Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Изучение конструкции подшипников качения - файл №4 Подшипники качения.doc


Изучение конструкции подшипников качения
скачать (471.8 kb.)

Доступные файлы (1):

№4 Подшипники качения.doc1207kb.15.05.2007 03:14скачать

содержание
Загрузка...

№4 Подшипники качения.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лабораторная работа 4
ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
Цель работы: изучить основные типы подшипников качения и ознакомиться с их условными обозначениями. Научиться определять типы подшипников по внешнему виду, по маркировке и по отдельным деталям. Ознакомиться с материалами, применяемыми для изготовления подшипников качения, и с основными конструктивными особенностями исполнения различных типов подшипников.

1. Конструкции подшипников качения

Подшипники качения - это опоры вращающихся или качающихся деталей, в которых элементами качения служат шарики или ролики, установленные между кольцами и удерживаемые на определённом расстоянии друг от друга обоймой, называемой сепаратором. В процессе работы одно из колец подшипника как правило неподвижно. В некоторых типах подшипников одно или оба кольца могут отсутствовать (в них тела качения опираются непосредственно на поверхность вала или корпуса). Ряд подшипников качения выпускается с уплотнениями. В некоторых подшипниках качения может отсутствовать сепаратор. Посадочные поверхности внутреннего и наружного кольца как правило гладкие цилиндрические, но имеются разновидности колец с буртиками, с канавками, с цилиндрическими или сферическими выемками, с отверстиями для подвода смазки, с конической расточкой, с эксцентриситетом посадочной поверхности и поверхности беговой дорожки, с внутренним кольцом на разжимной втулке и т. п. Типы и конструктивные особенности подшипников качения приведены в ГОСТ 3395-89, а также в нормалях подшипниковых заводов. Небольшая выборка из каталога подшипников качения приведена в табл. 1 и 2 и в приложении.

^ 2. Классификация подшипников качения

Подшипники качения классифицируют по следующим основным признакам.

По форме тел качения : шариковые и роликовые, причём последние могут быть цилиндрическими, коническими, игольчатыми, бочкообразными и витыми.



Рис.1 Форма тел качения подшипников

^ По направлению воспринимаемой нагрузки: радиальные, радильно-упорные, упорно-радиальные и упорные.

По числу рядов тел качения: однорядные, двухрядные, трёхрядные, четырёхрядные и многорядные.

Таблица 1

Основные типы радиальных и радиально-упорных подшипников



^ По способности самоустанавливаться: несамоустанавливающиеся и самоустанавливающиеся (сферические, допускающие угол перекоса внутреннего и наружного колец до 2-30 ).

^ По габаритным размерам: на серии (для каждого подшипника при одном и том же внутреннем диаметре имеются различные серии, отличающиеся несущей способностью подшипника, т. е. размерами колец и тел качения). В зависимости от размера наружного диаметра подшипника, серии подразделяются на сверхлёгкие, лёгкие, средние и тяжёлые. В зависимости от ширины подшипника серии бывают особо узкие, узкие, нормальные, широкие и особо широкие.
Таблица 2

Основные типы упорных и упорно-радиальных подшипников


^ 3. Система условных обозначений

Система условных обозначений установлена ГОСТ 3189-75 по следующим признакам: внутренний диаметр подшипника; серия диаметров или серия ширин; тип подшипника; конструктивная разновидность.

Порядок расположения условных обозначений приведен на схемах 1 и 2 Порядок отсчёта цифр в условном обозначении принят справа налево. Нули, стоящие левее последней значащей цифры, в обозначении не указывают.

Подшипники с внутренним диаметром до 10мм, исключая диаметры 0,6; 1,5; 2,5мм. обозначают по схеме 1.
Схема 1

х

хх

х

х

х

х













Внутренний диаметр пошипника (соответствует обозначению)










Серия диаметров







Цифра 0




Тип подшипника




Конструктивная разновидность

Серия ширин


Подшипники с внутренним диаметром от 10мм и более, исключая подшипники с внутренними диаметрами 22; 28; 32 и 500мм обозначаются по схеме 2.
Схема 2


Х

ХХ

Х

Х

Х



















Внутренний диаметр подшипника










Серия диаметров










Тип подшипника







Конструктивная разновидность




Серия ширин





Схему 2 для более удобного прочтения можно представить в виде таблицы 3.

Таблица 3

Значения цифр в условном обозначении подшипников качения

Цифра в условном обозначении (отсчёт справа).

Значения цифр

1-я и 2-я

Внутренний диаметр подшипника

3-я и 7-я

Серия диаметров (3) и серия ширин (7)

4-я

Тип подшипника

5-я и 6-я

Конструктивная разновидность подшипника


Условное обозначение подшипников по внутреннему диаметру :

Для схемы 1.

Первая цифра равна значению внутреннего диаметра.

Внутренние диаметры подшипников, равные 0,6; 1,5; 2,5 мм следует отде лять от цифр, обозначающих серию диаметров, косой чертой " / " .

Внутренний диаметр подшипника, выраженный дробью (кроме значений 0,6; 1,5; 2,5 мм) обозначается приближённым значением внутреннего диаметра, округлённым до целой единицы. В условном обозначении таких подшипников на втором месте ставится цифра 9 (нестандартные внутренние диаметры).

Для схемы 2.

Первые две цифры определяют внутренний диаметр подшипника.

Обозначение внутренних диаметров подшипников от 10мм до 20мм должны соответствовать значениям, указанным в таблице 4.

Таблица 4

Внутренний диаметр подшипника

Обозначение

10

00

12

01

15

02

17

03

Внутренние диаметры подшипников, не указанные в табл. 4, должны иметь обозначение по ближайшему из указанных диаметров. В условном обозначении таких подшипников на третьем месте ставится цифра 9 (ненормальные внутренние диаметры).

Внутренние диаметры подшипников от 20мм до 495мм включительно обозначают частным от деления этого диаметра на 5.

Внутренние диаметры подшипников, равные 22, 28, 32, 500мм и более обозначают соответствующими цифрами и отделяют от цифр, обозначающих серию диаметров, косой чертой " / ".

Внутренние диаметры подшипников, выраженные дробью или целым числом не кратным цифре 5 , обозначают целым приближённым частным от деления диаметра на 5. В условное обозначение таких подшипников на третьем месте входит цифра 9.
Условное обозначение серий подшипников

Подшипник одного внутреннего диаметра обычно изготавливают нескольких размерных серий, т. е. его наружный диаметр и ширина (высота) различны в зависимости от грузоподъёмности и предельной быстроходности.

Вторая цифра в схеме 1 и третья цифра в схеме 2 обозначают серию диаметров. Седьмая цифра в обеих схемах совместно со второй цифрой в схеме 1 или с третьей цифрой в схеме 2 определяют размерную серию подшипника. Установленные серии подшипников приведены в таблице 5.
Таблица 5

Третья цифра в схеме 2 или вторая цифра в схеме 1

Седьмая цифра в схеме 2 или вторая цифра в схеме 1

Серия подшипника

1

8 или 9

Сверхлёгкая

1

7

Особо лёгкая

2




Лёгкая

2

5

Лёгкая широкая

3




Средняя

3

6

Средняя широкая

4




Тяжёлая

9

0

Серия ненормальных внутренних диаметров

7 или 8 в схеме 2




Серия не стандартных наружных диаметров



Подшипники не стандартные по внутреннему диаметру или ширине (неопределённая серия), на втором месте обозначают цифрой 6 или 7 (схема 1).
Условное обозначение типа подшипников
Четвёртая цифра справа в обозначении подшипника определяет его тип. Типы подшипников в зависимости от воспринимаемой нагрузки приведены в табл. 6.
Таблица 6

Тип подшипника

Обозначение

Шариковый радиальный

0

Шариковый радиальный сферический

1

Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами

2

Роликовый радиальный со сферическими роликами

3

Роликовый радиальный с длинными или игольчатыми роликами

4

Роликовый радиальный с витыми роликами

5

Шариковый радиально-упорный

6

Роликовый конический радиально-упорный

7

Шариковый упорный, шариковый упорно-радиальный

8

Роликовый упорный, роликовый упорно-радиальный

9


Условное обозначение подшипников по конструктивным разновидностям Пятая и шестая цифры в условном обозначении подшипника определяют его конструктивную разновидность и состоят из двух цифр от 00 до 99. Конструктивных разновидностей подшипников очень много и наиболее распространённые из них приведены в ГОСТ 3395-89.

Внимание! Если в обозначении подшипника должна присутствовать цифра 0 и после неё слева не требуются дополнительные обозначения (дополнительные цифры), то цифра 0 в обозначении не проставляется.
^ 4. Примеры расшифровки обозначений подшипников

1000094

расшифровывается по схеме 1 (цифра 0 на третьем месте), тип - радиальный шариковый (цифра 0 на четвёртом месте)

внутренний диаметр 4мм. (цифра 4) ,

сверхлёгкой серии (цифра 9),

конструктивная разновидность 00,

серия ширин 1.

25

расшифровывается по схеме 1 (цифра 0 на третьем месте)

тип - радиальный шариковый (цифра 0 на четвёртом месте)

внутренний диаметр 5мм. (цифра 5) ,

лёгкой серии (цифра 2),

конструктивная разновидность 00,

2205

12305

42305

32305

92305

292305

Расшифровываются по схеме 2,

тип - радиальные роликовые с короткими цилиндрическими. роликами, (2)

внутренний диаметр 25мм. (05*5=25),

средней серии, (3)

конструктивная разновидность: 00 - без бортов на наружном кольце, 01 - с однобортовым наружным кольцом, 03 - с двухбортовым наружным кольцом, 04 - с однобортовым внутренним кольцом и двухбортовым наружным кольцом, 09 - с двухбортовым наружным кольцом и плоской опорной шайбой на внутреннем кольце, 29 - без внутреннего кольца.

74103

Расшифровывается по схеме 2,

тип - радиальный роликовый игольчатый, (4),

внутренний диаметр 17мм, (03),

особо лёгкой серии, (1),

конструктивная особенность (07) - без сепаратора и с отверстием под смазку на наружном кольце.

602/32

Расшифровывается по схеме 2,

тип - шариковый радиальный, (0),

внутренний диаметр 32мм, (32),

лёгкой серии, (2),

конструктивная разновидность (06) - с одной защитной шайбой.


^ 5. Дополнительные знаки условного обозначения

Слева через черту от основного обозначения подшипников, которое включает в себя не более семи цифр, указываются требования к точности изготовления подшипников.

Справа через черту от основного обозначения подшипников указываются параметры,

определяющие специальные требования к материалу деталей подшипников, к термообработке деталей, конструктивные изменения деталей, специальные требования по шероховатости поверхности, температуре отпуска колец подшипников и требования по шуму при работе.

Обозначение класса точности подшипников

Установлены следующие классы точности подшипников, указанные в порядке повышения точности:

0, 6 ,5, 4, 2, Т - для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;

0, 6, 5, 4, 2 - для упорных и упорно-радиальных подшипников;

0, 6X, 6, 5, 4, 2 -для роликовых конических подшипников.

Установлены дополнительные классы точности подшипников - 8 и 7 ниже класса точности 0 для применения по заказу потребителей в неответственных узлах.

Классы точности подшипников характеризуются значениями предельных отклонений размеров, формы и расположения поверхностей подшипников. В общем машиностроении обычно применяют классы точности 0, 6, и 5. Следует иметь ввиду, что стоимость одного и того же подшипника класса точности 0 и класса точности 2 отличается в 10 раз.

В зависимости от наличия требований по уровню вибрации установлены три категории подшипников - А, В, С.

К категории А относятся подшипники классов точности 5, 4, 2, Т с одним из дополнительных требований по повышенным нормам уровня вибрации, волнистости и отклонению от круглости поверхностей качения, моменту трения, углу контакта, радиальному биению, осевому биению и их совместному значению.

К категории В относятся подшипники классов точности 0, 6Х, 6, 5 с одним из дополнительных требований, аналогичных категории А.

К категории С относятся подшипники классов точности 7, 8, 0, 6, к которым не предъявляются требования по уровню вибрации, моменту трения и другие требования по категориям А и В.

^ Полные требования к точности подшипников приведены в ГОСТ 520-89.

Класс точности подшипников указывается цифрой, соответствующей его точности слева от основного условного обозначения через тире. Класс точности "0" в условном обозначении опускается.

Пример: подшипник № 6 - 205.

Расшифровка : шарикоподшипник радиальный (четвёртая цифра слева "0" опущена), диаметром 25мм.(две последние цифры "05"), средней серии (третья цифра слева "2"), класс точности 6.

Обозначение радиального зазора и момента трения подшипников

Обозначения: 1, 2, 3, и т. д. расположенные слева от обозначения класса точности подшипника характеризуют различные величины (ряды) радиальных зазоров. Зазор по нормальному ряду обозначается цифрой 0.

Обозначения: 1, 2, 3, и т. д. расположенные слева от радиального зазора, характеризуют различные величины (ряды) моментов трения.

У радиальных шарико - и роликоподшипников с радиальным зазором по нормальному ряду и у радиально-упорных шарикоподшипников в дополнительном обозначении между классами точности и обозначением момента трения проставляется буква "М".

Обозначения категорий подшипника проставляют :

-слева от обозначения ряда момента, например, А1М5 - 205;

-перед обозначением ряда зазоров при отсутствии требований по моменту трения, например, В25 - 205;

- перед классом точности при отсутствии требований по моменту трения и нормальной группе зазора, например, А5 - 205.
Расшифровка дополнительных знаков справа от основного обозначения

Дополнительные знаки справа от основного обозначения располагаются в следующем порядке:

  • обозначение материала деталей подшипника (табл. 7);

  • конструктивные изменения деталей подшипника К, К1, К2, …..;

  • специальные требования по шероховатости, покрытиям и т. п., У, У1, У2,…;

  • температура отпуска колец подшипника Т1, Т2, ….;

  • разновидности смазочных материалов для подшипников закрытого типа С1, С2,..;

  • требования по шуму Ш, Ш1, Ш2, ….

Таблица 7.

Обозначение материала деталей подшипников

Дополнительные обозначения

Отличительные признаки

Б

Сепаратор из безоловянистой бронзы

Г

Сепаратор из чёрных металлов

Д

Сепаратор из алюминиевых сплавов

Е

Сепаратор из пластических материалов

Л

Сепаратор из латуни

Р

Детали из теплостойкой стали

Х

Детали из цементируемой стали

Ю

Часть деталей или все детали из нержавеющей стали

Я

Кольца и тела качения из редко применяемых материалов (пластмасса, углепластик, стекло, керамика,…)


Цифры 1, 2, 3, и т. д. справа от дополнительного буквенного обозначения Б,Г,Д,Е,К,Р,Л,У,Х,Ш,Э,Ю,Я указывают на каждое последующее исполнение с каким - либо отличием от предыдущего.
Пример расшифровки подшипника с дополнительными обозначениями


№ А 2 7 5 - 3 1 8 0 2 06 Е Т3 С2 Ш1

















































Допускаемый уровень шума

по 1муряду













^ Основное условное

обозначение

подшипника




























Смазка маслом ЦИАТИМ22













Класс точности 5

ггнТемпература отпуска колколец 2500 С

ко










Радиальный зазор по 7му ряду







Момент трения по второму ряду



















Категория А

Сепаратор из пластмассы
































  1   2   3   4



Скачать файл (471.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации