Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Античная Греция, ее исторические корни - файл 1.doc


Античная Греция, ее исторические корни
скачать (85.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc86kb.27.11.2011 20:30скачать

1.doc





Содержание:


  1. Античная Греция, ее исторические корни. Влияние крито-микенской культуры на формирование мировоззрения древних греков……….......3

  2. Культура и политика Афин в V веке до н.э………………………….......7

  3. Назовите факторы, совокупность которых вызвала и обусловила зарождение греческой цивилизации…………………………………….10

  4. Выдающиеся достижения русского зодчества XV-XVI веков………..12

  5. Как вы понимаете крылатое выражение из древнегреческой мифологии «Нить Ариадны»? …………………………………………..14

Список литературы……………………………………………………………...15

  1. Античная Греция, ее исторические корни. Влияние крито-микенской культуры на формирование мировоззрения древних греков.


Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.

В античной культуре тело человека впервые стало рассматриваться как зеркало, отражающее единcтво и совершенство мира.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
- эгейский или крито-микенский (III - II тыс. до н.э.),

- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),

- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),

- классический (V - IV вв. до н.э.),

- эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).
Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.

В районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская - в собственно Греции. Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейцами.
Крито-микенский период:
Крито-микенская культура - культура Древней Греции и эпохи бронзы 2800-1100 годов до н.э., отличающаяся:

- светским характером;

- вниманием к человеку и природе;

- реальным изображением окружающей действительности;

Крито-микенская культура представлена археологическими находками во дворцах в Кноссе, Гурнии, Фесте, Малии и др.

Для этой эпохи характерна “дворцовая” культура. Отличительной чертой выступает наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержавших обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого рода дворец – средоточие экономической, военной и религиозной жизни, центр социальной системы. Документировалась вся хозяйственная жизнь государства: потребление и распределение сырья (прежде всего металла) в государственных и частных ремесленных мастерских, облагаемых государством трудовыми повинностями и податями, так же как и всё население посёлков, подвластных дворцу. Во главе бюрократического аппарата находился царь-жрец (ванака), что, в совокупности со свидетельствами о наличии мощного жреческого сословия, позволяет говорить о теократической природе знати. Теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит жрецам, духовенству.

Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III в. до н. э. завоеванию греков-ахейцев.

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.

Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды. В этом смысле старое изречение, что "Гомер создал богов Греции", отражает какую-то историческую реальность.

Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука.

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои.

Античность явила миру различные формы организации человеческого сообщества – политические и социальные. Демократия родилась в Древней Греции, открыв огромные гуманистические возможности свободногj волеизъявления полноправных граждан, соединения свободы и организованного политического действия.

Античность завещала последующим эпохам максиму "человек – мера всех вещей" и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном – в самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия – образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев – примерами красоты гражданского служения и государственного созидания.


  1. Культура и политика Афин в V веке до н.э.


Афины (греч. Αθήνα) — столица Греции, нома Аттика и монархии (префектуры) Афин. Располагается в Центральной Греции и является экономическим, культурным и административным центром страны. Названы в честь богини Афины, которая была их покровителем.

Назначение культуры у древних греков — содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) — человека, политическому и нравственно-духовному — гражданина. В таких специализированных сферах культуры, как политическая и правовая культура, они видели разумное противодействие любого рода социальным конфликтам и потрясениям, угрожающим социальной и государственной целостности. Заслуживает внимания тот факт, что широкими политическими и иными правами при относительном равенстве располагали свободные граждане, весьма политически организованные и сплоченные. Именно это и обеспечивало необходимую прочность полиса, его способность противостоять численно превосходящим рабам. Так, в пору расцвета население Афин насчитывало 20 тыс. полноправных граждан, 10 тыс. свободных, но без политических прав, и 370 тыс. рабов. Афинское государство вело по отношению к рабам весьма деятельную политику. Его органы не только осуществляли постоянный надзор и охрану рабовладельцев от каких бы то ни было посягательств со стороны рабов, но и сами широко применяли рабский труд, пользовались их услугами, практиковали не только меры наказания и принуждения, но и меры поощрения. Насколько государственный контроль и политика в отношении рабов были эффективны в интересах и государства и рабовладельца, можно судить по тому факту, что история Афин не знает восстаний рабов либо их активного участия в уличных беспорядках и столкновениях враждующих партий.

Картина афинской демократии будет неполной, если из нее исключить закон, способы и методы поддержания правопорядка. Это была демократия, которая ставила закон выше власти и не допускала действий в политике, управлении, в судебной практике вне законов, помимо законов, без соблюдения строго установленных обычаем и законом процедур. Все это обеспечивало внутреннюю защищенность гражданской общины и государства, стабильность правопорядка.

Структура органов государственной власти и управления, условия и порядок несения государственных и общественных обязанностей, включая службу в армии, права граждан, порядок их защиты, а также порядок отправления правосудия, как правило, были законодательно оформлены. Обсуждение законов методом состязательного процесса, с обсуждением всех соображений «за» и «против» при принятии новых законов способствовало тому, что законодательство в возможно допустимых пределах отвечало интересам большинства граждан.

Система наказаний в Афинах была весьма разнообразной. При наиболее серьезных преступлениях (убийство, государственная измена, безбожие) назначалась смертная казнь, причем осужденному предлагалось самому привести приговор в исполнение путем принятия яда. Во многих случаях осужденных продавали в рабство: так поступали с профессиональными разбойниками и грабителями. При кражах наказание зависело от того, был ли вор застигнут на месте кражи. Вора, застигнутого на месте преступления, можно было схватить и подвергнуть заточению, а ночного вора — даже убить. Но известны были и случаи, когда виновный обязывался уплатить штраф в размере, вдвое превышающем стоимость украденного имущества. Наказания для рабов и свободных людей были неодинаковы.

Правосознание грека-гражданина было в значительной степени гуманным к равному себе. Немалая заслуга в развитии правосознания принадлежала философам, платным и бесплатным учителям софистам, чье искусство в условиях гласности было неотъемлемой частью просвещенной общественной жизни. Театр, поэзия, изобразительное искусство были в Афинах не мнимым, а подлинным достоянием народа, облагораживающим его нравы. Гуманности правосознания служило также и религиозное сознание, ориентированное на пантеон богов Олимпа.

Первоначальные религиозные представления развивали поэты и писатели, которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а часто также и политическое значение. Мифы постоянно сопутствовали развитию греческой литературы, доставляя ей на протяжении многих веков ее существования важнейшие мотивы. Представление богов и героев, иллюстрация мифологических мотивов всегда являлись важнейшими темами живописи и скульптуры.

В Афинах, которые в V в. до н. э. в результате победы демократии становятся общегреческим политическим и культурным центром, в честь покровительницы города богини Афины на Акрополе был воздвигнут мраморный храм Парфенон. Его украсила двенадцатиметровая статуя Афины-Парфенос (Афины-Девы); одежда и вооружение ее были сделаны из золота, а лицо и руки — из слоновой кости. Творение Фидия до наших дней не дошло, поэтому особую ценность представляет изображение головы фи-диевой Афины, вычеканенное безвестным греческим ювелиром IV в. до н. э. на золотых подвесках из кургана Куль-оба. Некоторое представление о стиле Фидия дает римская копия мраморной статуи V в. до н. э.; богиня-воительница представлена в спокойно-величавой позе, опирающейся на копье; голову Афины венчает шлем; ниспадающая продольными рядами складок одежда подчеркивает монументальность фронтально поставленной фигуры. Этот образ олицетворял непоколебимую мощь Афинского государства. Надгробные стелы — плита Фило-страты и плита Феодота (греческие оригиналы) - знакомят с классическим рельефом времени Фидия.

Империалистическая политика Афин, крупного города в V веке до н.э., была прежде всего связана с хлебом. Чтобы кормить свое население, Афинянам необходимо было господствовать на морских путях и особенно в проливах, являющихся ключом к Черному морю.
3. Назовите факторы, совокупность которых вызвала и обусловила зарождение греческой цивилизации
Создание греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII - V вв. до н. э. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена.

Цивилизация представляет совокупность изобретений и открытий, имеющих целью защитить человеческую жизнь, сделать ее менее зависимой от сил природы, укрепить ее в мире физическим путем познания его законов — губительных для человека невежественного на низших ступенях развития, но по мере их изучения становящихся орудием его наступления на этот мир. Однако помимо защиты жизни, цивилизация призвана еще ее украсить, увеличить всеобщее благосостояние, умножить радость жизни в обществе, где более справедливые отношения медленно устанавливаются между людьми. Она должна привести к расцвету этой жизни в искусствах, которыми все люди наслаждаются сообща, должна развить гуманистическое служение человека в том реальном и одновременно воображаемом мире, каким является мир культуры, переделанный и по-иному осмысленный науками и искусствами и ставший в свою очередь неиссякаемым источником дальнейшего нового творчества.

Греки выращивают злаки, разводят оливковое дерево, смоковницу и возделывают виноградники. Они очень скоро научились обменивать свое масло и вино на ткани, которые изготовляли их соседи в Азии. Пускаются в плавание, чтобы обменивать туземцам свой товар на ячмень и пшеницу. Специализированное сельское хозяйство, постепенно развиваясь, вытесняло первобытную охоту; коммерческие связи развивались, достигнув значительных размеров - все это увеличило благосостояние греческого народа и привело к общению с народами более древней культуры.

Греки сделались мореплавателями в силу необходимости. Греция - бедная страна. Почва в ней скудная, неблагородная. Склоны каменистые. Климат засушливый. После райской и мимолетной весны, когда чудесно и бурно распускаются леса или луга устанавливается неизменная солнечная погода. Наступившее лето все сжигает. Месяцами в небе нет ни облачка. В Афинах с середины мая до конца сентября часто не выпадает и капли дождя. Зимой свирепствуют грозы. Идут страшные ливни, проносятся смерчи. Забросив собственные пашни, греки отправляются за зерном в благодатные края - в Сицилию или в те страны, которые ныне называют Украиной и Румынией.

Греческий народ овладевает искусством поэтически выражать свои мысли и создавать образы. Все первобытные народы издавна работают под звуки песен или ритмических фраз, так как это облегчает труд.

Одновременно с великим подъемом, побудившим греков в VII и VI веках до н.э. ринуться на завоевание всех жизненных благ, возникло стремление разобраться в простейших законах природы. Греки хотят постичь окружающий мир, узнать, из чего он сделан и как он сделан. И разгадав его законы, научиться управлять ими. Они изобретают математику, астрономию, закладывают основы физики и медицины.

Постоянные войны между полисами - неизлечимая язва греческого народа, со временем она станет для него смертельной. Греки никогда не смогли перешагнуть рамки города-государства, разве только в мечтах. Они начинают борьбу, прокладывают путь к народовластию. Народ идет завоевывать демократию и победа будет за ним.

Таковы изложенные вкратце основные факторы, совокупность которых вызвала и обусловила зарождение греческой цивилизации. Следует отметить, что не одни природные условия (климат, почва, море), не только историческая обстановка (наследие предшествовавших цивилизаций) и не только социальные причины (борьба классов, именуемая «двигателем истории»), но именно совокупность всех этих элементов, вместе взятых, создала благоприятную обстановку для зарождения греческой цивилизации.

4. Выдающиеся достижения русского зодчества XV-XVI веков

Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о появлении раннеклассовых монархий.


XV-XVI вв. – новый этап развития каменного зодчества.
1. Соборы Московского Кремля:
а) новые стены и башни Кремля

б) Успенский собор (1475-79 гг.) в Москве

в) Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре (1559 – 1585 гг.)

г) Благовещенский собор (1484 –1486 гг.)

д) Архангельский собор (1505 – 1509 гг.)

е) Колокольня Ивана Великого.
2. Шатровый стиль:
а) церковь Вознесения в селе Коломенском (1530 – 1532 гг.);

б) собор Покрова, “что на рву” (1554 – 1561 гг.) в память о взятии Казани.
3. II половина XVI в.
а) церковь в резиденции Бориса Годунова – селе Вяземы (1598 – 1599 гг.).
Посадские и вотчинные храмы. Крепости. Развивалось и другое направление в зодчестве, оно было связано со строительством небольших посадских и вотчинных храмов. К началу XVI века русские зодчие изобрели новую систему кирпичных перекрытий - кресчатый свод, опирающийся не на внутренние столбы, а на наружные стены. Это позволило строить небольшие бесстолпные храмы, например, церковь Благовещения на Ваганькове (1574), Николы в Мясниках (сер. XVI в.) и др. В архитектуре этих храмов более отчетливо выделялись светские элементы.

Интересным явлением в истории древнерусского зодчества XVI в. стал шатровый тип храма, в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций, основанных на деревянном зодчестве. Это было отступление от византийских традиций крестово-купольного храма. Одним из первых и самых великолепных памятников этого стиля стала устремленная ввысь (высота около 60 м) Церковь Вознесения (1530-1532) в селе Коломенском под Москвой, что было для Руси новым типом строения и по форме, и по высоте. Храм этот был построен Василием 111 в честь рождения наследника престола, будущего царя Ивана Грозного. По типу шатрового храма был построен и собор Спаса-Андроникова монастыря, динамично устремленный вверх. Появление этого стиля стало наивысшим достижением русской архитектуры XVI в.

Выдающимся памятником русского зодчества стал Покровский собор (собор Покрова «на рву»), получивший название собора Василия Блаженного - по имени знаменитого московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. Собор был построен в 1555-1561 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия русскими войсками Казани. Собор представляет собой группу из девяти столпообразных храмов, размещенных на общем постаменте - высоком подтаете, и объединенных внутренними переходами и наружной галереей - гульбищем. Центральный храм увенчан большим шатром, вокруг которого расположились купола восьми приделов. Все они имеют форму восьмерика, идущего от традиций русского деревянного зодчества.

Памятники русского оборонного зодчества начала XVI века, почти не имеющие декоративных деталей и архитектурной профилировки, с трудом поддаются стилистическому анализу. Мастерам-зодчим необходимо было хорошо представлять экономические и технические возможности разрешения этих задач строителями, уровень военно-инженерного дела, местные традиции, строительные материалы, пути освоения опыта соседних или, может быть, и более отдаленных, но более развитых стран, — все, что могло влиять на творчество зодчих, строивших русские крепости и кремли в конце XV — начале XVI века.

5. Как вы понимаете крылатое выражение из древнегреческой мифологии «Нить Ариадны»?
«Нить Ариадны» - выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос. Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт. Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных (Овидий, Метаморфозы, 8, 172; Героиды, 10, 103).

Список литературы:


  1. Андре Боннар. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1994.
  2. ^

    Белогрудов О.А. /Культурология: конспект для студентов и преподавателей технических и гуманитарных вузов России. - М:ГИС, 1997


  3. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. – М., 1992.

  4. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990.

  5. Учебное пособие по культурологии, издательство Российской экономической академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994.

  6. Малюга Ю. Я. Культурология: учебное пособие. – М.: Инфра – М, 1998. – С. 112 – 117.

  7. Немировский А. И. и др. Античность: история и культура. –М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1999. – С.298 – 299.

  8. История и культурология: учебное пособие для ВУЗов/Под ред. Н. В. Шишовой. – М.: Логос, 1999. – С. 96 – 100.

  9. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: литературные цитаты; образные выражения. – 4-е изд., доп. – М.: Худож. Лит., 1998. – 528 с.



Скачать файл (85.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации