Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Инструкция по тех. освидетельствованию ГИМС - файл проект инструкции по тех.осв. мал.судов.doc


Инструкция по тех. освидетельствованию ГИМС
скачать (56.6 kb.)

Доступные файлы (1):

проект инструкции по тех.осв. мал.судов.doc371kb.19.12.2007 11:44скачать

содержание

проект инструкции по тех.осв. мал.судов.doc

  1   2   3
проект

ИНСТРУКЦИЯ




о порядке проведения технического освидетельствования судов, поднадзорных ГИМС МЧС России


2006

О Г Л А В Л Е Н И Е :

Стр.
1.Общие положения……………………………………………………….3

1.1. Область распространения………….…………………………………3

1.2. Определения и пояснения…………………………………………….3

1.3.Условные обозначения и сокращения, принятые в тексте Правил………… ………………………………………………………….. 9

2. Классификация водных бассейнов для плавания поднадзорных ГИМС России судов……………………………………………………………….10

3. Категории и классы поднадзорных ГИМС России судов……………13

4. Формула класса судна ………………………………………………… 15

5. Порядок осуществления технического надзора ……………………. 17

6. Основные технические требования к судам, поднадзорным ГИМС России……………………………………………………………………… 20

6.1. Корпус…………………………………………………………………. 20

6.2. Плавучесть, остойчивость и непотопляемость………………………23

6.3. Устройства и снабжение……………………………………………... 30

6.4. Механические установки (стационарные двигатели, подвесные моторы)……………………………………………………………………. 37

6.5. Общесудовые системы и трубопроводы…………………………… 41

6.6. Электрическое оборудование……………………………………….. 42

6.7. Противопожарная защита…………………………………………… 45

6.8. Парусное вооружение………………………………………………… 49


1. Общие положения

Основная цель разработки настоящей ИНСТРУКЦИИ - выработка основных требований и нормативов, предъявляемых к прогулочным и иным судам, поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС России) для создания условий их безопасной эксплуатации в различных условиях обстановки при осуществлении плавания в бассейнах установленного (разрешенного) разряда.

1.1 Область распространения.

1.1.1. ИНСТРУКЦИЯ распространяется на самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами) и несамоходными судами вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), используемых во внутренних водах;

прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами и плавучими средствами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами) и несамоходными судами вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемыми в целях мореплавания.

поднадзорные ГИМС МЧС России прогулочные (независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости – при осуществлении мореплавания) и иные суда, пассажировместимостью не более 12 человек, валовой вместимостью менее 80 т., с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности, а также гребные лодки грузоподъемностью 100, байдарки - 150, надувные суда 225 и более килограммов.

1.1.2. ИНСТРУКЦИЯ распространяется на указанные выше суда, независимо от формы собственности, с момента её утверждения.

1.1.3. ИНСТРУКЦИЮ допускается применять с согласия ГИМС МЧС России для классификации судов, не перечисленных в п.1.1.1.

1.1.4. ИНСТРУКЦИЕЙ регламентированы требования, при удовлетворении которых судну или другому водному транспортному средству может быть присвоен класс.

1.2 Определения и пояснения.

1.2.1. Б а й д а р к а - легкое узкое низкобортное гребное судно с острыми оконечностями, приводимое в движение двухлопастным веслом.

1.2.2. В а т е р л и н и я (WL или ВЛ) - линия соприкосновения корпуса находящегося на плаву судна с водой. Конструктивная ВЛ - основная расчетная ВЛ, лежащая в основе построения теоретического чертежа и соответствующая полученному расчетом полному водоизмещению. Грузовая ВЛ совпадает с поверхностью воды при полной загрузке судна и соответствует максимально допустимой в эксплуатации осадке. Аварийная ВЛ - действующая ВЛ при получении судном аварийных повреждений корпуса с затоплением отсека (отсеков).

1.2.3. В а л о в а я в м е с т и м о с т ь - полный объем всех помещений судна (в куб. метрах), кроме объемов рулевой рубки, камбуза и туалета.

1.2.4. В о д о и з м е щ е н и е п о л н о е - водоизмещение судна (тонн), оборудованного всеми механизмами и судовыми устройствами, полностью укомплектованного экипажем и пассажирами с багажом, с полным грузом, снабженного ГСМ, водой и продовольствием до положенных норм.

1.2.5. В о д о и з м е щ е н и е п о р о ж н е м - водоизмещение судна (тонн) без груза, ГСМ, воды, судовых запасов, а также без экипажа, пассажиров и багажа.

1.2.6. В о д о н е п р о н и ц а е м о с т ь - характеристика элементов конструкции корпуса и оборудования, которые предотвращают проникновение воды внутрь судна при воздействии струи воды из брандспойта, диаметр выходного отверстия которого составляет не менее 16 мм, на расстоянии 3 м под напором 10 м водяного столба.

1.2.7. В ы с о т а в о л н ы - расчетная высота ветровых волн с обеспеченностью, принятой для водных бассейнов данного разряда.

1.2.8. В ы с о т а б о р т а ( D) - В.б. теоретическая - вертикальное расстояние, измеренное отвесно по борту на миделе от верхней кромки горизонтального киля до верхней кромки бимса палубы ( до верхней кромки борта - для беспалубных судов). В.б. надводного - то же , измеренное от линии предельной осадки до верхней кромки бимса палубы (до верхней кромки борта - для беспалубных судов). В.б. надводного минимальная - наименьшее расстояние от действующей WL до линии палубы или выреза в транце при полном водоизмещении судна.

1.2.9. В ы с о т а т р а н ц а - расстояние, измеряемое в диаметральной плоскости от верхней кромки транца до горизонтальной плоскости, проходящей через нижнюю точку транца в плоскости измерения.

1.2.10. Г л а в н ы й д в и г а т е л ь - механизм, предназначенный для приведения в действие движителей судна.

1.2.11. Г л а в н ы е р а з м е р е н и я - характеристика наружных размеров судна. Д л и н а

(L) - расстояние, измеренное на уровне грузовой WL от передней кромки форштевня до крайней кромки кормовой оконечности судна; ш и р и н а ( В) - наибольшая ширина, измеренная на миделе между наружными кромками шпангоутов; в ы с о т а б о р т а ( D) - см. пункт 1.2.8 ;

о с а д к а (d) - расстояние по вертикали, измеренное на миделе от основной плоскости до грузовой WL.

1.2.12. Г и д р о ц и к л (водный мотоцикл) - бескорпусное водное транспортное средство с механическим двигателем, способное нести на борту одного или несколько человек, предназначенное для скольжения по водной поверхности.

1.2.13. Г о с у д а р с т в е н н а я и н с п е к ц и я по маломерным судам МЧС России - государственный надзорный орган, образованный Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.02.2004 № 47 «О Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации»; Совета Министров РСФСР от 15.06.1984 № 259 с задачей надзора в пределах Российской Федерации за правильным пользованием поднадзорными судами на реках, водохранилищах, других водоемах, во внутренних морских и территориальных водах в целях обеспечения безопасности плавания этих судов, укрепления правопорядка на водоемах, охраны жизни людей на воде и окружающей среды. В соответствии с возложенными на нее задачами ГИМС России осуществляет государственный и технический надзор за судами, классифицирует их, проводит технические первичные и ежегодные освидетельствования и специальные осмотры этих судов по разработанным и утвержденным требованиям и нормативам; разрабатывает другую нормативно-техническую документацию, относящуюся к обеспечению безопасности эксплуатации этих судов, осуществляет контроль за соблюдением этих требований и нормативов всеми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

1.2.14. Г о су д а р с т в е н н ы й и н с п е к т о р по маломерным судам – должностное лицо ГИМС России, осуществляющий функции, перечисленные в пункте. 1.2.13, имеющий право рассматривать дела и налагать административные взыскания от имени органов государственной инспекции по маломерным судам России на граждан и должностных лиц за совершенные правонарушения.

1.2.15. Г р е б н ы е с у д а - суда, имеющие в качестве движителя весла; приводятся в движение, как правило, мускульной силой.

1.2.16. Г р у з о п о д ъ е м н о с т ь - разность между весовым водоизмещением судна порожнем, но имеющего положенное снабжение, полные запасы ГСМ, воды и водоизмещением судна, загруженного до грузовой WL или до плоскости WL соответствующей минимальной высоте надводного борта.

1.2.17. Д е ф о р м а ц и я к о р п у с а - изменение формы и размеров корпуса, вызванное внешними силами или др. воздействиями. Различают Д.к. общую и местную, упругую и пластичную. Д.к. пластичная - бухтины, вмятины и гофры. Б у х т и н а - прогиб листов обшивки, настила палубы, ограниченный соседними балками набора без их деформации.

В м я т и н а - такой же прогиб, но с деформацией подкрепляющего набора. Г о ф р ы - деформация в виде чередующихся удлиненных прогибов, образующих ребристую поверхность.

1.2.18. Д и с т а н ц и о н н о е у п р а в л е н и е - дистанционные: пуск, изменение частоты и направления вращения, а также остановка механизмов. Д.у. подвесным лодочным мотором включает устройства для его запуска (остановки) и поворота), регулирования открытия дроссельной заслонки карбюратора и управления реверсом. Изменение угла атаки винта.

1.2.19. И з д е л и е - механизм, устройство, сосуд под давлением, аппарат, прибор, предмет оборудования и снабжения, на которые распространяются требования Правил.

1.2.20. К а т е р - моторное судно с ДУ, палубой, рубкой или полурубкой.

1.2.21. К о к п и т - вырез или углубление в палубе маломерного судна для размещения экипажа и пассажиров.

1.2.22. К о р п у с с у д н а - оболочечная конструкция, подкрепленная или не подкрепленная набором, обеспечивающая плавучесть, остойчивость судна, прочность, а также возможность размещения людей, грузов, оборудования и снабжения, обусловленного назначением судна.

1.2.23. М а л о м е р н ы е с у д а – самоходные и несамоходные суда, водные транспортные и иные плавсредства (независимо от назначения, конструкции, способа движения и метода поддержания), валовой вместимостью менее 80 р.т., пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт и подвесными моторами независимо от мощности..

1.2.24. М а н е в р е н н ы е э л е м е н т ы - данные, характеризующие способность судна набирать ход, удерживаться на курсе, изменять направление движения, двигаться по инерции и останавливаться.

1.2.25. М е с т о у б е ж и щ а - любая естественно или искусственно защищенная акватория, которая может быть использована для укрытия судна в случае возникновения обстоятельств, угрожающих его безопасности.

1.2.26. М и д е л ь - поперечное сечение корпуса судна, проходящее через середину его длины. М. ш п а н г о у т - линия пересечения наружной поверхности корпуса судна с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей посредине его длины по КВЛ.

1.2.27. М и л я - единица длины при измерении расстояний в море ( 1852,2 метра ).

1.2.28. М о д е р н и з а ц и я - процесс переделки, в результате которого изменяются главные размерения судна или вносятся другие изменения конструктивного характера.

1.2.29. М о р е х о д н ы е к а ч е с т в а с у д н а – плавучесть, остойчивость, непотопляемость, управляемость, ходкость, плавность и амплитуда качки.

1.2.30. М о т о р н а я л о д к а – беспалубное моторное судно, эксплуатирующееся с подвесным лодочным мотором (моторами).

1.2.31. М о т о р н а я н и ш а - водонепроницаемая конструкция у транца маломерного судна, образующая нишу, предназначенная для размещения подвесного лодочного мотора и обеспечения требуемой проектом высоты надводного борта.

1.2.32. М о щ н о с т ь д в и г а т е л я д о п у с т и м а я - предельная величина эффективной мощности стационарного двигателя ( подвесного лодочного мотора) с которым возможна безопасная эксплуатация катера (мотолодки).

1.2.33. Н а д с т р о й к а - закрытое палубой сооружение на верхней палубе, простирающееся от борта до борта или отстоящее от любого из бортов судна на расстоянии не более 4% ширины судна (В).

1.2.34. Н а д у в н о е с у д н о - маломерное судно, корпус которого состоит, в основном, из надувных элементов.

1.2.35. Н а п р я ж е н и е б е з о п а с н о е - напряжение, не представляющее опасности для обслуживающего персонала. Значение напряжения в судовой сети или источника электроэнергии на судне не должно превышать 50 вольт при постоянном токе или 50 вольт между фазами и 30 вольт между фазами и корпусом - при переменном токе.

1.2.36. Н е с а м о х о д н о е с у д н о - судно, способное перемещаться по водной поверхности только посредством его буксировки или толкания.

1.2.37. Н е с у д о х о д н ы й в о д о е м - водоем, не включенный в Перечень (список) внутренних водных путей страны, утвержденный Правительством Российской Федерации.

1.2.38. О б о р у д о в а н и е - устройства, служащие для обеспечения работы механической установки (фильтры, радиаторы, цистерны и т.д.).

1.2.39. О с в и д е т е л ь с т в о в а н и е т е х н и ч е с к о е - технический контроль за объектами надзора, включающий в общем случае: проверку наличия предписанной технической документации, копий сертификатов (знаков) соответствия, клеймения; осмотры, измерения, проверку в действии и испытания объектов надзора; выдачу документов по результатам освидетельствования.

1.2.40. О с н о в н а я п л о с к о с т ь - горизонтальная плоскость, перпендикулярная диаметральной плоскости и плоскости мидель-шпангоута, проходящая через точку их пересечения с внутренней поверхностью днищевой обшивки у киля (для маломерных судов с металлической обшивкой) или через точку их пересечения с внешней поверхностью днищевой обшивки у киля (для маломерных судов с обшивкой из других материалов).

1.2.41. О т к р ы т о е (беспалубное) с у д н о - судно, не имеющее водонепроницаемой палубы, равнопрочной с бортом. Разновидность - ч а с т и ч н о о т к р ы т о е судно-судно с кокпитом или грузовым трюмом, не имеющее водонепроницаемого закрытия.

1.2.42. О т к р ы т ы е о т в е р с т и я - отверстия в палубе или бортах маломерного судна, не имеющие прочных водонепроницаемых закрытий.

1.2.43. О т с е к - часть внутреннего объема корпуса маломерного судна, ограниченного днищем, бортами, продольными, поперечными водонепроницаемыми переборками и палубой (если она имеется) или верхней кромкой борта (если палуба отсутствует).

1.2.44. П а л у б а - водонепроницаемое горизонтальное перекрытие в корпусе и надстройках судна, простирающееся по всей их длине.

1.2.45. П а р у с н о е с у д н о (парусно-моторное судно, яхта) - судно с парусным вооружением и парусом в качестве основного судового движителя. Парусно-моторное судно, кроме того, имеет стационарный двигатель или подвесной мотор.

1.2.46. П а с с а ж и р - всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа.

1.2.47. П а с с а ж и р о в м е с т и м о с т ь - количество пассажиров, разрешенное к перевозке на маломерном судне.

1.2.48. П е р е г о н - эпизодическое (разовое) плавание маломерного судна за пределами установленного ему района плавания (бассейна).

1.2.49. П е р е х о д - плавание маломерного судна в пределах установленного района плавания (бассейна).

1.2.50. П е р п е н д и к у л я р ы ( н о с о в о й,к о р м о в о й ) - вертикальные линии в диаметральной плоскости, проходящие соответственно через носовой и кормовой концы длины судна (L).

1.2.51. П л а в у ч е с т и б л о к - конструктивный элемент внутри корпуса маломерного судна в виде сплошного блока из материала, имеющего плотность менее единицы.

1.2.52. П л а в у ч е с т и з а п а с - объем непроницаемой для воды надводной части маломерного судна, расположенный выше действующей ВЛ.

1.2.53. П р о г у л о ч н о е с у д н о - некоммерческое судно, предназначенное для безопасного отдыха на воде.

1.2.54. Р е г и с т р о в а я т о н н а - единица измерения регистровой вместимости судов, равная 100 куб.футам (2,83 куб.метра).

1.2.55. Р у б к а - закрытое палубой сооружение на верхней палубе или палубе надстройки, отстоящее хотя бы от одного из бортов на расстояние более 4% ширины судна ( В) и имеющее двери, окна или другие подобные отверстия в наружных переборках.

1.2.56. Р у л е в о й п р и в о д (румпельный, секторный, винтовой) - механизм, назначение которого заключается в передаче усилий к рулю.

1.2.57. Р у л е в о е у с т р о й с т в о - устройство, обеспечивающее поворот судна. Как правило имеет : рулевой привод, ручной штурвал, передачи (штуртросовые, цепные или иные),указатели положения пера руля (аксиометры) и т.д.

1.2.58. С п а с а т е л ь н ы е с р е д с т в а (индивидуальные и коллективные) - средства, входящие в снабжение судна, предназначенные для спасения экипажа и пассажиров в случае затопления судна (спасательные нагрудники, пояса, жилеты, круги, плоты, плотики и т.д.).

1.2.59. С у д н о с е р т и ф и ц и р о в а н н о е - прогулочное судно, имеющее копию сертификата (знак) соответствия, полученную изготовителем в установленном законодательством порядке.

1.2.60. С у д н о в п о с т р о й к е - строящееся маломерное судно со времени закладки киля или подобной стадии постройки до времени получения судового билета в органах ГИМС России.

1.2.61. С у д н о в э к с п л у а т а ц и и - маломерное судно, не находящееся в постройке или капитальном ремонте.

1.2.62. С у д о в л а д е л е ц - физическое или юридическое лицо, являющееся собственником судна либо осуществляющее права владения, пользования и распоряжения им на основании, предусмотренным законом или договором и представляющее интересы свои или собственника в органах ГИМС.

1.2.63. С у д о в ы е с и с т е м ы - совокупность специализированных судовых трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами, устройствами и емкостями.

1.2.64. С у д о в ы е у с т р о й с т в а - совокупность приспособлений и механизмов, обеспечивающих различные потребности судна. Различают общесудовые (рулевое, якорное, швартовное, буксирное, леерное) и специальные устройства (промысловые, добывающие, для проведения изыскательских, дноуглубительных работ и т.д.).

1.2.65. У г о л з а л и в а н и я ( Θ зал) - наименьший угол крена, при достижении которого начинается заливание водой внутренних помещений судна через отверстия, считающиеся открытыми.

1.2.66. У г о л о п р о к и д ы в а н и я ( Θ опр) - угол крена, при достижении которого под действием динамически приложенного кренящего момента судно опрокидывается.

1.2.67. Э к и п а ж с у д н а - коллектив людей, обеспечивающий управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна.

1.3 Условные обозначения и сокращения, принятые в тексте Правил.

АБ - аккумуляторная батарея

ВЛ (WL) - ватерлиния

ВРШ - винт регулируемого шага

ВФШ - винт фиксируемого шага

ГБО - газобаллонное оборудование

ГВЛ - грузовая ватерлиния

ГИМС - государственная инспекция по маломерным судам

ГОСТ - государственный стандарт

ГУ ГИМС - Главное управление ГИМС России

ГСМ - горюче-смазочные материалы

ГЭУ - главная энергетическая установка

ДВС - двигатель внутреннего сгорания

ДГ - дизель-генератор

ДП - диаметральная плоскость

ДУ - дистанционное управление

ЗИП - запасные инструменты и приспособления

КВЛ - конструктивная ватерлиния

КВП (СВП) - катер (судно) на воздушной подушке

КИП - контрольно-измерительные приборы

КПК (СПК) - катер (судно)на подводных крыльях

кВт - киловатт (единица мощности 1 кВт = 1,36 л.с.)
^

КПД - коэффициент полезного действия


МППСС - международные правила предупреждения

столкновения судов

ОП - основная плоскость

ПЛМ - подвесной лодочный мотор

ППВВП - правила плавания по внутренним водным путям

ТУ - технические условия

ЦБС - центр бокового сопротивления

ЦВ - центр величины

ЦМ - центр масс

ЦП - центр парусности

ЦТ - центр тяжести
^

ЭДС - электродвижущая сила


2. Классификация водных бассейнов для плавания поднадзорных ГИМС России судов.

2.1. Классификация водных бассейнов для плавания судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, осуществляется в зависимости от преобладающих в этих бассейнах гидрометеорологических условий, удаленности бассейнов от портов (убежищ) и режима судоходства, при этом подразумевается, что указанные бассейны свободны ото льда.

2.2. Допуск судна, с дополнительными ограничениями по удалению от берега, высоте волны и времени суток, к эпизодическому плаванию в бассейнах, а также принятие решения о возможности и условиях перегона судна через бассейны, имеющие разряд выше предусмотренного классом этому судну, осуществляется по результатам проведения ежегодного или специального (внеочередного) осмотра и при предоставлении судовладельцем (судоводителем) обоснованного плана мероприятий, гарантирующих безопасность плавания на этот период.

2.3. В зависимости от р е ж и м а с у д о х о д с т в а водные бассейны делятся на:

2.3.1. Бассейны с морским режимом судоходства, где действуют Международные правила предупреждения столкновения судов в море.

2.3.2. Бассейны с внутренним режимом судоходства, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям.

2.3.3. Несудоходные бассейны.

2.4. В зависимости от удаленности портов (убежищ) и гидрометеоусловий водные бассейны делятся на:

морские;

прибрежные;

внутренние водные бассейны.

2.4.1. Морские водные бассейны в зависимости от условий плавания делятся на :

бассейны І категории – морские районы с высотой волны 3%-ной обеспеченности 8,5 м, с удалением от места убежища не более 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 400 миль;

бассейны ІІ категории – морские районы с высотой волны 3%-ной обеспеченности 7,0 м, с удалением от места убежища не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль;

бассейны II СП – смешанные (река-море) районы с высотой волны 3%-ной обеспеченности 6,0 м, с удалением от места убежища:

в открытых морях не более 50 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 100 миль;

в закрытых морях не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль;

бассейны ІІІ категории – районы с высотой волны 3%-ной обеспеченности 3,5 м, с максимально допустимым удалением от места убежища до 50 миль.

2.4.2. Прибрежные морские (в пределах не более 12 миль от побережья) и внутренние водные бассейны для целей настоящих Правил делятся на:

2.4.2.1. Б а с с е й н ы 1 р а з р я д а (прибрежные морские и внутренние водные бассейны с высотой волн 3,0 метра 3% -ной обеспеченности).

2.4.2.2. Б а с с е й н ы 2 р а з р я д а (внутренние водные бассейны с высотой волн 2,0 метра 1%-ной обеспеченности ).

2.4.2.3. Б а с с е й н ы 3 р а з р я д а (внутренние водные бассейны с высотой волн 1,2 метра 1%-ной обеспеченности ).

2.4.2.4. Б а с с е й н ы 4 р а з р я д а (внутренние водные бассейны с высотой волн 0,6 метра 1%-ной обеспеченности ).

2.4.2.5. Б а с с е й н ы 5 р а з р я д а (внутренние водные бассейны с высотой волн 0,25 метра 1%-ной обеспеченности ).

2.5. К бассейнам 1 р а з р я д а отнесены:

прибрежные морские воды;;

озера - Байкал, Ладожское, Онежское;

реки - р.Енисей (от Усть-Порта до северной оконечности Бреховских островов), Обская губа (от Нового Порта до линии м.Каменный-м.Трехбугорный), Тазовская губа (от м.Поворотный до Обской губы).

2.6. К бассейнам 2 р а з р я д а отнесены:

озера - Выгозеро, Телецкое (от м.Ажин до устья р. Чулышман);

водохранилища - Братское (по р.Ангаре от п.Н.Бархатово до плотины Братской ГЭС; по р.Оке от п.Топорок до устья; по р.Ие от 45 км.до устья), Волгоградское (от Увекского моста до плотины Волгоградской ГЭС ), Воткинское (от пристани Частые до плотины Воткинской ГЭС), Зейское (от 180 до 65 км), Камское (от г.Березники до плотины Камской ГЭС), Красноярское (по р.Енисей от пристани Черногорск до плотины Красноярской ГЭС, по р.Тубе от д.Николо-Петровка до устья), Куйбышевское (по р.Волге от п.Камское Устье до плотины Куйбышевской ГЭС,по р.Каме от Чистополя до п. Камское Устье), Новосибирское (от г.Камень-на-Оби до плотины Новосибирской ГЭС), Рыбинское (за исключением северной части от г.Череповца до д.Вичелово), Цимлянское (от Пятиизбянских рейдов до плотины Цимлянской ГЭС);

реки - Амур (от г.Николаевска-на-Амуре до линии с.Астрахановка-с.Субботино), Дон (от г.Азова до п.Таганрог), Енисей (от г.Игарка до Усть-Порта), Колыма(от пос.Михалкино до м.Медвежий), Лена (от Быкова Мыса до п.Тикси), Мезень (от устья р.Большая Чеца до Мезенского приемного буя), Печора (от о-ва Алексеевский до линии м.Болванский Нос – сев.оконечность о-ва Ловецкий), Сев.Двина (по Маймаксанскому рукаву от с.Лапоминка до южной оконечности о-ва Мудьюгский, по Мурманскому рукаву до о-ва Кумбыш);

канал - Волго-Каспийский (от буя № 217 - 146 км - до Астраханского приемного маяка;

перегрузочные рейды устьев рек Индигирка, Оленек, Яна в районах приемных буев баров;

2.7. К бассейнам 3 р а з р я д а отнесены:

озера: Белое, Ильмень, Кубенское, Псковское, Телецкое (от п.Артыбаш до м.Ажин), Чудское;

водохранилища: Веселовское, Горьковское, Зейское (от 65 км до плотины и выше 180 км.), Иваньковское, Иркутское, Краснодарское, Красноярское (по р.Енисей от п. Усть-Абакан до пристани Черногорск, по р.Дербино от 30 км до устья,по р.Езагаш от 20 км до устья, по р.Сисим от 20 км до устья, по р.Сыде от 25 км до устья, по р.Тубе от п.Городок до д.Николо-Петровка), Рыбинское (от г.Череповца до д.Вичелово),Саратовское (от Сызранского моста до плотины Саратовской ГЭС), Угличское, Шекснинское;

реки: Алдан (от п.Усть-Мая до устья), Амур (от г.Благовещенска до г. Николаевска-на-Амуре), Ангара (от плотины Иркутской ГЭС до п.Н.Бархатово), Волга (от г.Твери до п.Коприно, от плотины Рыбинской ГЭС до п.Камское Устье, от плотины Куйбышевской ГЭС до Увекского моста, от плотины Волгоградской ГЭС до п.Бертюль), Дон (от г.Ростова-на-Дону до г.Азова), Енисей (от плотины Красноярской ГЭС до г.Игарка), Индигирка (от п.Дружина до о-ва Немкова), Иртыш (от г.Омска до устья), Ия (от 180 до 45 км), Кама (от плотины Камской ГЭС до пристани Частые, от плотины Воткинской ГЭС до г.Чистополя), Колыма (от п.Зырянка до п.Михалкино), Лена (от устья р.Витим до с.Жиганск), Мезень (от г.Мезень до устья р.Б.Чеца), Нева (от истока до границы внутренних водных путей: по р.Б.Нева - мост л-та Шмидта, по р. М.Нева - створ Тополевской улицы, по р.Б.Невка - створ стрелки Елагина о-ва, по р.С.Невка - верхний мысок устья р.Чухонки, по р.М.Невка - Петровский мост), Обь (от плотины Новосибирской ГЭС до п.Салемал и до Ямсальского бара по Хаманельской Оби), Ока (приток р.Ангары: от 330 км до п.Топорок), Печора (от с.Усть-Цильма до о-ва Алексеевский, включая зал.Васильково), Свирь, Сев.Двина (от устья р.Пинеги до с.Лапоминка по Маймаксанскому рукаву), Селенга, Яна (от п.Янский до п. Уэдей);

каналы: Беломорский входной канал до приемного буя,Волго-Каспийский канал (от п.Красные Баррикады до буя № 217);

заливы: Вислинский и Калининградский (включая Калининградский морской порт и канал до линии, соединяющей головы северного и южного молов порта Балтийск), Куршский (до границы территориальных вод), Невская губа (от границы внутренних водных путей до дамбы, вдоль линии Горская-Кронштадт-Ломоносов);

гавань Выборгского морского торгового порта.

2.8. К бассейнам 4 р а з р я д а отнесены:

водохранилище: Воронежское;

реки: Алдан (от верховьев до п.Усть-Мая), Амур (от верховьев до г.Благовещенска), Волга (от верховьев до г.Твери), Дон (от верховьев до Пятиизбянских рейдов и от плотины Цимлянской ГЭС до г.Ростова-на-Дону), Енисей (от верхоьев до п. Усть-Абакан), Индигирка (от верховьев до п.Дружина), Иртыш (от верховьев до г.Омска), Ия (от верховьев до 180 км), Кама (от верховьев до г.Березники), Колыма (от верховье в до п.Зырянка), Лена (от верховьев до устья р.Витим), Маныч (от плотины Веселовского водохранилища до устья), Мезень (от верховьев до г. Мезень), Обь (от верховьев до г.Камень-на-Оби), Ока (приток р.Ангары-от верховьев до 330 км), Оленек (от верховьев до п.Усть-Оленек), Печора (от верховьев до с.Усть-Цильма), Сев.Двина (от верховьев до устья р.Пинеги), Яна (от верховьев до п.Янский);

озера, водохранилища, каналы и реки, не поименованные выше, но соответствующие условиям пункта 2.4.2.4.

2.9. К бассейнам 5 р а з р я д а отнесены:

несудоходные бассейны, отвечающие условиям пункта 2.4.2.5.

2.10. Примечание:

разряды бассейнов 1 - 4 соответствуют разрядам "М","О","Р","Л" по классификации Российского Речного регистра;

участки с морским режимом судоходства начинаются от границы внутренних водных путей.

3. Категории и к л а с с ы поднадзорных ГИМС России судов.

Основой классификации судов, поднадзорных ГИМС России являются:

район плавания (с учетом допустимой высоты волны и удаления от места убежища или берега);

способ движения, наличие и вид двигательной установки, метод поддержания;

конструктивное исполнение и мореходные качества судна;

3.1. В соответствии с классификацией бассейнов, в зависимости от конструкции, мореходных качеств и технического состояния судну присваивается категория или класс.

3.2.Прогулочным судам, осуществляющим плавание в морских водных бассейнах, присваивается одна из следующих категорий:

I категория – судам, отвечающих требованиям для плавания в бассейнах всех категорий;

ІІ категория – судам, отвечающим требованиям для плавания в морских бассейнах не выше ІІ категории;

II СП категория - судам, отвечающим требованиям для плавания в морских бассейнах не выше ІІ СП категории;

ІІІ категория – судам, отвечающим требованиям для плавания в морских бассейнах не выше ІІІ категории.

3.3. Прогулочным и иным судам, поднадзорным ГИМС России, прибрежного морского и внутреннего плавания присваивается один из следующих классов:

3.3.1. С у д н о 1 к л а с с а. Разрешено плавание:

для п а л у б н ы х судов - в бассейнах 1 и 2 разрядов при высоте волны до 1,8 метра и с удалением от места убежища до 12 морских миль (в бассейнах 1 разряда) и до 25 км (в бассейнах 2 разряда); в бассейнах 3-5 разрядов - без ограничений;

для б е с п а л у б н ы х судов - в бассейнах 1, 2 и 3 разрядов при высоте волны до 1 метра, с удалением от берега до 2 морских миль (в бассейнах 1 разряда) и до 5 км (в бассейнах 2 и 3 разрядов); в бассейнах 4-5 разрядов - без ограничений.

3.3.2. С у д н о 2 к л а с с а . Разрешено плавание:

для п а л у б н ы х судов - в бассейнах 1 и 2 разрядов при высоте волны до 1,5 метров и с удалением от места убежища до 6 морских миль (в бассейнах 1 разряда) и до 12 км (в бассейнах 2 разряда); в бассейнах 3-5 разрядов - без ограничений;

для б е с п а л у б н ы х судов - в бассейнах 2 и 3 разрядов при высоте волны до 0,5 метра с удалением от берега до 2 км; в бассейнах 4 разряда при высоте волны до 0,6 метра с удалением от берега до 6 км, в бассейнах 5 разряда - без ограничений.

3.3.3. С у д н о 3 к л а с с а. Разрешено плавание:

для п а л у б н ы х судов - в бассейнах 2 разряда при высоте волны до 1 метра с удалением от места убежища до 5 км; в бассейнах 3 разряда - при

высоте волны до 1,2 метра с удалением от места убежища до 10 км; в бассейнах 4 и 5 разрядов – без ограничений;

для б е с п а л у б н ы х судов - в бассейнах 3 разряда при высоте волны до 0,5 метра с удалением от берега до 2 км; в бассейнах 4 разряда - при высоте волны до 0,6 метра с удалением от берега до 6 км; в бассейнах 5 разряда - без ограничений.

3.3.4. С у д н о 4 к л а с с а. Разрешено плавание:

для п а л у б н ы х судов - в бассейнах 3 разряда при высоте волны до 0,5 метра с удалением от места убежища до 6 км; в бассейнах 4 разряда - при высоте волны до 0,6 метра с удалением от места убежища до 10 км; в бассейнах 5 разряда – без ограничений;

для б е с п а л у б н ы х судов - в бассейнах 4 разряда - при высоте волны до 0,25 метра с удалением от берега до 0,5 км; в бассейнах 5 разряда - при высоте волны до 0,25 метра с удалением от берега до 2 км.

3.3.5. С у д н о 5 к л а с с а. Разрешено плавание:

для п а л у б н ы х судов - в бассейнах 5 разряда - без ограничений;

для б е с п а л у б н ы х судов - в бассейнах 5 разряда - при высоте волны до 0,2 метра с удалением от берега до 0,5 км.

3.4. Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России может присвоить, снять, подтвердить или восстановить утраченные категорию или класс поднадзорному судну в зависимости от результатов проведенного технического освидетельствования (специального осмотра). Наличие категории или класса означает, что техническое состояние судна удовлетворяет требованиям ГИМС.

3.5. Судно у т р а ч и в а е т категорию или класс в случаях:

переоборудования или проведения модернизации без предварительного согласования с органами ГИМС;

получения судном аварийных повреждений;

получения судном по результатам технического освидетельствования (специального осмотра) оценки "запрещенное к эксплуатации".

При оценке технического состояния судна «ограниченно годное» категория или класс этому судну могут быть снижены.

3.6. Для в о с с т а н о в л е н и я категории или класса судно предъявляется к освидетельствованию (осмотру) после устранения причин, вызвавших их утрату.

4. Формула класса судна.

4.1. Класс судна описывается формулой, определяющей его конструкцию и условия эксплуатации.

4.2. Ф о р м у л а класса записывается в виде кода, знаки которого разделяются точками.

4.2.1. Первый знак кода означает тип судна по способу движения и наличию двигательной установки: 1 - катер; 5 – гидроцикл (водный мотоцикл); 2 - моторная лодка; 6 - гребное судно; 3 - парусное судно; 7 - несамоходное судно, 4 - парусно-моторное судно; "П" – судно на воздушной подушке

"К" – судно на подводных крыльях


4.2.2. Второй знак кода указывает на наличие (или отсутствие) у судна водонепроницаемой палубы:

1 - суда, имеющие водонепроницаемую палубу;

0 - открытые (беспалубные) суда.

4.2.3. Третий знак кода указывает класс судна соответствующий разряду бассейна, где его разрешено эксплуатировать, при этом буквенный индекс у третьего знака обозначает режим судоходства в бассейне.

М - морской, В - внутренний, Н - несудоходный.

Примечание: в формуле класса морского прогулочного судна после третьего кодового знака «М» указывается категория допустимого района плавания (бассейна).

4.2.4. Четвертый знак кода указывает общее допустимое количество людей на борту судна (экипажа и пассажиров).

4.2.5. Пятый знак кода указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт.

4.2.6. Шестой знак кода указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. При этом, если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается – шестой знак в формуле не ставится.

4.2.7. Примеры записи формулы класса:

1.1.МІІІ.10.50. - катер, имеет водонепроницаемую палубу, морского района плавания третьей категории сложности, допускает размещение на борту не более 10 человек, имеет ограничение по мощности главного двигателя 50 кВт, парусного вооружения не предусмотрено.

4.1. МIII.10.50.60 – парусно-моторное судно, имеет водонепроницаемую палубу, морского района плавания третьей категории сложности, допускает размещение на борту не более 10 человек, с ограничением по мощности главного двигателя до 50 кВт и по парусности до 60 кв. метров.

1К.1.М1.6.50 - катер на подводных крыльях, имеющий водонепроницаемую палубу, с разрядом плавания "1", в бассейнах с морским режимом судоходства, допускающий размещение на борту 6 человек и ограничением по мощности главного двигателя 50 кВт ;

2.0.2В.4.40 - моторная беспалубная лодка, с разрядом плавания "2" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, допускающая размещение на борту 4 человек и ограничением по мощности двигателя - 40 кВт ;

6.0.5Н.2. – гребная (беспалубная) лодка, с разрядом плавания "5" в несудоходных бассейнах, допускающая размещение на борту 2 человек ;

7.1.4В.4 - несамоходное судно, имеющее водонепроницаемую палубу, с разрядом плавания "4" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, разрешено размещение на борту судна при движении до 4 человек ;

7.0.4В.0 - несамоходное беспалубное судно с разрядом плавания "4" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, размещение людей на борту судна при движении запрещено.

5.0.3М.3 - гидроцикл с разрядом плавания "3" в бассейнах с морским режимом судоходства, допускающий размещение на нем 3 человек.

5.0.4В.2 - гидроцикл с разрядом плавания "4" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, допускающий размещение на нем 2 человек.

4.2.8. Порядок внесения формулы класса в регистрационные и судовые документы.

4.2.8.1. Формула класса вносится в:

Судовой билет – в графу «Район (условия плавания)»;

Судовую книгу - в раздел «Особые отметки и основания для снятия судна с учета»;

Регистрационную карточку – заявление владельца судна – в начало графы «Район (зона) и условия плавания» (записывается дополнительно по результатам первичного технического освидетельствования).

4.2.8.2. При изменении формулы класса судну, вновь установленная формула вносится в судовой билет (раздел «Особые отметки и дополнительные сведения»), Судовую книгу и Регистрационную карточку-заявление владельца судна, с заверением записей подписью должностного лица ГИМС.

4.2.8.3. При утрате класса судном, в регистрационных и судовых документах формула класса зачеркивается чернилами горизонтальной тонкой линией, делается запись «утрачено» и ставится подпись (штамп) должностного лица ГИМС.

4.2.8.4. В случаях применения п. 2.2. настоящих Правил, необходимые записи с указанием конкретных ограничений вносятся в указанные регистрационные и судовые документы должностным лицом ГИМС и заверяются его подписью.

5. Порядок осуществления технического надзора.
5.1. Технический надзор осуществляется должностными лицами государственных инспекций по маломерным судам субъектов Российской Федерации (далее – территориальные ГИМС) в соответствии с Правилами технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, которые утверждены приказом МЧС России от 29.06.2005 № 501.

5.2. Пользование поднадзорными ГИМС МЧС России судами, состояние которых угрожает безопасности их эксплуатации, окружающей природной среде и безопасности судоходства запрещается в установленном порядке.

5.3. Технический надзор за судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе эксплуатации, а также классификацию судов, проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и специальных осмотров.

5.4. При первичном техническом освидетельствовании устанавливаются обязательные условия, нормы и технические требования по грузоподъемности и пассажировместимости судна, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), высоте волны, при которой судно может плавать, надводному борту, осадке, оснащению (снабжению) спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. Установленные условия и нормы вносятся в судовой билет судна и в судовую книгу.

5.5. Количество индивидуальных спасательных средств на судне должно соответствовать установленной норме по пассажировместимости. Эти средства (круги, жилеты или нагрудники) должны соответствовать требованиям стандартов.

5.6. Установленные на судне отличительные огни, звуковые и световые сигналы должны соответствовать требованиям Правил плавания по внутренним водным путям (ППВВП) или Международных правил предупреждения столкновения судов в море (МППСС).

5.7. При ежегодном техническом освидетельствовании проверяется неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения (снабжения) в соответствии с установленными нормами, уточняются условия эксплуатации.

5.8. Техническое освидетельствование проводится на пунктах технического осмотра подразделений территориальных государственных инспекций или непосредственно в местах базирования (стоянки) с предъявлением судового билета. Место, время, организация работы пунктов технического осмотра и графики проведения технического освидетельствования доводятся до сведения судовладельцев.

5.9. Техническое освидетельствование судна проводится, как правило, на плаву. В необходимых случаях государственный инспектор по маломерным судам (далее – государственный инспектор) вправе потребовать от судовладельца создания дополнительных условий (создание крена, дифферента или подъема судна на берег) для объективного заключения.

5.10. Оценка технического состояния судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке и электрооборудованию, а для судов индивидуальной постройки (не сертифицированных) – также по мореходным качествам.

Для подготовки к техническому освидетельствованию, техосмотру судоводитель вправе проходить техническое и инструментальное обслуживание, переоборудование, ремонт и т.д. в организациях имеющих установленные лицензии, сертификаты на право соответствующей деятельности. Акты и другие документы, выданные этими организациями, должностные лица государственных инспекций по маломерным судам могут использовать при проведении технического освидетельствования и техосмотрах. В случаях, когда должностные лица государственных инспекций по маломерным судам в заключениях и выводах данных организаций определяют несоответствие данных или другой информации они имеют право на выдачу своего заключения, а также направления судовладельца в другие организации для выдачи независимой экспертизы.

5.11. Для определения годности судна к плаванию предусматривается три оценки его технического состояния: «годное», «ограниченно годное», «запрещенное к эксплуатации». Оценка технического состояния судна в целом устанавливается по низшей оценке одного из элементов, перечисленных в первой части настоящего пункта.

5.12. Суда, имеющие оценку технического состояния «ограниченно годное», могут быть допущены к плаванию с ограничениями, обеспечивающими безопасность плавания по:

волновому режиму;

району плавания и удалению от берега;

допустимой мощности двигателя;

грузоподъемности и пассажировместимости;

площади парусов.

Установленные ограничения вносятся в судовую книгу и судовой билет.

5.13. Оценка технического состояния судна вносится в судовой билет и заверяется подписью должностного лица, проводившего техническое освидетельствование. На судно, получившее оценку «запрещенное к эксплуатации», составляется акт, один экземпляр которого передается судовладельцу. После устранения указанных в акте замечаний судно может быть предъявлено к повторному техническому освидетельствованию на общих основаниях.

5.14. Специальные осмотры проводятся после ремонта, переоборудования и аварии судов, а также по просьбе судовладельца. Результаты осмотра оформляются актом, один экземпляр которого передается судовладельцу.

5.15. Должностные лица территориальных ГИМС имеют право запрещать пользование поднадзорными судами при наличии следующих технических неисправностей:

5.15.1. По корпусу:

имеется деформация корпуса по основным плоскостям (днище, борта), затрудняющее движение (определяется на ходу, но не более 10% плоскости), конструктивные изменения и разрушения в переборках, транцевой плиты др. силовых конструкциях, влекущие ослабление конструкций;

конструктивные изменения корпуса влекущее за собой существенное изменение тактико-технических характеристик паспорта судна завода изготовителя(организаций);

имеются свищи, пробоины набора и обшивки (независимо от местонахождения);

отсутствуют или разгерметизированы предусмотренные конструкцией судна гермоотсеки и воздушные ящики.

  1. 5.15.2. По рулевому устройству:

  2. не соответствие требований изготовителя к РУ по типу судна,

двигателя, установки;

использование штуртроса на судах с двигателями свыше 40 л.с., кроме случаев специального изготовления и сертифицированных для конкретного судна или типа судов;

не обеспечивается полный угол перекладки руля (35˚ на борт), затруднено вращение рулевого штурвала;

повреждены перо руля или детали рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), имеются разрывы каболок штуртроса;

отсутствуют предусмотренные конструкцией детали крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки и т.п.).

5.15.3. По двигателю, подвесному мотору:

  1. топливо подтекает, из бензобаков, топливного шланга, системы

питания, в поддон;

  1. существенная выработка опорных подшипников, деталей

поршневой группы (характерный звон в блоке цилиндров)

  1. имеется значительная вибрация;

  2. отсутствует или неисправен глушитель;

  3. присутствуют не заизолированные скрутки проводов

электрооборудования, силовые провода не имеют специальных оконечников;

  1. повреждена система дистанционного управления двигателем;

  2. не обеспечивается легкое включение (выключение) реверс-редуктора, рукоятка реверса не фиксируется в положениях "вперед", "назад", "нейтрально" (возможно его самопроизвольное включение и выключение), неисправна блокировка запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе, где это предусмотрено конструкцией.

5.15.4. По отличительным огням:

отличительные огни не соответствуют требованиям ППВВП (МППСС) или неисправны.

5.15.5. По снабжению:

комплектация и оборудование судна не соответствуют нормам, указанным в судовом билете. .

6. Основные технические требования к судам, поднадзорным ГИМС МЧС России.

Настоящие требования распространяются на суда, классифицируемые с 1 по 5 класс для плавания в прибрежных морских и внутренних водных бассейнах 1-5 разрядов. Требования к поднадзорным прогулочным судам, осуществляющим мореплавание в морских бассейнах I-III категорий, до утверждения соответствующих документов по этому вопросу, предъявляются в соответствии с Правилами Российского Морского Регистра Судоходства.

6.1. Корпус судна.

6.1.1. Корпус и надстройки судна должны обладать достаточной прочностью, чтобы обеспечить безопасность находящихся на судне людей и грузов при его эксплуатации в бассейне соответствующего разряда.

6.1.2. Для постройки корпусов допускается использовать следующие материалы: сталь, алюминий (его сплавы), дерево, стеклопластик, железобетон, армоцемент, водонепроницаемые ткани. Корпус может быть изготовлен как из одного, так и из композиции нескольких материалов, при этом, использование для постройки корпуса иных материалов, кроме перечисленных, допускается после согласования с органами ГИМС.

6.1.3. Конструкция корпуса, изготовленного из металла, дерева, стеклопластика и армоцемента для судов 1-3 классов обязательно должна предусматривать наличие набора, для судов 4 -5 классов - допускается безнаборная.

6.1.4. Конструкция корпуса, изготовленного из железобетона, независимо от класса судна может быть как наборной, так и безнаборной.

6.1.5. Конструкция корпуса, изготовленного из водонепроницаемых тканей, для надувных судов 1 класса должна предусматривать наличие жесткого днища.

6.1.6. Устанавливаются следующие требования к минимальной толщине наружной обшивки судов 1 - 2 классов:

с металлическими корпусами - 3 мм;

с деревянными корпусами, выполненными "вгладь" под конопатку - 15 мм;

с деревянными корпусами, выполненными "внакрой" - 12 мм;

с деревянными корпусами из рейки - 10 мм;

с корпусами из фанеры - 8 мм;

с корпусами из армоцемента - 9 мм;

с корпусами из железобетона, имеющими набор - 40 мм;

с корпусами из железобетона, не имеющими набора - 60мм.

6.1.7. Судовые фундаменты под главные двигатели, вспомогательные механизмы, передачи и судовые устройства должны обеспечивать надежность их крепления при эксплуатации в любых условиях обстановки в бассейнах соответствующего разряда.

6.1.8. При использовании в качестве фундаментов под механизмы и устройства балок набора - их толщина должна увеличиваться на 40 % .

6.1.9. Посадочные места подвесных лодочных моторов должны соответствовать по прочности устанавливаемому мотору. При наличии подмоторной ниши (рецесса) - в ней должны предусматриваться шпигаты.

6.1.10. Поверхность палубы не должна быть скользкой.

6.1.11. На судах 1-3 классов должна быть предусмотрена возможность крепления страховочных поясов.

6.1.12. Палубы, а также переходные мостики и рабочие площадки на беспалубных судах должны иметь леерное (релинговое) ограждение либо фальшборт высотой не менее 1 метра и расстоянием между стойками - не более 2 метров. При закругленном ширстреке леерные стойки устанавливаются на плоской части палубы. Просвет между нижним леером (релингом) и палубой не должен превышать 230 мм, расстояние между другими леерами (релингами) может быть увеличено до 380 мм.

6.1.13. При наличии на судне фальшборта должны предусматриваться шпигаты (портики) для стока воды.

6.1.14. Наименьшее расстояние между носовой и кормовой кромками моста (мостов), соединяющего корпуса многокорпусных судов (катамаранов, тримаранов, проа и т.д.), должно быть не менее 0,5 длины наименьшего из соединяемых данным мостом корпусов.

6.1.15. Все судовые трапы (сходни), предназначенные для подъема на судно, выхода на палубу, сообщения между помещениями, площадками и мостиками, для доступа к оборудованию и т.п. должны быть удобны и безопасны при пользовании.

6.1.16. Ширина наклонных трапов, измеренная между тетивами, должна быть не менее 500 мм, угол наклона трапа - не более 65 град., высота балясин (ступеней) - не более 255 мм и не менее 180 мм.

6.1.17. Наклонные трапы должны быть оборудованы гладкими поручнями диаметром (толщиной) не менее 25 мм и высотой не менее 900 мм.

6.1.18. Ширина вертикальных трапов, измеренная между тетивами, должна быть не менее 300 мм., расстояние между балясинами - не менее 280 мм и не более 320 мм.

6.1.19. Отстояние вертикального трапа от расположенных позади него конструкций должно быть не менее 150 мм, а расстояние между поручнями (при их наличии) - не менее 500 мм.

6.1.20. Скобы у скоб - трапов должны иметь слегка вогнутую (опущенную) опорную поверхность, быть шириной не менее 250 мм. Расстояние между ними не должно превышать 350 мм, а отстояние скобы от поверхности крепления - не менее 150 мм.

6.1.21. Основанием для оценки технического состояния корпуса судна как "годное" является:

- удовлетворительное состояние обшивки, настила палубы и набора, отсутствие водотечности, пробоин и трещин в обшивке корпуса, водонепроницаемой палубе и переборках; отсутствие крупных очагов коррозийных поражений металлических конструкций, отсутствие отколов и выкрашивания бетона, обнажения и коррозии арматуры в корпусах из железобетона и армоцемента;

- надежное соединение элементов конструкции корпуса по сварке, клепке, склейке, гвоздевым и иным соединениям (отсутствие расклеиваний и трещин в швах, непроваров, выпадения швов, выпавших или ослабленных заклепок, гвоздей и болтовых соединений);

- отсутствие червоточин, очагов поражения гнилью элементов корпуса деревянных судов;

- отсутствие расслоений (расклеиваний), стираний, надрезов, короблений и других повреждений корпусов из стеклопластика и фанеры, явно снижающих их водонепроницаемость;

- отсутствие признаков старения и явного изменения структуры водонепроницаемой ткани корпуса, нарушение клеевых, шовных и иных соединений корпусных конструкций.

6.1.22. Основанием для оценки технического состояния корпуса судна как "ограниченно годное" является:

- износ обшивки и набора не превышающий 1/5 построечной толщины;

- отдельные вмятины, гофры и бухтины плавного характера со стрелой прогиба не более 25 мм;

- отколы и выкрашивания в корпусных конструкциях железобетонных и армоцементных судов без обнажения арматуры;

- износ головок металлического крепежа не более 1/3 их высоты и уменьшение диаметра болтов (гвоздей) не более 0,1 первоначальной величины;

- износ сварных швов на глубину не ниже поверхности соединяемых листов.

6.1.23. Основанием для оценки технического состояния корпуса как "запрещенное к эксплуатации" является несоответствие его хотя бы одному их вышеперечисленных требований.

6.2. Плавучесть, остойчивоcть и непотопляемость.

6.2.1. Показатели плавучести, остойчивости и непотопляемости судна характеризуют его мореходность и являются основными факторами при определении возможности плавания судна в водных бассейнах того или иного разряда (категории).

6.2.2. Плавучесть, остойчивость и непотопляемость судна считаются обеспеченными, если его запас плавучести и начальная остойчивость, а также остойчивость и плавучесть при повреждении корпуса судна, соответствуют установленным нормам.

6.2.3. Техническая документация по плавучести и остойчивости сертифицированного судна должна включать в себя:

теоретический чертеж ;

диаграммы статической остойчивости ;

чертежи общего расположения.

Для судов, имеющих штатное парусное вооружение, в составе технической документации должны быть также чертежи парусов.

6.2.4. На не сертифицированных судах характеристики плавучести, остойчивости и непотопляемости определяются опытным путем.

6.2.5. При изложении вопросов плавучести и остойчивости, если особо не оговаривается, все характеристики судна относятся к его водоизмещению при полной нагрузке.

6.2.6. Требования по плавучести и остойчивости, изложенные ниже, распространяются на суда, осуществляющие плавание в водоизмещающем режиме.

6.2.7. Надводный борт.

6.2.7.1 Минимальная высота надводного борта определяется от уровня действующей ватерлинии до первого открытого отверстия в корпусе судна или до комингса люка (кокпита).

6.2.7.2.Минимальный надводный борт при полном водоизмещении должен быть не менее 6% наибольшей длины судна. В зависимости от минимальной высоты надводного борта определяется высота волны, при которой может плавать судно 6.2.7.3. В зависимости от минимальной высоты надводного борта устанавливаются район плавания и возможное удаление судна от берега.

6.2.7.4. У беспалубных судов 1 класса минимальная высота надводного борта должна быть не менее 0,6 расчетной высоты волны, а для судов 2-4 классов - не менее 0,5 расчетной высоты волны для данного водного бассейна.

6.2.8. Остойчивость судов.

6.2.8.1. Статическая остойчивость проверяется в соответствии с существующим ГОСТом, при полном водоизмещении судна на тихой воде и при глубине, полностью исключающей касание корпуса или выступающих частей судна о грунт.

6.2.8.2. Моторные и гребные суда при полном водоизмещении должны иметь такую поперечную статическую остойчивость, чтобы при действии кренящего момента, создаваемого грузом, равным по массе 60% грузоподъемности, угол крена был меньше угла входа в воду бортовой кромки палубы или верхней кромки борта (угла заливания). Место расположения центра масс этого груза при испытаниях должно быть:

- по высоте - 0,3 м над местами для сидения пассажиров и экипажа для катеров и мотолодок и 0,25 м над банками для сидения - на гребных судах;

- по длине и ширине - в общем расчетном центре масс всех пассажиров и экипажа, смещенных на штатных сидениях к одному борту так, чтобы их центры масс находились на расстоянии 0,2 м от внутренней кромки планширя или комингса кокпита этого борта.

При размещении людей попарно относительно диаметральной плоскости их центры масс совмещаются. Оставшийся груз массой, равной 40% грузоподъемности, должен быть размещен в местах, предназначенных для багажа, а если они отсутствуют – в диаметральной плоскости на сланях.

6.2.8.3. Суда в неповрежденном состоянии не должны иметь постоянного крена. Дифферент не должен отличаться от указанного в спецификации больше, чем на 0,5° на корму.

6.2.8.4. У судов, имеющих техническую документацию, остойчивость должна определяться по диаграммам остойчивости.

6.2.8.5. Если в технической документации на судно не указаны варианты его нагрузки, являющиеся наихудшими для остойчивости, то ее проверку следует производить по диаграммам, рассчитанным для него при полном водоизмещении и для судна без груза с минимальным процентным содержанием запасов (при наименьшем водоизмещении).

6.2.8.6. Для судов 1-4 классов должны выполняться следующие требования:

6.2.8.6.1. Плечо диаграммы поперечной статической остойчивости при угле крена 30° или более должно быть не меньше 0,25 м для судов 1 и 2 классов и не меньше 0,2 м для судов 3 и 4 классов.

2. Максимум диаграммы поперечной статической остойчивости Θmax должен достигаться при угле крена Θ, не меньшем 25°.

3. Угол заката диаграммы поперечной статической остойчивости Θзак должен быть не меньше 60о.

4. При отношении B/H больше 2 - допустимые углы максимального крена и заката диаграммы поперечной статической остойчивости могут уменьшаться на следующие величины (в градусах) соответственно:

В/Н

2,0

2,1

2,2

2,3

2,4

2,5 и >

Θmax

0

1,0

2,0

3,0

4,0

5,0

Θзак

0

2,0

4,0

6,0

8,0

10,0
  1   2   3



Скачать файл (56.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации