Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Анализ маркетинговой среды рынка транспортной услуги. (Маршрутное такси) - файл 1.docx


Анализ маркетинговой среды рынка транспортной услуги. (Маршрутное такси)
скачать (39.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx40kb.29.11.2011 23:38скачать

содержание

1.docx

Белорусский национальный технический университет
Кафедра «Организация автомобильных перевозок и дорожного движения»

Контрольная работа

по дисциплине Маркетинг на транспорте

Тема: Анализ маркетинговой среды рынка транспортной услуги.
Исполнитель:
Проверил:




  1. 

  2. Значение и роль маркетинговой среды в формировании рыночных структур.


Маркетинговая среда фирмы - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руково

дства устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения ус

пешного сотрудничества.

Микросреда - силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и её возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. сама фирма, её поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты и контактные аудитории.

Любая фирма функционирует в определенных социально- политических условиях и испытывает воздействие экономико-правовой базы, научно-технических факторов и специфической культурно-этической среды. Это необходимо учитывать в маркетинговой стратегии фирмы.

Макросреда - силы более широкого социального плана, оказывающие влияние на микросреду, такие, как факторы демографического, экономиче

ского, природного, научно-технического, политического и культурного ха

рактера.

Изучение доминирующих факторов внешней среды целесообразно на

чинать с потенциальных потребителей продукции (услуг) фирмы, учитывая географию деятельности фирмы. Информационной базой здесь могут быть данные государственной статистики, почтового ведомства, переписей, па

нельных опросов, специальных выборочных обследований.

Руководству фирмы необходимо знать, какие экономические условия деятельности имеются в той или иной стране, чтобы выработать правильную маркетинговую стратегию. В этом плане представляет интерес объем произ

водства страны-импортера, темпы роста отрасли, динамика рынка, его насы

щенность, уровень инфляции и безработицы, процентные ставки за кредит, инвестиционная и налоговая политика, политика в области заработной платы и цен.

Как правило, экономическая деятельность фирмы формируется в рам

ках существующего законодательства. Необходимо не только знать законы, но и точно их исполнять, уметь предвидеть изменения той или иной ситуа

ции.

В последнее время серьезное внимание обращается на среду обитания человека. Экология производства и потребления может потребовать сущест

венной переориентации деятельности фирмы, увеличения ее расходов, в том числе, на научные исследования. Ухудшение экологической обстановки за

ставит многие правительства ужесточить законы об охране окружающей среды.

Научно-технические достижения серьезно меняют среду функциониро

вания фирмы. Появляются новые технологии, новые товары, более дешевые виды сырья, что, безусловно, усиливает конкуренцию. Фирмы, систематиче

ски отслеживающие тенденции НТП, несомненно оказываются в выигрыше.

Культурная среда также оказывает влияние на условия функциониро

вания фирмы. Приверженность национальным традициям и обычаям, мо

ральным и культурным ценностям, культивируемая в том или ином общест

ве, может оказаться решающим фактором в выборе маркетинговой стратегии фирмы.



Изучение окружающих условий позволяет выявить как имеющиеся возможности, так и трудности для предпринимателя.

В данной работе изучается маркетинговая среда рынка пассажирских автомобильных перевозок (междугороднее маршрутное такси).

На данном рынке работает компания ООО «Мета», г. Жодино.

  1. 

  2. Анализ состояния маркетинговой среды рынка пассажирских перевозок.


В данной работе рассматривается услуга пассажирских перевозок мар

шрутным такси по маршруту «Жодино-Минск», оказываемая компанией ООО «Мета».

^ Экономическое окружение.

  1. Какие потребности общества удовлетворяет товар (услуга по осу

  2. ществлению междугородних пассажирских перевозок)?

Услуги маршрутного такси пользуются большой популярностью и имеют повышенный спрос. Воспользовавшись маршруткой можно быстро и с комфортом доехать до столицы и обратно. Так, на маршрутном такси доро

га займет 40-45 минут, а если ехать электричкой, то полтора часа.

Езда в маршрутке не так утомляет, как езда в электричке, где бывает шумно или просто негде присесть.

Таким образом, данная услуга удовлетворяет следующие потребности:

  • потребность в комфорте в пути,

  • потребность в быстром прибытии к месту назначения.

  1. Существует ли альтернативный товар?

Альтернативным товаром для рассматриваемого рынка является проезд электропоездом. Стоит отметить, что неоспоримым преимуществом элек

трички является цена билета: если маршрутка обходится в 6000 рублей, то электричка в два раза дешевле.

Естественно, маршрутные такси между городами ходят чаще электри

чек: 3-5 раза в час против одного. Но опять же, преимуществом электричек является их расписание: круглосуточно, в то время как последний рейс мар

шрутки приходится на 22:00, а первый - на 6:00.

  1. Какие изменения на рынке междугородных автомобильных пасса

  2. жирских перевозок можно ожидать в ближайшие 5-10 лет?

Если говорить о рынке междугородных автомобильных грузоперевозок в целом, то можно утверждать об увеличении количества маршрутов Так, к примеру, компания «Мета» может разработать маршрут из Жо- дино в Борисов. Особенно актуальным будет доставка пассажиров к автово

кзалу и городскому рынку.

Также можно организовать перевозки в г. Смолевичи и пос. Заречное.

Такие направления деятельности будут оправданными в связи с тем, что в соседних городах работает и учится большое количество жителей г. Жодино.



20 км Борисов
10 км Жодино
Смолевичи



  1. Какие изменения в системе ценностей потребителей возможно ис

  2. пользовать?

Все большее значение для потребителей товаров и услуг приобретает аспект престижа. Пользоваться услугами маршрутных такси не только пре

стижно (разница в цене билетов на маршрутку и железнодорожный транс

порт составляет 3000 руб.), но удобно с точки зрения частоты рейсов, ком

форта в пути и скорости передвижения.

  1. Можно ли использовать возрастающее значение информации?

В своей работе компания «Мета» может использовать возрастающее значение информации, особенно рекламной. Так, для получения дополни

тельной прибыли компания предлагает размещать рекламу в салоне мар

шрутного такси. Пассажиры обязательно обратят на нее внимание в течение пути.

  1. От чего может зависеть благополучие фирмы?

Благополучие компании «Мета» зависит от ряда факторов:

  • от спроса на услуги компании (сократить спрос может лишь завы

  • шенная цена на услуги);

  • от уровня благосостояния населения (чем выше уровень средних до

  • ходов, тем выше спрос на услуги копании);

  • от уровня благосостояния населения (при превышении уровня дохо

  • дов средней отметки население начинает приобретать автомобили);

  • от государственной поддержки предпринимательской деятельности (упрощение налогообложения, процедуры получения лицензии и т.д.).

  1. Что может мешать достижению или росту успеха?

Указанные выше факторы и будут оказывать влияние на успех компа

нии.

  1. На чем основывается Ваше будущее?

Будущее компании «Мета» основывается на развитии новых маршру

тов и извлечении дополнительной прибыли посредством размещения рекла

мы на транспортных средствах и в салоне автомобилей.



^ Технико-технологическое окружение.


    1. Для чего производится изучение технико-технологического окружения?

Изучение технико-технологического окружения производится с целью выявления технической оснащенности конкурентов (государственных авто

бусных парков), что позволит всегда быть впереди них.

  1. Что снижает организационно-технический уровень производства?

Снизить организационно-технический уровень производства может

только недостаток оборотных средств, необходимых для технического осна

щения и покупки техники в соответствии с современными требованиями к ней.

  1. Есть ли возможность продлить жизненный цикл используемой технологии?

Продлить жизненный цикл технологии оказания услуги можно путем упрощения ее продажи. Например, организация бронирования билетов через телефон или Интернет.

  1. Какие надежды возлагаются на научно-технический прогресс?

Что касается научно-технического прогресса, то, как и все компании,

осуществляющие автомобильные перевозки, ООО «Мета» надеется на появ

ление новых, более дешевых видов топлива и новых, более экономичных ви

дов автомобилей.

  1. Существует ли проблема с профессиональной подготовкой техно

  2. логических кадров?

Проблемы с профессиональной подготовкой технологических кадров не существует. В настоящее время в городе и соседних городах существуют школы подготовки водителей автотранспортных средств, Центром занятости организуются аналогичные курсы.

  1. Кратко сформулируйте реальные технологические возможности фирмы.

Что касается реальных технологических возможностей компании ООО «Мета», то в настоящее время в ее распоряжении находится 5 автомобилей, постоянно курсирующих по маршруту Жодино-Минск-Жодино. Каждый ав

томобиль выполняет в среднем 8 таких рейсов в день, с 6:00 до 22:00. На од

ном автомобиле работает два водителя.

Всего же, за 16 часов выполняется 16*4*2=128 таких поездок. Следова

тельно, компании «Мета» принадлежит 40 поездок из 128 (или 31,3%) рынка. Остальные рейсы выполняются маршрутками Минского автовокзала Мос

ковский и Автобусным парком №8 г. Жодино.
^ Правовое окружение.


2.16. Какие специальные законы и нормативные акты являются важны

ми для рынка автомобильных пассажирских перевозок?

Основным нормативным актом для рынка пассажирских перевозок яв

ляется Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомо

бильных перевозках».

Также деятельность перевозчиков регулируется рядом других доку

ментов. Среди них можно назвать:

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утвер

  • ждении Положения о лицензировании деятельности в области автомобильно

  • го, внутреннего водного, морского транспорта»

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утвер

  • ждении Положения о порядке проведения конкурса на право выполнения ав

  • томобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении.

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некото

  • рых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»

  • Постановление Министерства экономики Республики Беларусь «О тарифах на международные автомобильные перевозки пассажиров, багажа и (или) ручной клади в регулярном сообщении»

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об уста

  • новлении требований к лицам, ответственным за организацию и выполнение автомобильных перевозок, и утверждении Положения о порядке подтвер

  • ждения профессиональной компетентности лиц, ответственных за организа

  • цию и выполнение международных автомобильных перевозок, и выдачи со

  • ответствующих свидетельств».

  1. Какова роль усиления ответственности изготовителя для Вас?

Перевозчик должен гарантировать пассажирам безопасную и своевре

менную доставку в место назначения. Поэтому, в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, например, сломалась машина в пути, компа

ния «Мета» снимает свободную машину с рейса, чтобы забрать пассажиров и доставить их в пункт назначения.

  1. Что является правовой доминантой в деятельности фирмы?

Правовой доминантой в деятельности компании «Мета» является со

блюдение действующего законодательства, регулирующего предпринима

тельскую деятельность, сферу пассажирских перевозок, трудовые взаимоот

ношения и т.п.

^ Политическое окружение.

2.19. Ощущается ли возрастающее влияние средств массовой информа

ции на деятельность фирмы?

Несомненно, на деятельность компании «Мета» СМИ оказывают опре

деленное влияние. Так, неблагоприятный имидж создают статьи об авариях с участием маршруток, о том, что водители не соблюдают правила дорожного движения, чтобы быстрее доехать до места назначения и т.д.



В то же время, СМИ оказывают рекламное воздействие на человека. Поэтому посредством рекламных объявлений по радио, местному телевиде

нию или в прессе компания «Мета» может продвигать свои услуги.

    1. Существует ли риск для фирмы в связи с возможными политиче

    2. скими изменениями?

Учитывая то, что компания «Мета» осуществляет пассажироперевозки по внутренним маршрутам, риск для нее из-за неблагоприятной политиче

ской обстановки не существует.

2.21 Какое значение имеет возрастающая интеграция с РФ и СНГ, Ев

ропейским сообществом?

Возрастающая интеграция С РФ и СНГ, с ЕС влияет на развитие меж

дународных перевозок. Что же касается компании «Мета», то интеграция может повлиять на нее косвенно: вырастет уровень благосостояния населе

ния страны и г. Жодино в частности, а соответственно, и увеличится плате

жеспособный спрос на услуги компании.

    1. Какое значение на фирму может оказать политическая изоляция?

Политическая изоляция не повлияет непосредственно на фирму, т.к.

она осуществляет внутренние перевозки пассажиров. Ее влияние может стать косвенным. За политической изоляцией последует экономическая. В резуль

тате упадет уровень благосостояния населения и сократится спрос на услуги маршруток.

  1. Оказывают ли влияние на фирму политические институты?

Политические институты не оказывают влияния на деятельность фир

мы «Мета». ООО «Мета» - это региональная, малая фирма, поэтому глобаль

ные и национальные вопросы ее, как правило, не затрагивают.

^ Демографические изменения.

2.24. На какие демографические изменения можно рассчитывать в бли

жайшие 10-20 лет?

Демографическая ситуация в г. Жодино характеризуется теми же пока

зателями, как и по всей стране.

Так, по данным главного статистического управления Минской об

ласти численность населения города Жодино на 01.01.2010 составляет 62,2 тыс. По сравнению с 2000 годом общая численность населения сократилась на 3 тыс. человек. Основной причиной стали превышение смертности над рождаемостью и миграция в г. Борисов, Минск.

Можно утверждать, что такая ситуация сохранится и в будущем. Какой шанс дает Вам возрастающий уровень благосостояния се

мей?

Возрастающий уровень благосостояния семей дает шанс развития биз

неса компании «Мета». С ростом благосостояния увеличится количество на

селения, 

пользующегося услугами маршруток, также увеличится общее ко

личество совершаемых ими поездок (в магазин, в развлекательный центр, парк и т.д.).

    1. Какой риск заключен в этом развитии?

Риск роста благосостояршя семей заключается в том, что при опреде

ленном доходе семья сможет приобрести автомобиль и иметь лишние сред

ства на его обслуживание. В результате она откажется от услуг маршруток.

    1. Изменится ли в ближайшее время состав целевых групп потреби

    2. телей?

В ближайшее время маловероятно, что изменится состав целевых групп потребителей. Это по-прежнему будет учащаяся молодежь, семьи со средним достатком.

^ Экологическая среда.

    1. Затрагивают ли экологические проблемы Ваше производство?

Экологические проблемы не затрагивают процесс оказания услуг ком

пании «Мета».

    1. Существует ли риск возникновения экологической несовместимо

    2. сти производства?

Риска возникновения экологической несовместимости производства не существует. Компания «Мета» не обладает техническими средствами, спо

собными принести вред окружающей среде или вызвать техногенную катаст

рофу.

    1. Обозначены ли тенденции снижения экологических издержек про

    2. изводства?

Снижению экологических издержек производства способствует лишь соблюдение установленных в РБ экологических нормативов.

    1. Отношение сотрудников к экологии.

Так как экологический аспект деятельности не является основным для компании «Мета» руководство не следит и не формирует (в случае необхо

димости) надлежащее отношение сотрудников к экологии.

^ Выводы по работе

Для оценки маркетинговой среды фирмы «Мета» можно использовать ранжирование состояния элементов изучаемого рынка. Матрица оценки мар

кетинговой среды компании, осуществляющей междугородние пассажирские автомобильные перевозки маршрутным такси приведена ниже.


Уровень

Ранг для сектора
Общест
Потре
Оптовики

Конку
Постав

во

бители

(экспеди
ренты

щики


торы)

Экономический

2

2

3

2

2

Технический

4

4

3

3

2

Правовой

3

2

2

2

2

Демографический

2

2

2

2

2

Экологический

3

3

1

1

1

Оценочные показатели можно охарактеризовать следующим образом:

    1. - отлично

    2. - хорошо

    3. - удовлетворительно

    4. - неудовлетворительно

    5. - плохо.

Если говорить об экономическом положении в регионе, то оно ста

бильно. Жители города имеют доход выше среднего (благодаря функциони

рованию успешных предприятий ПО «БелАЗ», ОАО «Кузнечный завод тяже

лых штамповок», ОАО «Свитанок». Поэтому компания «Мета» может рас

считывать на наличие платежеспособного спроса на свои услуги.

Что касается технического уровня, то, несмотря на отрицательную кар

тинку по республике (устаревание основных средств) компания «Мета» стремится приобретать только новую, современную технику для осуществле

ния пассажирских перевозок. Такая политика позволит избежать лишних проблем при проведении технических осмотров, а также снизить экологиче

ские издержки.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности затраги

вает и работу компании. Основные трудности связаны с лицензированием деятельности и прохождением процедур согласования.

Демографическая ситуация, которая характеризуется ростом миграци

онных потоков и ростом доходов населения, также благоприятно сказывается на благосостоянии компании (растет пассажирооборот, а соответственно, и доход фирмы).

Что касается экологического уровня, то для данного вида услуги этот фактор не столь важен, как, к примеру, для промышленного производства.



Новая техника позволит постоянно быть в рамках внутриреспубликанских экологических нормативов, не платить лишних штрафов.

В целях перспективного роста компании «Мета» следует придержи

ваться стратегии разработки новой услуги. Такой услугой может стать орга

низация новых маршрутов, к примеру, в соседние города - Борисов и Смоле- вичи, а также организация сезонных рейсов в садоводческие товарищества.



Литература


  1. Котлер Ф. Маркетинг. – М., Киев, СПб: Издательский дом «Вильямс», 2000.

  2. Алихашкина Е. Исследование партнеров: выбор и оценка источников поставки. Практический маркетинг. 2002.

  3. htt://sta-logistic.by/infocenter/norms/belarus








Скачать файл (39.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации