Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Нравственные ценности в Исламе - файл 1.doc


Нравственные ценности в Исламе
скачать (131 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc131kb.15.11.2011 20:18скачать

содержание

1.doc

Введение

История многократно подтвердила предостережение Всевышнего в Священных Писаниях об опасности забвения народами цели и смысла их земной жизни. В Коране показаны многочисленные примеры падения адитов, самудитов, народов Худа, Салиха, Лута и др. Эти факты говорят, что пренебрежение нравственными нормами ведет не только к духовному, но и экономическому упадку. Без бараката, благословения Аллаха нет удачи для верующих ни в этой, ни в другой жизни.

Исходя из изложенного, я полагаю, что духовное состояние современного общества находится на плачевном уровне, которое вызывает большую тревогу у всех, кто понимает и предчувствует последствия пренебрежения нравственными нормами. Давно наступило время говорить, писать об этом, призывая беспечных задуматься. Проблема нравственного воспитания молодежи должно быть уделено первостепенное внимание, иначе наши потомки не простят нам нашего равнодушия, как писал великий русский поэт «К добру и злу постыдно равнодушны…». Поэтому я избрала для своей дипломной работы тему нравственности, как самую актуальную. Уповая на помощь Аллаха, надеюсь показать, насколько возможно мне, критерии нравственных ценностей, изложенных в Коране и Сунне, являющиеся ориентирами для человечества, до Судного дня, и которые были претворены в реальности период ранней исламской уммы. Приоритет высокой морали мусульман помог им за короткое время побороть вековые дикие нравы, обычаи и стать обществом гуманности, культуры, образованности, примером для других народов.

Но самоуспокоение, довольство достигнутым, забвение предостережений Пророка Мухаммеда (с.г.а) в последующие века хиджры привело мусульманам и весь мусульманский мир к зависимому положению от всех превратностей жизни, произвола сильных мира сего.

Сегодня жизнь настойчиво требует нового взгляда на прошлое, его осмысления, самокритики и самоанализа, без чего мы не можем понять, как дольше двигаться вперед. Разумеется, есть много работ, книг отданной тематике, но они разбросаны по различным научным, личным библиотекам, а интернет мне пока недоступен. В силу этих причин мне пришлось обратиться за помощь сестер-единоверок, которые помогли собрать имеющуюся у них литературу, да будет над ними милость, Аллаха!

В первую очередь – Коран и Хадисы Пророка (с.х.а), в частности сборник «Сады праведных», Бухари, книги Имама Аль-Газали «Наставление верующим», и «Эликсир счастья», книга шейха Мухаммеда Аль-Газали «Нравственность мусульманина», Сюзанны Ханиф «Что должен знать каждый об Исламе и мусульманах», Абуль-Хасан Али Надви «Что потерял мир по причине отхода мусульман от ислама», сборник «Ислам в Евразии», А.Мец «Мусульманский ренессанс», книги Фетхуллы Гюллена и другие издания, библиография будет представлена в конце работы.


^ I. Нравственные ценности в Коране

1. Призыв Корана к внутреннему очищению и самосовершенствованию.

Коран постоянно взывает к человеческому разуму заложенного в человеке от рождения понятия добра и зла.

«Пусть среди вас будет группа людей, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (Сура 3:104 Пер. Э. Кулиева). Подниматься в гору тяжело, особенно в одиночку. Но когда у путников есть проводник, знающий дорогу, задача намного облегчается. Нравственный подъем жизненно труден, поэтому Аллах многократно напоминает верующим, что их ожидает за усердие на этом пути. Предостережениями, устрашениями, обещаниями Он побуждает человека отказаться от дурных качеств с помощью упорного труда и следования религиозным законам очищения души от всякой сквери «О, вы, которые уверовали! Бойтесь аллаха, и пусть каждый человек подумает о том, что он уготовил на завтрашний день (Св. Коран 59:18). «Преуспел тот, кто очистил ее и понес урок тот, кто скрыл ее» (Св. Коран 91:9,10).

Пытаясь исправить вчерашние ошибки и ни серьезные проступки, угрожающие его вере, он среди этих пугающих как гром, и умиротворяющих, как благодатный дождь, призывов становится бдительным, приводит себя в порядок и прилагает всяческие усилия, чтобы отвернуться от зла и порока.

Каждый такой момент он воспринимает как реальную возможность возродиться и черпая силы в собственной вере, проникаясь ее светом, с сознанием и прозорливостью пытается как можно лучше оценить этот момент, воспользоваться полученным шансом для тог, чтобы при приблизиться к Всевышнему.

Корна дает руководство по всем аспектам жизни: личной, общественной, политической, экономической, сообразуясь с душевными и телесными потребностями людей, основываясь на умеренности и равновесии.

Все предписания Ислама содержат практическую пользу и влияют на внутреннюю сущность человека. Например, чистота тела связывается с чистотой души.

Следование предписаниям Ислама вырабатывает силу воли, самоконтроль, самодисциплину, а значит нравственному совершенствованию.

Совершение ежедневной пятикратной молитвы изменяет душу верующего, укрепляя его в вере.

Аллах сказал: «Воистину, намаз является тяжким временем для всех, кроме смиренных» (Св. Коран 2:45). Пост - не только воздержание от еды и питья, но и от совершения грехов, побуждение к добру, помощи слабым.

В разных сурах Корана Аллах призывает; «О, вы которые уверовали, совершайте намаз, платите. Верующий по ступенькам поднимается к вершине духовного роста, уповая в трудностях на Аллаха.

2. Миреная жизнь – испытание человеческого духа.

Аллах говорит, что миреная жизнь трудна, иногда трагична, но это испытание, через которое верующие по мере сил стараются пройти с достоинством, четко понимая смысл своего существования на земле. Полна искушений и соблазнов, но она быстро проходит, поэтому Всевышний предупреждает человечество от ответственности выбора, о воздаянии за добрые и злые деяния. «Все, что даровано вам, является преходящим благом миренной жизни. А то, что есть у Аллаха, будет лучше и долговечнее для тех, которые уверовали и уповают на Своего господа, которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают когда гневаются». (Св. Коран 42:36,37)

3. Коран о стойкости, терпении на пути духовного роста.

Сабр – это не тупое терпение невольника, а мужество, стойкость в разных обстоятельствах: условиях жизни, умение перебороть страх и неуверенность, лишения, чтобы двигаться вперед.

«О, те которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми…». «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых…» (Св. Коран 2:153,155)

Всевышний говорит, верующие – братья и призывает не разделяться, не враждовать друг с другом, прощать взаимные обиды. Самый большой джихад – борьба со своими страстями, эгоизмом, ленью.

Верующие должны побуждать друг друга к добрым деяниям, поощряя терпеливых, на обращая внимания на несущественные недостатки.

Труд, упорство, великодушие, щедрость, терпение – ценны не сами по себе, а по воздействию этих качеств на возвышение души, внутренней красоты верующего.

«Терпи душою с теми, которые взывают к их Господу утром и вечером, стремясь к Его Лику…». (Св. Коран 18:28)

На протяжении тысячелетий пророки и посланники Всевышнего Аллаха были проводниками Его законов в жизнь, воспитателями, наставниками своих народов. Все они являлись примером для подражания в вере, благочестии, мужества, стойкости, несмотря на труднейшие испытания с достоинством исполняли свой долг перед Создателем.

Последний из них, самый совершенный человек – Пророк Мухаммад (с.г.а).


Пророк Мухаммад (с.л.а) – пример высоконравственной личности на все времена.

«Отмеченный свыше чист

и правдив, утратам сем вопреки,

ночами от долгих молитв

его слезы на землю арабов

текли…»

О пророке Мухаммаде (с.а.а) написано очень много. Наверное, ни одна историческая личность не вызывала и не вызывает такого колоссального интереса у людей разных мировоззрений, религиозных взглядов: одни его любят, другие ненавидят, третьи критикуют, но равнодушных нет. Поражает то, что даже враги невольно пишут о нем с уважением, подчеркивая мужество пророка (с.а.а), его великодушие, верность, милосердие, личность великого человека продолжает оказывать влияние на миллионы людей, на их взгляды, нравственное развитие. Иначе и не может быть, потому что он совместил в себе качества, казалось бы несовместимые:

Пророк, полководец, государственный деятель, воспитатель народа, семьянин – и везде он преуспел.

Рассмотрим разные стороны личности пророка (с.а.а)подробнее:

^ 1. Пророк (с.а.а) муж, отец, дед.

Первое впечатление, какое производит образ пророка Мухаммада (с.а.а) при начальном знакомстве, это то что он тихий скромный семьянин, привязанный к своим близким, удивительно мягкий, добрый, но все-таки несколько отрешенный, ни такой как все.

До получения Откровения он слыл человеком правдивым, уважаемым в своем племени. Красивый, мягкий в обращении, серьезный, обязательный молодой Мухаммад (с.а.а) вызвал симпатию у богатой вдовы Хададжи бинт Хувайлид, которая наняла его на работу. Женившись в 25 лет на сорокалетней женщине, он, не знавший материнской заботы и ласки, нашел в ней нежную, ласковую мать, семейное счастье. Наверное, никто как он тогда не дорожил своей женой, детьми, семейным покоем, стабильностью, умиротворением в кругу близких. Но ему был предначертан особый путь, высшее предназначение в жизни.

В 40 лет получив откровение, выведшее его из равновесия, испугавшее до крайности, посланник Аллаха (с.а.а) бежит к жене и просит укрыть его, т.к. он трясся от холодного страха. Хадиджа была умная женщина, успокоила и уверила его, что он чист, любит свою семью, помогает родственникам, держит слово и никакие темные силы не могут овладеть его душой. Она первая поверила, что он избранник Бога, поэтому до конца жизни он сохранил к жене любовь и благодарность. Аллах подготовил его к пророческой деятельности, дав ему верную супругу, прекрасных детей, укрепив его дух, что в дальнейшей трудной жизни сильно его подпитывало. Нежные доверительные отношения с Хадиджей, любовь и привязанность к дочерям, внукам залечили раны и боль его сиротского детства, давали силы в тяжелых ситуациях.

Передавая Послания, воспитывая, обучая народ, фактически выращивая новую людей Пророк (с.а.а) ни на миг не забывал об ответственности перед семьей.

Двадцать четыре часа в сутки он не принадлежал себе, исполняя волю Аллаха, с великим терпением, мужеством, благородным великодушием, присутствием духа. Разумеется, во всем он ощущал помощь и поддержку Всевышнего, так как не был простым смертным. Но живой человек со своими горестями и радостями, не может быть бесчувственным рабом, он сердился и гневался на , когда дело касалось вопросов веры, но по личному пристрастию никого не судил. Показывая примеры ровного обращения со всеми, поощряя наиболее щедрых, усердных, умелых, бесстрашных, порицая глупость, невежество, грубость. Люди его знали и любили не издалека, он был для всех доступным, несмотря на занятость. Даже женщины могли придти к нему, задать вопрос. Его жены иногда спорили с ним, выражая какое-либо недовольство, ревность, но он находил слова и способы успокоить их, обучая образу жизни, поднимая их статус как матерей правоверных, призванных, распространять знание и нравственность в своем народе.

Он нежно любил своих дочерей, внуков, ласкал, целовал их. Арабы были воинственны и грубы, стеснялись выражать чувства и удивлялись тому, как Пророк (с.а.а) целует детей.

Как-то один спросил: «О, посланник Аллаха. Ты целуешь детей? А мы никогда не ласкаем и не целуем их». Пророк Мухаммад (с.а.а) ответил, что ничего не может поделать если Аллах лишил их милосердия и любви. (Бухари).

Пророк (с.а.а) говорил, что родители ответственны за воспитание детей, передачу им религиозных, нравственным ценностей, а дети должны заботиться о родителях в старости. Особое внимание он уделял женщине-матери.

Известно его изречение:

«Рай находится там под ногами ваших матерей»

Самое главное что касается отношения к женщине – Пророк (с.а.а), что она равноправна с мужчиной. Ум, способности, права женщин должны только развиваться и защищаться мусульманами в интересах всего общества. Забитая, униженная, малоразвитая женщина не может быть воспитательницей, матерью духовно свободного, здорового потомства.

Пророк Мухаммад (с.а.а) – универсальная, многогранная личность, вызывающая любовь верующих своей живостью, естественность, он незримо присутствует в жизни мусульман, как когда-то среди своих близких, друзей, сподвижников.


^ 2. Сподвижники и друзья сахабов, современников.

Пророка Мухаммада (с.а.а) – люди самой счастливой эпохи. Знания, таухид, жизнь рядом с Пророком Ислама (с.а.а) кардинально преобразила за два десятка лет некогда необузданных людей с вековыми суевериями, дикими обычаями и нравами. За короткое время они прошли путь духовного обновления, благодаря примеру Посланнику Аллаха (с.а.а) Стремясь приблизиться к его нравственности, сахабы отказались от многих старых привычек, учились новому пониманию жизни, во всем подражая своему учителю. Чудеса героизма они совершали на поле битвы с язычниками, но то, что совершали на духовном поле несравнимо ни с чем. Достигая высот духа, они торжествовали своим эгоизмом, расширяли свой кругозор. Свет истины, уроки Пророка (с.а.а) служение Аллаху зародили новую, невиданную в истории плеяду личностей. Его верный друг Абу Бахр, богатый образованный купец, все свое состояние отдал делу Ислама, двоюродный брат и зять Пророка (с.а.а) Апи, которого называли львом Ислама, бесстрашный воин, ученый, мудрец, преданный вере с отрочества, готовый умереть за Пророка (с.а.а) и десятки других сахабов – ядро исламской нации, показавшие миру примеры высоконравственной жизни, высший смысл, которой заключается в предании себя воле Всевышнего. Все проблемы, житейские задачи, эти рабы Аллаха решали исходя из своей богобоязненности, смирения и солидарности друг с другом.

Исламское братство понесло знамя таухида во все четыре стороны света, водружая его в далеких землях, преобразуя их народы, передавая его из поколения в поколение.

Во всех перипетиях истории Ислам выдержал все жесткие наступления врагов благодаря верности, мужеству и искренности своих воинов света.

Абу Суфьян – богатый, знатный мекканец двадцать лет враждовал с Пророком (с.а.а), он принес много горя и вреда мусульманам. Но несмотря на это, Пророк (с.а.а) простил его, видя искренние раскаяние, верную службу, бесстрашие в бою с язычниками. Конечно, Пророк (с.а.а) очень страдал, когда убивали его ближайших родственников, соратников.

Все, кто когда-то сражались против Ислама, раскаявшись, всячески старались впоследствии совершить много подвигов, благих дел ради Аллаха. Прощение способствовало объединению арабов, которые на деле увидели милость и милосердие истинной веры, тогда как языческие законы повелевали казнить пленных или продавать в рабство семьями. Пророк (с.а.а) должен был учитывать все аспекты быстро меняющейся жизни, закладывая фундамент Исламской государственности.

^ 3. Полководец, правитель, наставник.

«И воин, правитель, Пророк

В ответе за все и за всех,

Он дал 23-летний урок

Обреченный на вечный успех»

В человеческой истории тысячи ярких, неординарных личностей, оказавших влияние на ее развитие. Одни из них стремились прославить свое имя, род, народ ими двигали амбиции, жажда власти, богатства, а другие избранники Бога, слуги человечества. Таковыми были и посланники и пророки. Каждый из них решал множество вопросов своего времени, ведя народ сквозь дебри невежества, варварства к истине, сопротивляясь потоку лжи, клеветы. Учителя, наставники человечества, пройдя через муки, утраты, лишения, выполняли свою миссию перед Всевышним, да буден доволен ими Аллах!

Завершающий цепь пророков – Мухаммад (с.а.а) был и учителем, полководцем, правителем, основателем первого исламского государства в Аравии.

Майкл Харт, автор книги «Сто великих людей», пишет: «…это единственный человек в истории, чья деятельность была чрезвычайно успешной и в религиозной и в светской областях…. Среди важных исторических событий есть такие, о которых можно утверждать, что они произошли бы и без участия определенных лидеров… Но об арабском завоевании этого нельзя сказать. Ничего подобного не случалось до Магомета, и нет основания полагать, что эти завоевания могли быть осуществлены без его участия… Итак, последствия арабских завоеваний VII века продолжают оказывать существенное влияние на жизнь человечества и сегодня. Вот это соединение огромного религиозного и светского влияний и заставило меня выделить Магомета как уникальное историческое лицо».

Почти все военные походы мусульман возглавлял сам Посланник Аллаха (с.а.а) его стратегия и тактика ведения войны, говорят, что, не будучи профессиональным военным, он был талантливым полководцем.

Прозорливость, здравомыслие, умение выбрать командиров, советников позиции боя вызывали удивление у профессионалов.

Все сражения с его участием были выиграны, кроме битв при Ухуде, поражение которых объясняется нарушением приказов Пророка (с.а.а) и слабостью воинов. Пророк Мухаммад (с.а.а) воспитывал много талантливых военоначальников, как Усама бин Зайд, Халид бин Валид, Амр иби аль Ас, Сад иби Аби Ваккас и многие другие.

Благодаря походам Пророка (с.а.а) удалось потеснить многобожников, заставить их считаться с мусульманами, установить мир между племенами, контроль над стратегическими путями, собирать налоги. Мусульмане обрели земли, работу, жилье, устанавливались международные связи.

Исламский призыв перешагнул пределы Арабского полуострова. В эпоху джахалии война была средством грабежа, насилия, угона пленных, женщин, детей, а Ислам объявил войну средством освобождения от несправедливости, избавления от вероломства, вражды, рабства.

«О, Аллах, сделай нрав мой столь же прекрасным, сколь прекрасным сделал ты тело мое» (Ахмад).

Пророк всячески избегал того, чтобы его отношения с людьми походили на отношения между правителем и подданными. Он сам делал домашнюю работу, загонял овец, чистил сандалии, играл с детьми, помогал жене по хозяйству, сидел среди вдов, бедняков, а в пути сажал в свое седло слабых и т.д.

В Коране Аллах говорит ему: «Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд» (7:199).

Пророк обязан был в точности передавать слова Господа миров, а когда мусульмане задавали вопросы по неясным аятам, давал по ним комментарии, которые составили многочисленные хадисы.

Грамотная молодежь записывала Коран, а его изречения фиксировались из-за опасности путаницы. Поэтому сподвижники тщательно заучивали их, передавая их из поколения в поколение.

Учитель и наставник человечества, который говорил: «У пророков спят только глаза, а сердце их бодрствует». Он понимал, что после его ухода из земной жизни будет много споров, раздоров между мусульманами, поэтому старался научить их выдержке, мудрости, великодушию, неспешному обдумыванию вопросов, дипломатии. За каждым его шагом, каждым словом следили тысячи глаз, понимая это, Пророк (с.а.а) просил в долгих ночных молитвах Господа о помощи.

Отправляя командиров поход, Пророк (с.а.а) предупреждал: «… выступайте в поход и не преступайте пределы, не поступайте вероломно и не убивайте детей…». Он запретил грабить селения, уничтожать посевы, скот, убивать послов.

Посланник Аллаха установил много достойных правил ведения войны, благодаря чему воины мусульман ради освобождения от невежества и несправедливости стали называться священными.

Перед битвой Пророк (с.а.а) всегда молился, просил помощь у Аллаха, советуясь по конкретным вопросам с асхабами, хорошо знающими военное дело. В битве при Ухуде он был ранен, так как сражался вместе со всеми, несмотря на плотное кольцо соратников, готовых жизнью пожертвовать ради него. Смелость, решительность и бесстрашие Пророка (с.а.а) вселили уверенность в мусульманских воинов.

Походы, призыв, общинные, семейные, бытовые проблемы – все требовало немедленного решения в условиях переустройства общества. Разумеется, это было очень сложно и нелегко даже для великого человека, подкрепленного божественной помощью. Ночами он долго молился – «О, Аллах, поистине, я только человек, и кого бы из мусульман ни оскорбил и ни проклял я, зачти ему это как очищение и вознагради его за это!» (Муслим).

В прощальной проповеди Пророк (с.а.а) обратился к паломникам: «… ваша жизнь и ваше имущество должны быть для вас столь же священными, сколь священным является этот день… отменяется все, что было во времена джахилии, отменяется месть за кровь… отменяется ростовщичество времен джахилии.

И бойтесь Аллаха в том, что касается женщин, ибо взяли вы их как то, что доверено вам Аллахом, и сделали их дозволенными для себя по слову Аллаха… я оставил вам книгу Аллаха, благодаря которой вы никогда не собьетесь с пути, если будете крепко держаться ее» (Муслим. Сахих, 1-397).

Самые близкие его друзья заплакали, понимая, что Книга завершена, а им предстоит прощание с пророком.

Влияние личности Пророка Мухаммада на арабов было столь велико, что за короткий период из полуварварских, враждующих между собой племен они превратились в цивилизованный народ, удививший весь мир. Многие люди того времени и более позже приняли Ислам, только из-за уважения и любви к Пророку (с.а.а). Его сподвижники, последователи, освященные любовью к Аллаху и Его Пророку(с.а.а) распространяли Ислам в самых отдаленных концах мира, за четырнадцать веков эта любовь не угасла, а продолжала разгораться в сердцах правоверных, освещая путь к Истине другим… Пророк Ислама (с.а.а) воспитал людей изучающих свет веры, знания, культуры.


В первой части «Нравственные ценности Корана» приведены самые основные принципы, положенные коранического призыва к нравственному росту каждого араба и всего общества. Коран – основа воспитания нового человека, моральный кодекс уммы, эта мысль выделена в Книге во всех сурах.

Во второй части работы «Пророк Мухаммад (с.а.с) – пример высоконравственной личности на все времена», в ней необходимо было показать в конкретных примерах, ситуациях, в разные периоды образ жизни, поведения, логику мысли и действий Пророка (с.а.с) в окружении мусульман, влияние его посланческой деятельности, нравственных качеств на современников, на становление мусульманского общества. Его чувствуется до сих пор, поэтому в работе приводятся отзывы о Пророке (с.а.с) единоверцев и иноверцев разных времен.

В третьей части « Нравственно-духовный рост исламского общества и научно-культурный подъем». В I-е века хиджры нужно было более подробно показать расцвет исламской культуры, науки, экономики, когда мусульмане крепко держались за веру и следовали шариату.

Задача 4-й части

Показать моральное состояние не только мусульманских народов, но и всего человечества, в котором оно оказалось за последние 100 лет. Все в мире взаимосвязано, наше общество вольное, эпидемия нравственности охватывает все больше людей, не различая никого. Мусульманам нужно осознание своей ответственности перед Аллахом и всем миром, который истосковался по нравственному примеру, показанному Пророком Мухаммадом (с.а.с). духовное, нравственное возрождение мусульман возможно только при переработке и усвоении наследия, заложенного в Коране, совершенствование современных знаний на основе исламских принципов, и глубокого просветительства. Только образованное, нравственное, прогрессивно-мыслящее общество способно завоевать уважение, доверие всего человечества и вести его по прямому пути.

^ III. Духовные ценности до Ислама.

Доисламские арабы, будучи суверенными невежественными людьми, совершали дурные поступки: закапывая рожденных девочек, процветало рабство, пьянство.

Но у них было и много достоинств: их щедрость, гостеприимство вызывали восхищение; поэты воспевали смелость, великодушие, верность. Умение красиво говорить у древних арабов ценилось очень высоко. Поэтические турниры при дворах царей собирали массу народа. Сражение словом с противником равнялось почти воинскому подвигу на поле брани, а восхваление благородства царей, героизма воспевание любви говорило об утонченности поэтической мысли. Суровая жизнь в пустыне, выработала у арабов терпение, простоту, стойкость, отвагу, твердую решимость. Чувство собственного достоинства и справедливости заставляли арабов выступать на рискованные бои, но их ничто не останавливало от избранного пути.

Крепкая память заменяла им библиотеку, из поколения в поколение они передавали свою историю.


^ IV. Нравственно-духовный рост исламского общества и научно-культурный подъем в I-е века хиджры.

1. Главные ориентиры исламского государства.

Руководствуясь книгой Аллаха и завещанием Пророка Мухаммада (с.а.а) мусульмане вырвались за пределы Аравли и посвятили свою жизнь призыву, претворению в реальность постулатов ислама.

За 100 лет мусульмане завоевали огромные территории в Азии, Африке, Юго-Западной Европе, им покорились провинции иранской династии Сасанидов, большая часть Испании (Андалусия).

Призывая к истине, арабы и не арабы первых поколений не стремились к власти, принимая официальную должность, получали ее как испытание на прочность веры. Объединение миссией веры, без национальных предрассудков, мусульмане создавали в мире условия для духовного развития всех граждан халифата независимо от вероисповедания, нации, сословия.

Вчерашние кочевники, столкнулись с культурой завоеванных стран, начали ее изучать, переводить труды ученых античности, перенимать опыт в материальной сфере, ориентирами в установлении законов и образцом правления были справедливость, равенство, приоритет человеческого достоинства, ответственность за свои деяния. Активная позиция, требование действия имели моральную основу монотеизма. Экономика, политика, суд, дипломатия – все должно было решать задачу установления Царства Божьего на земле. Таковы были цели планы первых поколений мусульман уникального сообщества в истории, которое дало импульс жизни странам, нациям, погрязшим в междоусобных войнах, во мраке магии, колдовства, угнетения, во всевозможных пороках.

Мусульман встречали как освободителей, во многих странах, где простое учение Иисусу Христа было искажено до неузнаваемости богословами, воевавшими друг с другом. Истинных последователей правоведного пророка Исы истребила церковь. Там, где сохранилось чистое представление о единобожии, христиане добровольно принимали ислам. Государство защищало всех своих граждан, независимо от вероисповедания, исходя из Коранического принципа «Нет принуждения в религии» [c 2:256].

Но необходимо заметить, что претворение в жизнь самых справедливых законов всегда встречает сопротивление со стороны темных сил, корыстных, враждебных слуг дьявола, стремящихся расколоть плотные ряды единобожников, что удалось им после правления праведных халифов.

2. Расцвет науки, культуры, образования в Халифате.

Ислам объединил людей всех наций, рас, сословий по принципу веры, преданности и любви к Аллаху. Сподвижники и их последователи, искренность и чистота души подняла их на новый уровень интеллектуального и духовного развития. В них открылись жажда познания, стремление утвердить и прославить атрибуты Бога на земле.

Коран призывает к знанию и расширению сознания, освоению нового, давая толчок развитию общества.

Строительство новых городов, возведение садов, парков, научных центров, больниц по всему Халифату за 100-200 лет было делом государственной важности, что вызывало мощный приток ученых, ремесленников, торговцев из соседних, немусульманских стран. В Багдаде при Халифе Мамуне в IX веке был основан дом мудрости (байталь-хихма), прообраз современных академий и университетов. В нем учились и работали люди разных наций, рас, религиозных убеждений – арабы, тюрки, греки, персы, индийцы, китайцы и др.

При халифах Мансуре, Мамунеи Харуне-ар-Рашиде, ценителях просвещения, науки и искусства, были переведены на арабский язык труды античных, персидских, индийских ученых по медицине, астрономии, математике и многих других отраслей знаний. В первые века Ислама, когда было мало ученых мусульман, ученые-иудеи и христиане ценились очень высоко и отношение к ним было превосходное со стороны властей и общества.

Переводы делались на первом этапе с греческого на арамейский, а на втором – на арабский. Во главе команды переводчиков стоял образованнейший христианин Хунайн иби Исхан (809-873 гг.). Переводы трудов древних греков развили интеллектуальную активность мусульман, вступивших в дискуссии, обмен идеями. Все учение греков тщательно пересматривались и перерабатывались с точки зрения ислама. Появились религиозные мыслители - мусульмане, искавшие в религии рациональные основы.

Первые мусульмане были наивны и бесхистрастны, поэтому у них не возникло вопросов, но по истечению 100-200 лет они задумались над сложными вопросами: природа, атрибуты Бога, значение и сфера действия откровения, свобода воли и предопределения. Появились секты мутазилитов, хариджитов, кадаритов, что вызвало впоследствии много дискуссий, споров, смут в рядах мусульман. IX век был эпохой культурного возрождения, но харифат объединив разнообразие и многочисленные научные культурные аспекты, отличался религиозной терпимостью, провозглашенной Кораном. Со временем развитие науки и культуры стало делом мусульман.

Христианские народы того времени не выдвинули ни одного ученого равного Фараби, Иби Сина, Аль-Кинди, Аль-Араби, Ар-Рази, Аль-Бируни и многие другие. Несмотря на то, что народы покоренные арабами, в культурном отношении стояли намного выше, завоеватели не утратили своей самобытности. Распространение Ислама способствовало внедрению арабского языка в среду мусульманского населения халифата.

Не приняв ислама, большинство населения приняло язык. Этот успех объяснялся тем, что арабы не опирались только на силу и оружие. Развитый литературный язык, красноречие арабов, утонченная поэзия, честность, преданность идеалам, выносливость первых поколений мусульман снискали уважение, вызвали большой интерес у не арабов и не мусульман.

Арабы-мусульмане делали все, чтобы вера, культура, знания стали доступны другим народам. Многие знатоки хадисов как Бухари, Самарканди и другие – не арбы. Во всем этом сказалось воспитание Пророка (с.а.с), непрерывная пропаганда исламских идеалов.

Ученые-мусульмане были универсаломи, например Иби Сина, Иби –Рушд – врачи, опередившие свое время, их труды изучаются до сих пор во всем мире. «Каноны врачебной науки» в 5-ти томах Иби Сина были известны всей Европе, ставшие учебным пособием во многих медицинских учебных заведениях в Средневековой Европе, Азии, Африке.

Отар Хайям (1048-1122) – самый известный поэт – мусульманин. Главным его занятием была наука: математика, астрономия, философия.

К сожалению, его , поэтические произведения, переведенные западными, в том числе русскими переводчиками не с языка оригинала, поэтому носят смысловое искажение, рисуя якобы гедонистический характер поэта, любящего вино, женщин. Вино, любовь – это метафоры, олицетворяющие состояние души поэта, опьяненного любовью к Богу.

Например:

Цель творца и вершина творения – мы,

Мудрость, разум, источник прозрения – мы,

Этот круг мироздания перстню подобен,

В нем граненый алмаз, без сомнения –мы.

Вольнодумство, бунт против пошлости, лжи, глупости выражалось, поэтому осмеянием невежества, пороков, лицемерия, внешней набожности, напусканной важности чиновников в формах скептического изображения действительности. Но воспевание любви, торжества красоты природы, возвышенных идеалов, утонченных чувств, преобладает в поэзии арабов-мусульман.

Ислам создал цивилизацию, в которой искусство занимает главное место. Исламский эстетический взгляд на жизнь пронизывает все ее сферы. «Господь красив и любит красоту,» - говорил Пророк (с.а.а). Призыв к соблюдению чистоты, опрятности, хорошего поведения, восхваления гармонии, красоты Вселенной - открыто говорят о том, как важно понимание прекрасного, возвышает душу человека, воспитывая, направляя его мысли и дела. Градостроительство, архитектура, поэзия, литература в целом в Исламе отражает мысль и дух откровения, являются его отзвуком. Великие шедевры исламской цивилизации такие как соборная в Кордове, дворец Альгамра в Гранаде (Испания), мечеть Гирбан в Тунисе – архитектурные памятники Самар Канда и многие другие свидетельствуют о неповторимости, непревзойденности исламского зодчества.

Искусство в Исламе не самооценка, его цель и смысл – отразить единственность Всевышнего без создания чего-либо, похожего на иконы.

Изобразительное искусство воздействует на внутренний мир человека через слово.

Каллиграфия и архитектура – это синтез исламского искусства, проецирующий слово Аллаха на общество. Архитектура создает место для произношения Слова Божьего – мечеть, медресе, каллиграфия выражает Его.

Перемешиваясь с растительным орнаментом и геометрическими знаками, искусство слова обрело символический смысл. Квадрат олицетворяет Каабу, пятиугольник – пять столпов Ислама, восьмиугольник – бесконечность Вселенной…

Арабская вязь напоминает ритмически плавный бег морских вояк на песчаный берег из бесконечности и возвращающихся в нее… ритм, вибрация, пульсация Вселенной связаны со звуком, музыкой и математикой, которые вытекают из самой мусульманской эстетики. Все прекрасное, что создано мусульманами ценно не само по себе, как музейные экспонаты, а как свидетельство веры, единства мусульман всех поколений, призыв к нравственному совершенству, верности Божественному пути, импульс развития, заложенный в основу коранического Ислама.

3. Причины упадка и отсталости мусульманских государств.

Все достижения мусульман первых веков хиджры во всех отраслях знания, науки, культуры, экономики были обусловлены способностью того общества справляться с решением проблем и требованиями быстро меняющейся жизни. В эпоху первых халифов и их приемников, учеников Пророка (с.а.а) власть сохраняла религиозную ориентацию, не делилась на духовную и светскую, поэтому не было места для столкновений. Правители четко осознавали в чем их миссия, определяя стратегию и тактику своих действий. Халифы понимали глобальность исламского сопротивления многобожию в разных формах, которые окружали их мир. Против смуты, заблуждений они противопоставили свое благочестие, добродетель, личный аскетизм, верность исламским идеалам. Они умели говорить с народом, обсуждать актуальные задачи, не стыдились советоваться с ним, а не только с ближним окружением. Поэтому народ доверял и поддерживал их.

Призывая к джихаду против лжи, суеверий, язычества, они придерживались принципов иджмы. Халиф Умар учил распознавать куфр в разных обличиях, говоря: «Я боюсь, что тот кто был воспитан в исламе и не имеет знания язычества, разрушит сам ислам». К сожалению, опасения халифа Умара сбылись в эпоху последующих правителей. У наследников не было тех личных качеств, моральной высоты предшественников. Они не смогли преодолеть пристрастия, искушения, привычки своей нации, расы, склонности к роскоши, лени, презрения к подданным. Влияние развратного поведения поздних Халифов, их жестокости, несправедливости привело к падению нравов во всем обществе.

Повеление Корана «побуждать к доброму и удерживать от злого утратило свое значение, не опираясь на поддержку государства.

Кроме этого, ислам принимал, немало людей не из-за убеждений, а из корыстных целей, когда у мусульман появились богатства, земли, власть.

Лицемеры, корыстолюбцы, карьеристы, всегда стремятся к власти и богатству в любом обличие. Но было и не мало врагов ислама. С падением нравов антиисламские традиции проникли к слабым мусульманам, запутав их мышление. Наверху и внизу люди стали вести праздную жизнь, их обуяла страсть к роскоши, удовольствиям, лени. Все это привело общество к интеллектуальному застою, подмене понятий, псевдоисламским учениям. Культ предков, народных традиций стал почитаться более, чем религиозные обязанности. То впечатление, которое ислам производил на не мусульман в первые века, было сведено на нет. В то время, когда христиане, многое, взяв из исламских наук, искусств, технологий стали отходить от схоластики, ученые – мусульмане выступали в споры между собой, впустую растрачивая силы и время часто на бесполезные споры вместо распространения ислама. За каждой школой, течением стояли рядовые верующие, которые также вовлекаются в дискуссии, все это обессилело мусульман. Крестовые походы, монгольские нашествия, междоусобица, войны разрушили духовное единство мусульман. Установление монархий, эмиратов, султанов по национальным регионам принесло много бед, войн между мусульманскими странами. Это все то, чего добивались враги ислама.

Современные мусульмане продолжают ошибки своих предков.

^ V. Нравственность мусульман в современном мире

За последние сто лет весь мир переживает сильнейшие потрясения. Войны, революции, экономический спад, голод, утрата тысячелетних ценностей в морали, коренные изменения в образе жизни, ослабление родственных связей, феминизация, алкоголизм, распространение наркотиков многое другое негативно повлияли на все человечество.

Христианство на Западе за этот период также сильно ослабло, что существенно повлияло на мусульман. Ислам в первые века хиджры положительно повлиял на мусульман, которые многому научились у монотеистов в нравственной этике, культуре, науке. После крестовых походов, увидев достижения мусульман, христиане вступили в дискуссии между собой, пересмотрели многие церковные догмы, стали заниматься наукой, образованием, что привело к просветительству Запада.

Эпоха Возрождения, реформации просветительства, технического прогресса, научных открытий за 500 лет на западе активно способствовало отходу большинства людей от христианских принципов. Французская революция 18 века завершила раскол общества и религии. Западный мир объявил материальные блага, свободу главными ценностями, а веру – частным делом.

Практика исповеди, благотворительность успокаивали совесть, внутреннее недовольство верующих, часть которых уходила из мира в монашество.

Мусульмане, живущие рядом с многоверцами, быстро перенимали их привычки, образ жизни, антиисламске традиции, если нет знания, духовного руководства, связи поколений, нравственного примера. Это особенно видно в России, упадок нравов всех народов здесь налицо. Этнические мусульмане либо становятся совершенно светскими, научившись курить, пить, называя себя «современными» людьми, а религию – занятием старших поколений перед страхом смерти, либо уходят в различные секты, принимая крещение, либо в псевдоисламские течения.

Традиционные мусульмане – наиболее многочисленная часть в нашей стране и за рубежом. Они верят в Бога, обладают определенными теоретическими знаниями, необязательные акты поклонения ставят выше главных, которые ими не исполняются.

Споры, критика других, зацикливание на обрядовой части, одежде, еде и т.д. не дает им перешагнуть через барьеры невежества.

Когда им напоминают о намазе, они отвечают, что у них нет времени, т.к работают, вот выйдут на пенсию…

Мало, кто из них задумывается о том, что смерть ходит за нами, и мы не знаем, когда она перегородит нам дорогу… но есть еще долг перед потомством подавать ему собственный пример: вставать на заре на намаз, читать Коран, вести образ жизни правоверного. Дети, внуки все впитывают постепенно.

Но, Ислам всегда сохранял в чистоте свои принципы, благодаря защите Всевышнего и той части мусульман, которые через века пронесли свое вероубеждение, передавая из поколения в поколение, вопреки всем гонениям, лишениям, запрещениям.

Из столетия в столетие, из народа в народ, из страны в страну, семена знаний, наставничества, богоугодных поступков, нравственной красоты распространяются по всему миру. Рядовые верующие, преданные Исламу, должны не только совершать обязательные предписания и успокаивать себя, а стремиться изменить свой внутренний мир, быть внимательнее к окружающим, сострадательнее.

Различные секты проповедуют открыто, подкармливая бедных, слабых, в их ловушках оказалось немало татарской, башкирской молодежи.

К сожалению мусульмане проигрывают не только им, но и христианам в умении общаться, дискутировать, анализировать, говорить друг с другом, несмотря на взаимные разногласия внутри конфессий. Создавшимся положением мусульман пользуются определенные силы по принципу «Разделяй и властвуй» стремясь свести ислам к примитивному внешнему благочестию, чтобы не возникло мощное движение правоверных, которые вдруг стали бы осознавать своей ответственности.

Причины отсталости мусульманских государств – множество. Самые главнее из них – не солидарность, нравственный упадок правоверных и погоня за материальным успехом, неглубокое знание вероучения, непонимание смысла призыва Корана этическими мусульманами, разделение лидеров, слабая просветительская деятельность среди мусульманских народов.

^ VI. Выводы

История Ислама первых веков хиджры овеяна славой подвигов благочестивых учеников, сподвижников Пророка (с.а.а) и их приемников, воспитанием им личным примером. Их потомки продолжали распространять свет веры в разных частях земли, преодолевая трудности, благодаря закалки духа, осознанию цели и смысла жизни. Они черпали мудрость в книге Аллаха и сунне Пророка Мухаммеда (с.а.а), поставив превыше личных желаний и интересов распространение Ислама и строительство справедливого гармоничного общества, сахабы и их приемники готовили смену, кадры для будущего, наставляя их на праведный путь. Будучи аскептами в личной жизни, несмотря на ошибки, споры, недостатки строящегося общества, окруженного со всех сторон врагами, лидеры мусульман своим образом жизни, действий заслуживали доверие, уважение народа, что способствовало укреплению монотеистического государства. Заботясь о благе всех и каждого, независимо от убеждений, рас, наций, они объединяли людей. Управление государством, не имеющим аналогов в истории, требовало огромного умственного напряжения. Ежедневно возникали новые вопросы, проблемы, которые необходимо было решать незамедлительно, руководствуясь во всех делах Кораном и Сунной, надо было создать законодательство – шариат. Для этого требовалось мыслящие, нравственно возвышаемые умы.

Во всех сферах жизни происходило созидательное обновление, наращивался мощный мусульманский генофонд, способный в будущем изменить жизнь человечества.

Но последующие поколения мусульман в силу разных объективных и субъективных причин не смогли удержать высокую планку духовного совершенства. Это и языческое окружение, и внутренние враги, предательство и лицемерие, алчность, жестокость поздних правителей, возникновение смут, лжеучений, невежество вчерашних язычников, принявших ислам из-за выгод и т.д.

К счастью, Ислам жив, несмотря ни на что. Аллах обещал сохранить Коран до Судного Дня. Вся история мусульман свидетельствует о борьбе верных рабов Всевышнего с тьмой язычества, несправедливости, лжи.

Как бы языческий мир не пытался уничтожить идеалы ислама, все его усилия напрасны. Ислам в душах, в крови народов, которые сохранили почти полтора тысячелетия вопреки всем гонениям, запретам, страданиям. Нравственный призы, прозвучавший 1429 лет назад из уст Пророка Мухаммада (с.а.а) не умолкнет никогда

В наши смутные, сложные времена, когда многобожие в разных обличиях и формах стремится обладать умами, душами людей, извратить законы Творца, превратить в биороботов целые народы, а мир содрогаясь от сатаны жаждет света истины, торжества Закона справедливости, высоконравственных принципов Ислама. В Азии, Европе, Америке люди возвращаются в единобожие, среди которых много ученых, священников, студентов. Это говорит о том, что Ислам – живая религия, как океан, в который сливаются воды рек, озер, морей…

Сегодня мусульмане должны объединиться, невзирая на все недоразумения, учиться договариваться, учиться дипломатии, тактике и стратегии Пророка Ислама (с.а.а), учитывая современные реалии. Нужно заниматься большой просветительской деятельностью, призывом к Исламу, привлекая способных, эрудированных специалистов. «Человечество движется в направлении социальной модели, которую можно назвать идеальным исламским государством» - пишут зарубежные социологи.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Коран. Перев. смыслов. Р. Кулиева. М., 2003.

  2. Уроки Корана.

  3. Сафи ар –Рахман аль –Лизбаранфури. Жизнь Пророка. Пер. А.В. Нирши

1-е изд. М., 2002, 424с.

  1. Зину М. Достоинства пророка. 2-е изд. Казань, 2002, 181с.

  2. Аль-Баша А.Р. Истории о сподвиэниках Пророка. М., 2001.

  3. Гюлен Ф. Пророк Мухаммад – венец рода человеческого. В 2-х т. М., 2004.

  4. Топбаш О.Н. Мухаммад. Самый любимый человек. Стамбул, 2005, 340с.

  5. Аль-Газали Абухамид. Наставление верующим. М., 2002, 540с.

  6. Аль-Газали Шейх Мухаммад. Нравственность мусульманина. Киев, 2006, 361с.

  7. Бартольд В.В. Культура мусульманства. М., 1998, 112с.

  8. Харт М. Сто великих людей. М., 2000, 540с.

  9. Ханиф С. Что должен знать каждый об Исламе и мусульманах, Киев, 1998, 240 с.

  10. Абу-ль-Хасан Али Надви. Что потерял мир по причине отхода мусульман от ислама. М., 2006, 190с.

  11. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996, 535с.

  12. Каптерева Т.П, Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. М., 1989, 240с.

  13. Исаак Ф. Быть мусульманином. М., 2002, 345с.

  14. Наср Саид Хосейн. Молодой мусульманин в совремнном мире. М., 1997, 128с.

  15. Михайлов Ю.А. Пора понимать Коран. Изд. 2-е. М., 2007, 240с.

  16. Ислам в Евразии. Сборник. Под ред. М.А.Кордана. М., 2001, 516с.

  17. Рахман У. краткая история Ислама. Хронология событий 570-1000гг от рождества Христова. М., 2002, 409с.

  18. Блаышер Р. Коран. М., 2005, 157с.



Скачать файл (131 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации