Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Сестринское дело в хирургии - файл 1.doc


Контрольная работа - Сестринское дело в хирургии
скачать (832 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc832kb.27.11.2011 19:54скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕЙ

ХИРУРГИИ ПО ТЕМЕ:

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛИНИЯ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ И РЕАНИМАЦИОННО-АНЕСТЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ.

ОСОБЕННОСТИ САНИТАРНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА РАБОТЫ РАО.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС В РЕАНИМАТОЛОГИИ.
СОДЕРЖАНИЕ







стр.

1.

Основные понятия.

3

2.

Организация работы ОРИТ.

4

3.

Штатное расписание медперсонала ОРИТ.

6

4.

Структура ОРИТ.

8

5.

Оснащение ОРИТ.

10

6.

Санитарно-эпидемиологический режим.

13

7.

Должностная инструкция медсестры ОРИТ.

20

8.

Сестринский процесс в ОРИТ.

23

9.

Литература

26

10.

Приложение №1. Инструкция по санитарно-эпидемиологи-ческому режиму отделения.

27

11.

Приложение №2. Обработка рук.

31

12

Приложение №3. Документация медсестры ОРИТ.

35

13. Приложение №4. Алгоритмы манипуляций. 44

^ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Основным принципом анестезиологии и реаниматологии является сочетание методов этиопатогенетической терапии с методами временного искусственного замещения и управления функциями жизненно важных органов и систем организма.

Анестезиология и реаниматология состоит из трех важных разделов:

1) реаниматология;

2) интенсивная терапия;

3) анестезиология.

Реаниматология (от лат. re – вновь, animare – оживлять) – наука об оживлении организма, патогенезе, профилактике и лечении терминальных состояний, под которыми понимают состояния, пограничные между жизнью и смертью (В.А.Неговский). Предметами изучения реаниматологии являются:

  • механизмы смерти и переходных периодов от жизни к смерти (терминальных состояний);

  • методы оживления (восстановление жизненных функций);

  • методы профилактики смерти;

  • состояние организма после оживления (постреанимационный период).

Реаниматологию как научную дисциплину следует отличать от реанимации – методов непосредственного оживления организма. Реанимация является составной частью реаниматологии, которая охватывает как практические, так и теоретические аспекты всей проблемы.

^ Интенсивная терапия – комплекс методов временного искусственного замещения жизненно важных функций организма, направленных на предупреждение истощения адаптационных механизмов и наступления терминального состояния. Кроме того, интенсивная терапия проводится для оптимального завершения экстренной реанимации после успешного восстановления сердечной деятельности в результате клинической смерти (в этом случае говорят о длительной реанимации).

Анестезиология – изучает методы защиты организма от особого типа чрезвычайных воздействий – операционной травмы, включая подготовку к операции и ведение послеоперационного периода.

^ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРИТ.

Отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) является структурным подразделением больницы, организуется по разрешению Министерства здравоохранения союзной республики в городах с населением от 500 тысяч человек и выше в составе крупных многопрофильных больниц (городская больница скорой медицинской помощи, городская, областная, краевая, республиканская больницы с числом не менее 800 коек в больнице, и такие же детские больницы с числом не менее 400 коек в больнице), где сосредоточена ургентная помощь. Число коек в отделении реанимации и интенсивной терапии не может быть более 20-25 коек. Отделение реанимации и интенсивной терапии больницы является центром для оказания реанимационной помощи прикрепленному населению. Отделение должно быть обеспечено медикаментами, трансфузионными средами в количествах, необходимых для полноценного проведения реанимации и интенсивной терапии.

Основные задачи ОРИТ многопрофильной больницы были определены соответствующим положением в 1969 г. (приложение №1 к приказу министра здравоохранения СССР №605 от 19.08.69 г.):

  • осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению обезболивания при операциях, родах, специальных диагностических и лечебных процедурах;

  • осуществление комплекса мероприятий по реанимации и интенсивной терапии лицам с расстройством функций жизненно важных органов до стабилизации их деятельности;

  • повышение уровня теоретических знаний и обучение медицинского персонала учреждения практическим навыкам в области реанимации.


На основании этих задач были выработаны основные обязанности персонала отделения ОРИТ:

  • проведение наиболее оптимального метода обезболивания при операциях, родах, специальных диагностических и лечебных процедурах;

  • проведение подготовки к обезболиванию и обезболивание во время операций, родов, специальных диагностических и лечебных процедур;

  • наблюдение больных в посленаркозном периоде;

  • проведение по показаниям интенсивной терапии в послеоперационных палатах при отсутствии палат реанимации и интенсивной терапии;

  • ведение больных в палатах реанимации и интенсивной терапии с привлечением в необходимых случаях врачей соответствующих специальностей;

  • проведение реанимации больных, находящихся в стационаре;

  • отбор больных, подлежащих лечению в палатах реанимации и интенсивной терапии, и определение срока их пребывания в этих палатах;

  • проведение консультаций с врачами по вопросам практического применения препаратов, используемых в анестезиологии-реаниматологии;

  • проведение занятий с медицинским персоналом по основам реанимации;

  • организация и проведение практических конференций по анестезиологии и реаниматологии.

Сложный комплекс организационных, лечебно-профилактических и методических мероприятий в отделении интенсивной терапии и реанимации складывается в основном из ряда компонентов:

  1. профилактика и лечение острых нарушений жизненно важных функций организма в палатах реанимации и интенсивной терапии;

  2. профилактика и лечение острых нарушений жизненно важных функций организма в отделениях хирургического профиля:

а) во время предоперационной подготовки плановых и экстренных больных;

б) в операционном периоде, независимо от вида обезболивания, под которым производиться хирургическое вмешательство;

в) в «наркозных» или «восстановительных» палатах операционного блока при возникновении необходимости освободить операционный стол до окончательного выведения больного из наркоза и релаксации и адекватного восстановления жизненно важных функций организма, позволяющего транспортировать больного в палату реанимации и интенсивной терапии или послеоперационную палату;

г) в послеоперационной палате хирургического отделения, куда поступил больной, не нуждающийся в госпитализации в палату реанимации и интенсивной терапии;

  1. профилактика и лечение острых нарушений жизненно важных функций организма в палате реанимации приемного отделения;

  2. профилактика и лечение острых нарушений жизненно важных функций организма в отделениях терапевтического и неврологического профиля;

  3. профилактика и лечение острых нарушений жизненно важных функций организма выездной специализированной бригадой (скорой помощи или консультативной).


Штатные нормативы медицинского персонала ОРИТ ЛПУ.

(Выписка из Приказа МЗ СССР №841 от 10.06.86 г.).

Должности врачей-анестезиологов устанавливаются из расчета 1 должность на следующее число коек:



наименование отделений (палат)

число коек

1.1

кардиохирургическое, хирургическое торакальное, туберкулезное, легочно-хирургическое

25

1.2

ожоговое, гинекологическое, малых хирургических вмешательств

50

1.3

нейрохирургическое, нейротравматологическое, онкологическое, хирургическое отделение для взрослых

75

1.4

оториноларингологическое, офтальмологическое для взрослых

200

1.5

отделения микрохирургии глаза для взрослых

для детей

80

40

1.6

отделения хирургического профиля других наименований для взрослых

100

1.7

хирургическое отделение для детей

40

1.8

отделения хирургического профиля других наименований для детей

50

1.9

отделения нехирургического профиля для детей, применяющие постоянно хирургические методы диагностики и лечения

100


При наличии в больнице или родильном доме 60 коек хирургического профиля, а в ЦРБ и онкологическом диспансере 50 коек устанавливается не мене одной должности врача – анестезиолога-реаниматолога.

В больницах, имеющих в своем составе не менее 200, а в детских больницах не менее 150 коек хирургического профиля, работающих на скорую помощь, или при многокорпусном их расположении дополнительно устанавливается 4,75 должности врача – анестезиолога-реаниматолога. В крупных многопрофильных больницах устанавливается дополнительно 4,75 штатных единиц на каждые 200 хирургических коек для взрослых и каждые 150 коек для детей в целях круглосуточного обеспечения анестезиолого-реанимационной помощью.

Помимо этого один круглосуточный пост сверх должностей устанавливается в следующих учреждениях:

  • в родильных домах на 120 и более коек;

  • в онкологических диспансерах от200 до 300 коек;

  • в инфекционных больницах на 400 и более коек или в одной из инфекционных больниц города от 200 коек при наличие 2 и более инфекционных больниц с числом коек не менее 400 (суммарно);

  • в одной из городских или детских больниц, в которых палаты реанимации и ИТ в соответствии с положением не организуются, но имеется детское инфекционное отделение;

  • при наличии в городе не менее 150 детских инфекционных коек.

В число указанных коек не включаются койки детских инфекционных больниц на 100 и более коек и городских больниц, имеющих палаты реанимации и ИТ.

Для обеспечения работы ОРИТ устанавливается 4,75 ставки на каждые 6 коек.

Должности врачей-лаборантов для обеспечения работы ОРИТ устанавливаются из расчета 4,75 ставки на 6-12 коек.

Должности заведующего ОРИТ устанавливаются в зависимости от числа должностей врачей – анестезиологов-реаниматологов:

  • при наличии от 3 до 6 врачей вместо 0.5 должности анестезиолога-реаниматолога;

  • при наличии от 6 до 12 анестезиологов-реаниматологов или при наличии в составе отделения палаты реанимации и ИТ – сверх должностей врачей анестезиологов-реаниматологов.

Должности медицинских сестер ОРИТ устанавливаются из расчета:

  • 2 должности на каждую должность врача анестезиолога-реаниматолога;

  • 1 должность в больницах, имеющих ожоговые отделения.

Должности среднего медперсонала для обеспечения работы палат ОРИТ устанавливаются из расчета:

  • медсестер ОРИТ 4,75 должности на каждые 3 койки и 1 должность на каждые 6 коек – в дневное врем (для выполнения обязанностей в перевязочной, процедурной и стерилизации наркозно-дыхательной аппаратуры);

  • фельдшеров-лаборантов – 4,75 должности при наличии 6 коек и 1 должность при обслуживании больных в дневное время при наличии 9-12 коек.

Должности старших медицинских сестер ОРИТ устанавливаются в соответствии с количеством должностей заведующих отделениями (групп).

Должности младших медицинских сестер по уходу за больными в палатах ОРИТ устанавливается из расчета 4,75 ставки на каждые 6 коек.

Должности сестер-хозяек устанавливаются в штате отделения, имеющего в своем составе палаты реанимации и интенсивной терапии.

Должности санитарок-уборщиц устанавливаются в палатах реанимации и ИТ из расчета 4,75 ставки на каждые 6-12 коек и 1 должность в составе экспресс-лаборатории.
^ СТРУКТУРА ОРИТ.

Структура отделения зависит от ряда факторов, таких, как общий коечный фонд больницы и, в частности, от числа коек хирургических отделений, количества операционных залов.

В соответствии с задачами, решаемые ОРИТ, в их составе целесообразно предусмотреть следующие подразделения:

1. Бригада врачей анестезиологов-реаниматологов и среднего медперсонала, круглосуточно работающая в отделении. В ее задачи входят: плановое ведение больных, госпитализированных в отделение реанимации; оказание экстренной помощи вновь поступающим больным с выраженными нарушениями функций жизненно важных органов.

2. Реанимационная бригада, круглосуточно обслуживающая вызовы в другие отделения больницы (приемное, терапевтические, неврологические, хирургические и пр.).

3. Круглосуточно работающая лабораторная служба.

4. Хозяйственно-техническая бригада (специалист по обслуживанию систем газоснабжения, электрик, сестра-хозяйка и др.).

Планировка отделения. Существуют различные варианты. Наиболее распространен «комбинированный», предусматривающий наличие большого реанимационного зала и палат ИТ. Планировка должна обеспечивать максимально свободный доступ к больному, позволяющий проводить реанимационные мероприятия при внезапной остановке кровообращения, возможность доставки и использования у постели больного лечебной и диагностической аппаратуры.

В состав ОРИТ должны входить:

1. реанимационный зал;

2. палаты ИТ;

3. перевязочная;

4. экспресс-лаборатория;

5. подсобные помещения (аппаратная, кабинет заведующего, ординаторская, сестринская и т.д.).

Реанимационный зал предназначен для оказания экстренной помощи больным, находящимся в критическом состоянии и требующим проведения длительной ИВЛ, аппаратных методов лечении и пр. Учитывая функциональное назначение реанимационного зала, он по размерам, отделке и оборудованию должен соответствовать требованиям, предъявляемым к операционным. Зал должен иметь централизованную подводку кислорода, сжатого воздуха и вакуума; надежные (в том числе аварийные) источники питания. Площадь зала (20-24 кв.м. на одного больного) должна обеспечить максимальную свободу персонала при работе у постели больного.

Палаты ИТ предназначены для лечения больных, нуждающихся в интенсивной терапии. В соответствии с рекомендациями ВОЗ на одного больного в палате ИТ должно приходиться не менее 14 кв.м. площади. Примерная схема планировки палаты интенсивной терапии представлена на рис. 1.


Рис.1 Примерная схема планировки палаты интенсивной терапии

1 - функциональная кровать

2 - прикроватный монитор с пульсоксиметром

3 - розетка централизованной разводки кислорода

4 - розетка централизованной разводки системы сжатого воздуха

5 - индузомат

6 - кварцевый облучатель

7 - аппарат ИВЛ

8- рабочее место сестры

9 - шкаф для хранения инфузионных растворов

10 - шкаф для хранения медикаментов

11 - рабочий стол сестры

12 - холодильник

13 - шкаф для хранения белья

14 - умывальник


^ ОСНАЩЕНИЕ ОРИТ.
ОРИТ являются наиболее техногенными подразделениями больниц. Отсутствие нарушений в работе аппарата является критическим условием безопасности больного. Многие осложнения возникают из-за недостаточной осведомленности персонала в вопросах, касающихся оборудования, вследствие небрежности его проверки. Любое техническое устройство разных фирм-производителей имеет различные модификации, детальные особенности, которые наиболее полно отражаются в техническом паспорте изделия. Желательно не счесть за гордыню, а прочесть инструкцию по применению. Как правило, чем безобиднее выглядит агрегат, тем более вредоносны его отдаленные последствия. На случай отказа электрического оборудования, отключения электроэнергии необходимо иметь в запасе аппараты, работающие от ручного привода.

Оборудование ОРИТ по направленности применения можно условно разделить на:

  • Оборудование для поддержки/обеспечения адекватного дыхания: аппараты для проведения ИВЛ и ВВЛ, комплектующие детали и дополнительное оборудование.

  • Оборудование для поддержки/обеспечения адекватного функционирования ССС - это дефибрилляторы, кардиостимуляторы.

  • Оборудование для наблюдения за жизненно-важными системами органов может представлять собой как мониторную систему, снабженную несколькими датчиками, так и прибор, измеряющий единичный параметр.

  • Оборудование для поддержки адекватного функционирования ЖКТ представлено волоконно-оптическим гастроскопом, зондами (желудочными, баллонными пищеводными), инфузоматами для капельного введения энтерального питания.

  • Оборудование для поддержки/обеспечения мочеотделения включает в себя наборы для катетеризации мочевого пузыря, аппараты для эфферентной детоксикации организма.

  • Прочие виды оборудования. К ним относятся инфузоматы для в/в капельных инфузий и шприцевые дозаторы; приборы для согревания больных (одеяла с подачей теплого воздуха, нагревательные лампы); аппаратуру для искусственного охлаждения (лечебной гипотермии); противопролежневые матрасы; электроотсосы для проведения туалета дыхательных путей, ротоглотки, отсасывания желудочно-кишечного содержимого.

Помимо обязательного набора оборудования отделение желательно, но не обязательно должно быть оснащено аппаратурой для контрольно-диагностических и функциональных исследований. Это передвижной рентгеновский аппарат, жесткие или фиброволоконные эндоскопы, электроэнцефалограф и др.


Как и реанимационный зал, палаты интенсивной должны быть оборудованы мониторами, иметь надежное электропитание, подводку кислорода, сжатого воздуха и вакуума к постели больного. Каждая палата обязательно должна иметь круглосуточно действующий сестринский пост. Между палатами и холлом желательно оборудовать застекленные проемы. Это позволяет осуществлять наблюдение за больными в случае вынужденного отсутствия сестры в данной палате. В каждой палате должны быть оборудованы закрывающиеся на ключ шкафы для хранения необходимых инфузионных сред, лекарственных препаратов. Необходим и специальный манипуляционный стол для хранения стерильных инфузионных систем, наборов для катетеризации центральных вен, шприцов, салфеток и пр. На этом столе сестра может набрать в шприц растворы медикаментов, подготовить к работе систему для инфузии или трансфузии. Нежелательно загромождать палату лечебной и диагностической аппаратурой. Ее следует хранить в аппаратной и доставлять в палаты лишь по мере необходимости.

В полном объеме и количестве в отделении должен быть инструментарий: наборы для венесекции и катетеризации сосудов, трахеостомии, перевязок; ларингоскопы, аспирационные катетеры, воздуховоды, интубационные и трахеостомические трубки, зонды (желудочные, пищеводные), одноразовые шприцы, системы для в/в вливаний, приспособления для катетеризации мочевого пузыря и пр.

В отделении должно быть достаточное количество инфузионных и трансфузионных сред. К. ним относятся: эритроцитарная масса, препараты плазмы; плазмозамещающие средства (полиглюкин, растворы крахмала, желатиноль и др.); препараты для реологических свойств крови (реополиглюкин, трентал); для коррекции КОС (натрия гидрокарбонат, трисамин); для эндогенной детоксикации (неокомпенсан, гипохлорит натрия); кристаллоидные изотонические растворы, 5% раствор глюкозы, раствор Рингера и пр.; полиэлектролитные растворы, с ионы калия, магния и другие электролиты и микроэлементы. Разумеется, хранить их необходимо в оптимальных условиях. Учитывая, что в отделении постоянно находятся больные, перенесшие тяжелые оперативные вмешательства на органах брюшной полости, в составе медикаментозных средств необходимо иметь препараты для парентерального питания: 15-40% растворы глюкозы, растворы аминокислот, жировые эмульсии, paстворы с витаминами и микроэлементами.

Для оказания больным помощи в полном объеме в отделениях необходимо иметь в достаточном количестве большой набор меди­каментов. Он включает: общие и местные анестетики, наркотические и ненаркотические анальгетики, седативные и снотворные средства, транквилизаторы, нейролептики и антигистаминные препараты, дыхательные аналептики, холинолитические средства, вазоактивные препараты (адреналин; адреномиметические, адреноблокирующие и ганглиоблокирующие средства), сердечно-сосудистые средства (сердечные гликозиды; антиаритмические, спазмолитические, сосудорасширяющие, гипотензивные и др.), мышечные релаксанты и антихолинэстеразные препараты, препараты для дегидратации и диуретики, глюкокортикостероидные и анаболические гормоны, ингибиторы ферментов, витамины, препараты, влияющие на свертываемость крови, антибиотики, муколитические препараты.

Учитывая, что сотрудники отделений ОРИТ оказывают реанимационную помощь в других отделениях больницы, необходимо иметь мобильные переносные комплексы, оснащенные аппаратами и приспособлениями для сердечно-легочной реанимации. В них входят: дефибриллятор, электрокардиограф, ручной респиратор типа «Амбу», воздуховоды, S-образный воздуховод, ларингоскоп с набором прямых и изогнутых клинков, набор интубационных трубок, портативный отсос, желудочные зонды, наборы для пункции и катетеризации центральных вен, венесекции, внутрисердечных инъекций, одноразовые системы для инфузии и шприцы, стерильный материал, медикаменты. Эти комплексы регулярно обновляются и используются только при проведении неотложных мероприятий вне ОРИТ.

Обязательная составляющая часть ОРИТ - экспресс-лаборатория - должна иметь оборудование, позволяющее производить клиническое исследование крови и мочи, биохимических показателей крови, кислотно-основного состояния (КОС) и газов крови, осмолярности, электролитов плазмы крови, показателей свертывающей системы крови и пр.

^ Для каждого больного необходимо иметь:

  • специальную реанимационную кровать с хорошо функционирующими колесами;

  • иметь следящую и диагностическую аппаратуру (кардиомонитора, пульсоксиметра, аппаратов ИВЛ и т.п.);

  • специальный прикроватный столик;

  • аппарат для измерения давления;

  • индивидуальный светильник;

  • сигнализационное устройство для вызова сестры и врача;

  • специальные тросы для изоляции кроватей друг от друга и для закрепления флаконов с различными растворами.



^ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.

Предупреждение госпитальной инфекции требует строжайшего соблюдения правил асептики и антисептики. Увеличивающееся с каждым годом число стафилококковых заболеваний вызвано не только выраженной патогенностью возбудителей, устойчивостью к антибиотикам и химиопрепаратам, но и нарушениями асептики и антисептики, несоблюдением действующих правил по профилактике гнойных осложнений в повседневной хирургической практике. Трудности профилактики и лечения гнойной хирургической инфекции усугубляются широким распространением стафилококкового бациллоносительства среди населения, в особенности медицинского персонала, и значительной обсемененности воздушной среды, предметов больничного обихода и ухода за больными в лечебно-профилактических учреждениях.

Отделения реанимации и интенсивной терапии, учитывая контингент находящихся в них больных, относятся к тем лечебным структурам, где госпитальная инфекция может нанести максимальный вред больным. Вместе с тем, эти отделения в наибольшей степени подвержены распространению госпитальной инфекции: в их по скорой помощи доставляют больных с выраженными нарушениями функции органов и систем организма, часто с неустановленным диагнозом. Сбор анамнеза у этих больных крайне затруднен или вообще невозможен. Это увеличивает опасность инфицирования персонала и других больных туберкулезом, вирусными заболеваниями (грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и пр.). В отделении осуществляют интенсивную терапию больным, пе­реведенным по тяжести состояния из других подразделений больницы (перитонит, раневая инфекция, пролежни, тяжелая пневмония, менингит, сепсис). В нем проводят манипуляции и операции, которые сами по себе могут служить источниками инфицирования больных при несоблюдении правил асептики и антисептики: ларингоскопия, интубация трахеи, аспирация мокроты из верхних дыхательных путей, чрескожная катетеризация трахеи, трахеостомия, пункция и катетеризация вен, спинальная функция. Не исключено инфицирование отделения персоналом или консультантами (воздушно-капельная, контактная инфекция), если ими строго не соблюдаются санитарно-гигиенические правила.

Что же такое госпитальная или внутрибольничная инфекция, источники и механизмы передачи?

ВБИ (ВОЗ)относят любое клинически распознаваемое заболевание, которое поражает пациента в результате его поступления в больницу или обращения за помощью, или сотрудников вследствие их работы в данном учреждении не в зависимости от того появились ли симптомы заболевания во время госпитализации или после выписки.

ВБИ – госпитальная или назокомиальная инфекция.

85% ВБИ – гнойно-септические заболевания.

15% ВБИ – острозаразные инфекции.

Для возникновения ВБИ необходимо наличие трех звеньев любого эпидемиологического процесса, а именно:

  1. возбудитель;

  2. средство передачи возбудителя;

  3. восприимчивый к инфекции организм человека.

Механизмы передачи ВБИ:

  1. горизонтальный – пути передачи:

-воздушно-капельный

-фекально-оральный

-половой

-воздушно-пылевой

-бытовой

алиментарный

  1. вертикальный (от матери к плоду) – путь передачи – плацентарный

  2. артивикационный – через загрязненный инструментарий, при пересадке органов.

  3. кровоконтактный.

Типичные места обитания ВБИ:

  • В ЛПУ – это изделия из резины (катетеры, дренажные трубки), приборы, в которых используется вода и антисептик (дистилляторы, ингаляторы, ионизаторы и др.), аппараты для ИВЛ, инструментарий.

  • В организме человека преимущественными местами обитания являются: кожа и мягкие ткани, мочевыводящие пути, полости – рта, носоглотки, влагалища, кишечника.

  • Через руки персонала передаются: золотистый стафилококк, эпидермальный стафилококк, стрептококк А, энтерококк, эшерихии, клебсиелла, энтеробактер, протей, сальмонелла, синегнойная палочка, анаэробные бактерии, гриб рода Кандида, простой герпес, вирус полиомиелита, вирус гепатита А.

В вопросах профилактики ВБИ в ЛПУ должны выполняться 3 важнейших требования:

  1. сведение к минимуму возможности заноса инфекции;

  2. исключение внутригоспитальных заражений;

  3. исключение выноса инфекции за пределы ЛПУ.

Источниками инфекции в ОРИТ могут также быть дыха­тельная аппаратура, ингаляторы, шланги анестезиологических аппаратов и респираторов, кислородные маски, интубационные и трахеостомические трубки, зонды, катетеры, инструментарий, при­меняемый для инвазивных операций и манипуляций, перевязоч­ный материал. В отделении реанимации допустимо в принципе применение только шприцов одноразового использования. Источником инфицирования могут также служить недостаточ­но обработанные кровати и матрасы, желудочные зонды, судна,
клизмы.

Причиной внутрибольничной инфекции чаше всего являются негемолитический и зеленящий стрептококк, золотистый стафило­кокк, менингококки, синегнойная палочка, пневмобактерия Фридлендера. Следует помнить, что у ослабленных больных источником инфекции может быть сапрофитная флора, в обычных условиях неоказывающая болезнетворного действия, многочисленные грибки.

Профилактика ВБИ.

С целью профилактики ВБИ в ЛПУ осуществляется следующий комплекс мероприятий:

  1. Соблюдается санитарно-гигиенический режим отделения.

  2. Соблюдается порядок приема пациента в стационар (осмотр и обработка при выявлении педикулеза, измерение температуры, взятие мазков из носа и зева на стафилококк).

  3. Уборка, использование, дезинфекция уборочного инвентаря, его хранение проводится согласно приказам МЗ №288, СанПиН 2003г.

  4. Соблюдается порядок хранения рабочей одежды: обслуживающий персонал стационаров должен иметь комплект сменной одежды для экстренной замены, хранение ее надлежит осуществлять в индивидуальных шкафчиках.

  5. Санитарная обработка пациентов в отделении и смена нательного и постельного белья проводится 1 раз в 7 дней и по необходимости.

  6. Соблюдается порядок хранения грязного белья, личной одежды пациента.

  7. Дезинфекция, ПСО и стерилизация предметов медицинского назначения, предметов ухода проводится согласно приказам МЗ №288, ОСТ 42-21-2-85 и приказу №408.

  8. Обеспеченность необходимым количеством дезинфицирующих, моющих и чистящих средств, кожных антисептиков и жидкого мыла.

  9. Проводится активное выявление инфекционных пациентов (подозрение на кишечную инфекцию, брюшной тиф, дифтерию, вирусный гепатит), соблюдаются сроки наблюдения за контактными больными.

  10. Соблюдаются режим питания: оснащение раздаточных, буфетных, время реализации готовой пищи, порядок сбора и удаления пищевых отходов, порядок обработки посуды, ветоши, уборочный инвентарь и его хранение, порядок хранения передач.

  11. На случай выявления пациентов карантинными и особо опасными инфекциями в отделении имеются схемы-памятки поведения медперсонала при выявлении подозрительных пациентов, оказания первой помощи, схемы оповещения, укладки по особо опасным инфекциям.

  12. Соблюдаются правила сбора, хранения и утилизации медицинских отходов в ЛПУ.

  13. Контроль за состоянием здоровья медперсонала.

В ОРИТ для исключения инфицирования отделения извне важно разделение потоков так называемых «уличных» больных и больных, госпитализируемых из других подразделений больницы. При планировании отделения реанимации и интенсивной терапии следует предусмотреть возможность изоляции больных, могущих инфицировать других пациентов отделения, а также возможность организации хирургических, терапевтических и других специализированных палат интенсивной терапии. Крайне важно в составе отделения иметь боксированную палату для изоляции инфицированных больных, интенсивное лечение которых не может осуществляться в других подразделениях больницы.

Очень важно для предупреждения инфекции имеет поддержание санитарно-эпидемиологического состояния (см. Приложение №1) реанимационного зал и палат интенсивной терапии. В этом плане помещения отделения целесообразно разделить на три зоны: 1-я — служебные помещения (кабинеты, ординаторская, сестринская и пр.), где ограничиваются санитарно-гигиеническими мерами; 2-я, так называемая переходная зона (коридоры, холлы, лаборатория и пр.), которая требует периодической (один раз в две недели) обработки помещений дезинфицирующими средствами, и 3-я — лечебная зона (реанимационный зал, палаты интенсивной терапии, перевязочная), в которой поддерживают строгий санитарно-эпидемиологический режим. Проветривание, влажная уборка, в том числе обработка антисептическими растворами и кварцевание палат должны проводиться не менее трех раз в сутки, а генеральная уборка с обработкой всех поверхностей антисептиками с последующим кварцеванием — не менее одного раза в неделю. Кроме того, влажная уборка палат и обработка дезрастворами кроватей и поверхности матрасов должна производиться после выписки каждого больного.

Ответственность за соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в палате несет палатная медсестра, а за его соблюдением в отделении в целом – старшая сестра отделения, а в вечернее время – ответственный дежурный анестезиолог-реаниматолог. Доступ в ОРИТ целесообразно ограничить. Нахождение в нем родственников больных и других посторонних лиц в большинстве случаев недопустимо.
^ Условия безопасности медицинской сестры на рабочем месте.

  1. Специальная одежда, защищающая медсестру от возможного попадания крови и других выделений при проведении манипуляции:

    • медицинская шапочка (косынка);

    • одноразовые резиновые перчатки;

    • маска марлевая 4-слойная или респиратор;

    • влагонепроницаемый фартук или халат.

  2. Средства забора и доставки лабораторного материала:

  • одноразовые шприцы и иглы;

  • специальные емкости для сбора биологического материала;

  • контейнеры для транспортировки.

  1. Контейнеры для предстерилизационной очистки и дезинфекции.

  2. Контейнеры для утилизации.

  3. Дезинфицирующие и антисептические средства.


Манипуляции, при которых может произойти заражение кровью или другими биологическими жидкостями:

  • инвазивные процедуры;

  • соприкосновение со слизистыми оболочками (целыми и поврежденными);

  • соприкосновение с поврежденной кожей пациента;

  • контакт с поверхностями, загрязненными кровью или другими биологическими жидкостями.

Правила безопасности сестры на рабочем месте:

  • мыть руки до и после контакта с пациентами;

  • рассматривать кровь и выделения пациента как потенциально инфицированные и работать с ними только в перчатках;

  • рассматривать все образцы лабораторных анализов как потенциально инфицированные;

  • рассматривать все белье, запачканное кровью или другими выделениями, как потенциально инфицированное;

  • если целостность кожных покровов нарушен, перед началом манипуляции их следует закрыть лейкопластырем или смазать клеем БФ;

  • необходимо строго соблюдать правила снятия перчаток и мытья рук (жидкое мыло и одноразовые полотенца);

  • уборку необходимо проводить в латексных перчатках;

  • при открывании флаконов с медикаментами, пробирок с кровью и ее компонентами, ампул с сывороткой следует избегать уколов, порезов перчаток и рук;

  • нельзя использовать одноразовый инструментарий повторно;

  • на рабочих местах должны быть различные емкости с крышками, контейнеры с дезраствором для использованных шприцев, игл, перчаток, ватно-марлевого материала (каждая емкость должна иметь четкую маркировку);

  • до окончания экспозиции в дезинфицирующем растворе категорически запрещается проводить разборку медицинских инструментов;

  • транспортировку биологических жидкостей следует осуществлять в закрытых контейнерах;

  • не использовать емкости с ватно-марлевыми пробками;

  • бланки направлений не помещать в пробирки;

  • тщательно выполнять манипуляции с режущими и колющими инструментами (иглы, скальпели, ножницы и т.п.), при открывании флаконов с медикаментами, пробирок с кровью и ее компонентами, ампул с сывороткой следует избегать уколов, порезов перчаток и рук;

  • нельзя проводить забор крови иглой без шприца;

  • нельзя хранить инфицированный материал с кровью и ее компонентами в открытых емкостях без дезинфицирующих средств;

  • нельзя надевать колпачки на использованные иглы для избежания травматизма;

  • нельзя использовать жесткие щетки для мытья рук для избежания риска микротравматизма;

  • строго соблюдать правила личной гигиены.

Важный момент в профилактике ВБИ у персонала – личная гигиена. К правилам личной гигиены относятся:

  • ежедневный душ или ванна, при этом особое внимание обращается на волосы и ногти;

  • тщательная стирка халатов и другой личной одежды, запрещается стирка рабочих халатов и костюмов в домашних условиях;

  • защита рта и носа одноразовыми средствами защиты;

  • тщательное мытье рук.

Правильная и своевременная обработка рук является залогом безопасности медицинского персонала и пациентов (см. Приложение №2).

Пациенты ОРИТ особо восприимчивы к инфекцион­ным заболеваниям вследствие ослабленности организ­ма в результате общего заболевания или травмы и по­ниженной сопротивляемости организма. Увеличение числа антибиотико-устойчивых микроорганизмов, зат­руднения при очистке, дезинфекции и стерилизации со­временного сложного оборудования также являются факторами, которые способствуют развитию и распро­странению инфекций в больницах.

Вопрос об опасности инструментария и оборудования многократного использования для здоровья больного в настоящее время уже не дискутируется. Во всех разви­тых странах технологический процесс повторного ис­пользования инструментов и оборудования строго рег­ламентирован стандартами, директивами, инструкция­ми. Их строгое выполнение обеспечивает эпидемиоло­гическую безопасность пациентов при проведении ле­чебно-диагностических мероприятий.

Наркозно-дыхательная аппаратура (НДА) является одним из самых сложных инструментов для стерили­зации. Она так же, как и огромное число инструментов и оборудования, используемых в процессе лечебно-ди­агностической деятельности, представляет опасность для больных. После ее применения нередко отмечают­ся ларингиты, бронхиты, пневмонии, существует реаль­ная опасность заражения туберкулезом и другими ин­фекциями органов дыхания. Поэтому мероприятия, на­правленные на эпидемиологическую безопасность больного в анестезиологии-реаниматологии обязатель­ны.

В нашей стране в соответствии с санитарно-эпидеми­ологическими требованиями технологический процесс обработки медицинских изделий включает проведение таких мероприятий, как обеззараживание, очистка, и в зависимости от назначения изделия — дезинфекцию или стерилизацию.

В зависимости от оснащенности ЛПУ обеспечение бе­зопасности больного при подготовке НДА к применению осуществляется вручную или с использованием аппарат­ных средств. Ручная обработка изделий, являясь весь­ма трудоемкой и не всегда эффективной, отвлекает у ме­дицинских сестер до 1/3 рабочего времени. Механиза­ция процессов очистки и обеззараживания повышает их эффективность, освобождает персонал и является оптимальным решением проблемы. Ручная очистка проводилась в соответствии с требо­ваниями «Методических указаний по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения», утвержденных МЗ РФ 30 де­кабря 1998 года. Для приготовления дезинфекционно­го раствора, погружения и ополаскивания изделий ис­пользовались пластмассовые емкости на 30 литров. Пос­ле просушивания изделия для хранения перекладывали в стерилизационные коробки.

Машинная обработка осуществляется в моечно-дезинфекционных машинах. Программа очистки обеспечивала в одном цикле мой­ку изделий с детергентами и термическую дезинфекцию нагретой до 90°С водой. Сушку изделий, шлангов, ды­хательных мешков осуществляли в специализированных сушильных шкафах стерильным нагретым воздухом. Для хранения комплект принадлежностей к НДА упаковываются в специальные упаковочные пакеты или используется продезинфицированную в моечно-дезинфекционной машине стерилизационную коробку. Машинная обработка обеспечивает высокую эффек­тивность обработки, сводит к нулю риск инфекционных осложнений, экономит финансовые и трудовые ресур­сы и является оптимальным решением проблемы.

^ Должностная инструкция медицинской сестры ОРИТ.

Общая часть

На должность медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии назначается лицо со средним медицинским образованием, прошедшее специальную подготовку.

Назначается и увольняется главным врачом больницы по согласованию с заведующим отделением в соответствии с действующим законодательством.

Непосредственно подчиняется врачу-реаниматологу и старшей медицинской сестре отделения реанимации и интенсивной терапии.

В своей работе руководствуется распоряжениями вышестоящих должностных лиц.

Обязанности

Приступая к работе, медсестра должна:

    • собрать сведения о больных отделения и обратить особое внимание на пациентов с нестабильной гемодинамикой, на находящихся в терминальном и коматозном состоянии, на тех, кому проводиться ИВЛ, на послеоперационных больных, на больных с психозом;

    • оценить степень тяжести больных и состоянием их психики;

    • в течение рабочего дня осуществлять контроль состояния пациентов:

- продолжить наблюдение за общим состоянием больных и их психическим статусом;

- измерять АД, ЧСС, ЦВД, ЧДД, температуру, диурез, соотношение объемов введенной и выделенной жидкости (частота измерений определяется дежурным врачом) и фиксировать полученные данные в картах интенсивной терапии;

- оценивать состояние повязок (наличие повязок на должном месте, промокание и загрязнение повязок);

- оценивать правильность положения и фиксацию центральных и периферических венозных, перидуральных, кислородных и мочевых катетеров, назогастральных и назогастроинтестициальных зондов, трахеостомических и цистостомических трубок и их проходимость, дренажей и характер и количество отделяемого из них;

- оценивать состояние мягких тканей больных в местах вероятного образования пролежней;

- следить за правильностью фиксации датчиков мониторов, показаниями мониторов, работой аппаратов ИВЛ;

- контролировать положение пациента в постели в соответствие с его патологией (Фаулера, Симса и т.п.).

В течение рабочего дня медсестра должна:

  • проводить умывание и обработку полости рта, промежности и половых органов пациентов;

  • осуществлять смену постельного и нательного белья;

  • осуществлять кормление пациентов;

  • осуществлять профилактику пролежней;

  • осуществлять санацию трахеобронхиального дерева путем отсасывания мокроты через эндотрахеальную и трахеостомическую трубку, а также из полости рта у больных, находящихся в коматозном состоянии;

  • проводить дыхательную гимнастику и лечебную физкультуру;

  • осуществлять обработку кожи и смену повязок вокруг центральных венозных и перидуральных катетеров, загрязненных и промокших повязок на операционных ранах;

  • проводить простейшие физиотерапевтические мероприятия (ингаляции, оксигенотерапию, горчичники и пр.);

  • осуществлять промывание мочевого пузыря растворами антисептиков через постоянный катетер или цистостому 2 раза в сутки;

  • осуществлять промывание желудка через назогастральный зонд.

  1. В течение рабочего дня медсестра должна своевременно и точно выполнять врачебные назначения:

    • вводить лекарственные препараты и осуществлять инфузионно-трансфузионную терапии. (после окончания инфузии – вводить гепариновый «замок» в центральный венозный катетер);

    • вводить лекарственные вещества в перидуральный катетер;

    • вводить желудочный зонд и промывать желудок;

    • вводить катетер в мочевой пузырь;

    • ставить клизмы;

    • осуществлять забор крови и других биологических жидкостей для анализа.

  2. При внезапном наступление клинической смерти медсестра самостоятельно начинает реанимационные мероприятия.

  3. Медсестра подготавливает наборы для катетеризации центральных вен, интубации трахеи, трахеостомии, люмбальной и плевральной пункции и помогает врачу при проведении этих манипуляций.

  4. Медсестра осуществляет подготовку к работе и подключение следящей и диагностической аппаратуры (кардиомонитора, пульсоксиметра, аппаратов ИВЛ и т.п.) и отвечает за сохранность аппаратуры.

  5. Медсестра осуществляет дезинфекцию, предстерилизационную обработку и стерилизацию ИМН и оборудования, а также обеззараживание использованного материала и следит за соблюдением санитарно-профилактического режима в палате и отделении.

  6. Медсестра оформляет и ведет следующую медицинскую документацию:

  • сводку движения пациентов;

  • порционное требование;

  • карту интенсивной терапии;

  • журнал дежурной сестры отделения;

  • температурный лист;

  • журнал учета наркотических и сильнодействующих препаратов;

  • журнал переливания крови и ее компонентов;

  • журнал переливания кровезаменителей;

  • направления на лабораторные анализы и инструментальные методы исследования;

  • заявки на консультации специалистов;

  • требования в отделение (кабинет, станцию) переливания крови на кровь и ее компоненты;

  • в истории болезни медсестра отмечает введение наркотических и сильнодействующих препаратов;

  • проводить проверку пациентов на педикулез и чесотку и отмечает в соответствующем журнале (при обнаружении – проводить необходимые противоэпидемические мероприятия и делает отметку в журнале);

  • журнал учета работы бактерицидных установок;

  • журнал проведения генеральных уборок;

  • журнал контроля проведения ПСО и стерилизации ИМН.


Права

Медицинская сестра отделения реанимации и интенсивной терапии имеет право:

  • получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей;

  • контролировать работу младшего медицинского персонала;

  • повышать свою профессиональную квалификацию на курсах усовершенствования в установленном порядке;

  • принимать участие в научно-практических конференциях;

  • вносить предложения старшей медицинской сестре отделения об улучшении организации и условий своего труда.


Ответственность

Несет ответственность за нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка больницы.

^ ОРГАНИЗИЦИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ОРИТ.

Работа медсестры в реанимационном отделении сопряжена большими психологическими и физическими нагрузками. Поэтому медсестра работающая в реанимационном отделении должна быть своего рода психологом, учителем, наставником и т.д. Работа сестры реанимационного отделения многопрофильна и требует разнообразных знаний от нее. Сестра реанимационного отделения должна обладать навыками не только ухода, но и навыками работы с приборами, аппаратами, уметь оказать неотложную помощь. Роль медсестры в реанимационном отделении неизмеримо возрастает, т. к. в большинстве случаев больной не может сказать, что его беспокоит, а контроль за ним должен обеспечивать жизнедеятельность всех органов и систем.

С целью повышения качества оказываемых сестринских услуг, снижения профессиональных ошибок необходима не только стандартизация деятельности медсестры реанимационного отделения, но и стандартизация манипуляций и процедур, а так как пациенты реанимационного отделения многопрофильные, то и в реанимационном отделении присутствуют различные диагностические манипуляции и процедуры. Одни из них встречаются ежедневно, другие реже, но не зависимо от этого, каждая манипуляция должна быть проведена технически грамотно. Некоторые манипуляции и процедуры медсестра проводит самостоятельно, к некоторым осуществляет подготовку пациента или уход за пациентом после проведения манипуляции, или осуществляет ассистирование при выполнении врачебных манипуляций.

Медсестра ОРИТ должна ответственно относится к ведению медицинской документации (Приложение №3). Заполнение документации требует времени и не должно быть сложным. Принципы ведения документации:

  • четкость в выборе слов и в самих записях;

  • краткое и недвусмысленное изложение информации;

  • охват всей основной информации;

  • использование только общепринятых сокращений;

  • каждой записи должна предшествовать дата и время, а в конце стоять подпись медсестры.

Регистрация сестринского наблюдения и ухода дает возможность выявить дефицит обслуживания пациента, раскрывает полную информацию о проделанной медсестрой работе, экономит время и трудовые затраты, позволяет установить, кем, когда и какого рода уход был обеспечен, наглядно показывает динамику состояния пациента, обеспечивает преемственность в обслуживании и возможность системно подойти к организации сестринского ухода за пациентом.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что все сестринс­кие манипуляции у тяжелых больных проводятся со стро­жайшими мерами соблюдения принципов инфекцион­ной безопасности и с использованием средств защиты.

Больному, находящемуся в бессознательном состоянии, при психомоторном возбуждении, необходимо проводить профилактику травм. С этой целью поднимают перила у функциональной кровати, а конечности больного при необ­ходимости фиксируют широкими бинтами (ноги — выше колен, руки — выше кистей); фиксации простынями в виде обвязывания их поверх груди и живота следует избегать.

^ Профилактика инфекции дыхательных путей и пневмонии складывается из многих факторов. У больных, кото­рым проводится ИВЛ с помощью респиратора или кото­рым наложена трахеостома, необходимо регулярно (не менее 1 раза каждые 3 часа) отсасывать мокроту из трахеи и бронхов (если больному проводится ИВЛ, то эндотрахеальную трубку на короткое время отсоединяют от аппара­та). Отсасывание производят только стерильными, лучше одноразовыми, катетерами! Манжетку эндотрахеальной трубки на 30 минут распускают каждые 6—8 часов для про­филактики пролежня трахеи. Вентиляцию проводят подо­гретым и увлажненным газом, поэтому нужно контроли­ровать наличие жидкости в увлажнителе респиратора. При необходимости по назначению врача в трахею вводятся разжижающие мокроту препараты (например, трипсин).

Для облегчения удаления мокроты из дыхательных пу­тей у тяжелого больного не менее 4 раз в сутки ему прово­дят вибромассаж, поколачивая по грудной клетке ладоня­ми. Лучше всего это делать в сочетании с постуральным дренажом, поворачивая пациента с боку на бок и на живот, приподнимая нижнюю часть туловища. Хороший резуль­тат дают ингаляции бикарбоната натрия, йодистого калия, трипсина и т. п. 2-3 раза в сутки (наибольший эффект от­мечается при применении ультразвукового ингалятора).

По возможности больному проводится дыхательная гимнастика, например, надувание резиновых шариков и игрушек, активное откашливание, глубокие вдохи с раз­ведением рук в стороны (как правило, это делается у опе­рированных больных). Если нет противопоказаний, то больные должны находиться в положении Фаулера — так лучше осуществляется естественная вентиляция легких.

^ Профилактика осложнений со стороны кожи и слизис­тых — это, в первую очередь, профилактика пролежней. Пролежни у пациентов реанимационного отделения воз­никают очень быстро (особенно, у больных с черепно-мозговыми травмами, повреждениями спинного мозга и инсультами). Профилактика пролежней должна прово­диться в соответствии с государственным стандартом и включает в себя смену положения боль­ного каждые 2 часа, обмывание загрязненных участков тела, использование подгузников, массаж кожи около участков риска, расправление постели, использование поролоновых прокладок и т. п. Смену положения тела и массаж лучше сочетать с мероприятиями по профилакти­ке пневмонии, о которых говорилось выше.

2—3 раза в сутки больному необходимо обрабатывать полость рта 4 %-м раствором бикарбоната натрия. Больным после дефекации, а женщинам ежедневно, нужно прово­дить обмывание промежности слабым раствором перманганата калия.

У тяжелых больных нередко возникают проблемы с функционированием желудочно-кишечного тракта (парез кишечника). Обычно таким больным вводится назогастральный зонд, который нужно периодически промывать и за правильностью положения которого необходимо сле­дить. При отсутствии стула обычно по назначению врача через 1—2 дня делается очистительная клизма.

При недержании мочи используются мочеприемники и подгузники. При острой задержке мочи устанавливается постоян­ный катетер, который должен быть надежно зафикси­рован. Дважды в сутки мочевой пузырь промывается раствором фурацилина. При длительной задержке мочи мужчинам накладывается цистостома во избежание гной­ного уретрита и восходящей инфекции.

Для профилактики тромбозов вен нижних конечностей больным, находящимся в сознании, регулярно (каждые 15—30 минут) предлагают делать тыльные сгибания стоп (обычно это делают послеоперационные больные). Паци­ентам, находящимся без сознания, эта манипуляция про­водится медсестрой или санитаркой.

Кормление больных, находящихся без сознания осу­ществляется энтерально через зонд (для этого используют­ся соки, бульоны, кисло-молочные продукты, кисели, сырые яйца, масло, детские молочные смеси) либо парен­терально. Питать больного энтерально, безусловно, пред­почтительнее.

При наличии ран необходимо следить за чистотой и надежностью фиксации повязок, при необходимости де­лая перевязки.

При проведении инфузий через центральные и пери­ферические катетеры нужно контролировать правиль­ность положения и функционирования катетера, завер­шать вливание введением гепаринового «замка», еже­дневно (при необходимости — чаще) менять повязку вокруг катетера.

При наличии дренажей следует контролировать их правильное положение, следить за количеством и харак­тером отделяемого, при появлении крови немедленно сообщать об этом врачу.

Нужно контролировать общее состояние больного, что­бы вовремя обнаружить возникновение ухудшения. При проведении аппаратной ИВЛ необходимо своевременно выявлять десинхронизацию дыхания и неадекватность (повышение двигательной активности, признаки гипоксии, попытки самостоятельных вдохов и т. п.). Нужно ежечасно (при необходимости — чаще) измерять физиологические параметры (АД, ЧСС, ЦВД, ЧДД, почасовой диурез, температуру), при проведении аппаратного наблюдения — снимать показатели с монитора и фиксировать данные в карте интенсивной терапии. Необходимо измерять объем выделенной жидкости за сутки (с мочой, рвотой, по дренажам).

Скрупулезное выполнение всего перечисленного является одним из необходимых условий успеха в лечении тяжелого больного.

Использованная литература.

  1. Ремизов И. В. Основы реаниматологии для медицинских сестер. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 256 с.

  2. Маневич А. З., Плохой А. Д. Интенсивная терапия, реаниматология, анестезиология. (Краткий курс для медсестер и будущих врачей). М., Издательство «Триада – Х», 2000. – 380 с.

  3. Черняховский Ф. Р. Организация отделения анестезиологии-реаниматологии. – М.: Медицина, 1979. – 216 с.

  4. Рубан Г. И. и др. Инфекционная безопасность при проведении анестезиологических и реанимационных мероприятий. – «Сестринское дело» №2, 2006. – 18-19 с.

  5. ДО и ПОСЛЕ операции. Н. В. Пащенко, старшая медсестра МУЗ ОГКБ №1 г. Омска. – «Сестринское дело» №4,2007. – 39-41 с.



^ ПРИЛОЖЕНИЕ №1. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ОТДЕЛЕНИЯ.

(пр. №288, пр. №720, пр. №408).

Перед поступлением больного в палату кровать, прикроватную тумбочку протирают ветошью, смоченной в дезинфицирующем растворе, эквивалентном 1% раствору хлорамина, двукратно с интервалом 15 минут. Кровать застилают постельным бельем, прошедшим камерную обработку (стирка в прачечной с кипячением).

Больному выделяют индивидуальные предметы ухода, которые после использования тщательно моют. После перевода больного в другое отделении, выписки или смерти предметы индивидуального ухода обеззараживают:

- посуда: погружение в 0,5% раствор хлорамина;

- грелка, пузырь: двукратное притирание 1% раствором хлорамина с интервалом 15 минут;

- мочеприемник, подкладное судно: погружение в 3% раствор хлорамина на 60 минут;

- плевательница: погружение в 3% раствор хлорамина на 60 минут.

Бельевой режим. Смену нательного и постельного белья производят не реже 1 раза в 7 дней после прохождения гигиенической ванны или по мере загрязнения. Сбор грязного белья от больных в отделении должен осуществляется в плотную специальную тару (клеенчатый или полиэтиленовый мешки или в емкость с крышкой). Сортировка и разборка грязного белья производиться в специально выделенном помещении, временное хранение (не более 12ч) грязного белья в отделении следует осуществлять в закрытой таре, подвергающейся дезинфекции. Для работы с грязным бельем персонал должен быть обеспечен сменной санитарной одеждой (халат, косынка, перчатки, маска). Стирка больничного белья осуществляется централизованно в специальных прачечных в соответствии с инструкцией по технологии обработки белья медицинских учреждений.

Чистое белье должно храниться в специально выделенном помещении. Белье и тара должны быть промаркированы.

Доставка чистого и грязного белья должна осуществляться специально выделенным транспортным средством в упакованном виде и затаренном в закрытую тару из плотной ткани; тара не должна иметь дефектов, способствующих загрязнению белья при транспортировке, и иметь маркировку с указанием «чистое» или «грязное» белье, его принадлежности учреждению.

Перевозка чистого и грязного белья в одной и той же таре не допускается. Стирка тканевой тары (мешки) должна осуществляться одновременно с бельем.

^ Инструкция по уборке помещений.

Влажная уборка помещений (мытье полов, протирка мебели, оборудования, подоконников, дверей и т.д.) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, а при необходимости чаще: 1 раз – с применением дезинфицирующих средств, 2 раз – с применением горячего мыльно-содового раствора. Уборочный инвентарь (ведра, тряпки, щетки и пр.) маркируют и применяют строго по прямому назначению.

В каждом подразделении рекомендуется иметь не менее 5-6 комплектов уборочного инвентаря и ветоши для уборки помещений с разными режимами работы (с цветной сигнальной маркировкой):

^ I – процедурные, манипуляционные и другие кабинеты с режимом асептики (по числу кабинетов);

II – палаты интенсивной терапии;

III – послеоперационные палаты, палаты для больных с иммунодефицитными состояниями или получающих гормональные препараты и т.д. (по числу палат);

^ IV – административно-хозяйственные помещения (кабинеты зав. отделением и ст. медсестры, ординаторская, сестринская и т.д.);

V – ванны (по числу ванн);

VI – санузлов (по числу уборных).

Уборочный инвентарь должен легко подвергаться дезинфекции. Не рекомендуется применять в ЛПУ волосяные щетки, веники из сорго, которые трудно промываются и практически не выдерживают дезинфекцию, вследствие чего являются фактором передачи внутрибольничной инфекции.

По числу групп помещений с соответствующим режимом асептики комплектуются наборы уборочного инвентаря:

  • набор из половой щетки (швабры) и швабры на длинной рукоятке для мытья стен и потолков;

  • ведра или пластиковые пакеты для сбора и временного хранения мусора в период уборки;

  • набор из 2 ведер (оцинкованных) для мытья стен и потолков моюще-дезинфицирующим растворов с последующим отмыванием его чистой водой от остатков моющих средств;

  • набор из 2 ведер – соответственно для мытья и ополаскивания пола;

  • набор ершей с рукоятками разной длины для мытья батарей отопления, труднодоступных мест и т.д.;

  • щетки для чистки мягкой мебели (при отсутствии пылесоса);

  • щетки с жесткой щетиной или ветошь – для мытья ванн и раковин;

  • крупный унитазный ерш – для обработки санузлов в отдельных палатных секциях;

  • помпа (квач, вантуз) – для ликвидации небольших засоров канализационных труб унитазов и раковин.

^ Набор ветоши состоит из:

- чехла-мешка из х/б трикотажа, надеваемого на швабру для мытья (обметания) потолков и стен;

- двух тряпок из мешковины (желательно с обшитыми краями) – соответственно для мытья пола дез. раствором и последующего отмывание его чистой водой;

- тряпок из х/б ткани для вытирания пыли.

Независимо от вида обработки материала (мытье мыльно-содовым или дезинфицирующими растворами) весь уборочный материал и ветошь после уборки помещений подлежат обязательной дезинфекции в дез. растворе, эквивалентном 1% раствору хлорамина, мытью и обязательной сушке. Ветошь обязательно должна быть высушена, т.к. во влажной среде и, особенно в темном помещении очень интенсивно размножаются многие микроорганизмы, вызывающие ВБИ.

Нельзя хранить уборочный инвентарь в кабинетах и палатах. Для этого выделяют отдельное помещение или шкафы, в которых в отдельных секциях хранится полный набор маркированного уборочного инвентаря для каждой категории помещений. Половые щетки лучше подвешивать на проволочные или металлические кольца для лучшего просушивания и защиты щетины от загибания. По окончанию уборки щетки необходимо мыть в дезинфицирующем растворе, ополаскивать в чистой воде и периодически прочесывать щетину специально выделенной для этой цели расческой или другим приспособлением. Деревянные рукоятки щеток и швабр желательно покрывать водонепроницаемой краской или лаком для облегчения дезинфицирующей обработки.

^ Технология уборки.

Уборку лечебно-диагностических помещений и палат желательно проводить при открытых окнах и отсутствии больных. Постели должны быть покрыты.

Уборку помещений следует начинать с освобождения от мебели, оборудования или отодвигать ее для обеспечения свободного доступа к обрабатываемым объектам.

При установке стационарного оборудования места стыков и прилегания к стенам рекомендуют заделывать герметиками для предупреждения затекания жидкости, скопления грязи и пыли.

^ Генеральная уборка.

Для обеспечения рациональной расстановки кадров, учета объема выполняемой работы, расчета необходимого количества моющих, чистящих и дезинфицирующих средств рекомендуется разрабатывать годовой план-график проведения генеральных уборок, утвержденный зав. отделением. План-график удобнее составлять в виде таблиц с указанием полного набора и площади помещений, а также количества и площади обрабатываемых поверхностей мебели, медицинского и технического оборудования, окон, дверей. Оценить реальность выполнения плана можно только при условии строгого контроля выполнения с соблюдением санитарной обработки всех поверхностей.

Генеральная уборка перед наступлением осенне-зимнего сезона должна включать обязательное двустороннее мытье стекол после завершения работ по ремонту и остеклению окон, восстановлению замазки. Производят заделку щелей и оклейку вторых рам плотной специальной бумагой 4-5 см, оклейку обычно проводят жидким крахмальным клейстером. Для предохранения стекол от замерзания их протирают смесью из 1 части глицерина и 3 частей спирта, а между рамами помещают какое-либо гигроскопическое вещество. Грязные стекла поглощают до 50% проходящего света. Примерно 1 раз в месяц их следует промывать теплой водой с добавлением нашатырного спирта (1ст.л. на 1 л воды) или специальным стеклоочистителем.

При проведении генеральной уборки некоторую сложность представляет мытье батарей и пространства за ним, где скапливается значительное количество пыли. Для этой цели можно использовать ручные распылители, один из которых заправлен моюще-дезинф. раствором, другой – чистой водой для окончательной промывки. Пространство за и под батареей удобнее обрабатывать последовательно двумя ершами, соответственно для мытья и последующей отмывки чистой водой.

Влажной ветошью, смоченной в дезрастворе, эквивалентном 1% раствору хлорамина, протирают кровати, прикроватные тумбочки, столы и др. мебель двукратно с интервалом 15 минут.

Завершают уборку помещений мытьем полов. Особое внимание требует отмывка плинтусов, которые повторно протирают увлажненной дезраствором ветошью по окончанию мытья полов.

Обработку любых поверхностей рекомендуется проводить небольшими участками (2-3 м). Моющий дезинф. раствор следует менять после обработки 80-100 кв.м. поверхностей в общесоматических палатах и административно-хозяйственных помещениях, и не более 60 кв.м. при обработке помещений с режимом асептики.

^ ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. ОБРАБОТКА РУК МЕДПЕРСОНАЛА.
Обработка рук делится на три уровня:

  1. Бытовой уровень (механическая обработка рук).

  2. Гигиенический уровень (обработка рук с применением кожных антисептиков).

  3. Хирургический уровень (особая последовательность манипуляций при обработке рук с последующим одеванием стерильных перчаток).

1. ^ Механическая обработка рук. Цель бытового уровня обработки рук — механическое удаление с кожи большей части транзиторной микрофлоры (антисептики не применяются). Подобная обработка рук проводится: после посещения туалета; перед едой или перед работой с продуктами питания; перед и после физического контакта с пациентом; при любом загрязнении рук. Необходимое оснащение:


  1. Жидкое дозированное нейтральное мыло или индивидуальное одноразовое мыло в кусочках. Желательно, чтобы мыло не имело резкого запаха. Открытое жидкое или брусковое многоразовое неиндивидуальное мыло быстро инфицируется микробами.

  2. Салфетки размером 15х15 см одноразовые, чистые для промокания рук. Использование полотенца (даже индивидуального) не желательно, т. к. оно не успевает просохнуть и, кроме того, легко обсеменяется микробами.
Правила обработки рук: Снимаются с рук все украшения, часы, поскольку они затрудняют удаление микроорганизмов. Руки намыливаются, затем ополаскиваются тёплой проточной водой и всё повторяется сначала. Считается, что при первом намыливании и ополаскивании тёплой водой микробы смываются с кожи рук. Под воздействием тёплой воды и самомассажа поры кожи открываются, поэтому при повторном намыливании и ополаскивании смываются микробы из раскрывшихся пор. Тёплая вода способствует более эффективному воздействию антисептика или мыла, в то время как горячая вода удаляет с поверхности рук защитный жировой слой. В связи с этим следует избегать употребления слишком горячей воды для мытья рук. Каждое движение повторяется не менее 5 раз. Обработка рук осуществляется в течение 30 секунд - 1 минуты. Очень важно соблюдать описанную технику мытья рук, поскольку специальные исследования показали, что при рутинном мытье рук определённые участки кожи (кончики пальцев и их внутренние поверхности) остаются загрязнёнными.
^

Европейский стандарт обработки рук, EN-1500


Последовательность движений



1. Тереть одну ладонь о другую ладонь возвратно-поступательными движениями.



2. Правой ладонью растирать тыльную поверхность левой кисти, поменять руки.



3. Соединить пальцы одной руки в межпальцевых промежутках другой, тереть внутренние поверхности пальцев движениями вверх и вниз.



4. Соединить пальцы в «замок», тыльной стороной согнутых пальцев растирать ладонь другой руки.



5. Охватить основание большого пальца левой кисти между большим и указательным пальцами правой кисти, вращательное трение. Повторить на запястье. Поменять руки.



6. Круговым движением тереть ладонь левой кисти кончиками пальцев правой руки, поменять руки.

После последнего ополаскивания руки насухо вытираются салфеткой (15х15 см). Этой же салфеткой закрываются водопроводные краны. Салфетка сбрасывается в ёмкость с дезинфицирующим раствором для утилизации. При отсутствии одноразовых салфеток возможно использование кусков чистой ткани, которые после каждого использования сбрасываются в специальные контейнеры и после дезинфекции отправляются в прачечную. Замена одноразовых салфеток на электрические сушилки нецелесообразна, т.к. при них не происходит растирания кожи, а значит не происходит удаление остатков моющего вещества и слущивания эпителия.

^ 2. Гигиеническая обработка рук. Цель гигиенической обработки — уничтожение микрофлоры кожи при помощи антисептиков (дезинфекция). Подобная обработка рук проводится:


  • перед одеванием перчаток и после их снятия;

  • перед уходом за пациентом с ослабленным иммунитетом или при проведении обходов в палатах (когда нет возможности мыть руки после осмотра каждого больного);

  • перед и после выполнения инвазивных процедур, малых хирургических манипуляций, ухода за раной или катетером;

  • после контакта с биологическими жидкостями (например, аварийные ситуации с кровью).
Необходимое оснащение:

  1. Жидкое дозированное рН-нейтральное мыло или индивидуальное одноразовое мыло в кусочках.

  2. Салфетки размером 15х15 см одноразовые, чистые.

  3. Кожный антисептик. Целесообразно использовать спиртосодержащие кожные антисептики (70% раствор этилового спирта; 0,5% раствор хлоргексидина биглюконата в 70% этиловом спирте, АХД-2000 специаль, Стериллиум и др.)
Правила обработки рук. Гигиеническая обработка рук состоит из двух этапов: механической очистки рук (см. выше) и дезинфекции рук кожным антисептиком. После окончания этапа механической очистки (двукратное намыливание и ополаскивание) антисептик наносится на кисти рук в количестве не менее 3 мл и тщательно втирается в кожу до полного высыхания (вытирать руки не следует). Если руки не были загрязнены (например, отсутствовал контакт с пациентом), то первый этап пропускается и можно сразу наносить антисептик. Каждое движение повторяется не менее 5 раз. Обработка рук осуществляется в течение 30 секунд - 1 минуты.

3. Хирургическая обработка рук. Цель хирургического уровня обработки рук — минимизация риска нарушения операционной стерильности в случае повреждения перчаток. Подобная обработка рук проводится: перед оперативными вмешательствами; перед серьёзными инвазивными процедурами (например, пункция крупных сосудов). Необходимое оснащение:


  1. Жидкое дозированное рН-нейтральное мыло или индивидуальное одноразовое мыло в кусочках.

  2. Салфетки размером 15х15 см одноразовые, стерильные.

  3. Кожный антисептик.

  4. Перчатки одноразовые стерильные хирургические.
Правила обработки рук. Хирургическая обработка рук состоит из трёх этапов: механической очистки рук, дезинфекции рук кожным антисептиком, закрытии рук стерильными одноразовыми перчатками.

1. В отличии от вышеописанного способа механической очистки на хирургическом уровне в обработку включаются предплечья, для промокания используются стерильные салфетки, а само мытьё рук длится не менее 2 минут. После высушивания дополнительно обрабатываются ногтевые ложа и околоногтевые валики одноразовыми стерильными деревянными палочками, смоченными в растворе антисептика. Щётки применять не обязательно. Если щётки все же применяются, то следует применять стерильные мягкие щётки однократного применения или способные выдержать автоклавирование, при этом пользоваться щётками следует только для обработки околоногтевых областей и только для первой обработки в течение рабочей смены.

2. После окончания этапа механической очистки на кисти рук наносится антисептик порциями по 3 мл и, не допуская высыхания, втирается в кожу, строго соблюдая последовательность движений схемы EN-1500. Процедура нанесения кожного антисептика повторяется не менее двух раз, общий расход антисептика — 10 мл, общее время процедуры — 5 минут.

3. Стерильные перчатки надеваются только на сухие руки. При продолжительности работы в перчатках более 3 часов обработка повторяется со сменой перчаток.

4. После снятия перчаток руки вновь протираются салфеткой, смоченной кожным антисептиком, затем моются с мылом и увлажняются смягчающим кремом.

^ ПРИЛОЖЕНИЕ №3. СЕСТРИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.
Карта сестринского наблюдения за пациентом ОРИТ.


Фамилия____________________________Дата рождения______________

Имя_______________________________ Дата поступления____________

Отчество_______________________________________________________

Врачебный диагноз______________________________________________

Ближайшие родственники (ФИО, адреса, телефоны)__________________

Друзья (соседи, знакомые, сослуживцы)____________________________

  1. ФИО______________________________________________________

Адрес, телефон_______________________________________________

____________________________________________________________

  1. ФИО_____________________________________________________

Адрес, телефон_______________________________________________

____________________________________________________________

В прошлом заболевания:_______________________________________

____________________________________________________________

травмы, операции____________________________________________

Текущая болезнь

Причина обращения за помощью: травма_____заболевание_________

Обстоятельства происшествия__________________________________

Начало заболевания: внезапное___________постепенное______

Продолжительность___________________________________________

Другие значимые сведения_____________________________________

Группа крови________________резус фактор______________________

Монитор кардиологический_____________________________________

Монитор дыхательный_________________________________________

Подключечный катетер_________________________________________

Аллергия лекарственная________________________________________

Аллергия пищевая_____________________________________________

Аллергия бытовая_____________________________________________

Аллергия другая_______________________________________________
^ Нервно – психическое состояние

Сознание____________________________________________________

Головокружение______________________________________________

Обмороки___________________________________________________

Зрачки: узкие____________________широкие_____________________

Реакции зрачков на свет: сохранена_____________отсутствует_______

Гнев________________________________________________________

Волнение____________________________________________________

Депрессия___________________________________________________

Страх_______________________________________________________

Безразличие_________________________________________________

Память: сохранена_________________нарушена______________________
Тело:

Рост:____________Масса:____________Температура тела__________

Отеки_________________Локализация___________________________

Другие изменения_______Локализация___________________________

Изменение формы_____________________________________________

Увеличение объема____________________________________________

Состояния кожи: цвет______Тугор_______________________________

Влажность___________________________________________________

Наличие пролежней_____________локализация___________________

Дефекты кожи: сыпь___Рубцы_ Расчесы Кровоподтеки_Локализация

Видимые слизистые оболочки: изменения ___какие_______________

Мышечный тонус: сохранен___Понижен_________________________
Раны:______________________Локализация_____________________

Характер раны_______________________________________________

Первичная обработка_________________________________________

Наличие повязки_____________________________________________

Наружное кровотечение_______________________________________
Боль:Локализация___________________________________________

Характер:ноющая__колющая__режущая_давящая__пульсирующая__

Жгучая___иная______________________________________________

Интенсивность: Слабая___Средняя___Сильная___________________

Длительность________________________________________________

Реакция на боль: адекватная____________________неадекватная_____

^ Способность к передвижению

Положение: активное___пассивное___вынужденное_______________

Передвигается самостоятельно_________________________________

При помощи посторонних________________________Резервы______

Поворачивается в постели_____________________________________
Дыхательная система________________________________________

Дыхание самостоятельное_____________________________________

ИВД________________________________________________________

ЧДД________________________________________________________

Одышка_____________________________________________________

Кашель_____________________________________________________

Мокрота____________________________________________________

Кровохоркание_______________________________________________

Трахеостома_________________________________________________

Носовые катетеры____________________________________________
^ Сердечно – сосудистая система: Пульс ________________________

АД________________________________________________________

Сердцебиение_______________________________________________

Перебои____________________________________________________

Видимая пульсация сосудов_________Локализация_______________
Пищеварение_______________________________________________

Способность есть и пить самостоятельно_________________________

Нарушение жевания__________________________________________

Использование резервов_____Какие____________________________

Аппетит сохранен_____повышен_____понижен___________________

Тошнота____________________________________________________

Рвота_______________________________________________________
Выделения:__________________________________________________

Стул: ______________цвет______________________________________

Регулярный__________________________________________________

Недержание кала_____________________________________________

Частота______________________________Количество_____________

Цвет мочи___________________________________________________

Недержание мочи____________________________________________

Катетер_____________________________________________________

Другие:_____________________________________________________

Локализация_________________________________________________

Характер_____________________________________________________

Количество___________________________________________________
Сон_________________________________________________________

Нарушение сна_______________________________________________

Потребность спать днем_______________________________________
Общение_____________________________________________________

Речь_________сохранена___________нарушена____________________

Слух________сохранен____________нарушен_____________________
Отношение к болезни _________________________________________

Адекватное___________________________________________________

Неадекватное_________________________________________________

Желание выздороветь__________________________________________
Самоуход____________________________________________________

Степень независимости_________________________________________

Независим____________________________________________________

Частично зависим_____________________________________________

Полностью зависим____________________________________________



^ Лист дополнительного наблюдения

Дополнительное наблюдение

Отражаемые в них показатели

  1. Наблюдения за кожей и слизистыми оболочками


  1. Наблюдения за пациентом с нарушением дыхания




  1. Наблюдения за пациентом с рвотой


  1. Наблюдения за пациентом с нарушением стула




  1. Наблюдения за пациентом с нарушением мочевыделения




  1. Наблюдения за пациентом с изменением сознания и психики


  1. наблюдение за пациентом с отеками

Цвет

Тугор

Влажность

Дефекты
Боль

Дренаж

Функционирование дренажа

Состояние повязки

Характер повязки

Характер мокроты
Тошнота

Частота рвоты

Количество рвотных масс

Запах рвотных масс
Колостома

Илеостома

Частота стула

Характер стула

Боль при дефекации

Патологические изменения
Цистотома

Катетер

Частота мочеиспускания

Количество мочи

Цвет мочи

Характеристика мочеиспускания
Сознание

Состояние психики

Зрачки

Тонус мышц
Локализация

Количество выпитой жидкости

Количество введенной жидкости

Суточный диурез

Масса тела

Водный баланс



Карта интенсивной терапии №_______.

ФИО ____________________________________

Возраст__________________ кг______________

Диагноз__________________________________

_________________________________________

Операция_________________________________

_________________________________________

История болезни №______

Дата поступления _______

Дата (операции, травмы, заболевания) ___________

Группа крови ___________

Резус-фактор ___________
  1   2   3   4



Скачать файл (832 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации