Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по дисциплине - Контроль и ревизия - файл Дополнительно.doc


Лекции по дисциплине - Контроль и ревизия
скачать (375.2 kb.)

Доступные файлы (2):

Дополнительно.doc159kb.04.02.2005 18:05скачать
Лекции_ Контроль и ревизия.doc1004kb.27.01.2010 13:34скачать

содержание

Дополнительно.doc

РАЗВИТИЕФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи

В условиях рыночной экономики функция контроля становится ведущей в государственном управлении. Получив широкую хозяйствен­ную самостоятельность, решая вопрос об источниках привлечения финансовых ресурсов и распределении получаемого дохода, хозяй­ствующие субъекты несут ответственность за законность своей дея­тельности и достоверное отражение своих финансовых результатов в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Государство и его контрольные органы, осуществляя контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечивают защиту своих граждан от незаконных действий предпринимателей, менедже­ров; государство гарантирует сохранность собственности граждан и ис­полнение обязательств, которые принимают собственники в отноше­нии наемных работников, и хозяйствующие субъекты в отношении государства и друг друга.

Контроль может носить правовой, административный характер; большое значение имеет технический, экономический контроль; хо­зяйствующие субъекты организуют экономический и общехозяйствен­ный контроль. Особое место в системе контрольных функций зани­мает финансовый контроль.

Термин «контроль» в научной и практической деятельности упот­ребляется достаточно часто. Многие исследователи проблем социаль­ного управления и права обращаются к вопросам организации и про­ведения контроля, в той или иной мере освещая цели, задачи, функ­ции, механизм контроля, сферы компетенции контрольных органов.

Для современного состояния научной разработки проблем кон­троля характерен дифференцированный подход специалистов к ана­лизу его сущности. Контроль определяют по-разному: как средство, фактор, форму, элемент, функцию, вид деятельности, систему, обрат­ную связь, условие, регулятор, гарант, явление, институт, метод, пра­вомочие, атрибут и т.д. Это, очевидно, не столько отражает стремле­ние дать универсальную трактовку понятия контроля, сколько являет­ся следствием подхода к данному вопросу с точки зрения интересов представителей различных научных направлений: философии, тео­рии управления, политики, права, кибернетики и др.

Существуют различные виды контроля, каждый из которых характеризуется такими элементами, как:

• субъект контроля;

• субъект, принимающий решение по результатам контроля (это может быть субъект контроля или субъект, в интересах которого кон­троль осуществляется);

• объект контроля;

• предмет контроля;

• цель контроля;

•задачи контроля;

• принципы контроля;

• методы контроля;

•техника и технология контроля:

• процесс контроля.

В научной литературе можно встретить упоминание экономи­ческого, хозяйственного, административного, технического (техно­логического, процедурного) и финансового контроля.

Экономический контроль изучает факты потерь и нерациональ­ного использования ресурсов, незаконного расходования средств и условий, способствующих этим явлениям.

Хозяйственный контроль есть система наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставлен­ных задач и устранения негативных условий, препятствующих дости­жению целей.

Административный контроль состоит в обеспечении проведе­ния операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленны­ми в законодательных нормативных актах правилами, только уполно­моченными на то лицами, в соответствии с определенными руковод­ством полномочиями и процедурами принятия решений по проведе­нию операций.

Технический (технологический, процедурный) контроль обеспе­чивает соблюдение технологии производства продукции, работ и услуг, внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических условий, нормативов, лимитов и др.

В международных стандартах финансовой отчетности контроль определяется как «возможность управлять финансовой и хозяйствен­ной политикой компании таким образом, чтобы получать выгоды от ее деятельности.

Финансовый контроль — это проверка специально уполномочен­ными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. Соответ­ственно государственный финансовый контроль — это финансовый контроль, осуществляемый государственными органами или от име­ни государства в целях обеспечения единой государственной финан­совой политики и финансовых интересов государства и его граждан.

Финансовый контроль может рассматриваться в качестве одной из функций контрольных органов, представляющей собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля с целью установить законность совершенных им операций, достоверность и качество полученных финансовых пока­зателей с применением определенных форм, методов и разновидно­стей ее организации. Под финансовыми потоками объекта следует понимать оцененное в денежном выражении движение любых элемен­тов его имущества или объектов имущественных прав и соответствен­но любых источников их формирования (финансирования). Данное определение дает общее представление о сущности финансового кон­троля и требует уточнения основных элементов применительно к каж­дому из его видов.
^

Общегосударственный финансовый контроль


Основным функциональным назначением финансового контро­ля, осуществляемого в интересах общества, является контроль за ис­полнением бюджета, поскольку последний представляет собой фор­му образования и расходования общественных средств для обеспече­ния деятельности органов власти по проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов разных форм собственности. Так, федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации представляют собой государствен­ную собственность (соответственно собственность Российской Федерации и каждого субъекта), местные бюджеты — муниципальную соб­ственность.

В связи с разделением бюджетов по формам собственности фи­нансовый контроль за их исполнением подразделяется на государствен­ный финансовый контроль, осуществляемый как в масштабе Россий­ской Федерации, так и в каждом субъекте Российской Федерации, и муниципальный финансовый контроль, проводимый на уровне мест­ного самоуправления.

В Российской Федерации сущность государственного и муници­пального финансового контроля законодательно не определена. Со­держание и вопросы организации государственного финансового кон­троля в Российской Федерации раскрыты в Указе Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». Согласно этому до­кументу в Российской Федерации государственный финансовый кон­троль включает в себя контроль за исполнением федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоя­нием государственного внутреннего и внешнего долга, государствен­ных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и пре­имуществ. Все это представляет собой перечень основных задач госу­дарственного финансового контроля. Так же необходимо включить в число задач, контроль за использованием закрепленного за государственными организациями и учреждениями имущества, так как оно явля­ется составляющей государственной собственности, как бюджетные средства.

Необходимо различать финансовый контроль в целом и отдельные его виды, к числу кото­рых относятся государственный и муниципальный контроль.

финансо­вый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования де­нежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль мо­жет рассматриваться как одна из функций государственных органов (органов местного самоуправления), представляющая собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контро­ля в целях установления полноты и своевременности формирования, обоснованности распределения и эффективности использования об­щественных финансовых ресурсов, а также государственного (муни­ципального) имущества, закрепленного за государственными (муни­ципальными) организациями и учреждениями.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль в Рос­сийской Федерации является формой государственного регулирова­ния финансово-производственных отношений всех хозяйствующих субъектов, содействующей проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов Рос­сийской Федерации. Будучи обязательным элементом управления об­щественной собственностью, он призван выявлять нарушения уста­новленных принципов законности, обеспечивать целевое и эффек­тивное расходование финансовых ресурсов, использование имущества.

К общепринятым функциям государственного и муници­пального финансового контроля относятся:

• контроль за источниками поступления бюджетных средств:

• контроль за расходованием бюджетных ресурсов:

• контроль за использованием государственной и муниципаль­ной собственности, проведением ее приватизации, национализации;

• контроль за использованием государственных и муниципаль­ных внебюджетных фондов;

• контроль за обращением средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и иных кредитных учреждениях;

• контроль эффективности предоставления и законности исполь­зования льгот по налогообложению и полученных дотаций:

• пресечение финансовых злоупотреблений.

В настоящее время разрабатывается концепция реформирова­ния системы государственного финансового контроля, включающая:

•приведение теоретической базы и методологического обеспе­чения финансового контроля в соответствие с требованиями совре­менной экономики;

• реформирование организационных структур контрольных органов;

•формирование системной и завершенной нормативной базы, включая стандартизацию финансового контроля;

• формирование системы процедур контроля (методического обеспечения);

• создание целостной научно-исследовательской и учебной базы, формирующей кадровое обеспечение контроля;

• организация адекватной информационно-коммуникативной инфраструктуры;

•повышение уровня материально-технического и финансового обеспечения работы контролирующих органов.

В 2000 г. Министерство финансов Российской Федерации утвер­дило Инструкцию о проведении ревизии и проверки контрольно-реви­зионными органами Министерства финансов Российской Федерации, в которой уточнены понятие, цель и задачи ревизионных проверок, порядок проведения ревизий, их оформления и реализации результа­тов ревизий.

Кроме того, Минфин России подготовил Сборник примерных программ для проведения ревизий и проверок отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации, в который вклю­чены программы проверки целевого эффективного использования инвестиций, финансовой помощи, средств, выделяемых на государ­ственную поддержку отельных отраслей народного хозяйства и регио­нов, и т.д.

Эти документы способствовали повышению качества конт­рольно-ревизионных проверок.

Задачами государственного и муниципального финансового кон­троля в России являются:

• проверка правильности формирования и исполнения бюдже­та и внебюджетных фондов;

• проверка состояния, целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправле­ния, законности и рациональности использования государственного и муниципального имущества;

• проверка правильности ведения бухгалтерского учета и досто­верности отчетности;

• контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской дея­тельности;

• контроль за реализацией межбюджетных отношений;

• выявление резервов роста доходной базы бюджетов различ­ных уровней;

• проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фон­дов в банках и других кредитных учреждениях;

• контроль за формированием и распределением целевых бюд­жетных фондов финансовой поддержки регионам;

• пресечение незаконных решений по предоставлению налого­вых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и дру­гой помощи отдельным категориям плательщиков или регионов;

• выявление фактов расточительства и финансовых злоупотреб­лений, применение адекватных мер наказания к виновным лицам.

Законодательные (представительные) государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют финансовый конт­роль в следующих формах:

• предварительный контроль — в ходе обсуждения и утвержде­ния проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов зако­нов (решений) по бюджетным вопросам;

• текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представитель­ных органов местного самоуправления в ходе парламентских слуша­ний и в связи с депутатскими запросами;

• последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Государственный и муниципальный финансовый контроль под­разделяется на внутренний и внешний. Внешний финансовый конт­роль осуществляют специальные органы, созданные и действующие независимо от исполнительной власти. Внутренний финансовый кон­троль осуществляют органы исполнительной власти, создаваемые са­мой исполнительной властью. К нему можно отнести и ведомствен­ный контроль, проводимый контрольно-ревизионными отделами ми­нистерств и ведомств в подведомственных организациях и учреждениях с целью проверки расходования бюджетных средств, выделен­ных по подведомственному признаку бюджетной классификации, а так­же использования различных видов финансовой помощи из бюджета. Представительные и исполнительные органы разных уровней власти осуществляют финансовый контроль за исполнением соответствую­щих бюджетов.

Государственный финансовый контроль в соответствии с уста­новленным законодательством Российской Федерации разграничени­ем функций и полномочий возлагается на Счетную палату Россий­ской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Главное контрольное управление Президента РФ, Министерство финансов Российской федерации и его структурные подразделения (Главное управление федерального казначейства, Департамент государствен­ного финансового контроля и аудита и их территориальные органы), Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, Государ­ственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, финансовые органы федеральных органов исполнительной власти, субъектов Рос­сийской Федерации и муниципальных образований, главных распо­рядителей и распорядителей бюджетных средств.

Одним из основных органов государственного финансового кон­троля является ^ Счетная палата Российской Федерации. Она должна организовывать и осуществлять контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.

^ Главное контрольное управление Президента Российской Феде­рации контролирует деятельность органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, рассматривает жалобы и обращения граждан и юридических лиц.

^ Министерство финансов Российской Федерации осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главны­ми распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

^ Департаменту государственного финансового контроля и ауди­та, а также контрольно-ревизионным управлениям Минфина России в субъектах Российской Федерации поручен государственный финан­совый контроль за операциями с бюджетными средствами, осущест­вляемыми главными и нижестоящими распорядителями кредитов, а также получателями бюджетных средств, кредитными организациями, организуют и проводят ревизии и финансовые проверки в орга­низациях по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Федеральное казначейство проводит предварительный и теку­щий контроль за ведением операций с бюджетными средствами глав­ными распорядителями, распорядителями и получателями бюджет­ных средств, кредитными организациями, другими участниками бюд­жетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государ­ственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими феде­ральными органами исполнительной власти в процессе указанного контроля и координирует их работу.

Министерство по налогам и сборам Российской Федерации кон­тролирует полноту и своевременность поступления платежей в соот­ветствующий бюджет. Основным направлением его деятельности яв­ляется предупреждение, выявление, пресечение и расследование на­логовых преступлений или административных правонарушений. Активное содействие этому оказывает Казна­чейство.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств их получателями. Контролю подлежит соблюдение целевого назначения и своевременный возврат бюджетных средств, а также представление отчетности и внесение платы за пользование назван­ными средствами. Указанные контрольные органы проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных организаций, бюджетных учреждений.

В случае передачи этих средств бюджетным организациям ука­занные органы осуществляют финансовый контроль за соблюдением главными распорядителями, распорядителями и получателями бюд­жетных средств условий соблюдения, распределения, получения, целе­вого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

Объектом государственного (муниципального) финансового контроля являются субъекты, начисляющие, уплачивающие, перечис­ляющие, получающие, использующие средства и имущество государ­ства, муниципальных образований или управляющие ими, имеющие предоставленные законодательными или исполнительными органа­ми власти налоговые, таможенные либо иные льготы.

Государственный (муниципальный) контроль, объектами кото­рого являются коммерческие организации, следует подразделять на контроль за использованием государственного (муниципального) иму­щества, переданного этим организациям на праве владения, пользо­вания, распоряжения, и контроль за исполнением ими своих обяза­тельств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Государственное и муниципальное имущество может принадле­жать государственным или муниципальным унитарным предприяти­ям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенным предприятиям). Объекты муниципальной собственности могут быть сданы в аренду, переданы в доверительное управление, внесены в качестве вклада в уставный капитал вновь создаваемых орга­низаций. В последнее время многие местные органы власти включи­лись в создание новых коммерческих организаций на началах акцио­нирования или иного долевого участия.

Предметами управления и как следствие - контроля со стороны государственных и местных органов власти являются:

• государственное и муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственными или муници­пальными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за государственными казенными предприятиями или госу­дарственными (муниципальными) учреждениями, либо находящиеся в государственной собственности предприятия в целом как имуще­ственный комплекс;

•находящиеся в государственной (муниципальной) собственно­сти акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а так­же имеющееся у них государственное (муниципальное) имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;

• иное находящееся в государственной (муниципальной) соб­ственности движимое и недвижимое имущество, в том числе передан­ное в пользование, аренду, залог, ипотеку и по иным основаниям.

При оценке эффективности использования государственного (муниципального) имущества необходимо учитывать, что оно может быть классифицировано как приносящее доход или, напротив, недо­ходное. Критериями ее оценки являются коммерческая (финансовая) эффективность, бюджетная эффективность, народно-хозяйственная эффективность

Формой финансового контроля за полнотой и своевременно­стью исполнения коммерческими структурами своих обязательств пе­ред бюджетом и внебюджетными фондами является налоговый конт­роль. Налоговый контроль подразумевает контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответ­ствии с ним нормативных правовых актов. Согласно ст. 82 Налогово­го кодекса Российской Федерации налоговый контроль осуществля­ется налоговыми органами (Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделениями в Российской Федера­ции).

Основная задача, стоящая перед налоговыми органами,— убедить­ся в функционировании системы регистрации и обработки информа­ции и оценить ее адекватность как основы для составления расчетов и деклараций по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

С 1 января 2002 г. согласно положениям главы 25 НК РФ введе­на самостоятельная система учета данных в целях налогообложения — налоговый учет. Введение налогового учета не означает, что данные бухгалтерского учета не будут предметом прове­рок, проводимых налоговыми органами. Во-первых, все налоги (за ис­ключением налога на прибыль) по-прежнему исчисляются на основе данных бухгалтерского учета. Во-вторых, в том случае, если порядок бухгалтерского и порядок налогового учета для целей расчета налого­вый базы по налогу на прибыль совпадают, налогоплательщики вправе использовать данные бухгалтерского учета в целях налогообложения.

Осуществление финансового контроля за полнотой и своевре­менностью исполнения коммерческими структурами своих обяза­тельств перед бюджетом и внебюджетными фондами является край­не важным направлением деятельности контрольных органов, посколь­ку налоговые источники формирования бюджета составляют значи­тельную часть его доходов (примерно четыре пятых).

Для решения поставленных задач и осуществления своих функ­ций органы государственного и муниципального финансового конт­роля используют такие методы, как проверка, ревизия, обследование, анализ.

Понятия проверки и ревизии приведены в Инструкции «О по­рядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации», утверж­денной приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. № 42н.

Согласно этому документу проверка заключается в единичном контрольном действии или исследовании состояния дел на опреде­ленном участке деятельности проверяемой организации. Под провер­кой может пониматься и мероприятие, заключающееся в сборе и оценке информации, касающейся предметов контроля.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, для которых в соответствии с законодательством РФ и норма­тивными актами установлена ответственность за их осуществление.

Анализ предполагает изучение хозяйственных процессов объек­тов контроля во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообуслов­ленности, социально-экономической эффективности и конечных финансовых результатов деятельности этих объектов, складывающих­ся под воздействием объективных и субъективных факторов, получа­ющих отражение через систему экономической информации.

Обследование — это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопросами финансо­во-хозяйственной деятельности объекта контроля.

В контрольной практике встречаются приемы документального и фактического контроля.

Существуют две большие группы приемов документального конт­роля. которые можно обозначить следующим образом:

I. Приемы формально-правовой проверки документов, которые включают:

•проверку соблюдения правил составления, полноты и подлин­ности оформления документов;

• сопоставление учетных и отчетных показателей с показателя­ми бизнес-планов и установленными нормативами;

• проверку соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;

• проверку соответствия отраженных в документах операций законодательно установленным нормам;

• проверку арифметических расчетов — перерасчет, т.е. ариф­метический (счетный) контроль.

В условиях компьютерной обработки учетно-аналитической ин­формации приемы данной группы могут быть в значительной мере автоматизированы и контролироваться программно.

2. Приемы проверки реальности (достоверности) отраженных в документах обстоятельств и процессов (их соответствие соверша­емым хозяйственным операциям также в ряде случаев может быть автоматизировано в условиях компьютерной обработки учетно-аналитической информации). В их состав входят:

• сопоставление данных документов, отражающих операции, : данными документов, которые явились основанием для этих операций;

•подтверждение (сверка расчетов);

• проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетно­сти, правильности корреспонденции счетов;

•прослеживание (сканирование);

• аналитические процедуры:

•специальные методы, в число которых входят встречная про­верка, взаимная проверка, контрольное сличение, восстановление

натурально-стоимостного учета, логическое исследование хозяйствен­ных операций;

• подготовка альтернативных балансов (как промежуточных — сырья, материалов, выхода продукции, так и заключительного бухгал­терского, хорошо известного в западной аудиторской практике как пробный баланс).

3. Приемы фактической проверки, к которым относятся:

• инвентаризация;

• осмотр;

в наблюдение;

• контрольный запуск сырья в производство;

• лабораторный анализ качества товаров, сырья, готовой про­дукции:

• экспертная оценка;

• проверка объема выполненных работ;

• проверка соблюдения трудовой дисциплины и фактического использования рабочего времени;

• получение устных и письменных объяснений, справок и отве­тов на заранее разработанные анкеты;

• контрольная покупка;

•другие.

^ Независимый финансовый контроль

Договорные отношения между хозяйствующими субъектами по использованию имущества, денежных средств, проведению коммер­ческих операций и осуществлению инвестиций строятся на базе ин­формации о результатах деятельности, финансовом положении орга­низаций и соблюдении ими законодательства. Эта информация явля­ется основой для принятия решений заинтересованными пользовате­лями, в том числе руководством, участниками и собственниками иму­щества экономического субъекта, реальными и потенциальными ин­весторами, работниками и заказчиками, органами власти и обществен­ностью в целом, поэтому от ее качества зависят последствия реализа­ции таких решений.

Потребность в подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности как единственного источника информации для внешних пользователей независимыми экспертами возникает в связи с тем, что:

1) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажени­ям в силу некомпетентности или пристрастности ее составителей;

2) собственники, прежде всего коллективные собственники (акционеры, пайщики), а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую сложные операции организации законны и правильно отражены в от­четности, поскольку обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта.

Независимый финансовый контроль осуществляется независи­мыми аудиторами и аудиторскими фирмами. Он обеспечивает нали­чие достоверной информации, тем самым позволяет повысить эф­фективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Аудит рассматривается в качестве специфического вида контроля, наделенного следующими характеристиками:

• цель — проверка соответствия финансовой отчетности требо­ваниям принципов бухгалтерского учета;

• результат — мнение о финансовых отчетах объекта аудита;

• исполнители — внешние аудиторы (сотрудники независимых аудиторских фирм);

• пользователи результатов — внешние по отношению к объекту аудита контрагенты и сам объект аудита.

Наряду с этим существует мнение, что аудит должен обеспечи­вать не только проверку достоверности, полноты и точности отраже­ния финансовых показателей в финансовой отчетности хозяйствую­щего субъекта, но и разработку предложений по оптимизации его хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и уве­личения прибыли.

^ Внутрихозяйственный финансовый контроль

Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.

Руководство организации заинтересовано в контроле за эффек­тивностью работы отдельных структурных подразделений организа­ции, добросовестностью выполнения работниками возложенных на них обязанностей. Это способствует обеспечению сохранности вве­ренного руководству организации капитала, его рациональному ис­пользованию и приумножению.

Внутренний контроль является одной из основных функций уп­равления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эф­фективности принятых управленческих решений, выявления откло­нений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирова­ния руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Таким образом, внутрен­ний контроль — форма обратной связи, посредством которой орган управления организации получает необходимую информацию о дей­ствительном состоянии управляемого объекта и реализации управлен­ческих решений.

Главные характеристики внутрихозяйственного контроля следующие:

• одна из основных функций управления;

• система постоянного наблюдения;

• комплекс мер безопасности;

• процесс, осуществляемый руководством и персоналом.

Для обеспечения эффективности контроля орган управления должен разработать и воплотить в организации адекватную систему внутреннего контроля.

В российских стандартах аудиторской деятельности система внутреннего контроля рассматривается как совокупность организа­ционной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эф­фективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку:

а) соблюдения требований законодательства;

б) точности и полноты документации бухгалтерского учета;

в) предотвращения ошибок и искажений;

г) исполнения приказов и распоряжений;

д) обеспечения сохранности имущества организации.

Система внутрихозяйственного контроля организации включа­ет три основных элемента: среду контроля, учетную систему и про­цедуры контроля. Во всех случаях подразумевается наличие правил, методик, положений и документации, разработанных для достиже­ния указанных выше целей. В сочетании все элементы системы контроля обеспечивают организации снижение риска деловой и финансо­вой деятельности, а также бухгалтерского учета.

Среда контроля ~ это действия, мероприятия и процедуры, ко­торые отражают общее отношение администрации и собственников организации к контролю, степень его значимости. Эту среду форми­руют следующие составляющие: стиль и основные принципы управ­ления, организационная структура, распределение полномочий и от­ветственности, управленческие методы контроля, работа с персона­лом, внешние факторы.

Организационная структура определяет существующие формы власти и подчинения в организации, регламентирует ответственность сотрудников, порядок составления отчетов. Уровень организацион­ной структуры частично зависит от размеров и назначения организа­ции. Если для крупного предприятия характерна многоступенчатая организация с определенным порядком составления документов и от­четности, то на малом предприятии она будет мешать прохождению требуемого потока информации-

Распределение полномочий и ответственности между персона­лом организации должно гарантировать правильное ведение хозяй­ственных операций. С этой целью разрабатываются и доводятся до сотрудников в письменной форме должностные инструкции, планы мероприятий, рекомендации и указания. Для предотвращения попы­ток отдельных лиц нарушать требования контроля следует обеспечи­вать разделение несовместимых функций.
ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ РЕВИЗИИ И ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ
^

Ревизия как форма экономического контроля


Принято выделять предварительный и последующий контроль. Предварительный контроль осуществляется до принятия управ­ленческого решения. На этапе предварительного контроля проверя­ется целесообразность и законность предстоящих операций. Напри­мер, плановый отдел организации в ходе предварительного контроля проверяет экономическую целесообразность планируемых службами расходов на следующий месяц. Во многих организациях введено обя­зательное визирование договоров главным бухгалтером. Это дает

возможность предварительного контроля налоговой обоснованности договорных обязательств.

Последующий контроль проводится по завершении реализации управленческого решения, после выполнения задания. Цель после­дующего контроля — проверить соответствие достигнутых результа­тов поставленным задачам. На этапе последующего контроля устанавли­ваются своевременность выполнения задания, эффективность дейст­вий, качество результата. Часто своевременность выполнения заданий контролируют помощники, референты, секретари. Эффективность действий определяют экономические отделы, технические службы.

Управленческие службы постоянно контролируют деятельность организации в течение смены, за смену, сутки, неделю и т.д. Источни­ком информации служит плановая, оперативно-техническая, статис­тическая и бухгалтерская документация. Постоянный последующий контроль принято называть оперативным.

Кроме постоянного оперативного контроля используются пе­риодические, разовые проверки. Они проводятся за определенный отчетный период. Их основная цель — профилактика незаконных и не­эффективных действий должностных лиц, выявление отклонений в от­лаженной регламентированной системе последующего оперативного контроля.

Последующий периодический контроль принято называть ре­визией (в переводе с лат. revisio означает пересмотр). В современных условиях хозяйствования ревизия представляет собой метод последу­ющего периодического контроля, как мы уже говорили, документаль­ное или фактическое исследование обоснованности (законности) и целесообразности действий должностных лиц.

Ревизия основана на специальных методах и приемах выявле­ния отрицательных и обобщения положительных сторон деятельно­сти организации, изучения, сбора и фиксации хозяйственных нару­шений с целью установления эффективности и законности деятель­ности организации. При ревизии изучают только уже совершенные хозяйственные операции на базе зафиксированной информации.

Суть ревизии — проверка (путем применения специальных зна­ний) по документированной учетно-экономической информации ряда вопросов, контролируемых в обязательном порядке руководством, собственниками хозяйствующего субъекта или вышестоящим органом.
^

Задачи ревизии


Перечислим основные задачи ревизии:

• проверка сохранности имущества и эффективности его использования в хозяйственной деятельности организации;

•выявление злоупотреблений, условий их возникновения и раз­работка мероприятий по предупреждению злоупотреблений;

• проверка исполнительской дисциплины и оценка эффектив­ности деятельности управленческого персонала организации;

• исследование системы внутреннего контроля, выявление ее узких мест и повышение эффективности ее функционирования.

^ Правила проведения ревизии

Дадим краткое описание основных правил проведения ре­визии.

1. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важ­нейшим условием достижения внезапности ревизии является нераз­глашение этапов ее подготовки и начала. Например, многие привык­ли, что в ходе любой ревизии обязательно проверяют кассу. Но неожи­данным для проверяющих будет внезапная проверка всех касс органи­зации и кассовых аппаратов.

2. Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, со­блюдать сроки проверки. Медлительность в ревизии в ряде случаев позволяет скрыть нарушения (оформить недостающие документы. завезти и вывезти ценности, оприходовать неучтенное и т.п.). Одна­ко не нужно проявлять опрометчивость и делать поспешные выводы (сообщать непроверенные данные следствию, непродуманно отстра­нять от работы должностных лиц и пр.).

3. Непрерывность. Ревизоры не могут уйти из проверяемой организации на несколько дней. Начатые ревизионные действия долж­ны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнару­женных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения ви­новных к ответственности, т.е. до выполнения намеченных в програм­ме ревизии заданий.

Ревизия является серьезной психологической нагрузкой для коллектива проверяемой организации.

4. Обоснованность. Вскрытые факты и выводы ревизии долж­ны быть документально обоснованы, что предполагает дополнитель­ную проверку любого факта, приводимого заинтересованными лица­ми в спое оправдание. Нельзя говорить об обоснованности ревизии, если игнорируются просьбы заинтересованных лиц о выполнении каких-либо ревизионных действий, в результате которых могут быть установлены важные обстоятельства, в частности, данные, оправды­вающие заинтересованных лиц. Необъективность и связанная с ней односторонность ревизии приводят к тому, что отдельные наруше­ния так и остаются до конца не выясненными. Несоблюдение прави­ла обоснованности является причиной повторных и дополнительных ревизий, бухгалтерских экспертиз, возврата материалов ревизии след­ственными органами.

5. Гласность. О проведении ревизии следует широко оповещать. Ревизоры с момента начала ревизии устанавливают контакт с работ­никами всех структурных подразделений организации, объявляют о ме­сте и времени приема лиц, желающих переговорить по вопросам, относящимся к ревизии. Первоначально результаты ревизии обсуж­даются с руководством обревизованной организации, затем о них информируют непосредственного заказчика данной работы (собствен­ника, руководство вышестоящей организации). Правило гласности ревизии способствует устранению любой ошибки, допущенной реви­зующими, и ориентирует их на объективную оценку материалов.
^

Виды ревизии


Виды ревизии принято классифицировать по следующим при­знакам.

По субъекту контроля:

•ревизии государственных органов;

• внутрихозяйственные ревизии;

•ревизии, проводимые аудиторскими фирмами.

По организационному признаку:

•плановые ревизии, которые проводятся в соответствии с пла­ном ревизионной работы вышестоящей организации или органа уп­равления, но не реже одного раза в год;

•внеплановые ревизии и проверки, которые проводятся по спе­циальным заданиям собственника или вышестоящей организации (на­пример, при ухудшении результатов работы но основным производ­ственным и финансовым показателям), при замене руководителя или главного бухгалтера организации.

^ По объему проверки:

  • сплошные ревизии, которые предусматривают проверку финан­сово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бух­галтерских документов и учетных записей организации за ревизуемый период. При сплошных ревизиях изучаются все документы и регист­ры бухгалтерского учета, где отражена производственная и финансо­вая деятельность организации. Сплошные ревизии могут применяться не только в целом по операциям хозяйственной деятельности органи­зации, но и по отдельным однородным операциям (кассовым, банков­ским счетам, расчетам с поставщиками и заказчиками и т.д.). Как пра­вило, к сплошным ревизиям прибегают в случаях установления хище­ний и злоупотреблений, такие ревизии из-за затрат на них большого количества времени проводятся сравнительно редко;

•выборочные ревизии предусматривают проверку части хозяй­ственных операций, документов и регистров бухгалтерского учета по предварительно намеченному плану после общей проверки данно­го вида хозяйственных операций. При этом некоторые хозяйствен­ные операции проверяются не за весь ревизуемый период, а лишь за отдельные отрезки времени. При подготовке и проведении таких ре­визий очень важно правильно выбрать отрезок времени, за который нужно осуществлять проверку соответствующих документов и опера­ций, а таюке определить их количество. Это полностью зависит от квалификации и опыта ревизора. Выборочные ревизии — один из основных способов проверки деятельности организаций. Однако мето­дика их осуществления пока разработана недостаточно. Во многих случаях даже опытным ревизорам не всегда удается из общей массы выделить для исследования нужную часть документов или хозяйствен­ных операций;

• полные ревизии, когда проверяется вся деятельность органи­зации;

• частичные ревизии, в ходе которых проверяют лишь отдель­ные области деятельности или отдельные виды хозяйственных опе­раций организации (ревизия затрат и выхода продукции, товарно-материальных ценностей и др.);

• комбинированные ревизии, которые представляют собой со­четание видов ревизий по объему проверки (например, в ходе пол­ной ревизии поставлена задача проверки всей деятельности органи­зации, при этом финансовая деятельность проверяется сплошным методом, а производство — выборочно).

^ По кругу вопросов, подлежащих проверке:

•тематические (частичные) ревизии, которые предусматривают проверку ряда организаций по отдельным специальным вопроса:

(темам) или проверку состояния отдельных разделов (частей, участ­ков) экономической и социальной деятельности организации. Тема­ми подобных ревизий могут, например, быть «Ревизия сохранности и правильности использования материальных ценностей», «Ревизия правильности образования и использования фондов организации», «Ревизия правильности использования фондов заработной платы и рас­четов с рабочими и служащими». Цель тематической ревизии — полу­чить общую характеристику состояния дел по данному вопросу. Та­кие ревизии назначаются по мере необходимости для выправления положения на проверяемых участках экономической и социальной деятельности организаций, а также по требованию правоохранитель­ных органов:

• сквозные ревизии, которые охватывают ряд подразделений, входящих в состав одной организации, при этом проверяется деятель­ность головной организации и входящих в ее состав подразделений, цель сквозной ревизии — наряду с проверкой финансово-экономиче­ской деятельности подразделений организации установить качество управления их деятельностью. Сквозные ревизии весьма трудоемкие и применяются в исключительных случаях, когда имеются данные о не­достаточном уровне руководства деятельностью подразделений орга­низации со стороны вышестоящего органа управления;

• комплексные ревизии, в ходе которых изучается широкий круг вопросов хозяйственной деятельности организации. Такие ревизии обычно проводят бригады, в которые кроме бухгалтера-ревизора вхо­дят работники планового отдела, отдела кадров и другие специалисты. Комплексные ревизии — наиболее эффективный способ проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Цель таких ревизий — объективная, полная и правильная оценка работы анализи­руемой системы, разработка технически и экономически обоснован­ных предложений по ее совершенствованию и обеспечению успеш­ного выполнения экономических показателей деятельности органи­зации;

•не комплексные ревизии, которые проводит обычно один ре­визор путем проверки хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерской документации, учетных регистров и отчетности.

^ По способу контроля за результатами ревизионной работы:

•дополнительные ревизии, которые проводят, когда имеются данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности организации;

•повторные ревизии, которые практикуются для усиления конт­роля за качеством ревизионной работы. Обычно их проводят после

плановой ревизии за тот же период. Цель повторной ревизии — выяс­нить, как организация ликвидирует недостатки, отмеченные в акте плановой ревизии.
^

Права и обязанности ревизора


Ревизор — ответственный представитель ревизующего органа. Его нрава и обязанности прописаны в должностных инструкциях. Если ревизию проводит аудиторская фирма, то права и обязанности опре­деляются договором.

Права ревизора. В соответствии с Положением о ведомствен­ном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объедине­ний, предприятий, организаций и учреждений, утвержденным Поста­новлением Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. № 325 и Типо­вой инструкцией Министерства финансов СССР от 14 сентября 1978 г. № 85 «О порядке проведения комплексных ревизий производствен­ной и финансово-хозяйственной деятельности производственных объединений (комбинатов), предприятий и хозяйственных организа­ций, проводимых контрольно-ревизионным аппаратом министерств и ведомств», ревизор имеет право:

• проверять в ревизуемой организации денежные, бухгалтерские и другие первичные документы (кассовые, банковские документы, авансовые отчеты, наряды, отчеты, путевые листы и пр.), наличие денег, ценностей и ценных бумаг у кассира и подотчетных лиц, реги­стры бухгалтерского учета, бухгалтерскую, статистическую и опера­тивную отчетность, сметы, планы и другие необходимые документы по производственной и финансово-хозяйственной деятельности реви­зуемой организации, знакомиться с письменными приказами, распо­ряжениями и указаниями должностных лиц ревизуемой организации, а также с протоколами проводимых в организации совещаний;

•требовать от должностных лиц проверяемой организации все необходимые ревизору документы, справки, расчеты, заверенные ко­пии отдельных документов для приобщения их к акту ревизии, уст­ные и письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизии;

•осматривать объекты строительства, территорию, склады, ма­стерские и другие производственные, хозяйственные и служебные помещения, строения, места хранения оборудования, автопарки; про­верять наличие, состояние и сохранность имущества, товарно-мате­риальных ценностей у материально ответственных лиц; требовать проведения полной или частичной инвентаризации основных фон­дов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов;

в необходимых случаях опечатывать сейфы, кассы и кассовые поме­щения, склады, кладовые, архивы и другие места хранения матери­альных ценностей и документов; при этом печать (пломбир) должна находиться у ревизора, а ключи — у материально ответственного лица;

• проводить контрольные обмеры выполненных строительно-монтажных работ и незавершенного строительного производства (или требовать от руководителей организации их проведения); проверять качество выполненных строительно-монтажных работ и выпускаемой промышленной продукции, соблюдение норм расхода и правильность списания сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других мате­риальных ценностей, а также норм естественной убьыи при транс­портировке и хранении материальных ценностей, полноты оприхо­дования выпускаемой готовой продукции, в случае необходимости при­влекать для этих целей через сторонние организации соответствующих специалистов;

• привлекать по согласованию с администрацией (в необходи­мых случаях — с общественными организациями) работников ревизу­емой организации к выполнению работ и заданий по ревизии:

• обращаться с запросами к другим организациям (независимо от их ведомственной подчиненности) и лицам, не состоящим в штате ревизуемой организации, по вопросам ревизии (о расчетах, взаим­ных поставках, подлинности подписей и т.д.); знакомиться с подлин­ными документами, находящимися в банковских учреждениях и дру­гих организациях, связанных с деятельностью ревизуемой организа­ции, или запрашивать и получать справки и заверенные копии документов, связанных с операциями ревизуемой организации; в слу­чае необходимости проверять в других организациях с их согласия подлинность выявленных в процессе ревизии сомнительных счетов, актов и прочих документов по совершенным расходам и операциям (встречные проверки) и правильность отдельных операций, связан­ных с деятельностью ревизуемой организации;

• производить с ведома следственных органов, а при крайней необходимости самостоятельно изъятие подлинных документов, вы­зывающих сомнение или подтверждающих выявляемые факты подде­лок, подлогов и других злоупотреблений;

• при выявлении хищений, подлогов и других видов злоупотреб­лений денежными средствами, имущественными, товарно-материаль­ными и другими ценностями с разрешения руководителя, назначив­шего ревизию (или с последующим ему докладом), передавать на месте материалы ревизии следственным органам для расследования и при­влечения к ответственности лиц, допустивших эти злоупотребления,

требовать от руководителя ревизуемой организации немедленного отстранения этих лиц от работы, связанной с материальной ответ­ственностью; принимать меры к возмещению причиненного ущерба п соответствии с положением о материальной ответственности рабо­чих и служащих за ущерб, причиненный ревизуемой организации;

• пользоваться всеми видами связи для взаимодействия по де­лам ревизии с вышестоящей организацией и другими организация­ми, а также служебной пересылкой корреспонденции, имеющимися у ревизуемой организации транспортными средствами для пере­движения по объектам с целью их обследования;

• проверять и рассматривать жалобы и заявления по вопросам ревизии;

• обжаловать решения, принятые по акту ревизии. Обязанности ревизора. Приступая к ревизии, проводящий ее специалист должен помнить, что он обязан:

• поставить в известность об этом руководителя ревизуемой организации, сообщить о задачах ревизии, в ходе ревизии информи­ровать его об отдельных выявленных недостатках и нарушениях для принятия мер к их устранению в период проведения ревизии;

• проверять законность финансово-хозяйственных операций, совершенных ревизуемой организацией, обеспечение, сохранность собственности, соблюдение сметно-финансовой и штатной дисцип­лины, постановку бухгалтерского учета и достоверность отчетности, качество первичных документов, правильность бухгалтерских запи­сей и материального учета складского хозяйства; проверять факти­ческое наличие имущества и его соответствие учетным данным; выяв­лять случаи бесхозяйственности, расточительности, хищений, растрат, недостач, незаконного и непроизводительного расходования денеж­ных средств, товарно-материальных и других ценностей, а также дру­гие нарушения;

• точно и объективно освещать в акте ревизии все выявленные факты недостатков, злоупотреблений и хищений, неправильного со­ставления или умышленного искажения бухгалтерской и другой от­четности, нарушения сметно-финансовой и штатной дисциплины, излишеств в расходовании средств и всякого рода бесхозяйственных потерь с указанием виновных в этом лиц и размеров причиненного ущерба; обязательно подтверждать все обнаруженные факты докумен­тами или ссылками на них, а также требовать объяснения от винов­ных лиц:

• получать от руководителя и главного бухгалтера ревизуемой организации соответствующие объяснения одновременно с подписи

чием ими акта; обсуждать результаты ревизии на широком совеща­нии работников ревизуемой организации;

• проверять полномочия должностных лиц и законность и целе­сообразность (эффективность) их действий:

• соблюдать конфиденциальность и отношении информации, полученной в ходе ревизии;

• ставить вопросы привлекаемым экспертам в письменной форме;

• следить за безопасностью и в случае возникновения опасности немедленно покинуть ревизуемый объект. Ревизору запрещается:

• оказывать давление;

• употреблять обвинительные суждения;

• угрожать наказанием;

•давать оценку должностным лицам;

• высказывать предположения;

•поддаваться на провокации:

•участвовать в увеселительных мероприятиях (например, празд­новании дней рождения сотрудников проверяемой организации);

в допускать неделовые отношения;

• прикасаться к проверяемым материальным ценностям;

• привлекать на роль экспертов специалистов ревизуемой орга­низации.
^

ПОДГОТОВКА РЕВИЗИИ

Планирование ревизии


Планирование ревизии осуществляется поэтапно. Два основных этапа — это разработка программы и плана ревизии.

Программа ревизии. Задание на ревизию дает заказчик. Заказ­чиками могут быть:

• администрация организации;

• собственник организации;

• государственные органы.

Получив задание, ревизоры разрабатывают программу ревизии, которая содержит следующие разделы:

• цель ревизии;

• вопросы, подлежащие проверке;

• средства и условия, необходимые для проведения ревизии;

• сроки и место исполнения;

• состав участников ревизии;

• формы документального оформления ревизии.

Программа разрабатывается на основе действующего инструк­тивного материала и опыта, накопленного ревизующим органом. Программу утверждает начальник ревизующего органа или заказчик.

В разделе «Цель ревизии» формулируются главные задачи ре­визии, например: анализ финансового состояния акционерного обще­ства, влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финан­сово-хозяйственную деятельность акционерного общества и расчеты с бюджетом: проверка законности и эффективности использования внеоборотных активов. Перечисляются объекты ревизии, например:

акционерное общество; его дочерние предприятия и филиалы. Часто в данном разделе приводится перечень структурных подразделений организации.

В разделе «Вопросы, подлежащие проверке» перечисляются направления финансово-хозяйственной деятельности организации, например, могут быть перечислены внеоборотные активы: основные средства; капитальные вложения; ценные бумаги; вложения в устав­ный капитал; оборудование к установке.

В разделе «Средства и условия, необходимые для проведе­ния ревизии» содержится перечень оргтехники, средств связи и до­ставки, условия проживания, время работы и др.

В разделе «Сроки и место исполнения» указываются время начала и окончания ревизии, промежуточные контрольные сроки, место расположения объектов ревизии.

В разделе «Состав участников ревизии» дается перечень лиц, допущенных к проведению ревизии. Отдельно может быть составлен перечень лиц, имеющих допуск к конфиденциальной информации.

В разделе «Формы документального оформления ревизии»

приводятся образцы описей, актов, ведомостей, форма итогового акта ревидии.

Полная правильно составленная программа ревизии концент­рирует внимание ревизующего на основных вопросах ревизии, рас­крывает их содержание, т.е. помогает ревизующему детально прове­рить каждый вопрос. Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке документов, результаты которой ^асто сводятся к случайному обнаружению нарушений в деятельно­сти организации,— при больших затратах времени ревизия может не .щть должных результатов.

План ревизии. На основе программы составляется план реви­зии, который привязан к специфике конкретной организации, струк­туре ее управления, географическому расположению имущества, гра­фику работы. Поэтому план составляется на месте ревизии.

План ревизии должен обладать определенными характеристи­кой.

Действенность. В плане должны содержаться точные указания на исполнителей, сроки ревизионных мероприятий. Такой план по­зволяет контролировать эффективность работы ревизоров.

Конкретность. Вопросы программы, подлежащие проверке, в пла­не конкретизируются до такого вида, чтобы можно бьыо определить срок выполнения и назначить исполнителей. Например, программой предусмотрено проверить состояние хранения готовой продукции;

:к1Прос программы в плане может быть отражен следующим образом.

1. Проверить обеспеченность организации складскими помеще­ниями и их состояние.

2. Выявить нарушения в движении первичных документов и за­полнении регистров бухгалтерского учета.

3. Проверить соблюдение установленного порядка складирова­ния готовой продукции.

4. Выявить факты порчи готовой продукции на складах.

5. Выявить факты хранения готовой продукции вне складов.

6. Выявить факты хранения неучтенной продукции. Реальность. План выверяется с точки зрения реальных возмож­ностей выделенных для ревизии людей и материальных ресурсов. В нем предусматривается возможность привлечения к ревизии допол­нительных ресурсов. Например, нельзя провести инвентаризацию

крупного склада без привлечения рабочих, по мере пересчета пере­носящих ценности в помещении.

^ Гибкость и мобильность. В ходе ревизии план совершенствуется, дополняется, уточняется. Если бы план, составленный в начале реви­зии, оставался неизменным и не корректировался по мере выявления фактов нарушений и злоупотреблений, ревизия не могла бы быть ус­пешной. Иногда 11лан, даже тщательно продуманный, приходится пере­страивать после проверки отдельных фактов. Внесение в план изме­нений должно быть обоснованным и обусловливаться конкретными фактами. Выявление каких-либо фактов может вызвать необходимость проверки новых обстоятельств, не предусмотренных ранее ни про­граммой, ни рабочим планом, более углубленного рассмотрения ра­нее изученных вопросов. План корректируется до тех пор, пока по каждому выявленному факту не будут собраны материалы, дающие верное представление об изучаемых явлениях.
^

Предварительная подготовка ревизии


Предварительная подготовка ревизии тоже проходит поэтапно. В процессе такой подготовки сначала решаются методические вопро­сы, затем организационные, после чего происходит ознакомление с объектом ревизии.

Методические вопросы. Необходимо изучить практический опыт ревизующего органа по аналогичным программам проверки. Как правило, в аудиторских фирмах накапливаются материалы всех реви­зий.

Нужно внимательно просмотреть материалы предыдущих реви­зий данной организации. Материалы ревизий должны храниться в про­веряемой организации. По этим материалам необходимо определить основные вопросы, поднятые ревизией, а также характер и формы вскрытых недочетов и нарушений, что поможет ревизорам обнару жить аналогичные нарушения и недочеты при осуществлении дан ной ревизии.

Ценную информацию можно получить из объяснительных з<] писок к отчетам, которые составляют службы и подразделения орга­низации.

Для участников ревизии подбираются систематизированный перечень действующих законодательных нормативных актов, нормы естественной убыли и выхода продукции, необходимые инструктив ные материалы.

Организационные вопросы. Составляется список необходимой оргтехники, пломбиров, печатей, штампов и др. Разрабатываются

макеты объяснительных записок, заявлений, запросов, двух журна­лов: журнала регистрации вопросов и ответов и журнала входящих нисходящих документов. Если в программе не были предусмотрены бланки документального оформления ревизии, то они разрабатыва­ются во время подготовки ревизии.

Подбираются участники ревизии. Комплексная ревизия преду­сматривает участие в ней специалистов по технологии производства, планированию, снабжению, сбыту, финансам, учету и т.д. Руководи­тель ревизии обеспечивает правильную расстановку сил на месте, сле­дит за полнотой и качеством проверки отдельных участков объекта, оказывает участникам ревизии практическую помощь в работе, руко­водит оформлением материалов ревизии, представительствует в со­ответствующих службах и организациях.

Состав участников ревизии оформляется приказом по органи­зации, которым устанавливается также срок ревизии. Ревизоры гото­вят проект приказа генерального директора о начале работы ревизи­онной группы. В приказе содержится фраза об обязательном содей­ствии всех работников организации проведению ревизии. Каждый ревизор должен иметь копию приказа. Приходя на место ревизии, он обязан предъявлять копию приказа и по просьбе проверяемого — до­кументы, удостоверяющие его личность.

Подготовка ревизоров к ревизии завершается инструктивным совещанием, которое проводит руководитель ревизии. На этом сове­щании руководитель ревизии имеет возможность нацелить участни­ков ревизии на основные вопросы, которые необходимо решить, дать ревизорам ряд практических советов по организации работы на мес­те ревизии, их личному поведению во время ревизии, выслушать каж­дого участника ревизии и ответить на его вопросы.

На совещании проверяется готовность ревизоров к ревизии. Если выяснится, что участники ревизии плохо знают необходимые нормативные материалы, недостаточно глубоко изучили информацию, характеризующую деятельность намеченного к ревизии объекта, нуж­но отложить ревизию. Лучше приступить к ней позже, а до этого бо­лее тщательно подготовиться.

Для обеспечения конфиденциальности информации, получен­ной в ходе ревизии, но не до конца выверенной, ревизоры должны пользоваться не зависящими от проверяемого средствами связи. По­мещение, которое занимают ревизоры, должно опечатываться и сда­ваться под охрану.

Ознакомление с объектом ревизии. Следующий шаг в процес­се организации ревизии — это непосредственное знакомство с объек­том ревизии.

для успеха ревизии немаловажное значение имеет ознакомле­ние со структурой управления организации, данные о которой могут содержаться в приказах по основной деятельности или в документах совета директоров. Изучая структуру управления, необходимо понять общую систему субординации в организации, взаимодействие ее учет­ного и финансового органов, службы сбыта и снабжения, роль колле­гиальных органов управления (совета директоров, правления и др.)

В ходе предварительного знакомства следует уяснить себе си­стему документооборота. Первый документ, который требуется про­честь,— номенклатура дел, в которой представлена информация о со­держании документов, накапливающихся в отделах организации. Необ­ходимо проанализировать порядок создания, регистрации и доведения до исполнителей распорядительных документов (приказов, распоря­жений). Следует ксерокопировать приказы о создании инвентариза­ционных, ревизионных комиссий, приказы с образцами подписей материально ответственных лиц, распорядителей денежных ресурсов.

С опытным работником организации нужно пройти по цехам и складским помещениям, посетить службы и отделы. В ходе предва­рительного обследования организации ревизор должен вникнуть в тех­нологию работы, территориальное расположение мест хранения и от­грузки материальных ценностей.

Во многих организациях бухгалтерия создана по одному прин­ципу: в ней выделяются отделы реализации, материальный, произ­водственный, расчетный. В отделе реализации накапливаются сведе­ния о готовой продукции организации, ее поступлении из подраздс лений (цехов) и отгрузке покупателям. В материальном отдели-аккумулируются данные о закупках сырья и материалов, их движении. В производственном отделе собираются сведения о затратах на про­изводство, фактические калькуляции. В расчетном отделе определи ются размеры заработной платы, начислений и удержаний. Важно установить, в каком отделе ведутся расчеты по кассе, расчетному и ва лютному счетам, ценным бумагам, в том числе векселям, кто и как оформляет взаимозачеты.

Во время знакомства с организацией необходимо выяснить, ка­кие контролирующие службы у нее созданы (ревизионная комиссия, отдел ревизии и анализа, отдел внутреннего аудита и пр.).


Скачать файл (375.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации