Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по бухгалтерской финансовой отчетности - файл 1.doc


Лекции по бухгалтерской финансовой отчетности
скачать (237.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc238kb.29.11.2011 21:32скачать

содержание

1.doc

  1   2
1.КОНЦЕПЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ФИН ОТЧЕНОСТИ В РФ

Предпринимательская деятельность на современном этапе все больше зависит от экономической информации. От качества такой информации зависит получение прибыли в результате принимаемых решений, в тч определение круга клиентов, поставщиков, возможных партнеров. При этом большое значение придается полноте и достоверности информации.

Самым значимым источником такой информации является БФО. Необходимость составления БФО обусловлена принципом непрерывности деятельности организации. Согласно этому принципу, организация будет продолжать функционировать в обозримом будущем. Поэтому для целей анализа, контроля, налогообложения, а так же для принятия управленческих решений необходимо периодически иметь сводные данные об имущественном положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Кроме того, такое обобщение информации диктуется интересами собственников. Все это приводит к необходимости составления БФО.

Получаемые в результате обработки входящей информации показатели деятельности организации являются необходимой базой для принятия решений лицами, осуществляющими управление как непосредственно данным предприятием, так и иными, связанными с ним, юридическими и физическими лицами, государством и его органами. Таким образом, возникает круг пользователей БФО.

^ 2.СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ БФО

Основная целевая установка, преследуемая при составлении отчетности – обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных пользователей, не зависимо от возможности пользователя получить эту отчетность. Такая цель определяется стремлением организации максимально расширить круг пользователей. Исходя из этой цели перед БФО ставятся сл задачи:

  • Создание необходимых условий для существующих и потенциальных пользователей информации, при принятии ими управленческих решений о взаимодействии с организацией.

  • Возможность оценки времени, вероятности и объемов причитающихся пользователям выплат от деятельности организации.

  • Обеспечение адекватности отражения состояния экономических ресурсов организации, включая все возможные внешние обстоятельства.

Вышеперечисленные задачи могут быть обеспечены только при соблюдении определенных качественных характеристик бухгалтерской отчетности. Зарубежный опыт и отечественная практика позволяют отнести к ним следующие критерии:

  • Ценность для пользователя

  • Надежность, достоверность

  • Сопоставимость

  • Постоянство

Ценность для пользователя подразумевает, что бух отчетность играет важнейшую роль при принятии управленческих решений. При этом предполагается, что информация поступает к пользователю своевременно. В противном случае, она не отражает реального положения дел на момент ее получения. Кроме того, критерий ценности для пользователя должен обеспечиваться прогностической ценностью БО.

Надежность БО означает реальность отражения экономических показателей организации. Этот критерий должен обеспечиваться достоверным представлением информации.

Критерий сопоставимости подразумевает возможность сравнения показателей организации с аналогичными показателями других организаций, либо с показателями той же самой организации, но взятыми за другой отчетный период.

Постоянство означает применение одних и тех же элементов учетной политики от одного учетного периода к другому.
Принципы БО

  • Принцип нейтральности. Показатели БО могут быть признаны нейтральными, если при ее формировании было исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей информации перед другими.

  • Принцип осторожности. Предприятие или лицо, формирующее БО, должно быть ориентировано на большую готовность к признанию в бух учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

  • Принцип непрерывности деятельности организации.

  • Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Все хозяйственно-финансовые операции отражаются в бух учете в момент их осуществления, а не в момент погашения задолженности.

  • Принцип существенности. Показателем об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах должны приводится обособленно в случае их существенности(критерий существенности – 5%).

  • Принцип последовательности. Учетная политика применяется от одного периода к другому. В том случае, если предприятие вносит изменения в учетную политику, то показатели БО на начало года, в котором будет применяться новая учетная политика, должны быть пересчитаны с учетом новых ее положений.


^ 3.ПОЛЬЗОВАТЕЛИ БФО

Пользователь БФО – юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

Все множество лиц, которым для осуществления управленческой деятельности необходима бухгалтерская информация, мб условно разделено на 2 группы: внутренние и внешние.

Внешние пользователи могут быть отнесены либо к заинтересованным, либо к незаинтересованным.

К внутренним пользователям относят: физических лиц, сотрудников предприятия, которые осуществляют свою деятельность в рамках данного экономического субъекта и принимают решения на основе информации о деятельности данного предприятия.

К ним в частности относятся: администрация, менеджеры(по различным направлениям деятельности и различным проектам), сотрудники и тд.

Внешние пользователи – физические и юридические лица, обособленные по отношению к данному предприятию, но в своей деятельности применяющие информацию о данном предприятии.

Внешние пользователи, принимаемые решения которых зависят от показателей деятельности организации – заинтересованные лица. К ним относят: учредители, собственников, акционеров, заимодавцев, инвесторов, кредиторов, покупателей и заказчиков, налоговые органы.

Внешние пользователи, принимаемые решения которых не зависят от показателей деятельности организации – незаинтересованные лица. К ним относят:

  • Статистические органы

  • Биржи

  • Аудиторские организации

  • Общественные организации

  • Правительство и его органы

Таким образом, интересы внешних пользователей порождают необходимость отражения в бух отчетности широкого спектра показателей, позволяющего им принять аргументированное решение о взаимодействии с организацией. Следовательно, БФО является системой учетных показателей, отражающей имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а так же финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

^ 4.НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БФО

Система нормативного регулирования БФО включают:

  • Законодательные и нормативные акты, регулирующие бух учет и отчетность в РФ:

    • ФЗ «о Бухгалтерском учете» №129ФЗ

    • положение по БУ

    • методические рекомендации и указания по ведению БУ

    • учетная политика организации(ДОКЛАД!) – когда, зачем, что менять, когда меняется ФЗ

  • Законодательные акты, регулирующие деятельность хозяйствующих субъектов РФ


^ 5.СОДЕРЖАНИЕ БФО

В соответствии с действующим порядком под отчетным периодом понимается период, за который организация должна составлять БО. Организация должна составлять БО за месяц, квартал и год кумулятивным способом, то есть нарастающим итогом с начала отчетного года.

В свою очередь отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций первым отчетным годом считается период с латы их гос регистрации по 31 декабря включительно. Для предприятий, созданных после 1 октября по 31 декабря следующего года включительно. При этом месячная и квартальная отчетность является промежуточной.

Организации, имеющие дочерние общества составляют и представляют помимо собственного бух отчета, так же консолидированную или сводную отчетность, включая отчетность своих дочерних обществ. Организации, имеющие филиалы, представительства и подразделения, включают показатели деятельности филиалов,????? показатели форм своей отчетности.

БО состоит:

  • Бух баланс

  • Отчет о прибылях и убытках

  • Приложения к ним

  • Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность БО, если она в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.

  • Пояснительная записка

В состав годовой БО входят:

  • Бух баланс(форма №1)

  • Отчет о прибылях и убытках(форма №2)

  • Отчет об изменении капитала(форма №3)

  • Отчет о движении денежных средств(форма №4)

  • Приложение к бух балансу(форма №5)

  • Итоговая часть аудиторского заключения

  • Пояснительная записка

Кроме того, для некоммерческих организаций предусмотрена специальная отчетная форма – отчет о целевом использовании полученных средств(форма №6).

В приведенном объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность????????????????

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется кумулятивным способом и включает в себя форму №1 и №2.
^ 6.ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БФО

Принципы БФО+

Измерение показателей в отчетных формах осуществляется в валюте РФ и приводится в тыс.руб. без десятичных знаков.

Организации, имеющие существенные обороты продаж и обязательств, имеют право отражать показатели, представляемы БО в млн.руб. без десятичных знаков.

В настоящее время действующим нормативным законодательством предусмотрена возможность организации самостоятельной разработки форм БО. Такая ситуация может возникнуть в случае, когда организацией выявляется недостаточность информации для формирования у пользователей полного представления о своем финансовом положении и финансовых результатах. В этом случае в БО включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения к ним.

БО утверждается в порядке, установленном законодательно и указанном в учредительных документах. При этом отчетность подписывается руководителем и глав. бухгалтером, с обязательной полной расшифровкой подписей.

БО составляется на русском языке согласно учетной политике в установленные сроки за требуемы период.

Организации предоставляют годовую БО не позднее 1 апреля следующего года за отчетным или в течении 90 дней после окончания отчетного года. Квартальную - не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.

БО может быть представлена пользователям только после ее утверждения в установленном порядке.

7.НАЗНАЧЕНИЕ ББ(бух баланс)

ББ служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Баланс знакомит пользователей с имущественным состоянием предприятия, дает информацию о запасе материальных средств, а также о том, кто принимал участие в создании этого запаса. Кроме того, ББ отражает информацию о системе финансовых и расчетных взаимоотношений организации, по данным которой можно судить о возможности погашения обязательств или грядущих финансовых изменениях или затруднениях.

В основу любого ББ положено основное уравнение БУ, показывающее взаимосвязь между активами, обязательствами и собственным капиталом. На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью. Данные ББ используются налоговыми службами, кредитными учреждениями, а так же другими контрольными органами. Ряд проблем хоз деятельности организации невозможно решить без анализа балансовых цифр.
^ 8.МОДЕЛИ И ВИДЫ ББ

В мировой и отечественной практике возможно применение двух основных моделей ББ: баланса брутто и нетто.

ББ, включающий в себя(валюту баланса) суммы регулирующих статей – баланс брутто.

Баланс, очищенный от сумм регулирующих(амортизация и резервы) статей – нетто.

Исключение регулирующих статей из валюты баланса связано с упрощением балансовых показателей и выявлением реальной оценки капитала и результатов хоз деятельности.

В РФ – нетто.

Балансы классифицируются по различным их видам в зависимости от классификационных признаков, к основным из которых относят следующие:

  • По времени составления

    • Вступительные

      • Вступительные балансы, составляемые на начало деятельности организации – начальные

      • Балансы, составляемые организациями, являющимися правопреемниками ранее действующих организаций – вступительные.

    • Периодические

      • По времени их составления: промежуточные и годовые

    • Ликвидационные

      • Составляется при ликвидации организации на дату данной ликвидации. Отличается от периодического тем, что оценка статей производится по реализационной(рыночной) стоимости, которая, как правило, ниже балансовой.

  • По источникам данных

    • Инвентарные. Составляются по данным инвентаризации

    • Книжные. Только по данным БУ

    • Генеральные. Инвентаризация + БУ

  • По объему информации, содержащемуся в балансе

    • Единичные

    • Сводные

  • По характеру деятельности организации

    • Основная деятельность

    • Не основная

  • По форме собственности

    • Бюджетные

    • Коммерческие

    • Некоммерческие организации

  • По объекту отражения хоз деятельности

    • Самостоятельные

    • Отдельные

  • В зависимости от признака изменения организационно правовой структуры

    • Разделительные

    • Объединительные

    • Санируемые. Составляется в тех случаях, когда организации грозит банкротство. Такой баланс составляется с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать кредиторам реальное состояние дел организации. В отличии от периодического баланса, в санируемом некоторые статьи могут не приниматься в расчет, либо подвергаться значительной уценке.

^ 11. НАЗНАЧЕНИЕ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

Наиболее полной и значимой отчетной формой о финансовых результатах является отчет о прибылях и убытках. Такой отчет предоставляет информацию о формировании результатов по различным видам деятельности организации, а так же итоги различных фактов хозяйственной деятельности, способных повлиять на величину конечного финансового результата.

Кроме того, рассматриваемая отчетная форма является связующим звеном между прошлым и нынешним отчетным периодами и показывает за счет чего произошли изменения в ББ отчетного периода по сравнению с прошлым. То есть этот отчет показывает как изменяется собственный капитал организации под воздействием доходов и расходов, осуществленных в текущем периоде.

В Западной Европе и США, в отличие от РФ, пользуются значительной степенью свободы при выборе формата представления отчета о прибылях и убытках. Существует 2 способа его составления:

  • Одношаговый

  • Многошаговый


При одношаговом способе, позиции отчета о прибылях и убытках делятся на 2 категории: доходы и прибыль с одной стороны, затраты и убытки – с другой. Получение показателя прибыли осуществляется в один шаг, посредством вычитания общей суммы расходов из общей суммы доходов. Обычно при использовании такого способа, строка прибыли носит название «Прибыль от операций», или «прибыль от непрерывных операций». В российской системе БУ аналогом этого показателя является «прибыль от обычной деятельности».

При многошаговом способе, в отчете о прибылях и убытках раздельно показывается основная деятельность, деятельность, не повторяющаяся от периода к периоду, финансовая деятельность, налоговые платежи, операции филиалов компании и прочие подобные показатели. Этим объясняется название данного способа многошаговым, поскольку, чтобы получить показатель чистого дохода по компании в целом нужно сделать несколько предварительных шагов, а именно подсчитать промежуточные итоги по отдельным видам деятельности и рубрикам.

Форма отчета о прибылях и убытках, используемая в РФ, по существу составляется многошаговым способом, который порождает промежуточные итоги. Необходимость формирования промежуточных итогов вызывается стремлением предоставить оценочные показатели пользователям БО по видам деятельности организации.
^ 14. НАЗНАЧЕНИЕ ОТЧЕТА ОБ ИЗМЕНЕНИИ КАПИТАЛА

Основной целью предоставления БО показателей капитала является обеспечение всех пользователей информацией о его динамике, которая выражает эффективность управления организацией и экономических правах пользователей отчетности, связанных с деятельностью этой организации. Кроме того, показатель капитала служит связующим звеном между бух балансами предыдущего и данного отчетных периодов.

Представление в отчетности информации о капитале организации осуществляется на основе какого-либо классификационного признака. Наиболее распространенным признаком является классификационный признак деления капитала по источникам его образования. В развитых западных странах, в самостоятельную отчетную форму, как правило, выделяют отчет о нераспределенной прибыли.

Действующая в РФ форма отчета предоставляет пользователю БО информацию о движении капитала по его составляющим на основе классификационного признака по источникам образования капитала за отчетный период.

По своей сути в отчете производится расшифровка изменений сумм показателей, имеющих отношение к формированию собственного капитала организации и представленных в ББ в виде остатков на отчетную дату.

^ 15.16. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КАПИТАЛА. ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ

ПБУ «бухгалтерская отчетность организации» установлен перечень показателей, который должен быть представлен и раскрыт в отчете об изменении капитала. Данный перечень формирует вертикальную структуру отчета:

  • Величина капитала на начало отчетного периода

  • Увеличение капитала всего за счет дополнительного выпуска акций, переоценки имущества, прироста имущества, реорганизации юридического лица(слияние, присоединение), доходов, которые в соответствии с правилами БУ и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала;

  • Уменьшение капитала всего, в т.ч. за счет уменьшения номинала акций, уменьшения количества акций, реорганизации юридического лица(разделение, выделение), расходов, которые в соответствии с правилами БУ и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала

  • Величина капитала на конец отчетного периода


Изменение капитала рассматривается за отчетный и предыдущий периоды; остаток капитала раскрывается на начало и конец отчетного периода, начало и конец предыдущего периода, а так же на конец периода, предшествующего предыдущему.

Информация об изменении капитала должна быть представлена по составляющим элементам:

  • Уставный - 80

  • Резервный – 82

  • Добавочный – 83

  • Нераспределенная прибыль – 84

  • Резервы


Величина уставного капитала показывается в оценке, зарегистрированной в учредительных документах предприятия. Все изменения, вносимые в учредительные документы, связанные с изменением величины уставного капитала, как в строку повышения, так и в строку понижения, должны отражаться на счетах БУ и, следовательно, в отчетности предприятия.

Добавочный капитал формируется за счет:

  • Эмиссионного дохода АО, полученного от размещения акций сверх их номинальной стоимости

  • Суммы дооценки внеоборотных активов

  • Средств целевого финансирования, направленных на приобретение инвестиционного актива

Добавочный капитал может быть направлен на уменьшение стоимости основных средств в результате их переоценки только в части, сформированного добавочного капитала за счет прироста стоимости ОС.

Резервный капитал раскрывается в соответствии с учредительными документами и законодательством. Может формироваться за счет прибыли предприятия и направляться на покрытие убытков за отчетный год и выплату дивидендов по привилегированным акциям.

По статье «нераспределенная прибыль», отражаются суммы прибыли, образованной в отчетном периоде. Использование прибыли может быть осуществлено по следующим направлениям:

  • На выплату доходов учредителям по итогам утверждения годовой БО

  • На покрытие убытков отчетного периода




  • Резервы, образованные в соответствии с законодательством - 82

  • Резервы, образованные с учредительными документами – 82

  • Оценочные резервы. Создаются на предприятии в соответствии с положениями учетной политики и нормативными актами, регулирующими веление БО, и составление БО образуется по следующим направлениям:

    • По сомнительной дебиторской задолженности – 63

    • Под обесценение ценных бумаг – 59

    • Под обесценение стоимости ТМЦ

  • Резервы предстоящих расходов и платежей. Могут формироваться в соответствии с учетной политикой по следующим видам резервов – 96:

    • Предстоящей оплаты отпусков

    • На выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет

    • Производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства

    • На ремонт ОС

    • На гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание


Справочно в отчете об изменении капитала отражают данные:

      • О стоимости чистых активов для оценки степени ликвидности

      • О направлениях использования поступлений из бюджета и внебюджетных фондов(в части обычных видов деятельности и капитальных вложений во внеоборотные активы) в сравнении с предыдущим отчетным годом



^ 17. НАЗНАЧЕНИЕ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ(ДДС)

Отчет о ДДС характеризует деятельность организации в отчетном году. Раскрывая движение денежных средств, как в общей сумме, так и в разрезе различных видов деятельности организации. Составление указанного отчета необходимо для формирования информации не только об остатках денежных средств, но и о направлении их потоков.

Отчет о ДДС – относительно новая форма отчетности. В развитых западных странах ее применение стало осуществляться с середины 70х годов, а в РФ указанный отчет введен нормативным регулированием БУ и отчетности в состав отчетности с 1996г.

В мировой практике составление отчета о ДДС возможно 2мя способами: прямым и косвенным.

При использовании прямого способа, балансирование потоков денежных средств достигается путем суммирования всех поступлений и вычитания из полученной суммы всех выплат, произведенных организацией в разрезе видов деятельности.

Косвенный метод предполагает получение необходимых показателей потоков денежных средств в увязке с показателем нераспределенной прибыли, отраженной в отчете о прибылях и убытках. В этом случае к показателю нераспределенной прибыли по определенному алгоритму прибавляются и вычитаются из него все показатели балансовых статей, не предполагающие движение денежных средств, а полученный остаток соответствует остатку денежных средств организации.

В РФ при составлении отчета о ДДС используется прямой способ, т.к. он основывается на непосредственных расчетов потоков денежных средств. Однако для внешних пользователей БО применение косвенного способа является более предпочтительным, поскольку его применение дает информацию о взаимосвязи движения денежных средств с результатами хозяйственной деятельности.

18, 19.СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

ПБУ 4 установлен перечень показателей, который должен быть представлен и раскрыт в отчете о движении ден средств. Данный перечень формирует вертикальную структуру отчета:

  • Остаток ден средств на начало отчетного периода

  • Поступило ден средств всего, в т.ч. от продажи продукции, товаров, работ и услуг

  • Продажа ОС

  • Аванс, полученный от покупателей и заказчиков

  • Целевое финансирование

  • Кредиты и займы, полученные

  • Дивиденды, % по фин вложениям

  • Прочие поступления

  • Направлено средств всего, в т.ч. на оплату товаров, работ и услуг; труда; на выдачу авансов; на финансовые вложения; на выплату дивидендов; на расчеты с бюджетом и внебюджетом; на оплату % по полученным кредитам и займам; прочие выплаты и перечисления

  • Остаток ден средств на конец отчетного периода

Горизонтальная структура отчета предполагает представление информации по видам деятельности. Содержит сл графы:

  • Наименование показателей

  • Код строки

  • Данные за отчетный период

  • Данные за аналогичный период предыдущего года

Последние 2 строки показывают объем ден средств, полученных или направленных на осуществление текущей деятельности; инвестиционной деятельности; финансовой деятельности.

Под текущей деятельностью понимается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. с производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, с/х, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовка с/х продукции, сдача имущества в аренду и др.

Под инвестиционной деятельностью понимается деятельность организации, связанная с капитальными вложениями организации, в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и др внеоборотных активов, а так же их продажей. Сюда же относится осуществление долгосрочных финансовых вложения в др организации, выпуск облигаций и др ценных бумаг долгосрочного характера.

Под финансовой деятельностью понимается деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.д.

Предприятие при разработке и принятии форм отчета о движении ден средств вправе самостоятельно принять в качестве определяющих показателей направление деятельности: текущей, инвестиционной или финансовой.

Используемый счета при составлении данной формы: 50, 51, 52, 55, 57

^ 20. НАЗНАЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ К БУХГАЛТЕРСКОМУ БАЛАНСУ

Приложение о ББ призвано обеспечивать пользователей БО доп данными, которые нецелесообразно включать в ББ и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователю для реальной оценки имущественного и финансового положения организации и конечного финансового результата ее деятельности. В настоящее время организациям предоставлено право принимать решение о составлении как приложения к ББ и пояснительной записки одновременно, так и составлять только пояснительную записку, в которую включаются показатели приложения к ББ, предусмотренные нормативным регулированием БУ и БО. Такой подход к составлению рассматриваемой формы зависит от степени существенности показателей, представляемых в приложении к ББ. В том случае, если организация принимает решение о составлении приложения к ББ как самостоятельной отчетной формы, то формирование показателей осуществляется согласно форме, предложенной нормативным регулирование БУ и отчетности. В этом случае приложение к ББ представляет собой расшифровку наиболее важных его статей и характеризуется жесткой взаимосвязью и сопоставимостью с раскрываемыми статьями баланса.
21, 22.СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ К ББ

ПБУ 4 установлен перечень показателей, который должен быть представлен и раскрыт в пояснениях к балансу и отчету о прибылях и убытках. Данный перечень формирует вертикальную структуру отчета:

  • О наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течении отчетного периода отдельных видов нематериальных активов(04,05)

  • …. Отдельных видов ОС(01,02)

  • …. Видов доходных вложений в материальные ценности(03,02)

  • …. Арендованных ОС(001)

  • …. Финансовых вложений(58)

  • …. Отдельных видов дебиторской задолженности(счета дебиторской задолженности в ББ)

  • …. Кредиторской задолженности

  • …. Заемных средств(66,67)

  • …. О составе затрат на производство

  • …. О любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации

  • А также возможны НИОКР, освоение природных ресурсов

Горизонтальная структура отдельного отчета, включенного в форму 05, определяется теми показателями, которые подлежат раскрытию. Все формы включают информацию о состоянии обязательств или имущества на начало и конец отчетного периода. Информация о полученных заемных средствах представляется по видам заемных средств:

  • Кредитам и займам

  • Краткосрочным и долгосрочным

  • Просроченные и срочной задолженности

Информация о дебиторской и кредиторской задолженности представляется по видам в зависимости от сроков ее погашения:

  • Краткосрочна и долгосрочная

  • Просроченная, в т.ч. сроком более 3 месяцев

Так же в отчетности приводятся данные об обеспеченной кредиторской и дебиторской задолженности и в т.ч. векселями. Перечень предприятий кредиторов и дебиторов, имеющих наибольшую величину задолженности, должен быть приведен в приложении.

Амортизируемое имущество представлено в отчетности по отдельным группам, подразделяемое на производственное и непроизводственное, а также переданное в аренду и на консервацию. Информация о суммах, начисленной амортизации имущества представляется в разрезе отдельных групп(????????7). Так же в отчете должна быть отражена величина первоначальной или восстановительной стоимости ОС, амортизация по которым не исчисляется.

В форме № 5 представляется информация об источниках финансирования капитальных вложений во внеоборотные активы. Величина фин вложений представлена в отчетности по видам вложений:

  • Долевые ценные бумаги

  • Долговые ЦБ

  • Предоставленные займы

Затраты предприятия на осуществление деятельности отражаются в отчете по элементам затрат:

  • Мат затраты

  • Расходы на оплату труда и ее отчислений

  • Амортизация

  • Прочие расходы

Также представляются данные об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей.
^ ОТЧЕТ О ЦЕЛЕВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛУЧЕННЫХ СРЕДСТВ

Сами для чего нужен и из чего состоит 6форма
24. НАЗНАЧЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

В пояснительной записке к БФО должна быть приведена информация о данных, требования о раскрытии которых определено ПБУ 4и др ПБУ. С

Исходя из этого пояснительная записка составляется с целью обеспечения пользователей бухгалтерской отчетности доп данными, которые нецелесообразно включать в основные формы отчетности, но которые им необходимы для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее фин положении. К таким данным относится информация о раскрытии показателей статей, по которым в ББ и отчете о прибылях и убытках отражаются прочие активы, прочие кредиторы, прочие дебиторы, иные обязательства, отдельные виды прибыли и убытков в случае их существенности. Следовательно, если величина указанных показателей превышает 5% от соответствующей группы статей или итоговой строки баланса отчета о прибылях и убытках, то возникает необходимость их раскрытия в пояснительной записки.

Кроме того, в пояснительной записке приводится краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности, а так же раскрываются факторы, повлиявшие на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации.

Как правило, в пояснительной записке отражаются принятые управлением решения по итогам рассмотрения годовой бух отчетности.
^ 25. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Пояснительная записка должна содержать несколько самостоятельных разделов, позволяющих систематизировать информацию по показателям, подлежащим обязательному раскрытию.

В первой части отражается информация, характеризующая деятельность организации в разрезе обычных видов деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой. Кроме того, здесь приводятся показатели и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации. Как правило, в этом разделе отражаются решения по итогам рассмотрения годовой БО и распределение прибыли, оставшейся в распоряжении организации. Таким образом, в первом разделе формируется информация, полезная для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности организации за отчетный период и измени в ее финансовом положении.

При изложении основных положений фин деятельности может быть приведена характеристика ОС(доля активной части ОС, коэффициент износа, обновления, выбытия и т.д.), нематериальных активов, финансовых вложений, научно-тех уровня продукции. При этом информация может быть дополнена необходимыми аналитическими таблицами и расшифровками, рекомендуется определять тенденции осн показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественной и финансовом положении и их причины.

В случае необходимости в пояснительной записке следует указывать принятый порядок способа расчета аналитических показателей(рентабельность, доя собственных оборотных средств).

При оценке фин состояния на краткосрочную перспективу могут приводиться показатели оценки удовлетворительности структуры баланса(текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления или утраты платежеспособности). При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие ден средств на счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченные кредиторскую и дебиторскую задолженности, не погашенные в срок кредиты и займы, полноту перечисления налогов в бюджет, уплаченные или подлежащие уплате штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом. Также следует обратить внимание на оценку положения организации на рынке ценных бумаг и причины имевших место негативных явлений.

При оценке фин положения на долгосрочную перспективу приводится характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов, дается характеристика динамики инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением эффективности этих инвестиций. Кроме того, может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся в частности в известности клиентов, пользующихся услугами данной организации; степень выполнения плановых показателей, обеспечение заданных темпов их роста; уровень эффективности использования ресурсов организации.

Также целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет. Описание будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и др информации.

АО в пояснительной записке приводят фамилии и должности членов совета директоров, членов исполнительного органа и общую сумму, выплаченного им вознаграждения, при этом описываются все виды выплаченного вознаграждения(оплата труда, премии, льготы, привилегии). В пояснительной записке раскрывается также различная доп информация, н-р, о природоохранных мероприятиях. В этом случае приводятся основные проводимые и планируемые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды, раскрывается влияние этих мероприятий на уровень вложений долгосрочного характера и доходности в отчетном году, дается характеристика финансовых последствий для будущих периодов, а также приводятся данные о платежах за нарушения природоохранного законодательства, экологических платежах и плате за природные ресурсы, текущих расходов по охране окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации.
Во втором разделе пояснительной записки раскрываются основные положения учетной политики. При этом обязательно указываются принятые при формировании учетной политики способы БУ, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованных пользователей БО. К ним относит информация:

  • О переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную

  • О составе и порядке списания доп затрат по займам

  • О выборе способов начисления и????? причитающихся доходов по заемным средствам

  • О порядке учета доходов от временного вложения заемных средств

  • О порядке признания коммерческих и управленческих расходов

В случаях изменения учетной политики в течении отчетного года в рассматриваемом разделе указывается:

  • Причина изменения учетной политики

  • Оценка последствий изменений в денежном выражении

  • Ссылка на то, что включенные в БО за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчетному скорректированы


Третий раздел должен содержать информацию., раскрывающую основные показатели ББ. В частности к такой информации относятся данные по нематериальным активам, ОС и материально-производственным запасам.

При раскрытии сопутствующей нематериальным активам информации приводятся сл данные:

  • Способы оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства

  • Принятые организацией сроки полезного использования нематериальных активов

  • Способы начисления амортизационных отчислений

  • Способы отражения в БО??????????????????????

В свою очередь при формировании сопутствующей информации по ОС, раскрываются данные:

  • О первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам ОС на начало и конец отчетного периода

  • О движении ОС по осн группам

  • О способах оценки ОС, приобретенных не за денежные средства

  • О принятых организацией сроках полезного использования

  • Об объектах ОС, предоставленных и полученных по договорам аренды

  • Об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, но находящихся в процессе гос регистрации

При раскрытии сопутствующей информации по МПЗ:

  • Способы оценки МПЗ

  • Величина и снижение резервов под снижение стоимости МПЗ

  • Сумма обязательств перед кредиторами по полученным кредитам и займам для приобретения МПЗ и т.д.


Четвертый раздел должен содержать информацию, раскрывающую основные показатели отчета о прибылях и убытках. К такой информации относятся данные формирования отчета доходов и расходов.

При раскрытии информации о доходах указывается способ определения готовности работ и услуг.

В пояснительной записке также представляется информации по отдельным операциям и сделкам, формирование данных о которых предусмотрено нормативным регулированием БУ и БО.

Так, при наличии гос помощи в обязательном порядке указывается:

  • Характер и величина бюджетных средств

  • Назначение и величина бюджетных кредитов

При наличии операций, выраженных в иностранной валюте, в обязательном порядке указывается:

  • Величина курсовых разниц, отнесенных на счет учета финансовых результатов – 91

  • Величина курсовых разниц, отнесенных на иные счета БУ(???)

  • Курс ЦБ, действовавший на отчетную дату составления БО

При наличии операций по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами следует указывать информацию:

  • Об общем количестве организаций, с которыми осуществляются указанные договоры, с указанием организаций, на которые приходится основная часть такой выручки

  • О доле выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями

  • О способе определения стоимости продукции

Также указывается информация по условным фактам хоз деятельности.


26. Публичность бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность является открытой для ознакомления заинтересованных пользователей - учредителей (участников), инвесторов, банков, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Организация обязана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности каждому учредителю (участнику) в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Бухгалтерская отчетность представляется по одному экземпляру (бесплатно) органу государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в установленные сроки.
Организации отдельных форм собственности (открытые акционерные общества, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды) публикуют бухгалтерскую отчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения.
Публикацией отчетности признается объявление ее хотя бы в одном из средств массовой информации (печатном издании) для всеобщего сведения.
Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности.
Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком ее представления считается первый следующий за ним рабочий день.
27. Аудиторское заключение

Аудиторское заключение — это документ с юридическим статусом для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение аудиторской фирмы (аудитора) по результатам проверки, проведенной по поручению органов дознания, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

Заключение аудиторской фирмы (аудитора) по результатам проверки годовой отчетности является обязательным элементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации аудиту. Это заключение также носит юридический статус.

На основании Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993г. №2263, и Порядка составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, оформленного Протоколом № 1 от 9 февраля 1996 г. Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую и итоговую.

Вводная часть включает все необходимые сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающем самостоятельно. Так, для аудиторской фирмы указываются юридический адрес и телефоны, сведения о лицензии на право аудиторской деятельности (номер лицензии, дата выдачи, наименование органа, выдавшего лицензию, срок действия лицензии); фамилии, имена и отчества аудиторов, принимавших участие в проведении аудита, их квалификационные аттестаты на право заниматься аудиторской деятельностью. Для аудитора, работающего самостоятельно, указываются: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии, номере квалификационного аттестата аудитора.

Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть должна включать: название данной части; кому адресована аналитическая часть: наименование экономического субъекта; объект аудита; общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта; общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности; общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, должна быть озаглавлена "Отчет аудиторской фирмы", а аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, — "Отчет аудитора".

Аналитическая часть должна быть адресована администрации экономического субъекта.

Изложение общих результатов проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта должно включать: ответственность администрации экономического субъекта за организацию и состояние внутреннего контроля; цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при проведении аудита: общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта; описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствии системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта.

Изложение общих результатов проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта должно включать: общую опенку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности; описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

Изложение общих результатов проверки соблюдения экономическим субъектом законодательств при совершении финансово-хозяйственных операции должно включать: цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций применимым законодательству и нормативным актам при проведении аудита; общую оценку соответствия во всех существенных отношениях совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций применимому законодательству; описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствии в совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операциях применимому законодательству; ответственность исполнительного органа экономического субъекта за несоблюдение применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций.

Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме.

Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Итоговая часть должна включать: название данной части:

кому адресована итоговая часть; наименование экономического субъекта; объект аудита; указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность; распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности; указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит; изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возможно, влияние обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта; мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта; дату аудиторского заключения.

Итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, должна быть озаглавлена "Заключение аудиторской фирмы", а итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, — "Заключение аудитора".

В итоговой части должен быть указан нормативный акт, который регулирует бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации и которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность.

В итоговой части должно быть описано распределение ответственности между экономическим субъектом и аудиторской фирмой в отношении бухгалтерской отчетности. При этом подразумевается, что: экономический субъект несет ответственность за подготовку и достоверность бухгалтерской отчетности, в отношении которой аудиторская фирма проводила аудит; аудиторская фирма несет ответственность за высказанное на основе проведенного аудита Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Итоговая часть должна содержать указание на нормативный акт, регулирующий аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

Итоговая часть не может быть датирована ранее даты подписания бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

К аудиторскому заключению должна быть приложена установленная законодательством бухгалтерская отчетность экономического субъекта, в отношении которой проводился аудит.

Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторское заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем аудиторской фирмы и заверяется печатью аудиторской фирмы.

Экономический субъект обязан представить заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения. В этой связи аналитическая и итоговая части могут подписываться и скрепляться полностью в отчетности. Что касается первой и второй частей заключения, то они носят конфиденциальный характер и без согласия экономического субъекта не подлежат разглашению. Аудиторы и аудиторские фирмы также не вправе передавать сведения, полученные в процессе проверки, третьим липам для использования в предпринимательской деятельности.

В соответствии с Порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 9 февраля 1996 г. по результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская фирма должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения или отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.

Согласно Федеральному правилу (стандарту) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудиторские заключения можно подразделить в зависимости от мнения аудиторов о достоверности отчетности на:

1. Безусловно положительное аудиторское заключение

2. В условно положительном аудиторском заключении

3. В отрицательном аудиторском заключении

4. Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности

Безусловно положительное аудиторское заключение безоговорочно подтверждает достоверность проверенной бухгалтерской отчетности. Его составляют, если: бухгалтерией предприятия внесены все изменения, рекомендованные аудиторами в ходе проверки, в отчетность за проверяемый период; отсутствуют иные объективные обстоятельства, препятствующие безусловному подтверждению достоверности бухгалтерской отчетности.

Таким образом, безусловно положительное аудиторское заключение (его иногда называют аудиторским заключением без оговорок и без объяснительного абзаца) имеет вполне определенную и недвусмысленную сущность, зафиксированную в "Порядке составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности" (п. 2.5.): "В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской федерации". За содержание такого документа аудитор должен нести ответственность.

В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не отражает во всех существенных аспектах активы и пассивы экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить такое мнение в одной из установленных настоящим Порядком форме.

Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта должно быть выражено так, чтобы этому субъекту и пользователям были очевидны его содержание и форма.

В аудиторском заключении объект аудита должен быть обозначен как "бухгалтерская отчетность" с полным наименованием экономического субъекта и указанием проверяемого периода. Под словами "бухгалтерская отчетность" понимается вся совокупность форм бухгалтерской отчетности, установленная действующим законодательством Российской Федерации.

При составлении своего заключения аудиторская фирма должна принимать во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Для определения уровня существенности при планировании и проведении аудита аудиторская фирма должна основываться на внутрифирменных стандартах, если нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не устанавливают более жесткие требования.

Аудиторское заключение не может и не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, не существуют.

В аудиторском заключении должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской фирмой аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Аудиторское заключение должно содержать, если это возможно, оценку в стоимостном выражении влияния таких обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.
^ 28. НАЗНАЧЕНИЕ СВОДНОЙ (КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ)

В соответствии со ст. 105 ГК РФ дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ним договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества. В Гражданском кодексе Российской Федерации не устанавливается доля основного общества в уставном капитале дочернего общества, которая позволяет ему определять решения дочернего общества, тогда как такие параметры указываются для зависимых обществ. В ст. 106 ГК РФ дано определение зависимого хозяйственного общества, которое признается таковым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Сводная бухгалтерская отчетность - это особый вид бухгалтерской отчетности, составляемый путем объединения (свода) данных бухгалтерской отчетности нескольких организаций. В настоящее время в Российской Федерации существует два вида сводной бухгалтерской отчетности:

- сводная бухгалтерская отчетность федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств);

- сводная бухгалтерская отчетность группы взаимосвязанных организаций.

Сводная бухгалтерская отчетность федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств) составлялась в нашей стране и ранее, в условиях социалистической экономики. Назначение сводного отчета состояло в том, чтобы предоставить возможность органам государственного управления оценить деятельность подчиненных им министерств и ведомств.

Сводная отчетность министерств и ведомств включала:

- текущую сводную статистическую отчетность;

- периодическую сводную бухгалтерскую отчетность;

- годовую сводную бухгалтерскую отчетность.

Свод отчетности осуществлялся в порядке ведомственного подчинения организаций. Сводная отчетность составлялась двумя методами (в зависимости от отраслевой принадлежности организаций):

фабрично-заводским методом, при котором сводный отчет составлялся по признаку ведомственной подчиненности;

отраслевым методом, при котором сводный отчет составлялся по отраслевому признаку.

Большинство показателей сводной отчетности (например, показатели выпуска продукции, численности персонала и фондов заработной платы, затрат на производство, прибылей и убытков и др.) получали суммированием показателей сводимых отчетов. Отдельные показатели сводной отчетности определяли путем вычисления средних и относительных величин как по сводным данным, так и по данным отчетов организаций. В настоящее время этот вид сводной отчетности претерпел некоторые изменения.

В частности, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (с изменениями по состоянию на 24.03.2000), установлено, что федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по подведомственным им унитарным предприятиям, а также отдельную сводную отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера, доли). Порядок составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации определен Приказом Минфина России от 15.01.1997 N 3. В соответствии с утвержденным порядком при составлении сводной отчетности министерства, ведомства и другие федеральные органы исполнительной власти составляют сводную бухгалтерскую отчетность по организациям, по которым на них возложены координация и регулирование деятельности.

Сводный годовой бухгалтерский отчет министерствами и ведомствами рекомендуется составлять и представлять по основной деятельности:

- предприятий промышленности;

- строительных, монтажных, ремонтно-строительных, буровых, проектных и изыскательских организаций;

- геологических и топографо-геодезических организаций (экспедиций);

- научных организаций;

- предприятий по материально-техническому снабжению и сбыту;

- организаций торговли и общественного питания;

- предприятий по производству сельскохозяйственной продукции;

- вычислительных центров и других организаций, оказывающих информационно-вычислительные услуги;

- предприятий транспорта;

-предприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог;

- предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

- внешнеэкономических организаций.

Сводная отчетность федеральных органов исполнительной власти составляется путем суммирования соответствующих данных отчетности организаций, подведомственных органу исполнительной власти. Сводная годовая бухгалтерская отчетность федеральных органов исполнительной власти представляется Минфину России, Минэкономики России и Госкомстату России.

Кроме того, в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, федеральные органы исполнительной власти, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета, представляют сводную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет доходов и расходов учреждений, находящихся в их ведении. При составлении сводного отчета об исполнении смет доходов и расходов также производится суммирование показателей отчетности подведомственных организаций. С целью избежания двойного счета остатки по счетам расчетов в активе баланса главного распорядителя и по этим счетам в пассиве баланса учреждений, находящихся в их ведении, взаимно исключаются. Главные распорядители представляют сводную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет доходов и расходов учреждений, находящихся в их ведении, соответственно Минфину России и органам, исполняющим бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в установленные ими сроки.

Сводная бухгалтерская отчетность, составляемая федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, характеризуется тем, что:

- собственником всех организаций, включаемых в сводный отчет, за исключением акционерных обществ, выступает государство в лице соответствующего органа исполнительной власти;

- как правило, все включаемые в отчет организации относятся к одной отрасли;

- основным потребителем информации такой отчетности выступает государство в лице статистических и финансовых органов;

- сводная отчетность федеральных органов исполнительной власти является частью действующей системы государственного финансового контроля и планирования.

Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность группы взаимосвязанных организаций составляется в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (Приложение к Приказу Минфина России от 30.12.1996 N 112, с изменениями и дополнениями от 12.05.1999) и Порядком ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.1997 N 24. При этом Порядок носит в большей степени декларативный, "рамочный", характер, в то время как основные положения по составлению сводной отчетности излагаются в Методических рекомендациях.

В Методических рекомендациях под группой понимается головная организация с ее дочерними и зависимыми обществами. При этом под дочерним обществом понимается организация, в отношении которой головная организация обладает более 50% голосующих акций (долей в уставном капитале), либо имеет возможность определять решения, принимаемые этой организацией, в соответствии с заключенным между ними договором, либо имеет иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом. Под зависимым обществом понимается организация, значительной долей капитала которой (от 25 до 50%) владеет головная организация.

Таким образом, для сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности группы взаимосвязанных организаций характерно, что:

- сводная бухгалтерская отчетность составляется по группе взаимосвязанных организаций, находящихся под прямым или косвенным контролем головной организации;

- сводная отчетность группы отражает имущественное и финансовое положение группы как единого хозяйственного целого, в связи с чем основной особенностью методики составления сводного отчета наряду с суммированием показателей является исключение показателей внутригрупповых расчетов, а также внутригрупповой реализации и прибыли от операций между организациями группы;

- в сводной отчетности группы выделяется доля активов и капитала группы, не принадлежащая головной организации, т.е. доля акционеров группы, находящихся в меньшинстве;

- главной целью сводной отчетности группы является представление инвесторам и другим пользователям результатов финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных организаций в целом.

Основной сферой применения сводной (консолидированной) отчетности группы является котировка акций группы на фондовом рынке.

Подводя итоги рассмотрения особенностей сводной (консолидированной) отчетности группы взаимосвязанных организаций, можно сделать вывод, что этот вид сводной отчетности существенно отличается от сводной отчетности федеральных органов исполнительной власти по:

- типу организаций, данные отчетности которых включаются в сводную отчетность;

- требованиям к показателям сводной отчетности;

- правилам составления сводной отчетности;

- целям составления сводной отчетности;

- кругу пользователей сводной отчетности.

Указанные различия представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Различия сводной отчетности федеральных органов исполнительной власти и сводной отчетности группы взаимосвязанных организаций







Признаки

Сводная отчетность
федеральных органов
исполнительной
власти

Сводная отчетность группы
взаимосвязанных
организаций




Тип организаций,
данные отчетности
которых
включаются в
сводную
отчетность

Унитарные
предприятия,
находящиеся в
подчинении
федеральных органов
исполнительной
власти (министерств,
комитетов, агентств
и др.)
Бюджетные
организации
Акционерные
общества, часть
акций которых
находится в
федеральной
собственности

Взаимосвязанные
организации,
составляющие единую
группу, в том числе:
головная организация и
ее дочерние и зависимые
общества (вертикальная
группа);
центральная компания и
организация, учредившие
финансово-промышленную
группу (горизонтальная
группа)




Требования к
показателям
сводной
отчетности

Законодательно не
установлены, однако
требования полноты,
единого отчетного
периода и единой
валюты отчетности
несомненны

Полнота включения всех
активов и пассивов,
доходов и расходов
дочерних обществ и
организаций - членов
горизонтальной группы
Единство методов оценки
статей отчетности
Единый отчетный период и
единая отчетная дата
Единая валюта отчетности




Правила
составления
сводной
отчетности

Построчное
суммирование данных
отчетности
организаций
Взаимоисключение
дебиторской и
кредиторской
задолженности

Построчное суммирование
данных отчетности
организаций
Взаимоисключение
дебиторской и
кредиторской
задолженности
Исключение начисленных
дивидендов, взаимных
финансовых вложений,
внутригрупповой
реализации,
внутригрупповых прибылей
и убытков
Исчисление показателей
деловой репутации и доли
меньшинства (только при
вертикальных связях)




Цели составления
сводной
отчетности

Государственное
управление,
планирование и
статистика

Представление группы в
качестве единого
хозяйственного субъекта
Котировка акций группы
на фондовом рынке




Круг
пользователей
сводной
отчетности

Органы
государственного
управления и
статистики

Акционеры и инвесторы
Поставщики и покупатели
Кредиторы
Государственные
антимонопольные органы
Управленческий персонал
группы



  1   2



Скачать файл (237.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации