышления и уже потом — действия. В особенности эффективно срабатывал этот феномен на высших уровнях власти, порождая коллективную безответственность. Изучение этого феномена сегодня может оказывать содействие переходу к принципиально новой системе формирования общественной мысли. Необходимо изучать и обобщать механизмы формирования сознания, в том числе и политического, прежде всего на уровне личности. Только благодаря этому можно сформировать индивидуальную ответственность как отдельного гражданина, так и большого политика или группы политических деятелей за положение, которое сложилось в обществе.
Политику создают конкретные люди. Как личностям им присущи специфические конкретные черты. А потому необходимо учитывать, что действия и поступки людей непосредственно связанны с их психологическими особенностями.
Предлагаемый материал предмета не считается истиной в последней инстанции. Однако ныне учебной литературы в политической психологии в Украине практически нет. Не исключено, что отдельные утверждения, сентенции, приведенные в этом материале, могут казаться недостаточно обосноснованными или спорными. Поэтому рекомендуем обратиться в список литературы, который приводится в конце курса, которая даст возможность расширить и углубить знания студента в политической психологии— молодой, но довольно интересной и перспективной науке.
Вопрос 2
Понятие о политике (политика сквозь призму психологии)
Мы видим свою задачу в данной лекции в том, чтобы познакомить слушателей с объектом и предметом политической психологии. В первом вопросе дается общее представление о политике как предмете изучения и о тех ее конкретных проявлениях, которые привлекают наибольшее внимание политических психологов. В последнем вопросе дается трактовка предмета политической психологии, выделяются основные исследовательские процедуры и категории анализа.
Прежде чем познакомиться с предметом политической психологии, попробуем разобраться с тем, что же такое сама политика. Наши обыденные представления о политике чаще всего oг-раничиваются обозначением ее как сферы, достаточно далекой от нашей повседневной жизни (что-то, чем занимаются там, «наверху») и эпитетом «грязная», который чаще других соседствует со словом политика. Но, если дать себе труд отойти от поверхностных стереотипов, то следует признать, что хотя политика действительно включает в себя борьбу за власть, но она не сводится только к грубому выяснению отношений между политиками, в котором любые средства хороши. Это все же некая цивилизованная форма отношений по поводу власти.
Сейчас издано немало учебников по политологии, в которых даются весьма разнообразные, научные трактовки этого понятия*. ^ авторы акцентируют в политике ее управленческие функции, говоря, что политика — это искусство управлять обществом. Другие подчеркивают ее связь с властными отношениями, причем имеют в виду, прежде всего, силовые методы осуществления власти. Третьи указывают на связь политики с правом.
^
В политической науке при всем многообразии определений ее основного объекта исследования — политики, есть несколько важных аспектов, которые в этом предмете выделяются. Так, первое, что понимают под этим термином, — это политика как система государственных институтов. Действительно, говоря о политике, мы, прежде всего, вспоминаем о государстве как системе политических институтов, куда входят Президент и парламент, армия и система безопасности, министерство внутренних и министерство иностранных дел, финансы и социальное обеспечение.
Политологи изучают, как устроено то или иное государство, как оно регулирует отношения граждан и власти, отношения властных структур между собой. Зрелая политическая система предполагает, что разные институты выполняют различные функции и между ними существует разделение труда: внешняя и внутренняя политика имеют свою специфику, а для обеспечения эффективного управления нужны профессионалы, знающие свое дело.
Многие проблемы в осуществлении власти возникают тогда, когда происходит смешение разных видов, или как принято называть, ветвей власти. Принцип разделения властей предполагает, что независимо друг от друга и с равной степенью ответственности перед обществом действуют законодательная, исполнительная и судебная власти. В современном обществе к ним принято добавлять и четвертую власть — средства массовой информации, которые освещают жизнь общества и служат каналом обратной связи между гражданами и политиками.
Важной частью политической системы являются политические организации, партии, общественные объединения и движения. Граждане добровольно объединяются в них, чтобы защищать свои права, проводить свои интересы. Политические партии, число которых в нашей стране сейчас насчитывают десятки, с одной стороны, отражают разнообразие политических интересов, с другой — в силу своей малочисленности и отсутствия опыта, оказывают не слишком значительное влияние на ход политического процесса.
Так, накануне выборов перед избирателями стоит сверхсложная задача: выбрать наиболее привлекательный политический блок или партию. А их много: политических блоков и объединений, число же претендентов на депутатское место по одномандатным округам составляет около 30 человек на одно место. Устойчивый электорат есть лишь у нескольких наиболее заметных партий. Большинство же избирателей делают свой выбор практически вслепую. В этом случае единственным ориентиром при выборе становятся политические лидеры, лица которых люди запомнили и которые являются символами определенной политической группы.
^
Вторым важнейшим измерением политики является не только некая устойчивая система институтов, но и динамический, политический процесс. Политический процесс — это те изменения, которым подвергаются и институты, и исполнители разных функций, и правила игры. В мире идут войны и революции, реформы и стагнация. Мы приспосабливаемся к новым законам и находим способ их обойти. Политические процессы бывают мирными и насильственными, постепенными и скачкообразными.
Важно, что изучая политику только как набор законов, правил, как ту или иную конфигурацию институтов, необходимо помнить: эта система подвержена изменениям. Современная политика быстро и драматично изменяется, порождая много сложностей как для самой системы, не успевающей приспособиться, так и для конкретных участников процесса, теряющих почву под ногами, нуждающихся в специальных механизмах ориентации в неустойчивом политической мире.
Сегодня становится все труднее самостоятельно разобраться в смысле происходящих процессов, определить, какие события могут стать значимыми для каждого из нас, а какие окажут влияние лишь на верхушку политической пирамиды. Ряд исследований выявил, что некоторые важные политические события (например, в Америке — убийство Кеннеди и Мартина Лютера Кинга, у нас в СНГ — события перестройки, смерть академика Сахарова, Афганская и чеченская войны) оказали на политический процесс и на сознание целого поколения граждан определяющее воздействие.
^
Третий важный аспект понимания политики проявляется через систему правил политической игры. Как и любая другая социальная система, политика подчиняется регулирующим ее законам. Эти законы бывают как писаными (нормы права), так и неписаными (традиции, обычаи, правила поведения). Мы уже видели, что в эпохи быстрых перемен подвергаются изменению официальные нормы и предписания. Пишутся новые конституции, принимаются своды законов, призванные регулировать официальные отношения между властвующими и подчиненными. Из опыта нашей повседневной жизни мы хорошо представляем себе, как непросто добиться исполнения даже давно существующих законов, осуществить гарантированные ими права, пробиться сквозь частокол всевозможных бюрократических инструкций. Что говорить о множестве новых законодательных актов, которые нам предстоит узнать и исполнить? Представители исполнительной власти сетуют на то, что законы не исполняются. Частая смена правил игры приводит к появлению правового нигилизма, к неуважению к законам, которые меняются так часто, что нет смысла их принимать в расчет.
В такие периоды общество начинает управляться не столько писаными, сколько неписаными правилами, устанавливаемыми не официальной политикой, а группами, имеющими реальную силу (в том числе и грубую силу, и силу денег). Именно они и заказывают музыку. Нередко эти теневые структуры становятся реально более эффективными в осуществлении политических функций, чем те, кто формально считается властью.
Между тем в эпохи перемен неформальные политические ценности и правила игры диктуют не только те, у кого есть сила или деньги. Нередко, именно люди, олицетворяющие неподкупность, справедливость и правду, моральную силу, задают тон в политической игре. Так было в первые годы перестройки, когда на волне борьбы с несправедливыми привилегиями, на политическую авансцену вышли Ельцин и Сахаров.
^
Четвертый подход к политике определяется учетом системы ценностей, мнений, установок граждан. Такое понимание политики выделяет в ней ее доктринальный, идеологический характер. У каждого человека есть свое понимание политики, свои оценки того, как работает кабинет министров, и что происходит в армии. Эти мнения носят, как правило, достаточно противоречивый характер, складываясь в пеструю мозаику «обыденного сознания». Такие политические ориентиры складываются под влиянием многих воздействий: от чтения свежей газеты до разговора с соседом.
Некоторые из этих установок мимолетны, иные — сохраняясь в личности всю жизнь, принимают форму убеждений. Но без этих «эфемерных» образований в головах людей никакое государство, партия или лидер не могут воздействовать на поведение граждан. Даже для того, чтобы выполнить простейшую политическую роль — в качестве избирателя, необходимо определить приоритеты в предлагаемых политических ценностях.
Как показывают исследования, в самых разных политических системах большинство граждан не имеют согласованной системы политических взглядов. Их политические установки запутаны, противоречивы, не всегда рациональны и не обязательно соответствуют их объективному политическому интересу*.
Однако осознание своих интересов и консолидация ценностей политическими партиями и движениями приводит к созданию политических доктрин, идеологических конструкций, представляющих из себя систематизированные, относительно непротиворечивые наборы политических ценностей. Их главная цель — помочь каждому, кто разделяет эти ориентации, более полно отождествить себя со своей политической группой. Идеология призвана создать своего рода братство политических единоверцев.
Идеологий существует несметное множество. Любое политическое понятие, оканчивающееся на «изм», претендует на то, чтобы завоевать своих сторонников. От маоизма до консерватизма и от коммунизма до либерализма, все идеологии предлагают на политический рынок «готовые наборы» политических убеждений, подчеркивая при этом, чем они отличаются от иных политических партий.
^
Наконец, последнее, пятое понимание политики — как вида человеческой деятельности. Данная трактовка политики связана представлением о том, что политику делают люди, а следовательно, их поступки и есть главный объект изучения политической науки. Ясно, что при таком подходе необходимость в привлечении психологических инструментов, — наиболее существенна.
Еще в начале нашего века немецкий психолог Э. Шпрангер выделял среди других человеческих типов — тип человека политического**. Действительно, политики-профессионалы, обладают рядом психологических характеристик, предопределяющих притягательность для них этой сферы жизни. Однако в современном демократическом обществе не только профессионалы, но и все дееспособные граждане включены в политический процесс, являются его неотъемлемой частью. Отсюда — усиление интереса политологов к поведению лидеров и рядовых граждан, роль которых в политике неизмеримо возросла.
* См. Шестопал Е. Восприятие образов власти: политико-психологический анализ // Полис. 1995. № 4.
** Шпрангер. Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты, М., МГУ, 1982. С. 55—60.
Вопрос № 3
Понятие политической психологии (становление и основные этапы развития)
Перед тем как рассмотреть феномен политической психологии, следует выяснить прежде всего суть психологии и политики.
^ возникла в древние времена. В наиболее обобщённом виде значении психология происходит (от старогрецьк. psyche - душа, психика и logos — слово, учение) — это учения о душе.
И хотя первые упоминания о психологии находим уже в работах великого Аристотеля (трактат "О душе"), собственное термин "психология" в науке появился значительно позднее. Одним из первых в своих работах этот термин использовал известный чешский психолог
Й. Прохазка в конце XVI ст., а от философии как самостоятельная область психология отделилась лишь в XVIII ст.
^
А) Предпосылки.
Американский психолог С. Хоффман справедливо заметил, что не вся психология посвящена политике, но вся политика психологична. И он совершенно прав: поскольку политику «делают» живые люди, то их психология неизбежно накладывает свою печать на всю политическую жизнь общества.
Задолго до возникновения политической психологии интерес к ее проблемам проявляли почти все авторитетные представители психологической науки.
3. Фрейд, по мнению некоторых его последователей, считается «творцом современной социальной науки», а сам же он претендовал на разработку «психологии народов, которая вела непосредственно к происхождению важнейших культурных установлении, государственных порядков, нравственности, религии...» (Фрейд, 1923, 1991].
А.Адлер предложил концепцию психологии власти, которая до сих пор сохраняет свое влияние в политической мысли на Западе.
^ [1972] разработал теорию «Запрограммированной культуры» как новой формы общества и государства.
А. Маслоу [1977] написал работу о способе формирования политической структуры власти на основе принципов гуманистической психологии.
^ был озабочен поиском психологических предпосылок различных политических ориентации граждан.
Этологическое течение в психологии (К. Лоренц, Д. Моррис и др.), бурно проявившее себя в разгар «холодной войны», отражало запросы политики того времени, объясняя неизбежность гонки вооружений биологически детерминированной склонностью человека к агрессивности.
Многие американские психологи — ^ . — приглашались в качестве консультантов при решении конкретных политических вопросов.
Россию можно по праву назвать первой страной, где уже в XIX в. были проведены серьезные социально-психологические и политико-психологические исследования. Не случайно Г. Спенсер и В. Вундт, признанные мировые авторитеты, высказывали сожаление по поводу незнания русского языка, полагая, что российские исследователи в некоторых вопросах опередили их. К политико-психологическим исследованиям можно отнести, например,
изучение поведения солдат при разгоне толпы и демонстраций (Д.Д. Безсонов),
работы по проблемам массовых психических заражений и самоубийств (^
попытки найти психологические основы правосознания (Л.И. Петражицкий, М.А. Рейснер) и многие другие.
В 1905 г. вышла книга К. Головина «Вне партий. Опыт политической психологии», в которой с удивительной глубиной прослежено влияние национально-исторических и этнопсихологических особенностей народов Франции, Германии и США на развитие государственности и политической жизни в этих странах.
Б) Вехи становления.
Отличие политико-психологических концепций психологов разных времен от современной политической психологии заключается главным образом в том, что первые обычно не были ориентированы на практику. Вот лишь некоторые вехи на пути ее становления:
начало 40-х гг. — первые социально-психологические исследования поведения избирателей (исследования избирателей начались в 30-х гг., но они носили чисто социологический характер).
1942 г. — первое практически ориентированное, проведенное по заказу правительства США исследование личности политического деятеля. Это был психологический анализ личности Гитлера, осуществленный психиатром У. Лангером (1972).
1959 г. — публикация книги «Политическая социализация» ^ , 1959], ставшей теоретической основой одного из разделов политической психологии;
1967 г. — исследование массовых антиправительственных выступлений студентов в США, проведенное в национальном масштабе;
1966 г. — начало поисков психологических методов разрешения политических конфликтов;
1968 г. — создание первой кафедры политической психологии в Иельском университете. Этот год можно условно считать годом рождения политической психологии как самостоятельной научной дисциплины;
^ . — издание первого фундаментального труда «Руководство по политической психологии» под редакцией Дж.Н. Кнутсон (см.: [Hankbook..., 1973]);
1978 г. —учреждение в США Международного общества политической психологии;
1979 г. — Кэмп-Дэвидские соглашения между лидерами Египта Садатом и Израиля — Бегином. В их подготовке активное участие приняли американские психологи.
^ , когда даже социальная психология долгое время рассматривалась как «буржуазная» наука, для возникновения психологии политической не было никаких условий. Все ее возможные проблемы безапелляционно решались с позиций партийных догм. Лишь в 1980 г. словосочетание «политическая психология» впервые появилось на страницах профессиональных психологических и политических изданий (Рощин, 1980].
С тех пор в Институте психологии РАН был проведен ряд исследований, посвященных проблемам политической социализации, отношению детей и молодежи к угрозе ядерной войны, политико-психологической типологии общества, поведению избирателей, политической пропаганде. В 1990 г. в университете Петербурга создана первая кафедра политической психологии.
Среди всех определений понятия психологии, которые несущественно различаются, приведем наиболее вместительное: психология — это наука и система знаний о закономерностях, механизмах, психических фактах и явления в жизни человека.
Поскольку предметом психологии есть такая сложная сфера жизнедеятельности человека, как его психика, то среди наук о человеке психология является наиболее многогранной и наиболее сложной. Возможно, потому, что психические явления, которые присущи человеку, зависят, прежде всего, от биологических, а потом и от социальных условий и обстоятельств.
Если исходить из того, что психология включает в себя социальные и физиологические механизмы воспроизведения чувств и эмоций, можно утверждать, что политическая психология охватывает такие аспекты:
• специализированные чувства и эмоции, связанные с отображением интересов определенного человека и формированием мотивов его политической деятельности. Имеется ввиду социальный аспект политической психологии;
• личностно-психические свойства— память, воля, умственные способности;
• биохимические и физиологические механизмы, обусловленные генетическими свойствами индивида. Они проявляются в темпераменте человека, его возрастных, демографических, половых (возбуждение, наследственность) и других характеристиках.
Проанализируем политику как общественное явление. Довольно часто политику по ошибке рассматривают как что-то исключительно связанное с политическими структурами — государством, его политической системой — и зависимое от них. Тем не менее, диапазон ее действия, взаимодействия с многочисленными социальными политическими субъектами весьма широкий, сложный и требует отдельного подробного рассмотрения.
Существуют два основных подхода к определению политики как общественного явления — это сфера человеческой деятельности вообще и направление или способ деятельности человека. Первый подход называют еще общенаучным, а второй — публицистическим.
Политика имеет определенные особенности, структуру, классификацию и функции.
Особенности политики: универсальность, способность проникать в все сферы общественной жизни и касаться их; тесная связь с неполитическими общественными явлениями и процессами.
Структура политики охватывает определенные политические интересы ее субъектов, политические отношения, политические организации, политическое сознание субъектов политики и их политическую деятельность. Структурные составные политики тесно переплетаются, взаимодействуют и влияют одна на одну.
Политику классифицируют так:
• по сферам общественной жизни — экономическая, национальная, воинская, экологическая, научно-техническая, социальная, культурная;
• по объектом влияния — внутренняя и внешняя;
• по субъектам политики, политического процесса — государственная, политика политических партий, общественных объединений, движений, групп;
• по приоритетам деятельности (то есть целью) — политика нейтралитета, национального примирения, "большого прыжка", "открытой двери", компромиссов и др.
Основные функции политики:
•обеспечение и стимулирование инновационного, поступательного развития общества;
• управление общественными процессами;
• уравновешение, согласование и взаимодействие субъектов политического процесса, устранение разногласий между субъектами политического процесса;
• выражение интересов и потребностей всех социальных групп и слоев населения;
• стабилизация социального положения личности, его социализация, саморазвитие и самореализация.
В отдельности следует рассмотреть особенности политической жизни, ее связь с жизнью экономической, специфику политических процессов и политические технологии, благодаря которым эти процессы происходят.
Выделяют четыре основных уровня политики, которые характеризуются определенными особенностями, закономерностями и конкретными субъектами.
1. Геополитический. Охватывает отношения, деятельность отдельных государств, международных организаций, которые создаются большей частью для координации политики на межконтинентальном, межгосударственном уровне. Непосредственные субъекты: политики — руководители государств, отдельных ветвей власти, политики — лидеры ведущих политических партий, общественных объединений. представители экономической, творческой, духовной элиты и др.
2. Государственный. Основой такой политики является организация публичной власти, деятельность государственных структур разных уровней (центральный, региональный), организация местного самоуправления.
3. Структурный. Имеется в виду политика таких субъектов политического процесса, как партии, объединения, движения, отдельные авторитетные социальные формирования.
4. Личностный. На этом уровне осуществляется политика, связанная с деятельностью отдельных индивидов, граждан, политических деятелей, лидеров низшего уровня (прежде всего регионального).
Наибольшее количество участников политических процессов приходится на третий и четвертый уровни.
Чрезвычайно важные в политике символы. Они воссоздают, фиксируют характер, особенности нации, народа, государства, являются идейными или идейно-образными структурами.
Символы имеют большое значение в жизни людей. Именно с помощью символов люди общаются, взаимодействуют.
^
Рассмотрим политическую психологию как науку.
Как явление политическая психология появилась с возникновением политической жизни. Фактически политическая психология выделяется в науку из политологии лишь в 60-тые года XX ст. Одной из причин этого было то, что политические партии, организации, объединения вынуждены были искать новые методы эффективного управления участниками политического процесса.
Формирования политической психологии как науки, научной дисциплины базируется прежде всего на идеях, концепциях таких выдающихся философов разных времен, как Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Бетман, Г. Спенсер, А. Смит, Т. Петерсон, Р. Мертон.
Методологию подходов к изучению психологических, социальных процессов, основные методы их исследования политическая психология в свое время позаимствовала из социологии и социальной психологии.
Более или менее единого, упроченного определения понятия "политическая психология" не существует. Приведем несколько наиболее удачных с нашей точки зрения.
Чаще всего политическая психология трактуется как научная дисциплина, которая возникла в результате политизации психологии и психологизации политики. При этом ее объективно считают относительно самостоятельной составной системы политических наук.
Наиболее общим и простым можно считать такое определение политической психологии: политическая психология — это наука, которая изучает психологические аспекты политической жизни.
^ проявлений общественной психологии (то есть сознания), которые выражают отношения людей к политической системе, направляют и характеризуют их поведение в политической жизни общества.
По мнению специалистов по проблемам средств массовой информации, связей с общественностью, политическая психология представляет интерес тем, что может ответить, в частности, на такие вопросы:
каким является политический портрет лидера и избирателя,
какими мотивами может руководствоваться лидер, принимая те или иные решения, то есть политическую психологию рассматривают под определенным практическим углом зрения, которое также важно и объективно обусловлено.
Поскольку, как отмечалось, предметом политической психологии являются психологические компоненты политического поведения людей, довольно удачной кажется его дефиниция известного ученого Г. Щокина, который считает, что политическая психология — это область психологии, которая изучает психологические компоненты (настроения, мысли, чувства, ценностные ориентации и т.п.) политической жизни общества, которые формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях.
Украинский политолог В. Бебик справедливо подчеркивает, что политическая психология состоит из:
*сознательных (рациональных) и
*подсознательных (иррациональных) элементов и потому объединяет логику социального взаимодействия с логикой инстинктов, рефлексивность (сознательное отображение действительности) и рефлекторность (безсознательную форму мышления).
Известная и так называемая двумерная модель политической психологии, приверженцами которой являются, в частности, группа психологов во главе с Т. Адорно. Эта модель обусловлена историко-традиционным существованием четко определенных дуалистических партийно-политических систем республиканцев и демократов (США), либералов и консерваторов, правых и левых. Конечно, в "чистом" виде такой модели практически не существует, но в политической жизни ей принадлежит важное значение.
В тоталитарном обществе психология безоговорочно защищала принципы классовости. Даже признавая индивидуальность в отдельности взятого человека, психологи в бывшем СССР утверждали, что "в индивидуальной своеобразности любого человека в той или другой мере проявляется общеклассовое, поскольку многогранность личных судеб имеет границы, которые определяют принадлежность к определенному классу". Именно на таком утверждении и основывается общий вывод, который "в общности психологических черт, типичных для членов класса, и проявляется реальность классовой психологии". Дальше обосновывались особенности соотношения психологии и идеологии классов, их общее и особое, обосновывались исторический характер и динамика классовой психологии.
Безоговорочно отстаивая классовый характер психологии, В. Ленин утверждал, что есть психология буржуа и пролетария, призывал "уметь понять особенности, своеобразность черт психологии каждой прослойки, профессии и т.п.... массы" [52, 192}, доказывал, что пролетариату в условиях капитализма присуще "настоящее влечение к социализму".
Выделяют такие основные функции политической психологии:
• познавательную — дает возможность человеку четко ориентироваться в политической жизни и выбирать способы своих действий;
• адаптационную — оказывает содействие приспособлению субъекта политики к окружающей среде;
• мотивационную - дает возможность воплотить намерения в определенные политические действия. Ограниченность приведенного объяснения сути политической психологии очевидная. Следует исходить из того, что ее основой является собственно психология как наука о психическом отображении действительности в процессе жизнедеятельности, внутреннего мира человека, конкретных его связей с внешним миром, о возможностях развития психики человека. Учитывая изложенное, очертим предмет, объект и метод политической психологии.
Вопрос № 4
Предмет, объект и метод политической психологии
Предметом политической психологии являются соответствующие психические процессы, состояния и свойства человека, которые модифицируются, когда она взаимодействует с властью.
Такое общее определение предмета политической психологии можно кое-чем углубить, детализировать.
^ , предметом политической психологии являются психологические компоненты политического поведения человека, исследования и анализ которых дает возможность применить психологические знания к объяснению собственно политики. Это определение, однако, не включает психологических компонентов политического поведения отдельных социальных и этнических групп.
^
А) Предмет.
Американские психологи не всегда утруждают себя разработкой строгих академических описаний предмета той или иной науки. Поэтому их определения часто носят операциональный характер и нередко бывают либо слишком общими, либо, наоборот, слишком узкими.
Приведем некоторые примеры.
*«Политическая психология — изучение взаимодействия политических и психологических процессов» (М. Дойч);
*«исследование психологических компонентов политического поведения» (^
*«политическая психология — это изучение людей, принимающих властные решения, а также тех, кто пытается влиять на эти решения» (Барнер-Бэрри и Розенвейн).
С учетом многообразия субъектов политической деятельности, тех задач, которые им приходится решать, а также различных форм отражения реальностей политической жизни в сознании и поведении индивидов и групп предлагается следующее определение предмета политической психологии: эта наука изучает психологические компоненты политической жизни общества, которые формируются и проявляются в политическом сознании наций, социальных групп и индивидов и реализуются в практических действиях всех субъектов политических процессов.
^ методов политической психологии, то, будучи ответвлением психологии социальной, она использует ее опыт и весь методический арсенал, начиная от опросов, анкетирования, наблюдения и включая эксперимент, моделирование и прожективные методики.
^ Круг вопросов, которые исследуются в политической психологии, исключительно широк, и здесь удастся рассмотреть лишь некоторые из них.
^
Еще совсем недавно как в области политической науки, так и в психологии высказывались сомнения относительно судьбы политической психологии как самостоятельной научной дисциплины. Политологи традиционной ориентации подвергали сомнению сам подход к политике, который, по их мнению, страдал редукционизмом, т.е. сводил собственно политические явления к психологическим. Так, американский политолог С. Хоффман возмущался исследователями, которые идеологию сводят к иррациональным конструктам, а национальную идентификацию трактуют как патологический призыв к базовым инстинктам агрессивного толка или примитивным защитным механизмам*. Действительно, ряд ранних исследований в области политической психологии, особенно находящиеся под влиянием психоанализа, дали основания для подобных упреков. Хоффман был прав, когда утверждал, что «враги — не всегда являются лишь простыми проекциями негативного опыта личности. Иногда это вполне реальные существа».
^ к тому же еще и официальными идеологическими табу. Псевдомарксистский экономический детерминизм выносил за скобки любые факторы воздействия на политику, не вписывающиеся в традиционную схему анализа. Психология была в числе «нежелательных» феноменов в анализе политики.
У психологов были свои недоумения по поводу предмета новой дисциплины. ^ западные психологические школы, в основном позитивистской ориентации, рассматривали свой предмет на манер естественнонаучных дисциплин, то в любом ценностно-окрашенном исследовании они видели отход от канонов подлинной научности. Понятно, что политика не может быть таким же предметом исследования, как минерал или лягушка, т.е. предметом ценностно-нейтральным. Любой исследователь привносит свое собственное видение политики и свои политические ориентации, считать от которых политико-психологическое исследование, как и иные гуманитарные области, практически невозможно.
В дискуссиях по предмету политической психологии можно выделить несколько существенных моментов.
Во-первых, понимание того, что психологические компоненты являются неотъемлемой частью политического процесса, происходило постепенно и отягощалось методологическими крайностями пионерских исследователей. Так, работа 3. Фрейда и У. Буллита об американском президенте Вудро Вильсоне, написанная еще в 30-х годах, не публиковалась до 1967 года в связи с тем, что были живы некоторые описанные в ней персонажи*. Но, когда эта книга все же вышла, даже психологи, принадлежащие к психоаналитическому направлению, нашли содержащиеся в ней методы анализа личности этого политика чрезвычайно упрощенными, устаревшими.
Во-вторых, и работы современных психологов, избирающих своим предметом политическое поведение, политическое мышление или политическую культуру, нередко методологически недостаточно обеспечены и включают в качестве научного инструментария политологические и психологические, статистические и социологические категории и подходы без их должного перевода на язык своей науки.
В-третьих, политико-психологическая проблематика развивается не только в рамках самой этой науки, но и в работах по этнографии, страноведению, экономике, истории, социологии и др. В последние годы появилось немало интересных публикаций, имеющих междисциплинарный характер и раскрывающих закономерности формирования личности в политике, воздействие политической культуры на судьбы государства, влияние исторически сложившегося менталитета на развитие нации и т. д. Все эти проблемы входят в круг исследования психологии политики. Однако не получили пока в ней достаточного освещения и зачастую не осознаются специалистами из смежных дисциплин в их политико-психологическом звучании Как известный герой Мольера, они говорят на политико-психологическом языке, не подозревая об этом.
^ с характерными для этого этапа дискуссиями по ключевым вопросам. Даже название этой науки вызывает разночтения. Одни авторы предпочитают говорить о «политической психологии», другие — о «психологии политики», третьи используют название «социально-политическая психология» (Г. Г. Дилигенский)*. Споры о названии не несут на себе серьезной смысловой нагрузки, если не считать того, что разные авторы стоят на позициях той «материнской» науки, из которой они вышли. Соответственно они используют по преимуществу методологическое обеспечение, которое им более привычно. В одном случае психология политики рассматривается как раздел политологии, в другом — как психологическая субдисциплина.
Различны и точки зрения специалистов на объем изучаемых политико-психологических феноменов, включаемых в предмет.
Так, Г. Г. Дилигенский, вслед за рядом американских политических психологов (С. Вагпег-Ваггу, R. Rosenwein) полагает, что политическая психология не должна заниматься макрополитическими процессами. Ее предмет должен трактоваться как психология ПОЛИТИКОВ. Такая позиция сужает не только предметную область, но и предполагает пользование исключительно инструментарием индивидуальной психологии.
^ , которого придерживаются М. Херманн, Дж. Кнутсон, X. Юлау и другие не менее авторитетные политические психологи, чье мнение разделяем и мы, напротив, видят задачу политической психологии более широко. В предмет исследования включаются не только поведенческие и когнитивные аспекты психологии личности политиков-профессионалов, но и все многообразие групповых процессов, происходящих в политике.. Изучение проблемы личности в политике является лишь одной из них.
^
Как и любая наука, политическая психология использует свой научный язык, свой категориальный аппарат. В силу междисциплинарного характера исследований в них соседствуют категории, используемые и философами, и антропологами, и социологами и политологами.
Так политическая философия внесла свой вклад в становление политической психологии, снабдив ее наиболее общими теоретическими понятиями о соотношении личности и государства, о подчинении гражданина политике (Т. Гоббс) и интересе, который лучше любого насилия управляет политическим поведением личности (А. Смит).
Такие философы, как А. Тойнби и П. Сорокин, Дж. Оруэлл обогатили психоисторию как раздел политической психологии представлениями о психологических компонентах масштабных политических процессов.
Общетеоретические идеи ^ принесли новое понимание политики как системы, в которой индивид является одним из элементов. Нередко эти метатеоретические представления специально не обсуждаются, оставаясь в имплицитной форме. Но именно эти концепты подчиняют себе исследовательские процедуры.
Социология и социальная психология дали политической психологии основные методические приемы, методологию исследования. Эти дисциплины, как и политическая психология, не претендуют на широкомасштабные обобщения, оставаясь в рамках теорий среднего уровня. Такие категории, как роли, нормы, ценности, интересы, лидерство, конформизм, социализация и многие другие, описывающие внутри- и межгрупповое поведение человека. Его становление в социальной среде как гражданина политические психологи заимствовали из названных дисциплин.
Психология личности, представленная самыми разными ориентациями, обогатила политическую психологию такими категориями, как
*поведение,
*мотивация,
*когнитивные структуры,
*стиль мышления,
*стиль принятия решений,
*стиль межличностных отношений и др.
Те направления, которые базируются на психоаналитических подходах (например, психобиографическое), используют такие категории, как:
*защитные механизмы,
*авторитарное подчинение,
*операциональный код.
Исследователи, стоящие на позициях когнитивной парадигмы, предпочитают говорить:
*о менталитете,
*о когнитивных картах личности политиков и их стиле политического мышления,
*о семантическом пространстве.
Последователи ^ в политической психологии оперируют понятиями:
*мотивов,
*потребностей,
*ценностей.
Приверженцы бихевиоризма рассматривают поведение человека в политике сквозь призму:
*наказания,
*поощрения,
*цены,
*обмена,
*стимула и пр.
Политическая наука снабдила политическую психологию категориями:
*политической системы,
*политического участия,
*конфликта и консенсуса,
*плюрализма,
*гегемонии,
*демократии и иными понятиями, описывающими политические феномены.
В политической психологии они работают в том же значении, что и в политологии, наполняясь при этом собственно психологическим содержанием.
Важно учесть и то, что в психологической науке много составляющих, которые являются предметом политической психологии, решаются в границах социальной, педагогической и возрастной психологии, социологии, экономической науки, философии, истории.
Это, в частности,
*политическое воспитание,
*общественное сознание,
*политическая активность,
*политическая культура и др.
Поскольку основными направлениями политической психологии являются:
*бихевиористический,
*когнитивистский,
*психобиографический и
*психоисторический, то в каждом из них несколько по-разному трактуется и объект политической психологии.
Психологи-бихевиористы, например, предметом политической психологии считают определенные особенности политического поведения конкретного человека, политика, лидера, политической группы, партии, организации и т.п.. Они утверждают, что, изучая поведение, его можно не только понять, объяснить, а и соответственно смоделировать, сконструировать. Поэтому и сами политики, по мнению бихнвиористов, являются объектом манипулирования. Такой взгляд нельзя оспаривать.
Когнитивисты изучают и исследуют закономерности идеологического процесса как сложного, противоречивого и неоднозначного явления; их цель — на основе развития политической психологии гуманизировать политические отношения. Нельзя отвергать и такой взгляд.
Психологи-психоаналитики предмет политической психологии рассматривают сквозь призму, прежде всего, подсознательного. Используя своеобразный психобиографический метод, они стремятся, прежде всего, понять мотивы конкретных политических поступков.
В прежнем СССР к 60-х лет XX ст. политической психологии как науки фактически не существовало, поскольку политическое сознание граждан отождествлялось с господствующей идеологией, а любые отклонения от нее считались абсолютно недопустимыми. Иначе говоря, политическое сознание граждан сводилось исключительно к коммунистической идеологии.
В конце ^ , кризиса коммунистической идеологии, отказа от коммунистически-социалистических идеалов, формирования политического плюрализма интерес к политической психологии намного повысился, поскольку к тому времени не было потребности теоретически обосновываться сложные политические явления, которых не существовало.
В последние годы интерес к политической психологии за границей, в частности в посткоммунистических странах близкого и дальнего зарубежья, усилился благодаря таким сложным политико-психологическим явлениям, как внутренняя и внешняя политика, терроризм, етноконфликты, дискриминация отдельных социальных групп, наличие конфликтного потенциала, формирования субкультуры протеста и недоверия граждан к властным структурам.
Основными объектами политико-психологических исследований являются:
*политическое участие,
*политическое лидерство,
*политические ценности и установки,
*мотивы, которые влияют на политическое поведение,
*политическая социализация,
*индивидуальное, групповое и массовое политическое сознание.
В политической психологии используют такие методы исследований:
*наблюдение,
*социологические опросы,
*тестирование,
*моделирование политических ситуаций,
*психосемантичний анализ,
*экспертная оценка,
*создание психологических портретов,
*анализ биографий политических деятелей и др.
Большинство перечисленных исследовательских приемов политическая психология позаимствовала из социального, клинического, когнитивного и других направлений психологии.
Рассмотрим особенности наиболее распространенных методов исследований.
Наблюдение — один из основных эмпирических методов психологических исследований. В политической психологии— это специальное, систематическое и целенаправленное наблюдение за политическим поведением, действиями, процессами с целью выяснения их смысла, содержания, цели и направленности.
Социологические опросы — это метод, который часто используют для собирания первичной вербальной информации о явлениях индивидуального и общественного сознания, объективные факты и процессы. Этот метод широко используют также в социологических, психологических, экономических, демографических, политологических, педагогических и других исследованиях. Поскольку в политических процессах часто задействовано много личностей, то благодаря этому методу удается
*определять психолого-политические состояния,
*ориентации,
*прогнозировать поведение значительного количества людей,
*отдельных социальных, демографических групп, классов и т.п.
В политической психологии большое значение имеют многоразовые социологические опросы (панельные), с помощью которых можно проследить динамику политических явлений и процессов. Для оперативного изучения общественной мысли применяют так называемые зондажные опросы (опросы-молнии, опросы-голосования). Наиболее распространенные анкетные социологические опросы: почтовые, печатания анкет в средствах массовой информации, телетайпные. Технологию опросов политическая психология позаимствовала в социологии.
Тестирование — метод психологической диагностики с помощью заранее заготовленных стандартизированных вопросов и заданий (тестов).
В политической психологии благодаря тестированию можно обнаружить:
*отличия в политических взглядах отдельных политиков, между разными явлениями,
*определить уровень политической культуры, грамотности человека,
*наличие у него определенных привычек, знаний, личностных характеристик.
Моделирование политических ситуаций — исследование политико-психологических процессов и состояний с помощью их реальных (физических) или идеальных (прежде всего математических) моделей. Под моделью здесь понимают систему объектов и знаков, которые воссоздают отдельные важные свойства системы-оригинала. Таким образом, можно смоделировать прогнозируемый митинг, дискуссию, партийные сборы, избирательную кампанию и т.п.
Психосемантический анализ. Основывается на психосемантике — области психологии, которая изучает генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений в индивидуальном сознании (образы, символы, символические действия).
^ , чем более сложное политическое действие, процесс, явление, тем больше методов их исследования (в объединении) использует политическая психология.
Дополнительный материал к методам политико-психологических исследований в политической психологии.
В современной политической психологии царят методологическая терпимость и плюрализм. В конкретных исследованиях в равной степени представлены:
*психологические тесты и
*социологические опросы,
*метод экспертной оценки и
*психолингвистический анализ.
Почему? Это связано как с отсутствием общепризнанных теоретических схем, так и с междисциплинарным характером исследований, в которых приходится соединять подходы нескольких дисциплин к сложному и многоуровневому объекту — поведению человека в политике.
^ .
Так, различные феномены массового политического поведения требуют таких методов, как:
*анализ статистических данных,
*проведение массовых опросов с последующей математической обработкой больших массивов данных,
*проведения фокусированных интервью и
*метода фокус групп.
Так, подготовка предвыборных кампаний в последние годы породила широкий спрос на составление так называемого паспорта избирательного округа. Как это делается?
Политические социологи и психологи проводят анализ статистических данных жителей конкретного избирательного округа с последующим описанием основных психологических и социальных типов избирателя. При наличии мониторинговых исследований в округе на протяжении нескольких лет такого рода работа дает очень прицельные результаты. Политик получает детальное представление как о глубинных и малоподвижных установках своих избирателей, так и о ситуативных изменениях в их настроениях.
В арсенале политических психологов сейчас появились специальные методики для исследования динамики массовых политических ориентации, основанные на применении компьютерных средств обработки больших массивов данных. Так один из самых дорогостоящих проектов под руководством Р. Инглхарта и П. Абрамсона ставит своей задачей анализ динамики политических ценностей в 49 странах мира с разными типами политических систем.
Хотя исследование различных форм массового поведения по своей технике ближе всего к социологическим методам, но их содержание диктует применение таких методик, которые адекватны изучаемым психологическим феноменам. Отсюда и выбор таких исследовательских процедур, как:
*проективные методики (например, метод неоконченных предложений),
*метод ассоциаций и др.
Указанные подходы дают хорошие результаты при изучении:
*электорального поведения,
*массовых политических ориентации,
*ценностей политической культуры.
Но эти политико-психологические феномены поддаются анализу и с использованием иных методов. Так, например,
*психобиографические подходы позволяют не только выяснить влияние отдельных личностных характеристик политиков на конкретные события, но и видеть в отдельном политике модель определенного типа политической культуры. В работе Бетти Глэд на американском политике Ч. Хьюзе показано, что он был лишь выразителем господствующего в американской элите после первой мировой войны изоляционистского настроения*.
Изучение феноменов *политического мышления и политического сознания ведется в политической психологии преимущественно методами социальной психологии, причем в основном когнитивистского направления. Прежде всего, объектом исследования становятся различные тексты, которые обрабатываются с помощью контент-анализа различных модификаций. Так, в работе Д. Уинтера, М. Херманн и соавт.** контент-анализу подверглись тексты выступлений Буша и Горбачева для выявления ряда когнитивных характеристик этих политиков. Среди изучаемых компонентов политического мышления были:
*убеждения,
*понятийная сложность,
*методы достижения целей и некоторые другие особенности, прежде всего, спонтанных (не написанных заранее) текстов,
проанализированные через их сопоставление с аналогичными количественными характеристиками 148 высших политических руководителей из разных стран, культур и периодов.
Таким образом, наряду с чисто качественными особенностями, метод контент-анализа позволяет использовать и количественные параметры, дающие более объективные результаты.
Другим методом, используемым для изучения политического менталитета тех групп, которые имеют артикулированные политические ценности, является -
метод построения их семантического пространства***.
Российский психолог В. Петренко проанализировал политические штампы и клише в лексике новых российских партий. Материалом анализа послужили речи известных политиков, партийные документы. Данные этого исследования позволили построить многомерную типологию сознания политических активистов.
Исследование личности в политическом процессе начиналось еще в 30-е годы в рамках преимущественно психоаналитической традиции. С этим связан и интерес исследователей, прежде всего, к таким методикам, которые позволяли проникнуть в бессознательную, эмоциональную сферу личности, раскрыть глубинные мотивы политического поведения. В одной из первых политико-психологических работ Г. Лассвела материалом для изучения политиков стали их медицинские карты в одном из элитарных санаториев, где их лечили от неврозов, алкоголизма и т. п.* Современные политические психоаналитики продолжают традицию качественного изучения личности политика, создавая психологические профили представителей данной профессии.
Наряду с этим в политической психологии:
*широко используются психологические тесты при непосредственном исследовании политиков,
*а также многочисленные методы дистанционного анализа в случае, когда объект недоступен исследователю. В таких случаях изучаются не только тексты их выступлений, но и видеозаписи, мемуары о них и другие прямые и косвенные источники данных о личности в политике.
Нередко используется и метод экспертных оценок, который позволяет оценить отдельные качества личности, дать прогноз ее поведения.
В арсенале исследовательских процедур политической психологии постоянное место занимает и метод эксперимента. Чаще проводится лабораторный, но используется и естественный эксперимент.
Например.
В результате экспериментальной проверки получили подтверждения важные теоретические положения о закономерностях поведения человека в политике. Тверски и Канеман доказали, что человеку свойственно избегать высокой степени риска**.
Знаменитые опыты Милгрэма показали, что в случае, когда есть некий «научный» авторитет в лице экспериментатора, испытуемые готовы пойти даже на ненужную в условиях эксперимента жестокость, снимая с себя ответственность за результат своих поступков*.
Недавние эксперименты ^ выявили склонность экспертов давать более крайние оценки кандидатов, чем это делают непрофессионалы**. Обычные граждане, оценивая политиков, руководствуются не столько знаниями о том, что и как те сделали в политике, а исключительно впечатлениями, полученными накануне выборов***.
Следует отметить, что помимо собственно исследовательских процедур, в политической психологии используется и широкий набор методов коррекционного воздействия на политическое поведение, сознание и бессознательные структуры личности.
Практика политического консультирования включает:
*психодиагностику политического деятеля,
*анализ и коррекцию его публичного имиджа,
*разработку стратегии его взаимоотношений как с широкой публикой, так и с собственными единомышленниками и аппаратом.
Такая работа политического психолога предполагает:
*использование методов тренинга,
*участия в деятельности по паблик рилейшнз,
*разработку рекомендаций по эффективной политической коммуникации.
Говоря об области деятельности профессионального политического психолога, следует отметить, что международное сообщество (ISPP) разработало и предложило своим индивидуальным членам специальный этический кодекс, регламентирующий ряд действий специалистов в этой области.
Так же как психолог, врач, социальный работник или специалист по организации, политический психолог, занимающийся исследованиями или консультированием, имеет дело с достаточно взрывоопасной информацией.
Так,
*политический консультант не считает себя вправе не только публично обсуждать данные, касающиеся своих клиентов, но даже не раскрывает его имени без разрешения последнего.
Существует опасность нанести урон репутации того или иного человека, даже если обсуждение имеет профессиональный характер в научном журнале.
Профессиональная община заинтересована, чтобы ее представители четко отделяли свою научную деятельность от участия в практической политике.
^
(Материалы для самостоятельного изучения студентами психологами и социальными работниками)
Скачать файл (886 kb.)