Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Интервью в социологическом исследовании - файл 1.doc


Контрольная работа - Интервью в социологическом исследовании
скачать (120.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc121kb.26.11.2011 00:09скачать

содержание

1.doc

Оглавление
С.

Введение……………………………………………………………………3

1. Общая характеристика интервью…………..………………………….5

2. Виды интервью.…………………………………………………………7

3. Схема проведения интервью. Требования к процедуре интервью...13

4. Подготовка интервьюеров. Требования к интервьюеру. …………..19

Заключение ………………………………………………………………22

Список использованных источников и литературы………………….24


Введение
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что сбор первичной социологической информации является важнейшим этапом в проведении социологического исследования. Именно поэтому рассмотрение и изучение интервью как метод сбора информации, важная и актуальная для изучения тема.

В наше время человечество превратилось в высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Возникают вопросы о решении этих проблем. Но для рационального решения поставленных задач необходимо иметь представление о проблемах и их причинах. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование.

Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, имеет огромное значение. Оно позволяет исследователю продвигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои догадки, собирать и оценивать информацию об изучаемом явлении. С его помощью можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.

Социологическое исследование - один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах.

Одним из методов социологического исследования является интервью. Это специфический метод исследования, характерный для социального познания. Макс Вебер назвал этот метод сбора информации королевским. Он недоступен естественным наукам, ибо «скалы не разговаривают».1

Меня очень заинтересовало интервью как метод социологического опроса.

Целью моей работы является охарактеризовать интервью как метод социологического опроса.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- дать общую характеристику интервью;

- проанализировать виды интервью, схему проведения, требования к проведению интервью;

- исследовать телефонное интервью, его особенности проведения.

Объектом данной работы является интервью в социологическом исследовании.

Предметом данной работы являются особенности интервью в социологическом исследовании.

Структура работы состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

^ 1. Общая характеристика интервью.
Интервью относится к опросным методам социологии и представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные целы и придерживающимися разных сценариев поведения.

Интервью надо понимать в широком и узком значении.

Интервью – 1) жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами, которая проводиться в свободной манере для выяснения новых сведений, установления недостающих подробностей, определения чьей-то позиции, взглядов на происходящее событие; 2) в науке – это способ научного познания с привлечением знаний посторонних людей, последующей статистической обработкой. Интервью в руках ученого – такой же точный и четко сконструированный инструмент, как радиотелескоп.

Итак, научное интервью, в т.ч. социологическое, - это метод получения информации от человека в ходе живого диалога (обычной беседы), согласно которому специально подготовленный исполнитель (интервьюер) задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой (последовательность, форма постановки вопросов и т.п.). Человека, с которым беседует ученый, именуют опрашиваемый, интервьюируемым, респондентом.

Интервью – это прежде всего взаимодействие двух людей, связанных нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво. В обычном разговоре можно игнорировать неприятные вопросы или давать недвусмысленные, не относящиеся к делу ответы, или отвечать вопросами на вопрос. Однако при интервьюировании сложнее уйти от вопроса подобными способами. Опытный интервьюер либо повторит вопрос, либо попытается подвести респондента к однозначному и уместному ответу.

Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составлении программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.

Его преимущества перед письменным опросом заключаются в следующем:

  1. при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

  2. этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;

  3. опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу чего интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

Однако у интервью есть свои недостатки. Интервьюирование – сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога высочайшего профессионализма. Используя этот метод невозможно опросит большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюер, так как наступает «эффект интервьюера», что снижает качество информации.


^ 2. Виды интервью.
Наиболее распространенным основанием классификации является степень формализованности, что позволяет выделить главные виды интервью. Степень формализованности интервью, степень свободы его участников представляют собой принципиальное основание классификации с точки зрения определения познавательных возможностей этого метода. Различают несколько видов интервью - от полностью свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса. Свободное интервью, т.н. клиническое, психоаналитическое, наибольшее применение нашло в психиатрии, откуда и берет начало. Оно не имеет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Задается лишь тема интервью. Формулирование вопросов, уточнение и развитие темы, определение длительности беседы и последовательность вопросов оставлены на усмотрение интервьюера (свободное интервью чаще всего проводят сами социологи). Данные свободного интервью с большим трудом поддаются математической обработке. Поэтому оно не применяется при массовых опросах, а чаще всего используются при опросах экспертов, на стадии разведывательного исследования перед проведением основного опроса, с целью ознакомления с объектом, уточнения методик, опросников.

^ Глубинное интервью - слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.

Достоинства глубинных интервью: с помощью глубинных интервью можно получить более полную информацию о поведении человека, о причинах такого поведения, его глубинных мотивах, что не всегда возможно в фокус-группе, где респонденты оказывают давление друг на друга и сложно определить, кто именно дал тот или иной ответ. Проводится по специально подготовленному плану, в форме неформальной беседы, которая записывается для последующего анализа на аудио-носители. Глубинное интервью заключается в последовательном задании квалифицированным интервьюером респонденту группы зондирующих вопросов, в целях понимания, почему он ведет себя определенным образом или что он думает об определенной проблеме. Респонденту задаются вопросы по исследуемой теме, на которые он отвечает в произвольной форме. При этом интервьюер задает вопросы типа: "Почему вы ответили подобным образом?", "Можете ли вы обосновать вашу точку зрения?", "Можете ли вы привести какие-то специальные аргументы?". Ответы на подобные вопросы помогают интервьюеру лучше понять ход мыслей респондента.

Глубинное интервью отличается от свободного тем, что здесь, кроме общей темы, беседы, заранее задается определенный круг вопросов, на которые следует получить ответы. Стратегия ведения беседы, последовательность и формулировки вопросов оставлены на усмотрение интервьюера. Глубинное интервью применяют для зондажа общественного мнения относительно четко очерченного круга вопросов, в разведывательном исследовании, при изучении мотивов и ориентации опрашиваемых. Свободное и глубинное интервью различаются не столько по степени формальности, сколько по сферам их применения. Материалы глубинного интервью подвергают содержательному, качественному анализу.

^ Фокусированное (направленное) интервью отличается от предыдущих главным образом тем, что ставит целью изучение мнений относительно конкретно заданной ситуации. Внимание опрашиваемых как бы "фокусируется", направляется на определенный, предварительно выбранный социологом фрагмент действительности: явление, ситуацию и т.п. Им может быть художественное произведение, кинофильм, театральная постановка.

В фокусированном интервью, опрашиваемые сначала знакомятся с объектом, который становится предметом обсуждения во время интервью.

Фокусированное интервью представляет еще одну степень в формализации процедур методики. Отличительной чертой его является предварительный анализ ситуации, в которую вовлекаются опрашиваемые. Обсуждение проводится по "горячим следам" с группой опрашиваемых, либо по одиночке.

^ Интервью с открытыми вопросами проводится с применением плана, который подготавливает заранее социолог. План интервью представляет собой набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности. Интервьюер должен строго придерживаться плана интервью, последовательности вопросов и их формулировок. От него требуется полностью и внятно зачитывать помещенные в плане интервью вопросы и дословно, без искажений записывать ответы. Иногда при этом прибегают к помощи стенографии или магнитной записи. Интервью с открытыми вопросами применяют при опросах экспертов, телефонных опросах, а также в пробных (пилотажных) исследованиях с целью апробации анкет, опросных материалов, разработки вариантов ответов на закрытые вопросы.

^ Интервью с закрытыми вопросами, или стандартизированное интервью, - это формализованная процедура опроса, приближающаяся к анкетированию с помощью анкетера. Формализованность заключается главным образом в стандартизации плана интервью. Подготовленный социологом опросник фактически представляет собой анкету с преимущественно закрытыми вопросами. Если вопросы закрытые, опрашиваемому остается лишь выразить свое согласие с одним из вариантов ответов. Если в свободном или фокусированном интервью интервьюер является в определенной степени свободным исследователем, то здесь он лишь исполнитель-информатор. Поведение его строго регламентировано, он не должен отклоняться от заданной последовательности вопросов, менять формулировки, задавать дополнительные вопросы.

Стандартизированное интервью - наиболее распространенный вид из приведенных выше. Классическим примером его является опрос при переписях населения. Социологи иногда используют термин "полу стандартизованное интервью", имея в виду, что в опроснике имеются также и открытые вопросы1.

^ Экспертное интервью - представляет собой беседу на тему исследования со специалистом определенного рынка. В качестве таких специалистов выступают респонденты, имеющие определенный высокий статус (часто занимающие какую-либо руководящую должность) и обладающие компетентностью в изучаемой области. Интервью проводится в соответствии с заранее определенным списком вопросов и позволяет получить мнение эксперта по кругу тем.

^ Личные интервью /face-to-face/ - опрос в форме личной структурированной беседы между интервьюером и респондентом, в ходе которой интервьюером заполняется анкета или бланк интервью. Данный метод дает наиболее точную информацию, когда опросный инструментарий  разрабатывается на основании и с учетом результатов «качественных» методов.

Личные интервью проводят опытные специалисты, поэтому профессионально проведенное личное интервью, не утомляет респондента и обеспечивает полноту и достоверность ответов на вопросы анкеты.

^ Телефонное интервью – одна из форм опосредованного опроса, получившая особенно широкое распространение в 2000гг. в крупных городах России, имеющих высокий уровень телефонизации. Телефонный опрос – это специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или населенного пункта.

По телефону особенно удобно проводить экспресс - опросы. Например, фирма выпустила свой новый рекламный ролик. Через несколько дней после его показа по телевидению можно провести телефонный опрос, который позволит определить, был ли он замечен различными группами потребителей, понравился ли ролик или нет, запомнился или нет и т.п. Так, например, в компании ТОЙ-ОПИНИОН телефонный опрос проводится специально подготовленными интервьюерами в компьютеризированной системе телефонных опросов – CATI (Computer Assisted Telephone Interview), которая позволяет контролировать работу интервьюеров и оперативно наблюдать за результатами опроса.

Метод телефонного опроса становится все более популярным. Чаще всего, это связывают с мобильностью и быстротой, с которой интервьюер выясняет мнение потребителей о товаре, услуге, компании или рынке в целом.

Что представляет собой результативное и грамотное телефонное интервью? Прежде всего, это разговор, выдержанный в определенном русле. Легкая телефонная беседа призвана выяснить предпочтения потребителей, определить результативность продвижения компании на рынок или узнать мотивацию потенциального клиентов. По большому счету, при помощи подобных интервью можно выяснить практически любую информацию. Главное - правильный подход к делу и умение уверенно взаимодействовать с собеседником.

Почему многие компании отдают предпочтение данному типу интервью? Очевидно, что выбирая тот или иной способ исследования, фирмы руководствуются как минимум определенными целями и бюджетом. Достоверность данных так же является одним из факторов, однако, при сотрудничестве с хорошим центром маркетинговых исследований, она является фактом, само собой разумеющимся.

В вопросах стоимости телефонного интервью не может быть нескольких вариантов ответов: данный метод является одним из наиболее экономичных. Цена проведения маркетингового исследования невелика, поскольку для анкетирования не требуется привлечения большого числа дополнительных ресурсов.

Еще одним аргументом «за» выступает высокая скорость получения результатов. Централизованный контроль над ходом опроса помогает специалистам, курирующим исследование, отслеживать темпы и качество его проведения. При помощи опроса такого типа можно не просто «подбивать статистику», но и определять отношение потребителей к тем или иным изменениям на рынке.

Каким бы хорошим ни был метод исследования, у него всегда имеются некоторые недостатки. Они могут быть выражены в большей или меньшей степени, а, соответственно, их влияние на результат может быть различным.

Самым очевидным недостатком интервью данного типа является некоторое ограничение списка целевой аудитории кругом лиц, имеющих телефоны.

Опосредованное общение отличается от личного тем, что не представляется возможным задавать респонденту сложные вопросы. При проведении исследования достаточно трудно поддерживать интерес собеседника в течение длительного периода, в связи с чем анкета должна быть небольшая по времени. Продолжительность телефонного интервью не должна превышать 10-15мин. После этого внимание к опросу снижается. Зная подобные ограничения, специалисты изворачиваются как могут: сокращают паузы, укорачивают формулировки вопросов и список альтернатив. Интервьюер, проводящий опрос по телефону, должен иметь специальную подготовку. Успех телефонного интервью зависит от владения интервьюера голосом и умения на расстоянии чувствовать состояние опрашиваемого.

Еще один не достаток телефонного интервью – неискренность ответов. Как было неоднократно доказано, качество и достоверность сведений, собираемых по телефону, оказывается заметно ниже, чем при использовании других методов. Оказывается, телефонному респонденту легче не только отказаться от интервью, но и соврать. Таким образом, по степени искренности этот вид интервью серьезно отстает от всех прочих методов.

^ 3. Схема проведения интервью. Требования к процедуре интервью.
Интервьюирование, как и другие методы опроса, представляет собой своего рода технологию, включающую в себя следующие этапы:

– подготовка интервью, включая общую и конкретную подготовку;

– начало;

– основная часть;

– завершение;

– обработка результатов.

Методические принципы интервьюирования можно разделить на базовые (универсальные) и специфичные. Последние представляют собой модификации этой методики применительно к различным типам исследовательских задач.

Подготовку интервью принято разделять на общую и конкретную. Под общей подготовкой понимается подготовка к интервьюированию вообще, а под конкретной – подготовительная работа к проведению интервью с конкретными респондентами по заранее определенной теме.

Общая подготовка к интервьюированию по сути равносильна подготовке квалифицированных интервьюеров. Профессиональные качества интервьюеров, специализирующихся на проведении глубоких интервью, в ряде аспектов отличаются от профессиональных качеств интервьюеров, проводящих формализованные интервью. Главное отличие заключается в том, что при проведении глубоких интервью интервьюеры должны обладать высокой профессиональной подготовкой, тогда как при проведении формализованных интервью образование и профессия интервьюеров практически не имеют значения.

Конкретная подготовка интервью включает в себя принятие решений по ряду ключевых вопросов исследования. К числу таких вопросов относятся: выбор респондентов, составление вопросника, определение времени и места интервью, определение способа записи.

Начало интервью.

Под начальной стадией интервью понимается достижение предварительной договоренности с респондентом, если таковое имеет место, и первые минуты непосредственного общения с ним, включая вводную или вступительную часть беседы и первые вопросы.

Начало интервью выделяется в особый этап в связи с тем, что оно выполняет специфические функции. Эти функции связаны не с получением информации, а с установлением психологического контакта с респондентом. В зарубежных учебниках слово “контакт” часто определяется такими выражениями, как “установление атмосферы открытости и доверия” или “разбивание льда”.

Основная часть интервью

Основная часть интервью начинается с того момента, когда респондент дал свое согласие на интервью, иначе говоря – с момента установления контакта. В основной части все функции разговора с респондентом интервьюер подчиняет одной – информативной. В итоге интервью он должен получить полную и глубокую информацию по проблеме исследования. Все поведение интервьюера определяется этой целью.

Внешне процесс интервьюирования похож на непринужденную беседу двух людей, увлеченных разговором. Такое сравнение отчасти верно, поскольку неподдельный интерес к разговору и “индуцирование” у респондента ответного интереса – профессиональный долг интервьюера. Вместе с тем интервью – это не просто беседа. По крайней мере для одной из сторон – для интервьюера – это исполнение служебной обязанности. За внешней непринужденностью действий хорошего интервьюера всегда скрывается строгая внутренняя дисциплина.
Завершение интервью.

Как и начало интервью, завершение выделяется в особый методический этап в связи с его специфическими функциями. Поскольку к моменту завершения интервью сбор информации по теме исследования окончен, эти функции в основном не являются информационными.

Оптимальный вариант заключается в том, что завершение интервью должно совпасть с его естественным концом. Решение об окончании в этом случае оказывается как бы обоюдным, совместным. Никому из участников интервью не должно показаться, что финал слишком поспешный, но также не должно возникнуть ощущения, что интервью растянуто. Интервью должно завершиться, когда все вопросы рассмотрены, – не раньше и не позже.

Завершенное интервью следует отличать от интервью прерванного. Прерывание незавершенного интервью обычно происходит, если кто-то из участников исчерпал свой лимит времени. Бывает (хотя этого следует избегать), что лимит времени исчерпывается у самого интервьюера. Если это все же случилось, надо честно сообщить об этом респонденту, сказав, что вы хотели бы продолжить разговор. Тут же следует обсудить с интервьюируемым время и место новой встречи. В некоторых случаях прерывание интервью может вызвать ряд проблем. Если продолжения не последует в скором времени, благоприятный климат общения может нарушиться. По этой причине эффективное интервью прерывать нежелательно.

При приближении к финалу задача интервьюера заключается в том, чтобы сохранить хороший “климат” общения. Завершение должно быть обоюдно приятным. Если интервью прервано, то такой финал необходим для успешного установления контакта при новой встрече. Если же интервью полностью закончено, требование сохранения хорошего “климата” из методического превращается в этическое. Респондент не должен почувствовать, что его “отжали” и выбросили, как ненужную вещь. Атмосфера доверия и дружбы, достигнутая в основной части интервью, должна проявиться в его финале.

Хорошей формой завершения интервью является финальное резюме, которое, в частности, нередко позволяет получить какую-то дополнительную информацию или сделать обобщения. Резюме может быть высказано либо респондентом по просьбе интервьюера, либо самим интервьюером с просьбой к респонденту его прокомментировать, ответив на вопросы, правильно ли оно, верно ли в нем расставлены акценты, не упущено ли что-либо существенное и т.п.

Обработка материалов интервью.

Проблема редактирования.

Независимо от способа записи интервью, первым этапом его обработки является составление письменного текста (стенограммы) высказываний респондента. Опыт проведения обследований показывает, что магнитные записи и записи от руки, сделанные по ходу интервью, не могут быть использованы в качестве первичного материала для их осмысления и обработки. Работа с фонограммами или с неразборчивыми записями затруднена до такой степени, что становится практически невозможной. В связи с этим, дешевле, проще и результативнее затратить часть финансовых средств исследователя на изготовление отпечатанных на компьютере стенограмм.

Спорным является вопрос о целесообразности редактирования стенограмм интервью. Противники редактирования выдвигают общеизвестные аргументы, связанные с тем, что в процессе редактирования и «олитературивания» текста в него могут вноситься значительные искажения. В учебных пособиях по интервьюированию данная точка зрения преобладает. Практика, однако, порой показывает иное. Все известные нам научные работы, выполненные на основе метода глубокого интервьюирования, и содержащие в тексте фрагменты из интервью, показывают, что эти фрагменты были подвергнуты значительной литературной редакции.

Осмысление результатов.

При анкетных опросах или формализованных интервью вслед за этапом сбора эмпирической информации следует этап количественной ее обработки, который включает в себя подсчет процентных соотношений, вычисление коэффициентов корреляции и иных цифровых показателей.
^ Требования к процедуре интервью.

Для проведения интервью важно обеспечить внешние условия, место проведения, время дня и продолжительность. Одним из важнейших условий получения достоверной информации является наличие качественного инструментария (бланка интервью) и соблюдения правил его применения.

Бланк интервью – это документ, в котором соответствующим образом поставлены и сгруппированы вопросы по теме и есть место для записи ответов на них. В нем указывается имя интервьюера, тема, место проведения интервью, длительность беседы, отношение респондента к беседе. Регистрация ответов респондентов может осуществляться с использованием диктофона, видеокамеры, стенографиста или фиксации кодов ответов в бланке интервью. В ходе проведения интервью интервьюер должен придерживаться нейтральной позиции, не высказывать своего отношения к предметы разговора. Он не должен задавать наводящие вопросы, требующие вынужденных ответов, делать подсказки.

^ Время, место и способ записи.

Время проведения интервью. Относительно оптимального времени проведения интервью существует мало обоснованных рекомендаций. Предпринимались попытки экспериментально определить, когда лучше брать интервью : утром или вечером. Эти попытки не дали определенного результата, из чего следует сделать вывод, что само по себе время начала интервьюирования не играет существенной роли. Более существенным фактором является соотношение времени интервью с обычным распорядком дня респондента. Очень важно, чтобы время интервьюирования по возможности вписывалось в распорядок дня и не слишком сильно его нарушало. Назначать время следует таким образом, чтобы респондент никуда не торопился, иначе интервью получится скомканным. Данное правило относится также к интервьюеру, который и подавно не должен никуда торопиться. Далее важно, чтобы респондент не был слишком уставшим. Если, к примеру, интервьюер добивается встречи с работником, только что вернувшимся из ночной смены или из длительной командировки, шансы на получение серьезной информации не слишком велики. Поскольку респондент дает согласие на интервью добровольно, окончательный выбор времени всегда остается за ним.

Интервью не должно совмещаться с какими-либо иными занятиями респондента (домашней работой, производственной деятельностью и т.д.), так как качество ответов и глубина раскрытия в этом случае резко снижаются. Наиболее отрицательно на качестве интервью сказывается намерение уйти (спешка), занятие домашним трудом (уборка помещения и др.), профессиональная деятельность.

^ Место проведения интервью. Эффективность беседы в значительной степени зависит от обстановки, в которой она проводится. Место проведения интервью прежде всего должно быть уединенным. Если в помещение, где проводится интервью, кто-то постоянно входит и выходит, обращается к респонденту с вопросами, раздаются телефонные звонки и возникают другие отвлекающие дела, беседа либо сокращается, либо прерывается вовсе. В связи с этим, договариваясь о встрече, интервьюер с самого начала должен оговорить, что желательна беседа наедине.

Таким образом, место интервью по возможности должно быть выбрано так, чтобы минимизировать факторы, препятствующие установлению контакта с интервьюируемым. В частности, этого можно достичь, если увести респондента из той обстановки, которая постоянно напоминает ему о его обязанностях и делах. Интервьюируемые чувствуют себя более раскованно, если сидят в удобных креслах и между ними и интервьюером нет преград в виде столов или конторок.

^ Способ записи интервью. Существуют три способа записи: магнитная звукозапись, запись от руки в процессе интервью и запись по памяти.

Для проведения интервью имеет важное значение способность интервьюера добиваться взаимопонимания с респондентом. Кроме того, вопросник как «инициатор» разговора является важнейшим элементом в создании благоприятной атмосферы и стимулировании желания респондента предоставлять необходимую информацию.

Как при анкетировании так и при интервьюировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки:

- определить слои и группы населения, на которые предполагается распространять полученные результаты опроса (генеральная выборка);

- определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную для репрезентации генеральной совокупности;

- определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора.

В основе интервью лежат три этических принципа: право на частную жизнь, информированное согласие и конфиденциальность.
^ 4. Подготовка интервьюеров. Требования к интервьюеру.
Организацию работы с интервьюерами условно можно представить в виде неких ключевых пунктов, этапов. К ним относятся: подбор интервьюеров; тренинг; обеспечение документами для полевой работы; организация контроля над текущей работой интервьюеров; подготовка интервьюерами итоговых документов; проверка работы интервьюеров (валидизация).

Поскольку установление контакта с респондентом — основа успешного интервью, существуют разные точки зрения на то, каким должен быть интервьюер. Считается, что самые добросовестные интервьюеры — это женщины старше 40 лет, часто — пенсионного или предпенсионного возраста. Эти женщины относительно свободны от домашних забот, имеют материальную заинтересованность, интерес (но нелюбопытство) к людям. К тому же сказываются поколенческие особенности — интервьюеры старше сорока, как правило, ответственны и честны в работе. Конечно, сказанное скорее относится к идеальному типу.1

Очень важным профессиональным качеством интервьюера является умение не влиять на качество получаемых в опросе результатов. Подобное влияние называется эффектом интервьюера.

Интервьюер должен владеть навыками установления контакта с собеседниками, четкого и ясного изложения вопросов, уметь провести беседу в заинтересованном и доброжелательном тоне, независимо от того, совпадает ли его личное мнение с точкой зре­ния собеседника, постоянно следя за своими выражениями и ин­тонациями, чтобы не внушать ожидаемого ответа. За внешней раскованностью опытного специалиста скрывается строгая внутренняя дисциплина. Такая работа требует постоянной концентрации внимания и быстрой реакции. Интервьюер должен непрерывно следить за ходом мысли опрашиваемого и фокусировать его на проблеме исследования. Опытный специалист всегда создаст для своего собеседника комфортную атмосферу, ощущение собственной значимости и чрезвычайной важности своих высказываний.

Такие качества выступают своеобразным тестом, который должны выдержать претенденты в интервьюеры. После того как интервьюеров отобрали на основе научно обоснованных критериев, наступают следующие две фазы, а именно обучение и инструктаж. Необходимо провести их как можно более качественно, посколь­ку отдельные ошибки и оплошности в работе кодировщиков, интервьюеров и других сотрудников могут привести к краху опроса в целом.

На занятиях с интервьюерами проводится инструктаж, во время которого каждый интервьюер получает полный комплект документов (удостоверение интервьюера, список-задание с фамилиями и координатами респондентов, инструкцию и бланк интервью), подробно знакомится с ними и выясняет возникшие вопросы.

В ходе инструктажа излагаются правила поиска респондентов и замены отсутствующих запасными кандидатурами; содержание вводной беседы с респондентом, условия получения его согласия на интервью. Что же касается текста вопросника, то в нем предусматриваются также пояснения по технике заполнения: это могут быть указатели переходов от вопросов-фильтров к специа­лизированным вопросам; правила заполнения вопроса табличной формы; напоминания о карточках с перечнями вариантов ответов, которые интервьюер должен дать респонденту.

Когда дело закончено (проведены инструктаж и, если надо, обучение, люди потренировались в предстоящей работе), интервьюеры выступают на исходные позиции.

При использовании интервью особое внимание уделяется изучению влияния (эффекта) интервьюера, которое может быть как положительным, так и отрицательным

Эффект интервьюера — так обозначают все погрешности, которые связаны с влиянием интервьюера на качество получаемых данных. Он может даже не осознаваться самим интервьюером, происходить подспудно и проявляться в разговоре (вербальном общении), а также в неявных формах: в общем эмоциональном тоне беседы, мимике, поведении ее участников.

Для того чтобы снизить эффект интервьюера, с последним проводится тщательный инструктаж, где излагаются правила поиска респондентов и замены отсутствующих запасными кандидатурами; содержание вводной беседы с респондентом, условия получения его согласия на интервью. В тексте вопросника предусматриваются пояснения по технике заполнения: указатели переходов от вопросов-фильтров к специализированным вопросам; правила заполнения вопроса табличной формы; напоминания о карточках и т.д. Формируется стройная система контроля качества работы интервьюера, наиболее распространенной формой которого является выборочное повторное посещение респондентов. Контролеры-интервьюеры выясняют, состоялась ли беседа и с кем именно, спрашивают о содержании интервью и впечатлении, которое произвел интервьюер.

Респонденты тоже ответственны за возникновение смещений, обычно называемых «эффектом интервьюера». Оценивая социальные характеристики собеседников, они изменяют свои ответы в направлении тех образцов, которые, по их мнению, соответствуют нормам и ожиданиям опрашиваемых. Социальная дистанция и самопрезентация – важнейшие элементы механизма, «запускающего» эффект интервьюера.1

Кроме знаний и опыта работы, как собственного, так и чужого, при проведении интервью, по мнению интервьюеров, большую роль играет интуиция интервьюера, его коммуникативные качества, позитивный настрой и неподдельный интерес к тому, что говорит респондент.

Подготовка интервьюеров должна включать в себя психологические тренинги по невербальной коммуникации – своего рода накопление опыта проведения интервью, но в игровой ситуации. В отечественной социологии имеется опыт проведения подобных игр-тренигов: подготовка интервьюеров личного интервью (правда, невербальные составляющие не являлись специальной темой рассмотрения), подготовка модераторов фокус-групп, обучение интервьюеров наблюдению за поведением респондентов (для уличного опроса).2

Заключение
Социология, как и жизнь общества, наукой о которой она является, многообразна и сложна. С помощью социологии исследуется многочисленные социальные явления и процессы, в центре которых находятся взаимодействующие социальные общности. Общество как таковое – это прежде всего те различные социальные общности, в которых мы живем и работаем, учимся и отдыхаем: трудовые и учебные коллективы, семьи и дружеское окружение, этносы и нации, города и села и т.д.

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости.

Одним из методов сбора первичной информации является интервью.

Интервью – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Различают несколько видов интервью - от полностью свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса: глубинное интервью, фокусированное интервью, интервью с открытыми вопросами, интервью с закрытыми вопросами, экспертное, личное интервью.

Интервьюирование, как и другие методы опроса, представляет собой своего рода технологию, включающую в себя следующие этапы:

– подготовка интервью, включая общую и конкретную подготовку;

– начало;

– основная часть;

– завершение;

– обработка результатов.

Проведение интервью требует организационной подготовки, что предполагает выбор места и времени интервьюирования. Место проведения интервью определяется спецификой предмета исследования. А также следует отметить, что интервью в значительной мере зависит от профессиональной подготовки интервьюера.

Интервью широко распространено в современной жизни. Сфера применения этого метода чрезвычайно обширна и разнообразна: интервью используется в социологии, психологии, журналистике, статистике, этнографии, педагогике, управлении и др. науках. В зависимости от цели исследования, от исследуемого объекта применяют различные виды интервью.

Список используемых источников и литературы.
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.:ИНФРА – М, 2006. – 768с.

2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.-288с.

3. Збровский Г.Е., Шуклина Е.А. Приклодная социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 176с

4. Матовская А.В.Использование невербальной информации в личном интервью. //Социологические исследования. 2006. № 3. С. 104-112.

5. Мягков А.Ю., Журавлева И.В. объяснительные модели эффекта интервьюера: опыт экспериментального исследования.//Социологические исследования.2006. №3 С. 85-97.

6. Социогогия: учебник для вузов/под ред. Проф.В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -448с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
Интернет – источники.
1. С.А. Белановский ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ГЛУБОКОЕ ИНТЕРВЬЮ. http://sl-lad.narod.ru/materialy/belan.htm ( дата обращения 15.03.2011

2. Телефонное интервью. http://feedbackyar.ru/telefonnoe_intervyu (дата обращения 16.03.20011)


1 Збровский Г.Е., Шуклина Е.А. Приклодная социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. С.128.

1. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.С.87.

1 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.:ИНФРА – М, 2006. С.391-392.

1 Мягков А.Ю., Журавлева И.В. объяснительные модели эффекта интервьюера: опыт экспериментального исследования.//Социологические исследования.2006. №3 С.92.

2 Матовская А.В.Использование невербальной информации в личном интервью.//Социологические исследования. 2006. № 3. С.110.



Скачать файл (120.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации