Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Особенности Византийской эстетики. Совесть как показатель морального самопознания - файл 1.doc


Контрольная работа - Особенности Византийской эстетики. Совесть как показатель морального самопознания
скачать (96 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc96kb.29.11.2011 19:42скачать

содержание

1.doc





План
Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Особенности Византийской эстетики………………………………………...4

  2. Совесть как показатель морального самопознания………………………….8

  3. Индивидуальное задание по этике…………………………………………..12

  4. Индивидуальное задание по эстетике……………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………...17

Введение
Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) - философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в 18 в. у А. Баумгартена, введшего самый термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании» — низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта эстетика — наука о «правилах чувственности вообще». Наряду с этим в немецкой классической эстетике 18 — нач. 19 в. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. В. Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: «Этика» Б. Спинозы — учение о субстанции и ее модусах. Этика — наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи т. н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. В 20 в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской «формальной» этике долга разрабатывали «материальную» (содержательную) этику ценностей. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.

  1. ^ Особенности Византийской эстетики.


Византийская эстетика (IV - середина XV вв.) – наиболее динамичное направление средневековой эстетики. Первые византийские эстетические концепции сформировались в IV – VI вв. Они представляли собой сплав эллинистического неоплатонизма и ранней средневековой патристики (Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит).

Идеалом ранневизантийской эстетики становится христианский Бог как источник «абсолютной красоты» и «собственно прекрасного».

Огромное значение в эстетической организации жизненной среды начинает играть искусство Византийцы сумели создать свою художественную систему, которая включала элементы художественной культуры Древней Греции, Сирии, Древнего Египта. Появился Своеобразный византийский стиль, тесно связанный с новым христианским вероучением. В искусстве господствуют строгие правила и каноны, а красота материального мира рассматривается как отблеск неземной божественной красоты.

Наиболее известными западноевропейскими средневековыми эстетиками (IV – XIII вв.) были Августин Аврелий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Боэций, Фома Аквинский. Они разработали основные эстетические принципы, ставшие не только основой их эстетических трактатов, но и воплотившиеся в различные виды и жанры средневекового официального искусства.

Византийская империя была христианским государством, культура которого оказала большое влияние на формирование культуры восточных славян. Эстетика Византии носит религиозный характер, т.е. в первую очередь рассматривается красота божественного, а искусство мыслится как способ постижения божественного. Абсолютная красота божественного мира является образцом, причиной и целью земной красоты. В трактатах Псевдо-Дионисия Ареопагита, например, рассматривается три уровня красоты:

  • абсолютная божественная красота;

  • красота небесных существ;

  • красота предметов материального мира.

Главной модификацией прекрасного в византийской эстетике почитался свет: божественный свет, лучи которого пронизывают все бытие, делают мир прекрасным. Основой этого учения стало евангельское предание о Фаворском свете, физическом и духовном, озарившем лицо Иисуса в момент преображения на горе Фавор. «Свет умный» нужен и человеку для узрения мысленных вещей и слияния со светом божества.

Другая модификация прекрасного – цвет. Византийская эстетика выработала живописный канон, предполагавший символическое значение цвета: пурпурный цвет символизирует божественное; голубой и синий – трансцендентное, небесное; белый – святость; красный – жизнь, огонь, спасение и кровь Христову; золотой – свет.

Особенностью византийской эстетики является ее символический характер. Поскольку Бога нельзя постичь человеческим разумом, можно приблизиться к нему через образ, символ. У того же Дионисия Ареопагита весь земной мир – это система символов, через которую просвечивает божество. Символ не изображает духовную реальность, а указывает на нее, позволяет созерцать сверхчувственные объекты. В борьбе иконоборцев и иконопочитателей победили последние, с тех пор сложилась теория иконы как образа-символа, ведущего к первообразу, Богу. Был составлен иконописный канон, предполагавший, что богомаз (художник) должен писать не внешнее, а сокровенное; не личное видение, а всеобщее духовное содержание.

Христианский богослов Иоанн Дамаскин выделил три главных аспекта иконопочитания:

  • дидактический (икона – это книга для неграмотных);

  • психологический (икона вдохновляет религиозные чувства);

  • догматический (икона выступает документальным свидетельством о трансцендентной реальности, источником благодати).

Религиозная эстетика Византии имела много общего с проникнутой христианством эстетикой европейского средневековья.

Основными источниками эстетики Византии являются представленные на Константинопольском церковном соборе в 532 г. четыре произведения (с десятью письмами): «О божественных именах», «О таинственном богословии» («О мистической теологии»), «О небесной иерархии», «О церковной иерархии». Подписаны они были Дионисием Ареопагитом — мистическим сподвижником апостола Павла и первым христианским епископом Афин, жившим в I в.

В последующем эти произведения были канонизированы (главным образом из-за автора), несмотря на расхождение с официальной ортодоксальной христианской мыслью. Только в эпоху Возрождения стало ясно, что мысли этих произведений близки неоплатонизму, который как учение не мог сформироваться в I в., которым датировались ранее данные произведения. В дальнейшем историко-филологическая и историко-философская науки установили, что идеи этих произведений близки Проклу, известному крупному неоплатонику V в. Поэтому автора этих произведений именуют Псевдо-Дионисий Ареопагит (а его произведения — «Ареопагитиками»).

Помимо «Ареопагитиков» источниками для изучения византийской культуры, и в частности эстетики, являются произведения отцов церкви. Их деятельность и творчество связаны с новым положением христианства.

К 324-330 гг. (времени основания императором Константином новой столицы Римской империи) христианство формируется как государственная религия Римской империи. Из религии гонимой оно превращается в религию государственную.

В связи с этим горячо обсуждаются теологические проблемы. В частности, особой остроты достигает христологическая проблема — проблема сочетания в Христе божественной и человеческой природы.

На Никейском соборе 325 г. арианская точка зрения (пресвитер Арий из Александрии, где особенно были недовольны крепнущим деспотизмом официальной церкви, которая освящала и деспотизм императорской власти) о том, что Бог — извечное существо и что Бог-Сын не может быть равен ему, т. е., что Христос не единосущ, а подобосущ Богу-Отцу, терпит крах, побеждает антиарианская (не без поддержки императора Константина) линия. Ариане были отлучены от церкви. Никейский собор установил давно формировавшийся догмат христианского вероучения относительно Бога: будучи единственным, Бог одновременно существует в трех лицах — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух святой (так называемое триединство).

Естественно, что после Никейского собора основной целью идеологов христианства стало стремление оправдывать и истолковывать уже установленные догматы. Наиболее выдающиеся из такого рода идеологов провозглашались святыми и были названы отцами христианской церкви.

На Востоке наиболее значительными были «три светоча каппадокийской церкви» (Каппадокия — область в Малой Азии): Григорий Назианзин (Григорий Богослов), он учился в Афинах вместе с будущим императором Юлианом, был некоторое время константинопольским епископом (прозван Богословом); Василий (Василий Великий), епископ Кесарийский, прозванный Великим; Григорий (Григорий Нисский), епископ Нисский. Широко известен Иоанн Златоуст (347-407), константинопольский архиепископ (398-404) — противник арианства, иудаизма, манихейства, противник богатства и роскоши.

Таким образом, средневековая византийская эстетика представляет оригинальный анализ основных эстетических понятий. Ряд из них достаточно традиционен (прекрасное, образ), другие, напротив, оригинальны (например, свет). Но как бы они ни различались, объединяет их глубокая связь с богословской традицией.
^ 2. Совесть как показатель морального самосознания.
Существуют, однако, более высокие права: совесть человека имеет свое право, и это тоже право, но еще более высоким является право моральности, нравственности.

Гегель
Известный отечественный филолог Д.Н. Ушаков в своем словаре так описывает понятие «совесть»: совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение. А в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: совесть — нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.

По В. Далю: совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Итак, мы выяснили, что совесть – это некая субстанция, способная взывать к нашим чувствам и эмоциям, воле и разуму, побуждая нас поступать в соответствии с тем, что мы считаем добрым и правильным.

Самосознание понимается как отношение к действительности, т.е. сводится к гносеологическому, познавательному отношению. Иначе говоря, обыденная "очевидность" сознания стала возможной из-за отождествления его с самосознанием. Самосознание - настолько очевидное для каждого из нас явление, что факт его существования не вызывает никаких сомнений.

Совесть представляет собой один из наиболее уди­вительных феноменов. Голос совести предупреждает о моральной недопустимости порой весьма соблазнительных поступков и сурово карает долгими и тяжкими мучениями за неправильно сделанный выбор.

Если этика — это наука о навигации в ценностно-ориентиро­ванном мире, то совесть — это встроенный в душу человека навига­ционный прибор, нечто вроде морального компаса. Навигация не учит изготовлению компаса, но объясняет, как им пользоваться для ориентировки в маршруте.

Если справедливость низводит этические решения до уровня рассудочной логики, формулируя четкие критерии, то совесть решает этические проблемы вне разумного обоснования: интуитивно, путем озарения, внутреннего видения ситуации в целом. Критерии спра­ведливости слишком рассудочны и потому недостаточно разумны, совесть же действует сверхразумно. В сущности, совесть — это орган моральной интуиции. Вся проблематика справедливости нацелена на то, чтобы найти и обосновать этически удовлетворительное решение, совесть же включается, чтобы удержать от дурного ре­шения, даже если разум находит достаточные аргументы для его обоснования.

Совесть способна наложить вето на решения, принимаемые разумом как вполне удовлетворительные. Да, конечно, разум может претендовать на обоснование справед­ливости, на право вырабатывать критерии справедливого социаль­ного устройства, даже на формулировку моральных норм, но не может взять на себя роль судьи над совестью. Здесь ему отводится важная, но не столь престижная роль советника, к которому вполне стоит прислушаться.

Во многих новоевропейских учениях совесть представляется как познавательно-моральная сила (разум, интуиция, чувство), как фундаментальная способность человека высказывать оценочные суждения, осознавать себя как морально ответственное существо, намеренно определенное в отношении добра.

У И. Канта совесть обозначает практический разум. Развитие этой линии в анализе феномена совесть естественно, вело в рамках новоевропейского философствования к формированию более широкого понятия морального сознания (во многих языках слово совесть» родственно и созвучно словам, обозначающим «сознание», «знание»), выделению его познавательных, императивных и оценочных функций.

Как форма морального самосознания и самоконтроля совесть выражает осознание человеком неисполненности долга, несовершенности добра; в этом отношении совесть сопряжена с чувствами ответственности и долга, а также в не меньшей степени — способностями быть ответственным и исполнять свой долг. Укоры совести указывают человеку на его отчужденность от идеала и обусловливают чувство вины. При высшем же своем состоянии совестность означает исчезновение долга в свободной доброй воле.

Совесть – это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение перед самим собой и внутренняя потребность поступать справедливо.

Главная функция совести – осуществление морального самоконтроля. Самоконтроль вообще есть такая деятельность человеческого сознания, посредством которой оно следит за собой и отмечает правильность или неправильность собственных операций.

Основные формы проявления самоконтроля:

1) чувство довольства собою иди досады на себя,

2) чувство гордости и стыда

3) "чистая совесть" или угрызения совести.

Совесть – наиболее совершенная форма самоконтроля.

А.С.Макаренко отметил, что истинная ценность личности обнаруживается в "поступках по секрету" - в том, как она ведет себя, когда ее "никто не видит, не слышит и никто не проверяет".

Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек — это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования. Совестливый никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Тихий, но настойчивый голос совести — мощнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог же поступать согласно произволу, безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы поступать оказывается именно совесть, которая есть не что иное, как предостережение и укор со стороны собственного «Я». Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет индивида корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, существующим в обществе.

Моральное сознание интригует заключениями, которые здравому уму кажутся то логическими кругами, то тавтологиями. Но это все знаки автономии морального духа, который не может вывести себя ни из чего и, не умея успокоиться, утверждает себя через себя самого.

Таким образом, можно сказать, что совесть всегда выступает как особого рода внимательность, как осторожное замедление над всяким моральным сюжетом и чуткое вслушивание в ход внутренних и внешних событий — все ли в порядке. Не нужно ли переосмыслить происходящее и предпринять душевные и практические усилия, чтобы восстановить нарушенную моральную гармонию.

Самоосуждение – это муки совести. Я считаю, чтобы «не грызла» совесть, надо жить по законам морали, по крайней мере – стараться.

^

3. Индивидуальное задание по этике:



Как изменялась мораль и нравственность в различные исторические эпохи?
Моральная регуляция человеческих отношений уходит своими корнями в глубокую древность. В человеческой истории не было народа, который не имел, хотя бы в самой зачаточной форме, нравственности.

Мораль как форма общественного сознания и этика как теория морали, позволяющая научно обосновать ту или иную моральную систему понимания добра и зла, совести, чести, справедливости, изменяются в процессе развития и отражают интересы общества.

Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах существуют различные нравы и обычаи, но общество относит к области нравственности лишь те нравы и обычаи, в которых выражаются его интересы, его требования к поступкам и людей.

В разные эпохи у разных народов было множество моральных установлений, начиная с Десяти библейских заповедей и кончая „Моральным кодексом строителей коммунизма“. Следует, однако, отметить, что понятия „мораль“ и „нравственность“ в основном связаны с соблюдением седьмой библейской заповеди – не прелюбодействуй. Вспомним, когда о ком-то писали в характеристике „морально устойчив“, это означало: „в порочащих связях замечен не был“.

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми.

В процессе развития морали вырабатывались определенные принципы и правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, их соблюдение было обязательно, а несоблюдение наказывалось. В первобытном обществе нравственность и закон были тождественными понятиями, а система наказания имела жесткий характер.

С делением общества на классы мораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами.

^ Мораль первобытного строя распространяется только на членов рода, племени, но не на других людей, "чужаков". Представление о моральной ценности каждого человека впервые возникает на вершинах культуры рабовладельческой цивилизации.

Таким образом, моральное регулирование поведения первобытного общества осуществлялось посредством обычаев, традиций, табу, производственных и праздничных ритуалов и т.п. Человек первобытного общества не был развит как личность. Нравственность первобытного человека носила относительно непротиворечивый характер.

Но представления о моральном долге человека с течением времени значительно меняются. В каждом обществе, на определенном этапе его развития существует определенная мораль. Так, в эпоху рабовладельческого общества высокую нравственную оценку получали послушные и верные рабы, а в эпоху крепостной России ценились покорные холопы, при этом душевное состояние угнетенных не бралось во внимание.

Что касается морали рабов, то она была лишена внутреннего единства. Рабы были разобщены, разноязычны, принадлежали к различным этническим группам. Рабы находились в состоянии антагонизма со своими хозяевами. Не случайно сложилась итальянская поговорка: "Сколько рабов, столько врагов".

^ Мораль эпохи феодализма. Феодальный строй характеризуется целой системой зависимостей, из которых! стержневой является крепостная зависимость от феодалов. Складывается феодальная мораль патернализм (от лат.слова pater. - отец). Нравственность состоит из ряда замкнутых кодексов, очерчивающих обязанности человека по отношению к "покровителю" или социальной группе, которая его защищает (рыцарские и монашеские ордены, цехи и гильдии, корпорации или религиозные секты).

^ Буржуазная мораль. В условиях капитализма складывается новая мораль. Частный интерес, успех в предпринимательской деятельности открыто провозглашаются высшей целью и мотивом деятельности людей.

Для эпохи тоталитарного общества характерна "двойная" мораль: одна показная, внешняя, трибунная, а другая внутренняя, действительная, повседневная. Люди в официальной обстановке говорят одно, а думают другое.

В современных условиях развития общества, когда перед человечеством во весь рост встали глобальные проблемы, угрожающие самому его существованию, особенно актуальными становятся обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей.

Современный мир становится исключительно взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому сейчас прежде всего следует выделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простым и понятными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.

4. Индивидуальное задание по эстетике
Какие эстетические проблемы отражены в следующих строках В. Федорова:

Мы спорили

О смысле красоты,

И он сказал с наивностью младенца:

- Я за искусство левое. А ты?

- За левое...

Но не левее сердца.
Василий Федоров — поэт устремленный, не боящийся высоты вдохновения, высоты страсти, находящийся постоянно в рабочем ритме.

Василий Федоров — борец за доброту и красоту...

Из лирических стихов большую полемику вызвал его сборник "Не левее сердца". Его лирика почти всегда была гражданской и остро-полемичной.

В строках Федорова красота высокого искусства была принесена в жертву ради будущих поколений соотечественников, ради возможности им творить прекрасное и оберегать его. И выходит, что прекрасное как в жизни, так и в искусстве вовсе не противостоят друг другу, они едины в своем служении Отечеству, людям.

К сожалению, истинное в литературе, в искусстве люди не сразу распознают в полной мере, а только — по итогам затрат энергии и разума на него, только тогда, когда срабатывает накопленный в них опыт...

В этих строках Федорова отражены такие эстетические проблемы как красота и искусство.

Красота — эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение.

Более узким значением слова «искусство» является творчество по законам красоты. Такое творчество проявляется в различных сферах эстетической деятельности: в отношении к природе, на производстве и в быту.

^ Я считаю, что искусство формирует эстетические потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты, по чувствам сердца. Высокие художественные достижения пробуждают в каждом из нас художника, то есть развивают наше эстетическое отношение к действительности, дают ценностную ориентацию эстетическому сознанию. Таким образом, эстетическая функция является основополагающей для искусства.

Художник стремится донести до людей свои переживания, при этом эстетический объект способен порождать множество «прочтений» своего смысла.

Искусство — это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закреплен­ная форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержа­тельно и несет в себе художественную концепцию мира и личности. Меж­ду собственно художественной и практической эстетической деятельно­стью существует граница.

^ Левое искусство – это искусство или социально ориентированное, или эстетически революционное, когда левизна эстетически противостоит обычно правому мейнстриму.

Левое искусство в XX веке не просто заявляло о своем интересе, а создавало интерес к нетрадиционным для Европы культурам (благодаря левому искусству узнали и русскую икону, и африканскую скульптуру, и негритянскую музыку) и абсолютно справедливо, не вписываясь в европейские традиции, заявляло о своей революционности, своей левизне к господствующей тогда эстетике, построенной на Ренессансе, гуманизме и античности.

Поэзия Федорова отличается идеологической твердостью, непримиримостью к врагам русской культуры.
Список литературы


  1. Беляева Е.В. Этика: Курс лекций. 2-е издание/Беляева Е.В.   Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 67 с.

  2. Беляева Е.В.  Эстетика: Курс лекций. /Беляева Е.В.   2-е издание – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 70 с.

  3. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002. — 511с.

  4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2000. — 472 с.

  5. Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике: — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 384 с.

  6. Кондрашов В.А., Чичина Е.Д. Этика. Эстетика – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1999 – 512с.

  7. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000.-434 с.

  8. Радугин А.А. Этика: учебное пособие для вузов – М.: Центр, 2003-224с.

  9. Филатова О.Г. Этика: конспект лекций – СПб: изд-во Михайлова В.А., 2000-61с.

  10. Шрейдер Ю. А.Лекции по этике: Учебное пособие — М.: МИРОС, 1994. — 136 с.

  11. Этика: учебное пособие/ Под ред. Т.В.Мишаткиной, Я.С.Яскевич – МН.: Новое знание, 2002 – 509с.



Скачать файл (96 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации