Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шпаргалки - файл 1.doc


Шпаргалки
скачать (156 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc156kb.29.11.2011 20:33скачать


1.doc


  1. Понятие религии. Проблема определения религии.

Религия - это сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины, правды, справедливости. Этот идеал является целью духовных устремлений верующего. В нем он находит смысл и оправдание своего существования. Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна безрелигиозная культура.. В таковом качестве она представляет собой:

-необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них;

-способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;

-отражение действительности;

-общественную подсистему;

-феномен культуры. Вероятно, синтез различных определений позволяет глубже понять сущность религии.



  1. Структура религии.

В структуре религии выделяют:

1. религиозное сознание;

2. религиозную деятельность;

3. религиозные организации.

1. Религиозное сознание. Выделяют два уровня религиозного сознания: a. уровень идеологии, b. уровень психологии.

Религиозная идеология включает теологию, религиозную философию, теологические концепции экономики, политики, права, искусства и т. д. На уровне общественной психологии религия предстает в виде религиозных образов, чувств, настроений, иллюзий, привычек и т. д. На этом уровне религиозное сознание, в отличие от уровня идеологий, не выступает как нечто цельное, систематизированное, а предстает в виде разрозненных взглядов и представлений. Доминирующую роль здесь играет религиозное чувство, т. е. элемент эмоциональный. 2. Религиозная деятельность: a. внекультовая- осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность составляет производство религиозных идей, сочинение богословских трудов. К практической внекультовой деятельности относятся миссионерская деятельность, преподавание религии, пропаганда религии через СМИ, в контактных группах и т. п. b. культовая деятельность имеет целью достижение непосредственного общения с Богом.

К средствам культовой деятельности относятся храм и различные культовые предметы (крест, свечи, облачения священников и т. д.). Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. Это могут быть элементарные культовые акты (поклоны, коленопреклонение, крестное знамение и др.), а также более сложные (жертвоприношения, богослужения, проповеди и т. д.).

3. Религиозные организации, т. е. объединения последователей определенного вероучения. Различают три основных типа религиозных объединений: a. церковь - широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором, а традицией. Отсутствует фиксированное членство. Верующие делятся на мирян и иерархически организованное духовенство; b. секта - возникает как оппозиционное к господствующему учению направление. Характерные особенности: фиксированное членство, принцип добровольности, претензия на исключительность и избранничество, выраженная тенденция к изоляции от мира, отсутствие особого священства; c. деноминация - возникает, когда секта избавляется от крайностей, от замкнутости и противопоставления миру; появляются профессиональные служители культа; сохраняется строго фиксированное членство.

  1. Функции религии.

Мировоззренческая функция заключается в создании особого миропонимания, в центре которого стоит вера в реальность существования сверхъестественного, играющего определяющую роль в судьбе человека и общества. Компенсирующая функция. Обращаясь к религии, человек стремится компенсировать свое бессилие перед враждебными ему природными и особенно социальными силами, перед горькими обстоятельствами жизни, найти утешение, избавление от страданий. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Общее вероисповедание объединяет людей, в то же время выделяя, а в иных ситуациях и противоставляя их приверженцам других религиозных учений. Таким образом, в одних случаях религиозный фактор может быть важным элементом стабильности общества, в других же - играть прямо противоположную роль. Регулирующая функция состоит в том, что с помощью определенной системы норм, ценнностных установок, предписаний осуществляется управление деятельностью индивидов и групп разного уровня - от приходских общин до этносов. Необходимо различать понятия "социальная функция" и "социальная роль" религии. Когда речь идет о роли, то дается интегральная оценка последствий выполнения религией социальных функций. Существуют крайние точки зрения: полное отрицание какой-либо положительной роли религии в обществе с одной стороны, а с другой - безудержная ее апологетика. Обе эти точки зрения далеки от объективности. Американский мыслитель Э. Фромм считал, что в любой религии присутствуют как гуманистическая, так и аналитическая тенденции. Какая из них будет доминировать, определяется историческим контекстом. Четко решает вопрос о социальной роли религии марксистская социология. Она учит, что единственным критерием может быть только то, способствует ли религия на данном историческом этапе общественному прогрессу или препятствует ему.


  1. Основные подходы к решению проблемы возникновения религии.

Проблема происхождения религии неразрывно связана с проблемой бытия либо небытия высшей сверхъестественной силы, т.е. Бога. Теологическая и религиозно-философская мысль исходит из того, что первопричина религии находится вне человека, ею выступает сам Бог (Абсолют, Мировой Разум, Мировой Дух и т.п.). В доказательстве бытия Бога существуют две тенденции - рационалистическая и иррационалистическая. Последняя настаивает на том, что познание Бога с помощью разума, через изучение окружающего мира невозможно: Бог раскрывается только через веру и сам по себе акт веры есть уже свидетельство бытия Божия, ибо вера - не субъективное состояние человека, а высший мистический дар. У истоков иррационалистического направления в богословии стоял выдающийся церковный писатель II века Тертуллиан, учивший, что вера не укладывается в каноны разума и отстаивавший понимание веры как высшей истины. Многовековую историю имеет и богословский рационализм. Уже в XII веке П.Абеляр защищал первенство разума перед верой и выдвигал постулат: "Понимаю, чтобы верить". В XIII веке Фома Аквинский разработал учение о пяти доказательствах бытия Бога средствами человеческого разума и на основе изучения природных вещей. Эти доказательства суть следующие:

1. Факт всеобщего движения в мире ставит вопрос о существовании источника первоначального импульса. Им является Бог.

2. Каждая вещь имеет свою причину, и ни одна вещь не может быть причиной самой себя. Первопричиной вещей может быть только Бог.

3. Все вещи рождаются и умирают, но в мире должно существовать нечто надвещное и надвременное как основа всего сущего. Это Бог.

4. Всегда одно утверждение содержит в себе большую долю истины, чем другое; если продлить это сравнение до бесконечности, то придем к необходимости признать бытие существа, обладающего абсолютной истиной - оно и есть Бог.

В конце XVIII-начале XIX века складывается первая в истории науки крупная школа в изучении религии - мифологическая , сторонники которой доказывали, что первоначальные религиозные верования возникли из обоготворения небесных явлений, и что более развитые религии, в т.ч. христианство, также связаны своим происхождением с древними астрально-солярными мифами, с мистически переосмысленными небесными явлениями. Во второй половине XIX века возникает антропологическая школа, у истоков которой стоял Л.Фейербах. Он считал, что богов создает сила человеческой фантазии, и что религия - это в конечном счете продукт мышления и эмоций. Наиболее выдающимися представителями антропологической школы были Э.Тайлор, Д.Фрэзер. Свое понимание религии было у основоположников современного коммунизма К.Маркса и Ф.Энгельса. Соглашаясь с древними в том, что первоначальным толчком к формированию религиозных представлений было бессилие перед могуществом первобытной природы, определяющими в дальнейшем они считали социальные корни религии: эксплуатацию человека человеком, стихийность общественного развития, заинтересованность господствующих социальных слоев населения в религии. Эволюция религии обусловливается в марксизме развитием человеческого общества: корни духовных процессов лежат в сфере материального производства и системе общественных отношений. Это не отменяет относительной самостоятельности развития религиозных верований, как и других явлений духовной жизни. Собственное понимание религии высказали: М.Вебер, характеризовавший религию как способ придания смысла социальному действию в иррациональном мире; З.Фрейд, считавший религию универсальным коллективным неврозом; У.Джеймс, усматривавший корни религии в сфере психики индивида; Э.Дюркгейм, исходивший, напротив из того, что религиозные верования зарождаются в сфере коллективных представлений и затем принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой и т.д. Несмотря на свой весьма и весьма почтенный возраст, спор о существовании Бога, а следовательно и о происхождении религии, пока еще далек от завершения и вряд ли вообще когда-либо будет разрешен. Вместе с тем, не подлежит сомнению то, что религия есть феномен исключительно человеческого общества, удовлетворяющий определенные потребности людей, что никогда не было и нет никакой "религии вообще", но всегда религиозные верования принимали конкретные формы, что в смене этих форм так или иначе отражается процесс развития общества и человека. В силу указанных обстоятельств религия может быть предметом научного исследования, чем и занимается наука религиоведение.


  1. Ранние формы верований и культа.

История философско-религиоведческой мысли знает различные классификации религий Гегель выделял: 1. Религии природы, основанные на непосредственном сознании, вырастающие из чувственного опыта. В эту группу Гегель включил большинство религий, от ранних форм до буддизма; 2. Религии духовной индивидуальности, возникающие тогда, когда человек от погружения в природу начинает сознавать себя в своей индивидуальности. Сюда Гегель поместил иудаизм (религия возвышенного), древнегреческую религию (религия красоты) и древнеримскую (религия целесообразности). 3. Абсолютная религия или религия абсолютной духовности, которую Гегель отождествлял с христианством. Классификация Гегеля интересна, однако она явно несовершенна. Достаточно сказать, что в ней не нашлось места исламу. Давнюю традицию имеет подразделение религий на естественные, не задающиеся вопросом своего происхождения, и религии откровения, указывающие на свое сверхъестественное происхождение свыше. Выделяют также религии спасения, которые главную жизненную задачу человека усматривают в выходе из-под власти земного мира, лежащего во зле, и предлагают свой собственный путь спасения. Другая классификация связана с определением структурных элементов их вероучений: a. монотеистические религии, основанные на учении о едином Боге, безраздельно властвующем в мире; b. политеистические религии, говорящие о власти многих богов. Разновидностью политеизма является генотеизм, заключающийся в том, что признается существование многих богов, но поклонение осуществляется только одному. формы религиозных верований в первобытном обществе: a. фетишизм - наделение сверхъестественными свойствами определенных предметов ; b. тотемизм - вера в существование сверхъестественных связей людей с определенными растениями и особенно животными и поклонение им; c. анимизм - вера в существование духов, одухотворение сил природы и неодушевленных предметов; вера в души людей d. магия - вера в возможность с помощью определенных действий, обрядов установить связь с миром духов, тотемов, предков и, воздействуя на них, получить материальный результат, повлиять на людей, предметы, явления объективного мира. Политеизм - типичная форма религиозных верований раннеклассовых и рабовладельческих обществ. В пантеоне богов выделяется возглавляющий его верховный Бог, особое положение которого признают и все остальные боги. Однако, этот верховный Бог не всесилен и не всемогущ, в борьбе со своими противниками он нуждается в поддержке других богов, с ними он, как правило, советуется при принятии важных решений; он способен допускать ошибки и слабости. Все эти моменты существенно отличают верховного Бога политеизма от богов позднейших монотеистических религий.Для мировых религий характерны также: a. развитая идея загробного воздаяния как учение о грехе и возмездии; b. развитая система этических предписаний; c. приоритет учения, а не культово-обрядовых требований.

  1. Религия Древнего Ирана. Зороастризм.

На процесс оформления единой религии арабов большое влияние оказывали уже сложившиеся в тот период монотеистические религии: иудаизм, христианство, зороастризм. В Аравии проживало значительное число иудеев и христиан, которые активно пропагандировали основные положения своих религий. На религиозные верования коренных жителей Южной Аравии оказывал также определенное влияние и проникавший из Ирана зороастризм, который был близок к идее единого Бога.

Под воздействием идеи монетаризма в Южной Аравии в VI в. широко распространилось движение ханифовпроповедников, призывавших отказаться от поклонения разным богам, идолам, фетишам в пользу единого Бога. Некоторые из халифов использовали для обозначения своего божества слово «Аллах». Иногда они провозглашали себя доверенными лицами единого Бога, однако их проповеди не имели особого успеха. Зороастризм - религия, распространенная в древности и в средние века в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане (названа по имени пророка Зороастра, в Иране - Заратуштры) и признающая единого бога Ахураназду, борьбу добра и зла, ритуальную силу огня (отсюда название - огнепоклонники); в настоящее время существует у парсов Индии и гебров Ирана.



  1. Особенности системы верований и культа в древнем Китае. Конфуцианство и даосизм распространены исключительно на востоке Азии, прежде всего в Китае. Основателем конфуцианства считается мыслитель древнего Китая Кун-цзы (Конфуций), живший в VI-V вв. до н.э. Первоначально учение Конфуция воспринималось не как религия, а в качестве философско-этической системы. Конфуций создал идеал совершенного человека, обладающего двумя важнейшими достоинствами - гуманностью и чувством долга. Понятие «гуманность» трактовалось необычайно широко и включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, бескорыстие, любовь к людям и т.д. В понятие «чувство долга» включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость древних. Совершенный человек безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины.Конфуцием были сформулированы основы социального порядка, который он хотел бы видеть в китайском обществе. Одной из важных основ социального порядка по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, государь - это беспрекословный авторитет для младшего, подчиненного, подданного. Повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма младших и подчиненных как в рамках государства, так и в рамках клана, корпорации или семьи. Семья считалась сердцевиной государства, интересы которой намного превосходили интересы отдельно взятой личности. С течением времени сложился подлинный культ Срединного государства Китая, рассматривавшегося как центр Вселенной, вершина мировой цивилизации, сосредоточение истины, мудрости, знания и культуры, реализация священной воли Неба.Можно ли считать конфуцианство религией? В конкретных условиях Китайской империи конфуцианство играло роль основной религии, выполняло функции официальной государственной идеологии.Выдвинутая им на первый план социальная этика с ее ориентацией на моральное усовершенствование личности в пределах освященных авторитетом древности норм была, по существу, эквивалентом той веры которая лежит в основе других религий. В Китае рациональное начало еще в древности оттеснило эмоции и мистику, высшим божеством считалось строгое и ориентированное на добро. детель Небо, а в качестве пророка выступал не вероучитель (будь то Иисус, Моисей, Мухаммед или Будда), а мудрец Конфуций. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, быт и уклад жизни. В этом конфуцианство не уступает ни одной из великих религий мира, а кое в чем и превосходит их.Весьма большое место занимает культ предков и вера в духов. О всяком крупном семейном событии - свадьбе, смерти и т.п. необходимо было сообщить предкам и спросить у них разрешения и благословения. Предкам следовало приносить бескровные жертвы в виде готовой пищи, а можно было и задобрить деньгами. В конфуцианстве самым главным считается соблюдение точно установленных предками правил. Обряд для китайцев служит средством упорядочения и облагораживания жизни. Сам Конфуций охотно посещал храмы, точно исполнял 300 обрядов и 3000 правил приличия и требовал этого от других. Конфуцианство со временем сделалось главной и официальной религиозно-философской системой Китая и в течение многих веков определяло характер китайского народа, его образ жизни, культуру, формы государственности.

  2. Индуизм: основные идеи и сущность.

Индуизм - религиозно-философская система Древней Индии, включающая в себя такое большое количество сект, школ, направлений, что предстает конгломератом близких религиозных течений, а не единой конфессиональной системой. Вместе с тем это качественно новая стадия в развитии традиционной религии - ее идеологические установки ориентированы на более широкие группы населения. Особенностью И. является отсутствие единой организации; жрецы-брахманы жили в миру, имели семью, вели хозяйство. Отсутствует церковная иерархия, жрецов-брахманов нельзя считать священниками, хотя существуют храмы и даже монашеские общины, действующие самостоятельно, вне каких-либо установленных организационных принципов. Наиболее общая модель поклонения богам в И. связана с концепцией «Тримурти», согласно которой три высших божества пантеона рассматриваются в качестве основных манифестаций Абсолюта (Брахмана): как проявление творческого (Брахма), разрушительного (Шива) и охранительного (Вишну) начал в мире. Культ Брахмы не получил значительного paспространения, зато Шива и Вишну приобрели большую популярность. В настоящее время индуисты делятся на две основные группы - вишнуитов, последователей Вишну и шиваитов - последователей Шивы. Вместе с тем в И. сохраняется поклонение практически всем богам ведийского пантеона. Вплоть до недавнего времени индуисты обожествляли также выдающихся проповедников, мудрецов или создателей новых сект. Индуистский ритуал формировался в течение инквизициямногих веков и представляет собой сложную структуру, в которой различают прежде всего домашние и храмовые обряды. Каждый дважды рожденный должен был ежедневно совершать пять «великих жертвоприношений» (повторение мантр, возлияние воды в честь предков, бросание в семейный очаг масла и частиц пищи, разбрасывание зерен и остатков пищи вне дома для духов и животных, раздачу милостыни и оказание гостеприимства). Храмовое богослужение не занимает такого важного места в жизни индуиста, как домашние обряды. Храм, по представлениям индуистов, место, где обитает Бог, образ жизни которого не отличается от царского. Статую Бога утром будили, омывали, выносили гулять, вечером укладывали спать; в определенное время ее «кормили» (ставили рядом пищу), услаждали слух музыкой, а взор - танцами. Обслуживание богов осуществляет храмовый персонал. Плюрализм индуистский системы обусловил отсутствие в ней в строгом смысле слова канонических религиозных текстов. Тем не менее литература ее обширна и многообразна. Очень велико значение текстов «Махабхараты» и «Рамаяны», являющихся энциклопедией индуистской мифологии. И. получил ограниченное распространение за пределами Индии (прежде всего, в странах, оказавшихся под влиянием индийской культуры, например, в Шри-Ланке). В настоящее время отдельные направления И. и его идеи получили распространение в странах западного мира и в России (3 религиозных объединения).

Религия Японии: синтоизм.

национальная религия японцев, возникшая на базе анимистических, тотемистических и фетишистских представлений и развившаяся под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма. Его истоки восходят к глубокой древности и включают все присущие первобытному обществу формы верований и культов - тотемизм, анимизм, магию, культ мертвых и т.д. Древние японцы одухотворяли окружающие их явления природы, растения и животных, умерших предков, с благоговением относились к магам, колдунам и шаманам. Священная книга синтоизма - Кодзики, написанная в VIII в., содержит японский вариант представлений о сотворении мира.Согласно ему, первоначально существовали бог Идзанги и богиня Идзенами. Однако Идзенами умирает, а из левого глаза Идзанги рождается богиня Аматэрасу, от которой ведется родословная императоров Японии.

Версия о божественном происхождении императора и всего японского народа в современной Японии имеет широкое распространение, проникая даже в школьные учебники. Пантеон синтоизма состоит из большого числа богов и духов. Для отправления в их честь обрядов, молитв и совершения жертвоприношений по всей Японии имеются небольшие храмы, многие из которых, перестраиваются и чуть ли не каждые двадцать лет возводятся на новом месте, так как японцы считают, что именно такой срок богам приятно находиться в стабильном положении на одном месте. Должности жрецов, как правило, являются наследственными.

В начальный период формирования японской буржуазной нации вероучение синтоизма широко стало использоваться как удобное политическое оружие воинствующей буржуазии. Синтоистские священники были подчинены правительственному контролю. Был разработан новый обряд поклонений «священному императору», школьников обязали посещать синтоистские храмы, на пропаганду обновленного синтоизма ассигновывались большие средства. Каждому японцу внушали, что он является полубожеством и предназначен богами для управления миром. Погибшие в ходе захватнических империалистических войн японцы причислялись к сонму богов.

В те же годы в Японии возникло свыше десяти сект, заимствовавших обрядность из храмового синтоизма, но создавших собственные догмы и пантеоны. Эти секты также были включены в официальную систему, что не представляло особых трудностей, так как храмовый синтоизм представлял собой конгломерат храмов разнящихся по почитаемым божествам и по обрядности. Единая догма практически отсутствует, и в каждом храме имеется собственная религиозная литература.

В настоящее время в представлении большинства японцев синтоизм связывается с чувством принадлежности ко всему японскому. Как отмечает один из исследователей японской религии: «Синтоизм для миллионов японцев означает аморфный способ ощущения себя японцем».

Синтоизм в течение многих веков сосуществует с буддизмом, и многие верующие являются одновременно и синтоистами и буддистами. Взаимопроникновение этих двух религий сыграло существенную роль в формировании основ японской культуры.

Иудаизм. Возникновение, основные этапы развития, особенности вероучения и культа.

Иудаизм - религия еврейского народа, первая религия договора, первая и наиболее последовательная монотеистическая религия.

Все несчастья, обрушившиеся на еврейский народ в VIII - VI вв. до н. э., пророки объясняют карой за отступничество от договора с Яхве и возрождение языческих верований, многобожия. В 662 г. до н. э., после ряда поражений от ассирийцев, царь Иосия проводит религиозную реформу - запрещает все другие культы, кроме культа Яхве. И хотя в 586 г. до н. э. Вавилонское царство покорило евреев и большинство их было переселено в Вавилонию ("вавилонский плен"), культ Яхве уже был непоколебим. Монотеистический иудаизм стал идейной опорой еврейского народа в его борьбе за сохранение культурно-национальной идентичности и возрождения государственности. В истории иудаизма выделяют 4 периода: 1. Библейский период с X в. до н. э. по I в. н. э. Он подразделяется на два периода: a. период 1-го храма. X в. до н. э. - 586 г. до н. э. В X в. до н. э. царь Соломон построил в Иерусалиме храм. Других храмов не было - иудеи считали, что храм Бога должен быть один. b. период 2-го храма: в 538 г. по решению царя Кира евреи вернулись в Иерусалим, и разрушенный перед этим храм был отстроен. Вновь храм был разрушен в 70 г. н. э., после подавления римлянами освободительного восстания. Главным в религиозном учении древних евреев было представление о том, что Бог избрал этот народ для особой миссии и покровительствует только ему. При этом, Он посылает "своему народу" множество испытаний, но в конечном итоге Он вознесет иудеев над всеми народами мира. Главное условие - преданность Яхве. Эти положения являются центральными и в современном иудаизме. В Библейский период развивается учение о приходе Божьего посланника - Мессии, т. е. Спасителя. Он понимался как спаситель только еврейского народа. 2. Талмудический период - с II в. н. э. по V в. н. э. в 133 г. римляне разрушили Иерусалим. Евреи рассеялись по всей Империи. Стремление осмыслить и объяснить произошедшее повело в конечном итоге к складыванию нового священного источника - Талмуда ("Изучение"). Огромный свод Талмуда (19 томов) делится на 2 части: a. Мишна ("вторичный закон", "повторение") - объяснение Торы; b. Гемара ("толкование") - толкование Мишны. Талмуд закрепил идеологические, культовые, юридические и бытовые нормы иудаизма. В Талмуде под влиянием христианства, появляются идеи, ранее неизвестные иудаизму: c. о конце света; d. о Страшном Суде; e. о воскрешении из мертвых; f. о загробном воздаянии. В древнем иудаизме всех умерших ждала единая судьба - уход в "шеол", т. е. преисподнюю. В глазах иудеев по авторитетности Талмуд уступает только Торе. 3. Раввинский или Синагогальный период - V в н. э. - сер. XIX в. Изгнанные со своей Родины евреи лишаются храма, и центрами религиозной жизни становятся синагоги - молитвенные дома, где руководителями общинных собраний выступали раввины (законоучители).

4. В сер. XIX в. реформистское движение в Германии положило начало модернистскому периоду в истории иудаизма. Реформированный иудаизм отличается упрощенной обрядностью. Особый акцент делается не на правила, не на религиозные требования, а на этическое учение пророков. Проводится принцип равенства мужчин и женщин, вплоть до посвящения женщин в раввины.

  1. Буддизм: история возникновения. Вероучение и культ.

Буддизм - древнейшая из мировых религий. Он возник в Индии в середине первого тысячелетия до н.э. Создание буддийского учения традиция связывает с именем Сиддхартхи Шакьямуни Гаутамы, лицом, по-видимому, историческим. В 29 лет он оставил мир и сделался монахом, чтобы познать Истину. Через 7 лет монашеской жизни, находясь в состоянии медитации, Шакьямуни внезапно достиг "просветления", познал сокровенные тайны бытия. С этого времени он становится Буддой, т.е. "пробужденным", "просветленным". Затем он более 40 лет проповедует свое учение и умирает на 80-м году жизни, оставив многочисленных учеников и последователей. Буддизм немало заимствовал у древнейшей религии Индии - брахманизма, в т.ч. идею "сансары", т.е. круговорота перерождения существ, и закон "кармы", утверждающий неизбежность в процессе сансары воздаяния за совершенные и совершаемые поступки. Вместе с тем буддизм был принципиально новым учением. Не отвергая кастового устройства общества, буддизм считал, что никакой зависимости кармы от сословно-кастовой или этнической принадлежности не существует и в этом отношении все люди от рождения равны. В ходе непрерывного движения жизни карма человека определяется только его конкретными поступками, словами, мыслями. Хорошая карма - результат высоконравственного поведения Ядром буддийского учения являются "четыре благородные истины". Их суть в следующем: 1) жизнь есть страдание, сплошная цепь страданий; 2) существует причина страданий: жажда земных благ, наслаждений, связанные с ними страсти. Они делают человека пленником сансары, определяют его новые воплощения и новые страдания; 3) можно прекратить страдания. Для этого нужно осознать иллюзорность земных ценностей, подавить в себе желание земного бытия, таким образом разорвать цепь все новых и новых рождений, уйти из сансары и достичь высшего состояния, именуемого "нирваной"; 4) есть путь, ведущий к прекращению страданий. Это т.н. "восьмеричный путь", определяющий восемь ступеней самосовершенствования, постижения Истины и приближение к нирване. Первые две ступени, "праведная вера" и "истинная решимость", означают психологическую готовность человека идти по указанному Буддой пути. Эта перемена в сознании помогает уверовавшему подняться по следующим трем ступеням: "праведная речь", "праведные дела", "праведный образ жизни". Нравственная жизнь приводит к глубоким внутренним изменениям личности и освоению ею следующих ступеней восьмеричного пути, которые определяются как "праведные мысли" и "праведные помыслы". Завершается путь "правильным сосредоточением" ("истинным созерцанием"), достижением состояния полной отрешенности от мира и избавления от каких бы то ни было желаний. Постижению учения Будды, обузданию мыслей и желаний, достижению внутреннего спокойствия служит практика медитации. Особенностью вероучения буддизма является отрицание идеи Бога-Творца, создателя Вселенной, правителя мира. Среди доводов буддизма против этой идеи наибольшее значение придается положение, согласно которому вера в Бога-Творца разрушает представление о моральной ответственности личности. Раз все создано кем-то, то человек - лишь результат некой высшей воли, его путь предопределен. Вера в Творца, считают буддисты, не оставляет места восьмеричному пути совершенствования и просветления, противоречит закону кармы, другим доктринальным положениям

  1. Основные направления в буддизме.

В буддизме с первых веков его существования сложилось несколько направлений. Крупнейшими являются " хинаяна ", южная ветвь буддизма и " махаяна ", северная ветвь. Главное различие между ними - это толкование природы Будды и просветления. Хинаяна является ортодоксией буддизма. В ней Будда - человек, достигший просветления в процессе более чем 500 перерождений. Будды появляются тогда, когда человечество находится на грани духовно-нравственной пропасти. Их функция - указать людям путь из тьмы заблуждений и низменных страстей. Через 2,5 тыс.лет срок, отпущенный Будде Шакьямуни, закончится, и в нужный момент миру явится новый Будда по имени Майтрейя. Он будет последним. Все остальные люди могут достичь нирваны, но стать Буддами они не могут. Их именуют "архаты" ("достойные"). Архатство возможно только для тех, кто полностью ушел из мирской жизни, т.е. дл я монахов. Поэтому ортодоксальный буддизм и именуется "малой колесницей" (хинаяна). Последователи "широкой колесницы" (махаяны) считают, что Будды являются материализацией некоего космического сознания, мистического Будды, существующего извечно и не зависящего от места и времени. Этот вселенский Будда пронизывает все бытие, присутствует в каждом человеке, и каждый человек способен выявить в себе это космическое божественное сознание, достичь просветления. Бодхисаттвы - это будущие Будды, люди, достигшие высшего совершенства, заслужившие переход в нирвану, но остающиеся среди людей, чтобы оказывать им помщь в следовании по восьмеричному пути. В махаяне же бодтхисаттв множество. Таким образом, если в хинаяне уход в нирвану - заслуга исключительно самого индивида, то в махаяне не возбраняется использовать и постороннюю помощь. Бодтхисаттвы в махаяне составляют пантеон святых, служат предметом поклонения, некоторые почитаются выше Будд. В махаяне детализируется общебуддийское учение об аде, появляется буддийский рай. Весьма далеко от первоначального буддизма ушло третье его направление - " ваджраяна " ("алмазная колесница"). Наряду с медитацией важное значение придается созерцанию "идама" (божество, которое верующий избирает своим покровителем), чтению "мантр" (заклинаний), выполнению других магических обрядов, в т.ч. эротических. Допускается символическое выполнение обрядов с помощью сакральных предметов, например, "мандалы" - символического геометрического изображения, насыщенного магическими текстами, формулами, знаками. Частью ваджраяны является мистическое учение "калачакра" ("колесо времени"), отождествляющее вселенную и человека. Согласно калачакре, все внешние процессы и явления взаимосвязаны с телом и психикой человека, поэтому, изменяя себя, человек изменяет и мир. Буддизм ваджраяны сыграл огромную роль в формировании ламаизма (тибетского буддизма), впитавшего в себя многое и из других направлений последователей Будды. Именно ламаисты собрали и прокомм все буддийские тексты, составившие более чем стотомное собрание. Особенностью ламаизма является исключительная роль монашеского духовенства - лам. Ламаизм учит, что без помощи наставников-руководителей, т.е. лам, продвижение мирянина по пути истины невозможно в принципе, причем ищущий просветления должен безоговорочно и беспрекословно подчиняться своему учителю, который имеет право контролировать каждый жизненный шаг своего ученика.

  1. Проблема происхождения христианства. Исторические условия возникновения.Христианство возникло в первой половине I века н.э. на территории римской провинции Палестины, первоначально как одна из сект местной религии иудаизма. В религиозной системе иудаизма важное место занимает идея " мессии " (греч.перевод - " христос "), божьего посланника, человека из царского рода Давида, который призван спасти еврейский народ, усмирить его врагов и установить на Земле справедливый и угодный Богу порядок. Проблема историчности Иисуса Христа Учение и принципы организации общин ессеев оказали большое влияние на первоначальное христианство - если они не являлись его прямыми предшественниками. Однако христиане в отличие от ессеев были убеждены в том, что приход мессии уже состоялся: им был Иисус. В науке до сих пор продолжаются споры по вопросу об историчности основателя новой религии. Еще в XIX веке сформировались две научные школы - мифологическая и историческая . Первая считает, что образ Иисуса Христа - миф, созданный искусственно авторами Евангелий. Вторая же утверждает, что Иисус Христос был реальным проповедником, основателем первой общины христиан, создателем основных положений нового вероучения. В настоящее время в

религиоведении преобладает историческая школа. По христианскому учению Иисус Христос - Богочеловек, соединяющий в себе всю полноту божественной природы и всю конкретность человеческой личности, подверженный всем человеческим страданиям и умерший конкретной смертью в 30 году н.э. Распятие и страдания Иисуса Христа на кресте стали той искупительной жертвой, которую принес Бог, чтобы спасти человечество от проклятия первородного греха, вырвать его из власти Зла и дать возможность нового начала жизни. После своего распятия Иисус воскрес, явился своим ученикам и затем, вознесся на небо, слившись со своим отцом. В будущем Иисус Христос должен вновь прийти, чтобы устроить Страшный суд, покарать грешников и утвердить тысячелетнее царство справедливости. Радикально-демократический пафос раннего христианства нашел отражение и в ряде принципиально новых религиозных идей. Христианство отвергло идею избранности одного народа и провозгласило равенство всех людей и народов перед Богом. В IV - V веках церковь оформилась как учреждение, как единая организация. Отдельные общины, возглавляемые епископами, объединяются в митрополии , центрами которых были обычно административные центры римских провинций. Затем начался процесс консолидации митрополий в более крупные территориальные бъединения, получившие название патриаршеств . В VI веке система патриаршеств окончательно конституируется: император Юстиниан I определил пять городов, считавшихся центрами патриаршеств, и расположил их в соответствии с их значимостью в следующем порядке: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим. Епископии теряют емократические формы своей организации. В IV - V веках конституируется и монашество.Оно возникло в Египте в конце III века Первоначальное монашество было независимым от церкви движением, выразившим протест против установившихся общественных отношений, не отвечавшим идеалам раннего христианства. Монахи порывали со всеми формами социального общения Они отрекались от цивилизации, усматривая смысл жизни в исключительном служении Богу: молитвой, бодрствованием, умерщвлением плоти. В IV - V веках выработались и основные принципы богослужения. Оно совершалось отныне публично, в храмах.

  1. Идеи, образы и идеалы раннего христианства. Складывания вероучения и культа.

Особенностью христианства является сочетание веры в предопределение с учением о свободе выбора. Согласно христианскому учению, весь путь человечества предопределен Божьим замыслом от акта Грехопадения до Страшного суда, но каждый отдельный человек

свободен в своем личном выборе: принять ли ему путь спасения или отказаться от него, предпочесть путь обольщения, на который толкает его Дьявол. Бог никого не искушает, однако, человек, живущий не "во Христе", должен знать, что в будущей посмертной жизни он ощутит всю пагубу греха, его ждут "тьма кромешная" и "мука вечная". Смещение в христианстве центра тяжести с внешних сторон жизни на ценности жизни внутренней определили особенности культа у первохристиан. Они не знали пышных празднеств, театрализованных представлений, жертвоприношений. Христиане собирались в уединенных местах, слушали священные тексты, проповеди, молились, совершали совместную трапезу, в ходе которой осуществлялся обряд причащения хлебом и вином. Широко распространен был также обряд крещения. Практиковалось публичное покаяние в грехах. Организация общин была

самой демократической, руководители выбирались путем открытого голосования. Члены общин называли себя братьями и сестрами.

Простота культа, высокая нравственность христианской этики, возвышение обретшей самостоятельность выбора судьбы человеческой личности, обещание вечной жизни в Царстве Божием, отказ от насилия и связанный с этим призыв к подчинению властям - все это способствовало привлечению в христианские общины новых членов. С середины II века увеличивается приток людей состоятельных, обеспокоенных растущим социальным напряжением, увлеченных идеалом нравственного совершенствования. Они передают общинам часть своего имущества.


  1. Православие. Особенности вероучения, культа и церковной организации. Православная церковь в Беларуси(10- 21века)

Термин "православие" в греческой форме "ортодоксиа" впервые встречается уже у христианских писателей II века и означает "правильное мнение", "правильная вера". Правильная - т.е. принятая всей церковью, в противоположность разномыслию еретических учений. Догматические и культовые особенности православия сформировались в рамках единой

христианской церкви до раскола ее на греко-католическую, православную и римско-католическую. Все нововведения, осуществленные католической церковью и протестантизмом, православие не признает. Православные считают, что вся полнота христианского учения содержится в Никео-Цареградском символе веры, его догматы представляют собою абсолютную истину, неизменную, вечную и поэтому не подлежат никаким поправкам, дополнениям и

усовершенствованиям. Таким образом, православие - это древнейшее из имеющих мировое значение направлений христианства. Православные вероучительные догматы делятся на непостижимые для человеческого

разума и постижимые для него. К первым относится, например, краеугольный догмат христианства о пресвятой Троице, учащий, что Бог един по существу, но троичен в лицах (см.тексты ч.IV); ко вторым - важнейший догмат о единой, святой, соборной и апостольской церкви. Культу святых в православии отводится важное место. Однако в православном понимании святые - не боги. Они часть Церкви, обнимающей живых и мертвых, и по отношению к земным

верующим - "сомолитвенники", приближенные к Святой Троице своим праведным житием. Молитва к ним - молитва к помощникам в общении с Христом. Молитва в православии, как и в любой религии, главный сущностный элемент культа. Ее целью, по церковному учению, является приобщение верующего к Богу и достижение им готовности и способности исполнять божью волю. Кроме обязательных молитв утром, вечером, перед едою и после нее, православная церковь рекомендует постоянно в течение всего дня

повторять какую-либо краткую молитву. Различаютя четыре вида молитв: прошение, благодарение, хвала и плач. Обычно в церкви совершаются вечернее и утреннее богослужения. В воскресенье и праздничные дни проводятся дополнительные службы по определенному порядку, центральной

из которых является литургия , связанная с осуществлением таинства евхаристии.

Богослужение в православной церкви не символический ритуал, а действо, наполненное глубоким мистическим смыслом. Широко распространенными формами православного культа являются возжигание свечей и лампад, поклонение святым местам, мощам, кресту (распятию), соблюдение постов,

занимающих в русском православии около 200 дней в году, совершение треб, т,е. заказных служб, чаще всего "за здравие" и "за упокой". Подлинно народный характер принял на Руси культ икон.



  1. Католицизм. Общая характеристика и отличительные черты в сравнении с другими христианскими конфессиями. Католицизм в Беларуси.

Разделение христианских церквей на православную и католическую (т.е. вселенскую) было предопределено распадением Римской империи на Западную и Восточную. Отличия культовой практики католической церкви от православной Незначительны. В католической церкви признаются те же таинства, что и в православной, однако: a. таинство крещения проводится путем обливания водой, а не путем погружения в

воду, как в православии; b. таинство миропомазания (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а по достижении семи-восьмилетнего возраста и осуществляет его не рядовой священник, а епископ. Другие заметные отличия: a. крестное знамение осуществляется раскрытой ладонью (пятиперстие); b. служба ведется на латинском языке (с 60-х годов допускается ее совершение и на национальных языках) и сопровождается органной музыкой; c. принято иное облачение священнослужителей, иное устройство алтаря, используются в оформлении храмов скульптуры, имеются и некоторые другие

отличия. Основные отличия католического вероучения, по сравнению с православием, следующие: a. признается исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына; b. католики верят в существование кроме ада и рая еще и чистилища: промежуточного места, где души грешников, не получившие прощения в земной

жизни, но не отягощенные смертными грехами, очищаются, проходя через суровые испытания; c. католической церковью создано учение о запасе добрых дел, совершенных Христом, Богоматерью, святыми. Этот запас находится в распоряжении церкви, которая распределяет его среди тех, кто стремится восстановить утраченную способность к достижению спасения. На этом догмате основана практика продажи индульгенций - грамот об отпущении грехов, как совершенных, так и будущих;

d. принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Православная церковь считает, что Богородица вместе с другими людьми несла "бремя первородного греха". Не признала православная церковь и установленный в 1950 году догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии.

  1. Протестантизм: причины возникновения. Ранние направления в протестантизме: лютеранство, кальвинизм, англиканство.

Протестантизм - наиболее молодое ответвление христианства, возникшее в начале XVI века. В период перехода Западной Европы от феодализма к капитализму католическая церковь переживала глубокий кризис. Традиционное католичество не соответствовало изменившимся социальным условиям: новый поднимающийся класс общества - буржуазия, нуждался в таких формах и средствах религиозной жизни, которые укрепляли бы и освящали свойственные буржуазному обществу институты, социальные порядки, мораль, этику. Католическая же церковь продолжала выступать яростной защитницей средневековых порядков, поскольку сама являлась крупнейшим феодалом Европы. Таким образом, борьба с отжившим общественным строем оказалась неразрывно связанной с борьбой против католической церкви, против папской Центральной фигурой Реформации, инициатором протестантского движения был немецкий священник Мартин Лютер. 31 октября 1517 года он прибил на двери церкви в г.Виттенберге 95 тезисов, подвергавших критике учение об индульгенциях и некоторые другие догматические основы католицизма. В 1518 -1520 годах Лютер в ряде сочинений развивает и теологически фундаментально обосновывает свои взгляды, за что он подвергается папой Львом Х отлучению от церкви. Ответом Лютера был не имевший прецедентов в истории католической церкви, невероятный по смелости в то время шаг - публичное сожжение папской буллы об отлучении. В произведениях Лютера были высказаны основные положения нового христианского направления:

1. источником вероучения признается только Священное писание - единственный документ христианства, восходящий непосредственно к Богу. Все, что нужно знать христианину, сказано в Библии. Предание же, творения пап, соборов и т.д. только затемняют истину;

2. мудрость, заключенная в священном писании, несоразмерна человеческой мудрости. Перед библейской мудростью не имеют никакого значения все различия между человеческими интеллектуальными способностями, между умом ученого богослова и умом простолюдина. Библия открыта для всех. Любой человек может испытать божественное вдохновения и выступить толкователем и проповедником слова Божия. 3. никакое особое духовное сословие не известно Евангелию. а посему не является необходимым, но для выполнения определенной общественной службы священство может быть сохранено. Теряют свое сакральное значение церковные обряды, церемонии, культовые предметы. Спасительна только вера. Не церковное послушание, не добрые дела - только одна личная вера в искупительную жертву Христа, дает возможность небесного спасения; 5. о подлинности и крепости веры не могут свидетельствовать ни аскетические упражнения, ни фанатическое услужение, ни показное нищелюбие - все это есть проявления изощренного эгоизма, лицемерия, а кроме того и бессмысленно, т.к. в делах спасения человек не может рассчитывать на собственные силы. Более радикальным направлением протестантизма является кальвинизм , именуемый так по имени основателя Жана Кальвина, одного из виднейших деятелей Реформации. В кальвинизме нет обязательного символа веры, отменены все внешние атрибуты культа, включая крест (распятие). Крещение и причащение сохранены, но только как символические обряды Приняв за основу кардинальные принципы лютеранства, Кальвин дополнил его учением об абсолютном предопределении, или предызбранности к спасению или же, напротив, к падению, определяемых еще до рождения людей суверенной и непознаваемой волей Бога. С точки зрения кальвиновского учения, не могут повлиять на это решение никакие усилия со стороны людей, даже собственно вера, которая не является самостоятельным актом человека, но лишь даром Бога, ибо помимо Божьей воли человек не способен совершить и самое малое действие. Кальвин считал, что человек не может проникнуть в тайну Божьего замысла: надо удовлетвориться знанием о существованиии такого решения и уповать на милосердие Господа, верить в свое избранничество. Кальвин утверждал, что Бог может "подать знак" человеку. Cвой тезис он раскрыл в новой интерпретации лютеровского учения о мирском призвании: каждый человек несет личную ответственность перед Богом за результаты своего труда, к которому он призван Господом, и его успех в какой-либо сфере деятельности свидетельствует о том, что он избран Богом, предопределен к спасению. Своеобразную форму приобрела Реформация в Англии, где она проводилась по инициативе королевской власти с целью своего укрепления. Главой англиканской церкви (Церковь Англии) с 1534 года является король (королева). По вопросам догматики и культа среди англикан нет полного единства. С XVII века существуют сторонники возвращения к католическому ритуалу и теологии ("высокая церковь"), пропротестантское крыло ("низкая церковь"), а также стремящееся их объединить направление ("широкая церковь"). В XVIII веке от англиканства отделились методисты , выдвигавшие на первый план методическое следование предписаниям христианской морали. Особенностью вероучения методистов является соединение принципа спасения верой с учением о добрых делах. Для методистов характерна повышенная миссионерская активность. Методисты - одна из самых

крупных протестантских церквей США.

  1. Поздний протестантизм: баптизм, адвентизм, пятидесятничество, Свидетели Иеговы. Роль и значение протестантизма в Беларуси.

В основе баптистског о вероучения лежит кальвинистская идея предопределения. "Частные баптисты" являются последовательно-ортодоксальными кальвинистами. Они придерживаются учения о том, что искупительная жертва Христа была принесена только ради

изначально предназначенных к спасению людей. "Общие баптисты" считают, что Христос искупил грехи всех верующих. Веру они ставят в зависимость от воли человека, отступая в анном случае от учения "отцов" протестантизма.

Особенностью баптизма является совершение обряда крещения над взрослыми людьми. Баптисты считают, что крещение должно венчать духовное развитие человека, знаменовать его сознательное обращение к вере, чего у новорожденного, естественно, быть не может. Крещению предшествует испытательный срок. Первейшая обязанность баптиста - быть активным

проповедником Евангелия. Баптистские общины, во главе которых стоят выборные советы и пресвитеры, требуют от своих членов строгого соблюдения церковной дисциплины, морально-нравственной чистоты.

Пятидесятники , будучи выходцами из баптизма, остались близки к нему по вероучению и обрядности. Главное, что отличает пятидесятников - это учение о "крещении Святым Духом", внешним признаком которого признается "глоссолалия" (говорение на "иноязыках"). Считается, что только "крещение Святым Духом", которое должно следовать вскоре за водным крещением,

очищает верующего от грехов, ведет к его полному духовному перерождению и делает одним из 144000 "божьих избранников", наследующих после Страшного Суда Царство Христово. Центральным пунктом вероучения адвентистов является вера в скорое второе пришествие Христа, которое будет сопровождаться воскрешением всех умерших праведников. Вместе с живыми адвентистами они будут вознесены на небо, где Христос установит свое тысячелетнее

царство. На Земле же все живое будет уничтожено, кроме повергнутого Христом Сатаны. Через тысячу лет небесный огонь уничтожит и Сатану вместе с воскресшими к этому моменту грешниками, и адвентисты переселятся на обновленную Землю, которая станет местом их вечной жизни.

  1. Социально- исторические условия возникновения ислама и его основные идеи.Ислам, самая молодая из мировых религий, возник в VII веке н.э. в Аравии, в условиях, когда в арабском обществе, уставшем от беспрерывных кровавых и разорительных усобиц, вызрела идея всеарабского государственного единства. Этому мешало господствовавшее у арабов племенное многобожие. В 610 году уважаемый мекканский (г.Мекка) купец Мухаммад ибн Абдуллах (ок.570 - 632 гг.) выступил с проповедью, провозглашавшей величие единственного и единого Бога всех арабов - Аллаха. Мухаммад учил, что милостивый и всемогущий 1 Аллах является создателем Вселенной, Земли, растений, животных, человека. Ничто в мире не происходит без воли и веления Аллаха. Для всех тех, кто отвергнет Аллаха, как единственного Бога, останется язычником, уготованы посмертные муки ада. Ислам являлся религией абсолютного большинства населения этой обширной территории, причем не только арабов. Вероучение ислама изложено в Коране ("куран" - "чтение"), священной книге мусульман, где записаны откровения Пророка. При жизни Мухаммада Коран существовал в устной Форме. Верующие учили пророчества своего вождя наизусть. После смерти Мухаммада все тексты были собраны, и при халифе Османе (644 - 656 гг.) был установлен канонический текст Корана. Основные догматические положения исламского учения, как это следует из текстов Корана, таковы: 1. Вера в Аллаха. Это первенствующий и основополагающий догмат. Ислам - последовательная монотеистическая религия. Он полностью исключает возможность существования какого-либо другого Бога, кроме Аллаха. В Коране отвергается и христианское учение о Троице - распадении единого Бога на три ипостаси. Аллах - Бог единый, единственный, вечный и всемогущий (см.тексты, ч.I, а). Принцип единобожия выражен в наиболее краткой формуле мусульманского исповедания веры - 2. Вера в несотворенность Корана, в пророков, в посланничество Мухаммада. Отвергая многобожие, ислам не признает и такого понятия как "богочеловек". И Мухаммад, и Иса ( Иисус ), и другие пророки были людьми, но не обычными людьми, поскольку именно их избрал Аллах для проповеди истинной религии. Они стоят выше ангелов. 3. Вера в рай, где праведники обретут полное блаженство, и в ад - место мучений грешников. 4. Вера в воскрешение из мертвых и в Страшный суд. Ислам учит,что концу света будет предшествовать всеобщее распространение неверия и нечестия, которое прекратит Махди ("ведомый истинным путем"). После этого и наступит Судный день: всеобщая смерть, затем всеобщее воскресение и Страшный суд Аллаха, который окончательно решит судьбу каждого человека по делам его - быть ему в аду или в раю. Эта часть учения ислама обнаруживает несомненное влияние на Мухаммада христианской догматики. 5. Вера в божественноне предопределение. Всемогущий Аллах предопределил все события в мире и судьбу каждого человека. Люди должны покорно склоняться перед судьбой 1. Человек не должен стремиться изменить течение своей жизни, его воля не свободна, а всецело зависит от Аллаха 6. Вера в ангелов и демонов - сверхъестественных существ, созданных Аллахом до юдей. Ангелы, сотворенные из света, беспрекословно служат Аллаху. Их множество,

но особенно выделяются приближенные к Аллаху Демоны сотворены из огня и дыма.


  1. Возникновение течений в исламе. Их особенности.

Теологические и законоведческие споры вокруг хадисов не помешали мусульманским богословам признать Сунну неопровержимым руководителем в понимании Корана. Значение Сунны настолько велико в ортодоксальном исламе, что само название этого направления является производным от Сунны - суннизм. Его приверженцы называют себя "ахль ас-сунна" - " люди Сунны". Суннитами сегодня являются около 90% мусульман. В VII веке, в ходе борьбы за власть в Халифате, возникло второе по числу приверженцев направление - шиизм (от арабского "шиа" - "группа приверженцев", "сторонники"). Главное, что и сегодня разделяет суннитов и шиитов - это вопрос о власти в умме, т.е. теоретически единой мусульманской общине, о природе этой власти и правах на нее. Сунниты считают, что после смерти Мухаммада в мире не осталось наделенных Божьей благодатью людей, которые могли бы выступать посредниками между уммой и Аллахом. Поэтому вопрос о власти над уммой должна решать сама община, выбирая себе имама , т.е. духовного руководителя. Причем этот принцип должен соблюдаться и на уровне имама квартальной или сельской мечети и на уровне имама - главы всей уммы, всех правоверных. По мнению шиитов, Божья благодать, которой был наделен пророк Мухаммад, была передана им своим потомкам. Особым почитанием у шиитов пользуется трагически погибший двоюродный брат и одновременно зять Пророка, четвертый халиф Али, которого они считают первым имамом. Всего, как считают шииты, было 12 имамов. Последний из них, тезка Пророка, таинственным образом исчез в 700 -м году. Шииты уверены в том, что он не умер: он - "сокрытый имам", который незримо присутствует в мире, и в определенный момент объявится, чтобы восстановить на Земле справедливость и истинную веру, т.е. шиизм. Образ "скрытого имама" слился в шиизме с общеисламским образом Махди. В отсутствие "скрытого имама" его орудиями выступают "аятоллы" ("аятолла" - "знамение Аллаха") - высшие духовные авторитеты шиизма, богословы-правоверы. Шииты уверены, что устами аятолл вещает сам "скрытый имам", поэтому суждения аятолл не могут быть подвергнуты сомнению, а их письменные предписания, "фетвы", обязательны для исполнения. Сунну шииты признают, но лишь те хадисы, которые основаны на авторитете членов семьи Пророка. Сунниты же признают свидетельства и сподвижников Мухаммада. И шиизм, и суннизм породили много сект на идейно-теологческой или религиознополитической основах. Достаточно прочные позиции в мусульманском мире у двух учений - ваххабизма и исмаилизма. Ваххабизм (по имени основателя аль-Ваххаба), ныне государственная идеология

Саудовской Аравии, возник как реакция ревнителей чистоты ислама на новации , появившиеся после смерти Мухаммада. Ваххабизм требует безусловного исполнения всех предписаний и запретов, осуждает культ святых, поклонение святым местам и иные наималейшие отступления от монотеизма. Уже на ранней стадии ислама в нем возникло мистическое учение суфиев : от слова "суф" - грубая шерстяная накидка, в которую облачались его последователи. Часто их именовали также "дервишами", т.е. "нищими". Цель, к которой стремятся суфии, - освободиться от своего личного существования и добиться слияния с Богом. Бог, - единственная реальность, а мир - всего лишь видимость, т.к. вне Бога ничего не существует и все живое и неживое - его "частицы", отделенные от него.

  1. Новые религиозные движения.

Нетрадиционными обычно называют новые религиозные течения, распространившиеся в 60 - 90-е годы прошлого века в рамках направлений христианства и привлекшие к себе прежде всего молодежь и интеллигенцию. Некоторые из этих религий имеют многовековую историю, другие - несколько десятков лет. Тем не менее, у них имеются некоторые общие черты: 1. оппозиционность к господствующим в данном обществе ценностям и идеалам; 2. наличие элементов социального протеста, чаще всего пассивного; 3. синкретический (смешанный) характер вероучения, где переплетены философские учения, элементы различных традиционных религий и их нравственных доктрин, мистика; 4. иерархическая организация, включающая в себя подчинение воле авторитарного лидера; 5. жесткие нравственные и поведенческие правила жизни; 6. коллективные формы культуры. Отечественные исследователи согласны в том, что распространение новых религий обусловлено главным образом следующими причинами: 1. резким ростом социальных проблем, стремлением людей найти в новоявленных культах иллюзорную компенсацию жизненной незащищенности, прибежище от невыносимых материальных невзгод, бытовой неустроенности. Для этой части общества старые религии утратили свою привлекательность, так как дискредитировали себя как сторонники существующего порядка вещей. 2. Стремлением ликвидировать духовный вакуум, вызванный разочарованием в господствующих нравственных принципах, неприятии прагматизма и самореализации культурной жизни. Сегодня нет общепринятой классификации нетрадиционных религий. Отечественные авторы выделяют четыре-пять групп новых культов, исследователи США - 12 групп. Однако расхождения вызваны скорее всего тем, что в США эти культы получили большее распространение и более разнообразны. Наиболее часто выделяют четыре группы: 1. Неохристианские объединения: "Дети Бога", "Церковь тела Христа", "Церковь унификации" и др. Для этих исповеданий характерно стремление объединить христианское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология в изложении вероучения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделении руководителя статусом посланника Бога, "живого Бога", сообщающего людям новое откровение и высшие нравственные предписания. 2. Сайентологические (от слова sciens - наука) или наукообразные направления. Классический представитель - "Церковь сайентологии" Р. Л. Хаббарда. В этих направлениях получают мистическую трактовку различные неисследованные явления природы и психики человека. 3. Неоориенталистские культы: "Общество сознания Кришны", "Тихоокеанский узел - буддийский центр", "Миссия Божественного света" и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является агрессивная антиинтеллектуальная направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они называются неоориенталистскими потому, что заимствованы с Востока: это западные издания индуистских и буддийских учений. 4. Сатанинские группы - "церковь Сатаны" - провозглашают себя сознательными носителями зла и антиподами христианства. Деление нетрадиционных религий на эти четыре группы несколько условно, так как в содержательной части вероучений и культовой деятельности между ними нет четких границ.


Скачать файл (156 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации