Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по экономическому планированию - файл Планирование ч1.doc


Лекции по экономическому планированию
скачать (140.8 kb.)

Доступные файлы (2):

Планирование ч1.doc352kb.24.04.2004 13:11скачать
Планирование ч2.doc323kb.16.01.2002 10:34скачать

содержание

Планирование ч1.doc

  1   2   3
Содержание
Предисловие
4
Программа курса
5
Тема 1. Сущность и основные функции макроэкономического планирования в условиях рыночной экономики.
9
Тема 2. Методология макропланирования и программный подход в системе макропланирования.
15
Тема 3. Теоретические и методологические основы прогнозирования социально–экономических систем.
23
Тема 4. Опыт прогнозирования и планирования развитых индустриальных стран

Тема 5. Прогнозирование и регулирование социального развития в
условиях рыночной экономики.
Тема 6. Прогнозирование темпов роста, пропорций, структуры и эффективности экономики.
Тема 7. Региональные прогнозы. Финансовая база региона как объект планового регулирования.
Тема 8. Содержание и организация плановой работы предприятия.



Программа курса


Тема 1. Сущность и основные функции макроэкономического планирования в условиях рыночной экономики.

Общая концепция планирования как особого рода деятельности. Планирование как процесс проектирования желаемого будущего. Сущность макроэкономического планирования, роль государства в рыночной экономике. Виды (типы) макроэкономического планирования. Взаимосвязь планового и рыночного механизмов. Функции макроэкономического планирования.

Литература:

  1. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ: Закон, 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ//Собрание законодательства РФ,-1995.-№30-ст.2871

  2. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: ИЭП, 1996. – 128 с., с. 106-109.

  3. Даллаго Б. Есть ли будущее у макроэкономического планирования в Восточной Европе?–Российский экономический журнал, №3, №4, - 1992г.

  4. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов/ Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов и др.; под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 318 с., с. 15-39.

  5. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование: Учеб. пособие/ Е.А. Черныш, Н.П. Молчанова, А.А. Новикова, Т.А. Салтанова. – М.: Издательство ПРИОР, 1999. – 176 с., с. 5-13.


Тема 2. Методология макропланирования и программный подход в системе макропланирования.

Понятие методологии планирования. Задачи, решаемые при планировании. Основные принципы планирования. Методы планирования. Содержание логики планирования.

Программный подход в системе макропланирования. Концепция программно – целевого подхода к системе макропланирования. Разработка государственных целевых программ в условиях смешанной экономики. Классификация программ, характеристика отдельных государственных программ: конъюнктурных, структурных и т.д. Источники финансирования целевых комплексных программ.

Литература:

  1. Курганская Н.И. Прогнозирование, планирование и анализ производственной деятельности предприятия: Учеб. пособие, Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 1996 г., 158с., с. 3-22.

  2. О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития РФ: Закон, 20 июня 1995, № 115 – ФЗ// Собрание законадательства РФ. – 1995. - № 30 – ст 2871.

  3. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов/ Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов и др.; под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 318 с., с. 195-218.

  4. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование: Учеб. пособие/ Е.А. Черныш, Н.П. Молчанова, А.А. Новикова, Т.А. Салтанова. – М.: Издательство ПРИОР, 1999. – 176 с., с. 55-57.


Тема 3. Теоретические и методологические основы прогнозирования социально–экономических систем.

Понятие прогноза, прогнозирования, методологии, принципа, методов и технологии прогнозирования. Классификация (типология) прогнозов. Классификация методов прогнозирования. Процесс прогнозного исследования. Схема формирования прогноза. Методологические проблемы оценки качества и эффективности прогнозных разработок.

Литература:

  1. Денискин В.В. Основы экономического прогнозирования в пищевой промышленности. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. – 192 с., с. 5-18.

  2. Курганская Н.И. Прогнозирование, планирование и анализ производственной деятельности предприятия: Учеб. пособие, Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 1996 г., 158с., с. 23-27.

  3. О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития РФ: Закон, 20 июня 1995, № 115 – ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 30 – ст. 2871.

  4. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов/ Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов и др.; под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 318 с., с. 52-81.

  5. Рабочая книга по прогнозированию/ Редкол.: И.В. Бестужев – Лада (отв. ред.) – М.: Мысль, 1982. –430 с., с. 6-24, 72-111, 260-265.

  6. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование: Учеб. пособие/ Е.А. Черныш, Н.П. Молчанова, А.А. Новикова, Т.А. Салтанова. – М.: Издательство ПРИОР, 1999. – 176 с., с. 18-32.


Тема 4. Опыт прогнозирования и планирования развитых индустриальных стран

Особенности общегосударственного (макроэкономического) планирования в развитых индустриальных странах. Сущность прогнозирования и планирования в Японии и Франции. Особенности планирования новых индустриальных государств Азии, в том числе Южной Кореи.

Содержание внутрифирменного планирования в странах с развитой рыночной экономикой. Особенности внутрифирменного планирования США. Возможность использования зарубежного прогнозирования и планирования в России.

Литература:

  1. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование: Учеб. пособие/ Е.А. Черныш, Н.П. Молчанова, А.А. Новикова, Т.А. Салтанова. – М.: Издательство ПРИОР, 1999. – 176 с., с.13-17.

  2. Журналы: «Проблемы прогнозирования», «Проблемы теории и практики управления», «Финансист», «Деньги и кредит» за 1997-2000 гг.


Тема 5. Прогнозирование и регулирование социального развития в

условиях рыночной экономики

Социальная политика государства в переходный период развития экономики страны. Отрасли социальной сферы и прогнозирование их развития в условиях рынка

Система социальной защиты населения и основные направления ее развития. Планирование и прогнозирование уровня жизни населения. Прогнозирование занятости населения.

Литература:

  1. Методологические проблемы прогнозирования уровня жизни населения// Проблемы прогнозирования. 2000г. №1 с.22-38.

  2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов/ Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов и др.; под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 318 с., с. 171-194.

  3. Стратегическое планирование/ Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”, Издательство ЭКМОС, 1999.-440с., с. 76-133.

  4. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование: Учеб. пособие/ Е.А. Черныш, Н.П. Молчанова, А.А. Новикова, Т.А. Салтанова. – М.: Издательство ПРИОР, 1999. – 176 с., 147-156.


Тема 6. Прогнозирование темпов роста, пропорций, структуры и эффективности экономики.

Сущность и показатели, характеризующие темпы развития общественного производства. Классификация факторов экономического роста, показатели прогнозирования темпов экономического роста страны.

Прогнозирование объемов продукции (ВНП, ВОП). Методы разработки прогнозов производства ВНП. Прогнозирование темпов роста и объема национального дохода (НД).

Литература:

  1. Балацкий Е.В. Оценка объема потенциального ВВП// Проблемы прогнозирования. 2000г. №1 с. 39-49.

  2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов/ Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов и др.; под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 318 с., с. 163-170.

  3. Стратегическое планирование/ Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”, Издательство ЭКМОС, 1999.-440с., с. 190-224.

  4. Степанов Ю. Макроанализ и прогнозирование в условиях перехода на СНС.

  5. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова – М.: 1997


Тема 7. Региональные прогнозы. Финансовая база региона как объект планового регулирования.

Роль региональных прогнозов, разделы и показатели. Финансовая база региона, доходная и расходная ее части.

Баланс финансовых ресурсов территорий.

Литература:

  1. Анализ тенденций и перспектив развития региональной экономики/ Под ред. Шнипера А.М.–Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1994 г.-184с.

  2. Горелова В.Л., Мельникова Е.Н. Основы прогнозирования систем: Учебное пособие. - ВШ, 1986г. –150с.

  3. Региональная экономика: Учебное пособие для вузов Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.;/ Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995г.-304с., с 23-31.

  4. Якобсон А.Я. Территориальная организация региональной политики: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1994г. - 150 с.


Тема 8. Содержание и организация плановой работы предприятия.

Сущность и задачи планирования на предприятиях. Содержание и организация технико–экономического планирования.

Виды планов. Роль и задачи бизнес – планирования. И сходные данные и порядок разработки годового плана предприятия. Система показателей плана. Нормативная база планирования. Структура плановых служб, их функции.

Литература:

1. О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств): Постановление Правительства РФ, 23 мая 1994г.

  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно – методическое пособие.–М.: Финансы и статистика, 1998.–248с., с. 6-63.

3. Багриновский К.А., Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. Прогнозирование стратегии развития потенциала предприятия (модельный подход)

  1. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - М.: ИНФРА – М, 1999. – 392с., с.39-45,357-373.

  2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов/ Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов и др.; под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 318 с., с. 105-125.

  3. Стратегическое планирование/ Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”, Издательство ЭКМОС, 1999.-440с., с. 272-282.




Тема 1. Сущность и основные функции макроэкономического планирования в условиях рыночной экономики.
Современное рыночное хозяйство ориентированно на удовлетворение многообразных потребностей человека. Во многих промышленных странах оно обеспечивает защищенность граждан посредством государственного вмешательства в социально-экономические процессы (перераспределение доходов, налоговая политика и т.д.)

Потребность в макроэкономическом планировании в рыночном хозяйстве обуславливается объективными обстоятельствами:

  • неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.;

  • рост масштабов воздействия человеческой деятельности на среду обитания, наличие отрицательных «внешних» эффектов экономической деятельности;

  • появление более сложных и важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов, целых секторов экономики в результате расширения и интеграционных процессов;

  • обострение глобальных проблем;

  • возникновение чрезвычайных ситуаций.

Существует множество форм планирования, например,

  • в зависимости от уровня: межстрановый уровень планирования, общегосударственный уровень, региональный (субъектов Федерации), уровень хозяйствующих субъектов и их ассоциаций;

  • в зависимости от круга решаемых проблем: стратегическое, тактическое планирование.

Являясь составной частью управления, планирование чрезвычайно разнообразно по своим объектам, методам и многим другим признакам. Между тем можно выделить ряд общих моментов. Назовем некоторые из них:

1. Планирование – это прежде всего принятие решений о поведении в будущем.

2. Как правило, планирование имеет дело со сложной системой решений. Поэтому, с одной стороны, приходится делить общие задачи на частные, а с другой стороны, последние необходимо решать в комплексе.

3. Сложность планирования обуславливает его многостадийность, которую можно описать схемой «анализ – прогнозирование - выработка стратегии – операционные планы – контроль за реализацией».

4. Поскольку планируемые системы развиваются, планирование само должно быть непрерывным.

5. В связи с существенными неопределенностью и незнанием относительно будущего планирование должно быть гибким, адаптивным.

6. Несмотря на значительные достижения теории планирование в значительной степени остается искусством и зависит от мудрости, интуиции и изобретательности принимающих решения.

В современных условиях экономическое планирование все больше приобретает характер внутренне согласованного планового регулирования. В связи с этим следует отличать понятия «планирование» и «плановое регулирование».

В узком смысле слова планирование – это проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения.

Опыт мировой теории и практики планирования позволяет выделить основные элементы планирования:

-определение целей и задач;

-выбор программ, способов действий, служащих достижению целей и выполнению задач;

-определение видов и количества требуемых ресурсов и способов их приобретения и распределения;

-построение процедур принятия решений и способов их реализации для выполнения плана;

-разработка методики обнаружения ошибок плана и их предотвращения на непрерывной основе.

Таким образом, планирование выступает как средство оптимальной концентрации ресурсов и общественных отношений для научно – обоснованного развития экономики.

Что же касается понятия «плановое регулирование», то это оптимальное изменение процессов и пропорций путем использования косвенных экономических рычагов в процессе формирования и выполнения планов в условиях товарно-денежных отношений и изменяющихся структур производственных отношений. Плановое регулирование сочетает и административные меры, и приоритетность разработки и реализации программ для решения важнейших проблем в области экономики и социальных вопросов.

Государственное воздействие на экономику определяется следующими методами:

  1. Косвенные методы финансового и денежно-кредитного регулирования, которые включают:

  • Налоговую политику (установление налоговых ставок и представление налоговых льгот);

  • Амортизационная политика (установление норм амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация, как важнейшее средство стимулирования накопления, структурных изменений в экономике);

  • Кредитная политика (регулирование учетной ставки, осуществляемое Центральным банком; установление и изменение минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке и т.д.);

  • Таможенная политика (установление экспортно-импортных таможенных пошлин, расширяющих или ограничивающих экспортно-импортные операции).

  1. Прямое государственное финансовое регулирование: распределение бюджетных инвестиций, субсидий, дотаций.

  2. Методы регулирования материальных потоков и производственной деятельности, заказы на поставку продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование и лицензирование, в том числе и лицензирование видов деятельности.

  3. Государственное предпринимательство, которое обеспечивает управление хозяйственной, экономической и социальной деятельностью различных форм государственных предприятий, а также участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долей акций, принадлежащих государству.

  4. Программно-целевой метод планирования и управления включает разработку и реализацию государственных программ развития приоритетных сфер экономики и решения первоочередных социально-экономических проблем, причем для реализации программ должны использоваться все перечисленные методы.

Для эффективной реализации экономической политики важно обеспечить комплексность и взаимоувязанность всех мер государственного воздействия на экономику. Они должны формироваться и обобщаться в едином пакете документов, отражающих социально-экономическую государства. После отказа от директивного планирования таким основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в России и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды.

Виды (типы) макроэкономического планирования

Макроэкономическое планирование весьма специфично уже в силу природы и исключительной сложности своего объекта. Оно существенно зависит от характера обслуживаемой им хозяйственной системы и, прежде всего, от соотношения с другим механизмом народнохозяйственной координации – рынком. По этому критерию выделяют 4 типа макропланирования: директивное, индирективное, регулятивное и индикативное (расположены в порядке сокращения роли планирующего органа в экономике).

^ 1. Директивное (административно-командное) планирование

В данном случае собственником средств производства является государство, а план воплощает государственную стратегию и приоритеты в распределении ресурсов и доходов, определении темпов экономического роста (в плане также отражаются административные указания, служащие средствами его реализации).

Директивное планирование образует ядро централизованно управляемой экономики с преимущественно административным распределением ресурсов. При этом макропланирование выступает как альтернатива рынку и по существу отрицает его.

Основными рычагами директивного планирования являются бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды материально-технических ресурсов, государственные заказы.

В разработке показателей директивного плана его исполнители играют не главную роль. Основные разработчики плана берут на себя обязательства по материально-техническому обеспечению выполнения плановых показателей. Это положение оказывается уязвимым местом в директивном планировании, доведение планов часто не подкрепляется выделением под них необходимых ресурсов, что превращает в таком случае, план в бремя, разновидность налога.

^ 2. Индирективное планирование

В данной ситуации также имеет место государственная собственность на средства производства. Государственное управление и тут реализует в планах свою стратегию и приоритеты. Тут, однако, меняется набор средств реализации планов: для распределения ресурсов в соответствии со своими целями у государства имеется богатый набор экономических регуляторов (цен, ставок, процентов, налогов, кредитов, валютных курсов и пр.). Хозяйственным единицам, на справившимся с планом, здесь можно уже не бояться административных наказаний; но и разумеется, приходится отказываться и от преимуществ (прежде всего материальных), связанных с выполнением плана (например, от премий рабочим и руководителям, от первоочередности выделения государственных ресурсов).

То есть, индирективное планирование имитирует рынок при сохранении государственной собственности на средства производства, примате централизованного планирования, отсутствии рынков факторов производства и т.д. При этом на смену административному распределению ресурсов и директивной регламентации всех сторон хозяйственной жизни приходит косвенное управление через цены оптимального плана, которое должно обеспечивать самонастройку в первичном звене экономики.

Общим для директивного и индирективного типов макроэкономического планирования является то, что они ориентированы на нерыночное по своей сути хозяйство, т.е. попадают под формулу «или план, или рынок».

^ 3. Регулятивное планирование

Ему соответствует смешанная экономика. Это значит, что, либо одинаково существенны доли государственной и частной собственности, либо доминирующая доля собственности значительно ограничена (или государственная собственность функционирует на частной основе, или частную собственность ограничивают государственные преференции и приоритеты). К конкретным целям планирования здесь относятся не только распределение государственных ресурсов, не только управление и согласование деятельности предприятий в рамках государственного сектора, но и активное воздействие на функционирование частного сектора, его «поведение». В условиях данного типа планирования субъект государственного управления выполняет функции главного координатора национальной экономики.

План и рынок, таким образом, имея одинаковую значимость, выполняют разные задачи. Участники способны действовать абсолютно свободно, что заставляет государство выносить свои решения непременно с учетом результатов функционирования рынка (будь то руководители частных или государственных предприятий). Следовательно, как макроэкономические, так и микроэкономические точки зрения имеют одинаковый вес, хотя планирование, если того требуют интересы общества в состоянии реализовать свои задачи и в рыночной сфере.

При регулятивном планировании между планом и рынком формируется действительное «разделение труда», в рамках которого и рынок, и план способны (до определенной меры) компенсировать ошибки друг друга. Т.е. регулятивное планирование опирается на весомый государственный сектор и имеет сильно выраженный нормативный характер.

^ 4. Индикативное планирование

Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), которые характеризуют состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также становление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

В качестве индикаторов социально-экономического развития могут быть использованы показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровня жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д. Взаимоувязанная и внутренне сбалансированная система этих показателей (индикаторов) должна давать количественную характеристику социально-экономической политике государства, на реализацию которой направляются все меры государственного регулирования. В их числе – централизованные финансовые и валютные средства и кредиты, налоговые рычаги, система амортизации, таможенные пошлины, лицензии и квоты, объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий функционирования государственных предприятий. Такая система мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы широко применяются во всех странах с рыночной экономикой.

Главное содержание индикативного планирования состоит в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является действенной формой организации и взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления в интересах совершенствования всей экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономического развития. Индикативные планы позволяют органично и взаимосвязано соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений, а также управление государственными предприятиями.

Между индикативным и директивным планированием нет ничего общего. Директивный план, который готовил Госплан, был в основном производственно-техническим, а не экономическим. Он имел характер производства и распределения натуральной продукции (тонны, метры, объемы). План строился, исходя из имеющихся показателей, а общеэкономические показатели как бы обрамляли эти натуральный план, придавая ему экономический характер, но сами по себе они не были объектами планирования. Макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, из производственного, технологического планирования, выступали их следствием. Соответственно из плана производства строился и план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Тогда каждый поставщик крепко привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции, чтобы тот мог выпустить столько-то изделий. И, наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия.

В настоящее время этого нет. Такие связи устанавливает рынок, поэтому государственное регулирование экономики перемещается в иную плоскость. В принципе рынок способен не только развивать хозяйственные связи, но и создать новую структуру производства, приводя к банкротству одни производства и стимулируя развитие других через перелив капитала.

Однако в любом государстве существует столь же объективные национальные интересы, которые требуют, чтобы в рыночные пропорции вмешивалось государство. Можно назвать множество причин такого вмешательства в установление чисто рыночных пропорций, но роль индикативного плана и состоит именно в том, чтобы указать, где нужно вмешаться государству, строго соблюдая, конечно, при этом чувство меры.

Таким образом, индикативное планирование является способом вовлечения самостоятельных субъектов рынка на паритетных началах с государством в разработку и реализацию программ развития. Исходной точкой здесь является смешанное хозяйство, однако цель планирования меняется. Составленные плановые документы содержат лишь общие контуры государственного прогноза о желаемом развитии экономики, а также включают решения о государственных расходах и капиталовложениях, о текущих расходах государственных предприятий. Прямой задачей плана здесь выступает координация использования государственных ресурсов, на претендующая на прямое определение решений представителей частного сектора. Однако публикация макроэкономических показателей (включая прогноз темпов экономического роста) и основных показателей деятельности государственных органов и предприятий делается с таким расчетом, чтобы формируемая экономическая среда некоторым образом влияла на решения частных предпринимателей. В принципе можно сказать, что индикативное планирование оказывает воздействие на частный сектор главным образом через спрос, через его стимулирующий (или ограничивающий) характер. И только весьма косвенным образом (через государственные предприятия) проявляется влияние «давления предложения». Здесь нет реального «разделения труда» между планом и рынком: план выполняет скромную, подчиненную роль при рынке.

^ Функции макроэкономического планирования

Основными функциями макропланирования в условиях рыночной экономики можно назвать следующие:

-являясь составной частью государственного регулирования рыночной экономики, макропланирование выполняет по отношению к нему, прежде всего, функцию обоснования, настройки и координации;

-формирование рациональной структуры национального хозяйства и проведение политики, обеспечивающей равновесие экономики, включая меры, направленные на обеспечение населения общественными благами, на предотвращение негативных внешних эффектов производственной деятельности и учет долгосрочных общественных интересов;

-обеспечение социальной направленности развития экономической системы и социальной защиты населения и др.
Вопросы для самопроверки:

  1. Какие типы макроэкономического планирования вы знаете? В чем их отличие?

  2. В чем заключаются основные функции макроэкономического планирования?

  3. Дайте определение понятия «плановое регулирование»?

  4. Какие формы планирования существуют?








Тема 2. Методология макропланирования и программный подход в системе макропланирования.

Макроэкономическое планирование – научное приведение развития и результата функционирования общественного воспроизводства, основанное на установлении закономерностей тенденций социального и научно технического прогресса, объективных зависимостей в народном хозяйстве.

Теория планирования определяет содержание общегосударственного планирования, как систему принятия решений о предстоящем социально-экономическом развитии, размещении производительных сил, потери страны во внешнеэкономических связях.

В планировании можно выделить две стороны:

  1. Совокупность принципов и методов планирования.

  2. Организационная сторона (структура плановых органов и разработка планов).

Основные задачи, решаемые в процессе общегосударственного планирования:

  • Определение общих потребностей;

  • Выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

  • Обоснование наиболее рациональных направлений использования ресурсов в соответствии с перспективными и текущими потребностями;

  • Обеспечение сбалансированности развития между отдельными сферами экономики, отраслями и видами производств, между экономическими районами страны;

  • Повышение эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально-возможных социальных результатов экономической деятельности.

В переходный период суть макроэкономического планирования состоит в научной расстановке целей предстоящего развития и выработки действительных средств и возможностей для их реального достижения.

Общегосударственное планирование направленно на увязки всех факторов производства и поддержание сбалансированности натурально-вещественных финансово стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов, для достижения поставленных целей и задач.

^ Методология планирования - система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений и логика планирования.

Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов; развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории и хозяйственной практики.

Принцип планирования – это исходные положения, правила формирования, обоснования и организации разработки плановых документов.
^

Основные принципы планирования следующие:


  1. Принцип научности. Плановые документы разрабатываются на основе глубокого познания и использования законов общественного развития. В процессе разработки плана проводится глубокий анализ тенденций и перспектив экономического и социального развития, разрабатываются прогнозы, технико-экономические обоснования темпов и пропорций экономического роста, разрабатывается система стоимостных, трудовых и материальных балансов с использованием прогрессивных норм и нормативов.

  2. Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей предполагает, что в планировании следует исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей населения должно быть исходной позицией общегосударственных планов, ибо это общественно необходимо. Экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.

  3. Принцип повышения эффективности общественного благосостояния предусматривает то, что все цели и задачи планирования должны осуществляться с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда при производстве единицы продукции. Он реализуется через возможные направления эффективности: рост производительности труда, снижение материало– и энергоемкости производства, повышение фондоотдачи.

  4. Принцип пропорциональности и сбалансированности. Рынок формирует экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенства. С помощью рыночных механизмов обеспечивается производство той продукции, которая удовлетворяет запросы потребителей. Но формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающего интересам всего общества, должно государство через систему планирования.

Реализация этого принципа предполагает:

                  1. эквивалентность обмена результатами производственной деятельности во всех сферах производства;

                  2. равновесие совокупного спроса и совокупного предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;

                  3. рациональное соотношение между разумными потребностями и всеми имеющимися ресурсами;

                  4. паритет различных форм собственности в пользовании материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами общества.

Этот принцип направлен на поддержание материально – вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.

  1. Принцип приоритетности. Первенство в каком либо открытии изобретении, либо как преобладающее значение чего либо. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов, которая имеет место при любом общественно – экономическом строе и, во-вторых, неотложность решения важнейших общегосударственных проблем.

  2. Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач предполагает сочетание текущих целей и задач социально- экономического развития страны с достижением научно обоснованных стратегических целей, позволяет добиться их одинаковой направленности и непротиворечивости.

^ Методы планирования – совокупность методов и приемов, с помощью которых разрабатываются и обосновываются плановые документы. Сюда относятся методы предплановых исследований, собственно методы планирования (балансовый, нормативный, программно-целевой) и математические методы.

^ Методы предплановых исследований используются на прогнозно–аналитической стадии планирования и составляют две группы: общие и конкретные.

Общие методы определяют методологическую, логическую направленность процесса обоснования планового решения. К их числу относят методы системного и экономического анализа. Системные анализ – это упорядоченный целенаправленный подход к поиску эффективный путей решения сложных проблем. Он включает вычленение организационно-экономической системы и определение ее границ, входов и выходов (формирование внешней структуры); выявление целей развития и функционирования систем; формирование внутренней структуры организационно-экономической системы; формирование альтернативных вариантов развития системы, выбор и обоснование предпочтительного из них.

^ Экономический анализ предназначен для регистрации, объяснения и использования в плановых документах результатов производственно-хозяйственной деятельности. Экономический анализ включает в себя анализ организационно-технического уровня производства, анализ использования основных фондов и производственных мощностей, материальных ресурсов, качества продукции и заработной платы, себестоимости продукции, прибыли и рентабельности, анализ финансового состояния.

^ Конкретные методы предплановых исследований можно назвать методами получения и анализа исходной плановой информации. К ним относятся следующие методы:

  • Метод экономических группировок (объекты анализа объединяются в группы по однородным признакам);

  • Метод прямого счета (показатели рассчитываются, исходя из научно обоснованных норм и нормативов расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов);

  • Метод социологического изучения (применяется для получения разного рода информации о социальной действительности посредством опроса, наблюдения и анализа документов для последующего обобщения в процессе обоснования плановых решений);

  • Метод структуризации (построение дерева «цели – средства», т.е. поэтапное расчленение общих целей на их составляющие);

  • Метод соотношений (сравнение каких-либо показателей двух различных периодов времени, например, индексный метод);

  • Экспертные методы (получение информации исходя из суждений отдельных специалистов – экспертов по определенным вопросам).

^ Собственно методы планирования. Нормативный метод основан на определении и использовании прогрессивных норм и нормативов отражающих достижение НТП и важнейшие цели развития экономики. Преимуществом нормативного метода является установление связи между ресурсами и конечными результатами производства.

Норма – научно-обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции заданного качества в планируемом периоде.

Норматив – поэлементная составляющая нормы, которая характеризует степень использования ресурса или его удельного веса (расхода) на единицу измерения.

Комплекс норм и нормативов называется – нормативной массой. Система норм и нормативов – комплекс научно-обоснованных, материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке прогнозных и плановых документов, их пропорциональности и сбалансированности, глубоком выявлении и учете резервов производства, способствующих повышению его эффективности. Развитие хозяйственного механизма, переход к рыночным отношениям обуславливает постоянное развитие системы норм и нормативов.

Различают следующие группы норм и нормативов:

  1. нормы и нормативы использования основных производственных фондов;

  2. нормы и нормативы использования оборотных средств;

  3. нормы и нормативы затрат труда и трудоемкости изделий;

  4. нормы и нормативы организации производственных процессов;

  5. нормы и нормативы качества продукции;

  6. нормы и нормативы капитальных вложений;

  7. нормы и нормативы издержек производства и обращения;

  8. нормы и нормативы рентабельности;

  9. нормы и нормативы по охране окружающей среды.

Балансовый метод предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, для обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, территории и народного хозяйства в целом. Макроэкономическая сбалансированность выступает как совокупная пропорциональность между: производством и потреблением, предложением и спросом, факторами производства м его результатами, материально – вещественными и финансовыми потоками.

Балансовый метод в планировании означает, что план производства продукта, ресурса, отрасли, региона или экономики в целом обосновывается путем составления балансов, в которых предварительно определяются потребности и источники удовлетворения этих потребностей. Затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т.е. балансируются. Так как совокупные потребности, как правило, выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки конкретных балансов происходит ранжирование потребностей – распределение их по степени значимости на первоочередные, менее важные и т.д.

В общей системе экономических балансов выделяются следующие виды балансов: - материальные (расчет сырья, ПФ, топлива, т.е. всесторонняя увязку производства и потребления материальных ресурсов);

- трудовые (потребность в рабочей силе и источниках ее покрытия);

- стоимостные (финансовые балансы, отражающие все виды доходов и расходов);

Программно-целевой метод – это способ формирования системы плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Его сущность заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно – технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии общественного производства. Он предполагает разработку плановых документов с предварительной оценкой конечных общественных потребностей, исходя из народнохозяйственных целей при дальнейшем определении эффективных путей, средств и организационных мероприятий по их достижению и ресурсному обеспечению.

Связующим звеном между целью и средствами ее достижения выступают комплексные программы. Они составляются на весь период, необходимый для реализации поставленных целей, с выделением плановых периодов и основных этапов осуществления предусматривают все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера для достижения конечных целей.

Целевая комплексная программа – это документ, в котором отражаются цель и комплекс различных задач и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективным путем народнохозяйственных проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Практическая реализация программно-целевого подхода обеспечивается путем включения целевых комплексных программ в прогнозные и плановые документы, а также посредством разработки и утверждения федеральных и региональных программ социально-экономического развития. Задания и мероприятия целевых комплексных программ обеспечиваются всеми видами ресурсов в первоочередном порядке.

Разработка целевой комплексной программы с использованием программно – целевого метода осуществляется в определенной последовательности:

  1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

  2. Уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Основная цель программы, как правило, разрастается по ее составляющим, образуя упорядоченную иерархию задач, отражающих внутреннюю структуру решаемой проблемы.

  3. Формируется состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается, исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

  4. Рассчитываются основные показатели и ресурсное обеспечение программы. Производится оценка полных затрат ресурсов (материальных, трудовых и финансовых) на реализацию программы. Формируется перечень материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект.

  5. Осуществляется оформление программных документов, согласование и утверждение программы.

Программы увязываются по времени, по ресурсам и исполнителям. Обычно охватывается ряд отраслей, регионов, которые должны обеспечивать решение наиболее важных задач. Задания по выполнению программы, рекомендации доводятся до соответствующих министерств и ведомств.

Важнейшими характерными чертами программного подхода являются:

- единство целевой и четкой ориентации;

- комплексность намеченных программ;

- определенность сроков осуществления;

- адресность и указание источников ресурсов.

Целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников, привлекаемых для выполнения этих программ.

^ Математический метод базируется на использовании экономико-математических моделей и решении задач с помощью электронно-вычислительных машин. Использование математики в экономики позволяет решить целый комплекс взаимоувязанных проблем: выделить и формально описать наиболее важные, существенные связи экономических переменных и объектов, методы математики и статистики позволяют путем индукции получать новые знания об объекте, использование математической терминологии позволяет точно и компактно излагать положения экономической теории, формулировать ее понятия и выводы.

Математические модели, используемые в экономике, можно подразделить на классы по ряду признаков, относящихся к особенностям моделируемого объекта, цели моделирования и используемого инструментария. Это модели макро- и микроэкономические, теоретические и прикладные, равновесные и оптимизационные, статические и динамические, детерминированные и стохастические.

^ Показатели планов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых решений. Показатели определяют структуру и адресность плановых документов. Их роль в процессе подготовки и обоснования управленческих решений зависит от того, на сколько полно и последовательно они отражают особенности системы хозяйствования, механизм действия экономических законов, увязывают цели плана с ресурсами и эффективностью их использования, возможностями развития производства, общегосударственные интересы с интересами отдельных субъектов рыночного хозяйства.

Все плановые показатели по своему назначению, содержанию и форме можно подразделить на количественные и качественные, натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, утверждаемые, индикативные и расчетные, синтетические и индивидуальные. Система показателей зависит от целей и задач планового периода, поэтому она не может быть неизменной.

^ Логика планирования – упорядоченная последовательность и обоснованность процедур связанных с любой проблемой планирования. К основным составляющим логики можно отнести следующие компоненты:

  1. Определение или формирование целей или системы целей планирования.

  2. Анализ исходного уровня развития, т.е. состояние планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценки уровней его развития.

  3. Определение объема и структуры потребностей общества в планируемом периоде.

  4. Выявление структуры и объемов ресурсов общества, имеющихся на начало планируемого периода и которые могут быть вновь созданы в планируемом периоде.

  5. Согласование сбалансированных потребностей и ресурсов общества и выработка плановых решений.

В практике макроэкономического планирования могут использоваться различные виды программ. Следует остановиться на двух видах программ, которые в условиях рыночной экономики можно назвать программами государственного регулирования. Это конъюнктурные и структурные программы.

Задачей конъюнктурных программ является поддержание экономического равновесия, т.е. достижение полной занятости населения, равновесие платежности баланса, стабилизация цен. Структурные программы, направлены на достижение структурных преобразований в экономике страны. В этих программах должны ставиться задачи, которые не могут быть решены посредством рынка. Таким образом, разработка и реализация государственных целевых программ – это форма регулирующего воздействия государства на экономическое и социальное развитие общества, в том числе и в условиях рынка.

Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте определение методологии планирования?

  2. Какие задачи решаются при общегосударственном планировании?

  3. Перечислите основные принципы планирования?

  4. Перечислите методы планирования. Дайте их краткую характеристику.

  5. В чем заключается содержание логики планирования?




Тема 3. Теоретические и методологические основы прогнозирования социально-экономических систем
Необходимо рассмотреть основные понятия прогностики.

Прогностика – это научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов.

Прогноз – (согласно терминологии прогностики) это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления.

Прогнозирование определяют как процесс разработки прогнозов. Прогнозирование рассматривается как необходимый элемент системы управления национальной экономикой, основная задача которого определяется ориентацией управления на возможные изменения состояния и развития объектов управления и внешней среды их функционирования в будущем.

В процессе прогнозирования необходимо найти ответы на ряд ключевых вопросов:

  1. В каком направлении можно влиять на процесс функционирования и развития прогнозируемой социально-экономической системы?

  2. Как сформулировать цели развития прогнозируемой социально-экономической системы?

  3. Что будет получено или что необходимо получить в результате прогноза, т.е. конечный результат или выход для системы управления?

  4. Какими способами можно достигнуть поставленных целей, или каковы правила, процедуры и алгоритмы получения необходимого конечного результата прогноза?

В практической деятельности по прогнозированию необходимо использовать основные положения и понятия прогностики (рис. 1).








Предвидение – это разновидность получения информации о будущем. Может быть научное (основано на знании), интуитивное (основано на предчувствиях) и обыденное (на основе житейского опыта) предвидение.

Основные составляющие предвидения – это предсказание и предуказание, которые в свою очередь имеют соответствующую разновидность.

Предчувствие – информация на основе интуиции человека.

Предугадание – несет информацию о будущем на специальных научных знаниях.

Прогнозирование – научное исследование, предметом которого выступает перспектива развития объекта или явления.

Целеполагание – установление идеально предположенного результата деятельности.

Планирование – проекция в будущее для достижения поставленных целей.

Всю совокупность методов прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам; степени формализации; общему принципу действия; способу получения и обработки информации; направлениям и назначению прогнозирования; процедуре получения параметров прогнозной модели и некоторым другим.

Наибольшее распространение имеет группировка методов прогнозирования по степени формализации, в соответствии с которой все методы можно разделить на интуитивные и формализованные.

Интуитивные методы прогнозирования позволяют получить прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности. Их сущность заключается в построении рациональной процедуры, интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов применяется как решение проблемы.

Характерным для методов экспертных оценок является научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом этапе; применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждения экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении специальных вопросов, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.

При помощи экспертных методов можно решать следующие типовые задачи: составление перечня возможных событий за определенный промежуток времени; определение наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий; определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности; разработка альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения; альтернативное распределение ресурсов для решения с ранжированием их очередности; альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

Организация процедуры экспертной оценки включает несколько направлений: формирование репрезентативной экспертной группы; подготовку и проведение экспертизы; статистическую обработку полученных результатов опроса. В зависимости от организации экспертной оценки и формы опроса экспертов различают методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок.

^ Метод индивидуальных экспертных оценок имеют несколько разновидностей: метод «интервью», аналитический метод, метод написания сценария.

При методе «интервью» происходит непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта.

При аналитическом методе осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются докладные записки. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта.

^ Метод написания сценария основан на определении логики процесса или явления при различных условиях во времени. Основное назначение сценария – определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов фона и формулирование критериев для оценки верхнего уровня дерева целей. Ценность сценария тем выше, чем степень неопределенности, т.е. чем больше степень согласования мнений экспертов в осуществимости событий, в развитии процесса и т.д.

Основные преимущества вышеперечисленных методов - возможность максимально использовать индивидуальные способности экспертов, при этом оказывая незначительное психологическое давление на отдельных работников.

^ Метод коллективных экспертных оценок имеет следующие разновидности: метод «комиссий», метод «Дельфи», Метод «коллективной генерации идей» («мозговой атаки»), метод морфологического анализа и т.д.

^ Метод «комиссий» имеет следующее содержание:

  1. создается рабочая группа (функции: назначение экспертов, проведение опроса, обработка материала, анализ результатов коллективной экспертной оценки);

  2. уточняются основные направления развития объекта, и составляется матрица, которая отображает генеральную цель, подцели и средства их достижения, т.е. направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения цели;

  3. разрабатываются вопросы для экспертов, которые определяются спецификой прогнозируемого объекта;

  4. проводится опрос экспертов и статистическая обработка материалов, которые характеризуют обобщенное мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов.

Методика представляет собой совокупность оценок относительной важности, назначенных экспертами, каждого из оцениваемых направлений исследований и разработок, выражающихся в баллах и принимающих значение от 0 до 1, от 0 до 10, от 0 до 100 и т.д. Эти оценки по определенному вопросу сводятся в таблицу, строки которой соответствуют направлениям исследований, а столбцы – порядковым номерам экспертов.

^ Метод «Дельфи» - один из наиболее распространенных методов экспертных оценок. Его основными особенностями являются: анонимность экспертов, полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных обсуждений; многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; обеспечение экспертов информацией, включая и обмен между экспертами после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок, аргументации и критики; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.

^ Метод «коллективной генерации идей» включает два элемента: выявление вероятностных вариантов развития объектов прогнозирования и их оценка. При «мозговой атаке» сначала активизируются творческий потенциал специалистов, что находит отражение в генерации определенной идеи. Затем следует процесс деструктирования (разрушения, критики) этой идеи и формулируется контридея. Это позволяет за короткое время путем вовлечения всех экспертов в активный творческий процесс получить продуктивные результаты.

^ Метод морфологического анализа представляет собой упорядоченный способ рассмотрения объекта и получения систематизированной информации по всем возможным вариантам его развития. Он включает ряд приемов, имеющих единый принцип действия: систематизированное рассмотрение характеристик объекта, стремление не пропустить ни одной из них, ничего не отбрасывать без предварительного исчерпывающего исследования. Этой цели служит прием систематизированного охвата информации с последующим исследованием ее по методу «морфологического ящика». Последний строиться в виде дерева или матрицы, в клетках которых помещены соответствующие характеристики объекта. Последовательное соединение одного из параметров первого уровня с одним из параметров последующего уровня представляет собой одно параметров последующего уровня представляет собой одно из возможных состояний объекта или решений проблемы. В результате создается новая информация об изучаемом объекте и вырабатывается оценка всех возможных альтернатив его состояния.

Группа методов коллективных экспертных оценок основана на том, что при коллективном мышлении выше точность результата, а при обработке индивидуальных независимых оценок могут возникнуть продуктивные идеи.

^ Формализованные методы прогнозирования.

Формализованные методы прогнозирования базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет облегчить деятельность по обработке информации и оценке результатов. В состав формализованных методов прогнозирования входят: методы экстраполяции и методы математического моделирования.

Термин «экстраполяция» имеет несколько толкований. В широком смысле слова экстраполяция – это метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другую его часть. В узком смысле – это нахождение на ряду данных функций других ее значений, находящиеся вне этого ряда. Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем тенденций экономического развития и перенесении их на будущее. В прогнозировании экстраполяция применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функций за пределами области ее определения с использованием информации о поведении данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения.

В экстраполяционных прогнозах предсказание конкретных значений изучаемого объекта или параметра в какой – то определенный период времени не считается основным компонентом. Особо важным здесь является своевременное фиксирование объективно намечающихся сдвигов, выявление закономерных тенденций развития явления или процесса. Под тенденцией развития понимают некоторое его общее направление, долговременную эволюцию. Обычно тенденцию стремятся представить в виде более или менее гладкой траектории.

Для повышения точности экстраполяции используют различные приемы. Например, экстраполируемая часть общей кривой развития (тренд) корректируется с учетом реального опыта функционирования отрасли – аналога исследований или объекта, опережающих в своем развитии прогнозируемый объект.

Тренд – это изменение, определяющее общее направление развития, основную тенденцию временных рядов. Под ним понимается характеристика основной закономерности движения во времени, в некоторой мере свободной от случайных воздействий. Тренд – это длительная тенденция изменения экономических показателей. При разработке моделей прогнозирования тренд оказывается основной составляющей прогнозируемого временного ряда, на которую уже накладываются другие составляющие. Результат при этом связывается исключительно с ходом времени. Предполагается, что через время можно выразить влияние всех остальных факторов.

Операцию экстраполяции в общей форме можно представить в виде определения значения функции:

Yi + L = F (Yik * L), (1)

где Yi + L – экстраполируемое значение уровня; L – период упреждения; Yik – уровень, принятый за базу экстраполяции.

Задача прогноза состоит в определении вида экстраполирующих функций на основе исходных эмперических данных и параметров выбранной функции. Первым этапом является выбор оптимального вида функции, дающей наилучшее описание тренда. Следующим этапом является расчет параметров выбранной экстраполяционной функции. При оценке параметров зависимости наиболее распространенными являются метод наименьших квадратов и его модификаций, метод экспоненциального сглаживания, метод скользящей средней и др.

Сущность метода наименьших квадратов состоит в минимизации суммы квадратических отклонений между наблюдаемыми и расчетными величинами. Данный метод широко применяется в прогнозировании в силу его простоты и возможности реализации на ЭВМ. Недостаток метода состоит в том, что модель тренда жестко фиксируется, а это делает возможным его применение только при небольших периодах упреждения, т.е. при краткосрочном прогнозировании.

^ Метод экспоненциального сглаживания дает возможность получить оценки параметров тренда, характеризующих не средний уровень процесса, а тенденцию, сложившуюся к моменту последнего наблюдения. Данный метод применяется при кратко- и среднесрочном прогнозировании. Его преимущества состоят в том, что он не требует обширной информационной базы и предполагает ее интенсивный анализ с точки зрения информационной ценности различных членов временной последовательности. Модели, описывающие динамику показателя, имеют простую математическую формулировку, а адаптивная эволюция параметров позволяет отразить неоднородность и текучесть свойств временного ряда.

^ Метод скользящей средней дает возможность выравнивать динамический ряд путем его расчленения на равные части с обязательным совпадением в каждой из них сумм модельных и эмпирических значений.

В составе технологии прогнозирования выделяют следующие основные элементы:

формализованные экономико-математические модели и методы;

правила и процедуры принятия неформализованных решений;

методы согласования формализованных и неформализованных процедур в процессе проведения прогнозных расчетов.

^ Подходы к классификации (типологии) прогнозов.

В специальной литературе предлагаются различные подходы к проведению типологии прогнозов на основе выбора определенных классификационных признаков.

^ По функциональному назначению можно выделить следующие виды прогнозов:

  1. прогнозы тенденций развития социально-экономических систем и возможных их будущих состояний при различных вариантах воздействия внешней среды;

  2. прогнозы проблемных ситуаций, возникающих в процессе развития социально-экономических систем и их элементов;

  3. прогнозы возможных последствий разрешаемых и неразрешаемых ситуаций;

  4. прогнозы эволюции развития внешней среды (относительно системы управления или управляемых объектов) и входящих в неё элементов.

^ По содержанию или характеру прогнозируемых процессов и явлений прогнозы подразделяются на:

1) политические или социально – политические прогнозы;

2) экономические прогнозы;

3) демографические прогнозы;

4) научно – технологические прогнозы;

  1. экологические прогнозы;

  2. социальные прогнозы.

С точки зрения программно-целевого критерия различают:

  1. поисковые прогнозы;

  2. нормативные прогнозы.

Поисковые прогнозы – определение возможных состояний явления в будущем, т.е. установление продолжение в будущее тенденций развития изучаемого явления в прошлом и настоящем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?

Нормативный прогноз – определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели, т.е. прогнозирование достижения желаемых состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?

Поисковый прогноз строится на определенной шкале возможностей, на которой затем устанавливается степень вероятности прогнозного явления. При нормативном прогнозировании происходит такое же распределение вероятностей, но только уже в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям.

^ По форме обоснования управленческих решений можно выделить следующие виды прогнозов:

  1. целевой прогноз – соответствует желаемым состояниям, содействует оптимизации процесса планирования;

  2. плановый прогноз – это выработка поисковой и нормативной информации для отбора наиболее целесообразных плановых нормативов, заданий и т.д.;

  3. программный прогноз определяет возможные пути, меры и условия достижения предполагаемого желаемого состояния прогнозируемого явления;

  4. проектный прогноз содействует отбору оптимальных вариантов перспективного проектирования, на основе которого должно развертываться реальное, текущее проектирование.

^ По периоду упреждения (по горизонту прогнозирования) выделяют следующие виды прогнозов:

  1. текущий (оперативный) прогноз с периодом упреждением (промежутком времени на который разрабатывается прогноз) до одного месяца;

  2. краткосрочный прогноз (от одного месяца до одного года);

  3. среднесрочный прогноз (от одного года до трех лет);

  4. долгосрочный прогноз (от трех до пяти лет);

  5. дальнесрочный прогноз (от пяти до десяти лет).

По способу представления результатов прогнозных расчетов прогнозы подразделяются на:

  1. точечные прогнозы, результаты которых представлены в виде единственного значения характеристики объекта прогнозирования;

  2. интервальные прогнозы, результаты представлены в виде интервала.

По методу разработки прогнозов можно выделить:

  1. пассивный прогноз основывается на изучении информации за прошлый период времени и переносе выявленных закономерностей на будущее;

  2. активный прогноз опирается на систему моделей экономической динамики и учитывает возможность определенного взаимодействия на общий ход процессов, протекающих в рамках социально-экономической системы.

В зависимости от масштабов прогнозирования Выделяют следующие виды прогнозов: макроэкономические прогнозы; межотраслевые прогнозы; отраслевые прогнозы; прогнозы развития народнохозяйственных комплексов; региональные и территориальные прогнозы; прогнозы развития хозяйствующих субъектов, т.е. прогнозы для микроуровня.

^ Схему процесса проведения прогнозных расчетов можно представить следующим образом:

Первый этап: Формирование информационной базы прогноза.

Второй этап: Разработка модели (описание) объекта прогнозирования.

Третий этап: Формирование модели (описание) внешней среды.

Четвертый этап: Получение прогнозной траектории развития объекта.

Пятый этап: Принятие решения на основе прогнозной информации.

Шестой этап: Оценка качества прогноза.

Исходя из вышеизложенной информации, можно привести отличительные характеристики прогнозирования и планирования (таблица 1.)

Таблица 1.

Сравнительная характеристика прогнозирования и планирования


^

Вопросы для самопроверки:


  1. Дайте определение прогноза, прогнозирования? Какие принципы лежат в основе прогнозирования?

  2. Представьте методы прогнозирования. Дайте их характеристику.

  3. Каким образом можно классифицировать прогнозы?

4) Перечислите этапы процесса прогнозного исследования.






Планирование

1. Осуществляется с определенной долей случайности.

1. Осуществляется при определенных условиях.

2. Объектом является совокупность организационно-производственных систем и внешней среды.

2. Объектами являются отдельный бизнес или его элементы.

3. Ориентировано на исследование внешней среды, рассматривает бизнес или его отдельные элементы как некую ценность и носит системный характер.

3. Является одной из функций управления.

4. Позволяет определить:

  1. возможные состояния внешней среды;

  2. перечень и вероятность достижения возможных целей и каждой из целей в отдельности.

4. Определяет возможные пути достижения цели.

5. При прогнозировании используется наиболее общие межотраслевые расчетные или экспертные нормы.

5. При планировании используются наиболее точные нормы и нормативы.

6. Носит информационно-консультативный характер, принятие решений в данном случае необязательно.

6. Носит директивный характер.


^

Тема 4: Опыт прогнозирования и планирования


развитых индустриальных стран

Опыт прогнозирования и планирования в Южной Корее

Государство играет основную роль в построении рыночной модели при этом ведущая роль государства закреплена в конституции. В 1963 году было создано управление экономического планирования в обязанности которой входило: выработка общей экономических стратегий; составление текущих планов развития; разработка и исполнение государственного бюджета; координация политики по привлечению и использованию финансовых ресурсов, а так же развитие сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями. В последствии оно было преобразовано в министерство экономического планирования. В настоящее время осуществляется 8-ой пятилетний план. В Южной Корее существуют и план и рынок. Государство влияет на формирование рыночных механизмов, а также на создание условий для развития свободного предпринимательства и правомерной конкуренции.

^ Особенности внутрифирменного планирования Японии

В послевоенные годы в результате быстрых темпов экономического роста превратилась во вторую по экономической мощи державу мира. Планирование в Японии носит индикативный характер.

Разработчики первого общегосударственного плана («Пятилетний план экономического самообеспечения») с 1956 по 1960 года исходили из того, что основу экономики составляют частные предприятия.

Процесс разработки планов носит длительный характер, в нем так или иначе все правительственные учреждения, имеющие отношение к экономике, и в частности Министерство финансов, Министерство внешней торговли и промышленности, привлекаются многие научно-исследовательские организации, значительный круг наиболее опытных специалистов и экспертов. Но главную и координирующую и исполнительную роль играет управление экономического планирования и Экономический Совет.

Японские специалисты составили модель планирования на основе обследования значительного числа Японских компаний. Модель состоит из 4-х стадий:

  1. формирование предпосылок;

  2. уточнение проблемы;

  3. долгосрочная стратегия;

  4. среднесрочные планы.

Рассмотрим каждую из стадий подробно:

  1. Философия и цели компании пересматриваются с участием акционеров с учетом имеющихся ресурсов. На основе собранной информации (о внешней среде, о состоянии и развитии отрасли, конкуренции) составляются прогнозы о положении фирмы на будущее. Анализ прогнозов позволяет выявить возможности и угрозы. Оценка результатов прошлой деятельности и текущих итогов выявляет проблемы и дает информацию для следующего прогнозирования.

  2. Исходя из вышеперечисленных предпосылок определяются уровни притязаний. Затем прогнозируются важнейшие результаты при условии сохранения действующей политики. Эти результаты сравниваются с уровнем притязаний и выявляются резервы, и вырабатываются стратегии, которые позволяют задействовать выявленные резервы.

  3. Чтобы устранить разрывы прогнозными значениями, показателей и тем на которые претендует компания разрабатываются новые стратегии «продукт – рынок». Затем изучают варианты расширения производства и снижение издержек. Прогнозируются результаты при использовании различных стратегий, при этом выявляется, будут использованы резервы или нет.

Долгосрочная стратегия состоит из 3-х элементов:

  1. долгосрочные цели, подкрепленные долгосрочной стратегией;

  2. долгосрочные стратегические проекты;

  3. долгосрочная политика в основных областях.

  1. Среднесрочные планы состоят из 3-х частей:

  1. Намечаются среднесрочные проекты, осуществляется их хронологическая привязка, и распределяются ресурсы.

  2. Намечаются планы, по укрупненной номенклатуре продукции исходя из стратегии конкурентной борьбы для каждого вида продукции.

  3. Составляются функциональные планы корпорации, то есть развитие производственных мощностей, составляются планы по труду и кадрам.

Особенности данной модели следующие: во-первых, устанавливаются разрывы между проектируемым и текущим показателями, и различаются меры по их преодолению; во-вторых, целью является не максимизация производства, а удовлетворительное исполнение поставленных целей; в-третьих, сначала разрабатываются долгосрочные стратегии, а дальше директивы для среднесрочных планов.

^ Особенности планирования в США

Американские фирмы используют обычно два вида планирования: долгосрочное стратегическое планирование и годовое финансовое планирование.

Стратегическое планирование имеет целью дать обоснованную оценку будущей рентабельности различных стратегических хозяйственных центров (СХЦ), и на основе этого принимаются решения по поводу прекращения того или иного вида предпринимательской деятельности или внедрения в новые сферы деловой активности.

Годовое финансовое планирование основывается на показателях стратегического плана. Годовой план (бюджет) - оперативный документ согласно которому СХЦ определяет планируемый на текущий од объем производства, составляет планы по использованию рабочей силы, капиталовложений, выпуску новых видов продукции. В годовом плане детализируется план производства и сбыта поквартально и помесячно. Процесс разработки годового плана начинается с прогноза объема продаж товаров и услуг, затем рассчитываются издержки производства, и намечается прибыль. Составление бюджета начинается с разработки нормативов трудовых затрат на единицу выпускаемой продукции. Затем от достигнутого определяются затраты на сырье и материалы по установленным нормативам.

Гибкость планирования американские компании повышают 2-мя путями:

  1. а) сокращение планируемого периода;

б) прогнозирование и планирование заданий на скользящей основе.

  1. а) сокращения времени выполнения заказа;

б) установление более тесных контактов с заказчиком.

Компании готовят свои планы и присылают их для утверждения «на верх». А затем возвращаются «вниз» для выполнения.

Инструментами оценки вариантов плановых решений является норма прибыли на вложенный капитал, норма прибыли на весь использованный капитал, норма прибыли.

^ Опыт общегосударственного планирования во Франции

После окончания второй мировой войны пред правительством страны встала проблема поиска путей восстановления и дальнейшего развития экономики. Возникла идея: если н работать по плану, то общество будет обречено на разрозненные усилия, непоследовательные капиталовложения (т.е. тратить на потребление больше, чем на капиталовложения). Следовательно, необходимо создать механизм, который координировал бы инвестиции, а так же управлял бы потреблением и вносил порядок в эту область.

До 1946 года опыта планирования в мире практически не было, поэтому встал вопрос: как совместить идею плана с рыночной экономикой и демократией? Для этого был провозглашен ряд основополагающих принципов. Во-первых, Франция была и остается страной со смешанной экономикой, т.е. в ней уживается и государственный и частный сектор. Во-вторых страна должна стать открытой для международной конкуренции в отличии от того, что до первых послевоенных лет Франция проводила крайне протекционистскую внешнеторговую политику. В-третьих, французский план не должен носить директивный характер как в СССР. Он должен быть индикативным, т.е. показывать экономике желаемое направление и использовать средства, которыми располагает государство.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие планы разрабатывают индустриально развитые страны?

  2. В чем сущность планирования США?

  3. Какие основные характеристики присущи планированию Франции?

  4. Каковы особенности японского планирования?










Тема 5: Прогнозирование и регулирование социального развития в

условиях рыночной экономики

Социальная политика – особый аспект внутренней политики, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.

Социальная политика – концентрированное выражение потребностей, интересов людей в области социальной сферы, а также условия их жизнедеятельности.

Социальная политика может быть полностью реализована на основе следующих основополагающих принципов:

  1. принцип экономической свободы человека;

  2. принцип доверия к регулирующей роли рынка;

  3. принцип ответственности государства за рыночную игру;

  4. принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь остальным;

  5. участие работников в управлении производством;

Социальная политика должна формироваться таким образом, чтобы:

  1. обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом;

  2. предотвратить социальное иждивенчество путем повышения экономической и социальной ответственности;

  3. создать механизм социальной защиты населения.

Основные цели социальной политики:

  • Достижение ощутимого улучшения материального положения и условия жизни людей;

  • Обеспечение эффективной занятости. Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

  • Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

  • Переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

  • Нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста.

  • Существенное улучшение социальной инфраструктуры.

В социальной политике государства выделяются несколько важных аспектов:

  1. Политика в сфере доходов и личного потребления:

    1. Область оплаты труда во внебюджетном секторе экономики;

    2. Область оплаты труда в бюджетной сфере.

  1. Политика в сфере общественного благосостояния. Оно предусматривает:

2.1. Разработку и использование минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты населения от инфляции;

2.2. Поддержка со стороны государства нерыночного сектора экономики.

  1. Политика в области труда и занятости. Сюда включаются мероприятия по созданию новых рабочих мест и т.д.

  2. Политика по поддержке социально незащищенных групп населения. Оно предусматривает:

4.1. Постоянное совершенствование пенсионной системы.

4.2. Развитие системы социальной защиты населения.

4.3. Обеспечение функционирования социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи.

  1. Политика в отношении отраслей социальной инфраструктуры – комплекс мероприятий направленных на:

5.1 Создание возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы;

5.2. Своевременное выделение в полном объеме бюджетных ассигнований;

5.3. Приоритетное выделение средств на реализацию федерально-целевых программ;

5.4. Расширение жилищного строительства и совершенствование коммунального хозяйства.

Планирование уровня жизни населения

Задача планирования уровня жизни состоит в том, чтобы, по крайней мере, не допускать в ближайшей перспективе падение жизненного уровня по сравнению с уже достигнутым. Планирование уровня жизни осуществляется в форме разработки соответствующих разделов прогнозов социально-экономического развития страны, комплексных программ Правительства РФ, целевых комплексных программ на федеральном уровне.

При программировании используются несколько показателей:

  1. Синтетические показатели уровня жизни – характеризуют удовлетворенную потребность личности.

  2. Натуральные показатели – объем потребления благ и услуг.

  3. Показатели пропорций и структуры распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации доходов и потребления).

Доходы населения подразделяются на:

  1. Номинальные доходы – та часть национального дохода, на которое население имеет право в результате осуществления каких либо видов деятельности:

  • Денежные доходы;

  • Натуральные доходы;

  • Косвенные доходы.

  1. Реальные доходы – доход, который остается после уплаты населением налогов и обязательных платежей;

  2. Реально используемые (конечные) – часть реальных доходов населения, которые используются непосредственно на приобретение материальных благ и получение услуг.

В процессе расчетов показателей уровня жизни широко используются отчетный и прогнозный баланс денежных доходов и расходов населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются реальный и номинальный доходы и покупательская способность населения, рассчитываются показатели распределения населения по уровню доходов, а также доля населения, живущая ниже уровня бедности. Баланс позволяет получить представление о доходах и расходах на
Таблица 2.

Схема баланса доходов и расходов

Доходы

Расходы и сбережения

  1. Оплата труда

  2. Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций кроме оплаты труда.

  3. Дивиденды

  4. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства

  5. Пенсии и пособия

  6. Стипендии

  7. Поступления из финансовой сферы, в том числе:

  1. Страховые возмещения;

  2. Ссуды на индивидуальное жилищное строительство;

  3. Изменения задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели;

  4. Проценты по вкладам;

  5. Выигрыши и погашение по займам;

  6. Выигрыши по лотереям;

  7. Изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит;

  8. Возмещение ущерба репрессированных граждан;

  1. Прочие поступления (от продажи вещей через комиссионные магазины, от продажи металлолома и утильсырья);

  2. Деньги, полученные по переводам.

  1. Покупка товаров и оплата услуг;

  2. Обязательные платежи и добровольные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, проценты за товарный кредит, возврат ссуд, покупка лотерейных билетов);

  3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах:

  1. Прирост вкладов в учреждения сбербанка и коммерческих банков;

  2. Приобретение облигаций Росс. внутреннего займа и Государственного сберегательного займа;

  3. Приобретение сертификатов РФ и акций предприятий;

  1. Покупка жилых помещений.

  2. Расходы населения на приобретение иностранной валюты;

  3. Деньги, отосланные по переводам.

Всего денежных доходов

Всего денежных расходов

Превышение расходов над доходами

Превышение доходов над расходами

Баланс

Баланс



селения в группировке по источникам получения средств и направлением их расходования (таблица 2).


Прожиточный минимум – показатель абсолютного измерения низких доходов населения, обеспечивающих потребление важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

Для расчета прожиточного минимума используется несколько методов:

  1. Стратегический – прожиточный минимум устанавливается на уровне доходов, которые получают 10-20% малоимущих граждан страны.

  2. Нормативный – определяется по фактической стоимости потребительских товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину.

  3. Комбинированный (нормативно-статистический). Питание определяется по нормативам, а остальное по его доле в общих расходах.

  4. Субъективный – на основе социологических опросов о необходимом минимальном доходе.

  5. Ресурсный – исходит из возможности экономики обеспечить прожиточный минимум.

  6. Медианный.

  7. Метод условных расчетов.

  8. Социальный минимум.

К отраслям социальной сферы относятся следующие: образование; здравоохранение; культура и искусство; туризм; физическая культура и спорт; ЖКХ.
Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте определение социальной политики?

  2. Какие основные аспекты планирования уровня жизни населения?

  3. Что показывает баланс доходов и расходов населения и кто занимается его составлением?






  1   2   3



Скачать файл (140.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации