Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

1. Стороны договора страхования 2. Фонд социального страхования РФ (+ Постановление о ФСС) 18 стр - файл Контрольная.doc


1. Стороны договора страхования 2. Фонд социального страхования РФ (+ Постановление о ФСС) 18 стр
скачать (40.2 kb.)

Доступные файлы (2):

Контрольная.doc123kb.13.11.2009 00:04скачать
Приложения.doc111kb.06.08.2008 15:09скачать

содержание

Контрольная.doc

Содержание





Содержание 3

1. Стороны договора страхования 3

Схема 1. Стороны договора страхования. 3

2. Фонд социального страхования РФ 14

Литература 18

1. Стороны договора страхования



Стороны договора страхования — страхователь и страховщик, которые относятся к элементам договора страхования (см. схему 1 ).


С

Т

Р

А

Х

О

В

А

Н

И

Е




^

Схема 1. Стороны договора страхования.





Страхователь — это лицо, заключающее договор страхования. В роли страхователя, по общему правилу, может выступать любое лицо1. В некоторых видах страхования страхователем должен быть специальный субъект. Например, в обязательном государственном страховании — это федеральные органы исполнительной власти. Более подробно этот вопрос рассмотрен при анализе отдельных видов страхования.

Страхователь, как правило, уплачивает страховую премию. Однако в консенсуальном договоре страхования обязанность по уплате страховой премии может быть возложена и на третье лицо — выгодоприобретателя (п. 1 ст. 954 ГК).

На стороне страхователя, кроме него самого, могут одновременно выступать третьи лица — выгодоприобретатели.

Выгодоприобретатель — это лицо, в пользу которого страхователь заключил договор страхования, пусть даже в этот момент оно неизвестно. Например, при страховании деликтной ответственности выгодоприобретатель станет известным только при наступлении страхового случая. Страхование в пользу выгодоприобретателя является одним из примеров договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК) с той лишь особенностью, что это лицо вместе с правами приобретает и обязанности.

Выгодоприобретатель, естественно, участвует не в каждом договоре страхования, а лишь в том, в котором страхователь этого захочет. Правда, в некоторых договорах страхования, причем независимо от воли страхователя, участие выгодоприобретателя исключено (страхование предпринимательского риска), а в других — обязательно (страхование гражданской ответственности).

Выгодоприобретатель не участвует в заключении договора страхования, но приобретает вытекающие из него права и обязанности только при наличии его на то согласия. Если он не хочет быть связанным договором страхования, он может его проигнорировать. Однако как только выгодоприобретатель выразит свою волю на приобретение вытекающих из договора страхования прав, он автоматически становится и субъектом связанных с ними обязанностей, а значит, и субъектом ответственности за их неисполнение.

Согласно п. 2 ст. 939 ГК страховщик вправе требовать от выгодоприобретателя выполнения обязанностей по договору страхования, включая обязанности, лежащие на страхователе, но не выполненные им, при предъявлении выгодоприобретателем требования о страховой выплате. Риск последствий невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей, которые должны были быть выполнены ранее, несет выгодоприобретатель. Заявляя о страховой выплате (осуществляя свои права), выгодоприобретатель тем самым соглашается на несение этого риска с обратной силой. Иными словами, он может вовсе не получить страховой выплаты по не зависящим от него обстоятельствам или получить ее в меньшем размере, чем положено. Однако ответственность выгодоприобретателя обратной силы не имеет и связана только с его собственными действиями.

Заключение договора страхования в пользу выгодоприобретателя не освобождает страхователя от выполнения обязанностей по этому договору, если только договором не предусмотрено иное либо обязанности страхователя выполнены лицом, в пользу которого заключен договор (п. 1 ст. 939 ГК).

Выгодоприобретатель должен иметь страховой интерес (если последний отсутствует у страхователя) и может быть назначен по договору как личного, так и имущественного страхования.

Страхователь вправе заменить выгодоприобретателя, названного в договоре страхования, другим лицом, письменно уведомив об этом страховщика (ст. 956 ГК). Согласие страховщика на замену выгодоприобретателя получать не нужно. Замена выгодоприобретателя по договору личного страхования, назначенного с согласия застрахованного лица, допускается лишь с согласия этого лица.

Выгодоприобретатель может быть заменен страхователем в любой момент до прекращения договора страхования. Однако он не может быть заменен другим лицом после того, как выполнит какую-либо из обязанностей по договору страхования или предъявит страховщику требование о страховой выплате.

Застрахованное лицо — это физическое лицо, жизнь или здоровье которого застрахованы по договору личного страхования или страхования ответственности (п. 1 ст. 934, п. 1 ст. 955 ГК)1. Застрахованное лицо всегда имеет страховой интерес. В его роли могут выступать как страхователь, так и выгодоприобретатель. Тогда застрахованное лицо просто несет права и обязанности страхователя (выгодоприобретателя) и специально не выделяется. Необходимость в самостоятельной фигуре застрахованного лица появляется тогда, когда ни страхователь, ни выгодоприобретатель не имеют страхового интереса и в то же время участвуют в договоре.

Если застрахованное лицо не совпадает со страхователем (выгодоприобретателем), договор личного страхования может быть заключен только с письменного согласия застрахованного лица (п. 2 ст. 934 ГК). Замена страхователем застрахованного лица в период действия договора личного страхования возможна лишь с согласия самого застрахованного лица и страховщика (п. 2 ст. 955 ГК).

В то же время по договору страхования риска ответственности за причинение вреда страхователь, не совпадающий с застрахованным лицом, вправе, если иное не предусмотрено договором, в любое время до наступления страхового случая заменить это лицо другим, письменно уведомив об этом страховщика (п. 1 ст. 955 ГК)2. Очевидно, нет необходимости и в получении согласия застрахованного лица на заключение подобного договора страхования ответственности.

Страховщик — это юридическое лицо, которое имеет разрешение (лицензию) на осуществление страхования соответствующего вида (ст. 938 ГК).

Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.

В настоящее время к числу таких законов относятся Закон об организации страхового дела, Закон о медицинском страховании, Закон об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и др. Эти законы предусматривают возможность регулировать деятельность страховщиков подзаконными нормативными актами, принимаемыми федеральным органом, осуществляющим надзор за страховой деятельностью (ст. 30 Закона об организации страхового дела), а в ряде случаев—осуществлять дополнительный контроль за деятельностью страховщиков1.

Лицензирование страховщиков и последующий надзор за их деятельностью производится специально созданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В роли этого органа в настоящее время выступает Министерство финансов РФ, включающее в свой состав специализированный Департамент страхового надзора. До него в течение нескольких лет (1992–1996 гг.) таким органом была Федеральная служба РФ по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор РФ), которая утвердила многие подзаконные акты в сфере страхования, действующие и сейчас.

Целью лицензирования является обеспечение соответствия страховщиков требованиям устойчивости и платежеспособности, необходимым им для нормального осуществления своей деятельности и тем самым для обеспечения интересов страхователей. В этих целях установлен минимальный размер оплаченного денежными средствами уставного капитала страховщиков, который должен быть сформирован на день подачи документов на лицензирование2 (ст. 25 Закона об организации страхового дела). Порядок лицензирования определяется условиями лицензирования страховой деятельности, утвержденными приказом Росстрахнадзора РФ от 19 мая 1994 г. № 02-02/08 1.

В процессе своей деятельности страховщики также должны соблюдать установленные для них показатели устойчивости и платежеспособности. В частности, они обязаны создавать резервы для страховых выплат (ст. 26 Закона об организации страхового дела), обеспечивать соблюдение нормативов соотношения между своими активами и обязательствами (ст. 27 Закона), выполнять иные показатели и требования. За выполнением всех этих показателей (требований) следит федеральный орган по надзору за страховой деятельностью.

В роли страховщиков могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации, созданные в одной из предусмотренных российским законодательством организационно-правовых форм.

Правоспособность страховщиков, являющихся коммерческими организациями, носит ограниченный характер. Они вправе вести, как правило, только страховую или связанную с ней деятельность. Им запрещена производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность (п. 1 ст. 6 Закона об организации страхового дела). В то же время страхование не признано исключительным видом деятельности страховщиков. Они могут заниматься и теми видами деятельности, которые не указаны в их учредительных документах (кроме запрещенных). Поэтому их правоспособность (за исключением правоспособности страховщиков, являющихся некоммерческими организациями) не может быть признана специальной.

Заниматься страхованием расположенных на территории РФ имущественных интересов юридических лиц (за исключением перестрахования и взаимного страхования) и имущественных интересов физических лиц — резидентов РФ2 могут только те страховщики, которые имеют лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ (ст. 4 Закона об организации страхового дела). Очевидно, это ограничение касается прежде всего иностранных страховщиков, которые подчас занимаются таким страхованием3.

Для них установлена граница, за которую запрещено заходить. Они не могут страховать имущественные интересы, находящиеся на территории РФ. Единственная имеющаяся у них возможность вести деятельность в России — создать и отлицензировать юридическое лицо — страховщика на основании российского законодательства.

Помимо требования о наличии лицензии ст. 6 Закона об организации страхового дела устанавливает запрет на осуществление определенных видов страхования страховщиками, созданными с участием иностранных инвесторов. Такой запрет означает, что на эти виды страхования им вообще не могут быть выданы лицензии. Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в РФ страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций. Кроме того, для таких страховщиков могут быть установлены и иные ограничения1. К ним относятся:

  • более высокий минимальный размер уставного капитала;

  • российское гражданство некоторых должностных лиц;

  • особые правила образования и размещения страховых резервов;

  • дополнительные требования к нормативам соотношения между активами и страховыми обязательствами и др.

Страховщики, относящиеся к коммерческим организациям, страхуют чужие риски, а собираемые ими премии всегда включают доходную часть, которая служит основой для извлечения прибыли. Правда, вместо прибыли страховщик может понести и убытки, но таковы уж превратности его бизнеса.

По общему правилу, страхование осуществляют коммерческие организации, поскольку оно относится к предпринимательской деятельности. Однако в случаях, предусмотренных законом, в роли страховщиков могут выступать и некоммерческие организации, например общества взаимного страхования.

Общество взаимного страхования — это организация, объединяющая средства граждан и юридических лиц, желающих на взаимной основе застраховать свое имущество или иные имущественные интересы (п. 1 ст. 968 ГК).

Особенности правового положения обществ взаимного страхования и условия их деятельности должны определяться в соответствии с ГК законом о взаимном страховании. В настоящее время такой закон отсутствует. Поэтому правовой базой их деятельности служат ныне только нормы ГК и Закона об организации страхового дела.

На взаимной основе может осуществляться только добровольное имущественное страхование. Обязательное страхование на взаимной основе допускается лишь в случаях, предусмотренных законом о взаимном страховании (п. 4 ст. 968 ГК). Такие случаи законом пока не предусмотрены.

Общества взаимного страхования осуществляют страхование своих членов (п. 2 ст. 968 ГК). Взаимность подобного страхования состоит в том, что страховые премии собираются среди ограниченного круга лиц — членов общества и расходуются на страховые выплаты им же. Основанием возникновения обязательства по страхованию выступает сам факт членства в обществе взаимного страхования, если учредительными документами общества не предусмотрено заключение в этих случаях договоров страхования.

Общие правила о договорах страхования применяются к отношениям по страхованию между обществом взаимного страхования и его членами, если иное не предусмотрено законом о взаимном страховании, учредительными документами соответствующего общества или установленными им правилами страхования (п. 3 ст. 968 ГК).

Общества взаимного страхования, страхующие только своих членов, по общему правилу, являются некоммерческими организациями. Они могут быть образованы в форме любой некоммерческой организации, основанной на членстве (а именно общественного объединения, ассоциации или союза, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства). Некоммерческий характер деятельности обществ взаимного страхования в данном случае состоит в том, что собираемые ими премии расходуются только на страховые выплаты и покрытие необходимых затрат. Доходная часть в составе премий, как правило, отсутствует. Лицензирование деятельности таких некоммерческих обществ не требуется.

Общество взаимного страхования может в качестве страховщика осуществлять страхование интересов лиц, не являющихся членами общества, если такая страховая деятельность предусмотрена его учредительными документами, общество образовано в форме коммерческой организации, имеет разрешение (лицензию) на осуществление страхования соответствующего вида и отвечает другим требованиям, установленным законом для обычных страховщиков (п. 5 ст. 968 ГК). Заключение подобными обществами договоров страхования с лицами, не являющимися их членами, подчиняется общим правилам, установленным ГК.

Если в одном договоре страхования участвуют несколько страховщиков, имеет место сострахование. Таким образом, сострахование предполагает наличие множественности лиц на стороне страховщика. Если иное не предусмотрено договором страхования, страховщики отвечают перед страхователем (выгодоприобретателем) солидарно (ст. 953 ГК). Соглашение между страховщиками о порядке их совместного участия в страховании называется страховым пулом1 и регламентируется нормами о простом товариществе.

От сострахования необходимо отличать перестрахование. При нем множественность лиц на стороне страховщика не возникает, а имеет место лишь особый случай страхования предпринимательского риска, когда в роли страхователя выступает сам страховщик (ст. 967 ГК). Поскольку перестрахование — один из видов имущественного страхования, его природа будет рассмотрена при анализе последнего.

Посредниками при заключении договоров страхования выступают страховые агенты и страховые брокеры.

Страховой агент — это физическое или юридическое лицо, действующее от имени и по поручению страховщика2. Агент представляет страховщика при заключении договоров страхования и должен иметь полномочие, оформленное в установленном гражданским законодательством порядке1.

Страховой брокер — это индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, заключающие договоры страхования от своего имени, но по поручению страховщика или страхователя (п. 3 ст. 8 Закона об организации страхового дела). Страховой брокер действует на основании договора комиссии или агентского договора2.

Не менее чем за 10 дней до начала своей деятельности страховой брокер обязан направить извещение об этом федеральному органу, осуществляющему надзор за страховой деятельностью. Этот орган ведет реестр страховых брокеров.

Посредническая деятельность, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховщиков, на территории РФ не допускается, если иное не предусмотрено законом или международным договором (п. 4 ст. 8 Закона об организации страхового дела). Этот запрет касается как страховых агентов, так и страховых брокеров.

Единственное изъятие из этого запрета установлено в отношении договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы РФ. Посредническая деятельность по заключению таких договоров разрешена с даты начала деятельности организации, занимающейся таким посредничеством3 (абз.2 п.4 ст.8 Закона «Об организации страхового дела»). Разумеется, при этом должны быть выполнены необходимые процедуры, предшествующие началу данной деятельности.

Объединения (союзы, ассоциации) страховщиков представляют собой некоммерческие организации, создаваемые страховщиками для координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов (п.1 ст.14 Закона «Об организации страхового дела»). Объединения страховщиков не могут заниматься страховой деятельностью. Что же касается других видов предпринимательской деятельности, то она им разрешена в той мере, в какой ею могут заниматься некоммерческие организации.

^

2. Фонд социального страхования РФ


Фонд социального страхования Российской Федерации как самостоятельное кредитно-финансовое учреждение был образован 1 января 1991 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) от 25 декабря 1990 г. № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР».

Управление Фондом социального страхования было возложено на Совет Федерации независимых профсоюзов РСФСР. Деятельность ФСС регламентировалась Временным Положением о фонде социального страхования РСФСР и Временной инструкцией о порядке начисления, уплаты и расходования средств ФСС, утвержденными постановлением Президиума Совета ФНПР от 29 мая 1991 г.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» средства Фонда социального страхования были включены в состав объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.

Указом Президента РФ от 28 сентября 1993 г. № 1503 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» управление государственным социальным страхованием из ведения Федерации независимых профсоюзов России было передано Правительству Российской Федерации. Пунктом 4 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 26 октября 1993 г. № 1094 установлено, что платежи по государственному социальному страхованию производятся предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности на единый текущий счет Фонда социального страхования Российской Федерации.

В настоящее время правовой статус Фонда социального страхования РФ определяется Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.

Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

^ Основными задачами Фонда являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий и других социальных выплат;

  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования и др.

Средства Фонда образуются за счет:

  • сумм единого социального налога;

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • взыскания просроченной задолженности страхователей по страховым взносам;

  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

  • средств федерального бюджета, предназначенных на выплату пособий и санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».



^ Средства Фонда направляются на:


  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

  • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

  • оплату проезда к месту лечения и обратно;

  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.

  • на другие цели.

Тарифы страховых взносов в Фонд социального страхования дифференцируются прежде всего в зависимости от основания его уплаты — в составе единого социального налога или страхового взноса по страхованию от несчастных случаев на производстве. После принятия налогового кодекса РФ порядок и механизм поступления денежных средств в ФСС РФ изменился — с 1 января 2001 года взносы в Фонд уплачиваются в составе единого социального налога (взноса), порядок исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового кодекса РФ. Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ установлены страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в его региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах — аппараты органов Фонда.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Литература





  1. Гражданский Кодекс РФ. Глава 48 «Страхование». Статьи 927 – 970.

  2. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 (в ред. Федерального закона от 29.11.2007 № 287-ФЗ).

  3. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. «Гражданское право». Учебник. Том II. 4-е издание. – М.: Изд-во «Проспект», 2007 г., стр. 578 – 579.

  4. Архангельский В.Д., Кузнецова Н.П. «Страховой рынок России». – СПб., 2001г.

  5. Дегтярев Г.П. «Страхование в переходный период: основные принципы» // Общество и экономика. 2002 г. - №2 - стр. 83.

  6. «Страховое дело». Учебник / Под ред. Л. И. Рейтмана. - М.: Рост, 2002 г.

  7. Сухов В.А. «Страховой рынок России». – М.: Анкил, 2002 г.

  8. «Финансы» / Под ред. В. М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2003 г.

  9. Шахов В.В. «Введение в страхование: экономический аспект». - М.: Финансы и статистика, 2004 г.

  10. Шахов В.В. «Некоторые итоги и перспективы развития страхового рынка России» // Финансы. - 2001г. - №3 - стр. 41-43.

  11. Шахов В.В. «Страхование как самостоятельная экономическая категория // Финансы». - 2003 г. - №2 стр. 38-41.

  12. Шахов В. В. Страхование: Учебник для ВУЗов. – М.: Страховой полис, Юнити, 2003 г.

  13. Шахов В.В. «Страхование как самостоятельная экономическая категория» // Финансы – 2001 г. - № 2 - стр. 38-41.

  14. «Финансы» / Под ред. В. М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2000 г.




1 Дееспособность страхователя определяется общими правилами, предусмотренными гражданским законодательством. Договор страхования не является мелкой бытовой сделкой и потому недоступен малолетним (до 14 лет). Что касается несовершеннолетних от 14 до 18 лет, то они могут заключать договоры страхования с согласия законных представителей, а если они вносят страховую премию за счет собственного заработка, стипендии или иных доходов, — самостоятельно. Иная точка зрения, согласно которой страхователь должен быть полностью дееспособным, высказана в работе: Коммерческое право: Учебник / Под ред. В. Ф. Попондопуло и В. Ф. Яковлевой. СПб., 1997. С. 377—378. Однако если несовершеннолетний считается достаточно зрелым для того, чтобы заниматься трудовой деятельностью, то он вполне способен исполнять обязанности по договору страхования.

1 В Законе об организации страхового дела (ст. 5) застрахованное лицо — участник любого договора страхования. Это лицо, в пользу которого заключен договор страхования, т. е., пользуясь терминологией ГК, выгодоприобретатель.

2 Свободная замена застрахованного лица может серьезно ущемить интересы страховщика, ведь степень риска стать потерпевшим у каждого своя.

1 Например, при помощи наблюдательных советов (комитетов), состоящих из полномочных представителей страхователей и страховщиков (см. п. 3 ст. 3 Закона об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих).

2 Для проведения видов страхования иных, чем страхование жизни, величина уставного капитала не может быть менее 25 000 МРОТ, для страхования жизни — 35 000 МРОТ, для перестрахования — 50 000 МРОТ. Минимальный уставный капитал страховой компании, являющейся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору либо имеющей долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, должен составлять не менее 250 000 МРОТ, а при проведении исключительно перестрахования — не менее 300 000 МРОТ.

1 БНА. 1994. № 11.

2 Никакого разъяснения о том, что понимать под «расположенными на территории РФ имущественными интересами», закон не дает. Очевидно, под ними следует понимать те случаи, когда на территории РФ находится имущество, может наступить ответственность или ведется предпринимательская деятельность. Что же касается имущества, принадлежащего российским собственникам за рубежом, или ведущейся россиянами за рубежом деятельности, то интерес в их страховании также может считаться «расположенным на территории РФ», поскольку эта формулировка слишком расплывчата. Однако столь широкая ее трактовка лишь повредит резидентам РФ.

3 Введенное ограничение не коснулось личного страхования, хотя именно оно наиболее часто осуществляется иностранными страховщиками на территории РФ. Об этом свидетельствует то, что расположенные на территории РФ интересы могут иметь и юридические лица, что в личном страховании невозможно.

1 Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время отменено ограничение доли участия иностранного инвестора в уставном капитале страховщика, которое ранее не могло превышать 49%. Подробнее см.: Положение о выдаче разрешений страховым организациям с иностранными инвестициями, утв. приказом Министерства Финансов РФ от 16 мая 2000 г. № 50н // Российская газета. 2000. 3 авг.

1 Порядок создания страховых пулов определяется Положением о страховом пуле, утв. приказом Росстрахнадзора РФ от 18 мая 1995 г. № 02-02/13 // Финансовая газета. 1995. № 28.

2 Поскольку агент действует, как правило, на основании договора поручения, точнее было бы называть его страховым поверенным.

1 Страховщик, занимающийся обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, должен иметь своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление самих выплат, в каждом субъекте РФ (п. 1 ст. 21 Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств). Причем в качестве представителя может выступать либо структурное подразделение самого страховщика, либо другой страховщик, действующий в рамках предоставленных ему полномочий. Гражданско-правовое представительство возникает лишь в последнем случае, причем основанием его, по-видимому, выступает договор поручения либо агентский договор.

2 Если брокер помимо посреднических оказывает и иные услуги — консультационные, информационные и т. п., то его деятельность регламентируется также нормами о договорах по оказанию возмездных услуг (глава 39 ГК).

3 Такая организация названа страховой, хотя ранее этот термин использовался главным образом по отношению к страховщикам. Между тем сохранилось правило о том, что страховые агенты и брокеры не должны быть страховщиками (см. пп. 1—3 ст. 8 Закона об организации страхового дела). Скорее всего, Закон проводит различие между страховщиками и страховыми организациями, относя к числу последних также страховых агентов и брокеров.




Скачать файл (40.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации