Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Организация планирования. Госплан - файл 1.docx


Организация планирования. Госплан
скачать (75.3 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx76kb.26.11.2011 00:26скачать

содержание

1.docx



Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Государственное планирование как механизм регулирования экономики………………………………………………………………………….4

§1. Начало планового государственного управле

ния экономикой……..4

§2. Особенности планирования в СССР…………………………………..7

§3. План ГОЭЛРО…………………………………………………………11

Глава II. Планирующие организации…………………………………………..13

§1. Формирование системы планирующих государственных организаций……………………………………………………………………....13

§2. Госплан и первая пятилетка………………………………………….14
§3. Роль Госплана в развитии экономики СССР………………………..20

Глава III. Правовые основы государственного планирования в советский период…………………………………………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованной литературы…………………………………………...32






Введение

О плановых началах в экономике еще до революции писали идеологи Советского государства: В.И. Ленин, Г.В. Плеханов. В.И. Ленин в книге «Развитие капитализ

ма в России» 1899 г. отмечал, что планомерность хозяйс

твенной жизни означает постоянную, сознательно под

держиваемую пропорциональность (или соответствие) в развитии производства. Планирование В.И. Ленин рассматривал как инструмент направленного и созна

тельного преобразования общества, подчеркивая, что социализм немыслим «без планомерной государствен

ной организации, подчиняющей десятки миллионов лю

дей строжайшему соблюдению единой нормы в деле производства и распределения продуктов». Экономис

ты и правоведы нереволюционного толка также часто оценивали плановое начало как положительное явле

ние для российского хозяйства, говорили о «целых сис

темах мероприятий, которые способны смягчить темные стороны частнокапиталистического производства и пре

пятствовать обеднению народа», правда, связывали это с развитием личной свободы и общечеловеческих прав. Видный экономист и финансист конца XIX — начала XX в. И. Янжул был приверженцем теории государственного социализма, т.е. широкого вмешательства государства в экономику.

О реалиях начала плановой экономики в молодом Советском государстве государствовед И.П. Карадже-Искров писал: «...в СССР государство-монолит берет на себя организацию всей хозяйственной и культурной жизни страны. Для осуществления этой грандиозной за

дачи вводятся строжайшая централизация и регламен

тация, всеобщая трудовая повинность: планирование распространяется на все отрасли и сферы социальной жизни. Подобная деятельность государства создает ровную, почти отполированную публично-правовую поверхность. Пересеченная местность императорской России с ее разноликим социальным и экономическим ландшафтом исчезла».

В 1992 г. в России закончил свою деятельность всемогущий Госплан, более 70 лет во многом влиявший на жизнь российских граждан. В 1990-е 

годы в адрес планового управления экономикой звучало немало упреков, и реформаторы считали, что можно обойтись без этого учреждения: свободный от государственного диктата рынок сам выстроит экономику как нужно, сам все исправит и отладит.

Сегодня все больше государственных и общественных деятелей, маститых ученых предлагают вернуться к плановому управлению экономикой. Так же считают и многие представители российского бизнеса, которым, казалось бы, меньше всего нужен государственный «пригляд». Тем не менее, они все чаще ставят перед государственными чинов

никами, в том числе и перед президентом страны, вопрос о необходимости создания системы государственного страте

гического планирования, поэтому организации планирования остается актуальным и в настоящее время.

Цель работы – исследование государственного регулирования экономики в советский период.

Задачи заключены в следующем:

- изучить историю формирования государственного регулирования экономики в России;

- проанализировать государственную функцию, основы деятельности и значение Госплана;

- рассмотреть правовые основы государственного планирования в советский период.

Объект исследования в настоящей работе – Госплан.

Предмет изучения – процесс государственного регулирования экономики в России.

При работе над рассматриваемой темой изучен широкий нормативный материал, специальная литература таких авторов как: А.К. Кравцов, О.Е. Кутафин А.И. Тимошенко, И.А. Гладков, К.С. Вельский и других.



Глава I. Государственное планирование как механизм регулирования экономики

§1. Начало планового государственного управле

ния экономикой

Идеи государственного регулирования родились задолго до 1917 г. В разных странах на пути к все более сложному многоотраслевому и многоаспектному развитию вопрос о соотношении государственного управления и рынка был очень важным.

В России он наиболее активно стал обсуждаться ближе к концу XIX в. Этому способствовало так называемое «время Витте» (на рубеже XIX-XX столетий), когда не только высказывались идеи, но и предпринимались конкретные шаги по государственному регулированию промышленного развития, железнодорожного строительства и т. д.

За ускорение индустриального развития России под вли

янием разумного государственного диктата были видные российские экономисты того времени: М. И. Боголепов, М. И. Туган-Барановский, И. X. Озеров. Эти же мысли высказывались в трудах Д. И. Менделеева, бывшего долгие годы главным научным консультантом российского прави

тельства. Его теоретические представления об индустриализации России легли в основу многих политических реше

ний конца XIX - начала XX вв.1

Наибольшую остроту вопросы усиления плановости и централизации экономического развития России приобре

ли с началом первой мировой войны. Многим экономистам и политикам пришлось признать, что необходимость ведения войны в таких масштабах вынуждает государство не пользовать принуждение при мобилизации материальных и прочих ресурсов для нужд обороны. В 1914-1915 гг. одновременно разрабатывался ряд программ государственного, регулирования экономики.

Чтобы придать этой деятельности организованный и планомерный характер, в мае 1915 г, были созданы военно-промышленные комитеты во 

главе с Центральным комите

том. Его председателем был избран крупный московский капиталист и политик А. И. Гучков. В Центральный военно-промышленный комитет вошли и другие крупные российские капиталисты – Терещенко, Рябушинский, Крестовников2.

С помощью системы комитетов правительство пыталось наладить хозяйственную жизнь страны в военное время, сосредоточить в своих руках материальное снабжение армии. Однако в условиях частнособственнических отношений в полной мере не удавалось организовать слаженного военного хозяйства, подчинить его центральному руковод

ству, добиться планомерности и согласованности в управ

лении экономикой.

Но следует отдать должное военно-промышленным ко

митетам: в подчинении хозяйства центральному управле

нию все-таки удалось сделать многое. Этот отработанный механизм впоследствии унаследовали советские государ

ственные организации – Советы народного хозяйства (СНХ) и Всероссийский Совет народного хозяйства (ВСНХ). Даже многие специалисты были переданы «по наследству» совет

ской власти, правда, уже с ярлыками «бывших буржуазных спецов»3.

Государство в годы первой мировой войны пыталось решить и социальные вопросы, касающиеся обеспечения на

селения продовольствием и товарами, установления твер

дых цен на хлеб и другие продукты первой необходимости. Многие известные экономисты требовали от правительства выполнения знакомых нам в качестве социалистических принципов справедливого распределения товаров и прочих благ, систематического регулирования государством произ

водства и цен в важнейших отраслях промышленности производящей предметы массового потребления.

Еще дальше в деле планового государственного управле

ния экономикой пошло Временное правительство. Оно предприняло попытку создать комитеты по отдельным отраслям промышленности, явившиеся прообразом советских комиссариатов. В проекте правительственной 

декларации по вопросам экономической политики говорилось, что «ввиду про

исходящей разрухи правительство считает невозможным предоставление хозяйства страны на волю самоопределения частных интересов. Необходимо планомерное вмеша

тельство государства в экономическую жизнь, регулирование главнейших отраслей народного хозяйства. Личная инициатива и частная собственность остаются непоколебленными, но должны стать в подчиненное положение к об

щему интересу». В декларации также указывалось, что бу

дут приняты меры к разумному объединению отдельных частных предприятий с возможным участием в этих объединениях казны.

Несмотря на протесты предпринимателей и их требова

ния прекратить «социалистические эксперименты», Времен

ное правительство упорно вело свою линию, при этом кате

горически отрицая какой бы то ни было общественный контроль и тем более рабочий. Речь шла только о регулировании производства и распределения посредством государственных организаций.
^

§2. Особенности планирования в СССР


Народнохозяйственное планирование как механизм управления национализированной экономикой использовалось советским правительством с первых месяцев прихода к власти. Первым общегосударственным плановым органом стал Всероссийский совет народного хозяйства, созданный с целью не только организации управления национализированными предприятиями, но и для выработки общих норм и планов регулирования экономической жизни страны.

В январе 1918 г. в системе ВСНХ был создан Технический комитет, в задачи которого входили:

  • учет и распределение оборудования, сырья и материалов рабочей силы и специалистов между различными отраслями промышленности;

  • выработка плана увеличения производительности труда 

  • различных отраслей хозяйства;

  • учет и внедрение изобретений и усовершенствований, организация новых отраслей производства;

  • разработка технически рационального типа предприятий для каждой отрасли хозяйства.

Работа комитета должна была создать основу для составления общего плана хозяйственного развития страны и приведения его в жизнь. Впоследствии на базе Технического комитета был создан Научно-технический отдел ВСНХ, разрабатывавший все стратегические идеи социально-экономического развития СССР в 1920-е годы.

Первый кадровый состав BCНX сформировали так назы

ваемые «левые коммунисты» - В.В. Оболенский (Н. Осинский), В.М. Смирнов, Н.И. Бухарин. Вместе с ними в Мариинский дворец в Петрограде, где начинал свою деятельность ВСНХ, пришли В.П. Милютин, М.З. Лурье (Ю. Ларин), М.А. Савельев, Г.Я. Сокольников, П.Г. Смидович и др. Оболенский был первым председателем ВСНХ с декабря 1917 г. по март 1918 г. После 20 марта некоторые «левые коммунисты», несогласные с заключением Брестского мира, вышли из правительства4.

Первый состав руководителей ВСНХ был назван «дис

куссионным». В. В Оболенский в своих воспоминаниях отмечал, что большинство товарищей, вошедших в ВСНХ, не обладали привычкой к деловой систематической работе, но зато имели большую инициативу и размах. Создавалась опасность превращения ВСНХ в анархическую коммуну, в которой всякий мог за свой страх и риск решать дела ог

ромного значения и миллионной стоимости.

Более продуктивная деятельность ВСНХ началась в послебрестский период. В апреле 1918 г. на должность предсе

дателя Совета назначен А. И. Рыков. В, И. Ленин в это время большое внимание уделял экономической политике, изучению производительных сил страны. В сложившейся военной 

и политической ситуации возникла острая необ

ходимость в проведении экономических исследований. В составе ВСНХ создается отдел, собирающий и классифицирующий отечественный и зарубежный опыт по организации государственному регулированию промышленности. Для работы в ВСНХ мобилизованы видные инженеры и ученые, работавшие по заданиям Военно-промышленного комитета в годы первой мировой войны.

Несмотря на мощное противодействие в правительстве по поводу привлечения «бывших буржуазных» специалистов в государственные организации, Ленин инициировал их участие не только в научно-технических разработках, но и в управлении на ответственных государственных постах.

10 июня 1918 г. было принято особое постановление Сове

та народных комиссаров. Также Совет официально обратился с предложением о сотрудничестве к Академии наук, и ей пришлось его принять – материально она полностью» зависела от правительства.

Совместными усилиями ученых и политиков вырабатывались основы экономической политики, в которой важное место занимали проблемы восточных регионов страны. Ленин неоднократно подчеркивал необходимость приближения про

мышленности к источникам сырья и энергии и составления на этой основе единого хозяйственного плана страны5.

Плановое управление рассматривалось в качестве ключевой идеи государственной политики. Этот факт зафиксирован в Программе Российской коммунистической партии большевиков (РКП(б)), принятой VIII съездом в марте 1918 г., и отмечен в первой советской Конституции: «Управление экономикой, установление основ и общего плана народного хозяйства и отдельных его отраслей является одной из главных задач высших органов государственной власти»6.

В мае 1918 г. вопрос о необходимости плановой организации управления экономикой страны рассматривался на первом Всероссийском 

съезде Советов народного хозяйства, где большевики выдвигали его как «важнейший для текущего момента». В докладах и решениях отмечалось, что отсутствие общего плана управления национализированными предприятиями сильнейшим образом сказывается в области урегулирования промышленности и порождает бесчисленные затруднения. Проведение единого плана управления национализированными предприятиями должно стать одной из очередных задач ВСНХ и СНХ на местах.

Предлагались конкретные планы развития промышленности, строительства предприятий угольной, металлургичес

кой, торфяной и хлопчатобумажной отраслей, выдвигались проекты создания гидроэлектростанций, строительства железных дорог, Урало-Кузнецкого комбината. Однако начав

шаяся вскоре гражданская война отодвинула разработку и осуществление намеченных планов, к которым вернулись лишь в 1920 г.

На IX съезде РКП(б) обсуждение перспектив планомерного восстановления и развития хозяйства страны заняло важное место. В решениях говорилось, что «суть очередной задачи хозяйственного развития заключается в переводе хозяйства страны на новую техническую базу – электрифи

кацию, как необходимое условие закрепления победы Октября». Общий государственный план трактовался не как сумма планов или сводка заявок ведомств, а как цельная программа социалистического строительства, которая сама обусловливает объем и направление отдельных хозяйственных заданий, устанавливает принципы очередности меро

приятий и подчинение главной цели всего того, что считает второстепенным.

Программа хозяйственного строительства, намеченная этим съездом, предусматривала, во-первых, улучшение со

стояния транспорта, подготовку и подвоз необходимых за

пасов продовольствия, топлива и сырья; во-вторых, подъем машиностроения для транспорта, сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности в-третьих, усиленное развитие машиностроения для производства товаров массово-то потребления; в-

четвертых, усиленное производство последних.

Ленин неоднократно отмечал, что в политическом смыс

ле очень важной представляется реализация программных задач партии в деле социалистического строительства че

рез научно обоснованные экономические планы. «Наша про

грамма партии не может оставаться только программой партии... Она должна дополниться второй программой партии, планом работ по воссозданию всего народного хо

зяйства и доведению его до современной техники». Госу

дарственный план должен стать великой программой на 10-20 лет, способной увлечь «массу рабочих и сознательных крестьян»7. Такой программой стал Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО, выдвинутый в качестве государственной социально-экономи

ческой программы на ближайшее десятилетие.
^

§3. План ГОЭЛРО


Разработанный российскими учеными и инженерами план электрификации страны в 1915-1916 гг. звучал с трибун электротехнических и промышленных съездов, где ставились вопросы повышения энерговооруженности важнейших промышленных районов страны (Петербурга, Донбасса» Центрального промышленного района) и наиболее напряженных с точки зрения грузоперевозок участков железных дорог. Задолго до октября 1917 г. составлялись проекты строительства гидроэлектростанций, в том числе на мощнейших реках Сибири, теплоэлектростанций на угольных Я торфяных месторождениях. В 1920 г. эти планы были конкретизированы в текущих хозяйственных программах советского правительства.

План ГОЭЛРО как государственная программа электрификации народного хозяйства был принят на VIII Всероссийскому съезде Советов 29 декабря 1920 г. В нем говорилось о решающей роли быстрых темпов развития крупной промышленности, создания средств производства и индустриализации всего хозяйственного комплекса в деле строительства 

социализма и обеспечения безопасности советского государства. «Мы будем побиты, если не добьемся восстановления и подъема хозяйства на основе передовой техники, если не ликвидируема отставания от передовых в технико-экономическом отношении капиталистических стран»8.

В плане ГОЭЛРО предусматривался опережающий рост производства электроэнергии. Если промышленная продукция за 10 лет должна была увеличиться на 85%, то производство электроэнергии – в четыре раза. Для этого намечалось строительство 30 крупных районных электростанций общей мощностью 1750 тыс. кВт во всех основных промышленных районах страны.

Существенное значение для улучшения топливно-энергетического баланса имели намечаемые к строительству гидроэлектростанции. Согласно плану ГОЭЛРО, сооружение 10 ГЭС, мощность которых составляла 36% общей мощности районных электростанций, планировалось в районах Петрограда, Москвы, Урала, в Средней Азии и Северном Кавказе. Крупнейшая Днепровская гидроэлектроустановка должна была обеспечивать током Донбасс, Кривой Рог и Никополь.

Через призму электрификации в плане ГОЭЛРО рассмат

ривались и конкретизировались идеи рационального разме

щения производительных сил страны, комплексного исполь

зования природных богатств всех районов. Намечалось осуществление таких крупных проектов, как связь уральской железной руды с кузнецким углем, строительство Магнитогорского и Кузнецкого металлургических заводов, дальнейшее развитие металлургической промышленности Урала на минеральном топливе.

Комиссия ГОЭЛРО связывала изменение основных пропорций, сложившихся в экономике страны, с географическим перераспределением самих производящих областей в соответствии с естественными ресурсами этих областей и с новым намечающимся складом планомерно обобществленного хозяйства РСФСР.



Проводилась идея о том, что развитие народного хозяй

ства наиболее успешно будет осуществляться в новых экономических районах, которые намечались с учетом исторически сложившейся специализации, наличия естественных ресурсов и т. п. Каждый такой район мыслился как единый хозяйственный комбинат, имеющий свою электроэнергетическую базу.

Эти районы, однако, представлялись не замкнутыми хозяйственными единицами. Связанные мощной транспортной третью, они составляли единое экономическое целое, взаимно дополняя друг друга. Логически план ГОЭЛРО состоял из двух частей: программы электрификации и развития на

родного хозяйства на ближайшие 10-15 лет и схемы размещения производительных сил страны по восьми экономическим районам.




Глава II. Планирующие организации
^

§1. Формирование системы планирующих государственных организаций


Огромное значение в 1920 г. имело формирование системы государственных организаций, которые одновременно планировали и регулировали развитие экономики. Совет рабочей и крестьянской обороны преобразован в Совет труда и обороны (СТО), на местах созданы Экономические совещания (ЭКОСО). Завершающим мероприятием в построении системы регулирующих органов явилось создание Государственной плановой комиссии (Госплана) на права рабочего аппарата Совета труда и обороны, а также центральных и местных отраслевых плановых комиссий при хозяйственных наркоматах.

Хотя за последний период в России высокими темпами росла концентрация промышленности, что прямо или косвенно зависело от государства, промышленность все еще находилась на примитивной ступени организации и могла бы предложить тем, кто намеревался планировать строительство социализма, весьма небольшой теоретический и практический багаж. Но сам принцип планирования не встречал сопротивления. Партийная программа, принятая в 1919 году, требовала для экономики «единого общего государственного плана». Начиная с этого момента в партийные и советские резолюции по экономическим вопросам регулярно включались призывы к созданию «единого экономического плана».

Однако на текущий момент планы, составляемые для отдельных отраслей экономики, были более многообещающими. Самым известным из них был труд Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), завершенный в феврале 1920 года. Этот план особенно завораживал Ленина, который придумал афоризм: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны». Решение учредить Государственный плановый комитет (Госплан) было принято всего год спустя, накануне введения нэпа. Госплан СССР образован декретом СНК РСФСР от 22 февраля 1921 г.



Во главе Госплана стояли выдающиеся деятели — Г.М. Кржижановский (1921—23, 1925—30), А.Д. Цюрупа (1923—25), В.В. Куйбышев(1930—34), В.И.Межлаук (1934—37), Н.А. Вознесенский (1938—49), А.Н. Косыгин (1959—60)9.

Деятельность Госплана строилась на ленинских идеях социалистического планирования. Декретом СНК об образовании Госплана было четко определено главное содержание его работы:

а) Разработка единого общегосударственного хозяйственного плана, способов и порядка его осуществления;

б) Рассмотрение и согласование с общегосударственным планом производственных программ и плановых предположений различных ведомств, а также областных (хозяйственных) организаций по всем отраслям народного хозяйства.
^

§2. Госплан и первая пятилетка


В период, прошедший с опубликования первых контрольных цифр Госплана в августе 1925 года до съезда, на котором в мае 1929 года этот план был одобрен, постепенно утверждались принципы и практика планирования. Примерно в середине этого периода центр внимания переместился с ежегодных контрольных цифр на показатели первого пятилетнего плана, а это, в свою очередь, вызвало необходимость проанализировать в целом советскую экономическую политику и долгосрочные перспективы экономического развития. В заявлениях, с которыми время от времени выступала партия, разъяснялись задачи плана. На XIV съезде партии, состоявшемся в декабре 1925 года, была поставлена задача достижения «экономической самостоятельности» – это означало, что СССР должен превратиться «из страны, ввозящей оборудование, в страну, производящую это оборудование». Осенью следующего года партийная конференция призвала «перестроить экономику на базе новой, более современной 

техники». Время от времени приоритет производства средств производства перед производством потребительских товаров подвергался сомнениям противниками наращивания темпов индустриализации, и в 1927 – 1928 годах стало производиться больше товаров широкого потребления, чтобы обеспечить потребности крестьянского рынка. Но это была временная мера, вызванная крайней необходимостью. Партийная конференция, состоявшаяся в апреле 1929 года, на которой был принят первый пятилетний план, в качестве первой из задач выдвинула «максимальное развитие средств производства как основу индустриализации страны».

В марте 1926 года Госплан сделал первую попытку разработать пятилетний план. В основном этот проект касался государственной промышленности – пока еще это был единственный сектор экономики, подвластный проектировщикам. В проекте предусматривалось увеличение выпуска промышленной продукции в первый год на 40% и потом с постепенным снижением этого прироста до 15% в течение последнего года пятилетки – так называемая затухающая кривая роста. Предполагалось, что капиталовложения в промышленность в первый год составят 750 миллионов рублей и затем к последнему году возрастут до 1200 миллионов. Этот проект почти не обратил на себя внимания «верхов», поскольку его рассматривали скорее как теоретические упражнения, нежели как набор конкретных предложений. Через год Госплан предложил еще один проект. Это был гораздо более подробный и хорошо продуманный документ, в котором различным секторам экономики были посвящены целые разделы. В нем были намечены значительно более скромные темпы промышленного роста, чем в первом проекте. Доля труда в промышленном производстве планировалась гораздо ниже, чем прежде, предполагалось, что в промышленность придет не миллион рабочих, как в предыдущем проекте, а в два с половиной раза меньше. С другой стороны, в нем указывалось, что капиталовложения в промышленность должны быть несколько больше. Дополнительные средства для расширения промышленности предполагалось получить, сокращая 

стоимость производства за счет увеличения производительности труда. Многое ожидалось от кампании по снижению цен, проводимой правительством. Планирование теперь стало очень важным вопросом, и проект, подготовленный в марте 1927 года, вызвал множество споров. В Госплане большевистскому экономисту Струмилину, главному автору проекта, противостоял бывший меньшевик Громан, весьма осторожный в своих действиях; экономисты Наркомзема и Наркомфина были против проекта, считая его опасной фантазией; Куйбышев и ВСНХ также были недовольны; по их мнению, проект был слишком робким. Оппозиция, застигнутая врасплох резким поворотом официальной линии к скорейшей индустриализации, ограничилась замечаниями, что с планированием слишком запоздали, чтобы оно было эффективным.

С этого момента планируемые цифры, которые должны были неуклонно расти, всегда принимались под давлением сверху. Оппозиция в своей платформе, направленной в ЦК в сентябре 1927 года, осуждала предложения Госплана как непригодные; всего лишь за год до этого, во время обсуждения контрольных цифр в Коммунистической академии, представители оппозиции куда более ретиво, чем теперь Госплан и ВСНХ, требовали ускорения темпов индустриализации. В октябре 1927 года Госплан предложил третий проект, в котором была сделана попытка примирить и сомневающихся, и оптимистов. В нем предлагались отправные (минимальные) и оптимальные цифры. Оптимальные цифры значительно превышали все расчеты второго проекта как в отношении промышленного производства, так и в отношении капиталовложений. ВСНХ на этот раз проявил прыть и предложил цифры, намного превышающие госплановские. Это заставило Госплан, в свою очередь, пересмотреть свой проект и снова поднять «планируемые показатели». На некоторое время дело застопорилось, поскольку партийные руководители были в нерешительности. В момент обострения борьбы с Троцким и оппозицией было как-то неловко открыто принять их же предложения об ускорении темпов индустриализации. Кроме 

того, было неуместно слишком сосредоточивать внимание на вопросах, вызывавших скрытые разногласия между руководителями. Когда в конце октября на объединенном пленуме ЦК и ЦКК рассматривались тезисы доклада «О директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства», который предстояло зачитать и обсудить на предстоящем XV партийном съезде, в тексте, несмотря на неумеренный энтузиазм в отношении пятилетнего плана, сквозило довольно явное нежелание занять четкую позицию по спорным вопросам. Говорилось о том, что необходимо установить равновесие между «интересами накопления» и «крестьянской экономикой», между тяжелой и легкой промышленностью; «максимальная» перекачка ресурсов из легкой промышленности в тяжелую категорически отрицалась как «нарушение равновесия всей экономической системы». Максимальный прирост накоплений в текущем году не обязательно являлся гарантией наибольших темпов развития в принципе. Не было сделано и попытки подвергнуть сомнению ни вариант Госплана, ни вариант ВСНХ. Это был как раз именно тот пленум, который постановил исключить из состава Центрального Комитета Троцкого и Зиновьева. Несколько ораторов из числа еще не изгнанных представителей оппозиции пытались критиковать эти расплывчатые директивы, в которых не приводилось ни одной конкретной цифры. Но им не дали говорить10.

Как только оппозиция была сокрушена, а ее лидеры изгнаны из Москвы и рассеяны по всей стране, исчезли и все препятствия, сдерживавшие партийных руководителей. Новые веяния отразились в жестокости чрезвычайных мер хлебозаготовительной кампании первых месяцев 1928 года. До этого времени основной движущей силой пятилетнего плана, казалось, были второстепенные партийные работники из Госплана и ВСНХ, которые стремились убедить руководителей в осуществимости их честолюбивых проектов; Сталин играл свою излюбленную роль посредника, 

примиряющего крайние точки зрения. Теперь же стало ясно, что за каждым изменением плана стоит мощь партии; Политбюро и даже сам Сталин были его движущей силой. На протяжении всего 1928 года продолжалось соперничество Госплана и ВСНХ, кто выше поднимет планку, теперь уже с одобрения высших инстанций. В то же время планы становились более конкретными; они стремились охватить все секторы экономики, все отрасли промышленности и все регионы страны. Расчеты все больше и больше удалялись от «генетической» основы и все больше отражали желания их составителей. В дискуссиях экономические мотивы смешивались с политическими, и принятые в конце концов решения соответственно были не столько экономическими, сколько политическими. После поражения Бухарина и осуждения его «Заметок экономиста» осенью 1929 года стало ясно, что в дальнейшем осторожность будет оцениваться как правый уклон. В марте 1929 года после длительных дебатов между Госпланом и ВСНХ проект плана был завершен. Он предлагал отправные и оптимальные расчеты объема промышленной продукции в течение пяти планируемых лет (с 1928-29 по 1932-33 гг.) и коэффициенты прироста капиталовложений в промышленность. По оптимальному варианту затухающая кривая прироста объема промышленной продукции исчезала; предполагалось, что годовой прирост продукции будет увеличиваться от 21,4% в первом году пятилетки до 23,8% в пятом. Капиталовложения в промышленность на первый год пятилетки планировались в объеме 1650 миллионов рублей и по отправному варианту к концу пятилетки почти удваивались, а по оптимальному -увеличивались более чем в два раза. Экономисты – составители плана, по-видимому, считали, что минимальный вариант был в пределах реальности, а оптимальный рассматривали как отдаленную возможность, но Политбюро весьма решительно приняло резолюцию о том, чтобы финансировать именно оптимальный вариант плана как «полностью соответствующий директивам XV съезда партии».

В конце концов XVI партийная конференция в апреле 1929 года 

одобрила план. Рыков, хотя его теперь и относили к правым уклонистам, был одним из трех официальных докладчиков, которые информировали конференцию об этом плане. Но осторожность его оценки резко диссонировала с красноречивым энтузиазмом Кржижановского, председателя Госплана, и холодной, безапелляционной решимостью Куйбышева, председателя ВСНХ11.

План, составивший три тома, был опубликован через несколько дней после конференции. Несомненно, из-за того, что не хватило времени внести исправления, он по-прежнему включал два варианта, принятых Госпланом в марте этого же года, но его отправной вариант уже устарел. План представлял собой внушительный и всеобъемлющий обзор всей экономики страны. Некоторые из содержавшихся в нем цифр оказались слишком оптимистичными и грубо завышенными, особенно когда через год были вновь повышены плановые показатели и принято решение о выполнении пятилетки за четыре года. Но эти цифры дали мощный толчок сомнительным планам развития тяжелой промышленности; и можно не сомневаться, что без той гигантской волны оптимизма, которую подняли эти цифры, таких результатов достигнуть было бы невозможно. Пятилетний план стал стержнем развития всей экономики страны.

Хотя сердцевиной пятилетнего плана была индустриализация, он охватывал все народное хозяйство и меньшим по масштабам просто не мог быть. Главным и очевидным камнем преткновения для плановиков было сельское хозяйство. Как заметил однажды Рыков, план зависел «от дождика», сам выбор для планирования именно пятилетнего срока оправдывался тем, что за этот период плохие и хорошие урожаи, чередуясь, уравновесят друг друга и расчеты, сделанные на основании усредненных цифр, будут справедливыми.

Принятие первого пятилетнего плана – веха в советской истории. К концу пятилетки доля частного сектора в национальном доходе, которая в 

1926 – 27 году превышала 50%, упала до незначительной величины. Экономический кризис, разразившийся в капиталистическом мире осенью 1929 года, укрепил и авторитет плана, и авторитет Союза Советских Социалистических Республик как поборника планирования. Получило широкое распространение мнение, и не только в Советском Союзе, что сбылось предсказание марксистов о крахе капиталистической системы, неизбежном из-за присущих ей противоречий. Невосприимчивость Советов к некоторым жестоким недугам, сопровождающим кризис, главным образом к массовой безработице, наглядно подтверждала все настойчивее овладевавшую умами мысль о том, что ни одна национальная экономика не должна оставаться игрушкой железных законов рынка. И вот советский пятилетний план, условия принятия и осуществления которого были явно недостаточно изучены и проанализированы, показался многим новаторским эталоном. То, что экономика капиталистических стран испытывала потребность в элементах планирования, оказало значительное влияние на отношение западных стран к СССР.
^

§3. Роль Госплана в развитии экономики СССР


С развитием экономики, расширением межотраслевых, межреспубликанских и международных экономических связей расширялись и усложнялись задачи Госплана, изменялись его функции, структура, совершенствовались методы и формы планирования. Значительно возросла роль Госплана СССР в условиях перехода промышленности и др. отраслей народного хозяйства на новые методы хозяйствования, разработанные Сентябрьским (1965) пленумом ЦК КПСС. Главной задачей Госплана в тех условиях являлась разработка в соответствии с Программой КПСС, директивами съездов КПСС, указаниями ЦК КПСС и решениями Совета Министров СССР государственных народно-хозяйственных пятилетних и на более длительную перспективу планов, а также годовых планов развития народного хозяйства СССР, обеспечивающих пропорциональное развитие экономики СССР, непрерывный рост и повышение эффективности 

общественного производства в целях создания материально-технической базы коммунизма, неуклонного повышения уровня жизни народа и укрепления обороноспособности страны. При разработке планов Госплан стремился, чтобы они были оптимальными и основывались на экономических законах социализма, на достижениях и перспективах развития науки и техники, на результатах научных исследований экономических и социальных проблем коммунистического строительства, всестороннего изучения общественных потребностей. В планах должно отражаться правильное сочетание отраслевого и территориального планирования, также централизованного планирования с хозяйственной самостоятельностью предприятий и организаций. Свою деятельность в области планирования Госплан осуществлял, опираясь наминистерства, ведомства, госпланы союзных республик и научные организации. С их участием он разрабатывал основные направления развития народного хозяйства на перспективу, проекты перспективных и текущих планов, в которых предусматривает неуклонный подъём всех отраслей народного хозяйства, повышение эффективности общественного производства, высокие темпы роста национального дохода, улучшение структуры общественного производства, правильное использование материальных, трудовых и природных ресурсов, рациональное размещение производительных сил по территории страны с учётом специализации и кооперирования производства, комплексного развития хозяйства союзных республик и экономических районов при правильном сочетании их интересов с интересами всего народного хозяйства. В разрабатываемых планах Госпланом СССР предусматривались мероприятия, обеспечивающие дальнейший технический прогресс, быстрейшее использование в народном хозяйстве достижений науки и техники, увеличение выпуска новой продукции с технически передовыми качественными показателями, комплексную механизацию и автоматизацию производства, повышение эффективности капитальных вложений, ускорение ввода в действие основных фондов и производственных 

мощностей, полное освоение действующих и вводимых новых мощностей12. Госплан разрабатывал также показатели по росту производительности труда, использованию трудовых ресурсов страны, обеспечению народного хозяйства квалифицированными рабочими и специалистами, повышению рентабельности производства, улучшению использования финансовых ресурсов. На основе высоких темпов роста национального дохода в планах предусматривалось систематическое повышение уровня жизни советского народа. В планах намечались также мероприятия по укреплению обороны страны, Госплан СССР готовил предложения по координации планов развития народного хозяйства СССР с народно-хозяйственными планами др. социалистических стран — членов СЭВ на основе дальнейшего углубления социалистического разделения труда, улучшения межгосударственной специализации и кооперирования производства, разрабатывает проекты планов развития внешней торговли и экономического сотрудничества с др. странами. Для максимального учёта достижений научно-технического прогресса, возможно более полного вовлечения резервов предприятий Госпланом применялись прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы, в том числе нормы расхода материальных ресурсов в производстве и строительстве, затрат труда, удельные капитальные вложения, технико-экономические показатели использования производственных мощностей и т. п. Использовались также различного рода прогнозные материалы. Это способствовало установлению правильных натурально-вещественных и стоимостных пропорций в народном хозяйстве и, прежде всего, между I и II подразделениями общественного производства (производством средств производства и производством предметов потребления); промышленностью и сельским хозяйством; общественным производством и строительством; производством и перевозками грузов основными видами транспорта; розничным товарооборотом, услугами населению и денежными доходами населения и др. пропорций. Расчеты и 

обоснование планов производились с использованием экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники.

 Госплан осуществлял увязку между собой планов развития отраслей, союзных республик и экономических районов, а также всех разделов и показателей плана. Показатели в планах разрабатывались адресно по исполнителям – министерствам, ведомствам и союзным республикам, что позволяет обеспечивать директивность планов и организовывать проверку их выполнения. В ходе рассмотрения проектов планов министерств, ведомств и Советов Министров союзных республик Госплан СССР изыскивал наиболее эффективные пути развития отраслей народного хозяйства, союзных республик и экономических районов, сочетая их интересы с общегосударственными и противодействуя отдельным тенденциям ведомственности и местничества. В дополнение к заданиям государственных планов, устанавливаемым Советом Министров СССР, Госплан СССР непосредственно утверждал ряд показателей, имеющих важное значение для пропорционального развития народного хозяйства и основных его отраслей, в частности: балансы и планы распределения продукции по установленной номенклатуре; задания по снижению норм расхода материальных ресурсов; планы строительно-монтажных работ, выполняемых подрядными хозяйственными способами; планы проектно-изыскательских работ и работ проектных организаций; вносит в задания народно-хозяйственного плана изменения, вытекающие из отдельных решений правительства СССР, а также в связи с введением в установленном порядке новых цен, не учтенных в утвержденных планах; совместно с АН СССР организует научные исследования по общеэкономическим проблемам развития народного хозяйства. Госплан СССР нес ответственность за повышение научного уровня государственного планирования, за экономическую обоснованность разрабатываемых проектов планов развития народного хозяйства, их сбалансированность и пропорциональность в развитии народного хозяйства, 

за правильное размещение производственных сил13. Госплан СССР осуществлял контроль за выполнением министерствами, ведомствами, союзными республиками, предприятиями и организациями народно-хозяйственных планов, выявляет резервы для дальнейшего роста производства, более эффективного использования производственных фондов, мощностей и материальных ресурсов, повышения рентабельности и улучшения др. экономических показателей развития отраслей народного хозяйства СССР, систематически докладывает правительству СССР о ходе выполнения планов, разрабатывает мероприятия по предупреждению и устранению диспропорций в развитии народного хозяйства и вносит соответствующие предложения в Совет Министров СССР.

  Госплан в пределах своей компетенции издавал постановления, обязательные для исполнения всеми министерствами, ведомствами и др. организациями. Ему было предоставлено право привлекать для разработки проектов планов и отдельных народно-хозяйственных проблем АН СССР, академии наук союзных республик, отраслевые академии наук, научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские и др. организации и учреждения, а также отдельных учёных, специалистов и передовиков производства.

 Госплан образуется в составе председателя комитета, назначаемого в соответствии с Конституцией СССР Верховным Советом СССР, заместителей председателя и членов Госплана СССР, персонально назначаемых Советом Министров СССР. Для оперативного руководства деятельностью Госплана СССР и госпланов союзных республик Совета Министров СССР утверждается Коллегия в составе председателя Госплана СССР (председатель Коллегии), заместителей председателя Госплана СССР, а также др. руководящих работников – членов Госплана СССР.

  В соответствии с основными задачами и функциями по планированию народного хозяйства аппарат Госплана СССР образуется из отраслевых и 

сводных отделов. Отраслевые отделы созданы: по отраслям промышленности, по сельскому хозяйству, транспорту, товарообороту, внешней торговле, культуре и образованию, здравоохранению, жилищному и коммунальному хозяйству, бытовому обслуживанию населения и др. Эти отделы разрабатывают, с учётом предложений, представляемых министерствами, ведомствами и республиками, проекты перспективных и текущих планов развития соответствующих отраслей промышленности и др. отраслей народного хозяйства, обеспечивая совместно с балансовыми отделами Госплана увязку потребностей народного хозяйства с ресурсами, разрабатывают мероприятия по использованию имеющихся резервов увеличения производства. Сводные отделы (сводный отдел народного-хозяйственного плана, отдел территориального планирования и размещения производительных сил, сводный отдел капитальных вложений, сводный отдел материальных балансов и планов распределения, отдел труда, отдел финансов и себестоимости и др.) осуществляют разработку проектов народно-хозяйственных планов в целом по стране, в отраслевом и территориальном разрезах, обеспечивают необходимую увязку, сбалансированность и пропорциональность развития отраслей народного хозяйства, подготавливают систему показателей, формы и методические указания к составлению планов, осуществляют анализ выполнения народно-хозяйственных планов и подготовку докладов Госплану и Совету Министров СССР, координируют работу отраслевых отделов Госплана СССР.

  В составе Госплана СССР имелась Государственная экспертная комиссия, состоящая из крупных учёных и специалистов, осуществлявшая экспертизу важнейших народно-хозяйственных проблем, генеральных схем развития отраслей народного хозяйства и размещения предприятии, специализации и комплексного развития хозяйства экономических районов и проектов крупных комплексных строек. При Госплане СССР в 1965 была создана Междуведомственная комиссия по вопросам экономической реформы, на которую возложены методическое руководство работой по 

осуществлению экономической реформы в народном хозяйстве, изучение и обобщение опыта применения новой системы хозяйствования по отраслям народного хозяйства, а также разработка проблем дальнейшего развития и совершенствования системы планирования и экономического стимулирования, подготовка совместно с министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик предложений по совершенствованию организации и управления производством. При Госплане СССР имеются Научно-исследовательский экономический институт, Совет по изучению производительных сил, институт комплексных транспортных проблем, Научно-исследовательский институт планирования и нормативов. 




Глава III. Правовые основы государственного планирования в советский период

В советскую эпоху государственное пла

нирование стало основополагающим принципом эко

номической системы. «В содержательном смысле дан

ные проекты отличались абсолютной реалистичностью и базировались на согласованном государственном пла

нировании, финансировании, контроле и, что особенно важно, на реальной ответственности исполнителей — управленцев за конечные ре

зультаты в процессе реализации проекта»14.

В главе 9 первой Конституции советского периода15 упоминается план: к ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнитель

ного Комитета Советов относятся все вопросы общего

сударственного значения и в том числе установление основ и общего плана всего народного хозяйства и от

дельных его отраслей на территории РСФСР.

Консти

туция СССР 1924 г.16 вновь упоминает о планах всего народного хозяйства СССР, Согласно ст. 1 к ведению СССР, в лице его верховных органов, относится, помимо прочего, установление основ и общего плана всего на

родного хозяйства Союза, определение отраслей про

мышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концес

сионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик (подпункт «з»). К ведению СССР, в лице его верховных органов, относится также утвержде

ние единого государственного бюджета СССР. Анало

гичным образом в числе предметов ведения Всероссий

ского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов упоминает планы народного хозяйства Конституция РСФСР 1925 г.17



Конституция СССР 1936 г.18 посвящает народ

нохозяйственному плану уже целую статью в главе I «Общественное устройство». Статья 11 устанавливает: «Хозяйственная жизнь СССР определяется и направля

ется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, не

уклонного подъема материального и культурного уров

ня трудящихся, укрепления независимости СССР и уси

ления его обороноспособности». Утверждение плана и бюджета республики по-прежнему относится к веде

нию Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и ор

ганов государственного управления (ст. 14). Конститу

ция РСФСР 1937 г. полностью повторяет нормы союзной конституции. Наконец, Конституция СССР 1977 г.19 сра

зу в двух статьях главы 2 «Экономическая система» раз

дела «Основы общественного строя и политики СССР» говорит о планировании. Плановый характер имеет не только управление экономикой, но и управление наукой (ст. 26): «В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение ре

зультатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни».

К 60-м годам XX в. в СССР в системе управления экономикой существовала развитая, иерархически пос

троенная система планов, которая образовывала единый государственный план20. Устанавливался пятилетний план как основная форма государственного планиро

вания развития народного хозяйства21.

К 70-м годам XX в. наблюдается повышение роли планирования для 

Советского государства. Суть офи

циальной позиции к этому времени выразил А.Н Ко

сыгин следующим афоризмом: «Планирование — это, собственно говоря, не просто экономическая деятельность, как часто многие считают. Это разработка со

циальных проблем, связанных с повышением уровня жизни народа. План мы рассматриваем как комплекс экономических и социальных задач, которые предсто

ит решать в плановом периоде, как комплекс всех воп

росов, связанных с жизнью человека»22. В монографии 1980 г., посвященной планированию, О.Е. Кутафин пи

шет: «Думается, что наиболее правильной является точ

ка зрения, согласно которой понятие общественного устройства в том смысле, в котором этот термин упот

ребляется в Конституции СССР 1936 года, или пони

мание общественного строя, используемое в Конституции СССР 1977 года, охватывает основы, принципы организации экономической и политической жизни об

щества, его социально-культурного развития, одним из которых и выступает государственное планирование наряду с основой экономической системы СССР, поли

тической основой Советского государства, социальной основой СССР и т.д.»23.

Государственное планирование в период своего расцвета выходило за рамки государственной поли

тики, конституционного и административного права и проникало в сферу международных отношений. Вслед за СССР плановый характер экономики был воспри

нят во всех социалистических странах. «Известно ка

кое мощное воздействие оказала Конституция СССР 1936 года на конституционное развитие государств со

циалистической ориентации, в том числе в экономичес

кой сфере»24. Планирование было не только конститу

ционным принципом, но и принципом международного сотрудничества со странами Совета экономической вза

имопомощи. Социалистические страны — члены СЭВ успешно осуществляют 

совместную плановую деятель

ность на основе Комплексной программы дальнейше

го углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ.

На сегодняшний день, когда бывшие республики СССР стали самостоятельными государствами и отно

шения между ними стали международными, примеча

тельна идея Г.К. Дворника: «Плановая экономика СССР характеризовалась тесной экономической коопераци

ей предприятий различных советских республик. Для вы

сших органов власти новой России она создавала кон

ституционную обязанность поддерживать и сохранять сложившиеся производственные связи в рамках стран СНГ, разумеется, учитывая взаимовыгодные условия и их актуальность. Ненадлежащее выполнение такой консти

туционной обязанности привело к разрыву сложившихся производственных и большинства торговых отношений, а в итоге – к деградации многих отраслей промышлен

ности Российской Федерации и стран СНГ»25. Трудно согласиться с ученым относительно конституционной обязанности России, но совершенно очевидно, что планирование как принципа международного сотруд

ничества стран – бывших республик СССР, по анало

гии со странами бывшего СЭВ, смягчил бы негативные последствия распада СССР. Некоторые ученые считают, что восстанов

ление правовых основ плановой экономики как основ экономической системы России невозможно и нецеле

сообразно26. В то же время административные и финан

совые аспекты заслуживают пристального внимания, а практика формирования стратегических целей в виде приоритетных проектов СССР представляет большую ценность для научной основы приоритетных националь

ных проектов современной России.



Заключение

Вопрос о всестороннем планировании в советское время не был обойден вниманием критиков. Планирование обсуждалось в принципе, но его практические аспекты так и оставались неисследованными. Плановая экономика была новой и неизвестной концепцией, она отрицала традиционные правила рыночной экономики, используя неведомые ранее доводы. Адепты плана столкнулись с неоспоримыми аргументами из сокровищницы классической экономики. Промышленность СССР, в особенности тяжелая, была не эффективной и отличалась высокими издержками; сельское хозяйство с его неограниченными трудовыми ресурсами давало относительно дешевую продукцию.

Недостатки планирования и неэффективности развития хозяйства страны пытались устранить с помощью экономических преобразований и реформ.

Опыт многих стран показал, что государственное регули

рование развития экономики и планирование - неотъемлемая, часть ведения хозяйства независимо от типа политического устройства в обществе. Различные формы прогнозирования и программирования, планирования деятельности предприятий и отдельных отраслей в XX в. широко распространились на практике.

Многие российские специалисты считают, что самая ее вершенная система управления не способна к диалектическому разрешению сложных противоречий экономики и политики без планирования и государственных организаций, работающих в данном направлении.



Список использованной литературы

  1. Конституция РСФСР // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

  2. Конституция СССР // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. № 2. Ст. 24.

  3. Конституция РСФСР // CУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.

  4. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалисти

  5. ческих Республик от 5 декабря 1936 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 283. 1936. 6 декабря.

  6. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалисти

  7. ческих Республик от 7 октября 1977 г. // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

  8. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 4 октября 1965 г. № 729 «О совершенствовании планирования и усилении эко

  9. номического стимулирования промышленного производства» //СЗ СССР. 1990. Т. 5.

  10. Вельский, К.С. Идеи и трагедии большого ученого-административиста (к 100-летию о дня рождения А.П. Карадже-Искрова) // Государство и право. 1996. № 3.

Аворник, Г.К. Актуальные проблемы правового обеспечения приоритетных национальных проектов стран СНГ// Научные труды РАЮН. Вып. 7. Т. 2. М.: Издательская группа «Юрист», 2007.

Верт, Н. История советского государства / Н. верт. М.: Прогресс-Академия, 1992.

  1. Гладков, И. А. В. И. Ленин о социалистическом планировании народного хозяйства / И.А.Лладков. М., 1960.

  2. Исаев, А.А, Настоящее и будущее русского общественного хозяйства / А.А.Исаев. М.: Общество купцов и про

  3. мышленников России, 2005.

История России. Вторая половина ХIХ-ХХвв.: курс лекций / под общ. ред. В. Левапова. Брянск, 1992.



Карр, Э. X. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917- 1929гг. / Э.Х.Карр. М.: Питер-Ворса, 1990.

  1. Кудряшова, Е.В. Правовое регулирование государственного планирования в советский период // История государства и права. 2009. № 21.

  2. Кравцов, А.К. План и право (Правовой аспект централизо

  3. ванного планирования социалистического государственного производства) / А.К. Кравцов. Воронеж, 1976.

  4. Косыгин, А.Н. Избранные речи и статьи / А.Н.Косыгин. М.: Политиздат, 1974.

  5. Кутафин, О.Е. Плановая деятельность Советского государства (государственно-правовой аспект) / О.Е.Кутафин. М.: Юридическая литера

  6. тура, 1980.

  7. Лафитский, В.И. Конституция России и процесс глобализации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. Вып. 4 (№ 15).

  8. Ленин, В.И. Поли. собр. соч. Т. 1-55 / И.И.Ленин. М., 1958-1965.

  9. Ромашов, Р.А. Приоритетные национальные проекты: миф или политико-правовая реальность // Научные труды РАЮН. Вып. 7, в 2 т. М.: Издательская группа «Юрист», 2007. Т. 2.

  10. Семенкова, Т.Г. Семенков, А.В. Денежные реформы России в XIX веке / под общ. ред. Т.Г.Семенкова. СПб., 1992.

  11. Купцова , В.И. Страницы истории КПСС: факты, проблемы, уроки. / В.И.Купцова. М.: Высшая школа, 1999.

  12. Тимошенко, А. И. План или стихия рынка? // ЭКО. 2007. № 1.



1 История России. Вторая половина ХIХ-ХХвв.: курс лекций / под общ. ред. В. Левапова. Брянск, 1992. С. 214.


2 Тимошенко, А. И. План или стихия рынка?//ЭКО. 2007. № 1. С. 126.


3 Там же. С. 127.


4 Страницы истории КПСС: факты, проблемы, уроки. / под общ. ред. В.И. Купцова. М.: Высшая школа, 1999. С. 361.


5 Ленин, В. И. Поли. собр. соч. Т. 36. / В.И.Ленин. М.,1962.С.188, 228-231.


6 Гладков, И. А. В. И. Ленин о социалистическом планировании народного хозяйства. М., 1960. С. 42, 43.


7 Ленин, В. И. Полн. собр. соч. Т. 42. / В.И.Ленин. М.,1962. С. 157.


8 Ленин, В. И. Полн. собр. соч. Т. 42./ В. И. Ленин. М., 1962. С. 142.


9 Верт, Н. История советского государства / Н. верт. М.: Прогресс-Академия, 1992. С. 118.


10 Карр, Э. X. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929гг. / Э.Х.Карр.М.: Питер-Ворса, 1990. С.91.


11 Верт, Н. История советского государства. / Н. верт. М.: Прогресс-Академия, 1992. С. 124.


12 Купцов, В.И. Страницы истории КПСС: факты, проблемы, уроки. /под общ. ред. В.И. Купцова. М.: Высшая школа, 1999. С. 287.


13 Купцов, В.И. Страницы истории КПСС: факты, проблемы, уроки. / В.И. Купцов. М.: Высшая школа, 1999. С. 289.


14 Ромашов, Р.А. Приоритетные национальные проекты: миф или политико-правовая реальность // Научные труды РАЮН. Вып. 7, в 2 т. / Р.А.Ромашов. М.: Издательская группа «Юрист», 2007. Т. 2. С. 896.


15 Конституция РСФСР // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.


16 Конституция СССР // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. № 2. Ст. 24.


17 Конституция РСФСР // CY РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.


18 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалисти

ческих Республик от 5 декабря 1936 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 283. 1936. 6 декабря.


19 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалисти

ческих Республик от 7 октября 1977 г. // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.


20Кравцов, А.К. План и право (Правовой аспект централизо

ванного планирования социалистического государственного производства) / А.К.Кравцов. Воронеж, 1976. С. 120.


21 Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 4 октября 1965 г. № 729 «О совершенствовании планирования и усилении эко

номического стимулирования промышленного производства» //СЗСССР. 1990. Т. 5. С. 7.


22 Косыгин, А.Н. Избранные речи и статьи А.Н.Косыгин. М.: Политиздат 1974. С. 209.


23 Кутафин, О.Е. Плановая деятельность Советского государства (государственно-правовой аспект) / О.Е. Кутафин. М.: Юридическая литера

тура, 1980. С. 13.


24 Лафитский, В.И. Конституция России и процесс глобализации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. Вып. 4 (№ 15). С. 15.


25Аворник, Г.К. Актуальные проблемы правового обеспечения приоритетных национальных проектов стран СНГ// Научные труды РАЮН. Вып. 7. Т. 2. М.: Издательская группа «Юрист», 2007.С. 815.


26 Кудряшова, Е.В. Правовое регулирование государственного планирования в советский период. // История государства и права. 2009. № 21. С.24.




Скачать файл (75.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации