Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы к ГОСам - файл 1.doc


Ответы к ГОСам
скачать (854.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc855kb.29.11.2011 19:46скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Реклама MarketGid:
Загрузка...

1. Пиарология как наука

Всемирный конгресс ассоциации ПР Мехико 97г. – ПР был признан социальной наукой.

Разграничение ПР деят-ти и ПР-рефлексии: в 1м случае мы имеем дело с практич. деят-ю, а во 2м – с наукой по СсО – пиарологией. S’т пиарологии – пиаролог. Пиарология находится на начальном этапе своего становления.

На особенности истор. пути пиарологии оказали влияние след. обстоятельства:

  1. Спиралевидность ее становления, присущая б-ву практически-ориентированных наук от практики к ее обобщению и опять к практике. Классический цикл формир. Науч. дисциплины – от теории к практике, в пиарологии – наоборот.

  2. Соц. наука – изучает общество, связана с анализом функционирования организма в соц. сфере и с изучением динамики массового сознания

  3. Пиарология является информационной коммуникативной дисциплиной, принадлежащей к сообществу соц. наук. Основанием, на кот. строятся все конструкции ПР является информация: вербальная и невербальная, воспринимаемая на сознательном и бессознательном уровнях, рациональная и эмоциональная, поэтому в закрытых тоталитарных системах ПР заменены пропагандой. В числе наук, имеющих отношение к формир. ее теор. базиса 1е место принадлежит теории коммуникаций.

  4. Пиарология – наука прикладной ориентации, она ориентирована на практику формирования эффективного публичного дискурса соц. субъекта. Поэтому, подобно большинству технологических наук, она может рассматриваться как технологическая дисциплина. Пиаролог исследует такой предмет, как технология формирования и продвижения имиджа, технология конструирования события, технология разработки программы ПР акции и т.д.

  5. Наука о СсО может рассматриваться как комплексная, интегральная отрасль знаний, возникающая на стыке множества фундаментальных и прикладных наук (теор. коммуникаций, теор. менеджмента, психология, социология, политология и др). Эта комплексность науки вытекает из комплексности практики + особенности истор. становления ПР, + специфика обслуживания ее специалистов

^ Пиарология – соц. наука прикладной направленности, имеющая комплексную, междисциплинарную природу и находящаяся на этапе своего формирования

Объект и предмет пиарологии:

Объектом науки по СсО, как социальной науки является соц. реальность, но поскольку пиарология – это информационно-коммуникационная наука, то ее объект – соц. коммуникация. Предметом пиарологии, как воспроизведением реальности на абстрактном уровне является ПР, как совокупность соц. практик.

^ Виды пиарологии:

На основании целей, задач и функций может быть выделена фундаментальная и прикладная пиарология. 1) Фундаментальная – направлена на построение и совершенств-е теор. и методологии, на обогащение основ самой науки. Фундаментал. теории ПР должны быть ориентированы на решение научных проблем. Фундаментал. исследования отвечают на 2 вопроса: что познается и как познается. 2) Прикладная пиарология направлена на изучение вопросов организации ПР практик, на решение актуальных вопросов Пр: для кого познается и как сделать. Задача – найти способы достижения поставленных практических целей.

По предметному критерию пиарологию можно структурировать на отраслевые дисциплины, имеющие своим предметом ПР в специфич. Сферах деятельности (полит. пиарология, экономическая пиарология и т.д.) Сущ-ет также историч. пиарология, направленная на изучение истории функционирования ПР, как специфич. Вида деятельности.

Научный статус пиарологии – наиболее точным является понимание пиарологии как социальной «теории среднего уровня» (Р. Мертон). Ф-ция теории среднего уровня – выступать в качестве посредником м/д малыми раб. гипотезами, развертывающихся в повседневных исследованиях и широкими теоретическими обобщениями. Цель теории сред. Уровня – обеспечить связь между эмпирическими и теоретическими уровнями исследования социальной реальности.

^ 6. Сфера ПР. Субъектное пространство ПР и сферы ПР

Сфера ПР – совокупность социальных практик (видов деятельности), связанных с целенаправленным производством и функционированием в обществе эффективных систем публичных коммуникаций соц. субъектов, обеспечивающих прирост ПК последних и оптимизацию их взаимодействия с ЦА

В сферу ПР включается не только собственно ПР, но и сопряженные с ними виды деятельности по производству ПК, регулированию ПР-деят-ти, инф-ю населения или отдельных групп общественности, изучению ПР-практик, включению продуктов ПР в политику, систему управления и принятия решений.

S’е пространства ПР и сферы ПР не совпадают полностью. В сфере ПР взаим-ют одновременно несколько групп разнородных S’ов.

S’е пространство сферы ПР:

  1. S’ы, составляющие S’е измерение ПР (базисные, технологические);

  2. Общественность (внеш. и внутр.), на кот. направлены инф. потоки, образующие публичную коммуникацию

  3. Гос. и негос. институты, кот. формируют нормативно-правовую базу для этой деятельности и осуществляют регулирование и контроль

  4. Проф. сообщества, общ. объединения и ассоциации специалистов в сфере ПР

  5. Институты проф. обучения и повыш. квалификации в сфере ПР

  6. S’ы заним. Изучением сферы ПР

  7. Различные институты диагностики общ. сознания;

  8. S’ы смежных сфер деятельности, кот воздействуют на массовое сознание и способны принимать участие в реализации ПР ф-ций, а также создавать коммуникативные условия для деят-ти S’ов ПР (СМИ, реклам. и маркетинг. службы, агентства коммуникаций)

Т.о., сфера ПР полисубъектна и неоднозначна. Она интегрирует не только различные виды деятельности, связ. с менеджментом ПК, но и совокупность различных типов S’ов имеющих прямое или опосредованное отношение к этой деятельности в данный момент времени и в конкретном обществе. В такой сфере ПР и сущ-ет институт ПР.
^ 7. Институт ПР. Субъектная стр-ра института ПР.

В обществах со­временного типа с развитой системой массовой ком­муникации и представительной демократией среди других социальных институтов присутствует институт паблик рилейшнз как функционирующая в социуме устойчивая, нормативно-закрепленная совокупность ролей и статусов, предназначенная для решения общественно необходимой задачи, а именно, обеспечения эффективных публичных коммуникаций соц. субъектов, направленных на оптимизацию их отношений с ЦО

Ин­ститут паблик рилейшнз в целом отвечает при­знакам СИ. Он имеет соответствующую субъектную структу­ру и вытекающие из нее статусно-ролевые норматив­ные характеристики. Функционирующий институт PR подразумевает наличие устойчивой совокупности ро­лей, в которых выступают различные субъекты, участвующие в обеспечении эффективного партнерского публичного дискурса для всего множества индивидов, общностей, организаций и институтов, желающих уве­личить свой паблицитный капитал.

^ Субъектная структура института ПР:

1.общественность, состоящая из широкой обще­ственности и целевых общественностей (внутренних и внешних для конкретных базисных субъектов PR);

2.предметные базисные субъекты ПР — те индивиды, общности, организации или институты, кому делается PR;

3.функционально-стратегические базисные субъекты PR — те, для кого делается PR;

4.технологические субъекты PR — исполнители данной PR-деятельности;

5.субъекты регламентации деятельности в сфере института PR— нормотворческие и правоприменяющие субъекты: 1) представительные органы государ­ственной власти, которые формируют общую и специализированную нормативно-правовую базу функционирования PR-деятельности; 2) профессиональ­ные ассоциации и прочие профессиональные обще­ственные организации, 3) органы исполнительной вла­сти, осуществляющие контроль за соблюдением пра­вовых норм субъектами PR-деятельности и применя­ющие санкции за нарушения этих норм;

^ 6. субъекты самоуправления и саморегулирования профессиональной PR-деятельности — профессио­нальные сообщества, общественные объединения, ас­социации специалистов в сфере PR;

7. субъекты образования и подготовки кадров для проф. деятельности в сфере PR;

8. субъекты, изучающие и исследующие PR-дея­тельность.




^ 5. Понятие «соц. институт»: анализ исторического аспекта формирования и институционализации

Понятие института было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для х-ки опред. комплекса юридич. норм, регулирующих социально-правовые отношения. В социологии термин «институт» приобрел более широкое толкование и стал обозначать особый тип устойчивой регламентации соц. связей и различных организованных форм соц. регулирования поведения субъектов.

К проблеме соц. института обращались О. Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер

Подход О.Конта вытекал из философии позитивного метода – 1 из осн. объектов соц. анализа – механизм обеспечения солидарности и согласия. Конт противопоставил семью и полит. организацию по функциональным х-кам, став предшественником концепции двойственности соц. структуры Э. Дюркгейма. По Конту, институты, верования и моральные ценности общества взаимосвязаны => объяснение любого соц. явления - описание закономерностей его взаимодействия с др. явлениями. Конт проанализировал важнейшие соц. институты, обозначил их функции и проанализировал концепцию общ-ва в целом

Г. Спенсер - первым употребил термин «соц. институт» - продолжил идеи Конта. Опред. фактор в развитии соц. институтов общ-ва – борьба с соседними общ-ми и с окр. средой за существование. В процессе эволюции общ. организма усложняется его структура и возникает необходимость формирования координирующей подсистемы. Соц. организм состоит из 3х подсистем: регулятивной, производящей средства для жизни, распределительной. Виды соц институтов по спенсеру: институты родства, экономические институты, регулирующие институты. Т.о., соц. институт складывается как выполняющая определенные функции устойчивая структура социальных действий


^ Э. Дюркгейм высказал идею о позитивности общ. институтов, кот. выступают средством самореализации человека. Важна мысль Д. об особых институтах поддержания солидарности в условиях разделения труда – проф. корпорации. Корпорациями Д. называл институты типа проф. организаций, включающих работодателей и работников.

^ Макс Вебер считал, что соц. институт должны изучаться в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентированы на них в своих действиях. В. анализирует институт бюрократии как тип легального господства, обусловленного рациональными соображениями. Бюрократический механизм управления – современный тип администрации.

^ Талкот Парсонс понимал общ-во как систему соц. отношений и соц. институтов (особых ценностно-нормативныз комплексов, регулирующих поведение индивидов в качестве устойчивых конфигураций, образующих статусно-ролевую структуру общества). Институциональной социологией (С. Липсет, Дж. Ландберг, П. Блау, Ч. Миллс) социальное поведение людей рассматривалось в связи с системой соц.-нормативных актов и институтов. Соц. институты – сознательно-регулируемая и организованная форма деятельности массы людей, воспроизведение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций и др. Каждый институт, входящий в соц. структуру организуется для выполнения общественно-значимых целей и функций.

^ Экономическое направление инст. соц. – Т. Веблен – институты – обычаи, преобладающие стереотипы, способы и методы деятельности, укоренившиеся в сознании людей

^ Псих. направление (бихевиоризм) – Дж. К. Хомас – теория соц. обмена – 1 из фундаментальных оснований СсО, по мнен. амер. теоретиков ПР. Соц. институты – относительно устойчивые модели соц. поведения, на поддержание кот. направлены действия многих людей.

^ Ян Щепаньский опред. соц. институт как систему учреждений, в кот. опред. люди, избранные членами группы, получают полномочия для выполнения общественных и безличных функций ради удовлетворения индивид. и обществ. потребностей и ради регулирования поведения др. членов группы.

Д. Гавра Соц. институт – комплекс, охватывающий с одной стороны совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения опред. соц. потребностей, а с др. стороны соц. образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции (взаимодействия) для удовлетворения этой потребности

Общие признаки соц. институтов:

  1. Выделение опред. круга S’ов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер

  2. Определенная организация

  3. Наличие соц. норм, регулирующих поведение людей в рамках данного института

  4. Наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему
^

Ф-ции, кот. соц. институт выполняет в обществе


  1. регулирование деят-ти членов общ-ва в рамках соц. отношений

  2. создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества

  3. обеспечение соц. интеграции и устойчивости общественной жизни

  4. социализация индивидов

Структура соц. института (по Щепаньскому)

  1. цель и сфера деятельности института

  2. ф-ции, предусмотренные д/достиж. цели

  3. нормативно-обусловленные соц. роли и статусы, представленные в структуре института

  4. средства и учреждения для достижения целей и реализации функций

На основе предметного критерия (х-ра задач, вып. институтом) выделяются:

  • Полит. институты (гос-во, партии, армия)

  • Экономич. институты (собственность, налоги, раздел. труда)

  • Инст. родства (брак, семья)

  • Институты духовной сферы (образование, к-ра, МК)

^ 8. ПР как социальный институт

Д. Гавра Соц. институт – комплекс, охватывающий с одной стороны совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения опред. соц. потребностей, а с др. стороны соц. образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции (взаимодействия) для удовлетворения этой потребности

Общие признаки соц. институтов:

  1. Выделение опред. круга S’ов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер

  2. Определенная организация

  3. Наличие соц. норм, регулирующих поведение людей в рамках данного института

  4. Наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему
^

Ф-ции, кот. соц. институт выполняет в обществе


  1. регулирование деят-ти членов общ-ва в рамках соц. отношений

  2. создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества

  3. обеспечение соц. интеграции и устойчивости общественной жизни

  4. социализация индивидов

Структура соц. института (по Щепаньскому)

  1. цель и сфера деятельности института

  2. ф-ции, предусмотренные д/достиж. цели

  3. нормативно-обусловленные соц. роли и статусы, представленные в структуре института

  4. средства и учреждения для достижения целей и реализации функций

^ 1. Наличие цели ПР - формирование эффективной системы коммуникаций соц. субъекта с его общественностью, обеспечивающей оптимизацию взаимодействия со значимыми для него сегментами среды

^ 2. Наличие субъектной сферы - МК

3. Институт PR представляет собой и форму соци­альной организации, в которой каждый вид деятель­ности закреплен за определенным субъектом. При этом термин «организация» имеет три взаимосвязанных ас­пекта: 1) объединение людей, 2) деятельность по упо­рядочению их совместных усилий, 3) свойство объек­та, выражающее уровень упорядоченности. Организа­ция присуща структурам, профессионально работающим на рынке паблик рилейшнз: PR-агент­ствам, пресс-службам, отделам по связям с обществен­ностью и т.д. Институт паблик рилейшнз со­вершает обмен деятельностью и взаимодействует с другими социальными и социально-политическими институтами: ин­ституты представительной демократии, законодатель­ной и исполнительной власти, СМИ, политические партии и т.п.

^ 4. Развитая система нормативного регулирования, фундаментом которой является Конституция РФ. В ней формулиру­ются основные положения, определяющие статус пуб­личной коммуникации и PR в данном обществе, за­крепляются важнейшие политические права и свободы, среди которых право граждан на информацию, право на свободное выражение мнений, другие необходимые права. Следующим элементом нормативной системы, задающей условия существования института PR, яв­ляется система законодательных актов. Среди них вы­делим прежде всего законы о «Средствах массовой информации» и «О рекламе». Также профессио­нально-этические кодексы, декларации, хартии.

^ 3. Цель, субъект, предмет, результат ПР

Исходя из опред ПР, данного М.А. Шишкиной (ПР – управленческая, коммуникативная, рыночная деятельность, направленная на формирование эффективной системы публичных дискурсов социального субъекта, обеспечивающая оптимизацию его взаимодействия со значимыми сегментами соц. среды, т.е. с его общественностью) целью ПР мы будем считать формирование эффективной системы коммуникаций соц. субъекта с его общественностью, обеспечивающей оптимизацию взаимодействия со значимыми для него сегментами среды

Общественность в исходном значении этого термина – это субстанциональный субъект публичной сферы.

Специфику публичной сферы составляют отношения, обладающие свойством публичности. Публичность связана с такими характеристиками, как 1) связь с какой-либо общностью людей (public opinion), 2) предназначение для общего блага и реализации общих интересов (public works, public law), 3) общеизвестность, открытость общему доступу (public library)

Субъектное пространство публичной сферы составляют 2 вида субъектов: субстанциональные субъекты (индивиды и их общности) и институциональные субъекты (соц. организации и институты)

Общественность выступает как совокупность индивидов и их общностей, которые функционируют в публичной сфере и которыми движут общие интересы и ценности, имеющие публичный статус.

Публичный статус связан с 1) открытостью, общедоступностью, 2) с ориентацией на общий интерес

^ Целевая общественность (ПР-общественность) – элемент широкой общественности интересы и ценности которой связаны с рыночной, социально-полит. или какой-либо иной, имеющей публичный статус деятельность соц. субъекта. ЦО делится на внутреннюю (персонал, члены полит. партии, сотрудники админ. органа) и внешнюю (часть ЦО, не связанная непосредственными формальными отношениями с деят-ю S’а)

В основе ПР лежит соц. коммуникация (обмен инф. м/д соц. субъектами):

- публичная коммуникация – вид коммуникации, нацеленный на передачу инф., затрагивающей общ. интерес с одновременным приданием ей публичного статуса;

- непубличная коммуникация – имеет дело с инф., у кот нет публич. статуса (приватные, специальные коммуникации)

S ПР:

1. Базисный

1.1. Предметный (кому дел-ся ПР?)

1.1.1. Прямые (индивиды, соц. общности, организации, институты)

1.1.2. Превращенные (мифологии, идеологии и т.д.)

1.2. Функционально-стратегический (для кого делается ПР?)

2. Технологический (кто делает ПР?)

2.1. Неинституционал. (ПРмэн, не юр. лицо)

2.2. Институц. (ПР агентство, юр. лицо)

2.3. Квазиинституц. (не явл. юр. лицом, но действует в рамках юр. лица)

Предмет ПР – менеджмент паблицит. кап. ПРмэн выступает как предприниматель, работающий на рынке паблицитных капиталлов и осущ. менеджмент соответ. кап-ла своего клиента.

^ ПК – (понятие введено Шишкиной) — это особый вид капитала, которым обладает рыночный субъект, функционирующий в пространстве публич­ных коммуникаций. Этот вид капитала несводим к другим видам, но в существенной мере производен от них. Паблицитный капитал, как и любой другой, представляет собой социальное отношение, связан­ное с собственностью, и сущность его связана с са­мовозрастанием стоимости за счет использования потребительной стоимости, заключенной в соб­ственности. Субъект собственности на паблицитный капитал за счёт его рыночного использования спо­собен осуществить увеличение своей экономиче­ской власти.

Вводя понятие «паблицитного капитала», Шишкина подчеркивает его «способность конвертироваться в другие виды капитала — экономический, политический и другой», говоря о том, что «и они, в свою очередь, могут быть конвертированы в паблицитный капитал».

Таким образом, деятельность по связям с общественностью способствует приросту паблицитного капитала компании, который в свою очередь увеличивает ее экономическую эффективность и прибыли.

^ Нематериальные субстанции ПК: репутация, престиж, привлекат. имидж, + общ мнение

Результат ПР – должен соотносится с его целью и предметом – это совокупность оптимальной коммуникативной среды базисного S’а ПР, + общест. мнения о его деятельности, прирост ПК, эффективный д/S’а ПР публичный дискурс и паблисити

Паблисити – 1) инф., кот. привлекает внимание публики к объекту; 2) заинтересованное внимание публики к объекту; 3) деятельность по завоеванию и удержанию такого внимания

^ Дискурс – соц. процесс, в который включен текст (любое, опирающееся на какой-либо языковой носитель сообщение)

Общественное мнение – заинтересованно ценностное, оценочное отношение соц. субъекта к затрагивающим его интересы дискуссионным и информационно-доступным объектам, функционирующее в форме суждения или поведенческой готовности


^ 2. Общественность как субстанциональный S публичной сферы. ПР-общественность

Исходя из опред ПР, данного М.А. Шишкиной (ПР – управленческая, коммуникативная, рыночная деятельность, направленная на формирование эффективной системы публичных дискурсов социального субъекта, обеспечивающая оптимизацию его взаимодействия со значимыми сегментами соц. среды, т.е. с его общественностью) Последнее понятие (общественность) является принципиальным.

И. Синяева: «Общественность – группа людей, выражающих по какой-либо проблеме определенное мнение, а также реагирующих на событие и возникающие ситуации»

И. Алешина «Общественность – это группа людей 1) оказавшаяся в аналогичной неразрешенной сит., 2) сознающая неопределенность и проблематич. сит., 3) реагирующих опред. образом на сложив-ся ситуацию»

В представленных определениях недостает: 1) общих осознанных интересов и ценностей S’ов социального отношения, 2) статуса публичности, придающего этим S’ам х-р элементов общественности

^ Шишкина: Общественность в исход. Знач. этого термина – это субстанциональный S публичной сферы.

Как об этом пишет Гавра, «Специфику публичной сферы составляют отношения, обладающие свойством публичности». Публичность связана с такими характеристиками, как 1) связь с какой-либо общностью людей (public opinion), 2) предназначение для общего блага и реализации общих интересов (public works, public law), 3) общеизвестность, открытость общему доступу (public library)

Субъектное пространство публичной сферы составляют 2 вида субъектов: субстанциональные субъекты (индивиды и их общности) и институциональные субъекты (соц. организации и институты) Как уже отмечалось, общественность образуется из субстанциональных субъектов.

Общественность выступает как совокупность индивидов и их общностей, которые функционируют в публичной сфере и которыми движут общие интересы и ценности, имеющие публичный статус.

Термин «Публичный статус» мы понимаем в значении, предложенном Ю. Хабермасом, В. Прайсом и Д. Гаврой, как статус, связанный с 1) открытостью, общедоступностью, 2) с ориентацией на общий интерес

Для того, чтобы тот или иной соц. S стал элементом общ-ти, поним. в шир. смысле, необход. след. условия:

  • наличие у него общего интереса (ценности) с др. субъектами;

  • осознание (эмоц. переживание) этого интереса;

  • представленность этого интереса в актуальном публичном дискурсе

  • включенность субъекта в отношения коммуникации

Т.о., у общественности есть 2 важных атрибута: 1) она субъектна и не сущ. Вне субъектов с их индивидуальными сознаниями, 2) она объектна и формир-ся вокруг объекта, имеющего содержание, наполненного общими ценностями

^ Целевая общественность (ПР-общественность) – элемент широкой общественности интересы и ценности которой связаны с рыночной, социально-полит. или какой-либо иной, имеющей публичный статус деятельность соц. субъекта. ЦО делится на внутреннюю (персонал, члены полит. партии, сотрудники админ. органа) и внешнюю (часть ЦО, не связанная непосредственными формальными отношениями с деят-ю S’а)

Рассматривая соотношение понятий «общественность» и ЦО необход. учитывать 3 факта:

  1. В каждый момент времени общ-ть состоит из множества ЦО, организх вокруг актуал. публ. дискурсов

  2. Один и тот же элемент общественности может одновременно быть включенным в разные ЦО

  3. ЦО может образ-ся спонтанно, в силу наличия публ. дискурса и целенаправ. – в рез-те ПР деят-ти
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



Скачать файл (854.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации