Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Сестринское дело в педиатрии - файл 1.doc


Контрольная работа - Сестринское дело в педиатрии
скачать (158 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc158kb.27.11.2011 19:54скачать

содержание

1.doc

ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра пропедевтики детских болезней

Контрольная работа

по дисциплине

«Сестринское дело в педиатрии»

вариант №3
1. Развитие зрительного и слухового анализатора у детей первого года жизни. Методика оценки зрительных и слуховых ориентировочных реакций.

Ребенок рождается со структурно сформированным мозгом, но функции коры развиваются в процессе внеутробной жизни под влиянием внешних и внутренних раздражителей. Головной мозг новорожденного ребенка сравнительно велик по весу около 12% веса тела (у взрослого лишь 2%). Однако он представляется далеко не зрелым: нервные клетки не вполне оформлены, не полностью разграничены, миелиновые оболочки только начинают образовываться, самая значительная часть мозга большие полушария не функционирует.

Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного ребенка безусловными врожденными рефлексами. Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка в первые дни жизни. Новорожденный ребенок слышит, видит, ощущает боль, тепло, холод, воспринимает запахи и разные вкусовые раздражения. Таким образом, развитие условно-рефлекторной деятельности начинается у ребенка с 1-го месяца жизни и на протяжении первых 3-х лет происходит очень быстро. Уже в конце первого начале второго месяцев в связи с возникновением зрительного и слухового сосредоточения возможно образование условных рефлексов на зрительный и слуховой раздражители.

Органы чувств (периферические отделы анализаторов) структурно сформированы к моменту рождения, но функционируют недостаточно в связи с незрелостью корковых центров головного мозга.

Орган зрения развивается параллельно развитию нервной системы. К моменту рождения зрительный нерв и сетчатка имеют признаки неполного развития. Размеры глазного яблока относительно большие, роговица толстая и выступает вперед в виде валика. Хрусталик округлой формы с почти одинаковым радиусом передней и задней кривизны. Становление зрения идет постепенно.

Физиологические особенности органа зрения у детей:

  • отмечается светобоязнь (первые 3 недели);

  • выражено косоглазие (обычно проходит ко 2-му месяцу);

  • отсутствует реакция зрачка (расширение его на болевой раздражитель не происходит на протяжении 1-го года);

  • наблюдается низкая острота зрения (в первом полугодии – 0,02, к году – 0,1 и только к 5 годам – 1,0).

Таблица1. Реакции зрительного восприятия у ребенка первого полугодия жизни (по З.И. Бирюковой-Коларовой)

Возраст, мес.

Реакции зрительного восприятия

Конец 1-го, начало 2-го

Зрительное сосредоточение: фиксация взора на лицах окружающих людей и предметах; нестойкое умение следить за передвигающимися предметами

Ко 2-3-му

Фиксация взора с одновременными соответствующими реакциями глазных яблок, мышц шеи и головы, умение следить за передвигающимися предметами

К 3,5

Различение окружающих предметов, длительное сосредоточение, слежение за предметами

К 5-му

Появляется способность рассматривать предмет обоими глазами на близком расстоянии (аккомодация), различать основные цвета и формы

К 6-му

Хорошо различает цвета, окружающие предметы, выражая к ним определенное отношение

Орган слуха сформирован настолько, что новорожденный способен воспринимать звуковые раздражения сразу после рождения; с 2-3 месяцев начинает различать тембр звука, к 6-7 месяцам дифференцирует их. Наружный слуховой проход имеет вид узкой щели, без костной части. Барабанная перепонка толще, чем у взрослого, располагается горизонтально, составляя продолжение верхней стенки наружного слухового прохода. Слуховая труба широкая и короткая, что облегчает сообщение носоглотки с барабанной полостью и способствует инфицированию среднего уха при ее воспалении.

Таблица 2. Развитие слухового анализатора у детей первого года (по З.И. Бирюковой-Коларовой)


Возраст

Реакция слухового восприятия

Конец 2-й недели

Слуховое сосредоточение

Конец 1-го мес.

Начальная ориентировочная реакция на резкие звуки (затихает)

Конец 2-го мес.

Четкая ориентировочная реакция на звуки, отыскание его источника

2-3 мес.

Прислушивается к звукам, реагирует на них

3-3,5 мес.

Быстро безошибочно отыскивает источник звука

3-7 мес.

Высокодифференцированная, постоянная активность на звуковые раздражители разнообразного характера

10-11 мес.

Реакция на звук в связи с содержанием и значением этого звука

2. ^ Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожного жирового слоя и лимфатических узлов у детей и подростков.




Кожа ребенка, как и взрослого человека, состоит из эпидермы, дермы (собственно кожи) и гиподермы (подкожной клетчатки). Однако по своим морфологическим и функциональным особенностям она отличается значительным своеобразием, особенно у детей раннего возраста.

Эпидермис имеет очень тонкий поверхностный роговой слой, состоящий из 2-3 рядов слабо связанных между собой и слущивающихся эпителиальных клеток, и активно разрастающийся основной слой, обеспечивающего пополнение рогового слоя.

Базальная мембрана, разделяющая эпидермис и дерму, у детей раннего возраста недоразвита, рыхла, вследствие чего при патологии эпидермис может отделяться от дермы пластами (десквамативная эритродермия).

Дерма состоит из сосочкового и ретикулярного слоев, в которых слабо развиты эластические, соединительнотканные и мышечные элементы.

Кожа здорового ребенка раннего возраста нежно-розового цвета, гладкая, бархатистая, нежная. С 4-х месяцев в коже ребенка активно разрастаются эластичные волокна. Кожа новорожденных и детей первого года жизни имеют хорошо развитую сеть капилляров, просвет их широкий, развитие капиллярных структур заканчивается только к 14-16 годам.

Сальные железы у ребенка хорошо функционируют уже внутриутробно, образуя творожистую смазку, покрывающую его тело при рождении. У новорожденных и детей 1-го года жизни на коже лица заметны желтовато-белые точки - избыточное скопление секрета в кожных сальных железах. У детей, предрасположенных к экссудативному диатезу, на щеках образуется тонкая, так называемая молочная корка, а на волосистой части головы - гнейс (жирная себорея).

Потовые железы у новорожденных сформированы, но в течение первых 3-4 мес. жизни обнаруживается их некоторая функциональная недостаточность, имеют неразвитые выводящие протоки, закрытые эпителиальными клетками, что связано с несовершенством центра терморегуляции. Совершенствование процесса потоотделения идет параллельно созреванию потовых желез, вегетативной нервной системы и центра терморегуляции ЦНС.

Волосы на голове новорожденных детей вполне развиты, но из-за отсутствия сердцевины они мягкие, не имею волосяного фолликула, что обуславливает их легкое выпадение. Кожа на спине и плечах покрыта пушком, более выраженным у недоношенных. Брови и ресницы выражены слабо, рост их усиливается на 1 -м году, а к 3-5 годам жизни они становятся, как у взрослых людей. Ногти обычно хорошо развиты и доходят до кончиков пальцев у доношенных новорожденных.

Подкожная жировая клетчатка начинает формироваться на 5-м месяце внутриутробной жизни, но интенсивно откладывается в течение последних 1,5-2 мес. внутриутробной жизни. У доношенного новорожденного подкожная жировая клетчатка хорошо выражена на щеках, бедрах, голенях, предплечьях и слабо - на животе, а в течение первых 6 мес. жизни она интенсивно развивается на лице, конечностях, туловище. Позже, до 8-летнего возраста, происходят колебания в формировании жирового слоя, а затем снова начинается нарастание его, более выраженное у девочек. У детей раннего возраста подкожная жировая клетчатка составляет около 12% массы тела, у взрослых этот показатель не более 8%.

Состав подкожной жировой клетчатки у детей разных возрастов различен: у детей раннего возраста в ней содержится большее количество твердых жирных кислот (пальмитиновой и стеариновой) и меньше - жидкой олеиновой кислоты, что и обусловливает более плотный тургор тканей у детей 1 -го года жизни, более высокую точку плавления жира и наклонность к образованию локальных уплотнений и отека кожи и подкожной клетчатки с образованием склеремы и склередемы. Важно отметить, что состав подкожного жирового слоя у грудных детей близок по составу к жирам женского молока, поэтому они всасываются, минуя переваривание, в желудочно-кишечном тракте ребенка. Подкожный жир в различных частях тела ребенка имеет разный состав, чем и обусловлены своеобразие распределения и порядок накопления или исчезновения жирового слоя при похудении. Так, при накоплении жира отложение его происходит прежде всего на лице (комочки Биша, которые содержат особенно много твердых жирных кислот), потом на конечностях, туловище и затем на животе (здесь преобладают жидкие жирные кислоты). Исчезает подкожная клетчатка в обратном порядке.

Особенностью детей раннего возраста является наличие у них скоплений бурой жировой ткани в задней шейной области, супраилеоцекальной зоне, вокруг почек, в межлопаточном пространстве, вокруг магистральных сосудов. У доношенного новорожденного ее количество составляет около 1-3% всей массы тела. Она обеспечивает более высокий уровень теплопродукции за счет так называемого несократительного термогенеза (не связанного с мышечным сокращением).

Малым количеством жировой клетчатки объясняется большая смещаемость внутренних органов у детей до 5-летнего возраста, так как только к этому возрасту увеличивается количество жира в грудной, брюшной полостях, в забрюшинном пространстве. Жировые клетки у детей раннего возраста мельче и содержат ядра, с возрастом они увеличиваются в размере, а ядра, наоборот, уменьшаются. Округлость форм тела у девочек обусловлена тем, что более 70% жировой ткани приходится на подкожный жир, в то время как у мальчиков - лишь около 50%.

Функции кожи многообразны, но главная из них - защитная. У детей эта функция выражена слабо, о чем свидетельствуют легкая ранимость кожи, частая инфицируемость из-за недостаточной кератинизации рогового слоя и его тонкости, незрелости местного иммунитета и обильного кровоснабжения. Эти особенности делают детскую кожу легкоранимой и склонной к воспалениям, в частности при плохом уходе (мокрые, грязные пеленки). Дыхательная функция кожи у детей раннего возраста имеет большее значение, чем у взрослых. Кожа активно участвует в образовании ферментов, витаминов, биологически активных веществ. Тесно связаны между собой выделительная и терморегулирующая функции, которые становятся возможными лишь к 3-4 мес. при созревании нервных центров. До этого возраста плохая регуляция температуры тела связана с большой относительной поверхностью тела, хорошо развитой сетью сосудов, из-за чего новорожденный ребенок, особенно недоношенный, может легко перегреваться или переохлаждаться при недостаточном уходе. Резорбционная функция кожи у детей раннего возраста повышена (тонкость рогового слоя, богатое кровоснабжение), в связи с чем следует осторожно применять лекарственные средства в мазях, кремах, пастах, так как накопление их может вызвать неблагоприятный эффект. Кожа является органом с многочисленными и разнообразными рецепторами, обеспечивающими осязательную, температурную, поверхностную болевую чувствительность.

Формирование лимфатических узлов происходит на 2-м месяце внутриутробного развития. Лимфатические узлы у новорожденного ребенка относительно больших размеров, покрыты тонкой, нежной соединительно-тканной капсулой, от нее в глубь узла идут внутридольковые перегородки, под капсулой находится краевой синус, куда поступает лимфа из приносящих сосудов. Из краевого синуса лимфа поступает в промежуточные синусы, пронизывающие всю толщу лимфатического узла. Через выносящий сосуд лимфа вытекает из узла.

Лимфатические узлы состоят из следующих слоев:

  1. корковый слой – представлен фолликулами, которые содержат В-лимфоциты;

  2. паракортикальный слой – содержит Т-лимфоциты;

  3. мозговой слой – состоит из плазматических клеток, секретирующих иммуноглобулины.

С возрастом происходит постепенное дифференцирование лимфатических узлов:

В возрасте 1-3 года лимфатические узлы имеют уже соединительнотканную капсулу, содержат отдельные ретикулярные клетки, хорошо пальпируются.

В возрасте 12-13 лет лимфатические узлы сформированы и имеют хорошо развитую соединительнотканную капсулу.

В период полового созревания рост узлов останавливается, и они подвергаются (частично) обратному развитию.

Максимальное количество лимфатических узлов образуется к 10 годам. У взрослого человека насчитывается около 460 лимфатических узлов, масса которых составляет 1% от массы тела (500-1000 г).

Реакция лимфатических узлов на инфекционные факторы начинает появляться с 3-месячного возраста. У детей раннего возраста барьерная функция лимфатических узлов снижена, чем объясняется генерализация патологических процессов при гнойно-септических заболеваниях, кишечной и менингококковой инфекциях.

Лимфатические узлы расположены группами, они осуществляют дренаж из определенных анатомических зон. Выделяют следующие группы периферических лимфатических узлов:

  1. ^ Подбородочные лимфатические узлы – расположены по средней линии подбородка, собирают лимфу с кожи подбородка, верхней и нижней губы, слизистой оболочки десен.

  2. Подчелюстные лимфатические узлы – находятся под ветвями нижней челюсти, собирают лимфу с кожи лица и нижней челюсти.

  3. Переднешейные лимфатические узлы – располагаются кпереди от грудино-ключично-сосцевидной мышцы, собирают лимфу с кожи лица, околоушной железы, слизистых оболочек носа, зева и рта.

  4. Заднешейные лимфатические узлы – находятся кзади от грудино-ключично-сосцевидной мышцы, собирают лимфу с кожи шеи, со слизистых оболочек носа, зева и рта.

  5. Затылочные лимфатические узлы – пальпируются на затылочной кости, собирают лимфу с кожи волосистой части головы и задней части шеи.

  6. Околоушные (сосцевидные) лимфатические узлы – определяются в области сосцевидного отростка, около наружного слухового прохода, собирают лимфу с кожи окружающей ухо, ушные раковины, наружный слуховой проход.

  7. ^ Надключичные лимфатические узлы – расположены в области надключичных ямок, собирают лимфу с кожи верхней части груди, плевры и верхушек легких.

  8. Подключичные лимфатические узлы – располагаются в подключичных областях, собирают лимфу с кожи грудной клетки, плевры.

  9. Торакальные лимфатические узлы – находятся внутри от передней подмышечной линии под нижним краем большой грудной мышцы, собирают лимфу с кожи грудной клетки, легких и молочных желез.

  10. Подмышечные лимфатические узлы – пальпируются в подмышечных ямках, собирают лимфу с кожи верхних конечностей, за исключением III, IV, V пальцев.

  11. Локтевые лимфатические узлы – находятся над локтевым суставом, в желобке двуглавой мышцы, собирают лимфу с III, IV, V пальцев и внутреннего края кисти.

  12. Подколенные лимфатические узлы – определяются в подколенной ямке, собирают лимфу с нижних конечностей.

  13. ^ Паховые лимфатические узлы – пальпируются по ходу паховой связки, собирают лимфу с кожи нижних конечностей, нижней части живота, ягодиц, промежности, с половых органов и заднего прохода.

В норме не должны пальпироваться: подбородочные, надключичные, подключичные, торакальные и локтевые лимфатические узлы. У здоровых детей лимфатические узлы при пальпации: безболезненные, мягко-эластичной консистенции, подвижные, не спаянные с кожей, размером с мелкую горошину (в норме должно определяться не более 2-х групп).

3. Понятие о перинатальной смертности, ее структура. Роль наследственно-обусловленных, средовых факторов, заболеваний матери и патологии беременности в формировании заболеваний новорожденных.

^ Перинатальная смертность — смертность детей в перинатальный период.

Перинатальным периодом считается промежуток времени, начиная с 28 недель беременности и кончая 7-м днем жизни новорожденного. В свою очередь он подразделяется на антенатальный (внутриутробный), интранатальный (период родов) и постнатальный (1-я неделя жизни).

Показатель перинатальной смертности вычисляется как отношение суммы числа мертворожденных и числа детей, умерших в первые 168 ч жизни, к числу родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000.

Часто причиной антенатальной смерти плода служат поздние токсикозы беременных, преждевременная отслойка плаценты, болезни матери (грипп, инфекционный гепатит, сердечно-сосудистые заболевания и др.), болезни плода (внутриутробная пневмония, врожденные пороки развития, гемолитическая болезнь и др.).

Причинами интранатальной гибели плода могут быть патология плаценты, пуповины, преждевременное отхождение околоплодных вод, слабость родовой деятельности, аномалии предлежания плода и др.

Причиной смерти в постнатальный период, наряду с перечисленными выше, могут являться экзогенные болезни (пневмония, сепсис, травмы и др.).

Основными причинами младенческой смертности являются болезни органов дыхания, врожденные аномалии развития и другая патология периода внутриутробного развития. Высокий уровень младенческой смертности во многом обусловливается осложненными и преждевременными родами (до 10%).

Исчисление и анализ показателя перинатальной смертности производится по административным территориям (страна в целом, республика, область, край, город, район) и отдельным родовспомогательным учреждениям. Для разработки мер профилактики перинатальной смертности большое значение имеет детальный анализ ее причин, на структуру и характер которых воздействует комплекс факторов. Причина смерти новорожденного (плода) в перинатальный период в подавляющем большинстве случаев определяется воздействием антенатальных (состояние здоровья матери, течение беременности), а также интранатальных (течение родов) факторов. В связи с этим раздельно учитываются и анализируются причины смерти, связанные с самим ребенком, и обусловленные матерью.

К основным причинам смерти детей относятся: асфиксия, врожденные аномалии, синдром респираторного расстройства, инфекции, специфичные для перинатального периода.

Со стороны матери перинатальные потери связаны преимущественно с осложнениями беременности, патологией пуповины и плаценты, осложнениями родов, экстрагенитальной патологией.

К факторам риска перинатальной смертности относятся:

  • возраст матери, семейное положение и бытовые условия проживания;

  • вредные условия труда родителей;

  • вредные привычки матери (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания);

  • наличие у матери экстрагенитальной патологии и осложнений беременности, родов, их осложнения, масса плода, его состояние при рождении и др.

Величина показателя перинатальной смертности в определенной мере зависит от уровня материально-технического оснащения акушерских учреждений, в т.ч. современной диагностической и лечебной аппаратурой, а также от уровня квалификации кадров.


4. Заболевания органов сердечно-сосудистой системы у детей (ревматизм, вегетативная дистония). Причины возникновения, основные симптомы. Принципы диагностики и лечения. Организация работы медсестры кардиологического отделения.
^ Ревматизм, или острая ревматическая лихорадка по международной классификации болезней (МКБ) – это иммунокомплексное системное заболевание соединительной ткани с преимущественным поражением сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, ЦНС и других органов.

У детей дошкольного возраста ревматизм практически не регистрируется. Пик заболеваемости приходится на возраст 7-15 лет. В 30 % случаев заболевание носит семейный характер.

Основным фактором развития ревматизма является инфицирование бета-гемолитическим стрептококком группы А, реже L-формами стрептококка, которые обладают повышенной чувствительностью к сердечной ткани человека.

Факторы риска развития ревматизма:

  • наследственно-семейная предрасположенность;

  • генетическое несовершенство антистрептококковой защиты;

  • очаги хронической инфекции (отит, тонзиллит, аденоидит, фарингит, кариес зубов);

  • предшествующие инфекции (скарлатина, ангина, ОРВИ и др.);

  • низкая санитарно-гигиеническая культура семьи.

^ Механизм развития.

По данным ВОЗ, ведущая роль в развитии заболевания принадлежит токсико-иммунологической реакции организма с развитием распространенного системного васкулита в ответ на стрептококковый антиген, для которого характерна повышенная чувствительность (тропность) к тканям сердца. Антигены стрептококка способствуют образованию аутоантител (антикардиальных антител), которые поражают оболочки сердца и сосуды, вызывая дезорганизацию соединительной ткани. В мелкие кровеносные сосуды и ткани сердца поступают биологически активные вещества – медиаторы воспаления (гистамин, серотонин, брадикинин и др.), поддерживая иммунологические нарушения.

Антикардиальные антитела обладают высокой повреждающей активностью, они реагируют с цитоплазмой как погибших, так и здоровых клеток эндокарда, поддерживая непрерывно рецидивирующий, а иногда хронически текущий ревматический процесс. Специфический воспалительный процесс в сердце при ревматизме, как правило, протекает в течение 6 месяцев и состоит из 4-х фаз дезорганизации соединительной ткани:

  • мукоидное и фибриноидное набухание;

  • образование ревматических гранулем;

  • склероз (образование рубца).

Клиническая картина.

Ревматизм у детей характеризуется многообразием клинических проявлений и вариабельностью течения. Как правило, он возникает в школьном возрасте, реже у дошкольников и практически не встречается у детей младше 3 лет. Ревматизм может начинаться остро, подостро или латентно. В типичных случаях первые признаки ревматизма выявляются через 2-3 недели после ангины, фарингита, скарлатины или другой стрептококковой инфекции.

^ Основные клинические проявления ревматизма:

  • Выражены симптомы интоксикации: недомогание, повышенная утомляемость, слабость, бледность кожных покровов.

  • Держится лихорадка (при остром течении может достигать фебрильных цифр).

  • Развиваются симптомы ревмокардита (95%), однако в начале появляются признаки миокардита: боли в области сердца, сердцебиение, неприятные ощущения и чувство стеснения в груди, одышка после физической нагрузки. Первыми объективными признаками ревмокардита являются: нарушение частоты сердечных сокращений (тахикардия, реже - брадикардия); увеличение размеров сердца, преимущественно влево; приглушение сердечных тонов, появление систолического шума. Характер систолического шума, его локализация определяются степенью вовлечения в процесс миокарда и эндокарда. При миокардите шум, как правило, слабый или умеренно выраженный, редко проводится за пределы сердца. При эндокардите с наиболее характерным при ревматизме поражением митрального клапана выслушивается продолжительный дующий систолический шум с максимумом на верхушке и в точке Боткина, усиливающийся на левом боку и при нагрузке, проводящийся за пределы сердца. При развитии перикардита (образование серозно-фиброзного выпота в полости сердечной сумки) происходит сочетанное поражение всех трех слоев сердца (панкардит), для которого характерны: шум трения перикарда, увеличение сердечной тупости, выпячивание сердечной области (сердечный горб).

  • Постепенно нарастает сердечная недостаточность: появляются бледность кожных покровов, цианоз, одышка, ослабление сердечного толчка, пульс учащается, отмечается увеличение печени.

  • Ревматический полиартрит (в 75% случаев): возникает резкая болезненность и ограничение движений в суставах, кожа над суставами гиперемированная, отечная и горячая на ощупь, появляются характерные признаки: симметричное поражение крупных суставов (коленных, голеностопных или плечевых), вовлечение то одних, то других суставов, т.е. боли носят «летучий» характер. Быстрое прекращение суставных болей после начала лечения, доброкачественность течения (не оставляют деформации суставов).

  • Поражение ЦНС – малая хорея (10%), при этом ярко выражены нарушения эмоциональной сферы: раздражительность, плаксивость, капризность, плохой сон, затем присоединяются гиперкинезы – размашистые, непроизвольные движения различных мышечных групп, усиливающиеся при волнении и исчезающие во сне; появляется гримасничанье, речь становится скандированной. Ребенок постоянно меняет положение тела (двигательная буря или «бешеная скачка»), выявляется мышечная гипотония (симптом «дряблых плеч»), нарушается координация движений, изменяется почерк, походка; ребенок не может самостоятельно есть, одеваться, ходить, стоять, обслуживать себя, становиться неряшливым.

  • Реже обнаруживаются изменения со стороны кожи (3-4 %): ревматические узелки – округлые, обычно величиной с горошину, плотной консистенции, располагаются в подкожной клетчатке, малоподвижные, безболезненные, единичные или множественные образования с локализацией в области крупных и средних суставов, остистых отростков позвонков, в сухожилиях, на апоневрозе (места наиболее богатые соединительной ткани).

  • Иногда возникает аннулярная сыпь (кольцевидная эритема) - бледно-розовые неяркие высыпания в виде тонкого кольцевидного ободка, без зуда и шелушения, в основном на коже внутренней поверхности бедер и предплечий, не возвышающиеся над поверхностью кожи и исчезающие при надавливании.

  • Возможны поражения других органов и систем: глаз, легких, печени, почек, иногда присоединяется абдоминальный синдром.

Данные лабораторно-инструментальных методов диагностики:

    1. Клинический анализ крови: лейкоцитоз со сдвигом влево, увеличение СОЭ, нередко – анемия.

    2. Биохимический анализ крови: повышение показателей серомукоида, дифениламиновой реакции (ДФА); диспротеинемия с гипергаммаглобулинемией.

    3. Серологическое исследование: повышение титров АСГ, АСЛО, увеличение иммуноглобулинов класса A, M и G; С-реактивный белок (СРБ), циркулирующие иммунные комплексы, антикардиальные антитела.

    4. Бактериологическое исследование слизи из глотки: выделяется стрептококк группы А.

    5. ЭКГ: отмечается удлинение интервала PQ.

    6. Эхокардиография: выявляет расширение левого предсердия и правого желудочка, а при формировании недостаточности клапана – движение обеих створок митрального клапана происходит в одном направлении, параллельно.

    7. Фонокардиография: при митральном стенозе первый тон большой амплитуды, появляется тон открытия митрального клапана, после второго тона – диастолический шум.

    8. Рентгенография сердца в трех проекциях: обнаруживается изменение размеров и конфигурации сердца.

^ Различают две фазы клинического течения ревматизма:

  1. Активная фаза: характеризуется выраженностью клинических, рентгенологических, эхо- и фонокардиографических признаков кардита, а также резкими изменениями лабораторных показателей. Длительность активной фазы 10-12 месяцев.

  2. Неактивная фаза: характеризуется отсутствием жалоб и клинических признаков заболевания, нормальными лабораторно-инструментальными показателями. При этом периодически отмечается недомогание, субфебрилитет и происходит медленное прогрессирование кардита с формированием порока сердца. Длительность неактивной фазы: от нескольких месяцев до нескольких лет.

^ Основные принципы лечения: лечение ревматизма должно быть комплексным, длительным, этапным: 1-й этап - стационарное лечение, 2-й этап - долечивание в санатории, 3-й этап - диспансерное наблюдение в поликлинике.

1 этап проводится в специализированном кардиоревматологическом отделении стационара:

  1. Лечебно-охранительный режим – исходя из состояния ребенка, активности процесса, характера поражения сердечно-сосудистой системы.

  2. Диетическое питание: диета №10 с обогащением калийсодержащими продуктами (бананы, курага, изюм, чернослив, печеный картофель, яблоки, отвары сухофруктов).

  3. Медикаментозное лечение:

    • антибиотики (воздействующие на стрептококк): пенициллин, эритромицин, оксациллин на 7-10 дней, а затем бициллин-5 – каждые 3 недели;

    • НПВП: бутадион, реопирин, бруфен, вольтарен и др.;

    • глюкокортикоиды: преднизолон (при высокой степени активности и тяжелом поражении сердца);

    • хинолиновые препараты: делагил, резохин и др. (при затяжном течении);

    • сердечные гликозиды: дигоксин (при сердечной недостаточности);

    • антиаритмические препараты;

    • средства, улучшающие обменные процессы в миокарде: рибоксин, кокарбоксилаза, препараты калия и др.;

    • витаминотерапия;

    • седативные средства: фенобарбитал, барбитураты (при малой хорее).

  4. Лечебная физкультура: со 2-й недели заболевания с постепенным увеличением нагрузки.

  5. Санация очагов хронической инфекции.

2 этап желательно проводить в местном кардиоревматологическом санатории. Основной задачей на втором этапе является достижение полной ремиссии и восстановление функциональной способности сердечно-сосудистой системы детей с ревматизмом. В санатории продолжают начатую в стационаре терапию, санируют очаги хронической инфекции, осуществляют соответствующий лечебно-оздоровительный режим с дифференцированной двигательной активностью, лечебной физкультурой, закаливающими процедурами.

3 этап комплексной терапии ревматизма предусматривает профилактику рецидивов и прогрессирования. Ребенок состоит на диспансерном учете в III группе здоровья.

^ Вторичная профилактика ревматизма:

  1. Круглогодичная бициллинопрофилактика, длительность от 3 до 5 лет, парентерально вводиться бициллин-5: дошкольникам – 750000 ЕД 1 раз в 2 недели, школьникам – 1500000 1 раз в месяц.

  2. При интеркуррентных заболеваниях назначается антибактериальная терапия в сочетании с противовоспалительными средствами.

  3. Санация очагов хронической инфекции.

  4. Занятия физкультурой проводятся только в специальной группе.

Первичная профилактика направлена на предупреждение ревматизма и включает:

  1. Повышение естественного иммунитета (закаливание, чередование нагрузки и отдыха, полноценное питание, прием витамина С).

  2. Систематическое занятия физической культуры.

  3. Санация очагов хронических инфекций.

  4. Своевременное лечение стрептококковой инфекции.


Вегетососудистая дистония (ВСД) – состояние, определяемое нарушением вегетативной регуляции сердца, сосудов, желез внутренней секреции, связанное с отклонениями в структуре и функции центральной и периферической нервных систем. Вегетососудистая дистония (нейроциркуляторная дистония) может протекать по гипотоническому типу, по гипертоническому типу и по смешанному типу.

Основными причинами ВСД у детей являются:

  1. Поражение нервной системы (особенно гипоталамической и стволовой области головного мозга): органическая патология с характерной клинической картиной (относится к компетенции невропатологов); микропатология, обусловленная перинатальными поражениями ЦНС, травмами головного мозга, последствиями нейроинфекций.
    Резидуальные перинатальные изменения ЦНС являются наиболее частой причиной ВСД в детском возрасте. Неврологи нередко диагностируют у них астено–невротические реакции или минимальную мозговую дисфункцию (ММД). Одним из проявлений ММД является гиперреактивность с дефицитом внимания.

  2. Невроз. В детском возрасте чаще встречаются: невроз астенический (после болезней, чрезмерной физической и умственной нагрузки); невроз навязчивых состояний – навязчивые мысли, страхи, движения.

  3. Конституциональные особенности нервной системы (в большинстве случаев «вегетативный портрет» наследуется по материнской линии).

  4. Сочетание указанных видов патологии.

Основные клинические проявления заболевания:

    • Выражены утомляемость, раздражительность, беспокоят головные боли, головокружения, обмороки при быстром переходе из горизонтального положения в вертикальное (при ВСД по гипотоническому типу) или при вынужденном длительном стоянии (при ВСД по гипертоническому типу).

    • Выявляются нарушения со стороны вегетативной нервной системы: повышенная потливость, плохая переносимость жаркой погоды, бани, душных помещений.

    • Отмечаются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: при ВСД по гипотоническому типу – глухость тонов, лабильность пульса, пониженное артериальное давление; при ВСД по гипертоническому типу – одышка при физической нагрузке, тахикардия, функциональный систолический шум, максимальное артериальное давление превышает возрастные нормы на 20-4- мм рт. ст.

Основными принципами лечения вегетативных нарушений являются следующие:

  • патогенетический подход к терапии вегетативной дистонии, так как симптоматическое лечение дает лишь временный, нестабильный эффект;

  • длительность лечения, поскольку для восстановления равновесия между двумя отделами вегетативной нервной системы требуется гораздо больше времени, чем для формирования дисбаланса между ними;

  • комплексный подход, включающий различные виды воздействия на организм;

  • избирательность терапии в зависимости от варианта вегетативной дистонии.

В настоящее время общепризнанными являются немедикаментозные и медикаментозные методы лечения. Детям, имеющим умеренные проявления ВД, целесообразно назначение немедикаментозной терапии. При выраженной и длительно существующей симптоматике, помимо немедикаментозной терапии, назначаются лекарственные препараты. Немедикаментозная терапия включает:

  • правильную организацию труда и отдыха;

  • соблюдение распорядка дня;

  • занятия физической культурой;

  • рациональное питание;

  • психотерапию;

  • водолечение и бальнеотерапию;

  • физиотерапию;

  • массаж;

  • иглорефлексотерапию (по показаниям);

  • фитотерапия.



Организация работы медицинской сестры кардиологического отделения.

Медсестра должна уметь своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы ребенка, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности больного ребенка, оказывать психологическую поддержку ребенку и его родителям.

Создать комфортные условия пребывания ребенка в стационаре (удобное положение в постели, проветривать палату 2-3 раза в день, поддерживать оптимальную температуру, спокойную окружающую обстановку).

Систематически осуществлять мониторинг состояния ребенка (контроль температурной кривой, ЧСС, АД, ЧД, изменений со стороны ЦНС, подсчет водного баланса и пр.), медицинское документирование.

Строго выполнять назначения врача, своевременно выявлять побочные действия фармакотерапии.

Применять терапевтическую игру при подготовке к инвазивным вмешательствам, бережно выполнять все травмирующие манипуляция, ограничиться лишь самым необходимым их количеством.

Контролировать назначенный врачом режим (строгий постельный, полупостельный или общий). Перевод с одного режима над другой проводить под контролем клинико-лабораторных показателей и функциональных проб

Содействовать повышению эмоционального статуса ребенка своим доброжелательным отношением и чутким подходом, вниманием к его нуждам, но при этом необходимо своевременно корригировать поведение, объяснять мотивы тех или иных вмешательств на понятном ему языке.

Обеспечить ребенка диетой №10. Обучить родителей основным принципам подбора продуктов, правилам составления пищевого рациона, технологии приготовления блюд в домашних условиях. Необходимо ограничить количество поваренной соли и жиров, включать в рацион продукты, содержащие липотропные вещества, соли калия и магния, витамины группы В, С, Р. Исключить из диеты: соления, маринады, копчености, жирные сорта мяса, крепкие мясные и рыбные бульоны, бараний, свиной и говяжий жир, икру, сливочное мороженное.

Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать очаги хронической инфекции.

Убедить родителей регулярно проводить ребенку профилактику и общеукрепляющие мероприятия (сон на свежем воздухе, закаливание, полноценное витаминизированное питание, занятия физической культурой, плавание, аэробные тренировки и др.).

Порекомендовать родителям динамическое наблюдение ребенка врачами специалистами: педиатром, кардиологом, эндокринологом и другими по показаниям.




Использованная литература.

  1. Севостьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии. В 2-х томах. – М.:ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. – 640с (1 том).

  2. Педиатрия: учебник для студ. мед. вузов / Под ред. Н.П.Шабалова. – 2-е издание, испр. – СПб.: Спец. Лит., 2003. – 893 с.

  3. Пропедевтика детских болезней. / Под ред. Баранова А.А. – М.: Медицина, 1998. – 336 с.

  4. Кузьмина Н.Н. “Проблема ревматизма у детей на современном этапе”. - Дет. ревмат., 1996 №2.



Скачать файл (158 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации