Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Международный менеджмент - файл 1.doc


Лекции - Международный менеджмент
скачать (385.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc386kb.16.11.2011 05:42скачать

содержание

1.doc

  1   2   3
Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Кафедра экономики предприятий


ПАТОШИНА Г.Н.


Конспект лекций


по курсу: «Международный менеджмент»

I часть

для студентов дневной формы обучения

экономического факультета специальности:

«Экономика предприятия»


Мариуполь, 2005 г.


УДК 658(0.83.131)(100)


Конспект лекций по курсу «Международный менеджмент» (I часть) для студентов дневной формы обучения экономического факультета /Сост. Г.Н. Патошина.- Мариуполь, ПГТУ, 2005.- 54с.


Составитель Г.Н.Патошина, ст. препод.

Отв. за выпуск А.А. Мелихов, доц.


Введение


Курс «Международный менеджмент» является одной из нормативных дисциплин управленческого направления в магистратуре. Овладение современным опытом управления международными корпорациями (МК) позволит не только успешно трудоустроиться выпускникам высших учебных заведений экономического профиля, но и эффективно решать задачи повышения производительности труда и расширения масштабов внешнеэкономической деятельности украинских предприятий.

В процессе изучения курса «Международный менеджмент» большое значение имеет самостоятельная работа студентов, особенно для тех, кто не имеет практического опыта работы в международных корпорациях. Краткий конспект лекций разработан для более глубокой проработки курса и облегчения усвоения материала студентами.

I часть конспекта лекций включает следующие темы:

Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса

Тема 2. Среда международного менеджмента

Тема 3. Стратегическое планирование в МК

Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях

Тема 5. Технологическая политика международных корпораций.

По каждой теме приводится план, содержание разделов, формулы, таблицы и графики, иллюстрирующие изучаемые параметры, а также перечень контрольных вопросов и ключевых понятий и терминов.


Раздел 1. Теоретические основы международного менеджмента


Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса


План

  1. Международный бизнес: сущность, характерные черты, развитие.

  2. Глобализация и интернационализация международного бизнеса.

  3. Транснациональные (международные) корпорации как объект международного бизнеса.

  4. Сущность международного менеджмента.

  5. Особенности деятельности менеджеров в МК. Основные национальные школы менеджеров.

  6. Предмет и задачи курса.




  1. Международный бизнес: сущность, характерные черты, развитие


На рубеже ХХ – ХХI вв. международный бизнес стал всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации. Согласно определению Робока С. и Симмондса К., международный бизнес представляет собой совокупность деловых операций, связанных с пересечением национальных границ и движением товаров, услуг, капиталов, работников; трансфером технологий, информации и данных, и даже руководство исполнителями.

Международный бизнес базируется на возможности получения выгод благодаря преимуществу межгосударственных деловых операций, т.е. из того факта, что продажа данного товара в другой стране или налаживание фирмой одной страны производства в другой стране, или оказание услуг совместно фирмами двух стран третьей и т.д. обеспечивают участникам больше преимуществ, чем они имели бы, если бы вели дела в своих странах. Это – ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в его возникновении и развитии.

Конкретные выгоды международного бизнеса связаны с получением большей прибыли с учетом следующих факторов:

  1. доступ к иностранным рынкам рабочей силы (цена, квалификация);

  2. выход к месторождениям полезных ископаемых и источникам сырья;

  3. выход на новые рынки сбыта;

  4. увеличение объемов производства и снижение себестоимости продукции (эффект масштаба и кривая опыта);

  5. снижение валютных рисков.

В зависимости от целей анализа и выбранного критерия различают товарную и географическую структуру международного бизнеса.

Характерные черты международного бизнеса:

  1. Главная цель – получение прибыли, используя дополнительные преимущества выхода за границы национальных рубежей.

2. Предприниматели используют дополнительные экономические возможности, обусловленные:

- ресурсными особенностями зарубежных рынков;

- емкостью зарубежных рынков;

- правовыми особенностями зарубежных стран;

- спецификой межгосударственных (межстрановых) политических и экономических взаимоотношений.

3. Международный бизнес существенно зависит от уровня интернационализации: от разовых поставок до развитой структуры МНК.

4. Вследствие интернационализации любому бизнесу становится максимально доступным глобальный бизнес – сервис: научные, финансовые, транспортные и др. услуги.

5. Учет в международном бизнесе культурного фактора, т.е. совокупности требований и ограничений, налагаемых культурой данной страны на тех, кто ведет с ней бизнес.

6. Глобальный характер международного бизнеса является его важнейшей чертой, т.к. охватывает мировую систему информационного делового обмена, всемирный финансовый рынок, глобальную структуру технологических нововведений и т.д.

7. Международный бизнес включает лучшие национальные достижения и все лучшее в мировой практике, поэтому он принципиально более высокого уровня, нежели в любой стране.

8. «Мультиповерхность» соприкосновения с рынком и «экстрагирование» лучших национальных образцов позволяет международному бизнесу впитывать все лучшее в мировой практике.

9. Информация – главный стратегический ресурс, а адаптаптивность – главное стратегическое оружие.

10. Принципиальным отличием международного бизнеса является возможность так называемой обратной оценки страновой ситуации: негативные тенденции в экономике страны (или отдельной отрасли) могут быть иначе расценены международной фирмой, поскольку они могут открыть фирме дополнительные возможности бизнеса.

11. В отличие от внутригосударственной конкуренции, международный бизнес может ощущать поддержку своей страны в борьбе с конкурентами во многих неявных формах.

Наиболее известная периодизация развития международного бизнеса разработана известным американским исследователем Ричардом Робинсоном. В соответствии с его концепцией историческое развитие международного бизнеса за пять последних веков делится на четыре эры: коммерческая, эра экспансии, концессий и национальных государств.

^ Коммерческая эра (1500- 1850 гг.) – начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой ХIХ в. Именно поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был мощнейшей движущей силой, которая более двухсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Риски этого бизнеса также были очень велики, связанные с далекими морскими путешествиями, но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была мощным стимулом, вовлекавшим в этот международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей.

^ Эра экспансии (1850 – 1914 гг.). В этот период идет окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного развития европейских стран, а позднее США, вызванного промышленной революцией начала ХIХ в. и последующими достижениями технологического развития. В этот период осуществился переход от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематическому плантационному хозяйству в колониальных регионах как к более выгодным и экономически перспективным сферам международного бизнеса.

^ Эра концессий (1914 – 1945 гг.). В этот период качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших на колониальных рынках. Компании – концессионеры превращаются в автономные экономические государства, осуществляющие производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные и зачастую полицейские функции не только для своих работников, но и для всех жителей прилежащих к их концессиям районов.

^ Эра национальных государств (1945 – 1970 гг.) имеет две особенности развития. С одной стороны, это – становление и бурное развитие десятков новых национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры до известной степени развитый экономический бизнес и некоторую кадрово – технологическую структуру. С другой же стороны – все пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем. Это стало первым толчком для существенного развития международного бизнеса: независимые государства проводили активный поиск рынков сбыта традиционных продуктов своего экспорта и были активными реципиентами для любых финансовых инвестиций. Таким образом, развитие международных рынков капитала получило новый импульс, что обусловило появление и развитие новых финансовых инструментов, рост сферы международного аудита и консалтинга.

Период после второй мировой войны, называемый четвертой эрой, включает следующие периоды:

  1. ^ Послевоенная декада (1945 – 1955 гг.), которой присуще возникновение многочисленных международных фирм, прежде всего в США, которые осуществляли эффективный трансфер ресурсов между странами и экспорт американского менеджмента.

  2. ^ Период роста (1955 – 1970 гг.). В этот период возникли крупные международные фирмы и начала проявляться международная конкуренция.

  3. Кризисный период (1970 – 1980 гг.). В условиях кризиса в практику международного бизнеса внедряются конкретные корпоративные стратегии, системы управления политическими рисками, разрабатываются механизмы формирования международных корпоративных культур, объединяющих организационную и национальную культуры.

  4. ^ Новый международный порядок (после 1980 г.). Все большее значение приобретают процессы глобализации и создание глобальных предприятий. Это проявляется, прежде всего, в увеличении прямых иностранных инвестиций.




  1. ^ Глобализация и интернационализация международного бизнеса


Суть глобализации заключается в развитии взаимосвязей и усилении взаимозависимости между отдельными странами и географическими регионами мира.

Глобализация – это объективный социальный процесс, содержанием которого является возрастающая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных политических, социальных систем, национальных культур и окружающей среды.

В упрощенном виде необходимо выделить следующие аспекты глобализации:

- технологический: глобализация была обусловлена рядом революционных достижений в отрасли микроэлектроники, оптической электроники и телекоммуникаций;

- культурный: изменение культурных традиций и социальных условий, но не в сторону развития мировой культуры, а в направлении расширения господствующих в развитых странах культурных ценностей;

- экономический: либерализация мировой торговли в рамках ВТО. Результатом этого является постоянный рост международной деятельности предприятий, переплетение и взаимная зависимость народных хозяйств;

- политический: возрастающая международная мобильность предприятий и их возможностей обостряет конкуренцию между государствами и ограничивает их суверенитет. Т.о., государства все меньше и меньше могут выполнять свои возрастающие социальные задачи;

- социальный: глобализация усиливает различие социального уровня развитых и развивающихся стран;

- экологический аспект: экологические проблемы, имеющие глобальные причины и последствия (глобальное потепление, озоновая дыра, загрязнение воды и воздуха) можно разрешить только совместными усилиями всех стран.

Процессы глобализации охватывают разные регионы мира и стимулируют фирмы к поиску лучших условий деятельности.

Учитывая внутреннюю противоречивость процессов глобализации, международные корпорации (МК) выбирают взвешенные стратегии своих действий в разных регионах мира. Каждой корпорации приходится вести конкурентную борьбу по трем направлениям:

  1. с местными конкурентами данной страны;

  2. с иностранными конкурентами в данной стране;

  3. с иностранными конкурентами на зарубежных рынках.

Чтобы добиться успеха в условиях глобализации, МК приходиться предлагать, а местным фирмам принимать не отдельные действия компаний, а целый комплекс предложений - так называемые пакеты развития, включающие основные аспекты бизнеса.

Таким образом, для реального продвижения бизнеса к эффективному производству товаров и услуг необходимо использовать комплекс «пакет развития», включающий капитал, технологии, информацию, квалификацию и компетенцию персонала, рекламную и консалтинговую поддержку, сбытовую сеть и т.д. Конечно, можно использовать части пакета от разных фирм и дешевле, но в этом случае достижения мирового уровня производственных процессов замедляются. В этой связи необходимо обратить внимание на эффективность внедрения в Украине «пакетов развития» международных корпораций «Мак – Дональдс», «Кока – Кола», «Лукойл» и т.д.

^ Интернационализация бизнеса и менеджмента – объединение усилий национальных и международных компаний разных стран в осуществлении различных деловых операций.

С развитием процессов интернационализации формы международного бизнеса изменяются от простых к сложным. Различают следующие формы международного бизнеса:

- экспорт (импорт);

- лицензирование;

- управленческие контракты;

- совместные предприятия;

- международные корпорации.

Следует отметить, что в современных условиях внешнеторговые операции (самая простая форма международного бизнеса) составляют свыше 80% объемов международного бизнеса.

В настоящее время наблюдается модернизация экспорта. Наиболее распространенными формами такой модернизации являются локальное складирование и продажа (завоз большой партии товаров на склады с целью сокращения транспортных расходов) и локальная сборка и продажа (экспорт комплектующих деталей, сборка и продажа в различных странах).

Лицензирование означает передачу прав интеллектуальной собственности партнеру с ругой страны на условиях получения определенных доходов. Разновидностью его является франчайзинг.

^ Управленческие контракты являются способом направления фирмой части своего управленческого персонала в другую страну для оказания поддержки или выполнения специализированных управленческих функций в течение установленного периода за определенную плату.

^ Совместным предприятием называют такие международные фирмы, которые имеют двух или более учредителей – юридических лиц из разных стран.

Международные корпорации представляют собой предприятия с прямыми иностранными инвестициями, когда зарубежные филиалы являются собственностью компании.

Для понимания этапов интернационализации используется модель EPRG (этноцентризм – полицентризм – региоцентризм - геоцентризм), разработанную Говардом Перлмуттером.

Более развернутую схему интернационализации бизнеса предложил Нэнси Адлер:

Фаза 1 Фаза 2 Фаза 3 Фаза 4

Национальные Международные Мультинациональные Глобальные

фирмы фирмы фирмы фирмы


В соответствии с этой схемой национальные фирмы не занимаются международной деятельностью, международные фирмы направляют свои усилия на экспансию внешних рынков. Мультинациональные фирмы стараются сбалансировать свои связи в пределах собственных международных рынков. Глобальные фирмы – балансирование внутренних связей сопровождается динамичным поиском новых ринков.



  1. ^ Транснациональные (международные) корпорации как объект международного бизнеса.


По определению ЮНКТАД, транснациональная корпорация – предприятие, которое объединяет юридических лиц любых организационно – правовых форм и видов деятельности в двух и более странах и осуществляет проведение взаимосвязанной политики и совместной стратегии благодаря одному или нескольким центрам принятия решений.

Основными характеристиками транснациональных корпораций являются:

- наличие собственников из разных стран;

- международный состав работников, в т.ч. менеджеров;

- международное мышление высшего руководства;

- источники прибыли в разных странах;

- международная структура активов;

- продажа на зарубежных рынках.

В настоящее время в мире насчитывается около 65 тыс. международных корпораций, которые насчитывают более 700 тыс. отделений. Во второй половине ХХ столетия наметились такие тенденции, как увеличение количества неамериканских МК (прежде всего японских) и развитие мини – многонациональных корпораций, которые являются малыми и средними предприятиями.

Для всех международных корпораций (международная организация, мультинациональная и транснациональная организация) общим является движение товаров, услуг капитала, технологий, информации, менеджмента между национальными экономиками. Сами корпорации представляют собой систему многонациональных компаний.

Международная корпорация состоит из следующих элементов:

- материнской компании, расположенной в стране происхождения;

- сети отделений (филиалов), расположенных в принимающих странах.

Кроме того, материнская компания и филиалы имеют связи с другими компаниями – партнерами.

Организация бизнеса в международных корпорациях основана на специализации отдельных отделений и материнской компании на отдельных видах продукции или видах деятельности. Существует две модели специализации: горизонтальная и вертикальная интеграция.

^ Горизонтальная интеграция означает такое взаимодействие отделений международной корпорации, при котором изготовление и реализация определенной продукции на международных рынках закрепляется за конкретными отделениями с учетом всех затрат.

^ Вертикальная интеграция основана на специализации отдельных отделений на стадиях технологического процесса и сосредоточении изготовления конечной продукции в незначительном количестве филиалов, которые поставляют ее на международные рынки.

Природа МК в значительной степени отображается теорией интернационализации, обоснованной Питером Бакли и Марком Кассоном.

^ Теория интернационализации МК заключется в том, что рынки промежуточных продуктов и полуфабрикатов менее совершенны, чем рынки готовой продукции, поэтому изготовление промежуточной продукции целесообразно сосредоточить внутри компании, размещая заказы между отдельными отделениями как в стране происхождения , так и за рубежом.

Т.о., интернационализация означает процесс преобразования внешних рыночных связей во внутренние (централизованно корпоративные) при условии большего совершенства последних.



  1. ^ Сущность международного менеджмента.

Международный менеджмент (ММ) является особым видом менеджмента, главными целями которого являются формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.

^ Главная особенность ММ – использование в поиске и реализации конкурентных преимуществ всех тех возможностей, которые открываются деловой активностью в рамках стран и взаимодействием этих стран.

^ Принципиальная структура ММ включает в себя проблемы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом:

- исследование, анализ и оценка внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;

- процессы коммуникации и принятия решений;

- базовые функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль и координация);

- вопросы групповой динамики и руководства;

- вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).

Методологической основой ММ является, во – первых, общий менеджмент, а во – вторых, сравнительный менеджмент (учитывающий особенности национальных моделей менеджмента).



  1. ^ Особенности деятельности менеджеров в МК. Основные национальные школы менеджеров.


Для успешной деятельности менеджер МК должен иметь высокую квалификацию. Она обеспечивается не только имеющимся опытом, но профессиональным управленческим образованием. Обобщение опыта изучения маркетинга и менеджмента в ведущих школах бизнеса позволяет выделить такие альтернативные подходы к их изучению:

- кейс – метод Гарвардской школы бизнеса;

- метод исследований Чикагской школы бизнеса;

- обучение при помощи практикующих менеджеров в Кейптаунском университете (ЮАР);

- японский подход к обучению.

Остальные учебные заведения либо отдают предпочтение одному из указанных методов, либо комбинируют рассмотренные подходы. Рассмотрим сущность этих подходов.

^ Кейс – метод позволяет через коллективную дискуссию на примере конкретной правдивой ситуации, включающей оригинальный практический опыт, выработать у слушателей конкретные практические навыки.

^ Метод исследований Чикагской школы бизнеса основан на самостоятельных исследованиях публикаций и деятельности корпораций с последующим обсуждением полученных результатов и внесением предложений по принятию решений в компаниях.

^ Подход Кейптаунского университета заключается в привлечению управленческого персонала ведущих компаний (которые, как правило закончили школы бизнеса США) к преподаванию.

^ Японский подход к изучению менеджмента и маркетинга основан на подготовке специалистов в учебных центрах различных компаний.

Каждая из национальных школ менеджмента вносит свой вклад в социально– культурную составляющую международного менеджмента. Однако вклад различных наций зависит от роли МК соответствующих стран происхождения в международном бизнесе. Поэтому особенности национальных ведущих школ менеджмента рассматриваются с учетом известной мировой триады финансово – экономических центров, которые образовывают три кластера национальных школ менеджмента.

Кластер означает группу стран преимущественно одного географического региона, которым присущи общие формы экономических отношений и однотипная социально – культурная составляющая менеджмента МК, происходящих из стран этого кластера.

В настоящее время существует три основных кластера в соответствии с такими критериями, как прямые иностранные инвестиции и международная торговля.

Американский кластер

Европейский кластер

Японский кластер

Аргентина

Колумбия

Саудовская Аравия

Бразилия

Венгрия

Гонконг

Боливия

Мексика

Филиппины

Польша

Чехия

Южная Корея

Венесуэла

Панама

Чили

Россия




Таиланд

В состав кластеров включаются не все страны, а только те, которые поддаются наибольшему влиянию кластерных центров. Например, Украина и страны Прибалтики относятся к Европейскому кластеру.

В соответствии с тремя указанными кластерами как основные выделяются американская, европейская и японская школы менеджмента.


^ 6. Предмет и задачи курса.


Предмет курса ММ – это система управленческих отношений, которые складываются в международных корпорациях, а также присущая им система методов и инструментов управления этими корпорациями на всех уровнях управления: общекорпоративном, бизнесовом, функциональном, региональном, локальном и внутроипроизводственном.

Особенность предмета курса заключается в том, что управленческие отношения формируются из двух частей:

  1. Общеуправленческие отношения, связанные с разделением труда и кооперацией, порождающие общие функции управления: планирование, организация, мотивация, управление и контроль.

  2. Специфические социально – культурные отношения, складывающиеся внутри МК между работниками, которые являются носителями различных национальных культур.

^ Задачи курса состоят в овладении студентами навыками управления, которые позволят им успешно работать в МК в различных должностях менеджеров и экономистов, а также использовать эффективный зарубежный опыт менеджмента, работая на украинских предприятиях, в органах центральной и местной власти, государственного управления и местного самоуправления.


Контрольные вопросы

  1. Чем национальный бизнес принципиально отличается от международного?

  2. Почему международный бизнес развивается более высокими темпами, чем национальный?

  3. Опишите черты современного международного бизнеса.

  4. Перечислите основные периоды развития международного бизнеса.

  5. В чем суть глобализации?

  6. Перечислите основные формы международного бизнеса.

  7. Опишите две модели специализации.

  8. В чем особенность международного менеджмента?

  9. Чем отличается опыт американского менеджмента от японского?

  10. Перечислите преимущества кейс – метода.

  11. Особенности обучения в Кейптаунском университете.

  12. Какие критерии положены в основу формирования трех основных кластеров?

  13. Опишите основные характеристики национальной модели бизнеса.

  14. Сформулируйте особенности предмета курса «Международный менеджмент».


^ Ключевые понятия и термины


Геоцентризм, глобализация, интернационализация, кластер, лицензирование, международный менеджмент, пакет развития, полицентризм, региоцентризм, транснациональные корпорации, франчайзинг, этноцентризм.


Тема 2. Среда международного менеджмента


План

  1. Особенности среды международного менеджмента.

  2. Внешняя среда международных корпораций:

    1. Политико – правовая среда.

    2. Экономическая среда.

2.3. Социально – культурная среда. Учет национальных стереотипов в деятельности международного менеджера.

    1. Технологическая среда.

  1. Особенности международной среды в Украине.




  1. Особенности среды международного менеджмента


Среда международного менеджмента (среда деятельности МК) – это совокупность различных отношений и интересов различных групп и организаций, которые складываются во всех странах, в которых корпорация осуществляет свои деловые операции.

Главной особенностью понятия «среды» связано с объективной особенностью указанных отношений и интересов, которые складываются в странах независимо от международных корпораций. К международной среде корпорация должна приспосабливаться, расходуя на это соответствующие ресурсы. Учет требований местного законодательства к организации бизнеса также требует определенных затрат.

Особенность международной среды связана со сложностью ее географического и отраслевого аспектов.

Географическая сложность среды деятельности МК определяется тремя элементами:

  1. средой страны происхождения корпорации (материнской страны);

  2. средой принимающих стран;

  3. нейтральной средой (нейтральные воды и воздушное пространство, территории международных организаций и др.).

Отраслевой аспект международной среды можно представить известной формулой PEST (политика, экономика, культура, технология).

  1. ^ Внешняя среда международных корпораций.

    1. . Политико – правовая среда.


Базовым элементом среды является политико – правовая среда МК.

Политико – правовая среда представляет собой систему органов законодательной, исполнительной и судовой власти и законодательных актов, которые регулируют деловые операции МК, в принимающей стране.

^ Политическая составляющая политико – правовой среды включает три фактора влияния на деятельность МК:

  1. Позиция правительства по отношению к международным операциям:

- стимулы для организации бизнеса в стране (дотации, субсидии, налоговые льготы, низкие процентные ставки за кредит);

- определение различных требований к МК, исходя из своего суверенитета (создание рабочих мест для местного населения, ограничение доли иностранного капитала в уставном фонде и т.д.).

2. Эффективность государственного управления:

- наличие бюрократических структур, которые мешают деятельности МК;

- влияние бюрократических структур на законодательство в собственных интересах;

- взяточничество.

3. Политическая стабильность:

- экспроприация и национализация;

- терроризм;

- политические риски.

Основными данными для политического анализа внешней среды являются:

  1. Политический режим в стране пребывания и его отношения со страной базирования.

  2. Межгосударственные соглашения между страной пребывания и страной базирования.

  3. Участие страны в политических блоках и международных экономических союзах.

  4. Политические партии, лидеры и самые влиятельные общественные организации в стране.

  5. Роль и влияние региональной власти.

  6. Общая политическая обстановка в стране и т.д.

С учетом исторического опыта существует четыре национальные правовые системы: публичное, частное (гражданское), теократическое (основанное на религиозных заповедях) и социалистическое право.

Международное право представляет собой систему международных правовых актов и договоренностей, которые регламентируют международное движение активов и защиту прав и интересов юридических и физических лиц. Например, Женевская конвенция по правам человека, ГАТТ, различные двухсторонние и многосторонние соглашения.



    1. ^ . Экономическая среда

Экономическая среда представляет собой совокупность экономических отношений и ресурсов стран, которые определяют возможности открытия и развития отделений МК в этой стране.

^ Ключевыми характеристиками национальных экономик как элемента среды международного бизнеса являются:

- стабильность и уровень развития;

- уровень инфляции;

- стабильность национальной валюты.

Для сравнения экономической среды разных стран используются различные инструменты. Наиболее распространенными являются:

- индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума;

- индикатор структурных реформ ЕБРиР;

- индекс либерализации де Мело-Денизера-Гельба;

- индекс институционального качества.

^ Индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума определяется по таким факторам:

  1. Состояние внутренней экономики.

  2. Глобализация (участие в международной торговле и инвестициях).

  3. Качество государственной исполнительной политики.

  4. Качество финансовых услуг, состояние рынка капиталов.

  5. Инфраструктура бизнеса.

  6. Качество управления.

  7. Потенциал и использование научно – исследовательских и исследовательско – конструкторских работ.

  8. Наличие и квалификация трудовых ресурсов.

По этому показателю в 2000г. Украина занимала 59-е место (1-е - США).

^ Индикатор структурных реформ ЕБРиР базируется на определении среднего значения 8 показателей: приватизация и реструктуризация предприятий, либерализация и конкуренция, реформа финансового сектора и т.д. Шкала оценок от 1 до 4. В Украине он равен 2,4, в Венгрии – 3,7.

^ Индекс либерализации де Мело-Денизера-Гельба основан на определении кумулятивного показателя уменьшения влияния государства на экономические процессы. В Украине этот показатель равен 2,55, в России – 4,32, в Венгрии – 6,84.

^ Индекс институционального качества определяется по 300 показателям экономического развития, которые объединены в 6 групп и изменяются в пределах от (-25) до (+25).В развитых странах этот показатель равен (+12,6), в Украине – (-6).


^ 2.3. Социально – культурная среда. Учет национальных стереотипов в деятельности международного менеджера


Социально – культурная среда представляет собой совокупность этнических и культурных характеристик населения принимающих стран, которые создают соответствующие национальные стереотипы поведения.

Под культурой понимают доминирующую систему ценностей, верований, обычаев и установок, которые влияют на все функции и инструменты менеджмента. Проблема влияния культуры на международный менеджмент состоит в том, что каждый руководитель в процессе управления воспринимает другую культуру не непосредственно, а через призму собственной культуры.

Подробнее особенности влияния социально – культурной среды на развитие международного бизнеса приведены в учебнике «Международный бизнес» под ред. С.Э. Пивоварова (с.59 - 71).

Анализ национальных стереотипов в деятельности международного менеджера является заключительным этапом анализа культурной внешней среды. Рассмотрим основные национальные стереотипы.

^ 1. Американский национальный стереотип. Образ типичного американца можно охарактеризовать следующими основными чертами:

1) жесткий прагматизм, ориентация на реальное, приносящее пользу дело, уважение и стремление к материальному достатку и зарабатыванию денег;

2) целевой динамизм (цель – действие – достижение – новая цель);

3)индивидуализм, т.е. самостоятельность в принятии и реализации решений, равно как и полная готовность нести за них ответственность;

4) уважительное отношение ко времени и тем более как к важнейшему деловому ресурсу;

5) отношения к другим людям и коммуникативные качества характеризуются общей дружелюбностью, откровенностью и искренностью, готовностью к сотрудничеству и поиску компромиссов;

6) жесткое разделение делового и личного в деловой практике и поведении вообще;

7) в американцах часто патриотизм и гордость за успехи и положение США в мире переходят в определенные проявления этноцентризма.

^ 2.Английский национальный стереотип. Основные черты типичного англичанина:

1) прагматичность. При этом у них не наблюдается американской страсти к деньгам как к главному мерилу жизненных достижений;

2) нелюбовь к абстрактным проектам, за которыми не стоит реальное дело;

3) чувство собственного достоинства, которое подводит англичанина к осознанию необходимости соблюдения этических норм и общепринятых, традиционных правил;

4) глубокое уважение к национальным, государственным, семейным и др. традициям;

5) этноцентризм, но в сравнении с американским более скрытый и исключительно корректный.

3^ . Французский национальный стереоти. Основные черты типичного француза:

1) интеллектуализм, любовь к искусству, гармонии и красоте;

2) робость и нерешительность в сфере реализации и практического выполнения задуманного на бумаге;

3) нелюбовь к компромиссам и большая, чем у других наций, склонность к конфликтам и спорам при решении проблем;

4) когда мы переходим к личным чертам, их манере, стилю общения, поведению в семье и личной жизни, то здесь действует эффект компенсации: никто так не раскован, свободен от условностей, так естественен и отличается юмором и находчивостью, как французы в неофициальной обстановке.

4.^ Национальный стереотип, характерный для стран Ближнего и Среднего Востока.

1) Основная черта – стремление к созданию обстановки неторопливости, дружественности и доверия во всех делах;

2) стремление избежать какой – либо конфронтации и критики в деловых отношениях;

3) сильно развитая гордость и страх «потерять лицо»;

4) во время переговоров необходимо:

а) строго придерживаться принятого ранее порядка переговоров;

б) если необходимо обсудить незапланированную тему, нужно дать время и возможность партнеру ознакомиться с ней;

в) следить за звучанием своей речи, не допускать резких или грубых слов, стремиться к максимальной теплоте и дружелюбности во всем.

5. ^ Китайский национальный стереотип.

1) Основополагающая черта – своеобразная смесь повиновения, терпения и упорства;

2) китайцы обманывают друг друга и партнеров достаточно часто;

3) при проведении переговоров необходимо учитывать также следующие черты национального стереотипа:

а) приверженность ритуалам, чинопочитанию, сохранению всех внешних атрибутов достоинства;

б) чувствительность к шутке и юмору;

в) склонность смешивать семейные и деловые отношения.

6. ^ Японский национальный стереотип.

1) Базовая черта стереотипа – чрезвычайно продуктивное сочетание поистине бесконечного трудолюбия и терпения японцев со столь же бесконечным внутренним стремлением к красоте и совершенству;

2) японцы – оригинальные традиционалисты. Бережно сохраняя все лучшее в своей культуре, они жадно воспринимают и умело адаптируют лучшие достижения других стран и наций;

3) дисциплинированность и высокое чувство ответственности перед коллективом, признание безусловного авторитета коллектива, готовность принести ему в жертву свои личные потребности и интересы;

4) жизненные черты – вежливость, аккуратность, деликатность и порядочность, абсолютный контроль над личным поведением и эмоциями.



    1. ^ Технологическая среда


Технологическая среда представляет собой совокупность технологических процессов, которые применяются в принимающих странах конкурентами и партнерами по бизнесу для производства товаров или оказания услуг.

Технологическая среда является самым динамичным элементом международной среды, т.к. в современных условиях темпы научно – технического прогресса резко ускорились. Технологический уровень страны, с одной стороны, определяет уровень ее экономического развития, а с другой, - является важным мотивом вступления в эту страну транснациональных корпораций.

В предстоящие 10 лет основное влияние на международный менеджмент будут оказывать следующие элементы технологической среды:

1. Быстрое развитие биотехнологий, позволяющее строить точные органические системы, которые означают революцию в медицине, промышленности, агротехнике.

2. Появление молекулярных технологий, позволяющих изменять физические процессы.

3. Развитие современных информационных технологий.

4. Автоматические телефоны с переводчиками.

5. Искусственный интеллект.

6. Силиконовые чипы, которые вмещают до 100 миллионов транзисторов.

7. Суперкомпьютеры мощностью один триллион операций в секунду.

В условиях глобализации ключевое значение в изменении технологической среды приобретают следующие направления:

- электронные расчеты, позволяющие расширить электронную коммерцию через систему Интернет;

- телекоммуникации, позволяющие привлечь к международным опреациям все большее количество регионов.


  1. ^ Особенности международной среды в Украине


Как самостоятельное государство Украина является сегментом международной среды уже 12 лет. Вначале 90-х годов после получения независимости представления об уровне развития Украины и возможностях вхождения ее в мировое сообщество были преувеличены. Вторая половина 90-х и начало ХХI века характеризуется более взвешенной оценкой международной среды в Украине, которая постепенно улучшается, хотя остается в целом менее благоприятной, чем в странах ЕС.

Рассмотрим сильные и слабые стороны среды в Украине.

^ Сильные стороны политико – правовой среды:

- стабильность политической системы;

- демократизация политической системы;

- европейский выбор Украины;

- наличие основных законов для международного бизнеса.

^ Слабые стороны политико – правовой среды:

- слабые стимулы для организации международного бизнеса;

- большое влияние бюрократических структур на деятельность МК;

- наличие взяточничества;

- значительные политические риски;

- несовершенная система налогообложения.

Экономическая среда в Украине характеризуется низкими темпами рыночных преобразований. Половина показателей, характеризующих рыночные преобразования, имеет минимальное значение (большая приватизация, реструктуризация предприятий, торговля, банковская сфера).

Анализируя макроэкономические показатели развития Украины, следует отметить высокие темпы роста ВВП, увеличение объема прямых иностранных инвестиций и положительное экспортное сальдо.

^ Сильные стороны экономической среды:

- удобное географическое расположение;

- стабильность национальной валюты;

- квалифицированная рабочая сила;

- развитая инфраструктура.

^ Слабые стороны экономической среды:

- медленная и противоречивая приватизация;

- неразвитость финансовых структур и фондового рынка;

- отсутствие рынка земли;

- низкие доходы населения;

- устаревшая структура экономики, перегруженная отраслями тяжелой промышленности;

- высокий износ производственных фондов;

- высокая энергоемкость экономики;

- неблагоприятный инвестиционный климат;

- значительная доля «теневой экономики».

Ключевой особенностью социально – культурной среды является ее промежуточное положение между европейской и азиатской культурами.

Промежуточное положение характеризуется двумя основными признаками:

1.Личность отдельного человека. В Украине, как и на востоке, не ценится отдельная личность. Человек является средством для достижения целей государства и общества.

2.Последние 10 лет увеличивается разрыв между украинской и западными культурами. Для иллюстрации промежуточного положения украинской культуры можно сравнить украинские города с восточными и западными.

^ Технологическая среда Украины является противоречивой. Несмотря на наличие огромных достижений в некоторых отраслях науки (электросварка, материаловедение и др.) и промышленности (авиастроение, военная техника и т.д.) определяющим является отставание большей части отраслей Украины от развитых стран в сфере научно – технического прогресса. Это приводит к низкой конкурентоспособности большей части отечественной продукции на зарубежных рынках.

Следует отметить и недостаточное внимание руководящих структур к формированию брендинга Украины в мире.

Брендинг страны представляет собой целенаправленно сформированные положительные черты имиджа страны и ее нации в системе международных отношений, а также представление внешнего мира о конкретной стране.

Например, брендинг ЕС связан с процветанием, уверенностью и т.д. Эстония избегает ярлыка «постсоветская», а позиционирует себя как «приевропейская» страна.

^ Деловая культура в Украине оценивалась по таким направлениям, как взаимоотношения между нациями, дистанцирование власти, избежание неопределенности и соотношение между коллективизмом и индивидуализмом. Результаты исследований свидетельствуют о критическом состоянии менеджмента в Украине. Это означает возможность возникновения потенциальных конфликтов во взаимодействии украинских и западных менеджеров.

В связи с этим в Украине постепенно развивается специфическая область деятельности – успехология, направленная на формирование позитивного имиджа Украины путем подготовки официальных представителей и руководителей частных предприятий для общения с иностранной прессой и западных партнеров с отечественными СМИ.


Контрольные вопросы

1. Перечислите составляющие внешней среды менеджмента.

2.Какие факторы необходимо учитывать при анализе политических аспектов среды?

3. Что представляет собой правовая среда?

4. Охарактеризуйте ключевые показатели экономической среды международного менеджмента.

5. Назовите основные черты культурной среды.

6. Какие характерные черты присущи поведенческим стереотипам американских, английских, французских и японских менеджеров?

7. Перечислите основные направления, определяющие изменение технологической среды.

8. Охарактеризуйте сильные и слабые стороны политико – правовой среды в Украине.

9. Назовите сильные и слабые стороны экономической среды в Украине.

10. Охарактеризуйте особенности социально – культурной среды в Украине.

11. Что такое брендинг страны?

12. Какова оценка деловой культуры в Украине?

13. Перечислите пять уровней украинской пирамиды успеха.

14. Охарактеризуйте сильные и слабые стороны технологической среды в Украине.


Ключевые понятия и термины

Брендинг страны, национальный стереотип, политико - правовая среда международного менеджмента, социально – культурная среда международного менеджмента, технологическая среда, успехология, экономическая среда международного менеджмента.


^ Раздел 2. Функции международного менеджмента

  1   2   3



Скачать файл (385.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации